Содержание:

Язык и письмо

(окончание)

Со времени Климента Александрийского «иероглифы» стали техническим термином для обозначения древнеегипетского письма. У Геродота и в греческой версии Розеттской надписи говорится о γράμματα ιερά – термин этот является переводом египетского стоящего на соответствующем месте в иероглифической части той же надписи, уже известного нам «письма слова Божия». Здесь же другое, употреблявшееся у египтян в это время письмо, названо по-гречески γράμματα έγχώρια, по-египетски – «письмо писем», что вполне соответствует γράμματα έπνδτολογραφικα Климента. Этот шрифт, до крайности курсивный, употреблявшийся для обыденных целей, мы теперь называем вместе с Геродотом демотическим. Климент говорит еще о третьем, промежуточном письме – иератическом, подразумевая под ним курсивное письмо более древних эпох, бывшее в употреблении для обыденных потребностей до появления демотического. Благодаря этому он для монументального шрифта надписей употребляет не γράμματα ίερά, а γράμματα ίερογλυφικά – высеченные священные письмена, в отличие от ίερατικά, которые были написаны. Несмотря на неточность этой терминологии, в науке она удержалась, как разграничивающая два, действительно резко различающиеся вида египетского курсива.

Иероглифическая письменность Древнего Египта

Все три вида египетского письма с их разновидностями не представляют чего-либо существенно различного и относятся друг к другу приблизительно так же, как наши печатный шрифт, рукописный и стенографический. Родоначальником их было свойственное первобытным народам идеографическое письмо, в котором с изображениями предметов соединяются пока еще мысли, а не слова или звуки. До недавнего времени такое происхождение египетского письма можно было предполагать только априори и отчасти догадываться о нем по составу знаков или пережиткам – уже при III и IV династиях, с памятников которых египтологи тогда могли проследить египетскую письменность, шрифт имел тот же характер, что и в классическое время Египта. Со времени открытия Амелино, Флиндерсом Питри, Морганом и др. доисторических некрополей наука получила в распоряжение памятники, открывающие доступ к исследованию начал египетского письма.

Раскопки в течение трех последних лет прошлого столетия в центре Верхнеегипетского царства – Иераконполе – обнаружили предметы, которые с полным правом могут быть названы древнейшими историческими памятниками истории, искусства и письменности Египта; это так называемые шиферные пластинки с круглым углублением для растирания краски и с рельефными изображениями. На одной из них изображена охота, на другой – фантастические животные с длинными шеями и разные звери, на обломках третье и – шествие пленных и поверженные тела, четвертая – поле битвы с телами врагов, пожираемых хищными птицами и львами. Далее следуют обломки с рельефами быка, поражающего поверженного египтянина, здесь же стилизованные в виде рук знамена с гербами пяти номов держат канат; на обратной стороне опять поражающий бык и зубчатый картуш с изображением льва и сосуды внутри. Целое собрание подобных картушей находится на одной лондонской шиферной пластинке, и здесь над каждым из них еще помещены сокол и другие животные с мотыгами; обратная сторона этой пластины дает изображение рядом и животных, и леса. Несомненно, здесь перед нами символические картины, подобные, например, мексиканским и представляющие не столько конкретное изображение события, сколько его описание при помощи доступных тогда средств. Если уже на изображении охоты мы находим зачатки идеографизма – во главе охотников идет воин со знаменем-гербом, в стороне стоит фантастический двухголовый бык и условное изображение какого-то здания, то на последующих пластинках символизм и идеографизм мало-помалу совершенно вытесняют реальные изображения. Бык изображает царя, знамена номов, держащие веревку, которой связан враг, – области, бывшие под его начальством или с ним в союзе, зубчатые овалы – стены крепости; животные, сидящие на них с мотыгами, – союзные номы, разрушающие эти крепости. Что же касается изображений внутри этих овалов, то перед нами древнейшие иероглифы, обозначающие имена крепостей. Таким образом, уже была осознана потребность изобразить собственные имена, и это было стимулом для перехода египетского письма ко второй стадии развития, когда изображения начали передавать не только мысль, но и звук, т. е. рядом с идеографизмом появляется фонетизм. До этой ступени поднялись лишь немногие народы. Но еще долго фонетизм играл незначительную, подчиненную роль.

Палетка Нармера

Его движение вперед мы замечаем на булавах и пластинке царей времени объединения Египта. На одной каменной булаве из Иераконполя изображено торжество взрыхления земли. Сам царь присутствует с мотыгой в руках, над ним написано фонетически его имя двумя знаками – звездой и скорпионом, выше представлены виселицы с повешенными символами египтян и иностранцев. Но наиболее характерным памятником этого периода является знаменитая иераконпольская пластинка царя, имя которого изображено рыбой и буравом и условно читается Нармер. На этой пластинке символически представлено покорение верхнеегипетским царем одной из областей Дельты. На одной стороне царь в короне Верхнего Египта поражает булавой представителя этой области; имя его изображено тут в виде иероглифов гарпуна и озера. Выше сокол – символ бога-покровителя царя и Египта – Гора держит за веревку голову, торчащую из шести листов лотоса – указание на 6000 поверженных врагов. В самом низу – два поверженных врага с помещенными около них обозначениями: около первого зубчатый четырехугольник со знаком внутри – очевидно, имя крепости, которую олицетворяет эта поверженная фигура. На другой стороне пластинки изображен царь в сопровождении визиря с письменным прибором и слуги, несущего сандалии, в короне Дельты идет по полю победы, впереди него идут четыре знаменосца с гербами подчиненных ему номов; далее – два ряда обезглавленных врагов – вверху иероглифы; ниже изображение двух египтян, связывающих двух фантастических зверей с длинными шеями; в самом низу символизирующий царя бык разрушает крепость, изображенную в виде зубчатого овала со знаком – именем внутри и в виде символизирующего ее поверженного египтянина. Итак, у нас уже целая хроника победы, написанная пиктографией, смешанной с фонетическими иероглифами. Здесь уже рядом с собственными именами – царя, крепости, покоренного нома, мы видим и нарицательные слова, написанные иероглифами, например «визирь», «служение», а также числительное 1000. Совершенно в таком же роде рельеф на булаве того же Нармера, представляющий его коронацию или празднование его юбилея. Здесь опять штандарты номов, опять визирь, опять цифры. Таким образом, ко времени объединения Египта почти сложилось и его письмо, пока употреблявшееся в скромных размерах. На пластинках из слоновой кости, дошедших от времени Мины (Менеса) и изображавших события его царствования, мы уже видим не только символические обозначения и отдельные иероглифические знаки, но и целые строки, написанные фонетически, правда, для нас еще непонятные, но свидетельствующие, что иероглифическая система была уже в это время готова.

Образец иероглифической письменности Древнего Египта

В конце архаического периода появляются письменные памятники и от простых смертных. Древнейшие метки на сосудах обозначают владельцев; это были условные знаки, кажется, не стоящие в связи с развитием иероглифического письма. Зато изображение на цилиндрах-печатях дают нам почти ту же картину, что и царские пластинки. И здесь мы видим сначала какие-то массовые изображения зверей обыкновенных и фантастических, птиц и т. п., затем следуют символические, для нас большей частью непонятные изображения, наконец, все это переходит в надписи, правда, по своей архаичности весьма трудные, но все же в конце концов возможные для понимания.

Таким образом, сравнительно скоро и на глазах истории египтяне выработали то письмо, которому суждена была великая, более чем трехтысячелетняя будущность, которое на первый взгляд поражает своей сложностью, заключая в себе не менее 700 знаков, представляющих изображения богов, людей, животных, растений, прочих предметов видимого мира, быта, обихода и т. п. Изображения эти в тщательных надписях – настоящие рисунки, указывающие на то, что художественное чутье развилось у египтян раньше письма и последнее воспользовалось первым, иероглифическая строчка при известных графических приемах может быть настоящим орнаментом, и частое употребление письма на обширных плоскостях храмовых стен или на вещах обихода объясняется нередко не литературными или магическими, а именно орнаментальными целями. Несомненно туземное происхождение египетских иероглифов – они передают египетскую природу и египетский быт и приспособлены для туземного языка.

Последнее ближайшим образом видно из того обстоятельства, что развитие египетского письма не прошло стадии силлабизма. В семитских и хамитских языках значение корня зависит от согласных, гласные служат для грамматических изменений, поэтому иероглифическое письмо не могло в них от изображения слов перейти к изображению слогов, отвлекая фонетическое значение первых для передачи вторых (например, если бы у нас изображение ужа употреблялось для слога «уж» или рта для слога «рот», как в ребусах). Если мы это замечаем в ассиро-вавилонской клинописи, то перед нами одно из доказательств несемитического происхождения последней. Египетские иероглифы, изображавшие односложные слова, стали алфавитными знаками для согласных (например, рисунок четырехугольного водоема «ше» – для буквы «ш», рисунок рта «ро» с алефом в конце – для «р» и т. п.); иероглифы, передававшие многосложные слова, стали изображать группы двух или трех согласных без отношения к тому, какие гласные между ними находятся (например, рисунок шахматной доски, передающий сочетание «мин», употреблялся и для «мен», и для «мон», и для «мун» и т. п.); совершенно подобно тому, если бы у нас рисунок моста служил обозначением для понятий «месть», «мести» и т. п.

Таким образом, египтяне нашли способ изображать не только предметы, но и глаголы и отвлеченные понятия. Они составили полный алфавит согласных и отвлекли от изобретений фонетические значения для передачи множества групп согласных. Но отчего они не оценили всей важности изобретения алфавита и не отбросили всего балласта прочих знаков, перейдя на чисто фонетическое алфавитное письмо? Причин было несколько. Происхождение знаков для одной и нескольких согласных было одно и то же, и они с самого начала стали употребляться безразлично; это употребление удержалось и в силу свойственного египтянам консерватизма, и ввиду того, что оно в значительной степени облегчало чтение. Дело в том, что в египетском языке весьма много корней, имеющих общие согласные; текст, написанный без гласных и без разделения слов, был бы совершенно неудобочитаем, и египтяне должны были удержать историческую орфографию, как это при аналогичных условиях делают англичане, так как орфографическая физиономия у отдельных слов оставалась индивидуальна, а пережиток идеографизма, так называемые детерминативы, кроме того, служили и для разделения слов. Эти «детерминативы» по большей части первоначально были знаками, употреблявшимися в своем идеографическом значении (например, рисунок дороги, дерева и т. п.). Им стали предпосылать фонетические знаки, если требовалось указать, какой из синонимов (например, из различных слов, обозначающих «дорога» и «путь») или из различных видов (например, какое дерево имеется в виду). Впоследствии по аналогии и для удобства египтяне сделали это употребление общим, изобретя «определители» для различных родов понятий или слов (например, для отвлеченных понятий – сверток папируса, для глаголов – вооруженную руку) и помещая их почти после каждого написанного фонетически слова. Кроме шрифта, идущего из глубокой древности и бывшего в обычном употреблении, египтяне иногда, а в поздние эпохи своей культуры и преимущественно, пользовались особенным, так называемым «энигматическим» шрифтом, еще в большей степени напоминавшим наши ребусы. Здесь старые знаки выступают с иными значениями, появляются новые знаки; их сочетания нередко основаны на сложной игре остроумия, и для чтения требуется также немало усилий и остроумия.

Древнеегипетское письмо

Самым удобным и обычным материалом для письма в Египте был папирус, приготовлявшийся из сердцевины исчезнувшего теперь в Египте водяного растения (ег. па-пиур – «нильский»). Вынутую сердцевину разрезали на узкие продольные ленты, затем приготовляли из двух рядов перекрещивающихся и положенных под прессом друг на друга лент листы бумаги большей частью (16 на 40 см) светло-желтого или светло-коричневого цвета. Эти листы склеивали в длину, затем свертывали, и получался свиток иногда в несколько десятков метров длиной. Писали в эпоху Древнего и Среднего царств вертикальными, потом горизонтальными строками всегда от правой руки к левой. Только от очень поздней, большей частью от христианской эпохи дошли до нас первые попытки заменить свитки более удобной формой наших книг в кожаных переплетах. На папирусе написана едва ли не большая часть произведений египетской письменности, за немногими исключениями почти вся изящная литература, большинство произведений научного и делового характера. Материал этот был хрупкий, что, впрочем, не помешало ему пережить тысячелетия и дойти до нас; ввиду своей хрупкости он иногда заменялся более плотным и, по представлению египтян, более древним и почтенным – кожей, которая в то время еще не достигала тонкости и изящества пергамента и дошла до нас по меньшей мере не в лучшем виде, чем папирус. Мы знаем, что Тутмос III велел написать свои «Анналы» на коже и передать на хранение в храм, легенды рассказывают о падении с неба кожаных свитков с планами храмов и т. п. Дошло до нас немного египетских рукописей на коже. Отдельные главы «Книги мертвых» писали также на погребальных пеленах, холсте. Наконец, дороговизна папируса заставила прибегать к черепкам сосудов, а в Фивах и их окрестностях до Эдфу – к обломкам прекрасного и удобного для письма и рисования известняка, до сих пор валяющимся здесь в изобилии. Эти так называемые остраконы (остраки) имеются в изобилии в различных музеях и исписаны не только счетами, списками, пробами пера, рисунками, но нередко и интересными литературными и религиозными отрывками, будучи в этом отношении совершенно подобны папирусам. Они дошли до нас от всех эпох, начиная с Нового царства до арабской эпохи включительно. Особенно много среди них писем и деловых документов демотических, греческих и коптских. Камень, в виде отдельных плит или стен храмов, был материалом для документальных иероглифических надписей, для увековечения событий или для религиозных текстов. Иероглифические надписи имеются и на пьедесталах, подставках и даже самих корпусах статуй царей, богов, деятелей и частных лиц.

Этим не исчерпывается перечень предметов, на которых писали египтяне, – они покрывали надписями и саркофаги, и скарабеи, и амулеты, и статуэтки, и ткани, и предметы культа и домашнего обихода, вообще все, что подавало к писанию повод и предоставляло место.

До нас дошло достаточное количество и письменных приборов египетских писцов, клавших их с собой в гроб. Это длинные прямоугольным дощечки с выемкой для тросточек и двумя и более круглыми или овальными углублениями для красок – черной и красной. Первой придавала долговечность и блеск примесь гумми, вторая, употреблявшаяся в «красных» строках, заключала в себе сурик. Перья, подобные нашим, впервые появляются только в римское время. Для разведения краски писец имел при себе еще сосудик с водой, из которого считал своим долгом сделать возлияние богам Тоту и Птаху.

Изображения письменных столов с их содержимым, кабинетов, писцов за их работой и т.п. также дошли до нас в достаточном количестве.

Письменность Древнего Египта: история создания

В Древнем Египте письменность возникла на стыке IV-III тыс. до н.э. Древняя письменность Египта представлена в виде изображений и текстов на стенах гробниц и пирамид.

Ключ к разгадке истории письменности Древнего Египта

Тексты египетского письма стойко хранили тайны. Ключом к разгадке древней письменности Египта стал Розеттский камень, найденный в 1799 году при Розетте недалеко от Александрии. На фрагменте увесистой плиты в 760 кг, высотой 1,2 м, шириной около 1 м и толщиной 30 см разместились три идентичных текста на разных языках письменности Древнего Египта. В верхней части на 14 строках расположились древнеегипетские иероглифы, в середине камня 34 строки занимало демотическое письмо, а в нижней части вытесаны 14 строк текста на древнегреческом языке. Находка стала отправной точкой для исследований истории древней письменности Египта. С 1822 года лингвисты смогли расшифровать надписи на стенах гробниц.

Древний Египет: история письменности

Письменность древнего Египта: иероглифы

Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. Понятие иероглифа происходит от греческого hieros (священная) и glypho.(надпись). «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус. Иероглифические письма использовали в гробницах и для религиозных целей до IV века н.э.

Древний Египет и история письменности: иератические знаки

В истории письменности древнего Египта одновременно с иероглифическим письмом существовало иератическое. Этот вид древнеегипетской письменности, как и демотическое письмо в дальнейшем, было скорописным письмом. Для письма использовали папирус, кожу, глиняные черепки, ткани, дерево. Пометки делали чернилами. Употреблялись иератические знаки для написания хозяйственных документов и литературных трактатов древнеегипетскими жрецами. Письмо «иератика» просуществовало до III века н.э. и отличалось по способу написания: справа налево.

Проект — история древней письменности Египта

История письменности древнего Египта: демотические символы

Постепенно иератическое письмо развилось в демотическое. Это была упрощенная форма иероглифической письменности периода поздней иератики. Дематика считалась народным письмом. Демотические тексты описывали разные сферы деятельности египтян. Периодизации использования демотической письменности датируется VII веком до н.э. — V века н.э. Демотическая письменность – это наиболее прогрессивный вид древней египетской письменности. Постепенно появилось демотическое «слоговое письмо». Сложность демотической письменности заключалась в многозначной трактовке знаков.

Проект история письменности Древнего Египта в видео:

Совет 1: Как читать египетские иероглифы

  • Как читать египетские иероглифы
  • Как жили в Древнем Египте
  • Как читать японские иероглифы
    • Как была разгадана тайна египетских иероглифов
    • египетские иероглифы и их значение на русском
    • Совет 2: Что на самом деле значат египетские символы

      Уаджет – глаз Гора. Правый глаз этого древнеегипетского божества символизировал солнце, а левый – луну. Уаджетом считается только левый глаз, т.к. согласно легенде Гор его потерял в схватке со своим дядей Сетом. Глаз, исцеленный богиней Хатхор (по другой версии Тотом), помог Гору воскресить своего отца Осириса. Он символизировал волю, силу, мужество и гармонию с окружающим миром. Египтяне очень трепетно относились к Оку, этот символ носили люди из разных слоев общества.

      Анкх, или Анх – египетский крест с петлей, олицетворяющий бесконечную жизненную силу, вечную жизнь вне времени и пространства. Другие трактовки анха – союз Осириса и Исиды, восход солнца. Таким образом, египетский крест мог иметь различные значения, в зависимости от трактовки он мог выступать в роли символа семьи, любви и плодородия, мог означать здоровье и долголетие или же загробную жизнь.

      Уас – скипетр, состоящий из палки, переходящей книзу в вилку и заканчивающаяся навершием в виде головы шакала. Это традиционный символ богов и царей Древнего Египта, имеющий только одно значение – власть.

      Скарабей – священный жук древних египтян. Скарабей откладывает свои яйца в навоз и перекатывает навозный шарик с востока на запад, пока на свет не появится потомство, поэтому в египетской символике он означает движение Солнца по небосводу, а также является символом новой жизни.

      Крылатый Диск – по преданию Гор принял этот образ в битве против Сета. В центре сам Гор, крылья символизируют его мать богиню Исиду, а змеи – Верхний и Нижний Египет. Этот знак является символом баланса и равновесия.

      Перо Маат – перо страуса, украшение головы Маат – богини мудрости и справедливости. В Древнем Египте оно считалось символом правосудия, отраженное в представлениях о суде в загробном мире. Считалось, что когда душа умершего попадает на суд к Осирису, сердце испытуемого кладут на одну чашу Великих Весов, а на другую – перо Маат. Если сердце перевешивало, то его пожирало чудовище Амат – гибрид гиппопотама, льва и крокодила.

      Совет 3: Интерьер квартиры: стиль египетских фараонов

      Египетский дворец в миниатюре

      Интерьер в египетском стиле отдельно взятой комнаты начинается со стен. Современные дизайнеры предлагают выкрасить стены в бежевый или жёлтый цвета и использовать как элемент отделки прямоугольные песчаные, гранитные, мраморные плиты. Обязательно наличие бордюров в виде египетской флоры: лотоса, камыша, папируса и пальмового листа. Оригинальным решением является нанесение фресок, пиктограмм, барельефов и просто цветных полос на стены комнаты.

      Для воссоздания полной картины пребывания под египетским небом, надо помнить о том, что потолок необходимо красить в тот же цвет, что и стены или он может быть выкрашен в цвет яркой лазури. Гармонично будут смотреться золотые звёзды, разбросанные по потолку в разных местах.

      В современных квартирах пол в египетском стиле может быть только с подогревом, и выложен из керамики. Чтобы облагородить интерьер можно приобрести тростниковые циновки, шкуры зверей, покрывала и невесомые пологи.

      Вся мебель делается исключительно из натуральных пород дерева. Чаще всего за основу берётся вся гамма чёрного цвета, но особое предпочтение отдаётся глянцевому антрацитовому или темно – коричневому цветам.

      Рекомендуется использовать различные декоративные вставки. Их чаще всего выполняют из слоновой костью и украшают золотом.
      Мебель, предназначенная для комнаты в египетском стиле, должна быть украшена объёмными вырезанными фигурками мифических животных. Предпочтение отдаётся простым геометрическим формам.

      Для более точной передачи образа надо обратить внимание на элементы декора. Квартира должна быть пропитана духом Древнего Египта. Достигается это большим количеством различных статуй, статуэток, ваз, керамических горшков.

      Любителям культуры Древнего Египта стоит помнить о том, что создание атмосферы и духа этой страны очень просто. Немного фантазии, креатива и ваша квартира станет местом паломничества ваших друзей.

      Совет 4: Кто такие египетские фараоны

      Фараоны являлись правителями Древнего Египта. Этим людям приписывалось происхождение от самих богов. Власть фараона в Египте была неограниченной. Правителям страны поклонялись не только, как императорам, но и как главным творцам человеческих судеб древних египтян.

      Особое почетание фараонов Египта проявлялось в строительстве специальных усыпальниц для умерших правителей. До нашего времени остались монументальные захоронения фараонов – пирамиды. Самые старшие мумии фараонов, заключенные в пирамидах, датируются 6 тысячами лет до нашей эры. Различные анализы археологов и антропологов выдают неоднозначные сведения о природе происхождения древних царей.

      Существуют теории о космической, внеземной природе этих тел. Имя фараона всегда начиналось с иероглифа, обозначающего «сын Ра» (сын Бога Солнца).

      Интересен и тот факт, что первым ребенком и наследником фараона мог стать только его потомок от союза с родной сестрой. Только затем властителю Древнего Египта дозволялось взять в жены понравившуюся даму.

      Возможно, трепетное отношение к сохранности тел умерших царей прошлого имеет под собой глубокую основу тайного знания о происхождении фараонов.

      Совет 5: Загадки истории, или Почему монголо-татары не дошли до Новгорода

      Одной из распространенных версий спасения Великого Новгорода является боязнь монгольского хана Батыя увязнуть в новгородских землях, ведь наступала весна, а с ней и распутица. С учетом того, что это был 13 век, нормальной дорожной инфраструктуры на тот момент не было. Эта версия вполне заслуживает право иметь место. Хотя, на сегодняшний день, некоторые исследователи говорят, что в тот год было очень холодно, и ранней распутицы можно было не ждать.

      Вторая версия – снижение боеспособности монголо-татарского войска. Двигаясь по территории Руси и постоянно принимая сражения с русским войском, татары не могли не нести потери, которые не пополнялись свежими силами. К тому же, подступив к Новгороду, монгольское войско столкнулось бы с дружиной новгородского князя Александра Ярославовича (будущего героя Невской битвы и Ледового побоища), не участвовавшей до этого в сражениях на территории Руси с татарами, и потому сохранявшей полную боеготовность. Да и сам Новгород был прекрасно укреплен и не пострадал от княжеских междоусобиц, происходивших на территории Руси.

      Существует и третья версия – богатый Великий Новгород, торговавший со многими странами, попросту откупился от монголо-татар. Ведь последние шли на Русь с одной целью – получение добычи, или, как тогда говорили, за данью. И они её получили. А зачем уничтожать город, который потом снова выложит по первому требованию выкуп, чтобы избежать разорения. И это прекрасно понимал Батый.

      Как бы то ни было, но Великий Новгород устоял в то грозное время, и продолжал жить. Жила и Русь, постепенно восстанавливаясь и поднимаясь из руин, собирая силы в железный кулак для отпора врагам.

      Как появилась письменность в Древнем Египте

      Содержание статьи

    • Как появилась письменность в Древнем Египте
    • Как изготавливают папирус
    • Когда возникли иероглифы

    Причины возникновения письменности

    Зарождение письма в Египте связано с такими явлениями, как появление религии, необходимости записывать накопленные знания. Древние люди еще любили увековечивать на стенах жизнь, как царской семьи, так и простых людей. Заупокойный культ египтян предписывал изображать загробную жизнь умершего человека, высекая рисунки на саркофагах, стенах гробниц и на сосудах с органами.

    Согласно мифологическим представлениям древних египтян, письмо человечеству было даровано богом Тотом. Покровительством письменности занималась также богиня Сешат, которая была дочерью Тота.

    Кроме того, потребовалось записывать религиозные обряды и заклинания. Древние египтяне считали себя обязанными фиксировать всю накопленную полезную информацию. И первые такие записи были сделаны пиктографическими знаками, позже иероглифами и иератическим письмом.

    Иероглифика

    Первые следы древнеегипетской письменности были найдены в одной из гробниц Абидоса и выглядели как пиктографические знаки. Надписи принадлежали к нулевой династии, то есть относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Позже, уже в период раннего царства, система письменности египтян сложилась в более оформленную систему и стала представлять собой иероглифическое письмо.

    Именно в Раннем царстве появились такие профессии, как летописцы и писцы. Велись работы по развитию сельского хозяйства. Все это требовало общей системы письменности. Главным же событием этой эпохи стало объединение Верхнего и Нижнего Египта, оно же и способствовало распространению общих правил письма и состава иероглифов по всей стране.

    Иератическое письмо

    Однако, когда возникла потребность записывать тексты на пергаменте и папирусе, пришлось упростить символы. Также это обеспечивало более быструю запись. Таким образом, сформировалась новая письменность – иератическая. Время ее рождения — эпоха Древнего царства. В иератическом письме знаки уже мало походили на предметы или животных.

    Древнее царство славилось расцветом ремесленничества, архитектуры, строительства. Дабы сохранить все имеющиеся техники приготовления тех или иных продуктов, египтянам приходилось это записывать. Поэтому в оборот вошли новые иероглифы и знаки иератического письма.

    Но иероглифика не перестала употребляться, а параллельно существовала на протяжении всей истории Древнего Египта. Более того, каждый вид письменности нашел свои отдельные функции в обществе. Иератическое письмо употреблялось для повседневных нужд, использовалось писцами и вельможами. Иероглифы высекались в гробницах, дворцах и храмах.

    Дешифровка египетских иероглифов

    Существовало более 5000 древнеегипетских иероглифов. Только около 700-800 использовалось в написании. Пропорции использования примерно такие же, как и в китайской письменности. Но что мы знаем про эту древнюю письменность?

    Начну я с официальной части исторического толкования этого процесса и что современная история вообще знает про дешифровку древнеегипетских иероглифов.

    Проникновению в историю Древнего Египта долгое время препятствовал барьер египетской письменности. Ученые с давних пор пытались прочесть египетские иероглифы. В их распоряжении имелось даже древнее пособие «Иероглифика», написанное во II в. н. э. уроженцем Верхнего Египта Гораполлоном, а со времен Геродота было известно, что египтяне пользовались тремя видами письма: иероглифическим, иератическим и демотическим. Однако все попытки с помощью трудов древних авторов одолеть «египетскую грамоту» оставались тщетными.

    В исследовании этой письменности и в дешифровке иероглифов самых выдающихся результатов достиг Жан Франсуа Шампольон (1790–1832)

    Розетгский камень стал ключом для разгадки египетского иероглифического и демотического письма.

    Розеттский камень — плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, которое представляет собой сокращённую скоропись эпохи позднего Египта, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трёх текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов.

    Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 году до н. э. египетские жрецы адресовали Птолемею V Епифану, очередному монарху из династии Птолемеев. Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца»… В эллинистический период многие подобные документы в пределах греческой ойкумены распространялись в виде би- или трилингвистических текстов, что и сослужило впоследствии добрую службу лингвистам.

    Камень был обнаружен 15 июля 1799 года капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила во время похода армии Наполеона.

    Главным препятствием в дешифровке было отсутствие понимания системы египетской письменности в целом, поэтому все частные успехи не давали никакого «стратегического» результата. К примеру, англичанин Томас Юнг (1773–1829) сумел установить звуковое значение пяти иероглифических знаков Розеттского камня, но это ни на йоту не приблизило науку к расшифровке египетской письменности. Эту неразрешимую, как тогда казалось, задачу смог разрешить только Шампольон.

    Прежде всего Шампольон исследовал и полностью отверг «Иероглифику» Гораполлона и все попытки расшифровки, основанные на его концепции. Гораполлон утверждал, что египетские иероглифы — это не звуковые, а только смысловые знаки, знаки-символы. Но Шампольон еще до открытия Юнга пришел к выводу, что среди иероглифов были знаки, передающие звуки. Уже в 1810 году он высказал мнение, что такими фонетическими знаками египтяне могли писать чужеземные имена. А в 1813 году Шампольон предположил, что для передачи суффиксов и префиксов египетского языка также использовались алфавитные знаки.

    Он исследует на Розеттском камне царское имя «Птолемей» и выделяет в нем 7 иероглифов-букв. Изучая копию иероглифической надписи на обелиске, происходящем из храма Исиды на острове Филэ, он прочитывает имя царицы Клеопатры. В результате Шампольон определил звуковое значение еще пяти иероглифов, а после прочтения имен других греко-македонских и римских правителей Египта увеличил иероглифический алфавит до девятнадцати знаков.

    Он установил в ходе своего исследования и сделал заключение, что у египтян была полуалфавитная система письма, так как они, подобно некоторым другим народам Востока, не употребляли на письме гласных. А в 1824 году Шампольон опубликовал свою главную работу — «Очерк иероглифической системы древних египтян». Она стала краеугольным камнем современной египтологии.

    Но посмотрите на эти иероглифы и их фонемы:

    Вам не кажется странным, что некие образы выдают за фонемы? Это даже не слоговое письмо! Зачем так сложно изображать звуки? Можно изобразить простой символ и сопоставить ему звук, как это прослеживается у других народов и культур. Но в древнеегипетских иероглифах именно картинки, образы.

    Перевод, дешифровку, а по моему мнению глубокое заблуждение или даже бред египтологов можете посмотреть здесь

    И от этого ни шагу в сторону египтологам зделать нельзя! Ведь все это основано на авторитете самого Шампольона!

    Вглядитесь в это. Это целый смысловой ряд, образное письмо. Можно, наверное, даже сказать – это универсальный язык, который сможет понять любой носитель разума. Тогда вывод – разумны ли мы, что до сих пор не можем это прочитать. Это лишь мое мнение. И это сомнение в методе, где все основано на фонетических сопоставлениях иероглифов времен начала 19в. у меняя появилось давно. Лишь сейчас решил его выразить в этой статье.

    Вполне возможно, что здесь показано вообще что-то техническое

    Наверное только ленивый не слышал про эти технические иероглифы под потолком в одном из египетских храмов

    Здесь есть символы, внешне похожие на летательные аппараты, причем не один их вид, наверное.

    В меня, наверное, опять в очередной раз полетят камни, что я несу чушь и все давно уже переведено. А может быть, дешифровщики натягивали сову на глобус, отрабатывали свой хлеб?

    Не хочу полностью склонить всех в сторону абсолютного подлога и заблуждений, основанных на работах Шампольона. Но стоит задуматься – все ли в очередной раз так, как нам говорят египтологи. Ведь наполеон не просто так ходил в Египет и не исключено, что Розетский камень – простая подделка. Тем более качество и размер надвписей на нем не соотвествует размерам иероглифов ранних царств Древнего Егнипта.

    Дешифровка Фесткого диска. Тоже фонетический перевод. Хотя на нем все те же символы, картинки, образы

    В дешифровке иероглифов майя – такая же ситуация:

    А в реальности понять эти образы майя еще сложнее чем древнеегипетские

    Знания и письменность Древнего Египта

    Люди с большим интересом относятся к тайнам своей цивилизации. Мифы, легенды, сказки – все это с трепетом и уважением передается из поколения в поколение.

    И одной из таких тайн всегда считались письменность и знания древних египтян.

    Современному человеку невдомек, как при тех примитивных технологиях, которыми владели древние общества, египтяне смогли добиться таких значительных успехов в области анатомии и архитектуры.

    Все наслышаны о чудесах египетских пирамид и о мумиях фараонов Египта. Но мало кто задумывается, что кроме этих диковинок, Древний Египет подарил человеческой цивилизации самый главный подарок – письменность.

    Масштабы знаний, накопленных человечеством за многовековую историю существования, колоссальны. Мы владеем практически всеми технологиями, которые позволяют обществу динамично развиваться и преодолевать цивилизационные трудности.

    А началось все с того, что древние люди нашли способ передавать накопленное знание из поколения в поколение, запечатлевая его на письме. Исключительно благодаря этому изобретению древних египтян современный человек достиг нынешних высот.

    Как зародилась письменность в Древнем Египте

    До изобретения письменности человечество существовало несколько тысячелетий. За этот период древние люди научились кое-как считать и изображать на поверхностях знаки, которые несли какую-то смысловую нагрузку.

    Обособленность небольших сообществ и отсутствие фиксированной общественной иерархии не позволяло древним людям систематизировать нарабатываемые знания.

    Презентация: «Древний Египет»

    Древние египтяне первыми научились упорядочивать разрозненные знаки и рисунки, привели их в систему, благодаря которой возникли три вида египетской письменности.

    Виды египетского письма

  • Иероглифическая письменность. Она представляет собой расположенные в определенном порядке картинки, которые снабжены знаками-инструкциями, указывающими на то, как нужно читать представленную группу иероглифов. Иероглифами оформлялись боковые части египетских табличек, на которых изображались сцены из мифов и давались пояснения о запечатленных событиях. Позже иероглифами покрывались стены египетских строений, их архитектурные части и даже посуда. Иероглифическое письмо стало базой для развития многих направлений в архитектуре и живописи.
  • Иератическое письмо. Чиновники и жрецы со временем научились сокращать громоздкие иероглифы до курсивных форм, которые уже чем-то напоминали современную письменность. Таким письмом составлялись государственные бумаги и велись летописи. Украшать храмы этим видом письма запрещалось, так как оно не имело сакрального смысла, а годилось только для бытовой жизни.
  • Демотика. Вид письма, который возник в самую последнюю очередь, когда египтяне уже умели не только считать, а и производили сложные вычисления, пользуясь замысловатыми египетскими формулами.
  • Демотическое письмо развилось благодаря вхождению в повседневный обиход египтян иератической письменности. Знаки письма приобретали более упрощенные очертания. Демотикой было удобно пользоваться для быстрого записывания больших текстов и для написания литературных произведений.

    Только с появлением демотического письма в Древнем Египте обучение мальчиков в школах приобрело массовый характер. До этого обучались только избранные.

    Начальные письменность и знания древних египтян во многом похожи на письменность и знания древних славян. И тот факт, что наши предки не украшали иероглифами те места, где они поклонялись своим богам, еще ни о чем не говорит.

    Древнеславянское руническое письмо имеет те же корни, что и египетские иероглифы. Это символическое изображение на твердых поверхностях визуальных черт предметов окружающей действительности. Использование растительных материалов как средства для сохранения записей, а также многие другие схожие основы дают общую почву для изучения двух этих культур.

    Что знали древние египтяне

    Люди, жившие в Древнем Египте, активно работали над накоплением и систематизацией знаний. Зависимость от разливов Нила научила египтян очень хорошо считать. Они первые сосчитали, что в календарном году 365 дней и разделили год на двенадцать месяцев по тридцать дней. Умение считать стало основой для успехов египтян в геометрии.

    Люди, желающие правильно делить свои плодородные земли, научились находить считать площадь и периметр поверхностей. А в скором времени эти сообразительные люди смогли выстроить пирамиды, которые всегда считались одним из самых грандиозных чудес нашей цивилизации.

    Как написать письмо иероглифами древних египтян