Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

См. Энциклопедии к статье 196 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 1 статьи 196 настоящего Кодекса внесены изменения

1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 2 статьи 196 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Часть 3 изменена с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ

3. Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Об изменении порядка осуществления лицензионного контроля за деятельностью организаций по управлению многоквартирными домами

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Президент Российской Федерации 29 июня 2015 года подписал Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), отдельные положения которого вступили в силу 30 июня 2015 года.

Данным Законом статья 196 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 3, в соответствии с которой внеплановая проверка по лицензионному контролю за деятельностью управляющих организаций по управлению многоквартирными домами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , 4 , 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Перечень указанных лицензионных требований установлен ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Лицензионными требованиями являются:

соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с 30 июня 2015 года при проведении органами государственного жилищного контроля на основании поступившей к ним информации о нарушении указанных лицензионных требований внеплановых проверок по лицензионному контролю за деятельностью управляющих организаций по управлению многоквартирными домами согласование с органами прокуратуры и уведомление управляющих компаний о проведении таких проверок не требуется.

Ст 196 жилищного кодекса рф

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).

Согласно пункта 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» лицензионный контроль отнесен к видам государственного контроля (надзора), при осуществлении которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Статья 196 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы порядка организации и осуществления лицензионного контроля.

Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной ч. 3 данной статьи.

Из содержания части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ (истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа; наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации), а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Данная норма является специальной по отношению к аналогичным положениям Закона № 99-ФЗ о лицензировании в силу прямого указания в ч. 1 ст. 196 ЖК РФ как регулирующая отдельный вид лицензионного контроля (в отношении деятельности по управлению многоквартирным домом).

Таким образом, в настоящее время лицензирующему органу предоставлена возможность проводить внеплановую проверку лицензиата, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата.

Письмо Минстроя России от 07.03.2018 N 9372-ЕС/04 «Об осуществлении государственного жилищного надзора»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 марта 2018 г. N 9372-ЕС/04

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

Согласно ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закона N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 указанной статьи.

При этом упомянутые Законы N 294-ФЗ и N 99-ФЗ устанавливают различные основания для проведения внеплановых проверок, а ч. 3 ст. 196 ЖК РФ , хоть и упоминает обоснования внеплановых проверок, однако не устанавливает их.

В связи с изложенным, просим пояснить:

1. Правомерно ли проведение органами государственного жилищного надзора внеплановых документарных проверок управляющих компаний (лицензиатов), по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ:

— в связи с информацией о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении ЧС или угрозе указанного вреда,

2. Правомерно ли проведение органами государственного жилищного надзора внеплановых документарных проверок управляющих компаний (лицензиатов) по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ЖК РФ :

— в связи с информацией о нарушении лицензионных требований,

— в связи с созданием приказа главного государственного жилищного инспектора о проверке,

— по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ?

3. Правомерно ли проведение органами государственного жилищного надзора внеплановых выездных проверок управляющих компаний (лицензиатов) по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ:

— в связи с истечением срока исполнения предписания,

— в связи с жалобой потребителя,

— в связи с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, требованием прокурора?

4. Если внеплановая выездная проверка будет организована органом государственного жилищного надзора после утверждения Правительством РФ перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ ) в связи с поступлением в орган жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов власти, из СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, то необходимо ли согласовывать такую проверку с органами прокуратуры (как того требует ч. 12 ст. 19 Закона N 99-ФЗ), либо в данном случае такого согласования не требуется в соответствии с ч. 3 ст. 196 ЖК РФ ?

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Лицензионный контроль осуществляется в соответствии с положениями раздела 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Также, в случаях, не урегулированных жилищным законодательством Российской Федерации, лицензионный контроль проводится в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основания и полномочия проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по исполнению жилищного законодательства установлены статьей 20 ЖК РФ .

Порядок осуществления государственного жилищного надзора установлен в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493.

При рассмотрении обращения заявителя орган государственного жилищного надзора руководствуется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 59).

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Статья 196 ГК РФ. Общий срок исковой давности (действующая редакция)

1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 196 ГК РФ

1. ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности как для граждан, так и для юридических лиц в три года.

По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является нарушителем (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

По регрессным обязательствам срок исковой давности начинает течь со дня исполнения основного обязательства.

2. Законодателем установлен предел срока исковой давности: десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

Исключение составляют требования о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, так как на них исковая давность не распространяется (ст. 18 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Что касается требований о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, то в отношении их действует срок исковой давности в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления. Однако ч. 5 ст. 78 УК РФ устанавливает, что к лицам, совершившим преступления террористической направленности, сроки давности не применяются, а следовательно, и срок исковой давности не ограничен.

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

4. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35;

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

— Постановление Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143;

— Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2013 N Ф05-16202/2013 по делу N А41-54093/12.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Жилищные отношения сторон, на которые не распространяется исковая давность (ст. 208 ГК РФ).

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области обратилось в суд с иском к Б. с семьей о выселении из комнаты общежития, поскольку оно является собственностью Российской Федерации и находится на праве оперативного управления в ФКУ ИК-2. Спорное жилое помещение предоставлено Б, на период прохождения службы в исправительной колонии, трудовые отношения с ним прекращены в 2000 г.

Ответчик заявил встречный иск о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма.

В суде Б. заявил о применении к первоначальным требованиям срока исковой давности.

Решением районного суда встречный иск удовлетворен частично: за Б. признано право пользования спорным жильем.

Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда решение суда первой инстанции отменено. По делу вынесено новое решение, которым исковое заявление ФКУ ИК-2 удовлетворено в полном объеме, в удовлетворении встречных требований отказано.

Представление Генеральной прокуратуры РФ было мотивировано тем, что между истцом и ответчиками возникли жилищные правоотношения, связанные с использованием жилого помещения на условиях договора найма специализированных жилых помещений, а с учетом того, что основания для выселения ответчиков возникли с момента расторжения с Б. в 2000 г. трудового договора, к данным правоотношениям подлежала применению ст. 110 ЖК РСФСР (действовавшая на момент прекращения с ним трудовых отношений).

Положение о применении срока исковой давности к жилищным правоотношениям содержится в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым, если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. ст. 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Истец, являясь работодателем Б., узнал о нарушении своего права в июне 2000 г., и именно с этого времени необходимо исчислять течение срока исковой давности по возникшим между сторонами жилищным правоотношениям, вытекающим из договора найма специализированного жилого помещения.

Согласно п.п. 45, 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, и на такое требование в силу ст. 208 названного Кодекса не распространяется исковая давность.

Следовательно, предусмотренный ст. 304 ГК РФ способ защиты подлежит применению только в том случае, когда нарушение прав не связано с лишением владения и имущество не выбыло из владения собственника.

В представлении указывалось, что поскольку спорное жилое помещение с момента его предоставления Б. выбыло из владения истца, применение положений ст. 304 ГК РФ к отношениям по выселению ответчиков из спорного жилья являлось необоснованным.

Отказывая в удовлетворении кассационного представления, заместитель Председателя Верховного Суда РФ не согласился с доводами представления и указал, что в соответствии со ст. 208 ГК РФ истец был вправе в любое время обратиться за защитой своих прав в отношении принадлежащего ему имущества.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Ст 196 жилищного кодекса рф