Надзор и контроль над соблюдением законодательства об охране труда

Организация охраны труда осуществляется специально созданными для того органами на двух уровнях: централизованном и локальном.

На локальном уровне осуществляется контроль за соблюдением законодательства и технических норм об охране труда службами (органами) самого работодателя. Такими службами являются служба охраны труда и комитет (комиссия) по охране труда.

Согласно статье 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель должен заключать договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. По своей природе такой договор является договором о возмездном оказании услуг (консультационных услуг), его правовому регулированию посвящена гл. 39 ГК РФ.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. В основу решения об определении численности специалистов по охране труда ставятся многие факторы, в том числе и количество работников, состоящих в трудовых отношениях с организацией.

Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и (или) опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников три — пять единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от шести единиц и более.

В организациях по инициативе работодателя или по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ). В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора об охране труда.

На централизованном уровне вопросами охраны труда занимаются органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Законодатель использует категорию «государственный надзор и контроль», однако в теории трудового права надзор рассматривается как властная деятельность, в то время как контроль — деятельность органов, не наделенных публичной властью. По этой причине мы предпочитаем пользоваться категорией «надзор».

Исходя из того, насколько широк круг субъектов, за которыми осуществляется контроль, можно выделить внутриведомственный и подведомственный надзор.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры как лица, наделенные полномочиями общего надзора за соблюдением законодательства в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Заострим внимание, что законодатель ведет речь о надзоре за соблюдением именно правовых актов, но заметим, что органы федеральной инспекции труда занимаются надзором и за соблюдением нормативных актов технического характера в рассматриваемой сфере. За соблюдением технических актов, обеспечивающих безопасность труда, надзирает еще целый ряд государственных органов. Часть 2 ст. 353 ТК РФ устанавливает, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности. В данном случае речь идет уже о надзоре за соблюдением актов не правового, а технического характера.

Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условие трута.

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

-осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

-анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

-осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

-направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

-проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

-осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

-обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

-анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

-участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

-запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

-ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

-осуществляют информирование и консультирование работодателем и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

-готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Вопрос 82. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей — индивидуальных предпринимателей и физических лиц
Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.
Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.
Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Основными задачами инспекции являются:
— обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
— в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;
— осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
— получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
— давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
— расследовать несчастные случаи;
— запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
— выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.
Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их полномочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.
В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введена государственная экспертиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда — это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопас­ные условия труда.

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативно-правовых актов, со­держащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция тру­да. Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы испол­нительной власти. осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I — Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках). Внутриведомст­венный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, в подведомственных организа­циях осуществляют федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­ганы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъек­тов Федерации (ст. 353 ТК РФ ).

Согласно ст. 354 ТК РФфедеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведе­ние государственного надзора и контроля за соблюдением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных ор­ганов (государственных инспекций труда).

В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и заня­тости и её территориальным органам.

Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти — главный государственный инспектор труда РФ. назначаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством России.

Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

41. Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде.

Государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;

доведение до сведения соответствующих органов гос. власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов.

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

5) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

6) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

7) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

8) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему по подчиненности государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Государственный контроль и надзор соблюдения трудового законодательства

«Кадровый вопрос», 2012, N 6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране является деятельность системы государственных органов надзора и контроля. В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная инспекция труда (далее — ФИТ).

Федеральная инспекция труда осуществляет ряд мероприятий — федеральные надзоры — совместно с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Ростехнадзор, Роспотребнадзор).

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд), действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (далее — Положение N 324).

Согласно п. 4 Положения N 324 Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — государственные инспекции труда (далее — ГИТ), которые утверждаются приказами Роструда. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Следует учитывать, что органы прокуратуры в осуществлении своих надзорных функций не подменяют деятельность других федеральных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

Осуществление проверки государственными инспекторами труда может быть на основании различных обстоятельств. Это может происходить и в рамках планируемой деятельности по контролю за соблюдением положений трудового законодательства, и по фактам происшедших несчастных случаев на производстве. Также поводами к проверке могут послужить сообщения профсоюзных органов, работников или иных лиц о нарушении трудового законодательства или об иных вопросах, находящихся в компетенции ФИТ (ГИТ), либо информация, поступающая от правоохранительных органов, и т. д. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) установлены основные принципы, которые должны соблюдаться должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверок.

Таким образом, государственная инспекция труда вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом. Согласно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Перед проведением проверки инспектор по труду должен предъявить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю служебное удостоверение и распоряжение (приказ) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки в соответствии с ее назначением.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с вручением под роспись данных документов. В случае если данные документы не были предъявлены, инспектор не вправе проводить контрольные мероприятия.

Продолжительность проведения контрольных мероприятий не может превышать двадцати дней. А в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной в Приложении 4 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии такого журнала в акте проверки делается соответствующая запись.

При обнаружении нарушений инспекторы труда выписывают предписание на их устранение, для проверки выполнения которого могут прийти повторно.

Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан

Государственный инспектор труда

С распадом СССР во вновь образовавшихся странах было принято новое законодательство. Большинство стран бывшего СССР, принимая нормативные правовые акты, учитывали опыт правового регулирования в странах — бывших союзных республиках. Особенно это заметно на примере двух стран, сохранивших наиболее тесные связи среди всех стран СНГ — Российской Федерации (далее — РФ) и Республики Казахстан (далее — РК). В частности, очень близко трудовое законодательство этих стран.

В последнее десятилетие в РФ и РК были приняты новые трудовые кодексы. По сравнению с КЗоТ РСФСР и КЗоТ БССР новый Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) и Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее — ТК РК) коренным образом изменились. Практически полностью изменилось правовое регулирование трудовых отношений в обеих странах. Учитывая тесные связи этих государств, важность знания трудового законодательства в жизни каждого человек, сравнительное изучение вопросов, интересующих каждого работника — форм и методов защиты трудовых прав работников — актуально и значима для каждого специалиста, а для юриста — особенно.

Надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде является особой правоприменительной деятельностью специально уполномоченных органов, целью которых является обеспечение защиты трудовых прав человека. Правовые отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде на производстве выступают, как административно-правовые и относительно трудовых правоотношений выступают как внешние, связанные организацией работы на предприятии и применением работы наемных работников. Об административно-правовом характере правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде свидетельствует содержание этих правоотношений, которое состоит в том, что контролирующий орган может давать собственнику предприятия или уполномоченному ним органу от лица государства властные распоряжения, которые тот должен безусловно выполнить, а в случае нарушения законодательства о труде — применить мероприятия административного взыскания и принуждения.

Надзор и контроль — это разные формы проверочной деятельности уполномоченных на то государственных, ведомственных и общественных органов.

Надзор — это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами, предприятиями и гражданами правил, предусмотренных действующим законодательством и другими нормативными актами.

Контроль — это проверка и учет контролирующим органом того, как контролируемый объект (предприятие, организация, учреждение или физическое лицо) выполняет возложенные на него задачи и реализует свои функции.

Разница между надзором и контролем, на первый взгляд невидная, чувствуется, в первую очередь, в функциях, компетенции соответствующих различных органов.

Субъектами контроля являются, с одной стороны собственники и руководители предприятий, а с другой — контролирующие органы [12, c.67].

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется прокурором и подчиненными ему прокурорами. Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и сообщениям о нарушении законов, которые требуют вмешательства прокурора, а при наличии других оснований — также по собственной инициативе прокурора. При этом прокуратура не заменяет органы надзора и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, если она не противоречит действующему законодательству.

Предметом надзора является соответствие актов, выдаваемых предприятиями, организациями, учреждениями Конституции и законам, соблюдение законов о социально-экономических правах и свободах граждан и их защита в случае, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав.

При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законов прокурор имеет право:

— беспрепятственно входить на территорию предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;

— иметь доступ ко всем материалам и документам, необходимым для проведения проверки;

— требовать от руководителей предприятия проведение проверок, ревизий деятельности подконтрольных предприятий и выделение специалистов для проведения проверок и ведомственных экспертиз;

— вызывать должностных лиц и других работников, требовать от них устных или письменных объяснений касаемо нарушения закона.

В случае выявления нарушения закона прокурор имеет право опротестовать акты органов государственной исполнительной власти, акты работодателя, вносить протест на решения местных советов, а так же решения должностных лиц, возбудить уголовное дело, следить за выполнением приказов об устранении нарушений законов, обращаться в суд с целью защиты прав и законных интересов работников и работодателей.

Важную роль в обеспечении законности в трудовых отношениях играют судебные органы. Суды общей юрисдикции решают вопросы о законности приказов и распоряжений собственника, рассматривают индивидуальные и коллективные трудовые споры, принимают меры относительно выявления и устранения причин и условий, которые приводят к нарушению законодательства о труде.

Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.

Принятие обязательных для применения на всей территории Республики Казахстан законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относится к ведению органов государственной власти [2, ст.6].

В соответствии со ст.353 ТК РК государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РК осуществляют органы инспекции труда. Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан — руководитель государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду Республики Казахстан. Главные государственные инспекторы труда государственной инспекции труда — должностные лица государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду. Главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения — руководитель областного, города республиканского значения территориального подразделения государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду. Государственные инспекторы труда — должностные лица областного, города республиканского значения территориального подразделения органа государственной инспекции труда ст 328 п.2. ТК РК.

Государственные инспекторы труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее — госинспектор труда) осуществляют контроль за соблюдением Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15.05.2007 года № 251-111 (с изменениями и дополнениями от 27.07.2007 г.), от 22 января 1993 года «Об охране труда» и иных нормативных правовых актов о труде на территории Республики Казахстан.

Госинспекторы труда в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением [13, c.70].

К госинспекторам труда, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, относятся:

1) Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан — руководитель структурного подразделения государственной инспекции труда (далее — гострудинспекция) Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее — Министерство);

2) главные государственные инспекторы труда центрального исполнительного органа по труду Республики Казахстан — работники структурного подразделения гострудинспекции Министерства;

3) главный государственный инспектор труда по области, городу Астане и Алматы — соответствующий заместитель руководителя областного, городов Астаны и Алматы территориального органа Министерства;

4) государственные инспекторы труда по областям, городам и районам — работники гострудинспекции областных, городов Астаны и Алматы территориальных органов Министерства.

Основными задачами госинспекторов труда являются:

1) обеспечение государственного контроля за соблюдением работодателями законодательства Республики Казахстан о труде, об охране труда и в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов в сфере деятельности Министерства;

2) рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей по вопросам законодательства о труде и об охране труда.

Госинспекторы труда в установленном законодательством порядке осуществляют следующие функции:

1) контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе прав работников на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, отдых, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;

2) выявляют причины и обстоятельства, приводящих к нарушениям законодательства о труде и об охране труда посредством проверок жалоб и обследований, а также участвуют в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений законодательства о труде и охране труда;

3) проводят анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства, нормативных актов в сфере охраны труда, техники безопасности и принимают меры по их устранению;

4) участвуют в расследованиях несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и ведут их учет;

5) проводят анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывают предложения по их профилактике;

6) участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструкцией объектов производственного назначения;

7) выдают по результатам проверок предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства;

8) осуществляют контроль и проверки по выполнению условий, оговоренных в разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы;

9) информируют работодателей, руководителей производственных подразделений о выявленных нарушениях трудового законодательства для принятия мер по их устранению, вносят предложения о привлечении виновных лиц к ответственности в случае неисполнения предписаний госинспекторов труда;

10) осуществляют сбор, обобщение, систематизацию и анализ показателей, характеризующих состояние соблюдения организациями трудового законодательства;

11) проводят разъяснительную работу по вопросам законодательства о труде и об охране труда в организациях, а также через средства массовой информации;

12) иные функции, возложенные на госинспекторов труда Министерством в пределах своей компетенции.

В целях реализации основных задач и осуществления своих функций госинспекторы труда в установленном законодательством порядке в пределах своей компетенции вправе:

1) проводить проверки соблюдения организациями трудового законодательства;

2) при предъявлении оформленного в установленном порядке постановления о проведении проверки и удостоверения беспрепятственно посещать в любое время организации в целях осуществления контроля и проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда;

3) производить проверку выполнения условий, оговоренных в разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы;

4) запрашивать и получать от работодателей соответствующие документы и иную информацию, необходимую для выполнения функций, возложенных на госинспекторов;

5) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания об устранении выявленных нарушений норм законодательства о труде и об охране труда, а также составлять протоколы о нарушениях, налагать административные взыскания и предъявлять исковые заявления в суд;

6) давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;

7) приостанавливать (запрещать) эксплуатацию организаций (предприятий), отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

8) запрещать выдачу и использование на рабочих местах спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям законодательства о труде и об охране труда;

9) требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж по технике безопасности, а также проверку на знание правил, норм и инструкций в соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда;

10) направлять в соответствующие правоохранительные органы информацию и материалы по фактам нарушений законодательства о труде и об охране труда;

11) требовать от работодателей и соответствующих должностных лиц организаций создания условий для исполнения возложенных на госинспекторов труда функций;

12) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

Госинспекторы труда обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны, полученные при осуществлении своих должностных полномочий.

Неправомерные действия госинспекторов труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности главному государственному инспектору труда по области, городам Астане и Алматы, Главному государственному инспектору труда Республики Казахстан либо в судебном порядке.

Деятельность госинспекторов труда по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда на территории Республики Казахстан организовывают соответствующие главные государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан:

1) организует работу главных государственных инспекторов труда центрального исполнительного органа по труду Республики Казахстан;

2) координирует работу гострудинспекции областных, городов Астаны и Алматы территориальных органов Министерства;

3) организует разработку методических указаний для госинспекторов труда по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

4) в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью;

5) организует проведение мониторинга состояния соблюдения законодательства о труде и об охране труда по республике, а также анализа причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве;

6) организует подготовку информации и докладов в Правительство Республики Казахстан о состоянии соблюдения законодательства Республики Казахстан о труде и об охране труда;

7) проводит прием, рассматривает письма, заявления и обращения граждан и организаций;

8) дает заключения по разногласиям, возникшим в ходе расследования несчастных случаев на производстве, а также по вопросам законодательства о труде, об охране труда и иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения;

9) обеспечивает иные виды организации деятельности госинспекторов труда в соответствии с возложенными на него Министерством обязанностями.

Главные государственные инспектора труда центрального исполнительного органа по труду Республики Казахстан:

1) участвуют в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также методических рекомендаций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и иных нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Министерства;

2) рассматривают письма, заявления и обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию госинспекторов труда;

3) готовят информацию, справки и доклады о состоянии соблюдения законодательства о труде и об охране труда;

4) осуществляют мониторинг состояния производственного травматизма по республике, а также проводят анализ причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, вносят предложения по их устранению и профилактике;

5) участвуют в работе специальных комиссий по расследованию групповых несчастных случаев со смертельным исходом, образуемых приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

6) участвуют в подготовке семинаров по вопросам трудового законодательства и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, а также в организации учебы госинспекторов труда;

7) осуществляют выезд на места для проверки работы государственных инспекторов труда по областям и городам Астане и Алматы и оказания им практической, методологической помощи и участия в проведении совместных обследований и проверок по соблюдению организациями трудового законодательства;

8) осуществляют иные функции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями.

Главные государственные инспекторы труда по областям и городам Астане и Алматы:

1) планируют и организуют работу государственных инспекторов труда по областям и городам Астане и Алматы;

2) осуществляют работу по обучению и повышению квалификации государственных инспекторов труда по областям и городам Астане и Алматы;

3) рассматривают вопросы обоснованности применения государственными инспекторами труда по областям и городам Астане и Алматы мер воздействия к лицам, виновным в нарушении законодательства о труде и об охране труда;

4) в случаях, установленных законодательством, определяют состав комиссий по специальному расследованию несчастных случаев на производстве;

5) дают заключения по разногласиям, возникшим в ходе расследования несчастных случаев на производстве, а также по вопросам законодательства о труде, об охране труда и иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения;

6) осуществляют иные функции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями.

Государственные инспекторы труда по областям и городам Астане и Алматы:

1) осуществляют проверки организаций на предмет соблюдения законодательства о труде и об охране труда;

2) рассматривают письма, заявления и обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в их компетенцию;

3) участвуют в работе специальных комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, образуемых приказами территориального органа Министерства;

4) готовят отчеты, информации, справки и доклады о состоянии соблюдения законодательства о труде и об охране труда;

5) осуществляют иные функции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями.

Госинспекторы труда используют в своей работе бланки предписаний, формы отчетности и личные штампы, форма которых разрабатывается и утверждается Министерством [14, c.89].

Госинспекторы труда при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством.

Государственный контроль и надзор осуществляют:

1. специально уполномоченные органы контроля и надзора;

2. органы прокуратуры;

3. судебные органы;

4. органы исполнительной власти.

Общественный контроль осуществляют:

1. профессиональные союзы;

2. другие уполномоченные представительные органы работников.

Надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства