Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, вызванное для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК). Допросы свидетелей — наиболее распространенное следственное действие. Нередко с их помощью удается установить факты, которые невозможно доказать другими следственными действиями. Предметом допроса свидетеля могут быть любые обстоятельства, относящие к уголовному делу, которые он воспринимал лично или о которых слышал от других лиц, а также сведения, относящиеся к личности потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, своим отношениям с ними, а также с другими лицами.

Потерпевший — физическое лицо, которому преступлением причинен моральный, имущественный или физический вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим физического лица оформляется постановлением следователя, дознавателя или суда. Потерпевший может быть допрошен об обстоятельствах, которые лично воспринимал или же слышал о них от иных лиц, а также и о взаимоотношениях с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями и другими лицами.

Содержание

Тактика допроса потерпевших и свидетелей

Показания потерпевшего и свидетеля не могут основываться на догадках, предположениях, слухах; свидетель должен указать источник своей осведомленности, иначе его показания в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК будут признаны недопустимыми.

Показания потерпевшего во многих ситуациях могут представлять повышенное доказательственное и поисковое значение, поскольку ему становятся известны данные, которые невозможно или крайне затруднительно получить из других источников.

В процессе допросов свидетелей и потерпевших могут возникнуть различные ситуации. К наиболее типичным из них относятся следующие:

1) обстоятельства происшедшего события действительно известны свидетелю (потерпевшему), и он о них рассказывает;

2) свидетель (потерпевший) заявляет, что ему ничего не известно об обстоятельствах, о которых его допрашивают, хотя в деле имеются достоверные данные, что они ему известны;

3) обстоятельства, которые выясняются на допросе, воспринимались допрашиваемым лично, но он не дает о них подробных показаний в связи с тем, что забыл их либо недостаточно четко воспринял;

4) допрашиваемый дает ложные показания в результате заблуждения (неблагоприятные условия восприятия, влияние субъективных факторов и т.д.);

5) показания на допросе являются правдивыми, но противоречат материалам дела, которые следователь ошибочно считает бесспорными;

6) сведения, которые сообщает допрашиваемый, являются заведомо ложными.

Свидетели и потерпевшие, как правило, дают правдивые показания, но нередки случаи, когда они умышленно искажают действительные факты, пытаются запутать следствие, отказываются от ранее данных показаний. Мотивы и причины при этом могут быть самые различные: влияние на свидетелей со стороны подозреваемых, обвиняемых, их знакомых, родственников; боязнь мести преступников или лиц, которые связаны с ними; стремление, в силу различных обстоятельств оправдать виновного или смягчить его вину; стремление потерпевшего преувеличить причиненный ему ущерб, скрыть виктимность своего поведения и т.д.

Допрос свидетеля (потерпевшего) целесообразно проводить в кабинете следователя. Официальная обстановка обычно способствует установлению деловых отношений с допрашиваемым. Приступая к допросу свидетеля (потерпевшего), следует установить не только анкетные данные, но и другие сведения, например: о его окружении, друзьях, условиях жизни, работы, интересах и т.п. Выяснение этой информации облегчает установление психологического контакта и создает благоприятные условия для свидетельствования.

Дача показаний является обязанностью свидетеля (потерпевшего), и за отказ или уклонение от дачи показаний, сообщение заведомо ложных показаний он несет ответственность. Перед допросом свидетеля (потерпевшего) следует предупредить об этом, что он и должен удостоверить своей подписью. Сделать это необходимо спокойно и корректно. Тем не менее если допрашиваемый упорно не желает давать показания или предпринимает попытки дать заведомо ложные показания, то следует в более строгой форме повторно предупредить его об ответственности, разъяснив серьезные последствия подобного негативного поведения, в соответствии ст. 307 и 308 УК.

Следователь обязан разъяснить, что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или их близких родственников. Если же они не воспользовались этим правом, то их предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (в этом случае они несут ответственность за любые ложные сообщения).

Если следователь по определенным соображениям решил начать допрос со стадии «свободного рассказа», то необходимо тактически верно предложить свидетелю (потерпевшему) подробно рассказать все, что ему известно об обстоятельствах, которые он наблюдал лично или о которых слышал (и от кого именно). Следователь должен внимательно выслушать допрашиваемого. Вместе с тем нельзя признать правильным распространенное мнение, что во время свободного рассказа не следует задавать вопросы, поскольку подобная позиция «полного невмешательства» может привести к тому, что некоторые свидетели ничего или почти ничего не расскажут. Вопросы на этой стадии могут быть заданы для того, чтобы допрашиваемый более подробно и последовательно изложил известные ему обстоятельства. Если он отвлекается от предмета допроса, то необходимо в тактичной форме предложить свидетелю (потерпевшему) вернуться к изложению известных ему фактов.

Во время свободного рассказа свидетели и потерпевшие нередко излагают то, что им известно, только в общих чертах, а отдельные детали упускают, считая, что они не имеют значения, или же допускают ошибки и неточности. Эти погрешности устраняются на следующей стадии допроса, когда следователь задает допрашиваемому вопросы и получает на них ответы. Действия следователя на данной стадии рассмотрены в общих положениях тактики допроса. Отметим лишь некоторые особенности. Прежде всего следует придерживаться определенного порядка и последовательности постановки вопросов. Вначале, как правило, ставятся основные вопросы, а если возникает необходимость, то следователь задает дополнительные вопросы, стремясь полностью раскрыть содержание предмета допроса. Уточняющие вопросы задают в том случае, если допрашиваемый давал нечеткие, неясные показания по каким-то обстоятельствам, допускал противоречивые суждения. Напоминающие вопросы следователь задает с целью помочь свидетелю (потерпевшему) вспомнить какие-то факты, детали, оживить его ассоциативные связи. Контрольные вопросы обычно ставятся в конце допроса, так как их цель — проверить достоверность свидетельских показаний.

Как отмечалось выше, свидетели и потерпевшие в большинстве случаев являются добросовестными участниками уголовного процесса и дают правдивые показания. В таких случаях на допросе складываются бесконфликтные ситуации. Наиболее распространенные из них следующие: свидетель (потерпевший) добросовестно дает правдивые показания; свидетель (потерпевший) неумышленно заблуждается и в связи с этим ненамеренно сообщает ложные сведения. Тактические приемы в таких ситуациях применяются в целях выяснения и уточнения обстоятельств, составляющих предмет допроса. Необходимо поддерживать с допрашиваемым надлежащий психологический контакт, обеспечить благоприятную обстановку для свидетельствования и применять оптимальные тактические приемы.

Эффективными могут быть, например, следующие приемы допроса:

  • стимулирование положительных качеств свидетеля (потерпевшего);
  • оживление его ассоциативных связей;
  • создание обстановки доверия;
  • постановка вопросов, побуждающих к подробному изложению обстоятельств, известных допрашиваемому, и позволяющих избежать неточностей и пробелов и др.
  • В частности, с целью восстановления в памяти фактических обстоятельств целесообразны: предъявление рисунков, фотографий, схожих предметов, которые могли бы стимулировать воспоминание об обстановке и действительной картине происшедшего события; восстановление хронологической цепочки событий; постановка уточняющих и напоминающих вопросов; проведение проверки и уточнения показаний потерпевшего (свидетеля) на месте и т.д.

    Чтобы установить действительные причины добросовестного заблуждения, необходимо тщательно и детально изучить личность допрашиваемого, его психофизические свойства, выяснить объективные и субъективные факторы, которые могли повлиять на восприятие и запоминание.

    Иногда первый допрос лишь дает толчок к припоминанию фактов, тогда свидетелю нужно дать время подумать, а затем провести повторный допрос.Однако нередки и конфликтные ситуации, которые возникают в процессе допросов свидетелей и потерпевших. Основные варианты конфликтных ситуаций следующие: свидетель (потерпевший) отказывается давать показания, либо скрывает известные ему обстоятельства, либо дает умышленно (частично или полностью) ложные показания. Для преодоления таких конфликтных ситуаций необходимо сначала нейтрализовать негативную установку лжесвидетеля и противодействие с его стороны. Действия следователя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы убедиться, что показания действительно являются ложными, а затем необходимо установить мотивы лжесвидетельства. Следует иметь в виду, что ложь легче предупредить, чем устранить.

    Поэтому на допросе нужно ориентироваться не на последующее разоблачение во лжи, а на ее предупреждение и превентивное изобличение лжесвидетеля. В отдельных случаях эффект может быть достигнут при обращении к положительным качествам личности свидетеля, призывах к совести, честности, ссылках на безупречное поведение в прошлом. Иногда положительный результат может быть достигнут, когда в процессе допроса анализируются внутренние противоречия в показаниях, а также противоречия в показаниях допрашиваемого с показаниями иных лиц или с другими доказательствами. Убеждаясь в наличии противоречий, свидетель затрудняется правдоподобно объяснить их и часто приходит к выводу, что лгать бессмысленно. Если эти действия, в том числе и предъявление доказательств, не дают результатов, то следует еще раз напомнить свидетелю об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и провести серию очных ставок.

    Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

    Особенности тактики допроса этих лиц обусловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприятия происходящих событий, а также особенностями формирования показаний в целом. Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, развития, ограниченный круг даже общепринятых понятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, приподнятое эмоциональное состояние во время восприятия и некритическое отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оценить поступки, «молодежный» стиль поведения, своеобразный сленг, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Начиная допрос, следователь должен сразу же расположить к себе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), вызвать его на откровенный разговор. Для установления надлежащего психологического контакта полезно завести с несовершеннолетним беседу на отвлеченную тему, представляющую для него интерес, выяснить его отношения со сверстниками, дружеские связи, поведение в школе и семье. Малолетних желательно допрашивать дома, в детском саду или создать подобную обстановку в другом месте.

    Свидетели и потерпевшие в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, но при этом им указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетним свидетелю и потерпевшему также разъясняется право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или близких родственников.

    Свободный рассказ несовершеннолетнего об известных ему обстоятельствах часто бывает неполным, отрывочным и непоследовательным. Задача следователя состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетнему восстановить в памяти известные ему обстоятельства, последовательно изложить их.

    Во время допроса необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние несовершеннолетнего, его реакции. Нужно выяснить, не напуган ли он, не подвергался ли угрозам. Однако следует помнить, что несовершеннолетние иногда без существенных причин, исходя из эмоциональных побуждений, искажают реальные факты, отказываются давать показания. Следователь должен набраться терпения и умело устранить подобную негативную установку. Вопросы, которые ставятся несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными для него. Ответы следует записывать, сохраняя речевые особенности допрашиваемого.

    Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя допрос этих лиц и в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога. При их допросе вправе присутствовать законные представители.

    В процессе допроса несовершеннолетних могут применяться тактические приемы, которые помогают получить от них подробные и правдивые показания, например стимулирование положительных качеств, нейтрализация отрицательных качеств, призыв к честности, оказанию содействия в борьбе с преступностью и др.

    К несовершеннолетним свидетелям, занимающим негативную позицию, могут быть применены тактические приемы, связанные с психологическим воздействием, постановкой неожиданных вопросов, убеждением в том, что ложь будет разоблачена, предъявлением доказательств, акцентированием внимания на внутренних противоречиях в показаниях и т.д. Кроме того, вполне допустимо тактически правильно реализованное влияние авторитетных для несовершеннолетних людей (педагоги, родители, старшие товарищи, братья, сестры и т.д.).

    Как вести себя на допросе у следователя? Допрос свидетеля. Допрос потерпевшего

    Для рядового обывателя живописные образы бесед со следователями ассоциируются скорее со сценами из кинофильмов, чем с реальностью. Но, как показывает практика, с подобными ситуациями может столкнуться любой человек даже по независящим от него причинам. И несмотря на внешнюю дружелюбность допрашивающего, его роль и для свидетеля, и для потерпевшего в процессе может оказаться не такой уж и положительной. Поэтому каждый должен знать хотя бы в общих чертах, как вести себя на допросе у следователя, чтобы не осложнить свою судьбу. Существует целый ряд правил, которые в рамках закона позволят минимизировать риски для себя, но при этом и по возможности помочь в выяснении правды о разбираемом деле.

    Подготовка к допросу

    О предстоящем допросе извещает повестка, которую необходимо внимательно изучить, определив свой статус участника в деле. Еще до отправления на допрос следует нанять адвоката, который будет осуществлять защиту. Именно он должен будет изначально связаться с оперативным отделом или непосредственно следователем, чтобы выяснить суть дела и вопросы, по которым вызывается его подопечный. Такая информация предоставляется только адвокатам участников дела, однако бывают случаи, когда им тоже отказывают. В любом случае идти на допрос, не имея представления о причинах вызова, крайне нежелательно. Как же быть? Как вести себя на допросе у следователя, если адвокату не удалось получить предварительную информацию заранее? В этом случае необходимо еще в начале разговора со следователем, когда станут понятны хотя бы примерные обстоятельства, попросить о перерыве. Небольшой промежуток времени позволит пообщаться со своим защитником уже в контексте имеющейся информации и составить примерную тактику поведения.

    Нужно ли давать показания против себя?

    Для составления базы уголовного дела следователю необходимо выяснить как можно больше информации, которая позволит сформировать каркас материала. Причем опытный следователь будет добиваться получения нужных ему сведений любым из доступных способов. И здесь важно упомянуть статью 51 конституции, на которой основываются права свидетеля на допросе у следователя не давать показаний против себя и своих близких. То есть отказ должен быть не просто по желанию или в виде попыток уйти от ответа, а с прямым упором на эту статью. Но и в этом случае в ход могут идти уловки следователя. Например, он может успокаивать словами о том, что его вопросы не имеют прямого отношения к делу или не касаются родственников. Поэтому, как может казаться, на них не распространяется действие 51-й статьи. И это действительно неприятная ситуация, грамотно выйти из которой как раз и помогает предварительно составленная вместе с адвокатом тактика. Поскольку уже в процессе допроса неопытному человеку бывает сложно определить, где интересы лично его и близких, а где следователь действительно старается выяснить нейтральные сведения.

    Как и что говорить на допросе у следователя?

    Существует несколько универсальных правил, которых стоит придерживаться, независимо от позиции, оговоренной с адвокатом. Особенно их нужно использовать тем, кто по той или иной причине не смог заранее позаботиться о своей защите или не доверяет государственному адвокату. В первую очередь рассказывать нужно как можно меньше, причем информация должна быть однозначной. Это важно и для допрашиваемого, поскольку он сам будет четко понимать, какая картина выстраивается. Имеет значение и вопрос о том, как вести себя на допросе у следователя, чтобы создалось ощущение искренности и правдоподобности. Ведь если следователь поймет, что часть информации скрывается, то дальнейший ход допроса будет еще более хитрым с преследованием цели выудить скрываемые сведения.

    Оптимальных рецептов для изображения правдоподобности нет, так как в рамках допроса психологическое состояние людей и без того искажается. Но в любом случае следует давать именно правдивые сведения – в крайнем случае, с элементами умолчания в соответствии с 51 статьей. И чего уж точно следует избегать, так это пространных рассуждений. В дальнейшем их суть можно будет повернуть разными сторонами, о которых тот же свидетель может и не подозревать. В вопросе о том, как отвечать на допросе у следователя, важен и эмоциональный аспект. Попытки давления, пусть и скрытого – это один из самых распространенных инструментов следователей, который часто обеспечивает ожидаемый результат. Об этом стоит поговорить отдельно.

    Противодействие давлению

    Давление может быть физическим и психологическим. Приемы первого типа чаще используются оперативниками, а следователи действуют тоньше, применяя психологическое давление. Если же и следователь прибегает к физическим методам воздействия, об этом следует информировать как можно более широкий круг людей, первыми из которых должны быть адвокаты и близкие. Непосредственно в ходе такого давления можно имитировать потерю сознания, жаловаться на недомогание и т. д. При первой же встрече с адвокатом необходимо договориться об экспертизе, которая зафиксирует следы побоев. Должны документироваться и другие факты давления. Но это самые радикальные методы допроса, которые в широкой практике редко используются. Что касается психологического воздействия, то в этом случае ситуация гораздо проще. Лучше всего с самого начала продемонстрировать знание своих прав и четкость позиции. То есть взять инициативу установления тональности беседы в свои руки. Например, если ведется допрос обвиняемого, то с первых слов нужно отказаться от дачи показаний, пока не будут предъявлены доказательства виновности. Есть и другой прием, который поможет сбить возможное желание следователя к психологическому давлению. Это сочинение так называемой сказки, то есть версии, которая не противоречит открытым на текущий момент фактам и вполне может подтвердиться. Такие рассказы немного притупляют бдительность следователей и часто отбивают охоту получать дополнительную информацию.

    Как реагировать на провокации следователя?

    Как свидетели с адвокатами, так и следователь изначально формирует свою тактику поведения, которая будет наиболее эффективной в случае с конкретным человеком. При этом некоторые приемы могут носить провоцирующий характер и вводить в заблуждение. Поэтому следует подвергать сомнению все предостережения, которыми может запугивать следователь в случае отказа от сотрудничества. И напротив, это могут быть мягкие и доброжелательные предложения с обещанием освобождения в случае с обвиняемыми. Как вести себя на допросе у следователя в таких случаях? Достаточно пользоваться простым правилом: равнодушно относиться к разным предложениям, не показывая своей заинтересованности, но и не отвергать их. Главное – не принимать никаких решений в ходе допроса и тем более не подписывать пустые бланки протоколов. Только после обсуждения с адвокатом можно будет принимать то или иное решение. Чаще всего таким образом следователи добиваются самооговоров и показаний обвиняемых против себя.

    Запись разговора

    В использовании разных уловок и тех же провокаций многие следователи переступают границы допустимого. Фиксация фактов угроз, намеков на взятку и различных попыток «вербовки» в дальнейшем может оказать неплохую помощь в суде. В этом деле поможет обычный диктофон, записывающий разговор на аудиофайл. Типичное применение таких записей – подкрепление жалобы на давление или незаконных методов допроса. Но тут надо учитывать и другой аспект – обязательная подпись документа о неразглашении материалов предварительного следствия. Если проводился допрос свидетеля, то последствий за нарушение или отказ от подписи документа может и не быть. Однако в случае с адвокатами ситуация иная – нарушение условий подписки грозит потери адвокатского статуса.

    Особенности поведения в качестве свидетеля

    Для свидетеля важно помнить об ответственности за сказанное. Вся информация, которая дается в этом статусе, должна быть правдивой. Если нет уверенности в каких-то фактах, то лучше или вовсе об этом не говорить или подчеркнуть неполную осведомленность в данном вопросе. Обычно допрос свидетеля не предполагает угрозы для него самого, но от полученной информации могут пострадать другие невиновные люди. Поэтому очень важно оценивать, насколько даже мельчайшая деталь соответствует действительности.

    Как вести себя в качестве обвиняемого или подозреваемого?

    В отличие от свидетеля, подозреваемый или обвиняемый не может привлекаться за недостоверные сведения к уголовной ответственности. В таком статусе особенно важна профессиональная защита со стороны адвоката и тщательная проработка стратегии поведения на допросе. На вопросы следует отвечать осторожно – даже на простые и очевидные. Именно допрос обвиняемого в большей степени ассоциируется с попытками навести на самооговор. Поэтому после каждого вопроса следует делать паузу для раздумий. А также не стоит забывать о 51-й статье, которая избавляет от необходимости свидетельствовать против себя.

    Особенности допроса несовершеннолетнего

    С точки зрения поведения, допрос несовершеннолетнего не отличается от взрослых. Также следует придерживаться правдивых показаний, не доверять предложениям следователя и говорить как можно лаконичнее. Отличия же заключаются в организационной части. Свидетелей и потерпевших до 14 лет во время допроса сопровождают педагоги. Для подростков от 14 до 18 лет привлечение педагогов может быть назначено по решению суда.

    Что еще важно, несовершеннолетним не дается предупреждение о наказании за дачу ложных показаний, они не дают подписку об этом и не несут ответственности за предоставленную информацию. Но это не значит, что допрос несовершеннолетнего должен быть основан на даче фальшивой информации. Изначально и свидетель, и педагог должны также пояснить для подростка, насколько значимы для дела именно правдивые показания. Если же несовершеннолетний имеет физическую или психическую инвалидность, то по решению суда в беседе может присутствовать и его представитель помимо педагога.

    Как проводится допрос потерпевшего?

    По большому счету разговор следователя с потерпевшим напоминает допрос с участием свидетеля. На потерпевшего тоже может оказываться давление, причем с попытками провокации и дискредитации. Поэтому следует строго придерживаться намеченной тактики и не поддаваться на сомнительные предложения. Важно помнить, что допрос потерпевшего является в некотором роде базовым, от которого будет исходить материал дела. К тому же часты случаи, когда потерпевшие имеют те или иные связи со свидетелями. Это значимый фактор в том смысле, что любой отход от выбранной и оговоренной вместе с адвокатами стратегии может способствовать развалу дела.

    Заключение

    Неспроста следователи вызывают больше негативных ассоциаций у людей, которые тем или иным боком имели подобный опыт сотрудничества. Но, с другой стороны, важно помнить и о вполне логичной функции следствия – получить информацию для более глубокого и объективного расследования. В идеальном варианте на это должно работать именно поведение на допросе у следователя обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Независимо от процессуального статуса, желательно честно предоставлять имеющуюся информацию. Другое дело, что в силу разных обстоятельств будет оправдано и применение тактики ограниченного взаимодействия со следствием.

    Допрос свидетелей и потерпевших

    Тактики допроса подозреваемых и обвиняемых

    В тактике допроса подозреваемых и обвиняемых есть много общего, ибо и те и другие чаше всего допрашиваются в условиях, когда доказательств еще недостаточно или в их совокупности имеются пробелы. Задача их допроса заключается не в том, чтобы они обязательно сознались в совершении преступления (что, конечно, гоже важно), а в установлении с помощью их показаний достоверных фактов по делу (даже независимо от их желания помочь следствию).

    Однако есть и особенности допроса, обусловленные тем, что подозреваемые обычно допрашиваются на первоначальном этапе расследования, нередко «по горячим следам» преступления, а при задержании — фактически немедленно. Доказательств в этот момент бывает особенно мало, сведений о личности подозреваемого также бывает недостаточно, поэтому следователь не всегда в состоянии тщательно подготовиться к допросу. В тоже время в данной ситуации и подозреваемый не имеет возможности тщательно продумать защитную версию, тактику противодействия следствию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств. К тому же подозреваемый в данный момент часто находится в состоянии сильного эмоционального напряжения, способствующего применению психологического воздействия на него. Вместе с тем при первом допросе подозреваемые, особенно с участием защитника, часто отрицают свое участие в преступлении, используя по большей части надуманные аргументы, ссылки на придуманное алиби, т. е. возникает конфликтная ситуация. Поэтому правильный выбор тактических приемов и умелое их применение нередко приводят к получению правдивых показаний на первых же допросах подозреваемых. К числу таких приемов в конфликтной ситуации относятся уверенная манера допроса, использование рефлексивных рассуждений, дополненных продуманной системой предъявления имеющихся доказательств с подробным объяснением допрашиваемому значения каждого доказательства и улики. Особенно важно при этом показать, что может дать соответствующее экспертное исследование тех или иных вещественных доказательств.

    Первоначальный допрос обвиняемого проводится в более подготовленной ситуации. Поскольку обвиняемый может признать себя виновным (полностью или частично) либо не признать себя таковым, допрос может проводиться в бесконфликтных, частично конфликтных и полностью конфликтных ситуациях. В большинстве случаев допросы обвиняемых проходят в конфликтных ситуациях с разной степенью соперничества и оказания противодействия следователю.

    Обвиняемый на первом допросе может отказаться отдачи показаний. В соответствии со ст. 173 УПК в таких ситуациях повторный допрос проводится только по просьбе самого обвиняемого. В этих случаях с пелыо поддержания необходимого контактного общения следователя с обвиняемым целесообразно стараться продолжить указанный контакт в рамках других следственных действий с участием обвиняемого (при проверке показаний на месте, обыске, назначении и проведении судебной экспертизы и др.). И в рамках этих действий следует оказывать на него необходимое психологическое воздействие с целью преодоления его нежелания давать показания в рамках допроса.

    При допросе обвиняемых в конфликтных ситуациях следователь может располагать разными объемами имеющихся у него доказательств. От этого и зависит выбор возможных тактических приемов в каждом конкретном случае. Достаточность доказательств еще не гарантирует автоматический успех допроса. Неумелое использование имеющихся доказательств может свести их значимость к минимуму. Поэтому при достаточности доказательств для изобличения обвиняемого не следует торопиться с предъявлением всей совокупности доказательств. Сильные доказательства целесообразно предъявлять порознь, а слабые — в совокупности, желательно предъявлять сначала доказательства, подтверждающие второстепенные моменты, а затем относящиеся к главным обстоятельствам и др. Если в доказательствах имеются пробелы, необходимо лишить допрашиваемого возможности догадаться об этом. Более того, важно создать у него преувеличенное представление об осведомленности следователя и объеме имеющихся против него доказательств и восполнить такие пробелы непосредственно в ходе допроса. Это достигается уверенной манерой допроса, предъявлением доказательств со значительным интервалом, показом своей осведомленности по отдельным моментам с демонстрацией хода событий в них, умелого использования оперативно-розыскной информации и др. Если же доказательств недостаточно, задачи следователя еще более сложны. Здесь помимо вышеуказанных приемов необходимо использовать различные проговорки и противоречия в свободном рассказе, применять приемы косвенного допроса (когда главный вопрос замаскирован, а отвлекающие внимание, наоборот, подчеркиваются), использовать психологические реагенты и др.

    При допросе подозреваемых и обвиняемых важно помнить, что в соответствии со ст. 75 УПК их показания, полученные в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные ими в суде, считаются недопустимыми доказательствами. Поэтому при допросе в подобной ситуации необходимо получить от них наибольшее количество данных, могущих иметь подтверждение из других средств доказывания.

    Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых с участием защитника. В этих случаях обстановка допроса указанных лиц лишается такого важного психолого-тактического компонента, как интимность, ибо ход допроса осуществляется под интеллектуальным и профессиональным контролем третьего лица — адвоката. Однако начинает и ведет допрос следователь. Защитник является лишь его участником и своими правами (ст. 53 УПК) в ходе этого следственного действия может воспользоваться только тогда, когда следователь закончит свой допрос. При этом следователь должен не только выбрать наиболее удачные тактические приемы, но и умело использовать свои процессуальные права (ст. 53, 164, 189 УПК).

    Сама же тактика допроса в этих случаях во многом зависит от того, насколько эффективно следователь пользуется методом рефлективного мышления с учетом складывающихся следственных ситуаций.

    К их числу можно отнести такие типовые следственные ситуации:

  • защитник имел свидание со своим подзащитным до его первого допроса следователем;
  • защитник не имел свидания со своим подзащитным до его первого допроса следователем.
  • Эти типовые ситуации могут быть детализированы в зависимости от того, знаком ли следователь с участвующим в допросе защитником и его профессиональными качествами.

    Особенности тактики допроса свидетелей и потерпевших.

    Как известно, потерпевший заинтересован в исходе дела. Эта заинтересованность, а также возможность ошибочного восприятия фактов в силу обстановки события и опасности, которой он мог подвергаться, должны учитываться при допросе и оценке показаний потерпевшего. В остальном тактика допроса потерпевшего и тактика допроса свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

    Допрос свидетелей и потерпевших можно разделить на пять этапов:

  • подготовка к допросу (о чем было рассказано ранее);
  • установление психологического контакта с допрашиваемым;
  • свободный рассказ допрашиваемого;
  • постановка вопросов допрашиваемому;
  • ознакомление допрашиваемого с протоколом и аудиозаписью его показаний.
  • Разъяснив допрашиваемому порядок допроса и предупредив его об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, следователь предлагает ему рассказать всс известное по делу. Это этап свободного рассказа допрашиваемого.

    Свободный рассказ — изложение допрашиваемым известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или он избирает сам. Следователь не прерывает свободный рассказ репликами или вопросами. По ходу- свободного рассказа нежелательно протоколирование. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать внимание, с каким следователь слушает его рассказ, и заинтересованность в показаниях.

    По окончании свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить забытое.

    В целях оживления памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы, иногда используемые и при допросе подозреваемого или обвиняемого, искренне стремящегося вспомнить какие-либо обстоятельства:

    • допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными. Поэтому припоминание одного факта может повлечь за собой припоминание связанных с ним других фактов. С целью оживления таких связей следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам, помогает установить сначала их, а затем по ассоциации с ними и искомый;
    • допрос на месте — разновидность допроса с использованием ассоциативных связей, когда их оживление вызывает не задаваемый следователем вопрос, а повторное восприятие допрашиваемым той обстановки, в которой происходило расследуемое событие. Допрос на месте не следует смешивать с другим следственным действием — проверкой показаний на месте. Это обычный допрос, который проводится не в кабинете следователя. Сходным приемом оживления ассоциативных связей является предъявление для повторного восприятия допрашиваемому предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами;
    • повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты, поэтому нельзя непременно подозревать его в нечестности, если при повторном допросе он расскажет о фактах, которые ранее не припомнил.
    • Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помоши, то адвокат присутствует при допросе, но при этом не вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса (ст. 189 УПК РФ).

      Ход и результаты допроса отражаются в протоколе (ст. 190 УПК РФ).

      Тактика допроса свидетелей и потерпевших

      В качестве свидетеля допрашивается лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Не подлежат допросу в качестве свидетелей судья, присяжный заседатель, защитник, адвокат, священнослужитель, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей. Лицо не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств и в случаях его последующего отказа от этих показаний.

      Свидетели подразделяются на свидетелей-очевидцев, которые видели, как происходило расследуемое событие, и свидетелей, которые могут показать о различных обстоятельствах, связанных с происшедшим событием (приметах лица, совершившего преступление, свидетелях-очевидцах, орудии преступления и т. п.). Среди очевидцев выделяются активные и пассивные свидетели. К активным свидетелям относятся те, кто пытался пресечь, предотвратить преступное посягательство, принимал участие в задержании лица, совершившего преступление, вызывал милицию, оказывал помощь потерпевшим и т. д. Их активная роль нередко приводит к довольно сильному психическому напряжению, которое может помешать восприятию каких-либо фрагментов происшедшего. В показаниях таких лиц возможны различные дефекты, пробелы, искажения, преувеличения своей роли в пресечении преступного посягательства.

      Пассивные свидетели подразделяются на две группы. Первую группу составляют свидетели, которые имели возможность действовать активно, но под влиянием страха, нежелания вмешиваться, уговоров и просьб знакомых, близких и иных причин предпочли остаться в стороне. Их показания могут быть деформированы за счет не всегда даже осознаваемого стремления скрыть некоторые неблаговидные нюансы своего поведения и желания представить себя в более выгодном свете. Ко второй группе относятся свидетели, которые не могли проявить активность в силу объективных причин (например, наблюдали за происходившим из окна дома либо из проезжавшего мимо транспорта). На формирование их показаний могут повлиять волнение, эмоциональные переживания, вызванные совершаемым на их глазах преступлением.

      В начале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с ним надлежащего психологического контакта. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению со свидетелем. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему известно по делу, но разъяснение положений этих статей УК РФ предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.

      Предупреждение же лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить ему, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что не видел, не заметил, не помню, если в действительности видел, заметил, запомнил. При необходимости ему можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.

      При допросе недобросовестного свидетеля, уклоняющегося от сообщения каких-либо сведений, дающего ложные показания, важно выяснить и нейтрализовать мотивы его позиции. Большое значение могут иметь обращение к положительным качествам личности допрашиваемого, пробуждение в его сознании и переживаниях чувства ответственности, гражданского долга. К тактическим приемам допроса такого лица относятся детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и деталям, по которым трудно заранее договориться, а также выявление проговорок, внутренних противоречий в сообщаемых сведениях и их несоответствия другим имеющимся доказательствам. В вопросно-ответной стадии после фиксации основных показаний допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия и предлагается объяснить, чем они вызваны. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, образуя как бы дефицит времени, ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям. Кроме того, при допросе недобросовестного свидетеля могут быть использованы те же приемы, что и при допросе подозреваемых (обвиняемых).

      При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств. Преодолеть заблуждение во многих случаях помогает выяснение условий наблюдения и субъективных возможностей допрашиваемого лица, причем причина искажений порой может быть элементарно простой. Так, выясняя по одному делу причины расхождений в показаниях очевидцев, следователь неожиданно для себя установил, что две свидетельницы ошибочно восприняли некоторые обстоятельства происшедшего, поскольку страдали близорукостью и в момент случившегося были без очков. Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон его ведения следователем. Допрос должен проводиться без спешки, не рекомендуется без необходимости прерывать свободный рассказ.

      Воспринятые события и предметы запечатлеваются в памяти в определенной связи между собой, а также в связи с впечатлениями и представлениями из прошлого и последующего опыта. Напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи является тем первым узелком, который способствует развертыванию в сознании всей цепочки ассоциаций. Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом либо лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

      Для действия ассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т. п.). Активизировать ассоциативные связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым событием обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим или последующим событиям, допрос о том же событии или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.

      Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.

      Для использования ассоциации в пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует вспоминанию.

      Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т. п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды, цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и т. п. Использование ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий — низкий, черный — белый, толстый — тонкий и т. п.).

      В отдельных случаях преодолеть добросовестное заблуждение и оказать допрашиваемому помошь в припоминании можно путем предъявления доказательств: оглашения показаний, воспроизведения фонограмм допроса других лиц и проведения очных ставок. С этой целью могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, видеозапись или киноленты места происшествия и окружающей обстановки, а также проведено предъявление для опознания лиц и предметов.

      Основные правила использования информации. Предъявление доказательств, использование различных объектов и схем, а также ознакомление с показаниями других лиц следует проводить так, чтобы избежать подсказки и наводящих вопросов.

      Информация, имеющая доказательственное значение, может быть использована на допросе лишь после свободного рассказа и в тех случаях, когда следователю не удалось путем постановки соответствующих вопросов и обращения к ассоциативным связям преодолеть забывание допрашиваемого или устранить его добросовестное заблуждение.

      В вопросно-ответной стадии допроса информация используется не только посредством ее включения в содержание вопроса. Информация может находиться и за пределами вопроса, предшествовать или сопровождать его (например, при предъявлении вещественных доказательств, оглашении показаний других лиц и т. п.). В каждом случае такого использования информации нужно правильно оценивать информационное содержание задаваемых вопросов. Неправильно полагать, что в задаваемом вопросе вообще не должно содержаться никакой исходной информации для ответа. Подобное требование явно невыполнимо, поскольку довольно часто вопрос не может быть не привязан к определенному месту, времени, людям, обстоятельствам и т. п. Например, в вопросе: «Где вы были такого-то числа?» — содержится ориентировка во времени, в вопросе: «При каких обстоятельствах вы познакомились с Н.?» — ориентировка по отношению к определенному лицу и т. д.

      Отличие допустимого в процессуальном отношении вопроса от наводящего состоит не в том, что в наводящем вопросе подсказывающая информация имеется, а в правомерном вопросе ее нет, а в том, что содержащаяся в наводящем вопросе информация (как словесная, так и несловесная — мимика, жесты, эмоционально-интонационный подтекст) внушает, наводит, подсказывает определенный ответ. Наводящий вопрос не только содержанием, но еще и формулировкой может побуждать, ориентировать на подтверждение определенной информации. Наводящий вопрос — это такой вопрос, который при ею постановке рассчитан на подтверждение содержащейся в нем либо подсказывающей информации, и ответ на него, по имеющимся в нем фактическим сведениям, полностью соответствует содержанию вопроса, не выходит за его рамки, не дает новой, дополнительной, ценной в доказательственном отношении информации, кроме почерпнутой из заданного вопроса.

      В каждом случае использования при допросе информации необходимо не подтверждение допрашиваемым тех или иных сообщенных ему сведений, а получение показаний, в которых бы он вышел за пределы этого сообщения, проявил знание новых информационных элементов (обстоятельств, деталей определенного события) или указал на новые дополнительные связи между элементами сообщенной ему информации.

      Особенности тактики допроса потерпевших. О специфике формирования показаний потерпевших необходимо отметить следующее. Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, а в случаях полового посягательства, кроме того, еще и личностные, интимные переживания, создавая сплав различных взаимосвязанных между собой эмоций и чувств, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.

      Под влиянием острых психических переживаний потерпевшие нередко, особенно на первых допросах, не могут вспомнить об обстоятельствах, которые предшествовали событию преступления или же, наоборот, последовали за ним (так называемое ретроактивное и проактивное торможение). На повторных допросах показания потерпевших оказываются порой более полными, чем сразу после преступного посягательства. Кроме того, в получаемых от потерпевших сведениях возможны и невосполнимые потери, когда вследствие чрезмерного нервно- психического напряжения, вызванного совершенным преступлением, наступает амнезия, т. е. частичное или полное необратимое выпадение из памяти пережитого события.

      Амнезия может появиться и вследствие потери сознания, а также при кратковременном состоянии оглушенности, нередко наступающих в результате особо грубых физических воздействий преступников (нанесения ударов в область головы, лица, переломов костей носа, причинения сильных болей), которые могут сопровождаться контузиями и сотрясениями мозга различной степени, а также различными шоковыми состояниями.

      В показаниях потерпевших встречаются: различного рода преувеличения о некоторых моментах пережитого события; обобщенность в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц (все держали, все активно участвовали); пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего; заблуждения относительно последовательности развития — путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления.

      На основании этих данных было бы неверно делать вывод о непригодности получаемой от потерпевших информации для установления истины по делу. Изъяны и пробелы в передаваемой потерпевшими информации обычно не носят всеобъемлющего характера и касаются лишь отдельных обстоятельств происшедшего.

      Рассмотрим тактические приемы допроса потерпевшего. При допросе потерпевшего необходимо в каждом случае учитывать глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его психическое состояние. Поскольку сразу же после совершения преступления психическое состояние потерпевшего может помешать даче им полных и достоверных показаний, рекомендуется, по возможности, не торопиться с первым допросом.

      Если допрос потерпевшего отложить невозможно, то целесообразно предусмотреть его повторный допрос в более спокойной обстановке, когда переживаемые им чувства потеряют свою остроту, а память обретет временно утраченную способность к воспроизведению.

      В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших. Необходимо, чтобы умело поставленная перед допрашиваемым цель следственного действия — получение полной, детальной и объективной информации — на определенный период времени вытеснила из его сознания или оттеснила на второй план психические переживания, мешающие допросу.

      Оценивая полученные от потерпевшего показания, следует учитывать, что он в ряде случаев может умалчивать об отдельных обстоятельствах происшедшего, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний либо изменять их в ходе следствия, а также сообщать по делу полностью ложные сведения. Это возможно в силу особых отношений потерпевшего с виновными лицами, их окружением, при боязни мести с их стороны, в результате воздействий заинтересованных лиц, а также с целью сокрытия своего неблаговидного поведения — трусости, стяжательства, порочащей его интимной связи и проч. Кроме того, на показаниях потерпевшего может сказаться неверие в способность органов следствия установить истину и обеспечить его личную безопасность. Особенно важно сначала выяснить мотивы, лежащие в основе неверной позиции допрашиваемого, и попытаться их преодолеть. В этих случаях при допросе используются приемы, направленные на преодоление лжи и получение правдивых показаний.

      Как вести допрос потерпевшего