Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 7.

1. Принцип независимости эксперта является одним из наиболее важных принципов осуществления государственной судебно-экспертной деятельности, поскольку только независимый эксперт, проводя исследование при производстве экспертизы, может вынести в полной мере объективное заключение, тем самым способствуя достижению поставленной перед судебно-экспертной деятельностью задачи — оказание содействия правосудию.

Очевидно, что заключение эксперта как результат государственной судебно-экспертной деятельности в каждом отдельно взятом случае только тогда будет беспристрастным и объективным, если эксперт будет иметь реальную возможность приходить к выводам самостоятельно, самостоятельно давать заключения, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства, суда, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, сторон в гражданском судопроизводстве и иных лиц в осуществление государственной судебно-экспертной деятельности.

2. Значение принципа независимости эксперта заключается в том, что закон устанавливает такое положение государственного эксперта в Российской Федерации, при котором он независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.

Это создает предпосылки для возможности дачи экспертами объективных, непредвзятых, независимых заключений, используемых в качестве доказательств по гражданским, арбитражным, административным и уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны.

В соответствии с данным принципом эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований и используя свои специальные знания.

Закон особо оговаривает недопустимость воздействия на эксперта со стороны судей, судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц.

3. Гарантиями независимости эксперта при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности выступают:

— предусмотренная законом процедура назначения и производства экспертизы;

— процессуальная самостоятельность эксперта, регламентированная отраслевым процессуальным законодательством;

— возможность отвода эксперта, предусмотренная законом;

— установленная законом ответственность за оказание воздействия на эксперта.

4. Закон устанавливает основания для производства экспертизы (ст.19 настоящего Закона; ст.196 УПК РФ; ст.26.4 КоАП РФ; ст.79 ГПК РФ; ст.82 АПК РФ), порядок назначения экспертизы и ее производства (ст.ст.20 — 36 настоящего Закона; ст.ст.82 — 87 АПК РФ; ст.ст.82 — 87 ГПК РФ; ст.ст.195 — 207 УПК РФ и др.), требования к процессуальным актам, связанным с ее производством (постановление о назначении экспертизы, заключение эксперта и т.д.) (ст.25 настоящего Закона, ч.ч.2, 5 ст.26.4 КоАП РФ; ст.ст.80 и 86 ГПК РФ; ст.86 АПК РФ; ст.ст.80 и 204 УПК РФ и т.д.), права и обязанности эксперта и иных участников судопроизводства, вовлеченных в процессуальную деятельность, связанную с производством экспертизы (ст.ст.16 — 18 настоящего Закона; ст.ст.57, 70, 197, 198 УПК РФ; ст.55 и ч.2 ст.83 АПК РФ; ст.85 ГПК РФ и т.д.), порядок проверки и оценки доказательств, полученных в результате деятельности эксперта (ст.26.11 КоАП РФ; ст.67 ГПК РФ; ст.71 АПК РФ; ст.ст.87 — 88 УПК РФ) и т.д.

Четкая законодательная регламентация всех вопросов, связанных с процессуальными аспектами деятельности эксперта, позволяет ему быть независимым, подчиняясь требованиям закона и правомерным распоряжениям должностных лиц, ответственных за производство по делу, а также руководителям государственных экспертных учреждений, чьи указания даны в рамках настоящего Закона и процессуальных отраслевых актов.

5. Эксперт является процессуально самостоятельной фигурой, выступает в качестве участника уголовного, гражданского и других видов судопроизводства, дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность.

Процессуальная самостоятельность эксперта достигается за счет предоставления ему обширного круга прав и обязанностей, обеспечивающих возможность надлежащего исполнения возложенной на него функции — производства экспертизы, имеющей конечную цель в виде оказания содействия правосудию. Обновленные процессуальные акты, регламентирующие порядок гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, — ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ — идут по пути расширения прав и обязанностей эксперта, тем самым укрепляя его положение как участника судопроизводства (ст.57 УПК РФ; ст.55 АПК РФ; ст.85 ГПК РФ).

Целый ряд прав и обязанностей эксперта призван самым непосредственным образом обеспечивать его независимость. К их числу относятся: запреты для эксперта вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела (а в уголовном судопроизводстве — вообще вести любые переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы без ведома следователя и суда), самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы, сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших (ст.16 настоящего Закона; ч.2 ст.85 ГПК РФ; п.п.1 — 2 ч.4 ст.57 УПК РФ).

Отдельной гарантией независимости эксперта следует считать возможность обжалования в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта (ст.17 настоящего Закона; п.5 ч.3 ст.57 УПК РФ). К числу гарантий, призванных укрепить независимость эксперта, следует отнести и запрет для руководителей государственных судебно-экспертных учреждений давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе (ч.3 ст.14 настоящего Закона).

6. Самостоятельность и независимость эксперта подтверждается и нормами, устанавливающими личную ответственность эксперта за данное им заключение. Законодатель предусматривает возможность привлечения эксперта к административной и уголовной ответственности за дачу им заведомо ложного заключения. Административная ответственность наступает за дачу экспертом заведомо ложного заключения при производстве по делу об административном правонарушении и влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст.17.9 КоАП РФ). Уголовная ответственность наступает за дачу экспертом заведомо ложного заключения в ходе уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства (ч.5 ст.57 УПК РФ; ч.5 ст.55 АПК РФ; ст.307 УК РФ); она влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев. Если же заведомо ложное заключение эксперта сопряжено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то применяется более суровое наказание — лишение свободы на срок до пяти лет.

В то же время примечание к ст.307 УК РФ устанавливает, что эксперт освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявил о ложности данного им заключения.

7. Независимость эксперта обеспечивается также теми законодательными нормами, которые предусматривают отвод эксперта при наличии достаточных оснований для того, чтобы поставить под сомнение независимость и незаинтересованность эксперта.

Так, в соответствии со ст.70 и ст.61 УПК РФ эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если:

1) он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) он участвовал в качестве присяжного заседателя, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

3) он является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

4) имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела;

5) он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

6) обнаружится его некомпетентность.

Закон также устанавливает, что при наличии оснований для отвода эксперт обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (ч.1 ст.62 УПК РФ).

Аналогичные основания для отвода эксперта предусматриваются и в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве (ст.ст.16 и 18 ГПК РФ; ст.ст.21 и 23 АПК РФ).

Нормы комментируемого Закона идут еще дальше, предусматривая запрет на производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения (ч.1 ст.18), а также запрет на участие в производстве экспертизы в отношении живого лица и судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица, врача, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь (ч.3 ст.18).

Часть 3 настоящей статьи устанавливает, что лица, виновные в оказании незаконного воздействия на эксперта, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Законодатель рассматривает незаконные воздействия на эксперта как преступления, посягающие на общественные отношения в сфере отправления правосудия. К числу преступных посягательств, сопряженных с незаконным воздействием на эксперта, относятся: посягательство на жизнь эксперта либо его близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел в суде, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности эксперта (ст.295 УК РФ); угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении эксперта либо его близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел в суде (ст.296 УК РФ); принуждение эксперта к даче заключения путем угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание (ст.302 УК РФ); подкуп эксперта в целях дачи им ложного заключения (ч.1 ст.309 УК РФ), принуждение эксперта к даче ложного заключения, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества его или его близких (ч.2 ст.309 УК РФ).

8. Непосредственным объектом данных преступлений выступает нормальное выполнение экспертом своих служебных обязанностей. В качестве дополнительного объекта этих преступлений выступают жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство, собственность эксперта либо его близких (ст.ст.295, 296, 302, ч.2 ст.309 УК РФ). В качестве потерпевших в данных преступлениях выступают эксперты, а также их близкие. Под близкими закон понимает близких родственников (супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку, внуков — п.4 ст.5 УПК РФ), родственников и близких лиц (иных, за исключением близких родственников и родственников лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги эксперту в силу сложившихся личных отношений, — п.3 ст.5 УПК РФ).

Объективная сторона данных преступлений выражается в активных действиях, направленных на оказание незаконного воздействия на эксперта. Эти действия могут быть выражены в виде посягательств на жизнь эксперта и его близких (ст.295 УК РФ), угроз убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества или насильственных действий как опасных, так и не опасных для жизни и здоровья (ст.296, ч.2 ст.302 и ч.2 ст.309 УК РФ), шантажа, издевательств, пытки (ч.2 ст.302 и ч.2 ст.309 УК РФ), подкупа (ч.1 ст.309 УК РФ), иных незаконных мер.

Преступления считаются оконченными с момента совершения вышеуказанных действий.

С субъективной стороны данные преступления совершаются с прямым умыслом. Субъектами данных преступлений являются лица, достигшие 16-летнего возраста. А статья 302 УК РФ предусматривает специальный субъект — следователя или лицо, производящее дознание.

К числу квалифицирующих признаков данных преступлений законом отнесены: применение насилия (ч.3 ст.296, ч.2 ст.302, ч.3 ст.309 УК РФ), применение насилия, опасного для жизни и здоровья (ч.4 ст.296, ч.4 ст.309 УК РФ), применение издевательств или пытки (ч.2 ст.302 УК РФ), совершение деяния организованной группой (ч.4 ст.309 УК РФ).

9. Независимость эксперта проявляется не только в его процессуальной самостоятельности, но также и в его свободе и самостоятельности при выборе средств и методов проведения экспертного исследования. Закон устанавливает лишь наиболее общие требования к характеру осуществляемого экспертом исследования. К ним относятся проведение экспертного исследования на строгой научной и практической основе и ограничение компетенции эксперта при проведении конкретного исследования пределами соответствующей специальности (см. об этом ст.8 настоящего Закона). Правовые нормы не содержат указаний на то, какими должны быть используемые экспертом при проведении исследования средства и методы. Очевидно, что решение данного вопроса относится к компетенции самого эксперта, который в соответствии со своими знаниями и умением, опытом и квалификацией, наличием специальных и технических средств для проведения исследования, степени разработанности отдельных методов и т.д., опираясь на конкретные обстоятельства дела, предоставленные для экспертизы материалы, руководствуясь законом и внутренним убеждением, избирает ту или иную методику. При этом эксперт использует только такие методы, которые не противоречат требованиям закона, являются безопасными для жизни и здоровья лиц, вовлеченных в исследование, и иных лиц, не затрагивают их честь и достоинство, являются эффективными. Закон устанавливает, что эксперт обязан отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень науки не позволяет ответить на поставленные вопросы (ч.1 ст.16 настоящего Закона; п.6 ч.3 ст.57 УПК РФ).

Административная ответственность: предусматривает ли закон смягчающие обстоятельства?

Административные правонарушения, как и любые другие, влекут за собой ответственность.

Какое именно бремя ляжет на плечи нарушителя устанавливает суд, компетентное должностное лицо или уполномоченный орган, руководствуясь Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях РФ и местными законами каждого субъекта РФ, если они не вступают в противоречие с КоАП и Конституцией РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Общая информация

Административно-правовые санкции за такого рода проступки весьма разнообразны: от взыскания или штрафа до ареста. Но в КоАП РФ существует статья, смягчающая наказания при административном правонарушении, которая помогает получить минимальное наказание, или вовсе избежать такового.

Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении регламентируются статьей 4.2., гл. 4 КоАП и являются совокупностью признаков, которые дают возможность квалифицировать степень общественной опасности нарушения и применить к правонарушителю менее суровое наказание.

Согласно КоАП, данные факты рассматриваются перед определением суровости правовой санкции, когда факт административного правонарушения уже доказан.

Признаки, позволяющие снизить степень ответственности, можно условно разделить на три категории:

  • действия нарушителя, направленные на содействие с органами правосудия и искреннее раскаяние;
  • деяния по предотвращению последствий проступка;
  • физиологические особенности, связанные с состоянием организма правонарушителя на момент инцидента, или семейно-бытовые обстоятельства.
  • Что к ним относится?

    К ним относятся:

    Раскаяние виновного. Зачитывается как смягчающее обстоятельство только в случае полного признания собственной вины и оценки своих действий неправомочными.

  • Прекращение противоправных действий.
    Если нарушитель осознает противоправность собственных действий и добровольно прекращает их.
  • Сообщение о совершенном правонарушении.
    В том случае, если нарушитель добровольно сообщает о своих деяниях правоохранительным органам до того, как там стало известно о правонарушении.
  • Содействие следствию или деятельное раскаяние. Действия виновного, направленные на помощь в установлении подробностей правонарушения, добровольное предоставление доказательных фактов или вещественных доказательств.
  • Предотвращение последствий. Выражается в добровольном предотвращении или устранении нарушителем последствий собственного проступка. Например – помощь потерпевшему.
  • Возмещение ущерба. Тоже действует на основании полной добровольности. Это может быть компенсация нарушителем имущественного или другого вреда, извинения за причиненный моральный ущерб.
  • Устранение нарушения. Является смягчающим обстоятельством в том случае, если правонарушитель устранит вред, им содеянный, до вынесения решения по делу об административном правонарушении.

    Например, отремонтирует или заменит испорченное из хулиганских побуждений имущество или устранит последствия незаконной перепланировки жилища.
    Аффект. Совершение правонарушения в состоянии аффекта (для людей, не состоящих на учете у психиатра) хоть и является смягчающим вину обстоятельством, но доказывается очень сложно, при помощи медико-психиатрической экспертизы.

    Если же к совершению нарушения виновного повлекли некие особенные личные или внутрисемейные обстоятельства, то это можно установить в суде посредством свидетельских показаний.

    Беременность правонарушительницы. Или наличие у женщины малолетнего ребенка ( в возрасте до 14 лет).

    Для смягчения наказания по этому признаку достаточно предоставить свидетельство о рождении ребенка или медицинскую справку о беременности.

  • Несовершеннолетие виновного. В этом случае проступок трактуется как совершенный вследствие недостатка жизненного опыта правонарушителя.
  • Согласно ч.2 статьи 4.2 КоАП РФ, перечень смягчающих вину обстоятельств, регламентированных КоАП, может быть дополнен согласно региональным законам субъектов РФ, в случае, если они не противоречат федеральному законодательству.

    Что к ним не относится?

    К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность не относятся следующие:

  • В случае добровольного раскаяния, признание вины не считается смягчающим признаком, если есть основания подозревать, что правонарушитель признал свою вину под давлением или из страха наказания.
  • При прекращении нарушителем противоправных действий, не учитывается, если таковые действия были прекращены виновным в момент задержания сотрудниками полиции или других правомочных органов, то есть, независимо от воли правонарушителя.
  • Применение и признание

    При рассмотрении в суде или ином компетентном органе административного правонарушения, учитываются все обстоятельства, смягчающие или отягчающие административное наказание, а также возможность вообще избавить от наказания, согласно КоАП РФ.

    Признание и одобрение обстоятельств, могущих смягчить административно-правовые санкции в отношении виновного, целиком и полностью лежит на судье/должностном лице/органе, занимающемся вынесением постановления по делу.

    Следует руководствоваться всем объемом представленных доказательств, включая характеристику личности нарушителя, его семейные или личные обстоятельства, поведение и степень раскаяния, свидетельские показания, могущие содействовать смягчению вины лица, совершившего проступок.

    Обстоятельства, могущие смягчить данный вид ответственности, не учитываются тогда, когда деяния, связанные с раскаянием виновного, не носят добровольный характер.

    Ходатайство

    Для того, чтобы смягчить наказание за совершенное административное правонарушение, можно составить ходатайство о смягчении административного наказания. Такое ходатайство подается в суд, где будет происходить разбирательство по данному делу.

    В ходатайстве по административному правонарушению нужно описать все смягчающие обстоятельства, которые, по мнению виновного у него есть и приложить необходимые документы: справку о беременности, свидетельство о рождении малолетнего ребенка, свидетельство о рождении несовершеннолетнего правонарушителя, характеристику от участкового или с места работы.

    Также в ходатайстве можно просить о вызове в судебное заседание свидетелей.

    Случаи применения

    Приведем примеры применения обстоятельств, смягчающих административную ответственность:

    Гражданин Н., находясь в гостях у гражданина К., незаконно присвоил (украл) ценную вещь, принадлежащую К.

    К. обвинил Н. в краже и предоставил в суде неоспоримые доказательства.

    Однако, оказалось, что Н. раскаялся и добровольно вернул (подкинул) похищенную вещь владельцу накануне судебного разбирательства. В данном случае деяние прямо квалифицируется по пункту статьи 4.2. КоАП «прекращение противоправных действий».
    Гражданка А., находясь в нетрезвом состоянии,из хулиганских побуждений выбила стекло на веранде дома С. В это время хозяина дома не оказалось. Осознав произошедшее, А. позвала на помощь знакомого, и еще до прибытия наряда полиции, вызванного соседями, разбитое стекло было заменено на новое.

    Перед соседями А. публично извинилась за громкое поведение и нецензурную брань. Таким образом, в силу вступили смягчающие обстоятельства, предусмотренные пунктами «устранение нарушения» и «возмещение ущерба».

    Административные правонарушения – явление, встречающееся в нашей жизни очень часто. К различным мелким нарушениям общественного порядка, бытовому хулиганству и многим другим деяниям в обществе привыкли относиться несерьезно.

    Но, тем не менее, такие «грешки» являются нарушением закона. И хотя разбирательства по ним не влекут за собой увольнения с работы или судимости, санкции также могут быть неприятными.

    Поэтому, нужно чтить не только уголовный, как известный литературный герой, но и административный кодекс. На этом можно сэкономить приличное количество денег и нервов.

    Какие есть способы исчисления административного штрафа

    Статистические данные демонстрируют критическое количество граждан, которые за текущий год получили административный штраф за нарушение правил дорожного движения – порядка 35 млн. человек.

    Фактически, ни один водитель не застрахован от нарушений на дороге. В таких случаях, правонарушителю необходимо ознакомиться со спецификой административных штрафов, способов их исчисления и сроками, отведенными на внесение суммы. В противном случае нарушитель столкнется с более серьезными мерами наказания.

    Что это такое

    Административный штраф является одной из мер наказания, предусмотренных действующим Законодательством РФ за нарушение гражданами правил дорожного движения. Административное наказание может быть выражено в различных формах предусмотренных правовыми нормами.

    Такие меры наказания необходимы для того, чтобы исключить случаи нарушения правил дорожного движения, как водителем, так и другими участниками дорожного движения.

    По акту об административном правонарушении

    Правонарушитель обязан выплачивать штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения только в том случае, когда сотрудник ГИБДД, зафиксировав нарушение, составил протокол.

    Документ должен быть оформлен в соответствии с установленными нормами.

    Акт о нарушении правил дорожного движения должен включать в себя следующие данные:

  • дата и место составления акта;
  • ФИО и должность сотрудника ГИБДД;
  • ФИО и контактные данные нарушителя;
  • ФИО и контактные данные пострадавших и свидетелей (при наличии таковых).
  • Кроме того, правонарушитель, обладает определенными правами при составлении акта. Прежде всего, сотрудники ГИБДД должны озвучить водителю его права и обязанности. Кроме того, гражданин вправе получить на руки ксерокопию акта и ознакомиться с его содержимым.

    Стоит отметить, что правонарушитель имеет возможность оформить жалобу на работника ГИБДД, если его действия не соответствовали Законодательным нормам.

    Способы исчисления административного штрафа

    Административный штраф является основной мерой наказания за нарушение правил дорожного движения. Его особенность состоит в том, что в правовой практике принято выделять несколько способов исчисления административных штрафов.

  • Выражен в величине, которая кратна минимальной заработной плате. В качестве минимального размера оплаты труда принято считать гарантируемый государством размер ежемесячного заработка за работу, выполненную неквалифицированным специалистом.
  • Выражен в величине, кратной цене предмета административного нарушения на момент его осуществления.
  • Выражен в величине, кратной общей стоимости невыплаченных налогов, сборов и прочих видов оплаты. В данном случае речь идет о дополнительных штрафных санкции по причине несвоевременной оплате штрафа по протоколу.
  • Стоит отметить, что в нормативных актах отдельное внимание уделяется первому пункту, который гласит о том, что штрафные санкции выражены в величине, кратной минимальной зарплате. Законодательство акцентирует внимание нарушителей на тот факт, что размер штрафа не может быть менее 1/10 минимальной заработной плате гражданина.

    В то же время, штраф не может превысить 25 минимальных окладов правонарушителя. В том случае если нарушитель – государственный служащий, максимальный штраф не может превысить 50 минимальных зарплат гражданина, а для юридических лиц – одной тысячи минимальных зарплат.

    Видео: Как проверить

    Какие факторы влияют на выбор административного наказания

    Нередко водители сталкивались с ситуациями, когда за идентичное нарушение были назначены различные меры наказания. С чем это связано?

    На практике, каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, с учетом действующего Законодательства РФ.

    Среди факторов, влияющих на выбор административного наказания можно выделить следующее:

  • Характер правонарушения. В данном контексте речь пойдет о том, какое нарушение осуществил гражданин, и насколько оно было опасно для окружающих. К примеру, если правонарушение не несло опасности, нарушитель может сам выбрать наказание: лишение свободы на месяц или штраф в размере 5 тыс. рублей.
  • Личность правонарушителя. На размер штрафа оказывает влияние поведение водителя. Если он оказывает сопротивление, то наказание будет серьезнее. Кроме того, обычных граждан, в отличие от государственных служащих ожидает в разы меньшая сумма штрафа.
  • Имущественное положение. В том случае, если официально подтверждено, что нарушитель правил дорожного движения испытывает финансовые трудности, то суд может пойти навстречу водителю, назначив меньшую сумму штрафа.
  • Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Их перечень обширен, к примеру, если нарушитель раскаялся, его ожидает менее строгое наказание, а если нарушитель продолжает осуществлять противоправное действие, то сумма штрафа увеличится в разы.
  • Таким образом, на определение меры наказания водителя за нарушение правил дорожного движения влияет множество факторов. Нередко, нарушитель может оказать прямое воздействие на меру административного наказания, как минимум, раскаявшись в содеянном нарушении.

    Как получить кредит наличными на 300 000 рублей? Подробнее тут.

    Как узнать сумму штрафа

    Нередко, у граждан возникает необходимость узнать сумму штрафа для внесения платежа или проверить, поступила ли оплата на счет ГИБДД. Для осуществления операции нарушители могут воспользоваться интернет ресурсом.

    Граждане должны быть внимательны и пользоваться только проверенными сервисами.

    Среди них можно выделить следующее:

  • официальный сайт ГИБДД РФ;
  • официальный сайт государственных услуг;
  • частные интернет – сайты, которые владеют данными общей базы ГИБДД
  • Важно знать о том, что если сервис не отобразил сумму штрафа по введенному номеру протокола, значит, платеж был корректно произведен и указанный штраф был удален из общей базы данных ГИБДД.

    Срок действия

    Законодательные нормы РФ четко регулируют сроки действия штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. Стоит отметить, что штрафы ограничены временными рамками.

    В том случае, если сотрудник в течение двух месяцев не выписал протокол правонарушителю, он не сможет привлечь водителя к административной ответственности.

    Но существуют некоторые исключения, в том случае если водитель скрывался от сотрудников ГИБДД, срок действия штрафа будет увеличен на срок, в течение которого правонарушитель скрывался.

    Если же работник ГИБДД оформил протокол в соответствии с установленными нормами и суд выдал постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности, то продолжительность привлечения водителя к ответственности не должна превысить трех месяцев.

    По окончанию указанного срока представители внутренних органов не вправе требовать выплату штрафа от водителя.

    Как оплатить

    На сегодняшний день современные технологии все активней внедряются в жизнедеятельность людей. Сеть интернет существенно упрощает проведение различных операций, в том числе и оплату штрафов ГИБДД.

    Если ранее можно было внести платеж только при личном визите в отделение ГИБДД, то сегодня в распоряжении граждан несколько альтернативных способов оплаты штрафных санкций.

    Среди них можно выделить следующее:

    • Банковские учреждения. Граждане могут воспользоваться интернет – банкингом . Для совершения операции достаточно выбрать необходимый раздел и указать реквизиты платежа.
    • Портал государственных услуг. Надежный государственный проект, который заслужено, называют «электронное правительство». Сервис позволяет не только получить актуальную информацию о штрафе, но оплатить долг в государственную казну.
    • Частные интернет сайты. Интернет пестрит сервисами, которые связаны с общей базой ГИБДД. Введя данные о штрафе, пользователи, смогут оперативно отправить денежные средства на счет ГИБДД.
    • Ответственность за неуплату

      После того как суд выписал постановление о выплате штрафа, гражданин обязан внести указанную сумму в государственную казну.

      В соответствии с установленными нормами РФ, в распоряжении правонарушителя 60 дней на внесение оплаты. Но фактичски, у граждане на выплату штрафа 70 дней, так как суд выносит постановление в течение 10 дней.

      В том случае, если нарушитель не внесет денежные средства своевременно, его ожидают дополнительные административные наказания.

    • дополнительный штраф, который равен двукратному размеру предыдущего;
    • принудительные работы сроком 50 дней;
    • лишение свободы на 15 суток.
    • Должникам необходимо серьезно отнестись к дополнительному наказанию. В том случае, если оно не окажет результативность, судебные органы выпишут постановление о принудительном изъятии суммы, необходимой для погашения долга. Штраф будет выплачен посредством имущества нарушителя.

      Таким образом, административный штраф – это мера наказания, предусматривающая множество тонкостей. На исчисление штрафных санкций влияет множество факторов. Водитель может, как смягчить меру наказания, так и усугубить ситуацию.

      О кредите наличными для пенсионеров, ответ по ссылке.

      О кредите наличными с 20 лет, узнайте далее.

      Для того чтобы повести себя грамотно при процедуре привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения необходимо изучить специфику исчисления штрафных санкций.

      Можно ли тонировать передние и задние фары

      За нарушение правил использования внешних световых приборов автомобиля глава 12 действующей редакции «Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП РФ) предусматривает наказание от вынесения предупреждения до лишения водительского удостоверения на год.

      Стильно затонировать фары, не ухудшив показателей их излучения, можно с помощью профессионалов в автосервисе. Стоит изучить вопрос детально, чтобы не поплатиться за добавленный с нарушением закона модный штрих автостайлинга.

      Какой штраф за пленку на фарах

      Варианты нарушений, связанных с тонировкой задних и передних фар, могут трактоваться как:

    • не соответствие требованиям по допуску к эксплуатации или
    • неисправность машины.
    • И то, и другое представляет угрозу безопасности других водителей.

    • существенно снижающая светопропускную способность фар;
    • меняющая разрешенный цвет излучения.
    • Нарушение запрета, согласно ст.12.4 п.1 КоАП РФ, так же как и установка в передней части машины огней и световозвращателей красного цвета, наказывается:

      1. Штрафом

    • 3000 рублей — для физических лиц;
    • 15000-20000 рублей — для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию ТС;
    • 400000-500000 рублей — для юридических лиц.
    • 2. Конфискацией незаконно установленных световых приборов.

      3. Лишение прав на 6-12 месяцев тоже возможно (ст.12.5 пп.1, 3 КоАП РФ).

      Предупреждением или штрафом в 500 рублей отделается водитель, у которого в результате тонировки светопропускная способность фар снизилась не намного ниже установленного предела. В КоАП РФ прописаны наказания только за нарушение этого параметра у передних фар.

      Сознательно изменив цвет задних фар так, что стоп-сигналы и поворотники можно не различить, водитель вводит в заблуждение других участников движения. Авария не заставит себя долго ждать. Виновником ее будет признан обладатель тонированных фар, даже если случай спорный. И компенсировать ущерб, хорошо если незначительный, придется тоже ему.

      Важно!

    • Если фары, покрытые цветной пленкой, во включенном состоянии излучают требуемый ГОСТом цвет — претензий нет. Даже если, будучи выключенными, они выглядят черными.
    • Заводская тонировка фар не является нарушением правил эксплуатации транспортного средства.
    • Когда тонировка уместна

      Тонировка фар — скорее модная дизайнерская фишка, чем необходимость. Цвет тонировки может гармонировать или, наоборот, контрастировать, с общим цветовым оформлением автомобиля.

      Оригинальный дизайн с тонировкой фар, придающий внешнему облику машины органичную завершенность, чаще востребован владельцами машин темных цветов.

      Полезное свойство тонировки пленкой — защита поверхности фары от мелких механических повреждений. Царапин и трещин, например, от вылетевших из-под колес камешков.

      Есть даже процедура бронирования фар, когда поверхность покрывается антигравийной пленкой более плотной текстуры толщиной до 2 мм.

      Качественная сертифицированная пленка бывает полностью прозрачной. При правильной тонировке светопропускная способность фар остается довольно высокой — на разрешенном уровне 85–90%.

      Требования к тонировке по ГОСТу

      Тонировка фар должна поглощать не более 15% яркости излучения их света (прежде всего касается передних фар). А также не менять установленных ГОСТом цветов излучения световых приборов автомобиля.

      1. Белым должен быть свет:

    • ближний и дальний;
    • габаритных огней в передней части ТС;
    • подсветки регистрационных знаков авто сзади и спереди;
    • фар заднего хода.
    • 2. Красным должен быть свет:

    • габаритных огней сзади;
    • сигнала торможения;
    • задних противотуманных фар.
    • 3. Белым или желтым должен быть свет:

    • передних противотуманных фар.;
    • 4. Желтым или оранжевым (для японских и американских авто) должен быть свет:

      ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ.

      Основные документы, регулирующие допуск ТС к эксплуатации:

      Что выбрать лак или пленку

      Специальная виниловая пленка, матовая или глянцевая, более популярна, но дороже лакового покрытия.
      Её чаще выбирают для тонирования передних фар.

      1. Особенности тонировки пленкой:

    • при необходимости легко снять;
    • можно затонировать отдельный участок фары, не снизить уровень светопропускной способности;
    • легко заменяется на новую, а фара — без царапин;
    • со временем желтеет и тускнеет. Гарантийный срок 3-5 лет;
    • иногда делается с внутренней части стекла, что обеспечивает более равномерное рассеивания пучка света.

    Задние фары чаще тонируют акриловым лаком. В добавляют пластификаторы и пигменты для получения уникальных оттенков.

    2. Особенности тонировки лаком:

  • дешевле покрытия пленкой;
  • сменить цвет при таком покрытии трудно;
  • снижается способность фар рассеивать свет и видимость при ночном движении;
  • возможна неравномерность покрытия.
  • Техосмотр и тонировка фар

    Изменение цвета фар — основная причина признания автомобиля не соответствующим установленным требованиям на техническом осмотре.

    Во время техосмотра световые приборы проверяют на наличие механических повреждений, загрязнений и дополнительных элементов, закрывающих часть фары. А также на соответствие техническим требованиям, прописанным ГОСТом и Перечнем неисправностей. Включая работоспособность светоизлучающих диодов ( не менее 1/3 от всего количества), изменение формы внешних световых приборов, присутствие рассеивателей света.

    Прямым текстом запрет тонировки фар в КоАП РФ не прописан.

    Два требования, на основании которых делается вывод о пригодности к эксплуатации транспортного средства:

    1. Прозрачность нанесенной тонировки. Передние фары должны давать не меньше 85% света. В отношении задних осветительных приборов сила излучаемого света не измеряется. Если после нанесения пленки их цвет не изменился — нет причин в отказе прохождения ТО.
    2. Цвет фар при включении. В зависимости от назначения светового прибора допустимы белый; желтый, оранжевый и красный.
    3. 85 коап комментарий