Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Земельное право

Земельное право России — отрасль права Российской Федерации, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и её охраны.

Право на недвижимость возникает с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; ст. 131 ГК РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной. В соответствии со статьей 130 Гражданского Процессуального РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия — безвозмездное пользование (ссуда).

Если Вам необходима консультация или юридическое сопровождение по регистрации прав на недвижимое имущество или необходимо составить документы обращайтесь к нашим специалистам по земельному праву, и наш юрист по недвижимости окажет Вам необходимую помощь.

В наше время существует проблема собственности в недвижимом имуществе, право собственности на которое, имеют несколько человек (долевая собственность). Такая «схема» распространена среди мошенников. Состоит она в том, что некая организация покупает у гражданина долю собственности на недвижимое имущество, а потом различными действиями пытается «убедить» других собственников продать свои доли этого имущества по цене в несколько раз ниже рыночных. Как обезопасить себя в данном случае. Первое, что необходимо знать: право преимущественной покупки доли в недвижимом имуществе имеют собственники других долей в этом недвижимом имуществе (ст. 250 ГК РФ). Из данного правила следует,

что если в недвижимом имуществе один из собственников собирается продать свою долю, то первоочередное право покупки имеют другие собственники, имеющие долю в этом же имуществе. Цена должна быть объявлена та же, что и стороннему лицу. Если произошла ситуация, в которой доля в недвижимом имуществе была продана стороннему лицу на законных основаниях, а новый собственник делает невозможным проживание в нем, то через суд можно выселить собственника в порядке ст. 35 ЖК РФ, либо обязать его устранить возникшие нарушения.

Если Вы не можете или затрудняетесь в правильности решения спорных вопросов, связанных с долевой собственностью на недвижимое имущество обращайтесь к нашему юристу по недвижимости, и мы окажем Вам всю необходимую помощь.

Так же возникает много вопросов о праве собственности на недвижимое имущество, приобретенное в ипотеку. Существует ошибочное мнение о том, что недвижимое имущество принадлежит банку. Оно принадлежит его покупателю, однако регистрационные действия ограничены. В случае невыплаты ипотечного кредита банк имеет право наложить взыскание на данное имущество и реализовать его. При этом взыскание на недвижимое имущество может быть наложено только через суд. В случае если собственник недвижимого имущества через определенный период времени понимает, что платить ипотеку у него возможности нет, но есть другое жилье, ему необходимо получить согласие кредитного учреждения на продажу залогового имущества, и погасить оставшуюся часть ипотеки.

Если у Вас возник вопрос связанный с земельным правом или другим недвижимым имуществом наши специалисты определять путь решения Вашей проблемы и помогут его осуществить.

ОТВЕТЫ Земельное право

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земельное право— это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

Основа земельного права — нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет земельного права— это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Метод правового регулирования— способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования: свойственны только государству в лице его органов; касаются только юридических норм; обеспечиваются государственным принуждением.

Методы земельного права — это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

В юридической литературе различают: метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»; диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов — метод дозволения.

Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли — смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях — администрирование.

В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина

Система земельного права— совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает: общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые; особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: институт права собственности на землю; институт иных видов прав на землю; институт управления в области землепользования; институт землеустройства; институт государственного земельного кадастра; институт контроля за использованием земли; институт правовой охраны земель; институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим.

Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука.

Как отрасль наукиземельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений.

Как научная отрасль земельное право призвано: обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм; способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

Наука земельного права: выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами; высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства; разрабатывает научные основы его классификации и систематизации; исследует закономерности развития действующего российского законодательства; исследует земельное законодательство досоветского периода; проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

Методы науки земельного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина— система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

Учебная дисциплина рассматривает: основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).

Принципы земельного законодательства

Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека;

участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

платность использования земли;

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

Земельный кодекс РФ 2001 г. — головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений: приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

Гражданский кодекс РФ;

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;

Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;

Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;

Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. 4-ФЗ «О мелиорации земель» и др

Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.

В широком смысле собственность — совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм. Производство — источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности — это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.

В узком смысле слова собственность — отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

Содержание права собственности на землю — правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком — это обладание им как своим.

Пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации; Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»; Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

Особенность права собственности на землю в России — виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, — это земли сельскохозяйственного назначения;

при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения — существуют земли, изъятые из гражданского оборота;

распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

Понятие и содержание права частной собственности на землю

Современное законодательство позволяет назвать несколько видов частной собственности на землю:

собственность индивидуальная, т. е. земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т. д. Собственником земельных участков могут выступать:

б) граждане иностранных государств и лица без гражданства;

в) юридические лица, включая иностранные, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению), но в пределах, предусмотренных законодательством, т. е. если это не на носит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. ЗК РФ установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом);

общая собственность. Ее субъекты, как и любые другие, обладают правомочиями и несут юридическую ответственность (например, участники крестьянского (фермерского) хозяйства). Отличительная черта этого вида собственности -ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют:

а) общую совместную собственность;

б) общую долевую собственность;

собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями, так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). На всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

Участками земли из земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. могут обладать только на праве аренды.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Институт пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. С принятием Земельного кодекса РФот25октября 2001 г. утратил силу Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», предусматривающий титул пожизненного наследуемого владения.

ЗК РФ содержит, с одной стороны, прямой запретна приобретение права пожизненного наследуемого владения по административно-правовым основаниям (предоставление) после вступления в силу настоящего Кодекса (п. 1 ст. 21), ас другой — правовую норму, гарантирующую сохранение гражданами ранее приобретенных ими прав пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Землевладелец не вправе распорядиться своим земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Наследование в гражданском праве — это переход имущественных и некоторых неимущественных прав и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в установленном законом порядке.

Юридическим фактом, являющимся основанием открытия наследства, являются смерть гражданина или объявление гражданина умершим.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, также как и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести эти земельные участки в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. Таким образом, право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохраняется в России постольку, поскольку будет осуществляться их наследование.

Существует коллизия между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Земельного кодекса РФ, которая заключается в следующем:

ст. 267 Гражданского кодекса РФ предоставляет право владельцам земельного участка передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование;

п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомочия владельцев по распоряжению земельным участком, а точнее, запрещает каким-либо образом распорядиться им, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. При этом положения Гражданского кодекса РФ не отменены. В данном случае следует признать приоритетными нормы Земельного кодекса РФ.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

ЗК РФ предоставляет земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

федеральным казенным предприятиям;

органам государственной власти;

органам местного самоуправления.

Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного пользования не предоставляются. За теми гражданами, которым такое право было предоставлено ранее, ЗК РФ его сохраняет.

Полномочиями на предоставление в пользование земель, находящихся в государственной (федеральной и субъектов РФ) и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством обладают следующие органы:

Правительство РФ управляет и распоряжается федеральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ);

государственные органы исполнительной власти, в частности правительство того или иного субъекта РФ, предоставляют земельные участки из земель, находящихся в собственности субъекта РФ, в постоянное пользование;

органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, в том числе и земли.

Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Вышеуказанное правило не применяется в тех случаях, когда земельные участки предоставлены на данном титуле лицам, перечисленным в п. 1 ст. 20З КРФ, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и др. Эти лица не могут быть субъектами права собственности на объекты недвижимости. Здания и сооружения в этих случаях находятся в государственной или муниципальной собственности.

Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением названных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Безвозмездное срочное пользование земельным участком

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками.

Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов:

государственные и муниципальные учреждения;

федеральные казенные предприятия;

органы государственной власти и местного самоуправления;

граждане и юридические лица. Однако в соответствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного)пользования не предоставляются.

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование, не должен превышать один год.

Статья 8 Конституции России

Текст Ст. 8 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности является важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — самое необходимое условие свободы экономической деятельности. Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах в середине XIX в. Законодательство России в сфере защиты конкуренции лишь формируется. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. Когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Отметим, что Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(30). При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ. Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов.

2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности. Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве. Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики. Несмотря на то что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Основном законе, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ*(31), в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, можно назвать многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам. Частная собственность — основа экономической системы. В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности.

Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям. К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной.

Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Таким образом, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Последняя прямо названная в Конституции РФ форма собственности, муниципальная, означает имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

От имени органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований правомочия собственника осуществляют соответственно органы государственной власти и местного самоуправления.

Государственная и муниципальная собственность могут быть объединены понятием «публичная собственность», использующимся в законодательстве ряда зарубежных государств, однако ни Конституция РФ, ни текущее законодательство такого термина не содержат. Если частная собственность — это принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим лицам, то публичная собственность предполагает принадлежность имущества всем гражданам, составляющим государство или всем постоянным жителям поселения, составляющего муниципальное образование.

Примечательно, что Конституция России оставляет перечень форм права собственности открытым. Таким образом, допускается возможность существования иных форм, например смешанной собственности публичного образования и юридического лица. В частности, среди «иных» форм собственности заслуживает упоминания акционерная собственность, собственность общественных объединений, церковная и казачья собственность. Установление открытого перечня форм собственности представляется обоснованным, поскольку экономическая система России находится в стадии становления, а следовательно, законодательство России должно содержать резервы для развития и не ограничивать экономику там, где это не оправданно с точки зрения ее развития и роста. Смысл конституционного регулирования в условиях становления рыночной экономики, очевидно, должен сводиться к закреплению плюрализма форм собственности, их равноправия и законодательных гарантий прав собственника.

Вместе с тем реальное положение форм собственности в экономике России далеко от идеальной конструкции, предусмотренной Конституцией РФ. На разных этапах развития экономики России государство как стремилось к расширению частного сектора, так и пересматривало свою политику в пользу создания крупных государственных корпораций. При этом защита частной собственности посредством конституционных норм существенно затруднена в силу отсутствия в Конституции РФ реальных механизмов защиты закрепленных в ней экономических ценностей и взглядов.

Конституция рф земельное право