Содержание:

Поиск законов по альтернативным названиям и обзор законодательства России

Кодексы и Законы России

Гражданский Кодекс РФ

Уголовный Кодекс РФ

Налоговый Кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ

Жилищный Кодекс РФ

Семейный Кодекс РФ

Гражданский процессуальный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Определение и группировка расходов при налогообложении прибыли организаций

Статья 252. Расходы. Группировка расходов

1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Абзац второй исключен.

2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Статья 350 УПК РФ. Виды решений, принимаемых председательствующим (действующая редакция)

Разбирательство уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей заканчивается принятием председательствующим одного из следующих решений:

1) постановления о прекращении уголовного дела — в случаях, предусмотренных статьей 254 настоящего Кодекса;

2) оправдательного приговора — в случаях, когда присяжные заседатели дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, указанных в части первой статьи 339 настоящего Кодекса, либо председательствующий признал отсутствие в деянии признаков преступления;

3) обвинительного приговора с назначением наказания, без назначения наказания, с назначением наказания и освобождением от него — в соответствии со статьями 302, 307 и 308 настоящего Кодекса;

4) постановления о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда — в случае, предусмотренном частью пятой статьи 348 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 350 УПК РФ

1. Прекращение уголовного дела судьей должно иметь место в случаях, предусмотренных ст. 254, в которой, в свою очередь, содержатся ссылки на основания, указанные в п. п. 3 — 6 ч. 1, ч. 2 ст. 24 и п. п. 3 — 7 ч. 1 ст. 27, в ст. ст. 25, 28, а также ч. 7 ст. 246 и ч. 3 ст. 249.

2. Из содержания ком. статьи нельзя сделать однозначный вывод о том, в какой момент судья прекращает дело — непосредственно после установления указанных выше обстоятельств или после обсуждения последствий вердикта. Представляется, что прекращение дела судьей по таким основаниям, как истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24), наличие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27), примирение сторон (ст. 25), деятельное раскаяние (ст. 28), возможно только после постановления присяжными обвинительного вердикта. Указанные основания относятся к т.н. нереабилитирующим, т.е. предполагают установление факта виновности подсудимого в совершении деяния, содержащего признаки преступления, а это в данном случае вправе сделать только коллегия присяжных своим вердиктом. Все прочие из названных оснований допускают прекращение судьей дела в любой момент судебного разбирательства, в том числе если они обнаружатся при обсуждении последствий обвинительного вердикта. После постановления оправдательного вердикта прекращение дела по любому основанию вообще невозможно, в силу того что оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им только оправдательного приговора (ч. 1 ст. 348). В случае если имеет место частичный отказ прокурора от обвинения уже после того, как вопросный лист передан присяжным заседателям, а председательствующий произнес напутственное слово, требуется составление вопросного листа и произнесение напутственного слова заново.

Статья 268 НК РФ. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав (действующая редакция)

1. При реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав, определяемую в следующем порядке:

1) при реализации амортизируемого имущества (за исключением объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 настоящего Кодекса) — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик реализовал основное средство ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком, и в отношении такого основного средства были применены положения абзаца второго пункта 9 статьи 258 настоящего Кодекса, остаточная стоимость при реализации указанного амортизируемого имущества увеличивается на сумму расходов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с абзацем четвертым пункта 9 статьи 258 настоящего Кодекса;

2) при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) — на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено пунктом 2.2 статьи 277 настоящего Кодекса, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 настоящего Кодекса;

2.1) при реализации имущественных прав (долей, паев) — на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 настоящего Кодекса.

При реализации акций, долей в случае, если ранее такой реализации осуществлялось уменьшение уставного капитала хозяйственного общества (товарищества) путем уменьшения номинальной стоимости акций, долей в пределах первоначального вклада (взноса) в уставный капитал хозяйственного общества (товарищества), цена приобретения данных акций, долей уменьшается на стоимость имущества (имущественных прав), ранее полученного участником хозяйственного общества (товарищества) при уменьшении уставного капитала этого хозяйственного общества (товарищества) в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах первоначального вклада (взноса). Настоящее положение не распространяется на случаи, когда хозяйственное общество (товарищество) обязано уменьшить свой уставный капитал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

При реализации долей, паев, полученных участниками, пайщиками при реорганизации организаций, ценой приобретения таких долей, паев признается их стоимость, определяемая в соответствии с пунктами 4 — 6 статьи 277 настоящего Кодекса.

При реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных статьей 279 настоящего Кодекса;

3) при реализации покупных товаров — на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:

по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ;

по средней стоимости;

по стоимости единицы товара.

При реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в настоящей статье, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 настоящего Кодекса;

4) при реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования — на первоначальную стоимость такого объекта основных средств при условии восстановления в соответствии с пунктом 12 статьи 286.1 настоящего Кодекса суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.

2. Если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в подпунктах 2, 2.1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

3. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Должностные лица

Статус должностного лица. Публичные и частноправовые должностные лица

Физические лица, наделенные государственно-властными полномочиями или осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в негосударственных органах, организациях, учреждениях, относятся к должностным лицам. Для взаимоотношений должностного лица характерна служебная соподчиненность: должностное лицо определяет меру легитимного поведения других участников правоотношения и обязано исполнять правомерные требования вышестоящего начальника. Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности. Таким образом, статус должностного лица распространяется на любое физическое лицо публичного или частного права, действия которого влекут за собой возникновение, приостановление, изменение или прекращение юридически значимых событий и обстоятельств (т.е. юридических фактов).

Статус должностного лица обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Должностные лица различаются в зависимости от содержания их публичных обязанностей. Должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями по специальному полномочию, исполняет функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица. Специальные полномочия, определяющие статус должностного лица, ограничены сроком государственно-служебных обязанностей либо они прекращаются в момент исполнения служебного поручения, возложенного на него нормативным актом или распоряжением.

К должностным лицам, наделенным публичными административными обязанностями, относятся государственные и муниципальные служащие. Административные обязанности должностного лица распространяются на подчиненных ему государственных и муниципальных служащих, а также на лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Указанные должностные лица вправе принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Должностные лица органов местного самоуправления также наделены властными административными обязанностями, однако они вправе их осуществлять в исполнительно-распорядительных муниципальных (негосударственных) органах. Таким образом, возложенные на них обязанности не относятся к государственно-властным обязанностям.

К должностным лицам публичного права относятся лица, осуществляющие властные административные обязанности в государственных и муниципальных органах. Физические лица коммерческих, некоммерческих организаций, наделенные административными обязанностями, относятся к должностным лицам частного права. Должностные лица частного права, так же как и должностные лица государственных и муниципальных органов, наделены распорядительными полномочиями, но такие полномочия не являются властными, хотя они и обязательны для исполнения подчиненными им лицами, т.е. лицами, находящимися с ними в трудовых отношениях. Должностные лица частного права осуществляют коммерческую деятельность, что невозможно для лиц, наделенных публичными правомочиями.

Действующее право допускает различия в правовом положении должностных лиц федеральных органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ. В последнем случае такие лица занимают должности, установленные только конституциями и уставами субъектов Федерации.

Применительно к сфере деятельности негосударственных организаций (кроме муниципальных) действующее законодательство устанавливает статус должностных лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации. Содержание управленческих функций этих лиц совпадает с содержанием полномочий, предусмотренных для должностных лиц государственных и муниципальных органов, такие лица наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Должностные лица должны быть дееспособными гражданами, т.е. обладать возможностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Такие граждане вправе вступать в обязательственно-правовые отношения, обладать имущественными и личными неимущественными правами. Возрастной критерий дееспособности не обязательно связан с достижением 18 лет. Гражданин, не достигший указанного возраста, может быть признан дееспособным лицом в силу п. 2 ст. 21 ГК и тем самым обладать статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой негосударственной формы собственности. Однако обретение такого статуса несовершеннолетними гражданами в сфере публичных отношений существенно ограничено. Например, правом поступления на государственную службу обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование.

Властные полномочия государственного служащего заключены в реализации организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, следовательно, такой служащий обладает также и статусом должностного лица. Осуществляя от имени и по поручению соответствующего министерства (ведомства) вверенные им публичные полномочия, должностные лица содействуют возникновению, изменению, приостановлению или прекращению административных отношений.

Дефиниция должностного лица, установленная ст. 2.4 КоАП, базируется на синтезе двух определений, установленных соответственно в ст. 201 и 285 УК: лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностного лица.

Таким образом, в отличие от УК, в КоАП дано единое обобщающее понятие должностного лица. Тем самым предпринята попытка устранить логическое несоответствие статуса должностного лица в сферах частного и публичного права.

Должностные лица подлежат административной ответственности только в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей (см. абз. 1 ст. 2.4 КоАП). Должностное лицо сохраняет свой юрисдикционный статус применительно к своей профессиональной деятельности, при совершении должностным лицом нарушений общественного порядка (например, мелкого хулиганства или незаконного распития пива и спиртных напитков, см. соответственно ст. 20.1, 20.20 КоАП) не принимается во внимание должностной статус нарушителя, последний привлекается к ответственности на общих основаниях с другими физическими лицами.

Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами, например, в ст. 289-306 БК, определяющих виды правонарушений бюджетного законодательства, понятие «должностное лицо» не упоминается, однако правонарушителями в указанных случаях являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями, руководители хозяйственных и муниципальных органов и иные лица, осуществляющие функции должностных лиц в том смысле, как это предусмотрено дефиницией должностного лица, содержащейся в прим. 1 к ст. 285 УК.

В зависимости от целей и предназначения деятельности выделяются публичные и частноправовые лица. К публичным должностным лицам относятся должностные лица государственных, муниципальных органов, специальных публичных органов (Банка России, Счетной палаты, Следственного комитета РФ), должностные лица публичных некоммерческих организаций — государственных корпораций, государственных компаний, бюджетных, автономных и казенных учреждений, саморегулируемых организаций, а также должностные лица публичных коммерческих организаций — открытых акционерных обществ с государственным участием, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Должностные лица частного права действуют в коммерческих организациях, основной целью которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческих организациях, предназначенных для осуществления непубличной деятельности.

Статус частноправовых должностных лиц обусловлен их процессуальными правами и обязанностями как субъектов административных правонарушений. Общественная опасность правонарушений, совершенных частноправовыми должностными лицами, как правило, превышает вред (ущерб), причиняемый правоохраняемым интересам лицом, не наделенным должностными полномочиями, поэтому КоАП устанавливает для должностных лиц более обременительные штрафные санкции в сравнении с иными нарушителями — физическими лицами. Таким образом, юрисдикционная значимость частноправовых должностных лиц обусловлена:

а) презумпцией значимости причиняемого ими вреда (ущерба);

б) наделением их дополнительными правами и обязанностями в случаях, специально предусмотренных КоАП;

в) распространенностью совершаемых ими правонарушений.

Относительно последнего из указанных критериев следует отметить специфику субъектного состава КоАП: почти всегда санкции статей Кодекса устанавливают ответственность для частноправовых должностных лиц, например, публичные должностные лица являются субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.9 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления), ч. 1, 2 ст. 14.25 (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), ч. 3 ст. 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий), ч. 2 ст. 14.35 (нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества), ст. 19.74 КоАП (непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов).

Законодательство субъектов РФ устанавливает ответственность публичных лиц только в исключительных случаях, например, в соответствии с КоАП города Москвы административная ответственность только для публичных должностных лиц предусмотрена при совершении проступков, установленных ст. 7.27 (несоблюдение организациями лимитов энергопотребления), ст. 7.29 (нарушение порядка декларирования энергопотребления). Применительно к этим составам к субъектам административных правонарушений относятся также и публичные юридические лица, созданные в организационноправовой форме государственного учреждения или государственного унитарного предприятия, должностные лица государственных организации-нарушителей в этих случаях могут быть привлечены к ответственности независимо от квалификации корпоративного правонарушения (см. ч. 3 ст. 2.1 КоАП). Привлечение к ответственности публичных организаций в соответствии с КоАП и КоАП города Москвы возможно только в указанных случаях, при этом КоАП и КоАП города Москвы не предусматривают ответственность государственных или муниципальных органов. Таким образом, общая тенденция федеральных и московских законодателей квалифицировать по преимуществу проступки частноправовых субъектов остается незыблемой. Характерно, что примечанием к ст. 2.4 КоАП установлены квалифицирующие признаки частноправовых и публичных должностных лиц, однако, как было указано выше, последние значительно реже привлекаются к административной ответственности.

Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Санкции, определенные БК и НК, в отличие от КоАП, не предусматривают дифференциации наказаний, совершенных должностными лицами и лицами, не наделенными правомочием должностного лица: при выявлении обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принимается во внимание лишь повторное совершение указанного проступка лицом, к которому уже были применены налоговые санкции.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Производственная травма: расследование, оформление и выплаты

Несчастный случай на производстве

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем (работодателем), подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Примечание. Застрахованными лицами могут быть и сотрудники, работающие на основании гражданско-правовых договоров. Но при условии, что в этих договорах предусмотрена обязанность работодателя уплачивать соответствующие страховые взносы (п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).

Определение несчастного случая на производстве приведено в ст. 3 Закона N 125-ФЗ — это событие, в результате которого застрахованное лицо получило увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Законом N 125-ФЗ. Причем данное событие влечет временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности с необходимостью перевода застрахованного на другую работу либо смерть застрахованного лица. Несчастный случай может произойти как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем.

Примечание. Несчастные случаи, произошедшие со студентами, проходящими производственную практику у работодателя, или лицами, привлекаемыми к выполнению общественно полезных работ, также подлежат расследованию и учету.

Аналогичные нормы содержатся и в Трудовом кодексе. В соответствии со ст. 227 ТК РФ несчастным случаем на производстве может быть признано любое происшествие, случившееся с сотрудником в рабочее время (в том числе во время установленных перерывов, а также при выполнении работ в нерабочие праздничные дни и выходные) на территории организации. А также происшествия, произошедшие с работником вне территории организации во время командировки, по пути к месту работы (с работы), если сотрудников перевозят служебным транспортом организации или они используют личный транспорт согласно трудовым договорам, либо по распоряжению работодателя и в иных ситуациях, перечисленных в указанной статье Трудового кодекса.

В иных ситуациях травма, полученная работником в рабочее время вне территории организации, следствием несчастного случая на производстве не является. Травма, полученная работником на территории организации в нерабочее время, может признаваться несчастным случаем на производстве, если будет установлено, что сотрудник в этот момент выполнял свои обязанности согласно трудовому договору.

Следовательно, полученную работником травму можно считать производственной согласно двум основным признакам. Во-первых, если она получена на рабочем месте, месте командирования и пути следования на работу (с работы) на служебном транспортном средстве (или личном автомобиле в оговоренных случаях). А во-вторых, при выполнении служебных обязанностей согласно трудовому договору и распоряжениям работодателя.

Если травма получена работником.

Рассмотрим, как правильно с учетом названных признаков квалифицировать травмы, полученные работниками, в конкретных ситуациях.

. в пути по дороге на работу или с работы

Работник следовал на работу (с работы) на транспорте работодателя (его представителя) и получил травму. Такая травма признается производственной. Кроме того, производственной считается травма, полученная при управлении личным автомобилем, в том случае:

— если работник использовал личный автомобиль по распоряжению работодателя или использование автомобиля работника в служебных целях было закреплено в трудовом договоре, поскольку работа такого сотрудника связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с его должностной инструкцией;

— оформлен соответствующий приказ руководителя организации;

— в бухгалтерии есть заверенная копия технического паспорта автомобиля;

— при управлении транспортом по доверенности имеется копия доверенности;

— в организации ведется учет служебных разъездов сотрудника на личном автомобиле, в том числе на основании путевых листов.

Если же работник получил травму, когда ехал на общественном транспорте, на личном автомобиле (без договоренности с работодателем) или шел пешком, то данная травма на основании ст. 227 ТК РФ является бытовой.

Пример 1. А.В. Петрова, бухгалтер ООО «Ледник», согласно поручению работодателя в конце рабочего дня поехала в налоговую инспекцию сдавать отчетность организации. Затем, не заезжая в офис, направилась домой и получила травму, поскользнувшись на остановке при выходе из автобуса.

В рассмотренной ситуации бухгалтер выполнила поручение работодателя по сдаче отчетности. Поэтому травма, полученная ею по дороге домой при выходе из общественного транспорта, не признается производственной (ст. 227 ТК РФ).

. во время служебной поездки к месту выполнения работы

Травма, полученная работником во время служебной поездки на общественном транспорте или при следовании (на транспорте или пешком) к месту выполнения работы по заданию работодателя, считается производственной. Основание — ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее — Положение N 1).

Несчастный случай может произойти во время служебной поездки любого сотрудника, в том числе того, чья постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Такими сотрудниками являются, например, курьеры или водители. Место выполнения ими работы сложно определить без соответствующего документального оформления. Поэтому разъездной характер работы подтверждается следующими документами:

— трудовым договором, содержащим обязательное условие о разъездном характере работы (ст. 57 ТК РФ);

— должностной инструкцией работника (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6);

— журналом учета служебных разъездов, или разъездными (маршрутными) листами с отметками о перемещении работника, или отчетами о служебных поездках. Форма этих документов утверждается в качестве одного из приложений к бухгалтерской учетной политике (п. п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ и п. 4 ПБУ 1/2008).

Пример 2. Водитель ООО «Лесное хозяйство» на служебном автомобиле в рабочее время, отвозя бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию, попал в ДТП и сломал руку (виновник ДТП — другое лицо).

Разъездной характер работы водителя указан в качестве обязательного условия в его трудовом договоре. Отметки об адресе налоговой инспекции, служебном задании и времени нахождения там сделаны в журнале учета служебных поездок данной организации. Рассматриваемое происшествие с водителем признается несчастным случаем на производстве (ст. 227 ТК РФ), а полученная им травма — производственной.

. в обеденный перерыв или перерыв для курения

Травма, полученная сотрудником во время установленных в течение рабочего дня (смены) перерывов для отдыха и питания, может быть признана несчастным случаем на производстве при наличии соответствующих оснований. К таким перерывам относятся, в частности, обеденный перерыв и перерывы для курения. Основание — ст. ст. 107, 108 и 227 ТК РФ.

Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (ст. 108 ТК РФ).

Пример 3. В установленный обеденный перерыв сотрудник ООО «Нежность» пообедал в кафе «Ромашка», находящемся на одной улице с данной организацией. На выходящего после обеда из кафе работника с крыши рядом стоящего дома упал элемент кровли, в результате он получил перелом предплечья. Можно ли считать данную травму производственной?

В соответствии с трудовыми договорами с сотрудниками ООО «Нежность» как работодатель обязано обеспечить бесплатное одноразовое питание работников в обеденный перерыв в форме обедов «бизнес-ланч». С целью реализации этой обязанности работодатель гарантирует ежемесячное перечисление фиксированной суммы денежных средств на банковскую пластиковую карту работника из расчета рыночной стоимости одного обеда «бизнес-ланч» в ближайшем (к месту нахождения офиса компании) ресторане или кафе. При этом денежные средства не перечисляются за дни нахождения сотрудника в ежегодном основном и дополнительном отпусках, в учебном отпуске, в отпуске по беременности и родам, в служебной командировке, на больничном вследствие временной нетрудоспособности или по уходу за ребенком, а также за дни отсутствия работника на рабочем месте по иным обстоятельствам. В правилах внутреннего трудового распорядка ООО «Нежность» установлено время обеденного перерыва — с 13.00 до 13.45.

Таким образом, травму, полученную сотрудником в обеденный перерыв, можно квалифицировать как производственную на основании ст. ст. 108 и 227 ТК РФ. Если аналогичный несчастный случай произошел бы после обеда сотрудника не в близлежащем к офису кафе, а в ресторане, расположенном в противоположном конце (по отношению к месту работы) города, то полученная травма была бы признана бытовой.

Для правильной квалификации травмы, полученной сотрудником во время перерыва для курения, необходимо, чтобы:

— правилами внутреннего трудового распорядка было установлено время таких перерывов. Например, в организации предусмотрены три перерыва для курения по 5 минут в 10.55, 14.55 и 16.55;

— в соответствии с требованиями пожарной безопасности были оборудованы специальные места для курения в офисном помещении (обозначенные специальным знаком «Место для курения») и указаны в отдельном организационно-распорядительном документе организации, с которым курящие сотрудники ознакомлены.

Пример 4. Юрисконсульт ООО «Профессионал» вышла покурить на скамейку в соседний скверик, не являющийся территорией организации. В это время хулиган попытался отнять у нее мобильный телефон, в результате сотрудница получила вывих руки. Корпоративной политикой организации введен запрет на курение во всех помещениях офисного здания. Правилами внутреннего трудового распорядка, с которыми ознакомлена сотрудница, не предусмотрено время для перекуров. Таким образом, травма, полученная юрисконсультом, является бытовой. Основание — ст. ст. 108, 212 и 227 ТК РФ.

. нанесена другим лицом

Согласно ст. 227 ТК РФ травма, нанесенная другим лицом, может квалифицироваться:

— как телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности с необходимостью перевода пострадавших на другую работу, смерть пострадавших. При этом пострадавшими могут быть работники и другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя и исполняющие свои трудовые обязанности или работу по поручению работодателя (его представителя), а также осуществляющие иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах;

— события, которые не находятся в сфере контроля работодателя и на которые он не может непосредственно влиять (в частности, травмы, нанесенные в рабочее время другим лицом, например в результате драки).

Следовательно, подобные травмы могут быть признаны как производственными, так и бытовыми.

Обратите внимание! Травма нанесена одним работником другому

Ситуации, когда с работниками, исполняющими трудовые обязанности, происходят несчастные случаи на производстве, разнообразны, поэтому при их расследовании необходимо анализировать все обстоятельства. Так, если здоровью работника причинил вред другой работник данного работодателя, в этом может быть виноват и работодатель, не исполнивший свои обязанности по соблюдению правил охраны труда и техники безопасности.

Законодательством не установлена зависимость возмещения вреда пострадавшему работнику при исполнении трудовых обязанностей от того, виноват в несчастном случае работодатель или третье лицо. Поэтому пособие по временной нетрудоспособности пострадавшему, если в травме виновен другой работник организации, возмещается страховщиком, то есть ФСС РФ (ст. 3 Закона N 125-ФЗ), так же как если бы виновным был работодатель.

. во время корпоративного праздника

Несчастный случай может произойти и во время корпоративного праздника, но это будет считаться бытовой травмой (ст. 227 ТК РФ).

Пример 5. На праздновании 10-летия создания компании во время запуска петард два сотрудника в результате неправильного обращения с пиротехническими средствами пострадали, получив ожоги. В рассматриваемом случае сотрудники получили травмы вне рабочего времени и не при исполнении трудовых обязанностей, поэтому такие травмы не признаются производственными (ст. 227 ТК РФ).

Указанные происшествия не относятся к несчастным случаям на производстве даже в том случае, если целью праздника являлось создание высокого корпоративного духа, всеобщей поддержки и взаимопонимания, заботы и бережного отношения к сотрудникам.

Кроме того, на основании п. 23 Положения N 2 не является несчастным случаем на производстве:

— смерть вследствие заболевания или самоубийства, подтвержденная учреждением здравоохранения и следственными органами;

— смерть (повреждение здоровья), если единственной причиной явилось алкогольное (иное токсическое) опьянение работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются токсические вещества;

— несчастный случай, произошедший при совершении пострадавшим преступления.

Действия работодателя и документальное оформление

Последовательность действий работодателя при несчастном случае на производстве определена ст. ст. 228 — 230 ТК РФ и Положением N 1. Если произошел несчастный случай, пострадавшему нужно немедленно оказать первую помощь и при необходимости доставить его в больницу (ст. 228 ТК РФ). Следует сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе или аварии. Если это невозможно — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку и др.). Установить тяжесть травмы, обратившись в медицинское учреждение, куда был доставлен пострадавший, и получить учетную форму N 315/у.

В течение суток со дня происшествия следует сообщить о несчастном случае в исполнительный орган страховщика (территориальное отделение ФСС РФ) по месту регистрации страхователя (пп. 6 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ и п. 5 Положения N 1) по форме, которая приведена в Приложении N 1 к Приказу ФСС РФ от 24.08.2000 N 157.

Обратите внимание: если произошел групповой несчастный случай, тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом, то, кроме органов ФСС РФ, в те же сроки необходимо уведомить об этом:

— государственную инспекцию труда;

— прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

— орган исполнительной власти по месту государственной регистрации организации;

— орган исполнительной власти, контролирующий сферу санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — при острых отравлениях;

— родственников пострадавшего — о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом.

Уведомление направляется по форме 1, утвержденной Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (далее — Постановление N 73).

Кроме того, в организации создается комиссия, состоящая не менее чем из трех человек, по расследованию несчастного случая, которая проводит всестороннее изучение всех обстоятельств случившегося в течение трех (при легких повреждениях) или 15 дней (при тяжелых повреждениях или смертельном исходе).

Примечание. Сроки исчисляются в календарных днях со дня издания приказа руководителя о создании комиссии (ст. ст. 229 и 229.1 ТК РФ).

Комиссия должна осмотреть место происшествия, письменно зафиксировав результаты осмотра (форма 7, утвержденная Постановлением N 73), опросить очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего (форма 6, утвержденная Постановлением N 73), а также сделать выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда. В заключение расследования комиссия составляет акт по форме Н-1 (форма 2, утвержденная Постановлением N 73), в котором приводятся обстоятельства и причины несчастного случая и указываются лица, допустившие нарушения требований охраны труда. Акт передается в территориальное отделение ФСС РФ в течение трех суток со дня окончания расследования. Также комиссия регистрирует оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (форма 9, утвержденная Постановлением N 73).

Обратите внимание: при получении государственной инспекцией по труду сведений о нарушении порядка расследования, выявлении сокрытого несчастного случая или поступлении обращения пострадавшего (его законного представителя) о несогласии с выводами комиссии государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование, по окончании которого составляется заключение (форма 5, утвержденная Постановлением N 73).

После выздоровления пострадавшего и выхода его на работу необходимо сообщить по форме 8, утвержденной Постановлением N 73, о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах в государственную трудовую инспекцию и в территориальное отделение ФСС РФ, если происшествие было признано страховым случаем (п. 36 Положения N 1).

Обратите внимание! Срок давности и ответственность

Срока давности расследования несчастного случая, произошедшего с работником при исполнении им трудовых обязанностей, законодательством не предусмотрено. Согласно заявлению пострадавшего или его родственников в государственную инспекцию труда о сокрытии работодателем несчастного случая или расследовании его с нарушениями государственный инспектор труда независимо от срока давности несчастного случая проводит дополнительное расследование (п. 25 Положения N 1).

Сокрытие работодателем страхового случая влечет в соответствии со ст. 15.34 КоАП РФ наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 300 до 500 руб.,

— на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.,

— на юридических лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

Выплаты пострадавшему работнику

Напомним, что право на получение социального пособия при наступлении временной нетрудоспособности (в том числе при получении травмы) работник имеет в любом случае. Это предусмотрено в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ). Однако при бытовых травмах, которые не связаны с несчастными случаями на производстве, выплачивается обычное пособие, без учета дополнительных гарантий, установленных Законом N 125-ФЗ.

Так, на основании Закона N 125-ФЗ в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей ему возмещают причиненный вред (ст. 220 ТК РФ). Пострадавшему выплачивается утраченный заработок и расходы на реабилитацию (ст. 184 ТК РФ).

Законодательством предусмотрены следующие виды обеспечения по страхованию (ст. 8 Закона N 125-ФЗ):

— пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве;

— единовременная страховая выплата;

— ежемесячная страховая выплата;

— оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного (в том числе оплата отпуска сверх ежегодного основного на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно).

Помимо обязательных выплат, компания вправе предусмотреть и другие компенсации или выплаты в большем объеме. Такие гарантии могут быть закреплены отраслевым тарифным соглашением. Если организация подписала данное соглашение, то она обязана выплачивать работникам повышенное обеспечение.

Примечание. Дополнительные компенсации и выплаты можно предусмотреть в коллективном договоре, если в организации существует практика его заключения.

Перечисленные выплаты производятся за счет средств ФСС РФ. При этом одни виды обеспечения выплачивает непосредственно фонд, а другие — страхователь (впоследствии они засчитываются в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% среднего заработка (независимо от страхового стажа застрахованного лица), рассчитанного за последние 12 календарных месяцев у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. Основание — ст. ст. 8 и 9 Закона N 125-ФЗ, а также п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ. Пособие за весь период болезни до полного выздоровления или стойкой утраты профессиональной трудоспособности выплачивает работодатель. Выплаченные суммы полностью засчитываются в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, первые два дня нетрудоспособности, так же как и последующие, оплачиваются за счет ФСС РФ.

Средний заработок для расчета пособия определяется в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности (ст. 9 Закона N 125-ФЗ), то есть согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ (в части, не противоречащей Закону N 125-ФЗ) и Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее — Положение N 2).

Примечание. Действие норм Закона N 255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений ст. ст. 12, 13, 14 и 15 этого Закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Закону N 125-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона 255-ФЗ).

Обратите внимание: ограничений размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон N 292-ФЗ) не установлено.

Если пострадавший работник является совместителем, листок временной нетрудоспособности выдается и оплачивается по каждому месту работы, поскольку право на данное пособие не зависит от того, у какого работодателя работник получил травму (п. 1 ст. 15 Закона N 125-ФЗ, п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 19 Положения N 2 и Письмо Минздравсоцразвития России от 24.04.2007 N 3311-ЛГ). Для оплаты второго больничного листа пострадавший должен представить документы, доказывающие факт повреждения его здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. При этом работодатель, у которого работник получил травму на производстве, оформляя материалы расследования в общеустановленном порядке, должен сделать отдельные комплекты необходимых документов для других работодателей пострадавшего работника.

Получив листок нетрудоспособности и другие документы, подтверждающие расследование несчастного случая на производстве, другой работодатель в течение 10 календарных дней также назначает пострадавшему работнику-совместителю пособие исходя из 100% среднего заработка. По истечении данного срока пособие должно быть выплачено в ближайший день, установленный для выдачи заработной платы в организации (п. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

Единовременную и ежемесячные страховые выплаты выплачивает непосредственно ФСС РФ. Размер названных страховых выплат определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной Законом N 292-ФЗ (ст. 10 и п. 1 ст. 11 Закона N 125-ФЗ). В 2010 г. максимальный размер единовременной страховой выплаты составляет 64 400 руб. (п. 1 ст. 7 Закона N 292-ФЗ). В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере максимальной суммы.

Примечание. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяет учреждение медико-социальной экспертизы (п. 3 ст. 11 Закона N 125-ФЗ).

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (п. 1 ст. 12 Закона N 125-ФЗ). Такая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты (п. 9 ст. 12 Закона N 125-ФЗ). В 2010 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет 49 520 руб. (п. 1 ст. 7 Закона N 292-ФЗ).

Примечание. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ).

Перечень документов, требуемых для назначения таких страховых выплат, в каждом конкретном случае определяется территориальным отделением ФСС РФ. Основание — п. 2.9 Временного порядка назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах ФСС РФ, действующего в части, не противоречащей Закону N 125-ФЗ. Такими документами могут быть:

— акт о несчастном случае на производстве (решение суда, если факт несчастного случая на производстве установлен в судебном порядке);

— медицинское заключение о степени утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности и о его нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

— справка о заработке (доходе) пострадавшего;

— справка о периоде выплаты пострадавшему пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве;

— трудовой договор и др.

Оплата дополнительных расходов. Реабилитация пострадавшего производится полностью за счет средств ФСС РФ (страховщика). К дополнительным расходам, связанным с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, относятся затраты (пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 8 Закона N 125-ФЗ):

— на лечение застрахованного непосредственно после несчастного случая;

— приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

— обеспечение техническими и транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний;

— профессиональное обучение (переобучение) и др.

Порядок оплаты этих расходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286. Оплату отпуска сверх ежегодного оплачиваемого за весь период лечения и проезд к месту лечения и обратно, а также лечение застрахованного непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве оплачивает работодатель, а затем получает возмещение из ФСС РФ (п. 2 ст. 8 и п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ). Остальные расходы оплачивает непосредственно ФСС РФ (страховщик).

Компенсация морального вреда. Возмещение пострадавшему работнику морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве, осуществляется причинителем вреда (п. 3 ст. 8 Закона N 125-ФЗ), обычно это работодатель. Размер компенсации определяется судом (п. 2 ст. 1101 ГК РФ). При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Налогообложение пособий и выплат

Налог на прибыль. Как уже отмечалось, пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве выплачивает работодатель за счет средств ФСС РФ. Такие выплаты не оказывают влияния на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Выплаченные суммы полностью засчитываются в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то есть даже первые два дня нетрудоспособности оплачиваются за счет ФСС РФ (пп. 1 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 15 Закона 125-ФЗ). Единовременные и ежемесячные страховые выплаты выплачивают территориальные отделения ФСС РФ, поэтому такие выплаты также не оказывают никакого влияния на расходы компании, учитываемые в целях налогообложения прибыли.

Оплата отпуска пострадавшего работника (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), а также проезда к месту лечения и обратно производится работодателем и засчитывается в счет уплаты страховщику взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поэтому эти выплаты также не оказывают влияния на налоговую базу.

Суммы, выплачиваемые по решению суда в счет возмещения морального ущерба, не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку не отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Организация, предусмотревшая в трудовых и (или) коллективном договорах дополнительные выплаты пострадавшему работнику в результате несчастного случая на производстве в возмещение ущерба здоровью, может учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504).

Налог на доходы физических лиц. Пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое работнику в связи с несчастным случаем на производстве, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Возмещение морального вреда пострадавшему работнику (на основании решения суда), а также оплата медицинского и санаторно-курортного лечения не облагаются НДФЛ.

Компенсационные выплаты в возмещение ущерба здоровью, установленные коллективными договорами и не предусмотренные законодательством РФ, облагаются НДФЛ на общих основаниях.

Правила начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, не облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. Основание — ст. 184 ТК РФ, ст. 8 Закона N 125-ФЗ и п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. К ним относятся, в частности, пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, оплата отпуска сверх ежегодного за счет средств ФСС РФ, а также стоимость лечения после производственной травмы.

Возмещение пострадавшему сотруднику морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве, выплаченное по решению суда в пользу работника, не является выплатой по трудовым и гражданско-правовым договорам и страховыми взносами не облагается (п. 2 ст. 1101 ГК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Пример 6. С работником ООО «Здравица» А.К. Нарышкиным произошел несчастный случай на производстве. С 15 по 22 марта 2010 г. (8 дней) А.К. Нарышкин находился на больничном. По решению суда организация возместила пострадавшему моральный ущерб в сумме 11 000 руб., также установленные коллективным договором дополнительные выплаты в возмещение ущерба здоровью — 7000 руб. Средний дневной заработок А.К. Нарышкина, рассчитанный за последние 12 календарных месяцев, составил 1100 руб.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве максимальным размером не ограничено и начислено организацией независимо от стажа сотрудника в размере 100% среднего заработка — 8800 руб. (1100 руб. x 8 дн.).

В целях исчисления налога на прибыль организация вправе учесть в расходах сумму дополнительной выплаты, предусмотренную трудовым договором за нанесение вреда здоровью, — 7000 руб.

Сумма за причиненный моральный вред (11 000 руб.) НДФЛ не облагается, остальные выплаты включаются в налоговую базу по НДФЛ в общеустановленном порядке.

Итак, сумма НДФЛ, исчисленная с суммы пособия и дополнительных выплат, составила 2054 руб. [(8800 руб. + 7000 руб.) x 13%].

На сумму пособия по временной нетрудоспособности и сумму, выплаченную по решению суда в возмещение морального вреда, страховые взносы не начисляются. А дополнительная выплата в размере 7000 руб., предусмотренная трудовым договором, облагается страховыми взносами в общем порядке — 1400 руб. (7000 руб. x 20%).

Коап рф ст 254 и 255