Содержание:

В Алматы подано 78 исков о принудительном изъятии участков, неиспользуемых по назначению

По результатам проверок выявлено 515 нарушений земельного законодательства РК.

В Алматы проведено 547 внеплановых проверок за первое полугодие. Об этом сообщил руководитель Управления по контролю за использованием и охраной земель города Ержан Сейтенов на пресс-конференции в региональной службе коммуникации города, передает Zakon.kz.

По его словам, по результатам проверок выявлено 515 нарушений земельного законодательства РК и приняты меры административного воздействия в виде штрафов на общую сумму 23 364 490 тенге, из которых:
— 58 – за самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности, по которым наложены штрафы по ст. 136 КоАП на сумму 15 812 820 тг;
— 13 – за использование земельных участков не по целевому назначению, по которым наложены штрафы по ч. 1 ст. 339 КоАП на сумму 480 970 тг;
— 6 – за не использование земельных участков, предназначенные для ведения сельского хозяйства, по которым наложены штрафы по ст. 338 КоАП на сумму 7 070 700 тг. Необходимо отметить, что согласно нормам КоАП 160 административных дел объединены в одно производство и вынесено 1 постановление по делу об административном правонарушении.
— 279 – за не использование земельных участков, предназначенных для строительства объектов, по которым выданы предписания о принятии мер по использованию земельных участков по назначению.

Административный штраф за данное нарушение не предусмотрен.

Из наложенных 77 административных штрафов: 35 штрафов на сумму 13 864 825 тенге уплачено в доход государства; 42 штрафа на сумму 9 499 665 тенге направлено судебным исполнителям на принудительное взыскание.

Также Управлением в суды города Алматы подано 78 исковых заявлений о принудительном изъятии земельных участков, используемых не по назначению, предоставленных для строительства объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам.

«В настоящее время по ранее поданным искам имеются вступившие в законную силу решения судов о принудительном изъятии 13 земельных участков. Также 1 земельный участок сельскохозяйственного назначения собственниками добровольно передан в пользу государства», — заключил Е.Сейтенов.

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

Текущая редакция ст. 19.15 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Единый Федеральный Реестр (Федресурс)

Публикация информации в едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц

Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129 введена обязанность для ВСЕХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ вносить в Единый федеральный реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru) сообщения о деятельности Общества.

Статьёй 14.25. КоАП РФ установлена ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Непредставление или представление недостоверных сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, повторное совершение данного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Как опубликовать информацию в едином федеральном реестре (Федресурс)

Опубликование информации осуществляется юридическим лицом с использованием квалифицированного ключа электронной подписи, который необходимо получить в одном из уполномоченных удостоверяющих центрах.

Сообщения, публикуемые ежегодно

  • о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
  • о результатах обязательного аудита;
  • Сообщения, публикуемые при наступлении события

  • о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства);
  • об обязательной оценке
  • о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
  • о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
  • об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;
  • о выдаче независимой гарантии;
  • о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами.
  • Наше предложение

    «ФК ЦЕННЫЕ БУМАГИ» является официальным партнером Удостоверяющего центра «ESTP». Мы готовы самостоятельно для Вашего общества получить квалифицированный ключ электронный подписи и своевременно опубликовывать информацию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности Вашего общества, включая ежегодную информацию о стоимости чистых активов.

    Штрафы ГИБДД — проверить и оплатить

    Сервис «Штрафы ГИБДД онлайн» позволяет любому автовладелецу проверить наличие штрафов выписанных Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Так же доступна проверка штрафов за нарушение правил стоянки и остановки (выписанные МАДИ ) и за неоплаченную парковку (ГКУ АМПП ) в г. Москва. В случае наличия штрафов ГИБДД их можно сразу же оплатить посредством банковской карты.

    Для поиска штрафов введите серию и номер водительского удостоверения и/или свидетельства о регистрации транспортного средства. Только одновременный поиск по данным ВУ и СТС дает самую полную информацию о штрафах.

    Водительское удостоверение:
    ? Для поиска штрафов, выписанных водителю инспекторами ГИБДД

    Введите номер Постановления по делу об административном правонарушении или уникальный идентификатор начисления (УИН).
    УИН состоит из 20-ти цифр в случае штрафов выписанных ГИБДД
    УИН состоит из 25-ти цифр для штрафов выписанных ГКУ АМПП и МАДИ

    Номер Постановления / УИН:
    ? Проверка штрафов по уже выписанным Постановлениям об админинистративых нарушениях

    Для части штрафов ГИБДД доступны данные фотофиксации (фотографии). Для того, чтобы загрузить фото необходимо кликнуть на номер УИН в результатах поиска. Внимание, функция вывода фото работает не стабильно по независящим от нас причинам..

    Оплата возможна следующими способами: банковские карты (MasterCard, Maestro, Visa, Мир), Webmoney, Яндекс.Деньги, QIWI кошелек, Сбербанк Онлайн, Альфа клик. Так же возможна оплата с баланса мобильного телефона (Билайн, МТС, Мегафон, Теле 2). Мы не обрабатываем и не храним ваши платежные данные. После оплаты вам будет доступна квитанция, подтверждающая платеж, а так же подписка на уведомления о новых штрафах.

    Проверка штрафов ГИБДД доступна по следующим данным:
    • номер свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС)
    • номер водительского удостоверения (ВУ)
    • номер постановления по делу об административном правонарушении (УИН)

    Кроме проверки и оплаты штрафов, на нашем сайте доступна проверка задолженностей по налогам физических лиц: транспортный налог, земельный, налог на имущество физических лиц.

    Если у Вас на руках имеется Постановление по делу об административном правонарушении, кликните на вкладку «По номеру Постановления — УИН» и укажите его номер (УИН).

    Как проверить штрафы ГИБДД?

    Для того чтобы проверить наличие штрафов ГИБДД, а так же штрафов за неоплаченную парковку и нарушение правил стоянки и остановки Вам понадобится один из следующих документов:

  • Действующее водительское удостоверение (ВУ)
  • Государственное свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
  • Проверка штрафов осуществляется по серии и номеру документа, введенных в соответствующие поля формы поиска. Для получения информации о всех штрафах необходимо ввести данные обоих документов: ВУ и СТС.

    • Проверка штрафов за нарушения ПДД, выписанных водителю непосредственно инспекторами ГИБДД, выполняется по водительскому удостоверению.
    • Чтобы проверить штрафы ГИБДД с камер фото- и видеофиксации следует ввести данные СТС.
    • После внесения необходимых данных в поля формы поиска нажмите кнопку «ИСКАТЬ ШТРАФЫ». Запрос к базе ГИС ГМП может длиться до нескольких минут, пожалуйста, дождитесь результата поиска.

      Если в результате проверки будут найдены неоплаченные штрафы, тогда Вам будет предоставлена подробная информация: дата постановления, УИН, администратор доходов (ГИБДД, АМПП, МАДИ), сумма к оплате и прочее. В противном случае появится сообщение о том, что ничего не найдено.

      Частые вопросы по штрафам ГИБДД

      Где посмотреть штрафы ГИБДД по гос. номеру машины?
      На данный момент отсутствует возможность проверить штрафы ГИБДД по номеру машины. Штрафы идентифицируется по номеру водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если вы обнаружили в Интернете сайт, который предлагает проверить штрафы по номеру автомобиля, это должно насторожить вас.

      Как посмотреть штраф по номеру постановления?
      В форме поиска штрафов на нашем сайте необходимо ввести номер постановления в поле обозначенное как «номер постановления (УИН)». Обращаем внимание, что в номере постановления много цифр и легко сделать ошибку. Поэтому проверяйте корректность ввода данных, перед отправкой их на проверку.

      Что такое номер постановления (УИН), как его расшифровать?
      В текущий момент номер постановления является одновременно уникальным идентификатором начислений (УИН). Об этом идентификаторе следует рассказать подробнее, т.к. это не случайное число, а зашифрованная информация.
      УИН может состоять из 20 или 25 знаков (цифр). Первые цифры УИН содержат информацию об администраторе платежа, в случае со штрафами автовладельцев – организация, которая выписала штрафа.
      188 – первые три цифры означают, что постановление о штрафе выписано ГИБДД. Полное количество цифр в УИН – 20. Примерный вид УИН (номера постановления) – 188101521610170586158.
      780 – постановление о штрафе выписано ГКУ АМПП за неоплаченную парковку в Москве. Полное количество цифр в УИН – 20. Это устаревший формат УИН для ГКУ АМПП и в 2016 году формат был изменен на состоящий из 25 цифр и первые цифры – 03554310.
      782 – постановление выписано МАДИ за нарушение правил стоянки и остановки в Москве. Полное количество цифр – 20. Это старый формат для МАДИ, в 2016 году формат был изменен на состоящий из 25 цифр и начинается с 03560430.

      Как оплатить штрафы ГИБДД со скидкой?
      C 2016 года появилась возможность оплачивать штрафы ГИБДД со скидкой 50%. Однако не все штрафы попадают под действие этого закона. Из его действия исключены самые грубые нарушения ПДД.
      — нарушения в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения (статья 12.8, часть 3 статьи 12.27, статья 12.26)
      — повторные нарушения: превышение скорости на 40 км/ч (части 6 и 7 статьи 12.9), проезд на красный (часть 3 статьи 12.12), выезд на встречную полосу (часть 5 статьи 12.15), проезд навстречу одностороннему движению (часть 3.1 статьи 12.16), ошибки в регистрации ТС (часть 1.1 статьи 12.1)
      — ДТП с пострадавшими (статья 12.24).
      Кроме этого, скидка не предусмотрена за штрафы выписанные ГКУ АМПП (за неоплаченную парковку в Москве). Все остальные штрафы попадают под действие скидки. Одна скидка действительна только в течении 20 дней с момента вынесения постановления. Спустя 20 дней штраф необходимо оплачивать в полном объеме.

      В какой срок необходимо оплачивать штрафы ГИБДД?
      В течение 10-дневного срока, после получения постановления о штрафе, вы имеете право обжаловать его. Далее идёт 60 дней – это срок добровольной оплаты. Таким образом на оплату штрафов ГИБДД у автовладельца есть 70 дней после получения постановления.

      Штраф ГИБДД датирован числом, когда я не пользовался автомобилем. Как такое может быть?
      Важно знать особенность функционирования баз данных по штрафам ГИБДД. В них штраф всегда привязан к дате вынесения постановления. Если штраф наложен сотрудником ГИБДД, то, как правило, постановления выносится сразу же, т.е. в день нарушения ПДД, хотя и бывают исключения.

      Если в онлайн-базе Вы обнаружили штраф, датированный числом, когда Вы не пользовались автомобилем, то, скорее всего, речь идет о ранее совершенном правонарушении, зафиксированном камерами фото- и видеофиксации.У таких штрафов есть две особенности.

      Первая: дата фиксации правонарушения и дата постановления, как правило, различаются, на срок, необходимый ГИБДД для обработки данных, полученных со средств фиксации. В среднем этот срок равняется 1-3 дням. К примеру, если фактически нарушение ПДД имело место 1 июля, то постановление о штрафе будет датировано 2-4 июля и при поиске в онлайн-базах будет указано именно это число – дата вынесения постановления.

      Вторая особенность: в соответствии со статьей 2.6.1 КоАП РФ, штрафы за нарушения, зафиксированные автоматическими техническими средствами, выписываются на номер свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС).

      К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

      Таким образом, постановление всегда оформляется на собственника транспортного средства, даже если за рулем находился другой человек. Однако в том случае, если за рулем находились не вы, а другой водитель, вы можете обжаловать постановление о штрафе в установленном порядке.

      Часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ

      Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

      Откуда онлайн-сервисы берут данные о штрафах ГИБДД?
      Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) – единственный источник информации о штрафах для всех онлайн-сервисов по проверке и оплате штрафов ГИБДД. Развитием и обслуживанием ГИС ГМП занимается Федеральное казначейство РФ.

      Проверить список организаций (банков), подключенных к ГИС ГМП, можно по ссылке в разделе «Перечень кредитных организаций, обеспечивших подключение к ГИС ГМП».

      Не все онлайн-сервисы работают с ГИС ГМП напрямую. Зачастую данные им предоставляют банки-партнеры. Это абсолютно легальная схема работы.

      Однако, существуют мошеннические сайты, где якобы можно проверить штрафы ГИБДД, но на самом деле весь смысл таких сервисов в том, чтобы навязать платную смс-подписку.
      Отличить мошеннические сайты от легальных несложно.
      — Легальные сервисы не требуют ввода номера вашего мобильного телефона для получения результатов поиска штрафов.
      — На мошеннических сайтах, как правило, можно ввести любые данные в качестве поискового запроса и будет создана видимость поиска по базе.
      — На всех легальных сайтах указано, откуда берутся данные о штрафах (ГИС ГМП или банк-партнер), и вы легко можете проверить наличие этой организации в списке казначейств, см. ссылку выше.

      Через какое время «сгорают» штрафы ГИБДД?
      Согласно ст. 31.9. КоАП РФ:

      Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение 2 лет со дня его вступления в законную силу

      Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу через десять суток, если оно не было обжаловано. Таким образом, срок давности по штрафам ГИБДД составляет 2 года и 10 дней с момента вынесения постановления.

      Чем грозит неуплата штрафов?
      В случае неуплаты штрафа, в течение срока (см. выше) отведенного на добровольную оплату штрафов, материалы дела передаются в Службу судебных приставов и возбуждается исполнительное производство. Кроме того, параллельно формируется материал для суда. В отношении лица, которое не оплатило штраф, может быть возбуждено новое административное производство и вынесен штраф в двукратном размере.

      Вакцинация и Иммунизация в Свете Охраны Труда и Управления Профессиональными Рисками!

      Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке вас ждёт исчерпывающий анализ такого мероприятия как вакцинация и иммунизация работников, а также ответ на вопрос, как это мероприятие связанно с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Заметка хорошо сдобрена нормативными документами по данной теме, поэтому можно создать на ПК отдельную папочку 😉

      Не секрет, что целью профессиональной деятельности специалиста по охране труда в соответствии с приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года № 524н является «профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков».

      Управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Так пункты 33-35 приказа Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее — Типовое положение о СУОТ) предписывают работодателю с целью организации управления профессиональными рисками выявлять опасности, оценивать и снижать уровень профессиональных рисков.

      Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, в числе прочих следует рассматривать и опасности, связанные с воздействием биологического фактора, а именно:

    • опасность из-за воздействия микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов;
    • опасность из-за контакта с патогенными микроорганизмами;
    • опасности из-за укуса переносчиков инфекций.
    • Таким образом, как только в процессе реализации процессов по управлению рисками (в том числе путём получения информации от Роспотребнадзора или по результатам специальной оценки условий труда) выявлена опасность, связанная с действием биологического фактора, возникает вопрос, а что сделать, чтобы снизить уровень профессионального риска.

      Во-первых, статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, конкретизировано в статье 219 ТК РФ, в соответствии с которой работник имеет среди прочих прав право на:

    • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.
    • Таким образом, в целях реализации прав работников и в соответствии с пунктами 41-42 Типового положения о СУОТ работодатель должен информировать работников об условиях труда на рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях. Реализовать это на практике можно в нескольких формах:

    • Включения соответствующих положений в трудовой договор работника.
    • Ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) на его рабочем месте.
    • Размещения сводных данных о результатах проведения СОУТ на рабочих местах.
    • Проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров.
    • Изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов.
    • Использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
    • Размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
    • Организационные мероприятия по вакцинации и иммунизации

      И хоть древнее латинское выражение «Praemonitus praemunitus» и означает «Предупрежден — значит, вооружён», снизить опасность возникновения инфекционных заболеваний и, как следствие, развития связанных с ними профессиональных заболеваний, только информационными мероприятиями вряд ли удастся. Понадобятся организационные и практические мероприятия, которые службе охраны труда придётся реализовывать в союзе с кадровой службой предприятия, медиками и работниками Роспотребнадзора.

      На практике существуют три основных способа, предупреждения инфекционных болезней:

    • ограничение контактов;
    • иммунизация;
    • применение противобактериальных препаратов для предотвращения заражения и размножения возбудителей инфекций.
    • Остановимся на одном из них — иммунизации. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет иммунизацию как процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путём введения вакцины. Вакцины стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни.

      Нормативно порядок проведения иммунизации регулируется Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». При реализации положений данного нормативного правового акта, как со стороны работника, так и со стороны работодателя очень часто возникают вопросы относительно прав и обязанностей обеих сторон трудовых отношений в части необходимости проведения профилактических прививок.

      С одной стороны, в силу положений статьи 5 названного закона работник, как любой гражданин, имеет право отказаться от профилактических прививок. Злоупотребление этим правом может привести к серьёзным правовым последствиям. Приведём один пример из судебной практики по «прививочным» делам. Роспотребнадзор в ходе проверки ЗАО «Москва-Макдоналдс» выявил свыше 30 работников, у которых отсутствовали сведения о проведении иммунизации против кори и дифтерии и выдал предписание «исправить». Общество обратилось в арбитраж, оспаривая предписание, но суд встал на сторону контролирующего органа (Источник — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. № 09АП-3737/2015 по делу № А40-151960/14).

      С другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

      Возникает противоречие — с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой — работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации?

      Для разрешения этой дилеммы вновь обратимся к Федеральному закону «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», где в части 2 статьи 5 указано, что отказ от прививки может повлечь временный отказ в приёме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

      1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
      2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
      3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
      4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
      5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
      6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
      7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
      8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
      9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
      10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
      11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
      12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
      13. Таким образом, далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают «под действие» вакцинации. На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах, а именно:

      14. в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825);
      15. в национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).
      16. Указанные нормативные правовые акты дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ «попадают под прививки» только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п.), что нормативно регулируется санитарными правилами и постановлениями санитарного врача. В качестве примера можно привести:

      17. СП 3.1.7.2629-10 — Профилактика сибирской язвы;
      18. СП 3.1.3.2352-08 — Профилактика клещевого энцефалита;
      19. СП 3.1.2952-11 — Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита;
      20. СП 3.1.2.3109-13 — Профилактика дифтерии;
      21. СП 3.1.2.3113-13 — Профилактика столбняка;
      22. СП 3.1.2.3117-13 — Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций.
      23. С 1 сентября 2017 года в отношении профилактики гриппа действует постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2017 г. № 92 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2017—2018 годов», пунктом 5 которого руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовано:

        • организовать иммунизацию сотрудников против гриппа;
        • принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приёма пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях;
        • в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ и обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками).
        • Какие прививки являются профилактическими? От каких прививок можно отказаться? Иммунизация обязательна для тех, кто относится к декретированному контингенту и для тех, кому она положена по эпидемическим показаниям. В соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» профилактическим прививкам подлежат следующие контингенты:

        • Против кори прививки проводят взрослым в возрасте до 35 лет включительно. Иммунизация против кори осуществляется двукратно. Лицам, не болевшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против кори, проводится вакцинация, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев. Лицам, имеющим одну прививку, осуществляется ещё одна прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев.
        • Против краснухи иммунизация проводится женщинам в возрасте от 18 до 25 лет включительно. Иммунизация против краснухи осуществляется двукратно. Женщинам, не болевшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против краснухи, проводится вакцинация, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3-х месяцев. Женщинам, имеющим одну прививку, осуществляется ещё одна прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3-х месяцев.
        • У лиц с неизвестным прививочным анамнезом против кори и краснухи с целью решения вопроса о прививках возможно проведение серологических исследований. Результаты серологического исследования вносят в медицинскую документацию с указанием уровня антител. Напомним, что в личную медицинскую книжку вносится только результат, соответствующий положительному уровню и освобождающий от проведения прививки.
        • Против дифтерии иммунизации подлежат лица без ограничения возраста. Лицам, привитым против дифтерии (имеющим не менее двух прививок), прививки проводят каждые 10 лет с момента последней ревакцинации. Лицам, которые ранее не были привиты против дифтерии, осуществляется полный курс, состоящий из трёх прививок: две в цикле вакцинации, проведенные с интервалом в 1,5 месяца, и последующая ревакцинация через 6-9 месяцев после законченной вакцинации. Последующие ревакцинации проводятся через 10 лет от последней ревакцинации.
        • Против вирусного гепатита В прививки проводят взрослым в возрасте от 18 до 55 лет, не привитым ранее. Иммунизация состоит из трёх прививок по схеме 0-1-6 (первая доза — в момент начала вакцинации, вторая доза — через месяц после первой прививки, третья доза — через 6 месяцев от начала вакцинации).
        • Против гриппа прививки проводят взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям, — работникам медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы. Иммунизация против гриппа осуществляется ежегодно в предэпидемический по гриппу период. Оптимальное время проведения прививок против гриппа — сентябрь—ноябрь.
        • Приказом Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н утверждён календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в соответствии с которым осуществляются профилактические прививки отдельным категориям граждан:

        • Против брюшного тифа прививки проводят лицам, занятым в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также сотрудники организаций, осуществляющих санитарную очистку населённых мест, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов), лицам, работающим с живыми культурами возбудителей брюшного тифа. Иммунизация осуществляется однократно.
        • Против вирусного гепатита А прививают лиц, подверженных профессиональному риску заражения, — медицинских работников, работников сферы обслуживания населения, занятых на предприятиях пищевой промышленности, а также работников, обслуживающих водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети.
        • Иммунизация против вирусного гепатита А осуществляется не привитым и не болевшим ранее данной инфекцией, двукратно с интервалом 6-12 месяцев.
        • Против шигеллезов (дизентерия Зонне) прививают работников медицинских организаций (их структурных подразделений) инфекционного профиля, лиц, занятых в сфере общественного питания и коммунального благоустройства.
        • Ещё раз обращаем внимание, что в рамках национального календаря профилактических прививок (против дифтерии, кори, краснухи, вирусного гепатита В, гриппа работающим по отдельным профессиям и должностям) иммунизация осуществляется на бесплатной основе — вакцина закупается за счёт средств, поступающих из федерального бюджета — в медицинских учреждениях по месту прикрепления населения.

          Игнорирование работодателем прививок по эпидемическим показаниям может послужить основанием для привлечения к административной ответственности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2014 г. по делу № А60-16173/2014), хотя встречается и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии, был отнесён строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013).

          В случае затруднений ориентируйтесь, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т.п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре.

          Так, например, суд в вышеприведенном примере с Макдональдсом, указал, что предписание не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников вакцинации против дизентерии и гепатита, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом права граждан на отказ от профилактических прививок. Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не было представлено.

          То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

        • потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);
        • получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;
        • отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы.
        • Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

          Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение «из-за прививки» при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

          Но далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под «календарь прививок» может быть отстранён от работы. К примеру, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, поскольку она хоть и работает в поликлинике, но в её должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а значит она «не попадает» в перечень, утверждённый правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

          При несоблюдении работодателем выше указанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений, что подтверждает в частности постановление ФАС Уральского округа от 31 марта 2014 г. № Ф09-805/14 по делу № А50-17156/2013 и Решение Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016. При этом на работодателя могут возложить обязанность организовать вакцинацию на рабочем месте (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014).

          Резонно возникает вопрос о том, кто оплачивает иммунизацию. В соответствии с ст. 5 Закона об иммунопрофилактике граждане имеют право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения.

          Работодатели, у которых трудятся работники, подлежащие обязательной вакцинации, обязаны направлять списки работников ежегодно (в сентябре-октябре) в лечебно-профилактические организации для целей планирования мероприятий по вакцинации (п. 5.6 СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»), а за уклонение от этого организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2017 г. № 12-402/2017 по делу № 5-28/2017).

          Вопросы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий урегулированы СП 1.1.1058-01, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. № 18. Пунктом 3.9. указанного нормативного акта предписывается включение в Программу производственного контроля мероприятий, необходимых для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе касающихся своевременного проведения иммунизации работников.

          Проверить прошёл ли работник вакцинацию в полном объёме можно легко. Регистрируются профилактические прививки гражданина:

        • в Личной медицинской книжке (страница 6) в соответствии с требованиями приказа Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (с изменениями на 2 июня 2016 года);
        • в сертификате профилактических прививок в соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 157-ФЗ.

        Для оптимизации контроля со стороны работодателя сведения из указанных документов удобнее всего вносить в карточки свободной формы (картотечный способ учёта) или использовать для этого специально разработанное и давно существующее на рынке программное обеспечение.

        Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает, что отсутствие профилактических прививок влечёт отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. В соответствии с требованиями ст. 76 ТК об отстранении работника от работы (недопущении его к работе) работодатель издаёт соответствующий приказ в произвольной форме с указанием оснований и приложением подтверждающих документов.

        Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт административную ответственность по статье 6.3 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

      24. на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
      25. на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей;
      26. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
      27. на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
      28. Подведём итоги

        1. Работодатель обязан отслеживать, подлежат ли его работники обязательной вакцинации и проходят ли они её в полном объёме.

        2. При наличии таких работников необходимо организовать условия для прохождения их вакцинации (предоставление свободного оплачиваемого дня, организованная доставка в медицинскую организацию для вакцинации и т.п.). Для этого либо издаётся письменный приказ о проведении массовой вакцинации в организации или же работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию, например, от гриппа. Работникам при этом гарантируется сохранение среднего заработка в соответствии со статьей 185 Трудового Кодекса. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно по государственным программам. Впрочем, работодатель, вправе приобрести для сотрудников более дорогую вакцину по договору с медицинской организацией.

        3. В случае отказа работника проходить вакцинацию, нужно получить от него в письменном виде (заявление, отказ) с указанием причины (например, «нежелание» или «наличие медицинского противопоказания»). При этом работник не обязан подробно расписывать причины отказа.

        4. В случае получения письменного отказа работника работодатель обязан отстранить сотрудника от работы (ст. 76 ТК РФ). В этом случае работодатель не вправе привлекать работника к дисциплинарной ответственности. С согласия работника его можно перевести на выполнение иной работы (или в иную местность), если в этом случае не требуется проведения вакцинации (в порядке ст. 72.1-72.2 ТК РФ). При отсутствии такого согласия перевод не осуществляется.

        Далее предлагаем скачать обобщающую презентацию на эту тему, с помощью которой вы можете проводить наглядные инструктажи и обучения работников.

        СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

        Вакцинация и иммунизация в свете охраны труда и управления профессиональными рисками

        Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина (Борисевич).

        Если информация пригодилась, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев 😉 Спасибо за участие!

        Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL

        825 коап вас