Содержание:

Правила внутреннего трудового распорядка — обязательный локальный документ, а коллективный договор заключается только по инициативе сторон

Обязательно ли правила внутреннего трудового распорядка делать приложением к коллективному договору? Если да, то какой нормой законодательства это предусмотрено? Могут ли правила внутреннего трудового распорядка быть самостоятельным локальным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников?

Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Таким образом, коллективный договор не является обязательным локальным документом. Он заключается только в случаях, когда с инициативой о его заключении выступает одна из сторон будущего договора – работодатель или работники.

Правила внутреннего трудового распорядка – это отдельный локальный документ, принятие которого является обязательным для работодателя. Установление трудовых отношений между работником и работодателем предусматривает, в том числе, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ). Согласно ст.ст. 21 и 22 ТК РФ работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а работодатель имеет право требовать от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка регулируется статьей 190 ТК РФ: правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Согласно ч. 2 ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

правила внутреннего трудового распорядка являются обязательным локальным нормативным документом работодателя;

— заключение коллективного договора не является обязательным для работодателя, если работники (их представители) не выступают с инициативой заключения такого договора;

— при наличии коллективного договора правила внутреннего трудового распорядка могут включаться в него как приложение (по усмотрению сторон договора).

2.6. Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламенти-

рующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок

приема и увольнения работников, основные права и обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы.

Работники имеют право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях,

которые установлены Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными

стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей

квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в

порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными

федеральными законами и коллективным договором в формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений

через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на

забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых

обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о

возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности

Отстранение от работы

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного ,наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр

(обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях,

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника:

лицензии, права на управление транспортным средством и т.п., если это влечет за собой

невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника (с его письменного согласия) на другую имеющуюся у работодателя работу- вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня,

когда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется

перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются

правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между

работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Специальные перерывы для обогревания и отдыха

На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение

рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией

производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых

необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в

Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:

16 часов в неделю — для работников в возрасте до шестнадцати лет;

5 часов в неделю — для работников, являющихся инвалидами I или II группы;

5 часов в неделю — для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;

4 часа в неделю и более — для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Поощрения за труд”. Работники, добросовестно исполняющие трудовые обязанности

поощряются работодателем: объявляется благодарность, выдается премия, награждается ценным подарком, почетной грамотой, представляется к званию «Лучшего по профессии».

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или

правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее

исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение трудовой дисциплины, правил безопасности) на территории предприятия и на рабочем месте, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

-увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Прогулы, появление на работе в нетрезвом виде, нарушение взрыво- и пожароопасных режимов, а также правил и инструкций по промышленной безопасности и охране труда принято считать наиболее грубыми нарушениями трудовой дисциплины.

Правила внутреннего трудового распорядка – как правильно составить?

На каждом хозяйствующем субъекте существует график работы, согласно которому трудятся и отдыхают его работники. Для большинства сотрудником компании он утверждается таким нормативным актом, как правила внутреннего трудового распорядка. Данные правила обязательно разрабатываются на предприятии специалистами и утверждаются руководством.

О правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

Правила внутреннего трудового распорядка организации — это один из основных нормативных документов компании, который должен у нее быть оформлен согласно ТК и относится к локальным нормативным актам.

Он содержит распорядок работы сотрудников организации, периоды их отдыха, в соответствии с которыми происходит начисление оплаты труда. ПВТР не должны ухудшать положения сотрудников фирмы и соответствовать нормам по труду.

При поступлении на работу каждый сотрудник должен ознакомиться с данными правилами, при этом обязательно необходимо получить от него в подтверждение подпись. Этот акт определяет обязанность работающего соблюдать установленные правила.

В основном на предприятии существуют ознакомительные листы, на которых расписываются работники после прочтения.

Только это может подтвердить, что работник, зная правила внутреннего трудового распорядка, допустил их нарушение. В противном случае к нему нельзя применять дисциплинарные взыскания.

Правила трудового распорядка могут являться самостоятельным актом фирмы. Однако, существует возможность включения их в качестве приложения к другому нормативному документу, например, коллективный трудовой договор.

Порядок утверждения и изменения правил

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка представляет собой целую процедуру. Рассмотрим подробнее ее.

Как утвердить правила внутреннего трудового распорядка

Разработкой правил занимаются ряд специалистов компании. Здесь обязательно должны принимать участия кадровые работники, экономисты и юристы организации. Учитываются все нюансы работы хозяйствующего субъекта, специфика отрасли и т. д.

Составленный документ должен быть передан для ознакомления представителям профсоюза. Это закреплено в ТК РФ, и на рассмотрение им отводится пять дней. Его мнение может быть положительным или нет. Работа по согласованию может вестись продолжительное время.

Работодатель тем не менее может утвердить данный акт, даже если внутренний трудовой распорядок не будет согласован.

Далее администрация издает приказ по организации, который утверждает правила внутреннего трудового распорядка и вводит их в действия. Подписывать данный документ имеет право лицо, у которого есть на это полномочия.

[vc_column][vc_btn title=”Как составить приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка” style=”3d” color=”success” size=”lg” align=”center” i_align=”right” i_icon_fontawesome=”fa fa-share” css_animation=”bounceIn” add_icon=”true” link=”url:http%3A%2F%2Fkadrypro.ru%2Flna%2Fpvtr%2Fprikaz-ob-utverzhdenii-pravil-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka.html||target:%20_blank|” el_class=”font-size:22px”]

На основании принятых правил составляются в дальнейшем трудовые соглашения с работниками.

Как изменить правила внутреннего распорядка

Со временем могут вступить новые законодательные акты в силу или произойти организационные и технологические перемены в работе предприятия. В связи с этим, для того чтобы ПВТР соответствовали действительности, нужно внести коррективы в ранее действующие нормы.

На основании служебной или докладной записки выявляется необходимость подобных изменений. Приказом руководства назначаются ответственные лица на разработку новых правил.

Так как процедура изменения не определена на законодательном уровне, то рекомендуется соблюдать методику первичного утверждения ПВТР.

Скачать образец правил внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка образец, скачать в формате Word.

Что должны содержать правила внутреннего трудового распорядка

Общие положения

Здесь указывается перечень вопросов, которые устанавливаются правилами распорядка, процесс ознакомления сотрудников с этим документом. Если фирма нанимает удаленных сотрудников или надомников, необходимо оговорить порядок предоставления ими копии правил и процесс получения от них подтверждения ознакомления.

Порядок приема на работу и увольнения работников

Положения этого раздела описывают процедуры, которые выполняются при оформлении нового сотрудника или увольнении имеющегося.

Здесь можно указать перечень документов, которые необходимо предоставить при оформлении на работу. Однако, в этом случае нужно помнить, что полный список закреплен в ТК РФ, и администрация не имеет права требовать что-то сверх него. Также здесь можно зафиксировать перечень заданий, которые соискатель должен выполнить перед приемом на работу.

Далее необходимо обозначить срок и порядок прохождения испытания, установление оклада, процесс ознакомления с внутренними документами. К примеру, если в правилах распорядка будет записано, что новый работник обязан ознакомиться со штатным расписанием, это необходимо будет сделать под роспись. В остальных случаях предоставлять данный документ не нужно.

Также в этом же разделе можно оговорить процесс и условия временного или перевода на постоянную другую работу, изменения условий трудового соглашения.

При описании процесса увольнения необходимо остановиться на порядке прохождения работником данной процедуры, регламенте получения документов и отчета по полученному ранее имуществу.

Права и обязанности работников

Тут работодатель может прописать дополнительные гарантии, которые предоставляет сотрудникам во время работы у него — получение образования, обеспечение горячим питанием, оплату проезда и телефонных переговоров и многое другое.

В обязанностях администрация может прописать все, что считает важным — от соблюдения дисциплины на предприятии, до фирменного стиля одежды и поведения.

Права и обязанности работодателя

Эти нормы содержат те обязанности компании, которые изложены в действующих федеральном и трудовом законодательствах. В частности, это касается условий труда, предоставления социальных гарантий, безопасности на месте работы и т. д.

Кроме этого, сюда же можно внести процесс предоставления гарантий, которые прописаны в правах работников – оплату проезда до места работы, выделение фиксированных сумм на услуги связи и прочее.

Рабочее время и время отдыха

Здесь необходимо отметить стандартную продолжительность рабочего дня в компании, время начала и окончания работы. Если необходимо выходить на работу в выходные дни, или по какому-либо определенному графику, это также должно быть закреплено здесь.

Затем в этом разделе нужно указать все те должности, на которых работа производится в режиме ненормированного рабочего времени. Также записываются на каких условиях можно работать в режиме неполного рабочего дня, и какие типы работников могут перейти на него, составив необходимое заявление.

В этом же разделе можно закрепить принципы составления табеля учета рабочего времени, установить ответственных за его ведение, оговорить особые случаи. К примеру, каким образом в табеле отражаются опоздания на рабочее место, как ведется учет работников в режиме неполного рабочего дня и другие.

Здесь же закрепляется порядок определения очередности отпусков, указываются категории сотрудников с преимущественным правом выбора времени отдыха. Такие категории могут быть как установлены на законодательном уровне, так и самим работодателем.

В документе можно закрепить период, за который необходимо подать заявление на отпуск, если работник берет его вне графика. Он должен быть установлен более трех дней, чтобы было время на расчет и выдачу отпускных выплат.

Поощрения за успехи в работе

Здесь необходимо указать перечень поощрений, которые может получить работник за хорошее выполнение своих трудовых обязанностей, а также порядок их получения. Здесь же можно указать список достижений, за которые работник будет представлен к награде.

Ответственность сторон трудового договора

В данном разделе можно отразить все виды нарушений, которые могут допустить работник и работодатель, а также прописать ответственность по каждому из них.

Существует практика, когда нарушения трудовой дисциплины со стороны сотрудника выносились в отдельный пункт правил распорядка, с указанием возможных дисциплинарных наказаний.

Порядок выплаты заработной платы

ТК устанавливает, что даты, в которые выплачиваются аванс и вторая часть зарплаты обязательно должны быть закреплены в правилах трудового распорядка. Если же в данном документе они не указаны, то это будет признано нарушением, а на компанию и виновных лиц будут наложены штрафы согласно КОАП.

Согласно действующему закону, в правилах должны быть указаны точные даты, а не промежутки, в которые может быть сделана выплата. Кроме этого, между зафиксированными датами не может быть больше 15 дней, а вторая часть зарплаты не должны выплачиваться позднее 15 дней после того месяца, за который она была рассчитана.

Помимо вопросов выдачи зарплаты, в этот раздел также можно внести еще информацию по выдаче расчетных листов, срокам перечисления отпускных и прочих выплат.

Заключительные положения

В данном разделе необходимо указать, каким способом производится внесение изменений, а также процесс утверждения правил трудового распорядка.

Надо ли сшивать вместе с кол. договором правила внутреннего трудового распорядка?

Вопрос-ответ по теме

Надо ли сшивать вместе с кол. договором правила внутреннего трудового распорядка?

Если в организации заключен коллективный договор и ПВТР оформлено как приложение к договору, то для уведомительной регистрации коллективный договор должен быть сшит вместе со всеми приложениями.

По итогам переговоров стороны оформляют коллективный договор. Типовой формы документа законодательством не предусмотрено. Поэтому работодатель и сотрудники могут заключить его в произвольной письменной форме (ч. 1 ст. 41 ТК РФ). При составлении договора в качестве шаблона можно использовать макет коллективного договора, который утвердил Минтруд России 6 ноября 2003 года. Макет носит рекомендательный характер.

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Ситуация: В каком документе можно отразить Правила внутреннего трудового распорядка организации
Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, меры поощрения и взыскания, сроки выплаты зарплаты и т. д. (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка оформите как приложение к коллективному договору (ч. 2 ст. 190 ТК РФ). Если коллективный договор в организации отсутствует, то Правила внутреннего трудового распорядка оформите как самостоятельный документ.

Для отдельных категорий сотрудников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые нормативно-правовыми актами. Например, такие уставы и положения приняты для сотрудников:

железнодорожного транспорта (Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621);

морского транспорта (Устав, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395).

Если организация или ИП, которые относятся к микропредприятиям, заключат с сотрудниками трудовые договоры по типовой форме, то с 2017 года они могут не разрабатывать локальные нормативные акты, в том числе Правила внутреннего трудового распорядка. Однако все условия и гарантии, предусмотренные Правилами внутреннего трудового распорядка, нужно включить в типовой трудовой договор.

Если микропредприятие утратит свой статус, то в течение четырех месяцев работодателю придется привести трудовые отношения к общему порядку. То есть разработайте Правила внутреннего трудового распорядка. Это нужно сделать не позднее четырех месяцев с даты, когда в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесли изменения.

Это следует из статей 309.1 и 309.2 Трудового кодекса РФ.

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 июля 2015 г. N 1-АПГ15-8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 25 февраля 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об оспаривании подпункта 2 пункта 4 порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21 ноября 2013 года N 526-пп.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением об оспаривании подпункта 2 пункта 4 порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21 ноября 2013 года N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17 июня 2014 года N 240-пп, далее — Порядок), просил суд признать указанное положение недействующим в части, обязывающей работодателя, представителя работодателя представлять для уведомительной регистрации в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области двустороннее соглашение, трехстороннее соглашение или коллективный договор в трех, четырех и трех экземплярах соответственно.

В обоснование заявления указывал, что данное положение Порядка нарушает права работодателей, представителей работодателя, поскольку возлагает на них дополнительные, не предусмотренные законом требования представлять для уведомительной регистрации три экземпляра двустороннего соглашения или четыре экземпляра трехстороннего соглашения, или три экземпляра коллективного договора (со всеми приложениями), каждый из которых должен быть подписан и заверен печатями в случае их наличия у сторон, заключивших соглашение, коллективный договор, а листы соглашения, коллективного договора должны быть пронумерованы и прошиты, прошивка зафиксирована и скреплена печатью одной из сторон, заключивших соглашение или коллективный договор.

Применение указанного положения препятствует регистрации коллективного договора, соглашения, а предъявление завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего ему права в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, является коррупциогенным фактором.

Решением Архангельского областного суда от 25 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Архангельской области просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.

В обоснование представления указывает, что статья 50 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанности работодателя, его представителя направлять на уведомительную регистрацию определенное количество экземпляров региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.

Суд первой инстанции не учел, что задачей уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения является выявление возможного содержания в них условий, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового права, иных целей у такой регистрации нет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 и частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Подпунктом 44.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.

В силу пункта 3.1 указанной нормы по вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Часть 1 статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет правило, согласно которому коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 21 ноября 2013 года N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17 июня 2014 года N 240-пп) утвержден Порядок уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением.

Пунктами 2 и 4 указанного Порядка предусмотрено, что для уведомительной регистрации перечисленных соглашений и коллективных договоров работодателю, представителю работодателя необходимо представлять в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области двустороннее соглашение, трехстороннее соглашение или коллективный договор в трех, четырех и трех экземплярах соответственно.

Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, утвержденному постановлением минтрудсоцразвития Архангельской области от 29 мая 2014 года N 20-п, коллективные договоры и соглашения должны предоставляться для оказания государственной услуги по их уведомительной регистрации: три экземпляра двустороннего соглашения, или четыре экземпляра трехстороннего соглашения, или три экземпляра коллективного договора (со всеми приложениями в подлиннике) (подпункт 2 пункта 13 и пункт 15 Административного регламента).

Регистрирующий штамп ставится на всех предоставленных экземплярах, один из которых остается в текущем архиве, а остальные возвращаются подписавшим его сторонам (пункты 32 и 35 Административного регламента).

Пунктом 13 Порядка также предусмотрено, что после проведения регистрации один экземпляр зарегистрированного документа остается в министерстве труда занятости и социального развития Архангельской области и хранится в течение всего срока его действия, а остальные — возвращаются подписавшим его сторонам.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что установление количества экземпляров указанных документов, необходимых при обращении за их регистрацией в порядке статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае не противоречит действующему федеральному законодательству.

Данные выводы суда следует признать законными и обоснованными.

Действительно статья 50 Трудового кодекса Российской Федерации предоставление для уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений нескольких их экземпляров не предусматривает.

Вместе с тем в силу положений статей 40 и 45 Трудового кодекса Российской Федерации под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, а под соглашением — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Данные документы содержат условия об обязательствах работника и работодателя, обязательствах сторон (статьи 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 51 указанного Кодекса контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня соответствующего запроса.

Поскольку оспариваемые положения Порядка обеспечивают получение каждой из сторон коллективного договора (соглашения) зарегистрированного в установленном порядке оригинального экземпляра договора (соглашения), это не может рассматриваться иначе, как обеспечение интересов сторон, соблюдение принципов их равноправия, обязательности выполнения коллективных договоров и соглашений, а также обеспечение контроля, взаимоконтроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

В этой связи оспариваемое правовое регулирование, устанавливающее дополнительные гарантии прав работников, работодателей, сторон соглашений по сравнению с федеральным законодательством, не может быть признано нарушающим федеральное законодательство.

Кроме того, требование о предоставлении нескольких экземпляров коллективного договора или соглашения не является неопределенным, трудновыполнимым, не предполагает предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, требующей обращения в целях ее получения к иным органам или организациям, а значит, не может быть признано создающим условия для проявления коррупции по смыслу Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Судом также обоснованно отклонены доводы прокурора и о том, что оспариваемые положения Порядка препятствуют реализации процедуры уведомительной регистрации, предусмотренной статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Порядок не содержит каких-либо оснований для отказа в уведомительной регистрации, а вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от соответствующей регистрации (часть 2 статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд с учетом изложенного сделал законный и обоснованный вывод о том, что оспариваемые положения Порядка не противоречат действующему федеральному законодательству, другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.

Апелляционное представление не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Архангельского областного суда от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление заместителя прокурора Архангельской области — без удовлетворения.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Евгения Ильина,

Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2018

Правила внутреннего трудового распорядка (ВТР) необходимы любому работодателю. Они помогают дисциплинировать работников и исключают ненужные трудовые конфликты. Из нашей статьи вы узнаете о составных частях этого документа и применяемых при его разработке нормативных требованиях.

Трудовой распорядок организации

Правила внутреннего трудового распорядка необходимы и работникам, и работодателям. Большая часть работодателей самостоятельно разрабатывает этот документ и может указывать в нем все необходимые аспекты. Государственным учреждениям такая свобода недоступна — для их правил внутреннего трудового распорядка предусмотрен жесткий регламент. К примеру, правила ВТР для работников центрального аппарата Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 11.08.2014 № 247.

Правила внутреннего трудового распорядка коммерческих фирм и работодателей-ИП создаются на основе трудового законодательства с учетом внутренней специфики. При этом основополагающий термин этого локального акта — трудовой распорядок, который напрямую связан с определением дисциплины труда: это обязательное для всех работников подчинение внутренним правилам поведения.

ВАЖНО! Определение правил внутреннего трудового распорядка дано в ст. 189 ТК РФ: локальный нормативный акт, содержащий основные права и обязанности сторон трудового договора, режим работы и отдыха, меры взыскания и поощрения и иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Подробнее о понятиях, приводимых в ст. 189 ТК РФ, читайте в материале «Ст. 189 ТК РФ: вопросы и ответы».

Исходя из этого определения, правила внутреннего трудового распорядка могут быть оформлены отдельным локальным актом, с которым под роспись знакомятся все сотрудники. Однако не будет считаться нарушением, к примеру, включение распорядка в виде отдельного раздела или приложения в коллективный договор (ст. 190 ТК РФ).

Если у работодателя отсутствуют специальные требования к работникам, а все правила ВТР отражены в трудовых договорах, положении о премировании или внутренних инструкциях, работодатель может ограничиться только этими документами и отказаться от составления отдельных правил внутреннего трудового распорядка.

Основные правила ВТР

Разрабатывая правила внутреннего трудового распорядка, необходимо исходить из перечисленных в ст. 189 ТК РФ важных для него составных элементов, не забывая при этом о корпоративных нюансах. Каждый работодатель сам решает, в каком объеме и составе этот документ будет оформлен.

Примерное содержание правил внутреннего трудового распорядка:

  • общие положения (назначение правил, цели разработки, сферы распространения и иные организационные моменты);
  • прием и увольнение работников;
  • права и обязанности работодателя и работников;
  • время работы и отдыха;
  • дисциплина труда (взыскания и поощрения сотрудников);
  • заключительные положения.

1 (общий) организационный раздел, помимо перечисленного, может включать термины и определения, использованные в данных правилах.

Описание процедур, связанных с поступлением, переводом или увольнением работников, может быть дополнено списком документов, требуемых от работника при поступлении на работу и оформляемых в самой компании в процессе трудовой деятельности работника.

ВАЖНО! Вопросам приема на работу посвящена ст. 68 ТК РФ, а процесс увольнения требует соблюдения требований ст. 77–84.1, 179–180 и других статей ТК РФ.

При разработке правил в части прав и обязанностей работодателя и работников требуется не только формальное перечисление, но и проверка их соответствия требованиям трудового законодательства (ст. 21, 22 ТК РФ).

Ущемление работников в правах, а также возложение на них излишних обязанностей со стороны работодателя недопустимо. В этом значительное влияние на содержание и состав правил ВТР может оказать профсоюзный комитет или иной орган, стоящий на страже соблюдения законных интересов работников.

Правила ВТР о рабочем времени и периодах отдыха

Периоды труда и отдыха в правилах ВТР описываются отдельно. В первую очередь работники должны твердо знать время начала и окончания работы, а также длительность обеда и регламентированных перерывов. Не ознакомленный с режимом работы работник может систематически опаздывать и не подозревать о том, что он нарушает дисциплину труда.

Из правил ВТР работники узнают, какие дни недели считаются выходными, и выясняют нюансы наступления и длительности очередного календарного отпуска.

Если работа организована сменами, отражению подлежат все временные рабочие аспекты: количество смен в сутки, их продолжительность, время начала и окончания каждой смены и т.д.

Если работодатель не оформляет отдельный локальный акт о ненормированной работе, в правилах ВТР необходимо указать как минимум перечень должностей с ненормированным рабочим днем и условия выполнения обязанностей работниками за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

ВАЖНО! Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день признается особым трудовым режимом, когда работников привлекают к работе за пределами временных рамок трудового дня.

Не следует забывать, что учитывать отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего дня время необходимо. Вести такой учет обязывает работодателя ст. 91 ТК РФ. Организовать этот процесс можно, применяя любой разработанный самостоятельно бланк или привычные унифицированные формы Т-12 или Т-13.

Скачать бланки и образцы унифицированных форм табелей можно на нашем сайте:

ВАЖНО! Ненормированный труд не оплачивается в повышенном размере, но вознаграждается дополнительным отпуском (минимум 3 дня по ст. 119 ТК РФ). Максимальное количество дней такого отдыха законодательно не регламентировано, но его длительность, установленная работодателем, должна быть закреплена в распорядке.

Представителю профсоюзов следует проконтролировать содержание правил ВТР на наличие оговорки, в отношении каких работников нельзя применять ненормированные условия работы. К ним, в частности, относятся несовершеннолетние, беременные сотрудницы, инвалиды и др.

Важный «дисциплинарный» раздел

Соблюдение трудовой дисциплины — один из важнейших и требующих скрупулезной проработки вопросов. Без этого правила ВТР будут недостаточными и неполными. Дисциплинарному вопросу уделяют особое внимание, а в отдельных отраслях не ограничиваются разделом правил ВТР, а разрабатывают отдельные положения или дисциплинарные уставы.

К примеру, такой устав есть у морских транспортников (утвержден постановлением Правительства от 23.05.2000 № 395), а у железнодорожников действует отдельное положение о дисциплине (утверждено постановлением Правительства от 25.08.1992 № 621).

Дисциплинарный раздел состоит из 2 частей: о взысканиях и поощрениях. В основе раздела о наказаниях лежит ст. 192 ТК РФ, в которой дисциплинарный проступок определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, за которое может последовать 3 вида взысканий (замечание, выговор и увольнение). Никаких иных наказаний трудовым законодательством не предусмотрено.

Подробнее о дисциплинарных взысканиях, предусмотренных ТК РФ, читайте в материале «Виды дисциплинарных взысканий по ТК РФ».

О дополнительных взысканиях речь может идти только в случаях наложения на сотрудника специальной дисциплинарной ответственности. Они указываются в федеральном законодательстве или дисциплинарных уставах для отдельных категорий работников (ч. 2 ст. 192 ТК РФ). Примером может служить закон «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, относящий к числу дополнительных мер взыскания предупреждение о неполном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

ВАЖНО! Согласно ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание будет законным, если работодатель будет соблюдать определенную процедуру (затребует у работника письменное объяснение, составит акт, оформит приказ и др.).

В правилах ВТР необходимо также предусмотреть все случаи, когда дисциплинарное взыскание снимается (ст. 194 ТК РФ).

Правила ВТР могут не содержать раздел, посвященный поощрениям, если данный вопрос уже нашел отражение в иных локальных актах работодателя.

Если этот вопрос нигде не затрагивается, в правилах ВТР должна отразиться как минимум информация о видах поощрений (благодарность, премия и др.) и причинах материального или морального стимулирования (за работу без брака и т.д.).

ВАЖНО! Раздел правил внутреннего трудового распорядка, посвященный поощрениям, позволяет безбоязненно учитывать премии и стимулирующие надбавки в составе зарплатных расходов при расчете налога на прибыль (ч. 1 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ).

Кому пригодятся типовые правила ВТР и как учесть корпоративные нюансы

При оформлении правил внутреннего трудового распорядка можно применять не только собственные внутренние разработки, но и Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.1984 № 213, в части, не противоречащей ТК РФ.

Созданный в 1980-е годы типовой распорядок необходимо корректировать с учетом современных требований. К примеру, внутренние правила современного работодателя могут основываться на вышеуказанных типовых правилах и включать дополнительную информацию, связанную со спецификой его деятельности.

В состав правил ВТР включаются отдельные части, описывающие, к примеру, схему применения магнитных пропусков и соблюдения пропускного режима, а также требования к внешнему виду сотрудников (обязательное ношение в рабочее время форменной одежды с логотипом фирмы или ее элементов и др.). Кроме того, не лишним будет описание требований к внутренней корпоративной культуре поведения работников (формат телефонного и личного общения с клиентами, регламент проведения рабочих встреч и обсуждений и т. п.).

ООО «ХХХ», совершенствуя свою систему безопасности, ввело в офисе пропускной режим. Разработанные ранее на основе постановления № 213 внутрифирменные правила трудового распорядка откорректировали — дополнили главой, посвященной вопросам пропускного режима следующего содержания:

«7. Пропускной режим и работа с магнитными пропусками.

7.1. Проход в офис фирмы и выход из нее осуществляются работниками посредством магнитного пропуска “Охрана-М1”. Получение пропуска производится в службе безопасности фирмы (каб. 118) под роспись.

7.2. В случае потери или повреждения пропуска работнику необходимо незамедлительно сообщить об этом заместителю директора по безопасности.

7.3. Работник, получивший пропуск, несет материальную ответственность за его порчу или утерю. Работник обязан возместить стоимость изготовления пропуска, если после проведения расследования службой безопасности будет подтверждена вина работника в его порче или утрате».

Полный текст главы о пропускном режиме вы найдете в приведенном в настоящей статье образце правил внутреннего трудового распорядка.

Каким бы способом составления этого документа работодатель ни воспользовался, главное условие — это соблюдение законодательно установленных требований и описание всех необходимых специфичных особенностей, обусловленных характером основной деятельности работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка — 2018, образец которых вы можете скачать на нашем сайте, нужны всем работодателям. При их разработке необходимо основываться на требованиях трудового законодательства и учитывать специфику основного вида осуществляемой деятельности.

Грамотно составленные правила трудового распорядка помогают не только дисциплинировать работников и избегать трудовых конфликтов, но и обосновать для проверяющих инстанций выплаченные работникам поощрения, стимулирующие их к качественному исполнению трудовых функций.

Коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка