Статья 80. Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ)

1. Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Аукцион не проводится в электронной форме в следующих случаях:

1) предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства;

2) предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования лесов в соответствии со статьями 31 и 32 настоящего Кодекса;

3) заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.

3. Подготовка и организация аукциона в электронной форме осуществляются в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных частями 4 — 7 настоящей статьи.

4. В случае проведения аукциона в электронной форме информация о проведении аукциона подлежит размещению организатором аукциона на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения торгов в электронной форме (далее — электронная площадка) одновременно с размещением на официальном сайте торгов.

5. Извещение о проведении аукциона в электронной форме помимо сведений, предусмотренных частью 15 статьи 78 настоящего Кодекса, должно содержать:

1) указание на то, что аукцион проводится в электронной форме;

2) сведения об электронной площадке, на которой размещена документация об аукционе.

6. Проведение аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

7. Протокол, составляемый по результатам аукциона, проведенного в электронной форме, подготавливается в форме электронного документа, который подписывается организатором аукциона усиленной квалифицированной электронной подписью в день проведения аукциона.

8. Организатор аукциона, проведенного в электронной форме, обеспечивает направление протокола о результатах данного аукциона оператору электронной площадки в течение трех рабочих дней с даты подписания такого протокола. Оператор электронной площадки обеспечивает размещение протокола о результатах аукциона, проведенного в электронной форме, на электронной площадке в течение одного рабочего дня с даты получения такого протокола от организатора аукциона.

Жалоба ООО «Шапка», на действия организатора торгов – Министерство лесного комплекса Иркутской области признана обоснованной.

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее — Комиссия), в составе:

при участии представителей организатора торгов (доверенность), члена комиссии по проведению аукциона (паспорт), представителя заявителя ООО «Шапка» (доверенность),

В Управление ФАС по Иркутской области обратилось ООО «Шапка» с жалобой на действия организатора торгов – Министерство лесного комплекса Иркутской области, по проведению аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в выделе 26 квартала 26 Завальской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества площадью 2,8 га, (извещение № 230818/2070680/01 лот № 1), выразившиеся, по мнению заявителя, в неправомерном отказе от проведения торгов.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель организатора, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, в обосновании своих доводов представлены письменные возражения.

Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

На основании распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 22.08.2018 года № 2853-мр назначено проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства территориальным управлением министерства по Куйтунскому лесничеству на 14.09.2018 г.

23.08.2018г. организатором торгов — министерством лесного комплекса Иркутской области на официальном сайте (www.torgi.gov.ru) размещено извещение (№ 230818/2070680/01) о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства лоты №№ 1,2.

Аукционными единицами согласно указанного распоряжения являлись лесные насаждения, произрастающий на лесных участках, находящихся в выделах 26 (лот №1), 12 (лот №2) квартала 26 Завальской дачи Барлукского участкового лесничества.

Дата проведения аукциона – 14.09.2018г., 10 час. 00 мин. по адресу: 665302, Иркутская обл., Куйтунский район, п. Куйтун, ул. Олега Кошевого, 24, территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству.

Согласно прокола приема заявок на участие в аукционе извещение № 230818/2070680/01 по лоту № 1 поступила одна заявка ООО «Шапка», которое признано участником и допущено к участию в аукционе.

Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 13.09.2018 года № 3088-мр было принято решение об отказе в проведении указанного аукциона по лоту № 1.

Уведомлением № 864 от 13.09.2018г. ООО «Шапка» было проинформировано о том, что организатор торгов отказался от проведения аукциона, по лоту № 1, в связи с установлением факта незаконной рубки, зафиксированным актом о лесонарушении от 11.09.2018г. № 72/1.

Представитель организатора торгов пояснил, что решение об отказе от проведения аукциона обусловлено определенными обстоятельствами.

Так, 11.09.2018г. территориальным управлением министерства по Куйтунскому лесничеству, согласно акта о лесонарушении № 72/1, установлено, что лесной участок в выделе 26 квартала 26 Завальской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества площадью 2,8 га был пройден незаконной рубкой в июле 2018г.

Акт составлен старшим специалистом 1 разряда Черных В.В., однако подписан Зарембо А.Н.

Из служебной записки (от 13.09.2018г. № 863) заместителя начальника территориального управления по Куйтунскому лесничеству следует, что поскольку на лесном участке в выделе 26 квартала 26 Завальской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества площадью 2,8 га была установлена незаконная рубка (конец августа — начало сентября 2018 г.), лот № 1 аукциона, назначенного на 14.09.2018г. необходимо аннулировать.

Кроме того, 12.09.2018г. территориальным управлением министерства по Куйтунскому лесничеству по факту совершенного лесонарушения — незаконной рубки подано заявление в отдел полиции п. Куйтун МО МВД РФ, о чем свидетельствует талон-уведомление № 238 от 12.09.2018г.

Утрата лесных насаждений, произрастающих на лесном участке в выделе 26 квартала 26 Завальской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества площадью 2,8 га, повлекла невозможность проведения аукциона по лоту № 1 в отсутствие предмета торгов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федераций если иное не предусмотрено законом, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Указанные обстоятельства явились чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, сделавшие невозможным исполнение организатором торгов (министерством) обязательства по проведению аукциона.

Заявитель считает, что организатор торгов не имел правовых оснований для отказа в проведении объявленного аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по извещению № 230818/2070680/01 по лоту № 1.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об обоснованности довода ООО «Шапка», по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 78 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. № 200-ФЗ, решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также — аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее — заявление о проведении аукциона).

Часть 19 ст. 78 ЛК РФ, устанавливает, что организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка и не менее чем за десять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009г. № 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 — 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Методические указания).

Частью 14 Методических указаний установлено, что п родавец вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе или не менее чем за десять дней при продаже права на заключение договора купли-продажи. Извещение продавца об отказе в проведении аукциона в течение трех дней подлежит опубликованию в периодическом печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте.

Согласно извещению о проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (извещение от 23.08.2018г. № 230818/2070680/01 по лоту № 1) , организатор аукциона имеет право отказаться от проведения аукциона по любой аукционной единице за 10 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Решение организатора торгов об отказе от проведения аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений извещение от 23.08.2018г. № 230818/2070680/01 по лоту № 1 принято за один день до дня проведения аукциона — 13.09.2018г.

Ссылка представителя организатора торгов на отсутствие предмета торгов, в связи с утратой лесных насаждений не корректна.

В соответствии с извещением о проведении торгов, по лоту № 1 выставлен ликвидный запас в объеме 528 м³, тогда как, в акте о лесонарушении зафиксирована незаконная рубка сосны- 55,29 м³, лиственницы -83,15 м³, итого 138, 44 м³, следовательно изменились количественные характеристики.

Кроме того, представитель заявителя пояснил, что проект договора купли-продажи лесных насаждений содержит положение (глава VI ) о возможности внесения изменений в договор, а также подтвердил согласие ООО «Шапка» на заключение договора, с учетом фактических объемов лесных насаждений.

Довод организатора торгов о наступлении чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в виде установления факта незаконной рубки, является неправомерным.

Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Комиссией антимонопольного органа установлено нарушение организатором торгов порядка организации и проведения торгов, а именно: ч. 19 ст. 78 ЛК РФ, п. 14 Методических указании по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 — 80 Лесного кодекса Российской Федерации , утв. Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75, в связи с отказом организатора торгов – Министерства лесного комплекса Иркутской области от проведения аукциона № 230818/2070680/01 по лоту № 1 , в нарушение установленных сроков, в связи с чем жалоба заявителя является обоснованной.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

1. Признать жалобу ООО «Шапка», на действия организатора торгов – Министерство лесного комплекса Иркутской области, извещение № 230818/2070680/01 лот № 1, по проведению аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в выделе 26 квартала 26 Завальской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества площадью 2,8 га, в связи с неправомерным отказом от проведения торгов, обоснованной.

2. Признать Министерство лесного комплекса Иркутской области нарушившим ч. 19 ст. 78 ЛК РФ, п. 14 Методических указании по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 — 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75, в связи с отказом организатора торгов – Министерства лесного комплекса Иркутской области от проведения аукциона № 230818/2070680/01 лот № 1, в нарушение установленных сроков, в том числе сроков, установленных в извещении № 230818/2070680/01 по лоту № 1 от 23.08.2018г.

3. Выдать организатору торгов — Министерству лесного комплекса Иркутской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, извещение № 230818/2070680/01 лот № 1, с момента получения копии решения и предписания, путем отмены распоряжения от 13.09.2018г. № 3088-мр об отказе от проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства, извещение от 23.08.2018г. № 230818/2070680/01 лот № 1, о чем незамедлительно направить в Иркутское УФАС информацию.

4. Копию решения направить сторонам по жалобе.

руководствуясь пунктом 3 1 части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 1126/18 от 28.09.2018г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),

Организатору торгов — Министерству лесного комплекса Иркутской области совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по аукциону, извещение № 230818/2070680/01 лот № 1, а именно:

1. В течение 3 дней со дня получения копии решения и предписания отменить распоряжение от 13.09.2018г. № 3088-мр об отказе от проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства, извещение от 23.08.2018г. № 230818/2070680/01 лот № 1.

2. В течение 3 дней со дня получения копии решения и предписания предоставить участнику, подавшему заявку на участие в аукционе 10 рабочих дней для внесения задатка, о чем их заранее уведомить, разместив извещение на сайте www. torgi .gov.ru или официальном сайте организатора торгов — Министерства лесного комплекса Иркутской области и направив уведомление участнику, способом, позволяющим подтвердить его получение.

3. Организатору торгов — Министерству лесного комплекса Иркутской области назначить новую дату проведения аукциона № 230818/2070680/01 лот № 1 , при этом, дата проведения аукциона должна быть не ранее чем через 3 рабочих дня со дня окончания срока внесения задатка, но не позднее 10 рабочих дней.

4. Министерству лесного комплекса Иркутской области обеспечить возможность исполнения предписания на официальном сайте организатора торгов — только по аукциону, извещение № 230818/2070680/01 лот № 1 , размещение информации по указанному аукциону на официальном сайте -www. torgi .gov.ru в данном случае не требуется.

5. Об исполнении предписания незамедлительно направить в Иркутское УФАС информацию .

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Статья 100 лесного кодекса рф

Статья 107. Правовой режим особо защитных участков лесов
[Лесной кодекс РФ] [Глава 15] [Статья 107]

1. Особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.

2. На заповедных лесных участках запрещается:

1) проведение рубок лесных насаждений;

2) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства.

2.1. На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются:

1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

3. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

4. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1 комментарий к записи “Статья 107 ЛК РФ. Правовой режим особо защитных участков лесов”

Статья 107. Правовой режим особо защитных участков лесов

Комментарий к статье 107

1. Выделение особо защитных участков допустимо во всех категориях лесов (ч. 4 ст. 102 ЛК РФ). Особо защитные участки лесов имеют важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Особо защитные участки леса не выделяются в тех категориях защитных лесов, в которых установлен режим ведения лесного хозяйства и использования лесов, обеспечивающий выполнение лесами их особо защитных функций (п. 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР России от 06.02.2008 N 31). При проектировании особо защитных участков лесов составляются ведомости проектируемых участков с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов, а также пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов. Проектирование особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства (п. п. 5, 11 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377).
Частью 3 ст. 102 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов отнесены:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
Необходимо отметить, что лесосеменные плантации и другие объекты лесного семеноводства были отнесены к особо защитным участкам лесов с января 2011 года в соответствии с изменениями, внесенными в ЛК РФ Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ранее к таковым относились только постоянные лесосеменные участки.
В отношении каждого вида особо защитных участков лесов установлены определенные нормативы и признаки, по которым они выделяются.
Так, к берегозащитным, почвозащитным участкам лесов, расположенным вдоль водных объектов, склонов оврагов, относятся леса, расположенные на склоне оврага, и полосы лесов шириной до 50 м, а также примыкающие к кромке оврага участки лесов в границах прибрежных защитных полос, ширина которых составляет:
— для берега водного объекта с уклоном до трех градусов — 40 м;
— для берега водного объекта с обратным или нулевым уклоном — 30 м;
— для берега водного объекта с уклоном 3 и более градусов — 50 м;
— для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков — 50 м;
— для озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), в зависимости от уклона прилегающих земель — 200 м.
К опушкам лесов, граничащим с безлесными пространствами, относятся опушки лесов шириной 100 м от границы с безлесными пространствами, простирающимися не менее чем на 1,5 — 2 км от кромки леса.
Постоянные лесосеменные участки представляют собой высокопроизводительные участки естественных высококачественных лесов или лесных культур, сформированные для получения и регулярной заготовки семян древесных пород с ценными посевными качествами в течение длительного периода.
Заповедные лесные участки являются участками лесов площадью 100 — 150 га, не входящими в границы государственных природных заповедников и заповедных зон национальных парков, сформировавшимися естественным путем в течение длительного периода, мало нарушенными хозяйственной деятельностью и рекреацией.
К участкам лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений отнесены участки с наличием таких реликтовых и эндемичных растений, которые занесены в Международную красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов РФ.
Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных выделяются при условии, что обитающие на данных участках виды диких животных занесены в Международную красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов РФ.
К другим особо защитным участкам лесов могут относиться, например, полосы леса в горных районах вдоль верхней его границы с безлесным пространством; участки лесов до 100 га, расположенные среди безлесных пространств; защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов; участки леса на крутых горных склонах; особо охранные части особо охраняемых природных территорий; медоносные участки лесов и др. (приложение 3 к Лесоустроительной инструкции).
Выделение особо защитных участков лесов и установление их границ в соответствии с п. 39 ст. 81 ЛК РФ отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти. Данное полномочие осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (п. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736).
На особо защитных лесных участках в целях сохранения их защитных и иных экологических функций устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и использования лесов, предусматривающий введение запретов и ограничений на осуществление тех или иных видов хозяйственной деятельности.
2. В отношении заповедных лесных участков устанавливается наиболее строгий режим правовой охраны. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, проведение как сплошных, так и выборочных рубок в границах таких участков запрещается. В соответствии с ч. 2.1 комментируемой статьи в отношении иных видов особо защитных участков лесов сплошные рубки допускаются в исключительных случаях: во-первых, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ), а во-вторых, сплошные рубки разрешено проводить в случаях строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для следующих целей:
1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Причем проведение сплошных рубок на особо защитных участках лесов возможно только в том случае, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для вышеуказанных целей не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ (см. ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ был значительно расширен перечень видов деятельности, осуществление которых на особо защитных участках лесов запрещается. В отношении заповедных лесных участков, помимо проведения рубок, законодательно закреплен запрет на:
— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
— ведение сельского хозяйства;
— разработку месторождений полезных ископаемых;
— размещение объектов капитального строительства (см. ч. 2 ст. 107 ЛК РФ).
Что же касается других видов особо защитных участков лесов, то в соответствии с ч. 2.1 ст. 107 ЛК РФ к запрещенным в них видам деятельности добавились ведение сельского хозяйства (за исключением сенокошения и пчеловодства), а также размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Кроме того, запрещается использование лесов, расположенных на особо защитных участках, в целях создания лесных плантаций, а также создание на таких участках лесоперерабатывающей инфраструктуры (так же как и для лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов). Помимо этого, на особо защитных участках лесов не допускается интродукция видов (пород) деревьев, кустарников, лиан, других лесных растений, которые не произрастают в естественных условиях в данном лесном районе (п. п. 15, 29, 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485).
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому на особо защитных участках лесов допускаются только выборочные рубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, осуществляемым для целей обеспечения санитарной безопасности в лесах (п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ). Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. Нужно заметить, что на особо защитных лесных участках допустимо проведение выборочных рубок лесных насаждений не только в рамках санитарных мероприятий, но и для целей ухода за лесами.
Так, на особо защитных участках лесов вокруг глухариных токов, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, полосах леса вдоль рек, заселенных бобрами, в рамках деятельности по уходу за лесом проводятся только рубки погибших и отмирающих деревьев (п. 69 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 185). На лесных участках, имеющих специальное хозяйственное назначение (лесные насаждения — медоносы, лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и др.), рубками ухода за лесом формируются лесные насаждения, в наибольшей мере отвечающие соответствующим хозяйственным целям (обильно цветущие и плодоносящие, соответствующей формы и строения, а также обладающие другими целевыми свойствами и характеристиками). Рубки ухода в колочных и байрачных лесах должны быть направлены на усиление защитных свойств этих лесов. В таких насаждениях проводятся рубки ухода слабой интенсивности. Рубки ухода за лесом в ленточных борах направлены на улучшение санитарного состояния лесных насаждений, обеспечение достаточной площади питания оставляемым деревьям, повышение устойчивости, климаторегулирующих и водоохранных функций лесных насаждений. На особо защитных участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений интенсивность рубок ухода за лесом определяется с учетом необходимости улучшения условий роста ценных растений (п. п. 56, 58, 70 Правил ухода за лесами).
В рамках деятельности по воспроизводству лесов на постоянных лесосеменных участках также допускается проведение выборочных рубок в порядке ухода за плодоношением древесных пород, а на других особо защитных участках лесов допускается проведение как выборочных, так и сплошных рубок погибших или поврежденных лесных насаждений (п. 27 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, причем в соответствии с ч. 2.1 комментируемой статьи сплошные рубки могут проводиться только в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ).
4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым в настоящее время является Федеральное агентство лесного хозяйства РФ (см. п. 5.3.26 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства). Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов.

Конференция ЮрКлуба

ВОПРОСЫ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

ВОПРОС:
Как эти коттеджи продать десяти физлицам?
ПАИ, ДОЛИ, АКЦИИ.

Это что — шутка такая?
Научите меня (за деньги), как можно утвердить Проект освоения лесов со строительством коттеджей?
Научите меня (за большие деньги), как потом их построить? Кто Вам градплан выдал, кто РНС, кто РНВЭ, кто это зарегил.
Нобелевскую премию тому, кто всё это провернул.

zaomir 06 Фев 2013

Нет никакой шутки.
Коттеджи-БАЗА ОТДЫХА. База запроектирована и прошла экспертизу. Разногласий с законом не вижу.
Построим БАЗУ из 10 зданий.
Потом нужно их как-то продать и заработать премию. Нобелевскую.
Если есть юрист с соответствующим опытом — он также получит ПРЕМИЮ.

grin095 06 Фев 2013

Вот я читаю все это и у меня создается такое ощущение, что становлюсь соучастником скажем так нехорошегопоступка
ужас, что только не обсуждается..

Сорри за офф. Согласен, потребительский кооператив. разделить все одно не получится.

rfs33 06 Фев 2013

Спасибо. Пошел изучать вопрос!

ИМЕЕМ:
ООО разработало Проект освоения лесов и прошло госэкспертизу.
Согласно этого Проекта на землях лесфонда запроектировано строительство десяти коттеджей.

Во-первых, называйте вещи (коттеджи) своими именами (по факту, а не по тому как они Вам видятся в бриллиантовом дыму).
Во-вторых, когда получите Градплан и РНС — порадуете новым сообщением.
Если хотите, можете попробовать ответить на следующие вопросы. Ваш Проект освоения лесов предусматривает последующее деление базы? Ещё вопрос — огораживаться будущие собственники Коттеджей собираются? Ещё вопрос- будущие собственники и Вы осознаёте, что по истечении срока аренды лесного участка, участок нужно освободить от построек и рекультивировать? А договор аренды лесного участка продлить иначе чем через новый аукцион нельзя. В каких лесах участок? В защитных,эксплутационных,резервных лесах перечень допустимых к строительству объектов с 2011 года утверждается Правительством РФ (п.7 ст. 21 ЛК). Вы судебную практику не могли бы привести, которая бы подтвердила возможность строительства до утверждения перечня?
Последнее. Если найдёте того юриста которого ищите (с соответствующим опытом), то направьте его и ко мне то же. Охота пообщаться с умным человеком. А вообще не обижайтесь. Я не против Вас, а на Вашей стороне. Просто, слишком Вы оптимистично настроены.

zaomir 07 Фев 2013

Это что — шутка такая?
Научите меня (за деньги), как можно утвердить Проект освоения лесов со строительством коттеджей?
Научите меня (за большие деньги), как потом их построить? Кто Вам градплан выдал, кто РНС, кто РНВЭ, кто это зарегил.
Нобелевскую премию тому, кто всё это провернул.

Нет никакой шутки.
Коттеджи-БАЗА ОТДЫХА. База запроектирована и прошла экспертизу. Разногласий с законом не вижу.
Построим БАЗУ из 10 зданий.
Потом нужно их как-то продать и заработать премию. Нобелевскую.
Если есть юрист с соответствующим опытом — он также получит ПРЕМИЮ.

Во-первых, называйте вещи (коттеджи) своими именами (по факту, а не по тому как они Вам видятся в бриллиантовом дыму).
Во-вторых, когда получите Градплан и РНС — порадуете новым сообщением.
Если хотите, можете попробовать ответить на следующие вопросы. Ваш Проект освоения лесов предусматривает последующее деление базы? Ещё вопрос — огораживаться будущие собственники Коттеджей собираются? Ещё вопрос- будущие собственники и Вы осознаёте, что по истечении срока аренды лесного участка, участок нужно освободить от построек и рекультивировать? А договор аренды лесного участка продлить иначе чем через новый аукцион нельзя. В каких лесах участок? В защитных,эксплутационных,резервных лесах перечень допустимых к строительству объектов с 2011 года утверждается Правительством РФ (п.7 ст. 21 ЛК). Вы судебную практику не могли бы привести, которая бы подтвердила возможность строительства до утверждения перечня?
Последнее. Если найдёте того юриста которого ищите (с соответствующим опытом), то направьте его и ко мне то же. Охота пообщаться с умным человеком. А вообще не обижайтесь. Я не против Вас, а на Вашей стороне. Просто, слишком Вы оптимистично настроены.

Спасибо за критику и вопросы по существу.
Сразу хочу сказать, что это тот случай, когда все делали, не нарушая закон. Серьезно.
Может, повезло.
По факту (проекту) коттеджи-это здания, из которых состоит База отдуха.
Я не знаю последовательности получения и состава необходимой для строительства документации, и пошел ОТ ОЩЕГО К ЧАСТНОМУ.
Сначала хочу увидеть свет В КОНЦЕ тоннеля, потом к нему идти тем или иным путем.
СВЕТ В КОНЦЕ для меня — это механизм ВЫХОДА из проекта (например, через потребкооператив).
Детали :
Ограждения между домами проект конечно, не предусматривает. Будем думать.
Деления базы проект не предусматривает.
Мы осознаем, что по истечении срока аренды лесного участка, участок нужно освободить от построек и рекультивировать.
Про аукцион тоже понимаем. как обойти эту норму-не знаем. и будем строить модель только в рамках срока аренды (до 2055г ).
В каких лесах-уточню.
Практикой не владею.
Я ОПТИМИСТ, получается?
Сообщение отредактировал zaomir: 07 Февраль 2013 — 00:37

rfs33 07 Фев 2013

Амир 07 Фев 2013

inxs 11 Мар 2013

имеется ли положительная практика изменения судом договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, в части значений существенных условий (объем вырубки, цена и т.д.) в сторону увеличения, по результатам лесоустройства или наличия положительного заключения по проекту освоения лесов.
найденное в К+ постановление 11-го ААС от 16.08.2011 по делу N А49-8363/2010, полагаю неким исключением из практики вздорного восприятия ч.2 ст.74 ЛК РФ.

Проект N 169920-6
Внесен членом
Совета Федерации
О.А. Казаковцевым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74
ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52 (1 ч.), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322) изменение, дополнив часть 2 предложением в следующей редакции:
«Положения настоящей части устанавливают, что договор аренды лесного участка, заключаемый организатором аукциона с победителем такого аукциона, должен соответствовать проекту договора аренды лесного участка, размещенному на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в составе документации об аукционе, и не применяются к отношениям по изменению условий заключенного договора аренды лесного участка по соглашению сторон или по требованию одной из его сторон в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации и договором аренды лесного участка «.
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74 ЛЕСНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что «при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса».

В настоящее время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации давность проведения лесоустроительных работ на землях лесного фонда составляет от 10 до 12 лет. Федеральные полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 31 декабря 2010 года. До момента передачи вышеуказанных полномочий органы государственной власти обеспечивали организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков при предоставлении лесных участков в аренду на основании данных предыдущих лесоустройств, отраженных в лесохозяйственных регламентах лесничеств. При этом на территории большинства субъектов Российской Федерации сложилась практика проведения лесоустроительных работ (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) арендаторами при разработке ими в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации проектов освоения лесов. Право арендаторов на проведение при разработке проектов освоения лесов таксации лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов предусмотрено ранее пунктом 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32, в настоящее время пунктом 31 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69. После положительного заключения проведенной в установленном порядке государственной экспертизы проектов освоения лесов, которыми определяются иные по сравнению с договором аренды лесного участка количественные и качественные характеристики лесных ресурсов, формы рубок, объемы проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, договоры аренды лесного участка приводятся в соответствие с новыми характеристиками использования путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков. При этом договор аренды лесного участка изначально, начиная с проекта договора аренды лесного участка, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, до момента заключения его с победителем аукциона содержит условия о необходимости внесения соответствующих изменений после разработки и государственной экспертизы проектов освоения лесов в связи с изменением объемных и иных показателей использования лесов.

Таким образом, внесение изменений в договор аренды лесного участка, с целью приведения его в соответствие с проектом освоения лесов, на основании соответствующих положений заключенного договора аренды лесного участка является не только правом, но и обязанностью сторон договора аренды лесного участка. В противном случае использование лесов будет осуществляться арендатором на условиях договора, которые противоречат проекту освоения лесов и условиям самого договора аренды лесного участка, предусматривающим внесение в такой договор соответствующих изменений.

Реализация нормы, установленной частью 2 статьи 74 Лесного кодекса, заключается в том, что договор аренды лесного участка, заключаемый организатором торгов по результатам проведенного аукциона с победителем такого аукциона, должен соответствовать проекту договора аренды лесного участка, размещенного на официальном сайте в сети Интернет в составе документации об аукционе. Часть 2 статьи 74 Лесного кодекса не регулирует отношения по исполнению заключенного по результатам аукциона между организатором торгов и победителем торгов договора аренды лесного участка, соответственно, не подлежит применению при реализации сторонами договора аренды права на изменение его условий в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и договором аренды лесного участка.

Правомерность заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков по основаниям, предусмотренным такими договорами, как не изменяющих условия аукциона, не нарушающих прав и законных интересов граждан и организаций, а также интересов государства, подтверждена Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 21.06.2012 N 3.12-23/315), Федеральной антимонопольной службой (письмо от 27.09.2012 N ИК/31464), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 05.10.2012 N 04-16-29/16201), Федеральным агентством лесного хозяйства (письма от 31.08.2012 N АП-03-27/10137, от 03.09.2012 N ВМ-03-27/10246).

Однако судебная практика по вопросу заключения вышеуказанных дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка в целях его приведения в соответствие с проектами освоения лесов, отражающих результаты проведенных лесоустроительных работ, в настоящее время складывается неоднозначная. Так, позиция о правомерности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка отражена в Постановлениях Первого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2012 года по делу N А43-22378/2011, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по делу N А49-8363/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2012 года по делу N А13-4717/2011, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2012 года по делу N А49-2623/2011, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 года по делу N А60-57590/2009-С2, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2012 года по делу N А51-12222/2011, от 3 февраля 2012 года по делу N А51-7100/2011 и других.

Иная позиция содержится в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 23 сентября 2011 года по делу N А79-7220/2010, от 28 июня 2011 года по делу N А79-7221/2010 и других.

На основании вышеизложенного в связи с обнаружившимися затруднениями, неясностью и противоречиями в понимании положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, потребностью обеспечить единообразие в их толковании и применении необходимо принятие настоящего Федерального закона «О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации» в порядке согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года по делу N 17-П.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74 ЛЕСНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных финансовых расходов за счет средств субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъекта Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74
ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации» потребует внесения изменений в форму примерного договора аренды лесного участка, утвержденную Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319.

Утвержденная Форма примерного договора аренды лесного участка содержит положения о том, что «размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации» (пункт 7), а также о том, что «внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации».

После принятия Федерального закона «О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации» в форме примерного договора аренды лесного участка вышеуказанные положения необходимо будет привести в соответствие с нормами Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрев положения о внесении соответствующих изменений, в том числе в отношении размера арендной платы, в заключенный по результатам аукциона договор аренды лесного участка после положительного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Статья 100 лесного кодекса рф