Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2830; N 50, ст. 6235, 6236; 2008, N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 17, ст. 1985; N 27, ст. 3427, 3428; N 30, ст. 4003; N 49, ст. 6419; 2011, N 1, ст. 16, 45; 2012, N 24, ст. 3070; 2013, N 30, ст. 4028) следующие изменения:

1) в части второй статьи 10 слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

2) в пункте 3 части второй статьи 29 слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

3) в пункте 3 части десятой статьи 109 слова «в медицинском или психиатрическом стационаре» заменить словами «в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

а) в части первой слова «в медицинском или психиатрическом стационаре» заменить словами «в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

б) в части второй слова «в медицинском или психиатрическом стационаре» заменить словами «в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

5) в части первой статьи 129 слова «в медицинском либо психиатрическом стационаре» заменить словами «в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, либо в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях», слова «либо медицинского или психиатрического стационара» заменить словами «либо медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

6) в подпункте 5 части четвертой статьи 163 слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

а) в наименовании слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

б) в части первой слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

в) в части второй слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

г) в части третьей слова «в психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

8) в пункте 6 части четвертой статьи 223.2 слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

9) в пункте 9 части первой статьи 308 слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

10) в части третьей статьи 389.2 слова «в медицинский или психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

а) в наименовании слова «в психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

б) в части первой слова «в психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

в) в части второй слова «в психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,»;

12) в части первой статьи 437 слова «психиатрического стационара» заменить словами «медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

13) в части первой статьи 441 слова «психиатрического стационара» заменить словами «медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

14) в части четвертой статьи 443 слова «в орган здравоохранения» заменить словами «в уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья», слова «в психиатрический стационар» заменить словами «в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»;

15) в части первой статьи 445 слова «психиатрического стационара» заменить словами «медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях».

Статья 38 39

Статья 37. Необходимая оборона
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 37]

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 38]

1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Статья 39. Крайняя необходимость
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 39]

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Статья 40. Физическое или психическое принуждение
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 40]

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

2. Вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.

Статья 41. Обоснованный риск
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 41]

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

3. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 20 июля 2000 года №1149-XIV

(В редакции Законов Республики Молдова от 01.11.2001 г. №596-XV, 21.12.2001 г. №751-ХV, 07.03.2002 г. №902-XV, 18.04.2002 г. №990-XV, 25.04.2002 г. №1022-XV, 25.07.2002 г. №1299-XV, 08.11.2002 г. №1440-XV, 29.05.2003 г. №206-XV, 14.11.2003 г. №453-XV, 11.12.2003 г. №501-XV, 05.02.2004 г. №3-XV, 29.04.2004 г. №131-XV, 27.05.2004 г. №167-XV, 25.11.2004 г. №384-XV, 17.02.2005 г. №11-XV, 28.04.2005 г. №60-XVI, 21.07.2005 г. №154-XVI, 11.11.2005 г. №289-XVI, 06.04.2006 г. №82-XVI, 02.06.2006 г. №139-XVI, 28.07.2006 г. №267-XVI, Поправки Республики Молдова от 23.02.2007 г. №25, Законов Республики Молдова от 19.07.2007 г. №171-XVI, 16.11.2007 г. №243-XVI, 14.12.2007 г. №280-XVI, 22.02.2008 г. №27-XVI, 16.05.2008 г. №103-XVI, 10.07.2008 г. №172-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 25.03.2010 г. №56, 04.06.2010 г. №109, 17.06.2010 г. №114, 15.07.2010 г. №193, 16.07.2010 г. №206, 26.03.2011 г. №48, 07.04.2011 г. №66, 22.07.2011 г. №162, 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 05.07.2012 г. №158 (вступил в силу 01.11.2012 г.), 11.07.2012 г. №178 (см. сроки вступления в силу), 19.10.2012 г. №221, 26.12.2012 г. №307, 15.11.2013 г. №275, 23.12.2013 г. №324, 27.03.2014 г. №47, 11.04.2014 г. №64, 19.06.2014 г. №110, 11.07.2014 г. №126, 18.07.2014 г. №158 (вступил в силу 15.08.2014 г.), 21.07.2014 г. №170, 25.07.2014 г. №172, 12.04.2015 г. №71, 29.12.2015 г. №240, 17.06.2016 г. №138, 01.07.2016 г. №152, 07.07.2016 г. №160 (вступил в силу 16.09.2016 г.), 28.07.2016 г. №201, 23.09.2016 г. №230, 16.12.2016 г. №280, 16.12.2016 г. №281, 13.04.2017 г. №66 (вступил в силу 02.06.2017 г.), 05.05.2017 г. №80, 14.07.2017 г. №145, 20.07.2017 г. №164, 21.07.2017 г. №178, 21.09.2017 г. №185, 15.12.2017 г. №225, 15.12.2017 г. №288, 21.12.2017 г. №295, 22.12.2017 г. №316, 27.07.2018 г. №172, 26.07.2018 г. №187 (вступил в силу 07.09.2018 г.), 27.07.2018 г. №190 (вступил в силу 24.09.2018 г.))

По всему тексту документа слова «Лицензионная палата» заменены словами «лицензирующий орган» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 05.05.2017 г. №80

По всему тексту документа слова «Закон о регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования» заменены словами «Закон о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения №160/2011» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185

Парламент принимает настоящий кодекс.

Настоящий кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Молдова.

Раздел I Общие положения


Глава 1 Таможенное дело


Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего кодекса следующие основные понятия используются в значении:

1) товары — любое движимое имущество, предметы и другие ценности, в том числе валютные (наличная иностранная и национальная валюта, платежные инструменты и материализованные ценные бумаги, выраженные в иностранной и национальной валюте), природный газ, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (являющиеся объектом внешнеэкономических сделок), за исключением указанных в пункте 4);

2) отечественные товары — товары:

а) полностью полученные на таможенной территории Республики Молдова в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 20 Закона о таможенном тарифе, и не включающие в себя товары, ввезенные из-за пределов таможенной территории Республики Молдова. Товары, полученные из товаров, помещенных под льготный таможенный режим, не считаются имеющими отечественный характер;

b) ввезенные из-за пределов таможенной территории Республики Молдова и выпущенные в свободное обращение;

c) полученные или произведенные на таможенной территории Республики Молдова либо из товаров, указанных в пункте b), либо из товаров, указанных в пунктах а) и b);

d) полностью полученные или достаточно переработанные в свободной зоне в соответствии с условиями, предусмотренными частью (4-1) статьи 7 Закона о зонах свободного предпринимательства №440-XV от 27 июля 2001 года;

3) иностранные товары — товары, не указанные в пункте 2);

4) транспортные средства — любые транспортные средства (не являющиеся объектом внешнеэкономических сделок), используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;

4-1) транспортное средство — самоходная или несамоходная механическая система, предназначенная для перевозки людей и грузов или оснащенная механизмами, которые могут выполнять определенные работы;

5) перемещение через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Молдова или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи. Указанные действия предусматривают:

— при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Молдова и при ввозе с территории таможенных складов на остальную часть таможенной территории республики — фактическое пересечение таможенной границы;

— при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Молдова и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части таможенной территории республики на территорию таможенных складов — подачу таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти либо ввезти товары и транспортные средства;

6) лица — физические и юридические лица, за исключением отдельных случаев, предусмотренных настоящим кодексом;

7) лица из Республики Молдова — предприятия, учреждения и организации с местонахождением в Республике Молдова, созданные в соответствии с законодательством; юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, зарегистрированные на территории Республики Молдова; граждане Республики Молдова;

8) иностранные лица — лица, не указанные в пункте 7);

9) лица, перемещающие товары через таможенную границу — собственники товаров, их владельцы либо другие лица, предусмотренные настоящим кодексом;

10) таможня, таможенный пост — подразделения таможенного органа, в которых полностью или частично осуществляются формальности, предусмотренные таможенными правилами;

11) должностное лицо таможенных органов — лицо, наделенное на постоянной или временной основе, в силу закона, правами и обязанностями по осуществлению функций таможенных органов либо действий административно-распорядительного, организационного и хозяйственного характера;

12) офицер по уголовному преследованию Таможенной службы — должностное лицо таможенного органа, уполномоченное осуществлять уголовное преследование по преступлениям, относящимся к компетенции таможенных органов;

13) декларант — любое лицо, имеющее право распоряжаться товарами и/или транспортными средствами, которое оформляет таможенную декларацию от своего имени или от имени которого оформляется таможенная декларация;

13-1) прямое представительство — отношение, в котором таможенный брокер действует от имени и за счет другого лица;

13-2) непрямое представительство — отношение, в котором таможенный брокер действует от своего имени, но за счет другого лица;

14) перевозчик — лицо, фактически перемещающее товары через таможенную границу либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;

15) выпуск в свободное обращение — действие, которым таможенный орган оставляет товары и транспортные средства после их таможенного оформления в безусловном и неограниченном распоряжении лица;

16) условный выпуск — выпуск в свободное обращение товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица соблюдать установленные ограничения, требования или условия;

17) таможенный режим — совокупность таможенных правил, определяющих статус товаров и транспортных средств в соответствии с целями операции и предназначением товаров;

18) разрешение на выпуск — передача таможенными органами товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица в целях, предусмотренных применяемым таможенным режимом;

19) таможенное оформление — процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с положениями настоящего кодекса;

19-1) операции утверждения – совокупность операций, которые выполняются таможенным органом с целью завершения операции таможенного оформления и которые могут осуществляться также с использованием методов электронной обработки данных;

20) таможенный надзор — меры, осуществляемые главным образом таможенными органами с целью обеспечения соблюдения таможенных правил и, при необходимости, других положений, касающихся товаров, находящихся под таможенным надзором;

21) таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях применения и соблюдения законов и правил, применение которых возложено на таможенные органы;

21-1) последующий контроль – проверка сведений, содержащихся в таможенной декларации и сопутствующих документах, проверка наличия и соответствия документов, предусмотренных для действия определенного таможенного назначения или таможенного режима, рассмотрение бухгалтерской отчетности и всех документов и данных во всех формах, включая компьютерную, которые относятся к операциям по товарам, являющимися предметом международной торговли, или к другим, предшествующим или последующим коммерческим операциям, связанным с этими товарами, проверка товаров, если они могут быть идентифицированы, транспортных средств, складских помещений;

21-2) физический контроль – пакет мер по проверке товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, проводимых с целью подтверждения информации о природе, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, наличии имущества, транспортных средств и складских помещений, состоянии пломб, штампов и других средств идентификации;

22) таможенные операции — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами по проверке товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка бухгалтерских документов, таможенных складов, магазинов, баров и ресторанов duty free и свободных зон, оформление таможенных документов, взыскание таможенных платежей и совершение таможенными органами других действий в области таможенного дела;

23) таможенная декларация — односторонний таможенный документ, в котором лицо отражает свое волеизъявление относительно помещения товаров под определенное таможенное назначение в порядке, установленном таможенным законодательством;

24) меры экономической политики — ограничения на ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из интересов экономической политики, предусматривающие лицензирование, квотирование, налогообложение, установление минимальных и максимальных цен;

25) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.07.2014 г. №172

26) таможенные платежи — платежи, взимаемые таможенными органами в соответствии с законодательством при ввозе и вывозе товаров: таможенная пошлина, налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы), сбор за осуществление таможенных процедур, другие платежи;

27) таможенная пошлина — плата, взимаемая таможенными органами в соответствии с Комбинированной товарной номенклатурой;

28) сбор за осуществление таможенных процедур — плата за услуги, предоставленные таможенными органами в сфере таможенной деятельности; перечень таких услуг и размер платы за них предусмотрены законодательством;

29) налоги — налоги, взимание которых возложено на таможенные органы;

30) таможенное законодательство — совокупность нормативных актов, регулирующих импорт, экспорт, транзит товаров и применение к ним различных таможенных назначений, включая запретительные, ограничительные и надзорные меры, а также нормативные акты, принятые Таможенной службой в рамках своей компетенции;

31) таможенные правила — положения настоящего кодекса, Регламента о применении Таможенного кодекса, а также других нормативных актов, касающихся таможенного дела.

32) таможенное назначение — помещение товаров под таможенный режим, размещение их в свободной зоне, в магазине, баре и ресторане duty free, реэкспорт, реимпорт, уничтожение, отказ в пользу государства;

33) элементы налогообложения — процентная ставка или установленный на единицу товара тариф, предусмотренные Комбинированной товарной номенклатурой, а также методы определения таможенной стоимости и правила происхождения, установленные законодательством;

34) лицо, осуществляющее операцию, — лицо, от имени которого оформлена таможенная декларация (декларант), или лицо, которому переданы права и обязанности вышеуказанного лица (декларанта) в отношении таможенного назначения;

35) таможенное обязательство — обязательство по уплате таможенных платежей (в том числе штрафов, эквивалента стоимости вещественных доказательств и пени), возникших в соответствии с законодательством, а также платежей, определенных после осуществления таможенных операций;

36) таможенный плательщик — лицо, обязанное погасить таможенное обязательство;

37) продукты переработки — все товары (продукты), полученные в результате помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории или переработки вне таможенной территории;

38) переработанные продукты — все товары (продукты), полученные в результате помещения под таможенный режим переработки под таможенным контролем;

39) эквивалентные товары — отечественные товары, использованные вместо ввезенных товаров для производства продуктов переработки;

40) нормы выхода — количество или процентное содержание продуктов переработки, полученных в результате переработки или преобразования определенного количества товаров;

41) товары, запрещенные к ввозу, — товары, помещение которых под какое-либо таможенное назначение запрещается;

42) товары, ограниченные к ввозу, — товары, помещение которых под какое-либо таможенное назначение обусловлено выполнением определенных условий, предусмотренных законодательством;

43) декларирование действием — форма явного (очевидного) декларирования автотранспортного средства, при которой физическое лицо освобождается от заполнения каких-либо таможенных документов при условии представления таможенным органам, расположенным в пунктах перехода через государственную границу, документов о регистрации автотранспортного средства (при соблюдении условий, предусмотренных частями (3) и (14) статьи 10 Закона о порядке ввоза в Республику Молдова и вывоза с ее территории имущества физическими лицами) с последующей его регистрацией в информационной системе Таможенной службы. В случае применения декларирования действием таможенные документы не выдаются.

44) декларация правообладателя — декларация обладателя права интеллектуальной собственности, посредством которой последний принимает на себя ответственность перед всеми вовлеченными лицами в случае, когда судебной инстанцией установлено, что товары не нарушают ни одно из прав интеллектуальной собственности, и соглашается нести все расходы, которые могут возникнуть в связи с хранением товаров и другими операциями, осуществляемыми под таможенным надзором, включая расходы по уничтожению товаров;

45) право интеллектуальной собственности — авторское право, смежные права, право на охраняемые товарные знаки или знаки обслуживания, право на промышленные рисунки и модели, право на географические указания, право на патенты на изобретения, право на дополнительное свидетельство об охране, право на сорта растений;

46) авторское право — право интеллектуальной собственности, признанное за физическим или юридическим лицом, создавшим оригинальное произведение в области литературы, искусства или науки, независимо от вида творчества, способа или конкретной формы выражения, а также от его ценности и предназначения, или за другими законными владельцами (физическими или юридическими лицами);

47) смежные права — права интеллектуальной собственности, отличные от авторских прав, которыми пользуются артисты-исполнители в отношении собственных интерпретаций или исполнений, производители звукозаписей и производители аудио-, видеозаписей в отношении собственных записей и телерадиоорганизации в отношении собственных передач и программ;

48) объект интеллектуальной собственности — результаты интеллектуальной деятельности, подтвержденные соответствующими правами их обладателей на пользование ими, включающие: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, сорта растений, топографии интегральных схем, наименования мест происхождения товаров, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные рисунки и модели), объекты авторского права и смежных прав (литературные произведения, произведения искусства, науки и т.д., включая компьютерные программы и базы данных), коммерческую тайну (ноу-хау) и т.д.;

49) правообладатель — владелец права интеллектуальной собственности или его представитель либо иное лицо, правомочное пользоваться правом интеллектуальной собственности, или его представитель;

50) контрафактные товары:

а) любые товары, включая их упаковку, маркированные без разрешения товарным знаком, идентичным другому законно зарегистрированному знаку, либо товарным знаком, который своими основными элементами не отличается от законно зарегистрированного товарного знака для того же вида товаров, вследствие чего нарушаются права обладателя законного знака;

b) любые символы товарных знаков или знаков обслуживания (включая логотипы, этикетки, самоклеющуюся основу, брошюры, инструкции по использованию или гарантийные документы с данным символом), даже представленные отдельно, аналогичные товарам, определенным в пункте а);

с) любые упаковки, несущие на себе товарные знаки контрафактных товаров, даже представленные отдельно, аналогичные товарам, определенным в пункте а);

51) товары, нарушающие право интеллектуальной собственности:

а) контрафактные товары;

b) пиратские произведения;

с) товары, нарушающие права на патент на изобретение, на дополнительное свидетельство об охране, на наименование места происхождения товара или на географическое указание либо на патент на сорта растений.

Приравнивается к вышеуказанным товарам любая печать или матрица, предназначенная или приспособленная для изготовления таких товаров, нарушающих право интеллектуальной собственности, при условии, что использование этой печати или матрицы нарушает права ее обладателя,

52) лицевая карточка таможенного плательщика — индивидуальная карточка учета физического или юридического лица, отражающая возникновение, изменение, погашение или аннулирование таможенного обязательства по совершенным внешнеэкономическим сделкам;

53) повестка посттаможенного аудита/перепроверки – письменное требование, посредством которого лицо приглашается в таможенный орган, чтобы подать документы, дать показания, представить другую уместную информацию для проведения последующего контроля или чтобы ознакомиться с результатами последующего контроля;

54) банковская повестка — адресованное финансовому учреждению (его отделению или филиалу) письменное требование особого рода о представлении им информации о лице, подвергшемся или подлежащем последующему контролю, и об операциях на банковских счетах соответствующего лица;

55) обязательная информация о происхождении товаров — информация о происхождении товаров, выданная Таможенной службой, являющаяся обязательной для таможен (таможенных постов);

56) заявитель обязательной информации о происхождении товаров — любое лицо, письменно обращающееся за предоставлением обязательной информации о происхождении товаров;

57) владелец обязательной информации о происхождении товаров — лицо, на чье имя выдается обязательная информация о происхождении товаров;

58) принудительное исполнение — действия, предпринимаемые таможенным органом для принудительного взыскания просроченного таможенного обязательства;

59) просроченное обязательство -подлежащее исполнению обязательство после истечения сроков, установленных действующим законодательством;

60) риск — вероятность наступления события, которое:

а) препятствует правильному применению законодательства;

b) ущемляет финансовые интересы Республики Молдова;

с) представляет угрозу охране и безопасности Республики Молдова, здоровью населения, окружающей среды или потребителей;

61) управление рисками — систематическое определение рисков и осуществление всех необходимых мер для ограничения подверженности рискам. Включает в себя такие виды деятельности, как сбор данных и информации, анализ и оценка рисков, определение и принятие необходимых мер, соответственно надзор и периодический пересмотр процесса и достигнутых результатов, на основе национальных и международных источников и стратегий;

61-1) анализ рисков – систематическое использование имеющейся информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации, оценки их частоты и тяжести вероятных последствий;

61-2) оценка риска – общий процесс выявления, анализа, оценки и определения приоритетности риска;

61-3) толерантность к риску – готовность таможенного органа согласиться с уровнем риска, после его оценки, для достижения своих целей;

61-4) профиль риска – описание любой группы рисков, включая определенное сочетание индикаторов риска, на основании собранной, проанализированной и классифицированной информации, а также указания в отношении предотвращения или минимизации риска;

61-5) индикаторы риска – определенные критерии, которые, будучи взяты в совокупности, служат практическим руководством в определении и выборе для контроля таможенных операций, которые представляют риск нарушения таможенного законодательства. Данные критерии имеют заранее заданные параметры, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

61-6) выборочность таможенного контроля – основанный на анализе рисков процесс выбора таможенных операций для контроля;

61-7) критерии выборочности/ориентировка – совокупность данных, признанных информационной системой Таможенной службы, информирующая об определенных событиях и/или рисках и способная установить обязательные или рекомендуемые рабочие процедуры в отношении таможенных операций;

61-8) случайные параметры – компонент информационной системы Таможенной службы, распределяющий таможенные декларации по коридорам таможенного контроля при отсутствии критериев выборочности/ориентировки;

62) коридор таможенного контроля — автоматизированная система на основе анализа рисков, предшествующая таможенной декларации, в процессе таможенного контроля. Каждый коридор представляет собой уровень контроля, подлежащего применению к таможенной декларации, а именно:

— зеленый коридор — коридор таможенного контроля, позволяющий предоставить разрешение на выпуск без проведения документального и физического контроля, применяя автоматическое утверждение таможенной декларации;

— желтый коридор — коридор таможенного контроля, позволяющий предоставить разрешение на выпуск после проведения документального контроля и без проведения физического контроля;

— красный коридор — коридор таможенного контроля, позволяющий предоставить разрешение на выпуск после проведения документального и физического контроля;

— синий коридор – коридор таможенного контроля, позволяющий предоставить разрешение на выпуск без проведения документального и физического контроля, применяя автоматическое утверждение таможенной декларации, на основе принципа избирательности последующего контроля путем перепроверки таможенной декларации;

62-1) автоматическое утверждение таможенной декларации – механическая операция таможенной информационной системы, посредством которой таможенная декларация утверждается компьютеризированно, без прямого вмешательства должностного лица таможенных органов, согласно процедуре, установленной Таможенной службой;

63) транспортная накладная — таможенный документ строгой отчетности, составляемый в трех экземплярах, используемый в целях обеспечения таможенного надзора за товарами и транспортными средствами в рамках операций транзита по таможенной территории Республики Молдова. Форма транспортной накладной устанавливается Таможенной службой;

64) зеленый коридор, или «нечего декларировать» – коридор для физических лиц, не имеющих вещей и товаров либо имеющих только допускаемые в страну вещи и товары, не требующие таможенного декларирования в письменной форме. Проход физических лиц через зеленый коридор признается конклюдентным таможенным декларированием соответствующих вещей и товаров;

65) красный коридор – коридор для физических лиц, перемещающих вещи и товары, подлежащие декларированию в письменной форме в соответствии с действующим законодательством;

66) заявление о вмешательстве – запрос, представленный Таможенной службе для вмешательства, в случае товаров, подозреваемых в нарушении права интеллектуальной собственности;

67) незначительные поставки – поставки по почте или курьером, содержащие не более 3 единиц или же имеющие вес брутто не более 2 кг;

68) уполномоченный отправитель – статус, позволяющий хозяйствующему субъекту осуществлять процедуру национального транзита без представления таможне отправления или в любом другом авторизованном месте товаров и соответствующей транзитной декларации;

69) уполномоченный получатель – статус, позволяющий хозяйствующему субъекту получать по собственному местонахождению или в другом указанном месте товары, помещенные под таможенный режим транзита, без представления этих товаров и документа, сопровождающего транзит, в таможне назначения;

70) принципал – зарегистрированное в таможенном органе юридическое лицо, изъявляющее намерение осуществить операцию национального транзита посредством подачи предусмотренной для этой цели транзитной декларации и берущее на себя ответственность и финансовое гарантирование или иное предусмотренное законодательством обеспечение операции транзита.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 26.12.2012 г. №307, 23.12.2013 г. №324, 11.04.2014 г. №64, 19.06.2014 г. №110, 25.07.2014 г. №172, 12.04.2015 г. №71, 17.06.2016 г. №138, 16.12.2016 г. №281, 15.12.2017 г. №288)

Статья 2. Таможенное дело

(1) Таможенное дело включает в себя внедрение таможенной политики, обеспечение соблюдения таможенных правил при перемещении через таможенную границу Республики Молдова товаров, транспортных средств и лиц, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и надзор.

(В часть (1) статьи 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267)

(2) Таможенное дело развивается в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. Республика Молдова принимает участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Статья 4. Таможенная территория и таможенная граница Республики Молдова

(1) Территория Республики Молдова составляет единую таможенную территорию, включающую сухопутную территорию, внутренние и территориальные воды и воздушное пространство над ними.

(2) На территории Республики Молдова могут находиться свободные зоны и таможенные склады. Свободные зоны и таможенные склады являются частью таможенной территории Республики Молдова (далее — таможенная территория), на которой применяется соответствующий таможенный режим.

(3) Государственная граница Республики Молдова, периметры таможенных складов являются таможенной границей Республики Молдова (далее — таможенная граница).

(В часть (3) статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 26.12.2012 г. №307)

Статья 5. Международная экономическая интеграция

В интересах развития международной экономической интеграции Республика Молдова создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по вопросам таможенного сотрудничества.

Статья 6. Таможенное законодательство

(1) Таможенное законодательство включает в себя настоящий кодекс, Закон о таможенном тарифе, иные нормативные акты, а также международные соглашения в области таможенного дела, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Таможенное дело осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на день принятия таможенным органом таможенной декларации и иных документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

(2-1) Изменения и/или дополнения, внесенные в настоящий кодекс, вводятся в действие через 180 календарных дней со дня опубликования закона о внесении изменений и/или дополнений в Официальном мониторе Республики Молдова.

(3) При разработке проектов законодательных и нормативных актов в таможенной области, регулирующих предпринимательскую деятельность, Правительство составляет акт анализа последствий регулирования. По представленным депутатами законодательным инициативам акт анализа последствий регулирования составляется Правительством в процессе согласования в соответствии с утвержденной им методологией.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324, 16.12.2016 г. №281)

Статья 6-1. Защита прав и интересов лиц

Защита прав и интересов таможенных плательщиков осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим кодексом и другими нормативными актами. Все сомнения, возникающие при применении таможенного законодательства, должны толковаться в пользу таможенного плательщика.

(Статья 6-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324)

Статья 7. Международные соглашения

Если международным соглашением, одной из сторон которого является Республика Молдова, установлены иные нормы, чем предусмотренные настоящим кодексом и другими нормативными актами Республики Молдова по таможенному делу, то применяются нормы международного соглашения.

Глава 2 Организация таможенного дела


Статья 8. Руководство таможенным делом

Специализированным публичным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Молдова, является Таможенная служба.

Статья 9. Таможенные органы

(1) Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы.

(2) Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему Таможенной службы, состоящей из центрального аппарата Таможенной службы, таможен и таможенных постов.

(3) Статус, функции и полномочия Таможенной службы определяются настоящим кодексом и Правительством.

(4) Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Таможенной службы (таможен, таможенных постов) осуществляются службой.

(5) Никакие органы публичной власти, кроме Парламента и Правительства, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.12.2017 г. №288)

Статья 9-1. Общие принципы организации Таможенной службы

(1) Таможенная служба — административный орган, действующий в подчинении Министерства финансов, будучи отдельной организационной структурой в административной системе данного министерства, созданной для предоставления таможенным плательщикам административных публичных услуг, для осуществления и совершенствования таможенного контроля, в том числе за легальностью ввоза/вывоза товаров на таможенную территорию/с таможенной территории, для выполнения таможенного оформления, создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

(2) Министерство финансов осуществляет методическое руководство Таможенной службой путем оказания ей методической помощи в работе и выполнения функций, предусмотренных частью (4).

(3) В целях выполнения стоящих перед нею задач Таможенная служба пользуется административной автономией и автономией в принятии решений с соблюдением положений действующего законодательства. Ни один национальный

или международный орган не вправе допускать вмешательство в деятельность Таможенной службы.

(4) Министерство финансов осуществляет следующие функции:

a) утверждает структуру Таможенной службы;

b) определяет цели Таможенной службы и показатели результативности;

c) оценивает результаты работы директора и заместителей директора;

d) утверждает бюджет Таможенной службы;

e) запрашивает информацию, относящуюся к мониторингу таможенного администрирования, включая отчеты о собранных ввозных платежах и таможенном администрировании, квартальные и годовые отчеты о товарах, ввезенных на таможенную территорию/вывезенных с таможенной территории;

f) выполняет иные предусмотренные настоящим кодексом действия.

(5) В случае поступления сигналов о нарушении работниками Таможенной службы таможенного законодательства Министерство финансов информирует об этом руководство Таможенной службы. Руководство Таможенной службы принимает меры по поводу данной ситуации, о чем информирует Министерство финансов и лицо (субъект), сообщившее о нарушении.

(6) Если руководство Таможенной службы не принимает мер в связи с создавшейся ситуацией согласно части (5), Министерство финансов рассматривает действия/бездействие руководства Таможенной службы в плане дисциплинарной ответственности, предусмотренной Законом о государственной должности и статусе государственного служащего №158/2008.

(Статья 9-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.12.2017 г. №288)

Статья 10. Таможенные лаборатории, учебные заведения и предприятия, подведомственные Таможенной службе

(1) Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях Таможенной службой создаются таможенные лаборатории.

(2) В целях подготовки кадров для таможенных органов и повышения их квалификации в системе Таможенной службы действуют учебные заведения.

(3) Таможенная служба создает вычислительные центры, полиграфические и строительно-эксплуатационные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

(4) Имущество таможенных органов, таможенных лабораторий, учебных заведений и предприятий, подведомственных Таможенной службе, является государственной собственностью и не подлежит приватизации. Управление этим имуществом осуществляет Таможенная служба.

Статья 11. Основные функции таможенных органов

Таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

а) участвуют в разработке таможенной политики государства и внедряют ее;

b) обеспечивают соблюдение таможенного и налогового законодательства; принимают меры по защите прав и законных интересов лиц при осуществлении таможенного дела;

с) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность государства;

d) защищают экономические интересы государства;

е) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

f) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

f-1) координируют применение Комбинированной товарной номенклатуры;

f-2) управляют Интегрированным таможенным тарифом Республики Молдова (TARIM);

g) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;

h) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, касающегося товаров, перемещаемых через таможенную границу, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических веществ, оружия, предметов, имеющих художественную, историческую и археологическую ценность, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;

i) оказывают содействие в предупреждении и борьбе с отмыванием денег и международным терроризмом;

j) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

k) способствуют ведению и участвуют в ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

l) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей среды, защите внутреннего рынка;

m) осуществляют таможенный контроль валютных ценностей в пределах своей компетенции;

n) обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Молдова в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных соглашений в области таможенного дела; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

о) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела;

p) развивают свою материально-техническую и социальную базу, создают необходимые условия труда для работников;

r) осуществляют управление системой сертификации происхождения в случаях, установленных Правительством, в том числе сертификацию происхождения товаров и выдачу за плату сертификатов происхождения при экспорте товаров;

s) осуществляют деятельность по управлению рисками;

t) обеспечивают распространение таможенного законодательства и доступ к информации, представляющей общественный интерес;

u) развивают публично-частное партнерство в таможенной сфере и сотрудничают с деловой средой;

v) выполняют иные функции, установленные законодательством.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267, 23.12.2013 г. №324, 17.06.2016 г. №138, 20.07.2017 г. №164)

Статья 12. Нормативные акты Таможенной службы

(1) Таможенная служба издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами, а также лицами.

(2) Нормативные акты, изданные Таможенной службой, вступают в силу в соответствии с законодательством.

Статья 13. Флаг и опознавательные знаки таможенных органов

Таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательные знаки, утвержденные Правительством.

Статья 14. Взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами и лицами

(1) В целях решения задач таможенного дела таможенные органы взаимодействуют с иными правоохранительными органами и лицами, которые обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач.

(2) Таможенные органы вправе в пределах своей компетенции допускать выполнение другими лицами под своим контролем отдельных таможенных действий.

Статья 15. Таможенное оформление вне мест нахождения таможенного органа

Лица, заинтересованные в том, чтобы таможенное оформление производилось непосредственно на их территориях или в их помещениях, а не в местах нахождения таможенных органов, предоставляют этим органам необходимые служебные и бытовые помещения, оборудование и средства связи в безвозмездное пользование.

Статья 16. Предоставление земельных участков таможенным органам

Таможенным органам предоставляются для таможенных целей в бессрочное пользование земельные участки.

Статья 17. Отношение к информации

(1) Информация, предоставленная таможенным органам лицами, может использоваться только в таможенных целях.

(2) Информация, содержащаяся в таможенных декларациях, разрешения и/или типовые формы, выданные таможенным органом физическим или юридическим лицам, а также та, которая содержится в документах, на основе которой эти таможенные документы были выданы, считается официальной информацией ограниченного доступа (носит конфиденциальный характер или является коммерческой тайной) и не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также публичным органам, за исключением случая, когда:

a) имеется предварительное письменное согласие декларанта о предоставлении запрашиваемой информации; или

b) имеется конкретное уголовное дело, возбужденное в отношении декларанта; или

c) информация запрашивается судебной инстанцией;

d) сведения запрашиваются центральными органами публичной власти, осуществляющими лицензирование, регулирование и секторальный мониторинг, в целях выполнения ими своих функций.

(3) По простому запросу Таможенная служба предоставляет только информацию общего характера.

(4) Таможенные органы представляют Министерству финансов информацию, необходимую ему для выполнения им своих функций, в том числе в целях разработки/пересмотра налогово-таможенной политики.

(5) Управление рисками содержит официальную информацию ограниченного доступа (носящую конфиденциальный характер или являющуюся коммерческой тайной), которая не должна разглашаться либо передаваться третьим лицам или центральным органам публичной власти, за исключением случаев, когда:

a) имеется конкретное уголовное дело, возбужденное в отношении таможенного плательщика, по которому проводится анализ рисков; или

b) информация запрашивается судебной инстанцией.

(В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 07.04.2011 г. №66, 23.12.2013 г. №324, 12.04.2015 г. №71, 17.06.2016 г. №138)

Статья 17-1. Обмен информацией

(1) Обмен информацией между таможенными органами, а также между таможенными органами и хозяйствующими субъектами в соответствии с настоящим кодексом осуществляется с использованием методов электронной обработки данных. Случаи и условия, при которых обмен информацией может осуществляться с использованием операций, иных чем электронные методы обработки данных, устанавливаются законодательством.

(2) Таможенная служба, лица, проживающие в Республике Молдова и иностранные лица могут обмениваться любой информацией, прямо не предусмотренной таможенным законодательством, в частности, в целях взаимодействия по управлению рисками. Этот обмен может осуществляться в рамках письменного соглашения и может включать доступ таможенного органа к информационным системам лиц.

(Статья 17-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324)

Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324

Раздел II Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. Таможенные режимы


Глава 3 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств. Виды таможенных режимов


Статья 19. Право ввоза в Республику Молдова и вывоза из нее товаров и транспортных средств

(1) Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее товаров и транспортных средств.

(2) Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом и другими нормативными актами.

Статья 20. Запрещение ввоза в Республику Молдова и вывоза из нее товаров и транспортных средств

(1) Ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены законодательством исходя из интересов государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности, охраны окружающей среды, предметов, имеющих художественную, историческую и археологическую ценность, защиты прав на интеллектуальную собственность, защиты внутреннего рынка, а также исходя из других интересов Республики Молдова.

(2) Товары и транспортные средства, подпадающие под действие части (1), подлежат соответственно немедленному вывозу из Республики Молдова либо возврату в нее, если не предусмотрена их конфискация в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(3) Вывоз из Республики Молдова или возврат в нее товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на склады временного хранения, предельный срок хранения в которых составляет трое суток.

(4) Запрещается помещение под таможенные режимы импорта, таможенного склада, под таможенное назначение свободной зоны:

— автотранспортных средств, классифицируемых по товарной позиции 8702, предназначенных для перевозки более 20 человек, и по товарным позициям 8704 и 8705, а также двигателей и кузовов к ним, со сроком эксплуатации свыше 10 лет;

— тракторов, классифицируемых по товарным позициям 8701 10 000, 8701 20, 870130000, 8701 90 900, а также двигателей и кузовов к ним, со сроком эксплуатации свыше 12 лет;

— тракторов, классифицируемых по товарным позициям 8701 90 110 — 8701 90 500, а также двигателей и кузовов к ним, со сроком эксплуатации свыше 20 лет;

— автотранспортных средств, классифицируемых по товарной позиции 8703 (за исключением ретро-автомобилей), а также двигателей и кузовов к ним, со сроком эксплуатации свыше 10 лет;

— автотранспортных средств, предназначенных для перевозки не более 20 человек, классифицируемых по товарной позиции 8702, а также двигателей и кузовов к ним, со сроком эксплуатации свыше 7 лет;

— мотоциклов, классифицируемых по товарной позиции 8711, а также их двигателей со сроком эксплуатации свыше 10 лет.

(4-1) В отступление от положений части (4), допускается ввоз и помещение под таможенный режим транспортных средств, импортируемых бесплатно (пожертвование), независимо от срока эксплуатации, для:

а) медицинских целей, классифицируемых по товарным позициям 8702 и 8703;

b) транспортировки лиц с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата на основании положений части (3) статьи 49 Закона о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями №60/2012, классифицируемых по товарной позиции 8703;

c) пожаротушения, классифицируемых по товарной позиции 8705 30000;

d) уборки улиц, разбрасывания материалов, сбора мусора, классифицируемых по товарной позиции 8705.

Пользоваться данной налоговой льготой могут как бенефициары, при условии использования данных транспортных средств исключительно с учетом их конечного назначения, так и третьи лица, которые ввозят и поставляют соответствующие транспортные средства бенефициарам. Бенефициары и третьи лица не могут продать, сдать в аренду, наем, узуфрукт, операционный или финансовый лизинг транспортные средства, указанные в пунктах а)-d).

Порядок ввода, помещение под таможенный режим импорта упомянутых транспортных средств и пользование данной налоговой льготой устанавливаются Правительством.

(5) Физические и юридические лица, получившие право собственности на автотранспортные средства, ввезенные в Республику Молдова, отвечают за уплату ввозных платежей, если эти средства не прошли таможенное оформление в таможенных органах.

(6) Автотранспортные средства, которые при ввозе в Республику Молдова не были помещены под какой-либо таможенный режим или таможенное назначение, не могут быть зарегистрированы в Агентстве государственных услуг. Запрещается первичная регистрация автотранспортных средств, кузовов и двигателей, запрещенных к ввозу на территорию Республики Молдова.

(7) Государственная регистрация автотранспортных средств на основании документов о собственности осуществляется при условии представления установленных центральным органом Таможенной службы таможенных документов, подтверждающих разрешение выпуска транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Молдова Таможенной службой.

(8) При исчислении срока эксплуатации автотранспортного средства, двигателя и кузова за основу принимается год выпуска. Год выпуска устанавливается на основании данных, содержащихся в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте) и VIN-коде (идентификационном номере автотранспортного средства). В случае несоответствия данных, содержащихся в регистрационных документах, данным VIN-кода за основу принимаются данные завода-изготовителя автотранспортного средства или информация, полученная от официальных дилеров изготовителей машин. В случае представления лицом копий регистрационных актов, ранее выданных страной- экспортером автотранспортного средства, и наличия подозрений относительно года выпуска, указанного в этих копиях, год выпуска устанавливается на основе данных завода-изготовителя или информации, полученной от официальных дилеров изготовителей машин. При невозможности установления этими методами года выпуска автотранспортного средства, подлежащего учету в Государственном регистре транспорта, вносится соответствующая пометка в информационную систему «Asycuda World».

(9) Ввоз и помещение под любое таможенное назначение бывших в употреблении резиновых шин и покрышек (товарная позиция 40 1220 000), отходов, исключая отходы, полученные или образовавшиеся в результате деятельности резидентов на территории свободных зон, обрезков и скрапа резины (кроме твердой резины), порошков и гранул, полученных из них (товарная позиция 4004 00 000), бывших в употреблении частей и принадлежностей для автомобилей запрещается.

(10) В отступление от положений части (9) допускается ввоз в режиме транзита товаров, указанных в части (9), при условии предъявления на соответствующую партию уведомления о трансграничной перевозке отходов, выданного согласно действующим нормативным положениям.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267, 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 12.04.2015 г. №71, 05.05.2017 г. №80, 15.12.2017 г. №288)

Статья 21. Ограничения на ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее товаров и транспортных средств

(1) На ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения в целях выполнения Республикой Молдова международных обязательств, реализации экономической политики, защиты суверенитета страны, внутреннего рынка и в иных целях, предусмотренных национальным законодательством и международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары через таможенную границу, либо у перевозчика в связи с введением указанных в части (1) ограничений, государственными органами не возмещаются.

Статья 22. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу производится в соответствии с их таможенным назначением в порядке, предусмотренном настоящим кодексом и другими нормативными актами.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267)

Статья 23. Таможенные режимы

(1) Устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) окончательные таможенные режимы:

2) льготные таможенные режимы:

b) таможенный склад;

с) переработка на таможенной территории (с условным освобождением);

d) переработка под таможенным контролем;

е) временный ввоз;

f) переработка вне таможенной территории.

(2) Из указанных в части (1) режимов являются экономическими:

а) таможенный склад;

b) переработка на таможенной территории;

с) переработка под таможенным контролем;

d) временный ввоз;

е) переработка вне таможенной территории.

Статья 24. Выбор и изменение таможенного назначения

Лицо вправе в любое время выбрать любое таможенное назначение, а также любой таможенный режим, предусмотренный статьей 23, или изменить его на другое/другой независимо от количества, характера, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если эти действия не противоречат положениям настоящего кодекса и других нормативных актов.

(Статья 24 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267)

Статья 25. Таможенное оформление и таможенный контроль

Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, предусмотренном настоящим кодексом и другими нормативными актами.

Статья 26. Место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы

(1) Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы допускается только в местах, определенных таможенными органами, и только во время работы последних.

(2) С согласия таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу и в иных местах и вне времени работы таможенных органов.

Статья 27. Распоряжение и пользование товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу

Распоряжение и пользование товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, осуществляются в соответствии с их таможенными режимами, настоящим кодексом и другими нормативными актами.

Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267

Глава 4 Общие положения о льготных таможенных режимах и экономических таможенных режимах


Статья 29. Общие положения о льготных таможенных режимах

(1) Льготные таможенные режимы — операции временного характера, прямым следствием которых является условное полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Статья 38 39