Защита прав военнослужащих

Вы военнослужащий и Вам необходима помощь юриста? Вы обратились по адресу!

Имея опыт работы в области военной судебной системы, мы сможем найти варианты решения Вашей проблемы, соблюдая Ваши права и законные интересы!

Звоните прямо сейчас: 8(351) 77-666-91 или 8-908-055-55-91.

Защита прав военнослужащего – это всегда нелёгкая комплексная задача, так как речь идёт о тяжбах и спорах с закрытой и разветвлённой структурой, коей является Российская армия.
Редкий офицер найдёт время разбираться в законах, да и нет такой привычки у них – громко заявлять о своих интересах. Вот почему защитой прав военнослужащего должны заниматься профессионалы — юристы.
Мы предлагаем Вам защиту прав военнослужащего в любых инстанциях:
1. Военный следственный комитет. Если уголовное дело возбуждено, однако Ваш статус не определён, либо Вы уже привлечены в качестве подозреваемого (обвиняемого), без помощи адвоката не обойтись. Юрист добьётся верной квалификации содеянного, сделает всё возможное, чтобы преследование было прекращено.
2. Военная прокуратура. Надзорный орган обладает широким спектром прав и полномочий. Если у Вас возникли какие-либо трудности в общении с прокуратурой, мы рекомендуем проконсультироваться с нами по конкретному вопросу.
3. Военные суды. Расследованное уголовное дело будет рассмотрено особой категорией судей. Очень важно вовремя найти адвоката, который сможет представить Ваши интересы на высоком уровне и добиться минимально возможного наказания.
Защита прав военнослужащего потребуется и в ряде других ситуаций:
1. Отказ от предоставления жилья. Данная проблема характерна для офицеров, которые вынуждены в течение долгого времени испытывать на себе все тяготы «квартирного вопроса».
2. Занижение выплат заработной платы. Если Вам не предоставлены компенсации, премии, а также иные отчисления, обязательно обратитесь к нам за правовой консультацией.
3. Не в полном объёме выдается ЕДВ, ЕДП, иные виды материального довольствия.
4. Ненадлежащее медицинское обслуживание, когда в результате неквалифицированной помощи Вам причинены травмы и есть смысл побороться за свои права.
5. Незаконное привлечение к гражданской ответственности, связанные с материальной ответственностью. Помните, что принятое решение всегда можно оспорить.
6. Нарушение прав призывника или солдата срочной службы.
7. Незаконное увольнение из армии, если при оформлении бумаг были допущены ошибки, а Вы имеет право либо на восстановление, либо на значительные компенсации.
К сожалению, универсального метода защиты прав военнослужащего нет, поскольку любая ситуация является по-своему особенной, а законодательство не стоит на месте и периодически претерпевает изменения.
Наши юристы творчески и со знанием дела подходят к любым задачам, и наша главная цель – представить интересы клиента на высоком уровне. Неважно, идёт ли речь о расследовании уголовного дела, рассмотрении гражданского или трудового спора: адвокат отработает вложенные в него деньги на сто процентов.
Если Вам необходима защита прав военнослужащего, не теряйте времени. Если система решила разобраться с конкретным человеком, то в одиночку у него нет шансов на победу, но опытный юрист поможет Вам победить это противостояние и добиться справедливости.

Какие есть права у солдат, проходящих службу по призыву?

Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Граждане, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания приобретают статус военнослужащих. Военнослужащие обладают установленными законодательством РФ правами и свободами человека и гражданина, за некоторыми исключениями. В связи с особым характером выполняемых обязанностей военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), имеют, в частности, следующие права.

Право на защиту свободы, чести и достоинства

Воинская дисциплина строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. За оскорбление военнослужащих, насилие и угрозу применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, предусмотрена ответственность. Так, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими виновные привлекаются к дисциплинарной и к уголовной ответственности (п. 2 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. ст. 335, 336 УК РФ; п. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания. О задержании военнослужащих вне расположения их воинской части уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 76-ФЗ).

Право на свободу передвижения

Право на свободу передвижения военнослужащих ограничено необходимостью поддержания ими боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и не вправе выезжать за пределы местного гарнизона, за исключением случаев убытия в отпуск или командировку. Один раз в неделю военнослужащий, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на увольнение из расположения полка (п. 1 ст. 6 Закона N 76-ФЗ; п. п. 239, 240 Устава).

Право на свободу слова, свободу совести и вероисповедания

Право военнослужащих на свободу слова ограничивается запретом разглашения ими государственной и военной тайны, обсуждения и критики приказов командира.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды отношения к религии. При этом создание религиозных объединений в воинской части не допускается (п. 1 ст. 7, п. п. 2, 5 ст. 8 Закона N 76-ФЗ).

Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Кроме того, они могут состоять в общественных объединениях, за исключением политических, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (ст. 9 Закона N 76-ФЗ).

Характер служебной деятельности и перемещение по службе определяются квалификацией военнослужащих и служебной необходимостью. При этом время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Направлять военнослужащих на работы, не связанные с военной службой, допускается только в установленных законом случаях.

Военнослужащим запрещено участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением (п. 3 ст. 7, абз. 5 п. 2, п. п. 3, 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Продолжительность служебного времени определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, а также не менее одних суток отдыха еженедельно. В определенных случаях военнослужащие имеют право на отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, не считая времени проезда к месту отпуска. Кроме того, на основании заключения военно-врачебной комиссии может быть предоставлен отпуск по болезни (п. п. 2, 4, 9, 10 ст. 11 Закона N 76-ФЗ; п. 63 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Право на жилище, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение

Военнослужащие, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. На время службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 11 ст. 15 Закона N 76-ФЗ; п. 168 Устава).

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, состоящим из оклада по воинской должности и дополнительных выплат, в том числе за особые условия службы. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется по установленным нормам (ст. 12, п. п. 1, 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ; пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65).

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии

Право военнослужащих на охрану здоровья предполагает, в частности, ограничение опасных факторов военной службы, бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами, а также бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (п. п. 1, 2, 6 ст. 16, п. 1 ст. 18 Закона N 76-ФЗ).

Право на проезд и почтовые отправления

Военнослужащие имеют право, в частности, на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в связи с переводом на новое место военной службы, на лечение и обратно, а также на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части при перевозке к месту военной службы и обратно. Также предоставлено право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой за счет государственных средств (п. п. 1, 8 ст. 20 Закона N 76-ФЗ).

Право на обращение в суд и на юридическую помощь

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и интересов через суд. При этом расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, возмещают соответствующие воинские части. Также военнослужащие вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, в частности, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352).

Право на оружие

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в установленном порядке при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (п. 4 ст. 1 Закона N 76-ФЗ; п. 13 Устава).

Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права? >>>

Что делать при неуставных взаимоотношениях? >>>

Правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере Помазкова Светлана Ивановна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Помазкова Светлана Ивановна. Правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере : Дис. . канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2003 235 c. РГБ ОД, 61:04-12/88-3

Содержание к диссертации

Глава 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ 17

1.1. Основания возникновения и особенности правоотношений в сфере потребления военнослужащими жилищно-коммунальных услуг 17

1.2. Субъекты защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере 71

1.3. Правовое регулирование защиты прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере и его специфика . 107

1.4. Договор как основа взаимоотношений между субъектами защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере 122

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО-ПОТРЕБИТЕЛЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ 147

2.1. Право военнослужащего-потребителя в сфере жилищно-коммунального обслуживания на защиту 147

2.2. Форма и порядок защиты прав военнослужащего как потребителя товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере 171

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 205

Введение к работе

Актуальность исследования. Становление России как подлинно правового государства требует обеспечения высокого уровня защиты прав и свобод человека, верховенства общечеловеческих ценностей. Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, право на честь и достоинство в ранг неотчуждаемых прав личности и предполагает создание системы их гарантированной защиты. Развитие имущественных отношений в России, товарно-денежного оборота, решительное утверждение частной формы собственности также нашло свое отражение в Конституции Российской Федерации. В целом все это является предпосылками формирования демократического государства, где максимально должны учитываться интересы каждого индивида. Развитие личности предполагает ее активное участие в созидательном труде, что обеспечивает рост духовного и материального благосостояния всего общества в целом. Правовое государство должно позаботиться о создании системы мер защиты тех, чья деятельность закладывает основы устойчивости самого государства. Осознание защищенности своих прав и интересов, безусловно, приведет каждого гражданина России к желанию раскрыть свой творческий и экономический потенциал на благо всей страны. Не в меньшей мере это должно касаться и военнослужащих, за которыми закреплены права и свободы человека и гражданина. Ограничения общегражданских прав и свобод военнослужащих устанавливаются только федеральными конституционными и федеральными законами (ст. 1 Закона «О статусе военнослужащих»)1.

Гарантии правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей закреплены в законах и иных нормативных правовых актах.

Обязанность беспрекословно выполнять поставленные задачи по защите Отечества в любых условиях, в том числе с риском для жизни, должна сопровождаться созданием системы мер обеспечения достойного уровня жизни военнослужащих, и, в первую очередь, в жилищной сфере, где в наибольшей степени болезненно ощущаются недостатки правового механизма реализации прав, льгот, гарантий и компенсаций, установленных для данной категории граждан.

Жилищные правоотношения с участием военнослужащих имеют многосторонний характер. Составной их частью являются права и обязанности по предоставлению различного рода жилищно-коммунальных услуг. Данные правоотношения характеризуются тем, что, с одной стороны, они имеют гражданско-правовой характер и подчиняются регламентации актами гражданского и жилищного законодательства, с другой — в силу специфики правового статуса военнослужащих — их конкретное содержание имеет свои особенности. И, как следствие, проблемы реализации прав военнослужащих на социальное обеспечение требуют комплексного подхода к изучаемым правоотношениям.

Гражданско-правовая составляющая возникающих правовых связей выдвигает задачу исследования механизма защиты прав граждан, в том числе военнослужащих, которые как потребители различного рода товаров порой оказываются в трудном для себя положении перед лицом предпринимателей, не всегда соблюдающих правила цивилизованного рынка и стремящихся решить свои проблемы за счет слабой в экономическом отношении стороны. Принятие Закона «О защите прав потребителей»1 дало возможность гражданам, выступающим в роли потребителей, отстоять и защитить свои интересы в отношениях с организациями, предоставляющими товары (работы, услуги) для населения.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализо-вывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей . Для решения задач по защите прав потребителей необходимо отойти от узко ведомственных интересов, сложившихся стереотипов и поставить во главу угла права и свободы человека и гражданина. Спектр отношений, попадающих в сферу действия законодательства о защите прав потребителей, весьма широк. Но чаще всего законодательство о защите прав потребителей связывается с розничной куплей-продажей. Жилищно-коммунальная сфера традиционно воспринимается как область преобладания отношений, регулируемых с помощью административных методов, а не гражданско-правовых. Подобный консервативный подход утвердился не только в сознании населения, но и в самой системе взаимосвязей между субъектами жилищно-коммунального хозяйства. Основные принципы гражданского права: равенство субъектов правоотношения, свобода в фор мировании гражданско-правовых связей зачастую просто исключаются при оказании жилищно-коммунальных услуг гражданам. Следствием этого являются несоблюдение установленного порядка заключения договоров; навязывание потребителю дополнительных услуг; включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей; нарушение требований по качеству и безопасности предоставляемых услуг; непредоставление потребителям в наглядной и доступной форме информации о жилищно-коммунальных услугах и об их исполнителях.

Разрешение существующих проблем возможно только при разработанной системе законодательных актов, способной обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей. Однако в настоящее время российское законодательство не отвечает в полной мере потребностям рынка жилищно-коммунальных услуг. Противоречивость в правовом регулировании обусловлена не в последнюю очередь разновременностью принятия нормативных актов. Часть из них была принята в иных социально-экономических условиях и не может отвечать современным требованиям товарного оборота.

Другая проблема возникает в связи с тем, что Конституция Российской Федерации определяет разный уровень регулирования гражданских и жилищных правоотношений. Если первые подчинены только законодательству Российской Федерации, то для вторых уже возможно регулирование субъектами Российской Федерации. Правовые предписания в сфере социального обеспечения лиц, проходящих военную службу, и их семей содержатся в актах военного законодательства. Отсутствие ясности в вопросе компетенции тех или иных органов в нормотворчестве приводит к противоречию общероссийского, ведомственного и регионального законодательства. Поэтому насущной задачей является установление сие темы законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Однако эффективность защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере зависит в равной степени и от других факторов. К их числу, безусловно, относится определение субъектов правоотношений, действующих в указанной сфере. Специфика жилищных правоотношений делает этот вопрос сложным и запутанным. Анализ субъектного состава, на который распространяется действие норм, входящих в институт гражданско-правовой защиты прав потребителей, дает также возможность определить структуру правоотношений внутри этого института и является базой для установления системы договорных связей между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг. В законодательстве отсутствует пока четкое определение указанных субъектов. Еще меньше уделено внимания потребителю, продавцу, исполнителю в жилищно-коммунальной сфере в юридической литературе.

С большим трудом осознается на практике регулирующая роль договоров в жилищно-коммунальном хозяйстве. Требование закона о письменной форме договора соблюдается далеко не всегда. Отмечается и отсутствие надлежащего оформления договоров и при оказании услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах. Это приводит к неопределенности для потребителя фигуры исполнителя, то есть лица, которое должно нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, и неопределенности состава и условий предоставления услуг и возникающих при этом прав и обязанностей сторон по договору.

Следует также отметить, что законодательно не урегулирован вопрос о системе договоров, которые должны заключаться при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, что влечет за собой возникновение ряда проблем, требующих своего разрешения.

И снова на первом плане стоит вопрос о компетенции органов, в полномочия которых может входить определение императивных положений договора. Соотношение же диспозитивных и императивных начал в договорах предоставления жилищно-коммунальных услуг заслуживает отдельного рассмотрения, так как разрешение этой проблемы имеет не только теоретический интерес, но и практическую значимость. Следует законодательно утвердить систему договоров в жилищно-коммунальной сфере, максимально обеспечивающую защиту прав потребителя.

Проблема повышения эффективности защиты прав военнослужащих как потребителей жилищно-коммунальных услуг может быть решена только при комплексном подходе ко всем правовым явлениям в этой сфере.

Таким образом, актуальность исследования о защите прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере обусловлена:

во-первых, сложностью реформирования данной сферы, одной из причин которой является консерватизм жилищно-коммунального хозяйства, и необходимостью в связи с этим определения путей преодоления сложившихся здесь стереотипов;

во-вторых, необходимостью установления соотношения общеправовых подходов и положений военного права по регулированию изучаемых правоотношений;

в-третьих, необходимостью выявления структурных связей, устанавливаемых при оказании жилищно-коммунальных услуг населению в целом и военнослужащим в частности;

в-четвертых, острой потребностью анализа действующего законодательства о защите прав потребителей, его регулятивного воздействия на жилищно-коммунальную сферу;

в-пятых, необходимостью теоретического обоснования предложений по совершенствованию механизма защиты прав потребителей в указанной сфере.

Степень разработанности темы. Проблема защиты прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере находится в тени глобальной проблемы, а именно государственного обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Поэтому собственно теме научного исследования внимания уделялось незаслуженно мало, и она была разработана учеными лишь фрагментарно.

Вместе с тем известны труды таких ученых, как: С.С. Алексеев, В.П. Грибанов, А.Ю. Кабалкин, М.К. Кислицин, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, И.А. Покровский, В.П. Хро-панюк и др.

Особенности правоотношений в жилищно-коммунальной сфере рассматривались В. Борисенко, М.И. Брагинским, М. Ваки-ловым, В.В. Витрянским, Д.П. Гордеевым, В.Б. Исаковым, П.В. Крашенинниковым, Ю.К. Толстым, В.Н. Литовкиным, Д. Потяркиным, П.И. Седугиным, В.Ф. Яковлевым и некоторыми другими учеными.

Проблемы защиты прав потребителей исследовались, в частности, Э. Корниловым, Я.Е. Парцием, А.Е. Шерстобитовым.

Объект научного исследования — общественные отношения, возникающие между военнослужащим-потребителем и продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Предмет исследования — правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа взаимоотношений в области защиты прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере разработать предложения по совершенствованию механизма реализации прав потребителей на защиту.

Задачи научного исследования обусловлены целью и заключаются в:

анализе законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и его оценке по обеспечению военнослужащих необходимой защитой их интересов как потребителей;

выявлении жилищных прав военнослужащих, которые должны регулироваться законодательством о защите прав потребителей;

установлении субъектного состава правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и уточнении при этом определений «потребитель», «продавец», «исполнитель»;

выделении особенностей и определении системы договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере;

подготовке предложений по изменению Жилищного кодекса РСФСР и ряда актов военного и жилищного законодательства;

выявлении законодательно закрепленных форм, порядка и способов защиты прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере;

разработке предложений по совершенствованию системы защиты прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Методологической основой диссертационной работы является совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в частности, конкретно-исторический, системный, аналитический, технико-юридический, сравнительно-правовой, методы комплексного анализа и толкования правовых норм.

Нормативной правовой основой научного исследования послужили законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус военнослужащих и регулирующие общественные отношения по предоставлению товаров (работ и услуг) гражданам-потребителям. К ним, прежде всего, относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2; Жилищный кодекс РСФСР; Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 17 декабря 1999 г.), Закон РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики»; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих»; Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»; Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г.; Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.; Постановление Правительства РФ от 4 мая 1999 г. № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба»; Приказ Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота»; Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» и многие другие. Особое место при рассмотрении проблемы занимают судебные акты.

Научная новизна работы. Теоретические и практические аспекты этой проблемы в научной литературе и нормативных право вых источниках освещены недостаточно. Имеющиеся отдельные исследования защиты прав потребителей затрагивают вопросы обобщающего характера или посвящены определенным проблемам потребительского рынка, но не касаются непосредственно сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищные права военнослужащих понимаются преимущественно как право на жилую площадь и право на жилищные льготы, и в юридической литературе не рассматриваются иные составляющие жилищных правоотношений с участием военнослужащих.

В соответствии с этим научная новизна диссертации определяется тем, что в ней:

поставлен и разрешается комплекс проблем защиты прав потребителей в сфере, которая находилась вне поля научных интересов теоретиков;

выявлены жилищные права военнослужащих, подлежащие защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

уточнен состав военнослужащих и других лиц, имеющих право на защиту как потребители жилищно-коммунальных услуг; изложены определения понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель» в жилищно-коммунальной сфере;

на основе анализа действующего законодательства определены принципы построения системы законодательства о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, адекватно отражающей сложившийся в стране механизм правового регулирования;

разработана система договорных связей, которая позволит повысить эффективность применения существующих способов защиты прав потребителей и наиболее полно реализовать всем субъектам потребительского рынка свое право на свободу договора;

обоснован общий концептуальный подход к заключаемым с потребителем жилищно-коммунальных услуг договорам как договорам публичным и договорам присоединения по своей юридической природе, что позволит пресечь злоупотребление правом и облегчить контроль деятельности исполнителей предоставления товаров, работ и услуг в части навязывания условий, ущемляющих права военнослужащих-потребителей жилищно-коммунальных услуг;

исследованы формы, общий и специальный порядок, способы защиты прав военнослужащих как потребителей жилищно-коммунальных услуг;

сформулированы предложения по изменению ряда нормативных правовых актов, в том числе Жилищного кодекса РСФСР.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Термины, используемые в законодательстве и договорной практике жилищно-коммунальной сферы — «потребитель», «прода вец», «исполнитель», — должны соответствовать правовому содер жанию обозначаемых ими понятий.

В соответствии с этим тезисом диссертантом предлагается закрепить в новом Жилищном кодексе РФ следующие определения: «Потребитель — гражданин, имеющий самостоятельное право на конкретное жилое помещение»; «продавец — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, передающее право собственности на жилое помещение или коммунальные ресурсы потребителю»; «исполнитель — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющее работы (оказывающее услуги) по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда».

2. Вывод соискателя о том, что следует законодательно при знать договоры, используемые в жилищно-коммунальной сфере, договорами публичными и договорами присоединения.

3. Предложение автора по законодательному закреплению трехуровневой модели структуры договорных связей в жилищно- коммунальной сфере, что поможет уравновесить императивные и диспозитивные начала в договорной практике:

а) договоры, на основе которых военнослужащий приобрета ет право владения и пользования жилым помещением, в связи с чем должны быть установлены потребительские качества жилого помещения (договоры найма, купли-продажи, мены и др.);

б) договоры, заключаемые с организациями, непосредственно отвечающими перед потребителем за техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда (управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и т.п.);

в) договоры по поставке природных ресурсов (энерго-, газо-, водо-, теплоснабжение).

4. Результат исследования особенностей реализации жилищных прав военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что ограничения общегражданских прав и свобод военнослужащих, регламентированные законом, могут находить место в жилищной сфере только при выполнении военнослужащими должностных и специальных обязанностей.

Предложение по включению в новый Жилищный кодекс РФ перечня обязательных потребительских свойств жилого помещения и порядка их определения. В связи с этим появится возможность расширить сферу действия законодательства о защите прав потребителей, так как включит в нее правоотношения субъектов жилищного права, связанные с требованиями к качеству предоставляемого или приобретаемого жилья (соответствие установленным нормам площади жилья, санитарно-техническим нормативам и нормативам по благоустроенности жилых помещений). Актами военного законодательства следует предусматривать соот ветствие данным требованиям жилых помещений, предоставляемых военнослужащим.

6. Авторский вывод о том, что реализация права на защиту военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере может осуществляться путем предъявления исков в защиту неопределенного круга лиц. Разработка порядка предъявления данных исков должна быть возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она может быть полезной при изучении общеправовых проблем защиты прав потребителей и отдельных аспектов правового статуса военнослужащих.

Представленные в диссертации теоретико-практические положения могут быть использованы при разработке новых законодательных актов, в том числе Жилищного кодекса РФ и актов военного законодательства, регулирующих предоставление жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг.

Предложенные принципы построения системы законодательства позволят уточнить компетенцию органов, наделенных правом законотворчества при регулировании правоотношений в жилищно-коммунальной сфере.

Структура договорных связей, охарактеризованная в диссертации, может войти в практику функционирования всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, что в целом приведет к упорядочиванию отношений в этой сфере и создаст условия для эффективной и устойчивой системы защиты прав потребителей.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные теоретические положения настоящей диссертационной работы были изложены в публикациях (общий объем 29,48 п.л.).

Материалы исследования были использованы при подготовке курса «Жилищное право» в Российском новом университете, во Всероссийской государственной налоговой академии МНС РФ и в судебной практике диссертанта по разрешению споров в области защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

Предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере были направлены в Правовое управление ФПС России.

Основания возникновения и особенности правоотношений в сфере потребления военнослужащими жилищно-коммунальных услуг

Создание системы защиты прав военнослужащих как потребителей жилищно-коммунальных услуг невозможно без уяснения теоретических основ правовой регламентации правоотношений в этой области. Для этого необходимо исследовать и конкретизировать основания возникновения и содержание правоотношений в сфере потребления товаров, работ и услуг, что позволит уточнить права потребителя в жилищно-коммунальной сфере.

Основанием возникновения правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, является сложный состав юридических фактов, имеющих правообразующее значение. К ним, прежде всего, относятся правомерные действия, каковыми являются договоры, а также неправомерные действия, а именно действия, влекущие нарушение прав и охраняемых законом интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Правомерные действия являются основой возникновения правоотношений гражданско-правового характера, связывающих потребителя и продавца (исполнителя). Потребительский рынок в жилищно-коммунальной сфере отличается очень значительным видовым разнообразием договорных отношений, что закреплено законодательством. Но непосредственно сам Закон РФ «О защите прав потребителей» не указывает, какие договоры являются основанием возникновения отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. Такой перечень содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»: договор розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); комиссии и другие договоры, направленные на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности1.

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации нуждаются в уточнении, которое возможно только при условии конкретизации содержания договора, определении прав и обязанностей сторон по договору. Для этого требуется обратиться к анализу правового регулирования тех сделок в жилищно-коммунальной сфере, которые опосредуют удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Наиболее полная законодательная регламентация жилищных договорных правоотношений существует при заключении договора найма, хорошо известного еще в советскую эпоху, так как правомочия владения и пользования жилым помещением и потребление жилищно-коммунальных услуг возникали тогда преимущественно именно на основании этого договора. Прежде всего, внимание законодателя привлекали потребительские качества жилого помещения, которые и подлежали уточнению в договоре найма.

Регламентация требований к качеству жилого помещения была знакома уже дореволюционному законодательству. Так, согласно решению Сената 1872 г. № 1141 устанавливалась ответственность за обнаружившиеся недостатки жилья, вредные для здоровья обитателей1.

Германский Гражданский кодекс2 особо подчеркивает последствия предоставления жилища или другого помещения, предназначенного для пребывания в нем людей, если пользование им сопряжено со значительной опасностью для здоровья — это право нанимателя на отступление от договора без соблюдения срока, установленного для предупреждения об отказе.

Г.Ф. Шершеневич, характеризуя права и обязанности сторон по договору имущественного найма, в который включался и договор найма жилья, относил к основным обязанностям хозяина предоставление нанятой вещи, которую тот должен был сдать нанимателю в том виде, как это было условлено, а за отсутствием особого соглашения, — как это вытекает из цели найма.

Правовое регулирование защиты прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере и его специфика

Межведомственным советом по защите прав потребителей отмечены основные тенденции развития российского законодательства о защите прав потребителей. Во-первых, подчеркивается, что правовое регулирование защиты прав потребителей во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей. Во-вторых, в связи с тем, что становление российского потребительского права происходило в сложных экономических условиях перехода от плановой экономики к рыночной, отягощенного кризисными явлениями, негативными последствиями монополизации, правовым нигилизмом, в отдельных случаях устанавливаются более жесткие меры (гражданско-правовые, административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Однако в целом такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей1.

Впрочем, о достижении совершенства системы законодательства о защите прав потребителей говорить еще рано, особенно в жилищно-коммунальной сфере. Причин тому несколько, и каждая из них, переплетаясь с другими, выступает мощным катализатором негативных явлений в правовом регулировании защиты прав потребителей.

На первый взгляд, система нормативных правовых актов, регулирующих исследуемые правоотношения, уже сложилась. Но то, что это далеко не так, показывает анализ российского законодательства.

Центральное место среди нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту прав потребителей, безусловно, занимает Закон «О защите прав потребителей», который предлагает достаточно эффективные средства защиты интересов граждан, являющихся потребителями. По своей сути указанный закон является инструментом, позволяющим исправлять многочисленные негативные явления в хозяйственной жизни страны.

В соответствии со ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая ГК РФ закладывает основы взаимоотношений потребителя с одной стороны и продавца и исполнителя — с другой. Прежде всего, это относится к определению принципов гражданского права, т.е. тех начал, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений в том числе и в исследуемой сфере. Наибольшее значение имеют такие принципы, как равенство субъектов гражданского права, равенство всех форм собственности, свобода договора. Гражданское законодательство определяет правовое положение субъектов гражданского оборота: физического лица, который в рассматриваемых правоотношениях является потребителем, и юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые по Закону «О защите прав потребителей» действуют как продавцы и/или исполнители. Раздел II ГК РФ «Право собственности и другие вещные права» регулирует содержание права собственности и других вещных прав, основания их возникновения, что имеет прямое отношение к жилищному фонду, так как предопределяет права и обязанности участников жилищно-коммунального обслуживания. Определяемые Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации формы собственности являются основой для выделения видов жилищного фонда.

Глава 18 ГК РФ специально посвящена праву собственности и другим вещным правам на жилые помещения, как особый объект гражданских правоотношений. В связи с развитием частной собственности на жилые помещения распространенным явлением стала общая собственность на отдельное жилое помещение, квартиру и общая собственность на помещения и оборудование дома вне квартиры. Это влияет на распределение прав и обязанностей по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда.

Общие условия заключения сделок, в том числе и гражданско-правовых договоров, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, безусловно, являются основой для заключения договоров на жилищно-коммунальное обслуживание. Пристального внимания требуют ст. 426, 428 ГК РФ, где выделяются публичный договор и договор присоединения и устанавливаются специальные правила их заключения. Вторая часть ГК РФ определяет особенности отдельных видов договоров.

Право военнослужащего-потребителя в сфере жилищно-коммунального обслуживания на защиту

Права человека — одна из фундаментальных концепций человеческой цивилизации, поэтому они были закреплены в конституциях всех стран и в международных документах. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и интересов субъектов имущественного оборота. Так, ст. 35 Конституции Российской Федерации декларирует охрану законом права частной собственности. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основным принципом гражданского права является беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Конституционные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 45 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п.2 этой же статьи Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право на судебную защиту гарантируется, прежде всего, ст.46 Конституции Российской Федерации. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Уровень судебной защиты прав граждан — основной показатель демократичности самого общества. Будучи изначально незаинтересованным, объективным органом, суд приспособлен для механизма снятия общественных противоречий, социальных компромиссов.

Область защиты прав оказывается той сферой, где возможности судебной власти выступают наиболее отчетливо. Административный порядок защиты прав в силу своих природных качеств — заинтересованности, закрытости и др. — менее пригоден для защиты прав субъектов гражданского права. Но расширение судебной защиты прав граждан и других лиц от нарушений не исключает и в дальнейшем использование всех известных форм и способов защиты. Выбор всегда должен быть, а эффективность того или иного порядка защиты права будет зависеть от совершенствования организации их осуществления.

В действующем гражданском законодательстве получили свое развитие и способы защиты, то есть предлагаются к практическому применению новые, не известные или отвергаемые предыдущим законодательством. Углубляется содержание традиционных способов защиты гражданских прав, расширяется сфера их применения. Теоретическое обоснование все в большей степени получает такой способ защиты как самозащита права, которая ранее не допускалась законодательством. Равенство участников гражданского оборота доказывается возможностью использовать такие способы защиты права, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления либо неприменение судом актов этих же органов, противоречащих закону.

Многообразие инструментов защиты гражданских прав и его законодательное закрепление снимают остроту проблемы восстановления нарушенных прав и интересов участников имущественного оборота. Соотношение способов защиты прав и правильный их выбор зависит не только от проникновения в сущность данного правоотношения, от верной правовой оценки возникшей ситуации, но и от знания существующей системы защиты прав и законных интересов субъектов гражданского права.

Механизм реализации прав потребителей может быть уяснен только при уточнении понятия права на защиту. Традиционно право на защиту рассматривалось как составная часть субъективного права1.

Формирование правового государства, утверждение его основных принципов, привело к распространению другой точки зрения, согласно которой право на защиту рассматривалось как самостоятельное субъективное право, обладающее специфическим содержанием. Такой подход обосновывался соответствием его общетеоретическому делению субъективных прав на регулятивные и охранительные. Под правом на защиту с этой точки зрения понималось субъективное гражданское право, представляющее собой юридически закрепленную возможность управомоченного лица использовать специальные меры правоохранительного характера2.

В.П. Грибанов в свое время отмечал, что в цивилистической науке вопрос о защите гражданских прав с точки зрения принадлежащего управомоченному лицу права на защиту вообще не исследовался. Не прижился и в цивилистической науке и практике и сам термин «право на защиту». Далее автор подчеркивал, и с этим нельзя не согласиться, не только правомерность этого понятия, но и его большое практическое значение для уяснения и правильного разрешения на практике вопросов, связанных с использованием управо-моченным лицом тех возможностей, которые закон предоставляет лицу для защиты того или иного субъективного права.

Права военнослужащих по защите прав потребителей