Искусство Древнего Египта

В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстр о разрушающегося сырцового кирпича.

Древнее царство

В эпоху Древнего царства уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.

Высшим культом был культ солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов — сынами Солнца. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг — подобие солнечного диска — постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск — архитектурная форма, впервые созданная в Египте, — символизировал солнечный луч.

Считалось, что после смерти наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем — вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остается отвлеченным, психологически не расшифрованным. Преходящие переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобожденные от времени, идущий в вечность. По крайней мере в Древнем царстве портртеты были спокойно-бесстрастными. Позже многое изменилось.

Но мало было сохранить тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала жертв, посмертное благополучие умершему владыке обеспечивали художники. Множество небольших статуэток — так называемых «ушебти» — заменяли покойному слуг. На стенках гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и в ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не вдел.

Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. И труд художников поэтому считался священнодействием. Ведущие художники — зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) — были высокопоставленными лицами, очень часть жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Зодчий Хемиун, руководивший строительством пирамиды Хеопса, был племянником этого царя. Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так же, как цари своими победами. Тем не менее проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов, вершителя божественной воли.

Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. В подвижном многообразии жизни египетское искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства, — язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное — пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, — эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века.

В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: стоящей — фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута с локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. И эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царстве, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым; вся фигура обрисована единой упругой линией. И тот же принцип рисунка сохранялся всегда. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И все же его нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нем шел процесс внутреннего развития, и, как ни удивительно, в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни и природы.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства — это египетская классика: оно монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размерность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. А вместе с тем в нем едва ли не больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего царства. Это и неудивительно: ведь изобразительные каноны в Древнем царстве хотя и соблюдались особенно строго, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Каноничность была во всем. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основой туловища и раз навсегда выделили эту выразительную горизонталь, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двумерной плоскостью, на которой помещено изображение. Они не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент. Несмотря на каноничность поз, в статуях, сидящих и стоящих, совершенство пластической трактовки тела создает иллюзию жизни.

Как устойчивый композиционный принцип в рельефах (а также в настенных росписях, которые по композиции и приемам рисунка не отличались от рельефов) утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов. Рельеф строго ориентирован на плоскость, но в то же время сам он не плоский, его поверхность тонко и нежно моделирована. Встречаются три типа рельефа: слегка выпуклый, слегка углубленный по отношению к фону и, наконец, такой, где рельеф находится на одном уровне с фоном, но контуры глубоко врезаны. Иногда все эти типы обработки каменной плиты соседствуют в одной и той же композиции.

Градация размеров — от больших к средним и малым, — которая постоянно встречается в рельефах и придает им такое декоративное очарование, для египтян была прежде всего градацией ценностей. Чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображается хозяин гробницы, его родственники — меньше, рабы или пленники — еще меньше. Размер, как показатель значительности, был, можно сказать, универсальной категорией: он совершенно исключал всякие пространственные, перспективные сокращения и делал ненужным дополнительные атрибуты величия. Примечательно, что даже фараон, почитавшийся богом, изображался в искусстве без всякой преувеличенной пышности. Он также полуобнажен, также в набедренной повязке, как и его подданные, — на царственное происхождение указывает только головной убор, а главное — большой масштаб фигуры. Хотя сокровища фараонов в действительности были несметны, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность. Никакой крикливости, никакой мишуры — только внушительность масштабов, ритмов, повторов.

Сдержанной и непестрой была и раскраска — рельефы всегда раскрашивались. Преобладали сочетания желтых и коричневых с голубыми и зелеными — тона земли и безоблачного неба Египта. Великолепен насыщенный и звонкий голубой цвет, который египтяне, видимо, особенно любили; эту голубую окраску превосходно сохранили до наших дней мелкие фаянсовые статуэтки и изделия прикладного искусства.

Среднее царство

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не оставалось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы государство в 21 в. до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не осмеливался на сооружение таких фантастически-гигантских усыпальниц, как Хеопс и Хефрен. Как отразились эти перемены на стиле искусства? Можно заметить известную двойственность в эволюции стиля. С одной стороны — снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.

С другой стороны — каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему. Когда древние скульпторы высекали из скалы первого Великого Сфинкса, их благоговение и тайный ужас запечатлелись в этом громоздком, но истинно величавом стороже пустыни.

Когда же в Среднем царстве искусные, понаторевшие мастера изготовляют неизвестно какую по счету, ставшую привычной фигуру льва с лицом фараона, — они отдают дань традиции. Танисский сфинкс исполнен куда более «виртуозно», чем его древний предок, — уверенно изваяно львиное туловище, безукоризненно портретно волевое лицо Аменемхета III, превосходна лепка лица — и все же это произведение выглядит официально-холодным.

Зато много непосредственности в мелкой пластике Среднего царства — деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. В массе своей эти фигурки исполнены на другом уровне мастерства, чем статуи фараонов и вельмож: довольно примитивно, ремесленно. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки. Например, погонщики скота гонят, размахивая палками, стадо быков, а владелец стоит в стороне под навесом и следит за ними. Все эти статуэтки — предметы заупокойного культа, найденные в гробницах номархов, где им полагалось делать то же, что и при жизни, — обслуживать своего хозяина.

Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа, да и не всякий камень годился для высекания рельефа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета. Между тем рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (плоскость предварительно расчерчивалась на клетки). Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Знать, как выглядит кошка, подстерегающая добычу, знать характерные позы и движения охотника, воина, пекаря, танцора, ткача и пр. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Египетские художники тренировались, рисуя по памяти на обломках камня, на свитках папируса или, чаще всего, на глиняных черепках, так называемых остраконах. Египтолог Масперо называл остраконы «листками из блокнота» египетских рисовальщиков. Их во множестве находили при раскопках. На остраконах рисовались или мотивы, которые могут понадобиться для росписей гробниц (например, мальчик на корточках раздувает огонь в печке), или вариации тех, которые уже были в более древних гробницах, — например, гимнастка, делающая мостик. Как правило, такие рисунки сделаны менее канонично и более эскизно, чем сами росписи. Это заготовки.

Иногда встречаются среди них даже шуточные или пародийные сюжеты, которым, казалось бы, вовсе не место в гробницах: например, кот-пастух, идущий на задних лапах, погоняет гусей, а впереди выступает лев, тоже на задних лапах. Или: лев и газель, сидя за столиком, играют в шахматы, причем лев явно обыгрывает бедную газель. В этих зверях нет ничего культового. Невольно напрашивается сравнение с животным эпосом, баснями и сатирами других народов и других, гораздо более поздних времен. Как видно, в глубокую древность уходят корнями «смеховые» фольклорные традиции. Торжественная серьезность ритуалов и эпических сказаний, заклинаний и песнопений всегда, видимо, сопровождалась юмористическими отголосками. Даже в Древнем Египте.

Новое царство

Новое царство — эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период 18-й династий, царившей в течение двух веков — от середины 16 до середины 14 в. до н. э.

Искусство Нового царства импозантно и величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом. Однако, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с еще большим размахом, чем раньше. Вообще, культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой эффектностью.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые фиванские храмы Амона-Ра — современные Карнакский и Луксорский. Если древняя пирамида с ее спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться.

В образах Нового царства явственно проступает рефлексия. В поэзии она прорывается гораздо раньше, но теперь становится ощутимой и в пластических искусствах. А вместе с тем, как всегдашний спутник сомнений и скепсиса, усиливается

Культура Древнего Египта

Южно-Уральский Государственный Университет

Заочный инженерно-экономический факультет

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Выполнил: студент I курса группы ЗФ 126

1. Специфика становления культуры Древнего Египта……………. 3

2. Преднаучные знания и религия……………………….……..………9

3. Искусство Древнего Египта………………….……. ………..…….18

1. Специфика становления культуры Древнего Египта.

При изучении культуры Египта необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению некоторых ее особенностей. С образованием классовых отношений она стала средством идеологического воздействия на сознание эксплуатируемых масс в целях укрепления и возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества. Пути развития египетской культуры были в значительной степени обусловлены ее постоянной зависимостью от религии, что было связано с общим сравнительно медленным развитием египетской культуры. Застойность характера древнеегипетского рабовладельческого строя объясняется тем, что основа его хозяйства – земледелие – было построено на искусственном орошении, которое требовало сохранения общины, в то же время сохранение религиозного объяснения мира препятствовало, например, объяснению явлений природы. (6).

Культура Древнего Египта в значительной степени определяется спецификой становления Египетского государства, географическими и этнографическими факторами. Поэтому, необходимо осветить историю государства Египта, прежде чем характеризовать его культурные достижения.

Историю возникновения и развития государства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжение времени – свыше 4 тысяч лет.

Египетское государство возникло на северо-востоке Африки. Основной частью его являлась долина Нила, от первых порогов до Средиземного моря, но оно включало также Аравийское нагорье на востоке (между Нилом и Красным морем) и часть Ливийского плоскогорья на западе.

Сами египтяне называли свою страну «Черная земля», подчеркивая этим плодородие ее почвы, в противоположность «Красной земле», то есть пустыне. Что касается наименования «Египет», то оно было дано этой стране греками и представляло собой искаженное поэтическое обозначение древней столицы – Мемфиса – Хетт-ка-Птах, то есть «Крепость духа (бога) Птаха». Когда европейские ледники окончательно растаяли (примерно, 12-15 тысяч лет назад), климат Северной Африки начал изменяться, и прежние степи стали все больше и больше превращаться в пустыни. Узкая долина Нила (от 4 до 20 км в ширину) расширялась лишь на самом севере, где река расходилась бесчисленными рукавами, впадавшими в Средиземное море, образуя дельту. Египет превратился в огромный оазис, сжатый с двух сторон пустынями. Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье.

Однако не надо забывать, что для того, чтобы Египет превратился в житницу древнего мира, потребовался (как и в других странах ирригационного земледелия) огромный труд многих поколений земледельческого народа.

Прочное освоение египтянами болотистой долины Нила начинается с новокаменного века (неолита), в основном в V тыс. до н. э. и продолжается в медно-каменный век (энеолит) в конце V и в IV тыс. до н. э. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли в неолитическом и энеолитическом Египте подрывало устои первобытнообщинного строя. Движимое имущество (рабы, инвентарь, скот) стало переходить в частную собственность, первоначальный матриархат стал уступать место патриархату. Большую роль начинают играть соседские отношения, складывается сельская община, появляются зачатки рабовладения. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках статуэтки людей со связанными руками и слуг, выполняющих те или иные работы (например, водоносы).

Сдвиги в социальных отношениях неизбежно вызвали переход от племенного устройства к государству. На первых порах образовалось несколько десятков номов (по-египетски – «сепатов») – мелких государственных образований. Каждый из номов представлял собой город с окрестными селениями и полями и специальным местным культом бога-покровителя (или чаще семейства богов). Стоявший во главе такой области правитель («номарх»), который превращался постепенно из вождя племени (или союза племен) в настоящего царька, распоряжался земледельческими работами (особенно ирригационными), а также военным делом и культом.

Усиливающаяся знать стремилась к созданию более прочного государственного аппарата для подавления рабов и рядовых общинников. Сперва образуется два значительных государства: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны согласно традиции осуществил царь Верхнего Египта Менес (Мина), подчинивший Нижний Египет около 3000 г. до н. э. и основавший I династию объединенной страны. Столицей стал г. Абидос. Период правления первых двух династий носит в науке название Раннего царства (ок. 3000 – 2800 гг. до н. э.). С этого времени летописцы начинают вести счет времени по годам правления царей. Раннее царство послужило вступительным этапом к длительному периоду Древнего царства (около 2800 – 2250 гг. до н. э. – время правления III- VI династий). Древнее царство характеризуется большим сплочением страны и усилением централизации. Столицей страны, начиная с царствования Джосера (родоначальника III династии – начало XXVIII в. до н. э.) становится Мемфис – могучая крепость, основанная еще Менесом на границе Нижнего и Верхнего Египта (к юго-западу от современного Каира).

Царская власть необычайно усиливается, египетский фараон («великий дом»), утрачивая функции вождя, постепенно превращается в деспота. Эти сдвиги получили идеологическое обоснование. Если в Месопотамии обожествление царей носило лишь спонтанный характер, то в Египте оно сохранялось на всем протяжении его истории.

Фараон именовался «добрым богом», сыном Ра (бога Солнца). В полном его распоряжении находились рудники и каменоломни, он руководил внешней торговлей. По приказу фараона население сгонялось на общественные работы для удовлетворения личных потребностей фараона. Фараон управлял страной с помощью огромного и сложного бюрократического аппарата. Среди рабов различались две категории: порабощенные (баку) и подвластные (хему).

Фараоны Древнего царства оставили после себя память, главным образом, как строители мощных каменных гробниц, сохранившихся свыше четырех тысячелетий, вплоть до наших дней. Они верили, что сохранение в целости их мертвых тел обеспечит им бессмертие, поэтому тратили большие средства на пышное погребение. Внешний вид каменных царских усыпальниц подавляет своей величественной простотой, внушая подданным представление о незыблемости царской власти1. К концу Древнего царства наблюдается ослабление центральной власти и усиление сепаратизма в различных номах. Процесс децентрализации все более и более усиливается, и в XXIII в. до н. э. Египет распадается на несколько самостоятельных мелких государств, ведущих междоусобные войны друг с другом. Полная политическая раздробленность Египта продолжалась около двух столетий (примерно, с середины XXIII до середины XXI столетия до н. э.). Раздробление страны вызвало большие затруднения. Связи с соседними странами нарушились, и слышатся жалобы на набеги азиатских бедуинов. Все более насущной стала необходимость нового объединения. Главный центр Древнего царства – Мемфис пришел в упадок, и правившая там VIII династия не в состоянии была возглавить борьбу за новое объединение. Зато усилились другие центры – Гераклеополь (в северной части Верхнего Египта) и Фивы (на юге страны). Между царями двух соперничающих династий (X и XI) происходит ряд военных столкновений, которые завершаются победой Фив, превратившихся в столицу объединенного Египта. С этого времени начинается период Среднего царства (около 2050 – 1750 гг. до н. э. – XI – XII династий). Рост производительных сил и расширение обмена все более и более способствуют имущественному расслоению.

Наряду со знатью выдвигаются средние слои населения – «сильные неджесы», то есть простолюдины. Это были разбогатевшие земледельцы и ремесленники, ведущие самостоятельное хозяйство и порой приобретающие рабов.

Наибольшего экономического расцвета и политического могущества достигло Среднее царство при XII династии (2000 – 1775 гг. до н. э.). Основателем ее был Аменемхет I, принявший ряд мер по укреплению единства страны. Несмотря на достигнутые успехи, фараоны XII династии не могли добиться такой степени могущества, как неограниченные властители Древнего царства.

Они не рисковали тратить большую часть государственных средств на свои личные потребности. Воздвигнутые ими пирамиды строились не из тесаного камня, а из более дешевого материала – кирпича – и дошли до нашего времени в виде бесформенных холмов.

При следующей, XIII династии вновь начинаются развал и междоусобные войны. О глубине социальных конфликтов, потрясавших страну, сообщает нам памятник художественной литературы – «Речение Ипусера». Автором его является вельможа, который повествует о восстаниях безродных людей, разгроме государственного аппарата. За народным восстанием последовало вторжение в Египет азиатов – гиксосов, пришедших из Сирии и Палестины и без особого труда покоривших Египет. Гиксосы, будучи разноплеменной ордой, восприняли язык и культуру Египта и обложили Египет данью. Господство их длилось свыше 100 лет. Представители XVII династии победили гиксосов (1580 – 1558 гг. до н. э.).

Вслед за этим событием образовывается Новое царство, которое просуществовало около пяти веков (1580 – 1085 гг. до н. э.). В это время правили XVIII, XIX и XX династии. Период Нового царства характеризуется огромными переменами во всех сферах хозяйства, связанными с широким развитием связей не только с ближайшими соседями, но и с более отдаленными странами Азии, Африки и отчасти Европы (Крито-Микенского мира). Этот период связан с имущественным расслоением населения Египта, который, в свою очередь явился следствием огромного количества завоевательных походов (Яхмос I овладел крепостью Шарухен в Палестине; Тутмос I дошел до реки Евфрат). На некоторое время устанавливается мирная политика (Тутмос II, Хатшепсут – женщина-фараон – жена Тутмоса II). Тутмос III приступил к активным завоеваниям (захват Сирии, Палестины, Митанни, часть Эфиопии). После целого ряда завоевательных войн наступил мирный период, связанный с правлением Аменхотепа III (1408 – 1372 гг. до н. э.). Оживляются дипломатические и торговые связи Египта.

Переписка с зависимыми правителями и независимыми царями азиатских стран ведется клинописью и почти всегда на аккадском языке, считавшемся в то время международным. К концу царствования Аменхотепа III влияние Египта ослабевает.

Аменхотеп IV проводит религиозную реформу, заменяет культ Амона культом Атона (солнечного диска). Создается новая столица Ахетатон («Горизонт Атона»), верховным жрецом которой становится сам фараон.

Но для такого религиозного перелома, перехода от политеизма к монотеизму в Египте не было подходящих условий и со смертью Аменхотепа IV его зять – Тутанхамон стал восстанавливать старые порядки. Последующие фараоны довели до конца реставрацию прежних порядков в стране, поставив перед собой задачу укрепления позиций Египта в Передней Азии. Вновь начинается эпоха войн (Сети I, Рамсес I, Рамсес II).

Период, следующий за Новым царством, носит название Позднего или Ливийско-Саисского (XI – VI вв. до н. э.). В начале этого периода вновь усиливаются центробежные тенденции. При последних фараонах XXII династии, а также при XXIII и XXIV династиях дробление страны достигает высшей степени. В VIII и VII вв. до н. э. несколько раз вторгались в Египет цари Куша (Эфиопии), которые стали претендовать на господство в долине Нила, а также ассирийские цари совершили три набега в долину Нила. Ассирийские и эфиопские завоеватели взаимно ослабляли друг друга. Этим воспользовались правители крупнейшего центра северного Египта – Саиса. А в VI веке до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом. В 332 году до нашей эры Египет подчинили себе македоняне во главе с Александром Македонским. С этого времени начинается процесс эллинизации Египта, его культуры. Александр Македонский был объявлен сыном бога Ра. Был установлен культ нового бога – Сараписа, который соединил в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Александрия стала культурным центром Греко-восточного мира. Следующий период связан с Римской империей, когда в 36 году до нашей эры Египет был превращен в римскую провинцию. Пестрое в этническом отношении население Египта не имело единой религии: это и солнечные культы, вера в демонов и магические силы, вера в римских богов. Много было последователей иудаистских течений и христианства, которое распространяется на территории Египта в I нашей эры. Показательно, что в первые века новой эры копты – потомки коренных жителей Египта – исповедали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранялась вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII веке принесли туда ислам.

2. Преднаучные знания и религия.

Большое влияние на формирование древнеегипетской культуры оказывала религия, основными чертами которой были: длительное сохранение пережитков фетишизма и тотемизма, синкретизм (объединение в одном двух или нескольких божеств, перенесение качеств и свойств одного божества на другое) и, наконец, тесная связь религии с магией. Религиозные традиции в долине Нила были особенно прочными и живучими.

Жречество обладало огромной силой, и хотя оно вступало иногда в конфликты с царской властью, это не мешало ему создавать учения о божественности фараона и призывать массы населения к повиновению «сыну Солнца», как именовали себя властители Египта. В конечном итоге различные религиозные культы в Египте поддерживали старинные устои и призывали к повиновению власть имущим. Безусловно, египетская религия на протяжении тысячелетий изменялась, приспособлялась к социальным сдвигам и политическим переменам. Однако многие старинные верования, связанные еще с исчезающими родоплеменными обычаями, сохранялись в долине Нила дольше и упорней, чем в других древних странах. Вначале — собирательство и охота, потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. «Греческих путешественников», — писал Редер Д. — «особенно поражал необычайно распространенный в Египте культ диких и домашних животных, а также всевозможных птиц, рыб и насекомых. Примеры можно приводить бесконечно. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Во многих местностях даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали. Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей)» (11). Иногда из бесчисленного множества представителей какого-либо вида животных отбирался один и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу в форме скарабея, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным.

Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (священного быка). Все эти верования были отдаленным пережитком тотемизма, характерного для охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития и родового строя.

В новых социально-экономических условиях прежние тотемные предки, имеющие облик зверей, птиц и рыб, превращались в богов-покровителей той или иной местности, а иногда всей страны. Боги в Египте чаще, чем в других странах изображались в виде животных. Иногда даже человекообразный бог изображался с головой барана, кобчика, крокодила и т. д., а богиня с головой коровы, львицы или кошки.

Такое почитание животных было следствием религиозных воззрений египтян, где все видимое в природе воспринималось за видимый образ божества. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых особенно выделяли лотос. Считалось, что из цветка лотоса вышел бог Солнца – Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы почитали заостренные камни (по их аналогии и стали строиться обелиски).

В Древнем Египте существовали многочисленные местные божества и культы (в Мемфисе почитался бог искусств и ремесел, воды, земли и мирового разума – Птах; в Фивах – Амон; в Гелиополе – Ра), а также боги общеегипетские, почитаемые по всей стране. Среди них – бог Солнца Ра; бог – покровитель власти фараона Амон, включивший в свой культ ряд функций бога Ра; Осирис – бог умирающей и воскресающей природы, владыка загробного мира; богиня Исида – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания, символ супружеской верности и материнства; бог – Гор – защитник фараонов, бог Солнца, побеждающий силы мрака; бог мудрости, письменности и счета — Тот и многие другие (число египетских богов, как предполагают ученые доходило до 2000).

Поскольку в Египте существовал культ животных, звероподобными были и некоторые боги. Так, покровитель умерших – Анубис изображался в виде человека с головой шакала, богиня войны Сохмет – с головой львицы, бог Гор изображался в облике сокола. Высшим же культом был культ Солнца, воплощенный в боге Амон-Ра, сам Египет называли страной Солнца, а фараонов его сыновьями, обелиск – впервые созданный в Египте – символизировал солнечный луч. Если римский император становился богом лишь после смерти, то египетский фараон уже при жизни, считалось, обладал божественной силой.

Некоторые ученые высказывают мнение, что в Египте было сформулировано понятие Троицы, воспринятой христианством. Над всеми многочисленными божествами стоял один – «бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных. Он – творец неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища» (5) . Этот бог не имел ни имени, ни образа. Он порождал в самом себе отца, мать и сына Бога, не выходя из бога. Это бог, которого все священные мифы называют «единым действительно живущим существом», породил всех низших богов.

И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо.

Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами2.

Другим своеобразием египетской религии было то исключительное значение, которое придавалось заупокойному культу. Если в Шумере и Вавилоне загробный мир выглядел мрачным и безотрадным, и умерших представляли несчастными существами, тоскующими по земной жизни, то в Египте религиозное учение было иным. Каждый человек обладал, по мнению древних египтян, несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались: «сах» — тело человека, «шунт» — его тень, «рен» — его имя, «ах» — его привидение, «ба» — проявление сущности, «ка» — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Через 70 дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире». В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих Истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами.

Здесь происходил суд над умершим. Каждый из сорока богов задавал по одному вопросу. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными: «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я никого не убил» и т. д. Затем судья взвешивал сердце души, помещая на вторую чашу весов статуэтку Правды. Если статуэтка оказывалась тяжелее, душа возносилась вверх и признавалась безгрешной, отправлялась на поля Иалу, которые в отличие от египетских полей никогда не страдали от засухи. Если же статуэтка оказывалась легче, то душа, опустившись вниз, тут же пожиралась адским чудовищем. Эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой. Так жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Считалось, что земные жилища – это гостиницы, которые не стоит строить особенно прочно, лучше заранее приготовить себе «жилище вечности», т. е. гробницу.

Особенное внимание уделялось мумификации, так как египтяне верили, что сохранение трупов обеспечивает жизнь души в загробном мире.

Чтобы жизнь души вне тела была счастливой и безмятежной, было принято сохранять не только телесную оболочку, но и помещать в гробницу фигурки слуг, предметы домашнего обихода – все то, без чего не мог обойтись мумифицированный. На случай, если гробницу разворуют, или не сохранится мумия, в гробницу ставили каменные скульптуры-двойники, передающие портретные черты умершего, а также изготовлялись погребальные маски (часто из золота). Для загробного блаженства, по учению жрецов, надо было знать много магических заклинаний. В первую очередь, их составляли для самого фараона. Ко времени Нового царства оформляется «Книга мертвых», в которой подробно описывается загробное странствование и загробный суд. Таким образом, всякий человек, который имел средства, чтобы подготовить себе при жизни надлежащее погребение и заказать магические тексты, мог рассчитывать на то, что ему удастся убедить Осириса в своей святости и обеспечить себе загробное блаженство. Только в значительно более позднее время, в период римского господства, появляются черты религии утешения, которая предрекала бедным блаженство в загробном мире в противоречие их земным страданиям.

Религия охватывала все сферы жизнедеятельности древних египтян. Тем не менее, наряду с магическими обрядами и религиозными культами в Египте развивалась и наука. По большей части она служила практическим целям.

Главными ее хранителями являлись жрецы, владевшие основами письменности, которая была окружена ореолом таинственности и считалась даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». Возникновение египетской письменности относят к XXX веку до нашей эры. Особенности государственного устройства требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Она была буквенно-слоговой (наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700)3.

Постепенно «на основе старой иероглифической письменности выработалась скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 года до нашей эры появилось новое письмо – демотическое» (5). Заметим, что на базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы, из последнего возник древнегреческий алфавит, который, в свою очередь, стал основой латинской азбуки.

Знания накапливались и передавались в специальных школах. Это были по большей части либо придворные школы, либо особые школы, находящиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства, например для царской сокровищницы. Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых прописей ежедневно около трех страниц. Ученик должен был твердо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. Наконец, в Египте существовали и высшие «писцовые школы», носившие названия «дом жизни». Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и наблюдения над природой привели к постепенному накоплению первых научных знаний. Все эти знания носили еще прикладной характер.

Особенно развита была в Египте математика. Правда, «числовая система была у египетских математиков довольно громоздкой. Например, черточка – «1», дужка – «10», вьющаяся веревка – «100», цветок лотоса – «1000». И, чтобы написать 9000, требовалось 9 раз начертить цветок лотоса» (1). Несмотря на все эти трудности и недостатки, египетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. Они изложены на 36 папирусах, дошедших до нашего времени (самый ранний – IV тысячелетие до нашей эры; поздний – I тысячелетие до нашей эры). Содержание папирусов – задачи прикладной математики: разложение дробей на суммы дробей; задача «хау» (куча), соответствующая решению линейного уравнения вида ax + bx + … + nx = R; задача «туну» по определению разности между долями при неравном распределении. В геометрии уже умели определять поверхность многих фигур и даже круга, принимая «пи», равным 3.16 , т.е. более точно, чем вавилоняне.

Сохранились решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Свидетельством научных знаний являются на сегодняшний день пирамиды. Они точно ориентированы по сторонам света, имеют безупречную четырехгранную форму.

Как китайцы и вавилоняне, так и древнеегипетские астрономы вели регулярные наблюдения за небом. Частые наблюдения за небесными светилами приучили их отличать планеты от звезд и даже дали им возможность установить карту звездного неба. Пользуясь специальными таблицами расположения звезд и особым инструментом, египтяне умели определять время даже ночью. Определив эклиптику – видимый путь солнца на фоне созвездий, египетские астрономы разделили ее на 12 частей, образовавших Зодиак, то есть «круг зверей». В течение 1, 5 тысяч лет египтяне зарегистрировали 373 солнечных и 832 лунных затмения.

Особое значение имела у египтян звезда Сириус, так как ее появление на небе совпадало с началом разлива Нила. Интересно, что при постройке пирамид египтяне ориентировали их вход на север, а к усыпальнице вел коридор с таким углом наклона, под которым можно было видеть Полярную звезду.

Астрономические достижения привели к созданию календаря, который первоначально состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый (в начале года добавлялось 5 священных дней, не принадлежавших ни к одному месяцу).

Для приведения в соответствие лунного года с солнечным, 9 раз в 25 лет вставлялся 13 месяц. Отметим, что египетский календарь лег в основу юлианского, который был введен в 47г. до н.э. Время суток измерялось водяными (клепсидра) и солнечными часами.(12).

Значительное развитие в Египте получили медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства дается перечень рецептов. «Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи, однако, не могли еще полностью отрешиться от древней магии», — справедливо замечает В. Авдиев – «поэтому лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами» (1). Но изучение тела

Написать письмо другу из древнего египта