Комментарии к СТ 253 УК РФ

Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

Комментарий к статье 253 УК РФ:

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по охране вод, живых ресурсов моря и естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Предмет преступления — живые ресурсы и естественные богатства континентального шельфа.

2. Обязательным объективным признаком рассматриваемого преступления является место его совершения — акватория континентального шельфа и исключительной 200-мильной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница территориального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря, шириной не свыше 200 морских миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Для правильного понимания признаков преступления следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. ст. 253, 256 УК РФ)».

3. Статья 253, по сути, формулирует в ч. ч. 1 и 2 признаки двух самостоятельных составов преступлений.

4. С объективной стороны преступление, предусмотренное в ч. 1 ст. 253, состоит в незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе, незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений, а равно в нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 УК, образует любое из следующих действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения компетентного российского органа.
Надлежащие правила проведения исследований, разработки естественных богатств изложены в Законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. (главы III, IV, V), положениями которого и следует руководствоваться при установлении объективных признаков рассматриваемых составов преступлений.

5. Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 253 УК, имеют формальный состав. Сам факт совершения указанных в законе противоправных действий (бездействия) образует оконченное преступление вне зависимости от наступления вредных последствий.

6. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он совершает противоправные действия, указанные в ч. ч. 1 и 2 ст. 253 УК, и желает их совершить.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

СТ 253 УК РФ.

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на
континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в
исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение
правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов,
установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо
исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального
шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации,
проводимые без соответствующего разрешения, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 253 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления (ч. 1) может выражаться: а) в незаконном возведении искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) в незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) в нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

2. В ч. 2 предусмотрена ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения, выдаваемого федеральным органом в установленном законом порядке.

3. Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)».

Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (действующая редакция)

1. Незаконные создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 253 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, обеспечение безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.

Правовой режим континентального шельфа определяется нормами Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. , Закона о континентальном шельфе, Закона о животном мире, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) ; другими законодательными актами РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
———————————
БВС СССР. 1964. N 28. Ст. 329.

СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

Правовой режим исключительной экономической зоны определяется Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) , принятым в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. , Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) и другими федеральными законами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2010. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732.

СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 1013; N 48. Ст. 5493.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440; 2011. N 15. Ст. 2021; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за два самостоятельных состава преступления.

Часть 1 комментируемой статьи говорит о нарушениях законодательства о континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, не являющихся экологическими преступлениями, поскольку они посягают на отношения по обеспечению безопасности морского судоходства и суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Предмет этого преступления — незаконно созданные на континентальном шельфе сооружения, незаконно созданные вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зоны безопасности, а также средства обеспечения безопасности морского судоходства.

Под сооружениями понимаются искусственные острова, буровые и иные установки, платформы разного назначения, причалы и другие постройки. Они не обладают статусом естественных островов, не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16 Закона о континентальном шельфе).

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи под сооружениями следует также понимать подводные кабели и трубопроводы различного назначения. К ним необходимо отнести также и устройства для выращивания морской продукции, в частности моллюсков с искусственным жемчугом, морских ежей, плантации культивируемой морской капусты (ламинарии).

Вокруг искусственных островов, установок, платформ и иных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края названных сооружений (ст. 16 указанного Закона).

Средства обеспечения безопасности морского судоходства — это различные устройства, предупреждающие морские и воздушные суда о наличии сооружений: маяки, бакены, молы (устройства для защиты от волн), световые, светозвуковые устройства и др.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается альтернативно в: а) незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Создавать искусственные острова, установки и другие сооружения на шельфе могут: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; физические и юридические лица РФ; иностранные государства, иностранные физические и юридические лица; компетентные международные организации.

Порядок представления, рассмотрения, оценки запросов на создание искусственных сооружений на шельфе и порядок принятия иных решений устанавливаются Законом о континентальном шельфе (ст. ст. 17 — 20) и международными договорами РФ. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе изложен в ст. 22 Закона о континентальном шельфе. Деятельность на искусственном острове, платформе, сооружении может быть прекращена на основании решения суда (ст. 21 указанного Закона).

Перечень правил, которыми должны руководствоваться заявители, довольно обширен. Так, незаконными признаются: возведение сооружений без разрешения либо с несоблюдением установленных в разрешении условий (не в том месте, не на той глубине, без соблюдения мер безопасности); создание с нарушением установленных правил зон безопасности либо охрана или ликвидация с нарушением правил возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности.

Передача заявителями, получившими разрешение на создание сооружений, прав на возведение и пользование ими другим лицам запрещается. Эксплуатация сооружений такими лицами также образует состав рассматриваемого преступления.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место совершения преступления: континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ (см. коммент. к ст. 252).

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в статье деяний. При наличии последствий (загрязнение вод, авария корабля) содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи и, например, по ст. ст. 252, 263 УК.

4. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.

Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют.

6. Предметом преступления в ч. 2 комментируемой статьи являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ (природные ресурсы). Естественные богатства шельфа составляют: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.п.), а также живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне либо не способны передвигаться иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки «сидячих» видов, морские водоросли и др.).

К естественным богатствам исключительной экономической зоны РФ относятся ее биоресурсы: рыбы, морские звери, иные млекопитающие, водоплавающие птицы.

7. Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из названных в законе проводимых без соответствующего разрешения действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ.

Эти действия образуют состав экологического преступления.

Исследования, т.е. морские научные и ресурсные исследования, субъекты таких исследований, порядок получения разрешения на их проведение, порядок их проведения, основания для отказа в выдаче разрешений подробно изложены в гл. V «Морские научные исследования» указанного Закона.

Морские научные исследования являются незаконными, если они осуществляются без разрешения либо в месте, не обозначенном в разрешении, либо если их проводит лицо, не указанное в разрешении, переданном ему другим лицом.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (в области обороны, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и др.).

Разрешения на региональное геологическое изучение шельфа; поиск минеральных ресурсов, их разведку и разработку; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с эксплуатацией ресурсов шельфа; сбор палеонтологических, минералогических и других геологических коллекционных материалов выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (по обороне, в области рыболовства и др.).

Разрешение на проведение морских ресурсных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (ст. ст. 23 — 30 Закона о континентальном шельфе и ст. ст. 19 — 21 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Разведка естественных богатств — это поиск живых и неживых ресурсов, определение их количества, объемов, продуктивности, возможности промысловой добычи и т.п.

Разработка естественных богатств представляет собой их промышленную добычу. Разработка этих богатств осуществляется с учетом их рационального использования и восстановления ресурсов .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» (в ред. от 02.10.2009) // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст. 5794; 2009. N 12. Ст. 1429; N 41. Ст. 4764.

Порядок проведения разведки и разработки естественных богатств также довольно подробно урегулирован в законодательстве РФ. Так, разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны российским и иностранным заявителям выдаются Росрыболовством. Лицензии действительны в течение календарного года в пределах указанных в них районов промысла и на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен быть подлинник лицензии.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из названных действий.

8. Субъект преступления — гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

9. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения конкретного из перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает так действовать.

10. Рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.17 и 8.18 КоАП.

Часть 1 ст. 8.17 КоАП отличается от ч. 1 комментируемой статьи по признакам объективной стороны: в ней предусматривается ответственность за нарушение правил безопасного проведения перечисленных в этой статье работ, либо правил охраны или использования минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, либо условий лицензии на водопользование, региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных (неживых) ресурсов в этих местах.

От преступления, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП, отличается тем, что ответственность по ч. 2 ст. 8.17 КоАП за нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов или условий лицензирования при проведении исследований, разведки или разработки этих ресурсов наступает при наличии разрешения (лицензии) на проведение такой деятельности, а по ч. 2 комментируемой статьи — за ее осуществление без разрешения.

Часть 1 ст. 8.18 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, тогда как ч. 2 комментируемой статьи — за эти действия, но при отсутствии разрешения.

11. Практика применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов рассмотрена в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.

Статья 253 УПК РФ. Отложение и приостановление судебного разбирательства (действующая редакция)

1. При невозможности судебного разбирательства вследствие неявки в судебное заседание кого-либо из вызванных лиц или в связи с необходимостью истребования новых доказательств суд выносит определение или постановление о его отложении на определенный срок. Одновременно принимаются меры по вызову или приводу неявившихся лиц и истребованию новых доказательств.

2. После возобновления судебного разбирательства суд продолжает слушание с того момента, с которого оно было отложено.

3. Если подсудимый скрылся, за исключением случая, указанного в части четвертой настоящей статьи, а также в случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого соответственно до его розыска или выздоровления и продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых. Если раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то все производство по нему приостанавливается. Суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого.

4. При наличии оснований, указанных в части пятой статьи 247 настоящего Кодекса, по ходатайству сторон судебное разбирательство проводится в отсутствие подсудимого. О проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого суд выносит определение или постановление.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 253 УПК РФ

1. Требование закона об отложении судебного разбирательства лишь на определенный срок направлено против судебной волокиты и на обеспечение срочности судебной защиты прав и законных интересов граждан. Вместе с тем в данной статье говорится о принятии судом решения об отложении судебного разбирательства лишь при невозможности судебного разбирательства вследствие неявки в судебное заседание кого-либо из вызванных лиц или в связи с необходимостью истребования новых доказательств. Однако на практике нередки и другие случаи, когда провести судебное разбирательство, назначенное судьей или судом на определенное время, бывает невозможно, например ввиду болезни судьи, занятости его в другом процессе и т.д. Обычно в подобных обстоятельствах на практике объявляется о «снятии дела с рассмотрения» и переносе его слушания на другое, порой неопределенное, время без вынесения какого-либо судебного решения. Это неправомерно препятствует срочности и регулярности судебного разбирательства и, кроме того, исключает для сторон возможность обжалования в вышестоящий суд непроцессуального отложения судебного разбирательства. Представляется, что в подобных случаях председатель суда своим письменным распоряжением должен передать дело для рассмотрения другому судье или другому составу суда.

2. Решение об отложении судебного разбирательства на определенный срок принимается, в частности, и в связи с необходимостью истребования новых доказательств, в том числе для проведения судебной экспертизы. Некоторые авторы полагают, что данное положение части 1 ком. статьи открывает для суда фактическую возможность направить дело для дополнительного расследования. Однако подобное толкование без необходимости распространяет содержание данной нормы на отношения, которые ею явно не предусмотрены. Так, в ней говорится лишь об истребовании судом новых доказательств, а не о требовании к органу предварительного расследования о проведении дополнительных следственных действий. Истребовать же можно лишь предметы и документы (справки, характеристики, копии приговоров и т.п.).

3. Квалификационная комиссия Адвокатской палаты г. Москвы не согласилась с попыткой заявителя (судьи) отграничить перерыв судебного заседания от отложения судебного разбирательства (ст. 253 УПК РФ) как не основанной на законе. Поскольку в УПК отсутствует такое общее условие судебного разбирательства, как непрерывность, то между перерывом в судебном заседании и отложением судебного разбирательства, по мнению квалификационной комиссии, никакой юридической разницы нет. Перерыв как самостоятельный уголовно-процессуальный институт упоминается только в ч. 3 ст. 187, ч. 1 ст. 425, ч. 2 ст. 298 УПК РФ, которые не регламентируют ход судебного заседания. Квалификационная комиссия отмечает, что этические правила поведения адвоката должны быть едиными вне зависимости от того, как конкретный судья назвал временной промежуток, в течение которого не будет осуществляться рассмотрение уголовного дела, — перерывом или отложением.

4. Судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться и без согласия подсудимого. См. также ком. к ст. 247.

Статья 272 УК РФ. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Примечания. 1. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарии к ст. 272 УК РФ

1. Общественная опасность преступлений в сфере компьютерной информации состоит в том, что неправомерный доступ к информации, повлекший ее уничтожение, блокирование, модификацию, копирование, нарушение работы ЭВМ, их систем и сетей, может нарушить деятельность различных систем автоматизированного контроля и управления объектами жизнеобеспечения, энергетики, обороны, транспорта, повлечь не только значительный материальный ущерб, но и причинение вреда здоровью людей, их гибель.

Преступность в сфере высоких технологий (киберпреступность) является серьезной угрозой национальной безопасности РФ. Она приобрела характер транснациональной организованной преступности, о чем отмечено в Бангкокской декларации по результатам XI Конгресса ООН 2005 г. В Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 2001 г., с Дополнительным протоколом, в котором Россия не участвует) не только государства — члены Совета Европы, но и другие признали необходимость проведения в приоритетном порядке общей политики в сфере уголовного права, нацеленной на защиту общества от преступности в сфере компьютерной информации.

В целях обеспечения эффективной борьбы с рассматриваемыми преступлениями было принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 2001 г.). В Соглашении определены основные термины:

а) преступление в сфере компьютерной информации — уголовно наказуемое деяние, предметом посягательства которого является компьютерная информация;

б) компьютерная информация — информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи;

в) вредоносная программа — созданная или существующая программа со специально внесенными изменениями, заведомо приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

г) неправомерный доступ — несанкционированное обращение к компьютерной информации.

Стороны признали в соответствии с национальным законодательством в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, если они совершены умышленно:

а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

б) создание, использование или распространение вредоносных программ;

в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.

2. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 272, — общественные отношения, обеспечивающие информационную безопасность, право собственника или иного законного владельца по реализации своих полномочий в установленных законом пределах на информацию, производство, владение, использование, распоряжение, защиту от неправомерного воздействия. Дополнительным объектом может выступать какая-либо тайна — государственная, коммерческая, банковская, личная, налоговая, врачебная, адвокатская, нотариальная, тайна исповеди и др.

Потерпевшим является собственник или иной законный владелец компьютерной информации, предметом преступления — охраняемая законом компьютерная информация.

3. Электронно-вычислительная машина (ЭВМ) — совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах. Под ЭВМ могут пониматься как компьютер, так и различные электронные устройства, отвечающие этим требованиям: устройства каналы связи, банкоматы, сотовые телефоны, кассовые аппараты и т.д.

Сетью ЭВМ признается совокупность компьютеров, а также средств и каналов связи, которые позволяют использовать информационные и вычислительные ресурсы каждого компьютера, включенного в сеть, независимо от его места нахождения.

Система ЭВМ — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих как единое целое ЭВМ, обеспечивающих возможность выполнения единой задачи. Такой, например, является, государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы».

Под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

4. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Закон подробно регламентирует вопросы доступа, ограничения, распространения, предоставления, защиты, использования информации, информационно-телекоммуникационных сетей, ответственности за правонарушение в сфере информации, информационных технологий.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

Информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. Режим защиты информации, если иное не предусмотрено законом, определяет обладатель информации, который вправе ограничивать доступ к информации, обязан принимать меры по защите информации, если это установлено федеральным законом.

5. Информация признается объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Вопросы правовой защиты информации определены в части четвертой ГК РФ, введенной в действие с 01.01.2008. В частности, в ст. 1225 ГК РФ в числе охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации указаны программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных.

В ст. 1261 ГК РФ указано, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. В ней же дано понятие программы для ЭВМ, которой является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Статья 1262 ГК РФ определяет порядок и процедуру регистрации программ для ЭВМ и баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Предусмотрено, что программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат.

6. Компьютерная информация — это сведения, содержащиеся в оперативной памяти ЭВМ, на машинных носителях, подключенных к ЭВМ, или на съемных устройствах (жесткие магнитные диски (винчестеры), гибкие магнитные диски (дискеты), магнитооптические, оптические, лазерные и иные диски, ленты, карты памяти, компакт-диски и т.д.).

К охраняемой законом компьютерной информации относится любая информация, указанная в законе в связи с охраной вещных и обязательственных прав на ЭВМ и компьютерное оборудование, а также в связи с охраной тайны связи.

Она является информацией с ограниченным доступом и подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и информацию конфиденциальную.

О государственной тайне см. комментарий к ст. 275.

Конфиденциальность информации предполагает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к ней, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188 . К ним, в частности, относятся:

СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ;

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

7. Объективная сторона характеризуется неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации на любой стадии ее технологической обработки (сбор, перенос, формирование, ввод, передача и т.д.), что повлекло указанные в законе альтернативные последствия в виде уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации, нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Неправомерность предполагает завладение информацией не в установленном законом порядке, вопреки воле собственника или иного законного владельца (самовольное, без необходимого разрешения, согласия, с нарушением установленного порядка и т.д.).

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования (приобретение и использование возможности просматривать, получать, вводить, изменять или уничтожать информацию либо влиять на процесс ее обработки, распоряжаться информацией). Способы доступа законодателем не определены, и они могут быть различными: хищение носителя информации, внедрение в чужую информационную систему, считывание, сканирование, перехват, взлом системы защиты с использованием специальных технических или программных средств, ввод ложной информации, ложного пароля, незаконное использование действующего пароля, кода и т.д.

8. Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 272 последствий в виде уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, нарушения работы ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. Ознакомление с информацией при отсутствии последствий не образует состава преступления, предусмотренного ст. 272.

Уничтожение информации представляет собой ее удаление (полное или частичное) с соответствующего носителя, приведение ее в состояние, негодное для применения. Возможность владельца восстановить уничтоженную информацию не исключает ответственности. Если информация была не уничтожена, а лишь удалена, то в случае ее восстановления содеянное квалифицируется как покушение на уничтожение.

Блокирование информации заключается в создании различного рода временных или постоянных препятствий по правомерному доступу к ней, невозможности использования информации (полностью или частично) при ее полной сохранности.

Модификация информации — это ее любое изменение, не являющееся адаптацией, без согласия собственника или иного законного владельца (удаление, дополнение записей, перевод на другой язык, переработка и т.д.).

Копирование информации означает ее воспроизведение (перенос) с оригинала на другой носитель, ее дублирование без повреждения самой информации с возможностью дальнейшего использования по назначению, вывод информации на печатающее устройство и т.д.

Если при неправомерном доступе к информации виновный не только копирует, но и тиражирует информацию, то содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 272 и 146 УК.

Нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети предполагает случаи уменьшения производительности, сбоев в работе, когда ЭВМ, их система или сеть не выполняют полностью или частично своих функций, например не выдают информацию вообще или выдают, но искаженную, неверную и т.п.

Если при нарушении работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети происходит их уничтожение или повреждение, то содеянное может квалифицироваться по совокупности ст. 272 и ст. 167 УК.

В случае, когда для неправомерного доступа к компьютерной информации лицо совершает хищение ЭВМ, содеянное охватывается ст. 272 и соответствующей статьей УК, предусматривающей ответственность за преступления против собственности в зависимости от формы хищения.

Совершение лицом какого-либо преступления с помощью полученной им при неправомерном доступе компьютерной информации подлежит самостоятельной юридической оценке. Например, хищение денег при неправомерном доступе к компьютерной информации может быть квалифицировано по совокупности ст. ст. 272 и 158 УК, поскольку совершается тайное хищение чужого имущества с использованием неправомерно полученной компьютерной информации.

9. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного).

10. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. В части 2 ст. 272 предусмотрены квалифицирующие признаки: деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК) либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Использование служебного положения предполагает наличие специального субъекта. Им могут быть как должностное лицо, так и государственный и муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, использующее для совершения преступления (неправомерного доступа к компьютерной информации) свое служебное положение в организации, работником которой оно является, или в контролирующей организации.

Под лицами, имеющими доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, понимаются любые лица, которые на законных основаниях (в соответствии со служебным положением, на основании разрешения, согласия владельца и т.п.) имеют право доступа к компьютерной системе, право получать компьютерную информацию, производить с ней определенные операции, осуществлять техническое обслуживание оборудования (операторы, программисты, абоненты системы ЭВМ и др.).

253 ст ук рф