Акт ввода в эксплуатацию оборудования

Оформление акта по вводу в эксплуатацию оборудования происходит всегда, когда на предприятие приходит новое оборудование, поскольку с момента его поступления возникает необходимость зафиксировать начало его использования и внести в качестве основных средств в бухгалтерский учет.

Перед оформлением акта о воде в эксплуатацию

Если оборудование требует каких-либо испытаний и проверок, то прежде чем составить данный акт все подобные процедуры должны быть проведены и завершены.

Как правило, новое оборудование проверяют на предмет дефектов, изъянов, брака, неисправностей, а также на то, соответствует ли оно принятым на предприятии нормативам и стандартам, требованиям охраны труда и пожарной безопасности.

Всеми этими процедурами занимается специально созданная комиссия, в составе не менее двух человек, которую назначает отдельным приказом руководитель организации.

Основные правила составления акта о воде в эксплуатацию

Данный документ не имеет унифицированной, обязательной к использованию формы, поэтому он может быть составлен как в свободном виде, так и по разработанному и утвержденному внутри предприятий шаблону. Акт может быть написан на обычном листе формата А4, или же на фирменном бланке организации.

Он в обязательно порядке должен включать сведения о предприятии, на котором вводится в эксплуатацию оборудование, а также подробную информацию о его наименовании, технических характеристиках, условиях использования и т.д. Чем сложнее оборудование, тем более подробные сведения о нем нужно прописывать и тем больше пунктов может содержать акт.

В данном документе должно быть указано соответствие вводимого оборудования внутренним требованиям организации и стандартам закона, а также зафиксировано наличие замечаний или выявленных неисправностей. Если факты брака подтверждаются, то на оборудование должен быть составлен специальный дефектный акт и до устранения недочетов оборудование не может быть введено в эксплуатацию.

Следует помнить о том, что после подписания акта о вводе оборудования в эксплуатацию на него начинает действовать гарантия производителя.

Инструкция по написанию акта о воде в эксплуатацию

  1. В первой части документа пишется его название, а также коротко обозначается его суть (в данном случае «о вводе в эксплуатацию оборудования»). Строкой ниже указывается населенный пункт, в котором создается акт и дата: число, месяц (прописью), год. Затем вписывается состав комиссии, проверявшей оборудование: вписываются должности сотрудников, а также их фамилии, имена, отчества. Здесь же следует сделать ссылку на приказ директора, назначившего комиссию (указать полное название предприятия, фамилию, имя, отчество, руководителя, номер и дату приказа).
  2. В основной части удостоверяют факт изучения и проверки оборудования комиссией. Здесь надо вписать его наименование, заводской номер, технические характеристики, название предприятия-производителя, место изготовления оборудования, и т.п. параметры. Здесь же фиксируются нормативные акты, законы, документы, на основе которых производилась проверка и ее сроки.
  3. В третью часть документа вносятся сведения о состоянии и качестве вводимого в эксплуатацию оборудования. Если оно в хорошем состоянии, то это следует отметить, если же в нем имеются какие-то дефекты и неисправности, то это следует также обозначить. При наличии замечаний, их нужно вписать в акт со всеми подробностями. Далее следует внести пункт о проведенных пуско-наладочных работах, а также о том, что оборудование соответствует всем требованиям безопасности (пожарной, технической, экологической, промышленной).

В заключение в этой части отдельным пунктом нужно резюмировать то, что оборудование выдержало испытание и готово к эксплуатации.

Предпоследняя часть документа содержит выводы по всей вышеозначенной процедуре. Если претензий к оборудованию нет, то здесь нужно вписать, что оборудование вводится в эксплуатацию с такого-то числа по такому-то адресу (указывается адрес предприятий, на котором оно будет использоваться).

Если претензии существуют, то следует написать «не готово к использованию до устранения выявленных дефектов». Далее нужно внести пункт о гарантийном обслуживании.

После внесения всей информации в акт вписываются ссылки на все приложения к нему с номерами и датами.

Акт должен быть заверен подписями проверяющей комиссии. Документ можно также удостоверить печатью, но не обязательно, поскольку с 2016 года наличие печати у юридических лиц не является требованием со стороны закона, а носит добровольный характер.

2. Ввод объектов газоснабжения в эксплуатацию Контроль качества строительно-монтажных работ систем газоснабжения

2.1. Проектная документация на строительство систем газоснабжения должна соответствовать требованиям действующих на момент проектирования нормативных документов.

Проектная документация на монтаж дополнительных бытовых газовых плит, лабораторных горелок и других газовых приборов, не требующих организованного отвода продуктов сгорания в дымоотводящие устройства, а также индивидуальных баллонных установок СУГ может быть представлена эскизом, составленным предприятием газового хозяйства или, по его разрешению, специализированной строительно-монтажной организацией.

2.2. Проектная документация до утверждения заказчиком должна быть согласована с предприятием газового хозяйства в части проверки ее соответствия выданным техническим условиям на проектирование.

О согласовании проекта должна быть сделана запись на проекте и произведена регистрация в специальном журнале предприятия газового хозяйства (форма 11-э). Один экземпляр согласованного проекта в качестве контрольного передается газовому хозяйству.

2.3. За строительством и монтажом систем газоснабжения должен вестись технический надзор организациями-заказчиками или предприятиями газового хозяйства по договорам с этими организациями.

Технический надзор за монтажом газового оборудования предприятий общественного назначения и бытового обслуживания населения непроизводственного характера, а также жилых домов должен осуществляться предприятиями газового хозяйства по договорам с заказчиком.

2.4. Контроль качества строительно-монтажных работ возводимых или реконструируемых систем газоснабжения осуществляется лицами, сдавшими экзамены на знание действующих на момент строительства нормативных документов с участием представителя регионального органа Госгортехнадзора России. Контроль проводится согласно Положению о ведомственном контроле.

Приемка в эксплуатацию и пусконаладочные работы

2.5. Приемка в эксплуатацию газопроводов, газового оборудования, ГНС, ГНП сжиженного газа, АГЗС после окончания строительства или реконструкции, а также приемка в эксплуатацию отдельных сооружений после капитального ремонта должны проводиться в соответствии с требованиями действующих глав СНиП и «Правил безопасности в газовом хозяйстве».

О приемке в эксплуатацию оборудования после капитального ремонта, а также зданий и сооружений, размещенных во вспомогательной зоне ГНС, после их реконструкции местные органы Госгортехнадзора России ставятся в известность за 5 дней. Участие инспектора в работе комиссии не обязательно.

2.6. Кроме исполнительной документации на строительство, указанной в СНиП 3.05.02. — 88, заказчик (владелец) до приемки в эксплуатацию газопроводов и газового оборудования должен подготовить:

— ответственных лиц и персонал по обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования и средств автоматизации (персонал должен пройти обучение, включая производственную практику, и сдать экзамены);

— положение о газовой службе предприятия или договор с предприятием газового хозяйства или другой специализированной организацией о техническом обслуживании и плановых ремонтах (капитальном, текущем) газопроводов и газового оборудования;

— технологические схемы газопроводов и газового оборудования, производственные инструкции, графики технического обслуживания и ремонта, планы локализации и ликвидации аварий, включая меры взаимодействия с предприятиями газового хозяйства, и разместить их в указанном месте;

— плакаты и инструкции по охране труда, включающие требования пожарной безопасности;

— средства пожаротушения в соответствии с требованиями «Норм первичных средств пожаротушения для производственных, складских, общественных и жилых помещений», утвержденных ГУПО МВД СССР;

— необходимую эксплуатационную документацию;

— акт проверки вентиляционных каналов и дымоотводящих устройств;

— акты на уплотнение вводов инженерных коммуникаций в жилые и общественные здания.

2.7. К моменту проведения пусконаладочных работ на ГНС, ГНП, АГЗС дополнительно должно быть выполнено следующее:

— назначены приказом по предприятию лица, ответственные за выполнение газоопасных работ, за исправное состояние и безопасное действие сосудов, работающих под давлением, за техническое состояние и эксплуатацию сосудов, за электрохозяйство и вентиляционное оборудование, за состояние безопасности труда и производственную санитарию;

— зарегистрированы сосуды, работающие под давлением и подконтрольные Госгортехнадзору России;

— оформлена исполнительно-техническая документация, представлен акт рабочей комиссии для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования оборудования ГНС, ГНП, АГЗС;

— получено разрешение регионального органа государственного надзора на проведение ремонта и технического освидетельствования баллонов в процессе эксплуатации;

— проставлены номера согласно технологической схеме ГНС на насосах, компрессорах, резервуарах, наполнительных установках, электродвигателях, вентиляторах и другом технологическом оборудовании, а также на запорной и предохранительной арматуре;

— указано стрелками на газопроводах направление движения газа, а на маховиках запорной арматуры — направление вращения при открывании и закрывании;

— в наполнительном цехе должны быть вывешены таблицы норм наполнения газа в баллоны по весу с указанием массы вентилей, клапанов разных конструкций;

— создана и обучена добровольная пожарная дружина.

2.8. Пуск, наладка и ввод в эксплуатацию оборудования ГНС, ГНП и АГЗС должны производиться пусконаладочной или эксплуатационной организацией.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

2.9. При проведении пусконаладочных работ на ГНС, ГНП и АГЗС перед продувкой газопроводы, резервуары и газовое оборудование подвергаются контрольной опрессовке воздухом по нормам, указанным в «Правилах безопасности в газовом хозяйстве». При опрессовке все сварные стыки, фланцевые и резьбовые соединения проверяются обмыливанием. При выполнении работ по обмыливанию в условиях отрицательных температур (от 0 до минус 40°С) в мыльную эмульсию необходимо добавить спирт (соответственно от 5 до 30%).

2.10. Основными этапами пусконаладочных работ по вводу ГНС, ГНП, АГЗС в эксплуатацию являются:

— внешний осмотр и определение исправности оборудования, арматуры, приборов;

— проверка работоспособности средств пожаротушения и вентиляции взрывоопасных помещений;

— проверка работы сигнализаторов взрывоопасной концентрации газа;

— продувка резервуаров и газопроводов (паровой фазой сжиженных газов или инертным газом);

— проверка работы контрольно-измерительных приборов и уровнемеров;

— проверка работы систем осушки и очистки воздуха и подачи воды;

— слив сжиженных газов для железнодорожных цистерн в резервуары базы хранения;

— опробование в работе всех компрессоров и насосов;

— заполнение баллонов и автоцистерн сжиженным газом.

2.11. До ввода в эксплуатацию газопроводов, газоиспользующих установок, систем автоматизации, защиты и сигнализации промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных предприятий должны быть определены оптимальные режимы их работы, обеспечивающие рациональное использование газа, надежность и безопасность.

Результаты пусконаладочных работ должны оформляться актом.

2.12. В тех случаях, когда газовое оборудование или отдельные узлы по каким-либо причинам не могут быть налажены и выведены на нормальные режимы работы, организация, выполняющая пусконаладочные работы, вместе с владельцем обязана установить эти причины. В случае необходимости к этим работам следует привлекать проектные организации, заводы-изготовители, строительные организации. Выявленные в оборудовании дефекты отражаются в акте. Пусконаладочные работы в этих случаях приостанавливаются и создается комиссия для решения вопроса о возможности продления срока и условий пусконаладочных работ.

2.13. Во время пусконаладочных работ окончательно отрабатываются все операции, после чего вносятся соответствующие исправления, уточнения и дополнения в производственные (технологические) инструкции, а также в инструкции по охране (безопасности) труда. Перед началом и по окончании пусконаладочных работ весь обслуживающий (эксплуатационный) персонал инструктируется на рабочих местах руководителем работ.

2.14. На период проведения пусконаладочных работ газового оборудования и автоматики безопасности ответственным за безопасное их проведение является руководитель пусконаладочной бригады, и все работы выполняются только по его указанию.

2.15. После комплексного опробования всего оборудования и работы всего технологического цикла объекта пусконаладочные работы считаются законченными и объект сдается пусконаладочной бригадой комиссии с оформлением соответствующего акта.

Ввод в эксплуатацию газового оборудования с незавершенными в полном объеме пусконаладочными работами запрещается.

Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Приемка и ввод в эксплуатацию

Помимо таких форм оценки соответствия, как государственный контроль (надзор), аккредитация, регистрация и подтверждение соответствия, действующее законодательство предусматривает также форму «приемка и ввод в эксплуатацию» и так называемые иные формы оценки соответствия, оставляя тем самым перечень законодательно установленных форм оценки соответствия открытым для появления новых форм. Примерами «иных форм», существующих в настоящее время, являются лицензирование, экспертиза и классификация.

Приемка и ввод в эксплуатацию — одна из основных форм оценки соответствия сложных технических объектов (систем), таких, как здания, сооружения, газопроводы и т.п., установленным требованиям. Это выполняемая в строго определенной юридической форме процедура сдачи построенного (реконструированного, модернизированного и т.д.) объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами. Она предусматривает проверку как документации, так и фактического состояния объекта, его пробный пуск, введение в действие (включение в постоянный технологический цикл), а также начало функционирования. Как правило, такая форма оценки соответствия применяется тогда, когда сложный технический объект создается несколькими предприятиями, включая монтаж оборудования. В этом случае «обычная» форма оценки, такая, как подтверждение соответствия составных частей, оказывается недостаточно эффективной.

Ввод в эксплуатацию начинается с приемки, которую проводит приемочная комиссия. В состав приемочной комиссии обычно входят представители заказчика, генерального подрядчика и других служб, например, газовой службы предприятия. Представители надзорных органов включаются в состав комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам.

Приемочная комиссия анализирует основную исполнительную документацию, например:

  • комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, о соответствии выполненных работ этим чертежам или внесенным в них проектной организацией изменениям;
  • сертификаты заводов-изготовителей (или их копии) на основные комплектующие, от которых зависит безопасность объекта в целом;
  • технические паспорта заводов-изготовителей (или их копии) на оборудование, узлы, соединительные детали, изоляционные покрытия и т.п.;
  • инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования и приборов;
  • строительные паспорта и протоколы проверки качества сварных стыков;
  • акты приемки скрытых и специальных работ, выполненных в соответствии с договором-подрядом (контрактом);
  • сертификаты соответствия и декларации о соответствии на отдельные элементы объекта;
  • акты приемки оборудования для проведения комплексного опробования.

Приемочная комиссия проверяет соответствие представленной исполнительной документации требованиям безопасности. Все работы, относящиеся к вводу объекта в эксплуатацию, должны быть документально оформлены. Приборы должны быть поверены или калиброваны. Следует предусмотреть наличие инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования. Документация должна быть доступной и понятной для персонала, ответственного за пуск и эксплуатацию оборудования и за чистоту помещений, в которых оно находится. Обычно, кроме документации, описанной выше, проверяют документацию по обучению персонала.

При необходимости в рамках приемки проводят пробные испытания отдельных элементов объекта (поузловые испытания) и (или) испытания объекта в целом. Эти испытания выполняют по специальным программам и методикам, разрабатываемым на основе частных программ и методик испытания отдельного оборудования, которые в свою очередь формируются разработчиками этого оборудования, подсистем.

Для сложных объектов приемка осуществляется в несколько этапов, каждый из которых определяется соответствующей программой. В программе указываются сроки выполнения работ и их объемы в рамках данного этапа, определяется отчетная документация после выполнения работ, устанавливается персональная ответственность за результаты. Часто для ввода сложного объекта в эксплуатацию разрабатывается программа обеспечения качества, в соответствии с которой заказчик периодически осуществляет контроль качества выполняемых работ, а также контроль промежуточных результатов. В этой программе могут быть изложены критерии приемки, выполнение которых проверяют в процессе оценки соответствия.

В процессе приемки объекта могут также проводиться проверки персонала.

Ввод в эксплуатацию объекта обычно осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится комплексное опробование, а на втором — опытно-промышленная эксплуатация. В ходе последней выполняются необходимые испытания, результаты которых подтверждают, что оборудование, подсистемы функционируют в соответствии с требованиями проекта.

Приемка оформляется актом, в котором приемочная комиссия отмечает, что она рассмотрела представленную документацию, провела внешний осмотр объекта, определила соответствие строительно-монтажных работ проекту, выполнила при необходимости дополнительные испытания (кроме зафиксированных в исполнительной документации), осуществила опытную эксплуатацию и констатирует, что объект принят заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией. Акт подписывают председатель комиссии и ее члены. Если необходимо, члены комиссии могут отмечать в акте свое особое мнение. В этом случае окончательное решение о приемке объекта принимает председатель комиссии или решение выносится на более высокий уровень.

Учитывая, что приемка и ввод в эксплуатацию осуществляются заказчиком (второй стороной), пусть и с привлечением исполнителей (подрядчиков) и надзорных органов, эта форма оценки соответствия является весьма «жесткой» и должна использоваться тогда, когда другие формы оценки неэффективны из-за высокого риска причинения вреда.

1.2. Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений

1.2.1. Полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции.

1.2.2. Пусковой комплекс должен включать в себя, обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах, часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энергообъекту в целом (без привязки к конкретным энергоустановкам). В него должны входить: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений, благоустроенная территория, пункты общественного питания, здравпункты, средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные сооружения, обеспечивающие производство, передачу и отпуск потребителям электрической энергии и тепла, пропуск судов или рыбы через судопропускные или рыбопропускные устройства. В объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, должны быть обеспечены нормативные санитарно-бытовые условия и безопасность для работающих, экологическая защита окружающей среды, пожарная безопасность.

1.2.3. Перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса) должны быть проведены:

индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся для энергоблоков пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

комплексное опробование оборудования.

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, а также скрытых работ.

1.2.4. Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся с привлечением персонала заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по данному узлу. Перед индивидуальным и функциональным испытаниями должно быть проверено выполнение: настоящих Правил, строительных норм и правил, стандартов, включая стандарты безопасности труда, норм технологического проектирования, правил органов государственного контроля и надзора, норм и требований природоохранного законодательства и других органов государственного надзора, правил устройства электроустановок, правил охраны труда, правил взрыво- и пожаробезопасности.

1.2.5. Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных и функциональных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексного опробования.

1.2.6. Пробные пуски проводятся до комплексного опробования энергообъектов. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации; проведены проверка и настройка всех систем контроля и управления, в том числе автоматических регуляторов, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов.

Перед пробным пуском должны быть выполнены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта:

укомплектован, обучен (с проверкой знаний) эксплуатационный и ремонтный персонал, разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности;

подготовлены запасы топлива, материалов, инструмента и запасных частей;

введены в действие СДТУ с линиями связи, системы пожарной сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения, вентиляции;

смонтированы и налажены системы контроля и управления;

получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора.

1.2.7. Комплексное опробование должен проводить заказчик. При комплексном опробовании должна быть проверена совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.

Началом комплексного опробования энергоустановки считается момент включения ее в сеть или под нагрузку.

Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается.

Комплексное опробование оборудования электростанций и котельных считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 ч на основном топливе с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара [для газотурбинных установок (ГТУ) — газа] для тепловой электростанции, напором и расходом воды для гидроэлектростанции, предусмотренными в пусковом комплексе, и при постоянной или поочередной работе всего вспомогательного оборудования, входящего в пусковой комплекс.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанций в течение 72 ч, а линий электропередачи — в течение 24 ч.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 ч с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

Для ГТУ обязательным условием комплексного опробования является, кроме того, успешное проведение 10, а для гидроагрегатов ГЭС и ГАЭС — 3 автоматических пусков.

При комплексном опробовании должны быть включены предусмотренные проектом КИП, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования, не требующие режимной наладки.

Если комплексное опробование не может быть проведено на основном топливе или номинальная нагрузка и проектные параметры пара (для ГТУ — газа) для тепловой электростанции, напор и расход воды для гидроэлектростанции или нагрузка для подстанции, линии электропередачи при совместном или раздельном опробовании и параметры теплоносителя для тепловых сетей не могут быть достигнуты по каким-либо причинам, не связанным с невыполнением работ, предусмотренных пусковым комплексом, решение провести комплексное опробование на резервном топливе, а также предельные параметры и нагрузки принимаются и устанавливаются приемочной комиссией и оговариваются в акте приемки в эксплуатацию пускового комплекса.

1.2.8. Для подготовки энергообъекта (пускового комплекса) к предъявлению приемочной комиссии должна быть назначена рабочая комиссия, которая принимает по акту оборудование после проведения его индивидуальных испытаний для комплексного опробования. С момента подписания этого акта организация отвечает за сохранность оборудования.

1.2.9. Приемка в эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений с дефектами, недоделками не допускается.

После комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок оформляется акт приемки в эксплуатацию оборудования с относящимися к нему зданиями и сооружениями. Устанавливается длительность периода освоения серийного оборудования, во время которого должны быть закончены необходимые испытания, наладочные и доводочные работы и обеспечена эксплуатация оборудования с проектными показателями.

1.2.10. Организация должна представить приемочной комиссии документацию, подготовленную рабочей комиссией в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами.

1.2.11. Законченные строительством отдельно стоящие здания, сооружения и электротехнические устройства, встроенные или пристроенные помещения производственного, подсобно-производственного и вспомогательного назначения с смонтированным в них оборудованием, средствами управления и связи принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями.

1.2.12. Опытные (экспериментальные), опытно-промышленные энерготехнологические установки подлежат приемке в эксплуатацию приемочной комиссией, если они подготовлены к проведению опытов или выпуску продукции, предусмотренной проектом.

Приемка и ввод в эксплуатацию оборудования

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов

Дата введения 1988-01-01

РАЗРАБОТАНЫ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве с участем ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Сводного отдела капитальных вложений Госплана СССР, Технического управления Стройбанка СССР, Планово-экономического управления Госбанка СССР, Управления статистики капитального строительства ЦСУ СССР и Отдела охраны труда ВЦСПС.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР (А.И.Голышев, В.И.Чуев).

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР по делам строительства от 21 апреля 1987 года N 84.

ВЗАМЕН СНиП III.3.81

В СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» внесено изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР N 272 от 18 ноября 1987 года и опубликованное в БСТ N 2 1988 г..

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы и правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).

1.2. При приемке объектов в эксплуатацию следует соблюдать действующее законодательство и правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов со специфическими условиями производства продукции по соответствующим отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности, утвержденные министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР, соответствующими ЦК профсоюзов и заинтересованными органами государственного надзора.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения после технического перевооружения осуществляется с учетом требований постановления Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 в порядке, установленном министерствами и ведомствами по согласованию с соответствующим ЦК профсоюза и заинтересованными органами государственного надзора.

Законченные строительством объекты системы Госагропрома СССР принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими правилами и постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1986 года N 358.

Законченные строительством индивидуальные жилые дома с надворными постройками принимаются в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик.

1.3.Предприятие, цех, участок, производство могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

1.4. Подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям.

Объекты, законченные строительством, сдаваемые «под ключ», подрядчик совместно с заказчиком должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям. Указанные объекты следует принимать в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими правилами.

1.5. До предъявления объектов государственным приемочным комиссиям рабочие комиссии, назначаемые заказчиком (застройщиком), должны проверить: соответствие объектов и смонтированного оборудования проектам, соответствие выполнения строительно-монтажных работ требованиям строительных норм и правил, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, защите природной среды, и только после этого принять объекты.

Результатом комплексного опробования оборудования на рабочих режимах по объектам производственного назначения должно быть начало выпуска продукции (оказание услуг), предусмотренной проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.

1.6. Отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим предъявлением их Государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом.

Рабочими комиссиями принимаются в эксплуатацию также титульные временные здания и сооружения, строительство которых осуществляется за счет средств, предусмотренных главой «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета стоимости строительства.

1.7. Законченные строительством объекты производственного назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации (укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.), на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг), предусмотренной проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.

Опытные (экспериментальные), опытно-промышленные заводы, цехи и установки подлежат приемке в эксплуатацию в том случае, когда они подготовлены к проведению опытов или выпуску продукции, предусмотренных проектом.

Не допускается приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, по которым в нарушение установленного порядка внесены изменения в состав пусковых комплексов, предусмотренных проектом.

В исключительных случаях изменения в состав пусковых комплексов может вносить орган, утвердивший проект (по проектам, утвержденным Советом Министров СССР, после предварительного рассмотрения внесенных изменений Госпланом СССР и Госстроем СССР) до назначения Государственной приемочной комиссии. При этом из состава пусковых комплексов не следует исключать здания и сооружения: санитарно-бытового назначения, обеспечивающие условия труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, эффективную очистку, обезвреживание, улавливание вредных выбросов в атмосферу, воду и почву; по переработке отходов производства; подъездные пути; линии связи, а также мелиоративные мероприятия.

Внесение изменений в состав пусковых комплексов, связанных с уточнением вводимых в действие производственных мощностей, предусмотренных планом экономического и социального развития СССР, допускается с разрешения Совета Министров СССР.

Ежегодная приемка в эксплуатацию орошаемых и осушенных земель допускается в процессе строительства оросительных и осушительных систем после осуществления строительства оросительной и осушительной сети, водохозяйственных сооружений, объектов, необходимых для нормальной эксплуатации систем, использования земель и для других работ, входящих в состав пускового комплекса. По оросительным и осушительным системам с продолжительностью строительства не более одного года и при необходимости эксплуатации земель в сельскохозяйственном производстве разрешается одна приемка части земель до полного завершения строительства в соответствии с проектом.

Приемку в эксплуатацию объектов товарного рыбоводства следует завершать до 1 ноября соответствующего года.

Приемку в эксплуатацию последнего пускового комплекса следует осуществлять одновременно с приемкой объекта в целом или его последней очереди.

1.8. Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок.

Жилые дома и общественные здания нового жилого микрорайона подлежат приемке в эксплуатацию преимущественно в виде законченного градостроительного комплекса, в котором должно быть завершено строительство учреждений и предприятий, связанных с обслуживанием населения, выполнены все работы по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории в соответствии с утвержденным проектом застройки микрорайона.

При плановом вводе объектов в эксплуатацию в I и IV кварталах, а для северной зоны РСФСР и в апреле месяце, и соблюдении нормативных сроков строительства разрешается перенос сроков выполнения отдельных видов работ согласно обязательным приложениям 6 и 7.

1.9. Многосекционные жилые дома, состоящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями, когда это предусмотрено проектом, планом капитального строительства и титульным списком, при условии полного окончания монтажа конструкций и подключения отопления в примыкающей секции, а также завершения благоустройства территории, прилегающей к сдаваемой секции, с учетом требования п. 1.8.

Законченные строительством жилые дома, а также секции в многосекционных жилых домах, имеющие встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения для предприятий и учреждений торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и нужд непромышленного характера, следует принимать в эксплуатацию одновременно с указанными помещениями.

В случае, если встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения относятся к нескольким жилым секциям, посекционную приемку следует осуществлять при условии завершения всех строительно-монтажных работ и обеспечения тепла в указанных помещениях данной секции. Приемка в эксплуатацию встроенных, встроенно-пристроенных помещений в этом случае осуществляется одновременно с приемкой последней секции.

Приемку в эксплуатацию предприятий и учреждений, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях, необходимо осуществлять по отдельному акту соответствующими государственными приемочными комиссиями.

1.10. Очистные сооружения канализации вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов подлежат приемке в эксплуатацию после гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений, продолжительного (не менее трех суток) комплексного опробования под нагрузкой на чистой или сточной воде, а также после проверки взаимодействия в работе всех сооружений.

Наладку технологического процесса биологической очистки сточных вод необходимо осуществлять после приемки в эксплуатацию очистных сооружений при плюсовой температуре воздуха ночью и не менее 10 град.С днем не позднее следующих сроков:

Производительность очистных сооружений, тыс. м/сут

Предельная продолжительность наладки, мес

1.11. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта Государственной приемочной комиссией.

Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого согласно п. 1.6, считается дата подписания акта рабочей комиссией.

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

2.1. Заказчики (застройщики) несут ответственность за своевременную подготовку к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг) вводимых в действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение сырьем, энергоресурсами и др.), за проведение комплексного опробования (вхолостую и на рабочих режимах) оборудования с участием проектных, строительных и монтажных организаций, а при необходимости — и заводов — изготовителей оборудования, за наладку технологических процессов, ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки, выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в сроки, предусмотренные действующими нормами.

2.2. Проектные организации несут ответственность за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов, введенных в эксплуатацию, мощностям и показателям, предусмотренным проектом, и за решение вопросов, связанных с проектированием, возникающих в процессе приемки объектов в эксплуатацию и освоения их проектных мощностей.

2.3. Научно-исследовательские организации несут ответственность за соответствие выданных ими исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

2.4. Строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом и в установленные сроки, за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приемки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов.

2.5. В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатели и члены комиссии, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением настоящих правил, привлекаются к административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

3. РАБОЧИЕ КОМИССИИ. ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ

И ПОРЯДОК РАБОТЫ

3.1. Рабочие комиссии назначаются решением (приказом, постановлением и др.) организации-заказчика (застройщика). Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяется заказчиком (застройщиком) по согласованию с генеральным подрядчиком.

3.2. В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика (застройщика) — председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды*, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации. При приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения в состав рабочих комиссий включаются архитекторы — авторы проектов (заместители председателя).

* Для объектов производственного назначения.

При приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.6, к участию в работе рабочих комиссий дополнительно привлекаются представители заинтересованных организаций и органов надзора.

3.3. Рабочие комиссии создаются не позднее чем в пятидневный срок после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта или оборудования к сдаче.

3.4. Рабочие комиссии до предъявления заказчиком Государственной комиссии к приемке в эксплуатацию объектов обязаны:

а) проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций;

б) произвести приемку оборудования после индивидуальных испытаний для передачи его для комплексного опробования по акту, составленному по форме, приведенной в обязательном приложении 1;

в) произвести приемку оборудования после комплексного опробования по акту, составленному по форме, приведенной в обязательном приложении 2, и принять решение о возможности предъявления его Государственной приемочной комиссии;

г) проверить отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений и принять здания и сооружения для предъявления Государственной приемочной комиссии;

д) проверить готовность предъявляемых Государственной приемочной комиссии в эксплуатацию объектов производственного назначения к началу выпуска продукции или оказанию услуг, предусмотренных проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, бесперебойной работе и освоению проектных мощностей в нормативные сроки, в частности, должно быть проверено укомплектование объекта эксплуатационными кадрами, обеспечение технологической документацией на производство продукции, энергоресурсами, сырьем, полуфабрикатами и комплектующими изделиями и возможность реализации продукции, также обеспеченность эксплуатационных кадров необходимыми для обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями.

По результатам проверок, указанных в подп. «а», «г», «д» настоящего пункта, рабочая комиссия должна составить акт о готовности зданий, сооружений, законченных строительством, для предъявления Государственной приемочной комиссии по форме, приведенной в обязательном приложении 3, а также подготовить сводные материалы о готовности объекта к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

Здания, сооружения и помещения, указанные в п. 1.6, принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по акту, составленному по форме, приведенной в обязательном приложении 4, утвержденному заказчиком (застройщиком).

3.5. Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:

а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;

б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;

в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;

г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);

д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом) ;

е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;

ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;

з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;

и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;

к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

3.6. Документация, перечисленная в п. 3.5, после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана заказчику (застройщику) .

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИЕМОЧНЫЕ КОМИССИИ, ИХ ПРАВА,

ОБЯЗАННОСТИ И ПОРЯДОК РАБОТЫ

4.1. Приемка в эксплуатацию уникальных и особо важных объектов производственного назначения, включая атомные электростанции и их очереди, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик. Перечень таких объектов определяется в годовых планах экономического и социального развития СССР.

4.2. Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения (кроме указанных в п. 4.1) сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше, а также экспериментальных объектов независимо от их сметной стоимости производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми:

советами министров союзных республик — по объектам республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик и исполкомов Советов народных депутатов, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись советам министров союзных республик.

4.3. Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения сметной стоимостью до 4 млн. руб. производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом:

министерствами и ведомствами СССР — по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам и ведомствам СССР;

4.4. Приемка в эксплуатацию водохозяйственных сооружений, оросительных и осушительных систем, объектов, необходимых для нормальной эксплуатации этих систем, использования земель, а также для новых совхозов на этих землях, сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше (кроме указанных в п. 4.1) производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми:

4.5. Приемка в эксплуатацию оросительных и осушительных систем, водохозяйственных сооружений, объектов, необходимых для нормальной эксплуатации систем и использования земель, сметной стоимостью до 4 млн. руб. производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом:

советами министров союзных республик, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись советам министров союзных республик;

советами министров союзных республик по согласованию с Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этому министерству.

4.6. Приемка в эксплуатацию орошаемых и осушенных земель ежегодно в процессе строительства оросительных и осушительных систем (указанных в пп. 4.4 и 4.5), а также части указанных земель при продолжительности строительства объекта до одного года производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик.

4.7. Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, построенных на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик, а объектов производственного назначения, построенных на средства других кооперативных и иных общественных организаций, — государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций.

4.8. Приемка в эксплуатацию объектов, общих для группы предприятий, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, в ведении которых находятся головные застройщики данных объектов, в порядке, указанном в пп. 4.2 и 4.3.

4.9. Приемка в эксплуатацию пусковых комплексов, входящих в состав объекта, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, установленном настоящими правилами для приемки объекта в целом.

4.10. Приемка в эксплуатацию уникальных и особо важных объектов жилищно-гражданского назначения производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик или советами министров союзных республик по представлению министерств и ведомств союзных республик, советов министров автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов и исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.

Перечень таких объектов предусматривается в годовых планах экономического и социального развития СССР и союзных республик.

4.11. Приемка в эксплуатацию жилых домов, общежитий, зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, независимо от их ведомственной принадлежности, а также всех объектов жилищно-гражданского назначения, которые построены на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов, других кооперативных и иных общественных организаций или заказчиками (застройщиками) которых являются исполкомы районных, городских или районных в городах Советов народных депутатов, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских или районных в городах Советов народных депутатов (кроме объектов, указанных в п. 4.10).

4.12. Приемка в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения, кроме объектов, указанных в пп. 4.10 и 4.11, а также всех объектов жилищно-гражданского назначения, расположенных в полосе отвода железных дорог вне городов, поселков и курортных зон, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом соответствующими министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.

Государственные приемочные комиссии по приемке в эксплуатацию указанных объектов могут назначаться также исполкомами районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов с согласия министерств и ведомств — заказчиков (застройщиков) этих объектов.

4.13. В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, исполкома районного (городского) Совета народных депутатов, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации и финансирующего банка.

В состав указанных государственных приемочных комиссий также включаются при приемке:

магистральных нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора СССР, — представители этих органов;

объектов, подконтрольных органам государственного газового надзора Министерства газовой промышленности СССР, — представители этих органов;

объектов со сложным или уникальным технологическим оборудованием — представители заводов — изготовителей этого технологического оборудования и монтажных организаций;

объектов, имеющих железнодорожные подъездные пути, — представители организаций Министерства путей сообщений СССР;

оросительных и осушительных систем, рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, сооружаемых в целях повышения плодородия и охраны земель, — представители органов государственного контроля за использованием земель и других органов Госагропрома СССР, а также представители хозяйств-землепользователей;

объектов, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, — представители органов Государственного комитета СССР по лесному хозяйству;

объектов, подконтрольных организациям и учреждениям государственной ветеринарии, — представители этих организаций и учреждений;

автомобильных дорог — представители Государственной автомобильной инспекции;

объектов, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство рыбных запасов и живых ресурсов континентального шельфа СССР и экономической зоны СССР, — представители органов рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР;

газоочистных и пылеулавливающих установок — представители органов Государственной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР;

объектов со встроенными сооружениями (помещениями) гражданской обороны или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны — представители соответствующих штабов гражданской обороны;

объектов, подконтрольных органам Госатомэнергонадзора СССР, — представители этих органов.

4.14. В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора — автора проекта, органов государственного архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, — районные архитекторы), органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, предприятий Министерства связи СССР и министерств связи союзных республик, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или соответствующего совета профсоюзов.

объектов, связанных с забором и сбросом вод, — представители органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР;

объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора СССР, — представители этих органов;

объектов с технологическим оборудованием — представители технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов;

кооперативных жилых домов и других кооперативных объектов — представители правления соответствующего строительного кооператива;

улиц, дорог и дорожных сооружений — представители Государственной автомобильной инспекции;

объектов, предназначенных для проведения общественных мероприятий (культурно-массовых, спортивных и др.), — представители Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию или его органов на местах;

объектов со встроенными сооружениями (помещениями) или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны — представители соответствующих штабов гражданской обороны;

объектов жилищно-гражданского назначения, на строительство которых проекты разработаны генеральным проектировщиком, находящимся на большом расстоянии от места строительства, по решению органа, назначающего Государственную приемочную комиссию, — представитель проектной организации, расположенной в районе строительства и осуществляющей разработку проектов на строительство объектов жилищно-гражданского назначения вместо представителя генерального проектировщика (с его согласия).

4.15. Председателями государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше, а также экспериментальных объектов независимо от их сметной стоимости назначаются руководящие работники министерств и ведомств-заказчиков, а также непосредственно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

Председателями государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения сметной стоимостью до 4 млн. руб. назначаются руководящие работники органов, назначивших эти комиссии, а также руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных этим органам.

Председателями государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения назначаются руководящие работники органов, назначивших эти комиссии, а также руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных этим органам. Заместителем председателя государственной приемочной комиссии назначается архитектор — автор проекта.

4.16. Государственные приемочные комиссии следует назначать заблаговременно в зависимости от характера и сложности объекта, но не позднее чем за 3 мес до установленного срока при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения и за 30 дней — объектов жилищно-гражданского назначения. При этом должны быть определены даты начала и окончания работы комиссий с учетом установленного срока ввода объектов в эксплуатацию.

Замену представителей — членов Государственной приемочной комиссии (в случае необходимости) может производить орган, назначивший комиссию.

4.17. Заказчик представляет государственным приемочным комиссиям документацию, перечисленную в п. 3.5, а также:

справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;

утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;

перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;

документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения также разрешение органов госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ;

документ на специальное водопользование;

документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;

документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод;

паспорта на оборудование и механизмы;

акты о приемке здании и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;

акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.6;

справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;

справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;

справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;

справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;

документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав Государственной приемочной комиссии;

сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

4.18. Документацию, перечисленную в пп. 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию следует хранить у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) у соответствующих эксплуатационных организаций.

4.19. Государственные приемочные комиссии обязаны:

а) проверить устранение недоделок, выявленных рабочими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составленной заказчиком (застройщиком) и утвержденной Государственной приемочной комиссией;

б) дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений и объекту в целом;

в) проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным утвержденным проектом, а в случае отклонений проанализировать причины их возникновения. Результаты анализа с соответствующими предложениями следует представить органам, назначившим комиссию.

4.20. Государственные приемочные комиссии в необходимых случаях назначают контрольные опробования, испытания и проверки, указанные в п. 3.4.

4.21. Государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и копии направляет заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.

Государственная приемочная комиссия представляет в этих случаях в вышестоящие организации заказчика (застройщика), подрядчика и других организаций, осуществляющих проектирование и строительство объекта, материалы для привлечения в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших некачественное выполнение проектных и (или) строительно-монтажных работ.

4.22. Полномочия Государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию.

4.23. Приемка государственными приемочными комиссиями в эксплуатацию объектов производственного назначения не допускается без наличия в акте приемки подписей членов комиссии, являющихся представителями органов государственного санитарного надзора, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, а также профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации.

4.24. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в обязательном приложении 5. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписываются председателем и всеми членами комиссии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений их необходимо рассмотреть до утверждения акта о приемке с участием органов, представителями которых являются эти члены комиссии.

4.25.Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию:

а) акт о приемке объекта в эксплуатацию;

б) краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, обеспеченности его необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

в) предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия (его очереди, пускового комплекса) в сроки, установленные нормами продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий;

г) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений;

д) проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекта в эксплуатацию.

Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладную записку к нему необходимо составлять в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представлять в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, два — передать заказчику (застройщику) и один — генеральному подрядчику.

4.26. Рассмотрение актов о приемке в эксплуатацию объектов, принятие решений по результатам рассмотрения возражений отдельных членов комиссии и утверждение актов органами, назначившими эти комиссии, следует производить: по объектам производственного назначения — в срок не более месяца, а по объектам жилищно-гражданского назначения — в срок не более 7 дней после подписания актов.

Объекты, по которым указанные сроки истекли, считаются непринятыми, и по ним назначаются государственные приемочные комиссии повторно.

4.27. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии.

4.28. В отчетность о выполнении плана ввода в действие мощностей и основных фондов включаются только те объекты, акты о приемке в эксплуатацию которых утверждены органом, назначившим комиссию.

5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ,

СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

ПО ИНОСТРАННЫМ ЛИЦЕНЗИЯМ, НА БАЗЕ КОМПЛЕКТНОГО

ИМПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НА ОСНОВЕ

КОМПЕНСАЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ И КОНТРАКТОВ

С ИНОСТРАННЫМИ ФИРМАМИ

5.1. Законченные строительством объекты до приемки их в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями принимаются рабочими комиссиями, назначаемыми заказчиками.

В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика (застройщика) — председатель комиссии, эксплуатационной организации, генерального подрядчика, субподрядных организаций, исполкома районного (городского) Совета народных депутатов, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации, финансирующего банка, а также представители органов надзора и организаций, которым подконтролен принимаемый объект (Госгортехнадзора СССР, органов рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР и др.) .

5.2. Приемка в эксплуатацию объектов рабочими комиссиями производится после окончания строительства в соответствии с проектом, после устранения недоделок и начала выпуска продукции на установленном оборудовании.

5.3. Акт рабочей комиссии утверждается министерством (ведомством) — заказчиком и является основанием для включения в государственную отчетность введенных в действие производственных мощностей и основных фондов по принятым объектам.

Рассмотрение и утверждение министерством (ведомством) — заказчиком актов о приемке в эксплуатацию объектов, принятых рабочими комиссиями, производится в срок не более месяца.

5.4. В период, предусмотренный контрактом для отработки технологического процесса и освоения проектной мощности, объем выпуска продукции по объекту, принятому рабочей комиссией, устанавливается заказчиком с учетом выполнения условий контракта.

5.5. Заказчики и генеральные подрядные строительные организации несут ответственность за своевременное выполнение работ, необходимость в которых возникает в период отработки технологического процесса и освоения проектной мощности объекта.

5.6. Приемка объектов государственными приемочными комиссиями производится после подписания представителями Министерства внешней торговли СССР и заказчика с иностранными фирмами-поставщиками протоколов о выполнении ими обязательств, предусмотренных контрактами.

Назначение государственных приемочных комиссий производится в порядке, установленном разд. 4 настоящих правил.

5.7. При принятии иностранными фирмами-поставщиками обязательств только по поставке оборудования приемка в эксплуатацию объектов, на которых установлено это оборудование, производится государственными приемочными комиссиями в порядке, установленном настоящими правилами для объектов, сооружаемых на отечественном оборудовании.

6. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ,

СООРУЖАЕМЫХ НА БАЗЕ СЛОЖНОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

6.1. Особые условия приемки в эксплуатацию объектов, сооружаемых на базе сложного отечественного оборудования, распространяются только на предприятия, предусмотренные в перечнях министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик, утвержденных ими по согласованию с ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Госпланом СССР и министерствами СССР, осуществляющими строительно-монтажные работы.

Отнесение объектов к числу сооружаемых на базе сложного отечественного оборудования производится в порядке, изложенном в обязательном приложении 8.

6.2.Законченные строительством (реконструкцией, расширением) объекты, сооружаемые на базе сложного отечественного оборудования, до приемки их в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями принимаются рабочими комиссиями, назначаемыми заказчиками.

6.3. Состав рабочих комиссий устанавливается в соответствии с п. 3.2.

6.4. Приемка в эксплуатацию указанных объектов рабочими комиссиями производится после окончания строительства в соответствии с проектом, устранения недоделок, начала выпуска продукции на установленном оборудовании и оформляется актом. Акты рабочих комиссий утверждаются министерствами (ведомствами) — заказчиками в месячный срок после их подписания и являются основанием для включения в государственную отчетность введенных в действие производственных мощностей и основных фондов по принятым объектам. В указанных актах устанавливаются сроки доведения мощностей предприятий до уровней, соответствующих нормам освоения проектных мощностей в начальный период.

6.5. Заказчики и генеральные подрядные строительные организации несут ответственность за своевременное выполнение работ, необходимость в которых возникает в период отработки технологического процесса и освоения проектной мощности предприятия.

6.6. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, сооружаемых на базе сложного отечественного оборудования, государственными приемочными комиссиями производится в порядке, установленном настоящими правилами, при достижении предприятиями устойчивой работы по выпуску продукции в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.

7. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИЕМКОЙ

7.1. Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения до предъявления их Государственной приемке принимаются приемочными комиссиями, назначаемыми заказчиком.

7.2. Состав приемочных комиссий назначается в соответствии с п. 4.14 настоящего СНиП (без представителей органов государственного архитектурно-строительного контроля). Председателем приемочной комиссии назначается представитель заказчика (застройщика), а его заместителем — архитектор — автор проекта.

Приемка объектов приемочными комиссиями производится при их полной готовности в соответствии с утвержденными проектами.

7.3. Заказчик и генеральный подрядчик предъявляют приемочным комиссиям документацию, перечисленную в п. 4.17 СНиП 3.01.04-87 (кроме акта о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.6 настоящего СНиП, справок об устранении недоделок и фактической стоимости строительства).

Акты о приемке зданий, сооружений, смонтированного оборудования и сводные материалы о готовности объекта составляются приемочными комиссиями.

7.4. Приемка объектов приемочными комиссиями оформляется актом, составленным по форме, приведенной в обязательном приложении 9.

7.5. Законченные строительством объекты после приемки их приемочными комиссиями не более чем в 5-дневный срок предъявляются заказчиком совместно с генеральным подрядчиком Государственной приемке.

7.6. Объекты, принятые Государственной приемкой, подлежат включению в государственную отчетность после утверждения акта о приемке их в эксплуатацию исполкомом местного Совета народных депутатов. Акт приемки объекта должен быть утвержден не позднее 7 дней после его подписания Государственной приемкой. Объекты, по которым акты не утверждены в установленный срок, считаются не принятыми и по ним назначается повторная приемка.

7.7. Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого Государственной приемкой, считается дата утверждения акта исполкомом местного Совета народных депутатов.

8. ЗАКРЫТИЕ СВОДНЫХ СМЕТНЫХ РАСЧЕТОВ

8.1. После ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, на которые имеются утвержденные отдельные проекты со сводными сметными расчетами стоимости к ним, указанные сводные сметные расчеты должны быть закрыты не позднее чем через 6 мес.

В этот же срок должны быть произведены все расчеты за смонтированное оборудование и выполненные строительно-монтажные работы, предусмотренные утвержденным проектом.

8.2. При раздельных ассигнованиях на строительство объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, предусмотренных в сметной документации, и вводе в эксплуатацию в полном объеме объектов только одного из указанных видов строительства закрытию подлежит соответствующий раздел сводки затрат.

РАБОЧЕЙ КОМИССИИ О ПРИЕМКЕ ОБОРУДОВАНИЯ ПОСЛЕ

Рабочая комиссия, назначенная ____________________________________________

(наименование организации-заказчика (застройщика), назначившей рабочую комиссию)

решением от «_________ » _____________________ 19______ г. N _________

председателя — представителя заказчика (застройщика)______________________

членов комиссии — представителей:

генерального подрядчика __________________________________________________

субподрядных (монтажных) организаций ____________________________________

эксплуатационной организации ____________________________________________

генерального проектировщика ______________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность)

органов государственного санитарного надзора ____________________________

органов государственного пожарного надзора ______________________________

технической инспекции труда ЦК или совета профсоюзов ___________________

профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации ______

других заинтересованных органов надзора и организаций __________________

1. Генеральным подрядчиком ______________________________________________

(наименование организации и ее ведомственная подчиненность)

предъявлено к приемке следующее оборудование: ___________________________

(перечень оборудования и его краткая техническая характеристика

(при необходимости перечень указывается в приложении))

(наименование здания, сооружения, цеха)

входящего в состав

(наименование предприятия, его очереди, пускового комплекса)

2. Монтажные работы выполнены _____________________________________________

(наименование монтажных организаций и их ведомственная подчиненность)

3. Проектная документация разработана______________________________________

(наименования проектных организаций и их ведомственная подчиненность,

номера чертежей и даты их составления)

4. Дата начала монтажных работ ____________________________________________.

Дата окончания монтажных работ _________________________________________.

Рабочей комиссией произведены следующие дополнительные испытания

оборудования (кроме испытаний, зафиксированных в исполнительной документации,

Решение рабочей комиссии:

Работы по монтажу предъявленного оборудования выполнены в соответствии с

проектом, стандартами, строительными нормами и правилами, техническими

условиями и отвечают требованиям приемки для его комплексного опробования.

Предъявленное к приемке оборудование, указанное в поз. 1 настоящего акта,

считать принятым с «_______ » _________________ 19___ г. для комплексного

Председатель рабочей комиссии _________________________________________________

Члены рабочей комиссии:________________________________________________________

представители генерального представители заказчика

Приемка и ввод в эксплуатацию оборудования