Конституционно правовые нормы понятие структура и виды

Работ в текущем разделе: [ 1376 ] Дисциплина: Правоведение На уровень вверх

Тип: Контрольная работа | Цена: 450 р. | Страниц: 2 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ dipmasters.com. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

Практикум № 2. Структура нормы права.

Проанализируйте правовые нормы в приведенных ниже фрагментах юридических текстов. Выделите известные Вам элементы логической структуры правовой нормы, охарактеризуйте их. Попытайтесь реконструировать отсутствующие элементы (или элементы), если таковые имеются.

1. «Данное по принуждению, используемое насилием, а так же написанное по принуждению — все дела совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными» (древнеиндийские Законы Ману)

2. «Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение с общиной, с деревней или с округом, нарушает его из жадности, царю следует изгнать из страны»( древнеиндийские Законы Ману)

3. «Если кто-либо участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказался это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем»(древнеримские Законы 12 таблиц)

4. «Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка» (Законы древневавилонского царя Хаммурапи)

5. «Обязательства возникают путем простого соглашения между сторонами при купле продаже, при найме, товариществе, доверенности»

6. «Господин, которому менее 20 лет, только тогда может отпускать на волю раба, когда отпущение совершается посредством суда, и когда законное основание отпущения доказано перед советом»(Законы 12 таблиц)

7. «Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал сожительницу в общем доме»

8. «Если кто вознамерится лишить жизни другого, но промахнется ударом и будет уличен, присуждается к уплате 2500 денариев, что составляет 62,5 солидов» (Салическая правда)»

9. «Ежели кто, стоя на карауле, что украдет, много или мало, оный имеет быть повешен»(петровский Воинский Артикул 1721г)

10. «Торги совершенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица» (современное гражданское законодательство)

11. «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» (Конституция РФ)

12. «Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ)

1. Понятие Конституции.

Конституция — это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ — это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ — это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

— Обладание высшей юридической силой.

— Особый порядок принятия.

— Закрепленность основополагающих для государства норм права.

— Обладание повышенным механизмом охраны.

— Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ — это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

— Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

— Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

— Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ — это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

— Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

— Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

— Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ — это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

— Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

— Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

— Содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

— Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

— Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

— Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

— Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

— Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

— Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ — это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

— Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

— Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

— Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ — это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Способы реализации Конституции РФ — это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

— Организация деятельности субъектов реализации.

— Контроль над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

— Президент Российской Федерации.

— Совет Федерации Федерального Собрания.

— Государственная дума РФ.

— Законодательные органы субъектов РФ.

— Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

— Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

— Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

— Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

— Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

— Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

— Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

— Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

— Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

— Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

— Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

— Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

— Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел — Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел — Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел — Конструкция Советской власти.

IV раздел — Избирательное право.

V раздел — Бюджетное право.

VI раздел — О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов — высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) — является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров — являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

— Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства — СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

— Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

— Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

— Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел — Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел — Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 — О предметах ведения верховных органов власти Союза

Глава 2 — О суверенных правах союзных республик и о союзном

Глава 3 — О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 — О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Глава 5 — О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 — О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Глава 7 — О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 — О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Глава 9 — Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 — О союзных республиках

Глава 11 — О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР — высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) — являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР — являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР — являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня — высшие органы власти на местах.

— Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел — Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел — Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел — Устройство советской власти.

IV раздел — О выборах в Советы.

V раздел — О бюджетном праве.

VI раздел — О гербе, флаге и столице РСФСР.

— Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

— Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

— Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

— Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

— Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

— Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

— Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

— Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 — общественное устройство

Глава 2 — государственное устройство

Глава 3 — высшие органы государственной власти союза советских

Глава 4 — высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 — органы государственного управления союза советских

Глава 6 — органы государственного управления союзных республик

Глава 7 — высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 — местные органы государственной власти

Глава 9 — суд и прокуратура

Глава 10 — основные права и обязанности граждан

Глава 11 — избирательная система

Глава 12 — герб, флаг, столица

Глава 13 — порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

— Высший орган власти СССР — Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

— Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

— Совет Министров СССР.

— Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 — Общественное устройство.

Глава 2 — Государственное устройство.

Глава 3 — Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 — Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 — Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 — Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 — Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 — Местные органы государственной власти.

Глава 9 — Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 — Суд и прокуратура.

Глава 11 — Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 — Избирательная система.

Глава 13 — Герб, флаг, столица.

Глава 14 — Порядок изменения Конституции.

— Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование — «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

— Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

— Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

— Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 — Политическая система

Глава 2 — Экономическая система

Глава 3 — Социальное развитие и культура

Глава 4 — Внешняя политика

Глава 5 — Защита социалистического Отечества

Глава 6 — Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 — Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 — СССР — союзное государство

Глава 9 — Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 — Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 — Автономная область и автономный округ

Глава 12 — Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 — Избирательная система

Глава 14 — Народный депутат

Глава 15 — Верховный Совет СССР

Глава 16 — Совет Министров СССР

Глава 17 — Высшие органы государственной власти и управления союзной

Глава 18 — Высшие органы государственной власти и управления

Глава 19 — Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 — Суд и арбитраж

Глава 21 — Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

— Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР — союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

— Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Понятие административно-правовых норм, их структура и виды

Механизм административно-правового регулирования представляет собой совокупность административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государства. Элементами этого механизма являются административно-правовые нормы и акты их толкования, административно-правовые отношения и реализация административно-правовых норм.

Норма права по своему юридическому значению представляет собой определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется прежде всего юридическими средствами, включая применение к нарушителям мер государственного принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Это в полной мере относится и к административно-правовым нормам.

Предметом регулирования норм административного права выступают следующие группы общественных отношений в сфере административного права:

1) отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий во вне;

2) отношения внутриорганизационные — отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;

3) отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера во внутриорганизационной сфере органов исполнительной власти, деятельности аппаратов органов законодательной и судебной власти, отношения в сфере осуществления государственной службы, а также отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Основное отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права состоит в том, что они имеют собственные юридические средства защиты, выступающие, как правило, во внесудебном, т.е. административном порядке, они часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти и во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового, экологического и т.д.

Административно-правовые нормы выполняют регулятивную функцию, т.е. направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Нормы административного права также выполняют охранительную и защитную функцию, т.е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия при посягательстве на отношения, охраняемые административным правом.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, peaлизации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности).

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие. Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой права в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запретительные.

3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.

4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения. Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

5. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.

6. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего, военным положением и чрезвычайным положением.

Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм — это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

В теории административного права выделяется четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) исполнение; г) использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Основными требованиями к применению норм административного права является законность, обоснованность и целесообразность. Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правоверных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Важное место занимает толкование административно-правовых норм в деятельности субъектов по установлению их содержания и раскрытию выраженной в них государственной воли. Это касается актов законодательных, исполнительных, судебных органов и органов прокуратуры.

11. Устав муниципального образования: структура, содержание, порядок принятия, регистрации и вступления в силу.

РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. У.м.о. представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение У.м.о. состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации. Устав вступает в силу с момента его официального опубликования, которое производится после его регистрации.

У.м.о. является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного

14. Организация местной власти в советский период: положительные и негативные тенденции государственного строительства.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (МС) В РОССИИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (Советский)

После Октябрьской революции остро встал вопрос о МС, вся власть на местах была передана Советам. Советом Народных Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами МС было покончено. Огромную роль в сохранении и развитии системы городского и земского самоуправления могло бы сыграть политическое соглашение большевиков и левых эсеров о создании коалиционного правительства в декабре 1917 г. Левые эсеры в отличие от большевиков были ярыми сторонниками сохранения и совершенствования системы МС. Несмотря на это, на основании достигнутого политического соглашения был создан Комиссариат по местному самоуправлению, ставший ключевым органом в системе МС. В распоряжение Комиссариата были переданы следующие важнейшие институты МС:

1) Главное управление по делам местного хозяйства;

2) касса городского и земского кредита;

3) земские учреждения.

Существование Комиссариата по местному самоуправлению было недолгим. В марте 1918 г. После выхода левых эсеров из состава правительства решением СНК он был упразднен. В 1926-1926 гг. постановлением СНК были утверждены «Положение о городских Советах» и «Положение о местных финансах», которые сформировали относительно независимую хозяйственно-организационную власть на местах. Нормативной базой деятельности Советов являлись не столько акты центральных органов государственной власти, сколько партийные документы и решения ЦК партии, Президиума Верховного Совета и Совета Министров. Конституция РСФСР 1918 г. окончательно закрепила сложившуюся систему местных органов гос. власти, которая включала в себя следующие уровни:

1) съезды Советов, избираемые в процессе многоступенчатых выборов. Впоследствии на основе провозглашенного в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. принципа всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании система съездов Советов была упразднена, все представительные органы власти на местах стали называться Советами;

2) городские и сельские Советы, избираемые непосредственно населением на местах;

3) городские и сельские комитеты, избираемые городскими и сельскими Советами. Возврат к термину «местное самоуправление» в России происходит в 60-х гг. XX в., в систему МС включались следующие органы власти: 1) местные Советы; 2) исполн-ые комитеты (исполкомы) — коллегиальные органы; 3)трудовые коллективы; 4)партийные ячейки

В 80-х гг. XX в. упраздняется система трудовых коллективов и партийных ячеек, вводится должность председателя местного Совета, учреждается президиум местного Совета. На местах также действуют различные отделы, управления, комитеты и комиссии. Местные Советы решали все вопросы местного значения исходя из общегосударственных и партийных интересов, но не из интересов населения. Основной формой работы Советов были сессии. Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что МС — это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении МС от государственной власти.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МС В 90-е гг. XX В.

В процессе реформирования советской системы МС можно выделить следующие основные этапы:

1) 1990-1991 гг. — принятие 9.04.1990 г. Закона СССР

«Об общих началах МС и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, решил вопросы формирования финансово-экономической базы МС, а также вопросы становления системы коммунального хозяйства. Основным органом местного самоуправления становились Советы, был провозглашен лозунг «Вся власть — Советам». Однако Советы были выведены из-под партийного контроля и надзора со стороны исполнительных комитетов. Органам государственной власти было запрещено вмешиваться в вопросы местного значения, а также в работу местных Советов. Было введено понятие «коммунальная собственность» как финансово-экономическая основа МС. Впервые было закреплено взимание подоходного налога с физических лиц в пользу местных бюджетов;

2) 1991-1993 гг. — принятие таких законодательных актов, как Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», Закон РФ 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы

и Санкт-Петербурга, органов МС» и др. С этого периода начинается новый этап в развитии МС, изменилось само понятие МС. МС рассматривалось как система организации деятельности граждан для самостоятельного под свою ответственность решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе Конституции и законов РСФСР и республик в составе РСФСР. Впервые были разграничены формы участия населения в решении вопросов местного значения;

3) осень 1993 г. — регулирование вопросов местного самоуправления путем принятия Президентом РФ множества указов. Одним из важнейших президентских указов был Указ от 26.10.1993 г., утвердивший Положение об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы. Началась работа по принятию новой Конституции РФ. Завершением этого этапа

стали разработка и принятие всенародным голосованием Конституции РФ, которая четко определила функции, роль и место органов местного самоуправления в системе органов публичной власти;

4)с 1993 г. по настоящее время — этот период характеризуется формированием современной системы органов местного самоуправления. Наиболее значительным из множества актов муниципального законодательства стал принятый в 1995 г. Закон РФ «Об общих принципах организации местного само-управления в РФ». 25 декабря 1991 года официально установлено современное название — РФ. 15. Общая характеристика англосаксонской системы местного самоуправления.

Эта модель получила распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Принятый в законодательстве этих стран термин «местное управление» для обозначения организации и деятельности местных органов обычно указывает на их локальный характер.

Конституционно правовые нормы понятие структура и виды