Родился новый человек.

Где его дом?

Закон на этот вопрос отвечает однозначно — там же, где дом его родителей или опекунов, пока он маленький.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Содержание:

На что влияет прописка ребенка?

Отсутствие регистрации не повлечет за собой штраф, но без него не получить материнский капитал, детские пособия, полис.

Закон о прописке детей к родителям

Согласно действующим законам (ст. 20 ЖК) Российской Федерации новорожденного гражданина ставят на учет по месту жительства его матери либо отца (с некоторыми оговорками).

Если по планируемому для ребенка адресу не прописан ни один из родителей и не является собственником жилья, сына или дочь там не зарегистрируют.

Согласия владельцев жилплощади и остальных жильцов можно не спрашивать.

Что нужно для прописки ребенка к матери?

Если родители состоят в браке и зарегистрированы по разным адресам, потребуются следующие бумаги:

  • Удостоверения личности родителей, копии и подлинники;
  • Документ о заключении брака;
  • Заявление на прописку;
  • Документы на квартиру;
  • Справка, что ребенок не зарегистрирован с другим родителем (если они прописаны по разным адресам).
  • Регистрация ребенка по месту жительства одного из родителей

    В этом случае необходимо помимо паспорта родителя, его заявление на прописку, а также справка о том, что чадо не зарегистрировано по другому адресу.

    Для отца еще необходимо получить документированное согласие матери на регистрацию сына или дочери.

    С кем должен быть прописан ребенок?

    Новорожденный малыш никак не может быть прописан где-то еще, кроме места жительства своих родителей или опекунов.

    Можно ли прописать в квартиру к бабушке?

    После 14 лет ребенок сам вправе решать, по какому адресу зарегистрироваться.

    К другому родственнику, скажем, бабушке, можно прописаться раньше — но только в случае, если она является законным представителем маленького человека.

    Согласие на прописку ребенка пишется в произвольной форме, однако вы можете здесь посмотреть образец заполнения.

    Что такое справка о прописке ребенка и где ее получить? Подробности в статье: http://svoe.guru/zhilaya-sobstvennost/kvartira/propiska/deti/spravka.html

    Как прописать ребенка к отцу (матери), если родители в разводе?

    В принципе, развод родителей ничем не может повлиять на прописку несовершеннолетнего ребенка. Правда, тут все зависит от того, пришли бывшие супруги к консенсусу по поводу того, по чьему адресу ставить на учет отпрыска, или нет.

    Если да, то папа или мама предоставляют в паспортный стол обычный для такого случая набор документов:

  • Удостоверение личности;
  • Метрика сына или дочери;
  • Свидетельство о расторжении брака (или документ об установленном отцовстве);
  • Заявление;
  • Справка о том, что ребенка не поставили на учет по адресу бывшего супруга;
  • Документы на квартиру.
  • Папе помимо всего прочего придется еще и заручиться согласием матери ребенка, что она не против проживания чада у отца. Как вариант — документ, согласно которому проживать с матерью не представляется возможным.

    Хуже, когда между бывшими мужем и женой нет единства по этому вопросу и одна из сторон начинает чинить бывшей «половине» всяческие препятствия. В этом случае вопрос о прописке маленького человека решается судебным порядком.

    Прописка ребенка по месту прописки отца (матери) через суд

    Как быть, если мама и папа маленького гражданина не состоят в браке, а родительница собирается переехать в другой город, где у нее есть квартира?

    В соответствии с действующими законами РФ (Правила регистрации и снятия с регистрации граждан -Постановление Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 г.), для регистрации ребенка по новому месту жительства достаточно лишь паспорта одного из родителей — того, с кем проживает чадо.

    Но бывает, что начинают упрямиться в паспортном столе. Обычно здесь достаточно просто потребовать официального отказа или попросить главу организации объяснить отказ служащих в перепрописке несовершеннолетнего.

    Как правило, этим все и заканчивается, потому что мало кто из госслужащих хотел бы быть привлеченным за самоуправство.

    Но одно дело прописка (чистая формальность) и совсем другое — с кем будет проживать ребенок (ст. 65 п.3 Семейного кодекса). Это уже определяется соглашением сторон и если второй родитель активно против, придется:

  • Затребовать у бывшей половины официальный отказ;
  • Обратиться с иском в суд (с отказом или без него).
  • Бывает и так, что мать купила новую квартиру и хочет продать старую. Бывший муж согласия на перерегистрацию отпрыска не дает. Хуже другое, если идти через голову второго родителя, на его сторону может встать опека — она попросту не даст согласия на продажу. Как же быть?

    1. Если бывшего спутника жизни уговорить не удается, следует до обращения к Фемиде направить ему заказное письмо с уведомлением и тем зафиксировать отказ.
    2. Обратиться в суд с иском на сделку по поводу доли, где собственник — несовершеннолетний.

    Если упрямство бывшего мужа продиктовано только его вредностью, оно не будет принято во внимание. Совсем другое дело, если на то есть весомые причины.

    Нужно ли согласие матери на прописку ребенка к отцу?

    Оно так или иначе потребуется, за исключением случаев, когда второй супруг отсутствует или лишен родительских прав.

    Как прописать к бабушке (дедушке)?

    Нередки случаи, когда ребенка прописывают к бабке или деду, очень часто — из соображений расчета квадратных метров.

    До десяти лет это тоже можно сделать — но только если бабушка или дедушка являются опекунами ребенка.

    Но если это происходит по волеизъявлению родителей, предстоит процедура совсем не такая легкая, как в случае прописки маленького гражданина к родителям.

    Это как раз тот самый случай, когда не обойдешься не только без согласия владельца жилья, но и всех там прописанных. Кроме этого, потребуется запастись:

  • Удостоверениями личности, себя и ребенка;
  • Согласием второго родителя (закон не обязывает, но лучше пусть оно будет);
  • Документами на квартиру (лицевой счет, выписка из домовой книги — если жилье муниципальное или о праве собственности — если приватизированное);
  • Заявление от хозяина квартиры или договор о безвозмездном пользовании;
  • Документированное подтверждение родства (если квартира муниципальная).
  • Прописка ребенка — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Пусть закон разрешает обходиться без согласия хозяина жилья, лучше все-таки не качать права, а садиться за стол переговоров.

    Для получения «детского» пособия до 3-х лет нужно ли, чтобы ребенок был прописан в Чернобыльской зоне?

    Но жить Вы будете в Орле? Тогда Вы обязаны будете встать на учет по месту пребывания. Если да, то пособие будут платить, но только до полутора лет и не в двойном размере.

    Согласно положениям Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «Правил выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением РФ от 16.07.2005 г. N 439:

    Цитата: Пособие назначается и выплачивается гражданам:

    а) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;
    б) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
    в) постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
    4. Пособие выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет.

    5. Выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства — в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее — орган в сфере социальной защиты населения).
    7) ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным
    законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком»

    Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н:

    Но жить Вы будете в Орле? Тогда Вы обязаны будете встать на учет по месту пребывания. Если да, то пособие будут платить, но только до полутора лет и не в двойном размере.

    Пособие платится матери. И условие выплаты — проживание.

    Если Вы будете продолжать проживать в Чернобыльской зоне, то пособие останется прежним.

    Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребёнком.
    Правомерно ли назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 N 439 сотруднице, прописавшейся на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ребенок которой прописан по другому адресу?

    Цитата:
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Пособие в двойном размере назначено правомерно.

    В соответствии с п. 1 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в двойном размере до достижения ребёнком возраста трёх лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439 (далее — Правила), ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в двойном размере до достижения ребёнком возраста трёх лет полагается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При назначении пособия применяются Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее — Порядок и условия), с особенностями, предусмотренными Правилами (п. 2 Правил). Пособие назначается и выплачивается, в том числе, матерям, отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (абзац второй части первой ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), если они (п. 3 Правил):

    — постоянно проживают (работают) на территории проживания с правом на отселение;
    — постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
    — постоянно проживают (работают) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

    В рассматриваемой ситуации сотрудница — мать ребёнка, подлежащая обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящаяся в отпуске по уходу за ребёнком, постоянно проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    При этом ребенок не зарегистрирован по месту жительства матери. На наш взгляд, подобное обстоятельство не является препятствием для назначения пособия в двойном размере. Ни один нормативный правовой акт не связывает факт ухода за ребенком с совместным проживанием с ним.

    Статья 256 ТК РФ не запрещает предоставлять отпуска по уходу за ребенком родителям, дети которых не зарегистрированы по месту жительства этих родителей. Кроме того, пп. «м» п. 54 Порядка и условий обязывает представить для назначения и выплаты пособия документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребёнка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, только лиц, указанных в пп. «д» и пп. «е» п. 39 и, тем самым, не распространяется на Вашу сотрудницу.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ковалев Максим

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Михайлов Иван

    18 мая 2011 г.
    Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н
    (ред. от 22.07.2014)
    «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

    Цитата: 54. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:
    а) заявление о назначении пособия;

    б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства;
    документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, — при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;
    документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
    документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;
    (абзац введен Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н)
    в) документы, поименованные в подпункте «б» настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия.
    В случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти и его копия;
    г) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком;
    (пп. «г» в ред. Приказа Минтруда России от 21.10.2013 N 547н)
    д) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100, — для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам;
    (пп. «д» введен Приказом Минтруда России от 21.10.2013 N 547н)
    е) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, — для лиц, указанных в подпункте «г» пункта 39 настоящего Порядка;
    (пп. «е» введен Приказом Минтруда России от 21.10.2013 N 547н)
    ж) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, — справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;
    (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н)
    з) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца — для беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения;
    и) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;
    к) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях), а также для лиц, указанных в подпункте «ж» пункта 39 настоящего Порядка;
    (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н)
    л) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, копии документов, указанных в пункте 35 настоящего Порядка, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте «е» пункта 39 настоящего Порядка;
    В случае отсутствия у лица, имеющего право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, трудовой книжки в заявлении о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
    (абзац введен Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н)
    м) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования — для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, — в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения;
    (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н)
    н) справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице — для лиц, указанных в подпунктах «в» — «е» пункта 39 настоящего Порядка, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях;
    (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н)
    о) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, — для лиц, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 39 настоящего Порядка;
    п) справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам — для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, указанных в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка.

    39. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

    Цитата: д) матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях);

    е) другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

    Хочу добавить, что даже факт Вашей регистрации по месту пребывания в Орле, не должен быть препятствием для начисления Вам пособия до 3-хлетнего возраста. Это подтверждается судебной практикой. Но я не советую Вам рисковать, чтобы потом не трепать нервы по судам

    Работница написала заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в двойном размере, так как она «проживает» в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дата рождения ребенка — 15.06.2013. В паспорте работницы имеется отметка о регистрации по месту жительства (с 23.07.2013 — на жилплощади родственников) в населенном пункте, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом (входящем в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582).
    Можно ли считать проживание по данному адресу постоянным?
    Правомерно ли назначение пособия в данном случае в двойном размере?

    Цитата: Прежде всего отметим, что льготы и компенсации гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, установлены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1).

    Статья 13 Закона N 1244-1 содержит указание на перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона. В соответствии с п. 8 указанной статьи к таковым, в частности, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Меры социальной поддержки, предоставляемой таким гражданам, перечислены в ст. 19 Закона N 1244-1. Так, женщина имеет право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (п. 7 части первой ст. 18, часть первая ст. 19 Закона N 1244-1). Назначение указанного пособия осуществляется в общем порядке (п. 2 и п. 5 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439).

    Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н утверждено разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (далее — Разъяснение). Согласно п. 5 Разъяснения пособие назначается и выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию:

    — постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень *(1);
    — постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;
    — постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.
    Таким образом, пособие в двойном размере выплачивается не только гражданам, которые проживают и работают в соответствующей зоне, но также и тем, кто постоянно проживает или работает в ней. Однако ни Закон N 1244-1, ни Разъяснения не уточняют, что подразумевается под понятием «постоянно проживающий».

    Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации») граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом местом жительства считается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации*(2).

    Регистрационный учет по месту жительства осуществляется территориальными органами ФМС России и включает в себя, помимо прочего, проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы (п. 18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционный службы от 11.09.2012 N 288). Таким образом, факт проживания гражданина в населенном пункте, входящем в Перечень, подтверждается отметкой в паспорте гражданина России о регистрации по месту жительства.

    При этом следует также отметить, что Конституционный суд РФ неоднократно указывал на то, что «. регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами. » (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П, определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1597-О-О и другое).

    Однако анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении споров, возникающих по вопросу правомерности начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком в двойном размере, суды, как правило, рассматривают отметку в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства в населенном пункте, входящем в Перечень, как достаточное доказательство факта постоянного проживания.

    Так, рассматривая требования истицы, зарегистрированной по месту жительства в населенном пункте, входящем в Перечень, Промышленный районный суд г. Смоленска не признал за ней право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку им было установлено, что фактически истица проживала в населенном пункте, не входящем в Перечень, что подтверждалось договором временного найма и свидетельством о временном пребывании истицы.

    Суд также указал на то, что сам по себе факт постоянной регистрации истицы и её дочери в Орловской области не порождает прав на льготы и гарантии, поскольку является административным актом (решение от 30.05.2011 по делу N 2-930/2011).
    Однако это решение было обжаловано истицей. В кассационном определении СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 19.07.2011 по делу N 33-2337 суд указал на то, что факт временной регистрации истицы по месту пребывания в населенном пункте, не входящем в Перечень, правового значения не имеет и наряду с другими обстоятельствами, установленными судом, не может служить условием ограничения ее права на получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере. Суд вынес по делу новое решение, которым обязал работодателя назначить и выплатить работнице пособие по уходу за ребенком в двойном размере
    (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 04.07.2012 по делу N 33-1067, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07.02.2013 по делу N 33-189/13).

    Законом N 1244-1 не предусмотрена выдача каких-либо специальных документов, подтверждающих право граждан, постоянно проживающих на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, на получение мер социальной поддержки. Основанием для предоставления указанной категории граждан мер социальной поддержки являются документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории этой зоны, например паспорт гражданина России с записью о регистрации по месту жительства.

    Для назначения пособия по уходу за ребенком представляются документы, перечисленные в ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

    Таким образом, если факт проживания сотрудницы в населенном пункте, входящем в Перечень, подтвержден отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, она имеет право на выплату пособия по уходу за ребенком в двойном размере. При этом факт ее регистрации по месту жительства в таком населенном пункте непосредственно перед назначением пособия, на наш взгляд, не имеет значения, поскольку нормативными актами не установлен определенный срок проживания в указанной зоне для возникновения права на пособие в двойном размере. Также не имеет значения для выплаты указанного пособия в двойном размере и тот факт, что жилое помещение не является собственностью указанного гражданина.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Наумчик Иван

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Комарова Виктория

    Можно ли прописать несовершеннолетнего по месту пребывания? Временная регистрация ребенка

    Согласно законодательству РФ все граждане страны должны быть зарегистрированы относительно места их непосредственного проживания или пребывания. Прописка обязательна также для несовершеннолетних граждан и является ключевым требованием при оформлении детей в дошкольное учреждение, школу, при получении пособия, а также качественного медицинского обслуживания.

    Можно ли временно прописать несовершеннолетнего ребенка?

    Законодательство предусматривает, что независимо от возраста человека временный учет физических лиц требуется в тех случаях, если граждане проживают на определенной территории больше максимально допустимого срока, который составляет 90 дней.

    Прописка детей по конкретному адресу предоставляет им право временного проживания в помещении без возможности участия прописанного в приватизации жилья.

    Учет осуществляется в уполномоченных проводить регистрацию региональных структурах ФМС после предоставления всех необходимых для этой процедуры документов.

    Прописка детей подразумевает под собой обращение родителей малыша, а в других предусмотренных законодательством случаях его ближайших родственников, опекунов или законных представителей в соответствующие региональные отделения ФМС с подготовленным пакетом документов и несколько дней подождать положительного результата.

    Необходимость регистрации малолетних детей

    Регистрационный учет детей, не достигших возраста совершеннолетия, крайне важен и нужен, как для его родственников, так и для самого маленького гражданина. Благодаря своевременно оформленной прописке, родителям и опекунам удается решить важные вопросы, связанные с обеспечением детей, которые подразумевают под собой:

  • получение детьми качественного медицинского обслуживания;
  • получение принадлежащих детям льгот и пособий;
  • оформление несовершеннолетнего гражданина в детский сад или школу.
  • Законодательное основание для прописки

    Прописка не достигших совершеннолетия детей относительно места их фактического пребывания, а также места жительства осуществляется на основании Административного Регламента ФМС РФ п.76. Регламент утвержден Приказом № 208 ФМС РФ от 20.09. 2007 года в редакции от 23.12.2009 года, Приказ № 364.

    Законодательный акт предусматривает временный регистрационный учет малолетних граждан, не достигших 14 лет, относительно их временного пребывания с собственными родителями или близкими к родственниками, при условии, что они имеют при себе заверенное надлежащим образом письменное разрешение законных представителей несовершеннолетнего гражданина.

    Общие положения и правила предусмотренной законодательством временной регистрации граждан регулируются Правительственным постановлением №713, от 17.07.1995 года, в редакции от 05.03.2015 года.

    Случаи переезда временно зарегистрированных несовершеннолетних граждан вместе с их родителями являются основанием для повторной временной регистрации, во избежание последствий и ответственности, предусмотренных законодательством.

    Какие потребуются документы и порядок действий?

    Вся процедура временной регистрации несовершеннолетнего гражданина РФ не имеет отличий от получения временной прописки обычным взрослым человеком и подразумевает под собой следующие действия:

    Владелец жилой площади, куда временно прописывают несовершеннолетнего ребенка, совместно с родителями либо одним из них, или в присутствии близких родственников обращается в местное отделение ФМС того района, где пребывает семья.

    Если прописка не достигших совершеннолетия граждан осуществляется путем оформления временной регистрации к уже зарегистрированным на съемной жилплощади родителям или ближайшим родственникам, то согласие собственников жилья не требуется.

  • Для прописки малолетнего гражданина, родители или ближайшие родственники предоставляют в региональное отделение ФМС все необходимые для постановки на учет документы. Перечень документации предусматривает подачу:
    • паспорта одного из родителей;
    • свидетельства о рождении не достигших совершеннолетия детей;
    • заполненного по форме заявления просьбой о временной регистрации на бланке, который предоставят сотрудники ФМС;
    • нотариально заверенного согласия отца или матери, если детей прописывают к одному из родителей;
    • документа, который удостоверяет право временного проживания в квартире (договор найма, заявление собственника помещения или документ подтверждающий право собственности на жилье). Самостоятельную подачу документов можно осуществить через портал Госуслуг.
    • Срок рассмотрения поданных на прописку детей документов никогда не превышает больше трех рабочих дней. По окончанию положенного на рассмотрение времени для заполнения выдается лист прибытия (форма №2) и лист статистического учета (форма №12). Заполненные листы возвращаются сотрудникам ФМС.
    • Процедура временной прописки граждан является бесплатной и государственная пошлина за оформление не взимается. Единственные затраты можно понести, если потребуются услуги посредников и оформление некоторых документов у нотариуса.
    • После окончания процедуры на имя не достигшего совершеннолетия человека выдается отдельное регистрационное свидетельство, в других случаях данные о регистрации записываются в свидетельство о регистрации родителей.
    • Процедура учета малолетних детей имеет свои особенности и нюансы и родителям стоит обратить на них внимание:
      • дети, которым исполнилось 14 лет, могут с согласия их мамы и папы осуществить регистрацию самостоятельно;
      • проживающие в разных городах родители должны предоставить в отделение ФМС зарегистрированное нотариусом письменное согласие одного из супругов о прописке детей к одному из родителей;
      • отказ от предоставления одним из супругов письменного согласия предусматривает судебный процесс;
      • разрешенный законодательством срок проживания без регистрации ограничивается периодом в 90 дней. После окончания отведенного времени наступает административная ответственность, которая наказывается штрафами.
      • Скачать бланк листа прибытия по форме № 2
      • Скачать пример листа прибытия по форме № 2
      • Скачать бланк листа статического учета по форме № 12
      • Скачать пример листа статического учета по форме № 12
      • Скачать бланк заявления о временной регистрации несовершеннолетнего
      • Скачать пример заявления о временной регистрации несовершеннолетнего
      • Тип учета по месту пребывания без родителей

        Российское законодательство предусматривает временную регистрацию маленьких граждан без родителей. Процедура получения прописки мало чем отличается от обычного процесса, но обращает внимание на некоторые особенности, которые могут возникнуть в различных жизненных ситуациях.

      • Если ребенок является сиротой, то бланк заявления о регистрации могут заполнить граждане, законодательно являющиеся опекунами детей, которым необходимо предоставить в соответствующее отделение ФМС документ подтверждающий законность полученных на прав на лиц не достигших совершеннолетия.
      • В случае, когда родители детей до 14 лет находятся за границей, и они проживают с ближайшими родственниками получить временную прописку проблематично. Законодательство запрещает ставить на учет детей, не достигших указанного возраста отдельно от места регистрации его мамы, папы или официальных законных представителей.

      Даже имея на руках ксерокопии паспортов родителей, бабушке и дедушке можно рассчитывать разве что на снисходительность сотрудников ФМС.

    • После 14-летнего возраста получение временной регистрации становится доступной, подросток может получить ее сам, заручившись полученным от уехавших за границу родственников письменным согласием, которое они могут выслать в его адрес.
    • Законодательство РФ учитывая особенности и географическое расположение регионов предусматривает оформление документации для получения прописки через Интернет, что является очень удобным способом регистрации граждан в малонаселенных районах.

      Получение детского пособия

      Временная прописка детей по их фактическому месту пребывания предусматривает возможность предоставления малышу положенных ему пособий. Получение пособия на малолетнего гражданина по новому месту жительства подразумевает под собой перечень документов, которые необходимо предоставить его родителям в региональное отделение социального обеспечения.

      В список необходимой документации входит:

    • документ, свидетельствующий о рождении малыша(копия);
    • выписка о последнем месте работы из трудовой книжки, работающей мамы;
    • приказ о декретном отпуске (копия);
    • справка, что отец малыша не получает пособие по месту прописки;
    • паспорт лица, который будет получать пособие (копия).
    • Проверка поданных документов осуществляется сотрудниками отделения на протяжении 10 рабочих дней, после чего будет назначена выплата пособия по уходу за детьми.

      Если папа или мама малыша, а также он сам не имеют постоянной или временной регистрации, пособие по уходу не может быть назначено государством.

      Чтобы избежать недоразумений с получением пособий по уходу за детьми, следует обратить внимание на совпадение места регистрации малыша и одного из его родителей, который будет получать государственное пособие.

      Временная прописка не достигших совершеннолетия детей является очень важным фактором в жизни семьи, временно изменившей свое фактическое место пребывания. От своевременной прописки малыша зависит его полноценное жизнеобеспечение, а также покой, достаток и гармония в семье.

      Где должен быть прописан ребенок для получения пособия