Содержание:

Субъекты административного правонарушения коап

Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) организации (см. § 8 данной главы).

Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весь­ма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами адми­нистративного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают до­полнительные основания для административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязан­ности. При этом должностные лица подлежат административной от­ветственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответствен­ность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инва­лиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим сроч­ной службы не может применяться за административное правонару­шение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в об­щей форме определяет, что административной ответственности подле­жат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения админист­ративного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 13, 20).

В его Общей части нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью вы­деляются в статьях его Особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного правонару­шения. Из закона вытекает необходимость различий между субъек­тами административной ответственности и административного право­нарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административ­ной ответственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его со­вершении. Вина как обязательный признак административного право­нарушения предусмотрена КоАП РСФСР (ст. 10).

Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, мо­жет появляться в форме умысла и неосторожности.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо совер­шившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РСФСР).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступ­ления вредных последствий своего действия или бездействия, но лег­комысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РСФСР).

В Особенной части КоАП РСФСР форма вины чаще всего не обоз­начается. Обычно большинство из правонарушений может быть совер­шено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предпо­лагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РСФСР либо иных законах, уста­навливающих ответственность за те или иные административные пра­вонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, ка­ковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факульта­тивные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квали­фицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в зако­не. Так, ст. 90 предусматривает, в частности, административную от­ветственность за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия адми­нистративным правонарушением.

Только при наличии состава административного правонаруше­ния, лицо его совершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности. В теории и на практике часто возникает вопрос о соотношении административного правонарушения с преступ­лением, дисциплинарным проступком.

В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения:

а) последние являются общественно опасными, но по своему характе­ру менее общественно опасны, чем преступления; б) они вредны для общества, но не общественно опасны; в) одни административные пра­вонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не со­держат указания на общественную опасность. Следовательно, с фор­мальной точки зрения административные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

По существу, административные правонарушения, как и преступ­ления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определя­ется не характером единичного правонарушения, а их распространен­ностью, «массовидностью»; в-третьих, общественная опасность прояв­ляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому проти­вопоставление общественной опасности и вредности является необос­нованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству (см. ст. 14). В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по сво­ему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совер­шение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонару­шений вообще, а также внешне сходных, совпадающих по ряду своих параметров преступлений и административных правонарушений в особенности.

Вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений имеет важное практическое значение, поскольку административная ответственность за правонарушения наступает лишь при условии, что они не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (см. ст. 10 КоАП РСФСР).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и админи­стративном законодательстве и могут относиться к объекту, объек­тивной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответст­вующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъек­том определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-лет­него возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушения правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, пов­лекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку — преступ­ление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплина­рного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями (см. главу 14). Нередко на­рушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признает­ся административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарных правонарушений (проступков)». Их субъектами являются не гражда­не, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудо­вых, служебных функций.

В законодательстве и литературе нередко говорится о нарушении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т.п., как осно­ваниях ответственности (например, экологической и т.д.). Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонару­шения, являющиеся основанием различных видов юридической ответ­ственности — уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, админист­ративными и другими. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять экологическую, налоговую и т.д. ответ­ственность.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Субъекты административной ответственности

Статья 1.4 КоАП предусматривает основополагающий принцип равенства перед законом субъектов административной ответственно­сти, совершивших административные правонарушения. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств.

Субъектами административных правоотношений являются фи­зические и юридические лица.

Физическое лицо — это лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП). Согласно ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответствен­ности физическое лицо, которое во время совершения противоправ­ных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хро­нического психического расстройства, временного психического рас­стройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.4 КоАП предусматривает административную ответст­венность должностных лиц. Ими являются лица, постоянно, вре­менно или в соответствии со специальными полномочиями осуще­ствляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в уста­новленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных орга­нах, органах местного самоуправления, государственных и муници­пальных организациях, а также в Bооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им адми­нистративного правонарушения в связи с неисполнением либо не­надлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 2.5 КоАП устанавливает административную ответствен­ность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется дей­ствие дисциплинарных уставов. Они несут ответственность за адми­нистративные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно­исполнительной системы, Государственной противопожарной служ­бы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответствен­ность за административные правонарушения в соответствии с нор­мативными правовыми актами, регламентирующими порядок про­хождения службы в этих органах. К ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

B ст. 2.6 КоАП рассматриваются положения, определяющие ад­министративную ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. B случае совершения ими на территории России административных правонарушений они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Bопрос об административной ответственности иностранного гра­жданина, пользующегося иммунитетом от административной юрис­дикции России в соответствии с федеральными законами и между­народными договорами России и совершившего на территории Рос­сии административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет ус­тановлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Фе­дерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлече­ние к административной или уголовной ответственности физиче­ского лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Установленные раздедами I, III—V КоАП требования действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением тех случаев, когда по смыслу эти нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (п. 2 ст. 2.10).

В ст. 2.10 КоАП говорится о том, кто привлекается к ответст­венности за административные правонарушения при реорганизации юридических лиц:

• при слиянии нескольких юридических лиц — привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

• при присоединении юридического лица к другому юридиче­скому лицу — присоединившее юридическое лицо;

• при разделении юридического лица или при выделении из со­става юридического лица одного или нескольких юридических лиц — то юридическое лицо, к которому согласно разделитель­ному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

• при преобразовании юридического лица одного вида в юри­дическое лицо другого вида — вновь возникшее юридическое лицо.

В случаях, указанных в ч. 3—6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонаруше­ния наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушенияявляются физические и юридические лица. При этом физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Кто является субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».

    Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

    А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

    Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

    В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

    • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
    • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
    • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
    • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.
    • Кто освобождается от административной ответственности?

      Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

      Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

      Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

      Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

      По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

      Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

      В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

      Понятие субъекта административного правонарушения

      Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

      Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.

      Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

    • граждан России;
    • иностранных граждан;
    • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
    • лиц без гражданства;
    • должностных лиц и многих других.
    • Виды субъектов административного правонарушения

      Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

    • Общие субъекты административного правонарушения;
    • Специальные субъекты административного правонарушения.
    • Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

      Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

      К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

      К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

      Должностные лица как субъекты административных правонарушений

      Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

      Задай вопрос специалистам и получи
      ответ уже через 15 минут!

      От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

      Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

      Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

      Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

    • сотрудники Следственного комитета РФ;
    • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
    • сотрудники МЧС;
    • сотрудники таможни;
    • сотрудники органов полиции.
    • В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

      Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

      Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

      Физические лица как субъекты административного правонарушения

      Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

    • должны быть вменяемыми;
    • должны достигнуть определенного законом возраста.

    Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

    Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

    Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

    В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

    В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Субъект административного правонарушения

    Субъекты административного правонарушениялица, подлежащие привлечению к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ,классифицируются по множеству оснований. Субъектами административного правонарушения, в отличие от преступления, могут быть как физические, так и юридические лица. Причем первые подразделяются на граждан России, иностранцев, должностных лиц, граждан, имеющих воинские и специальные звания, и т. д. Подробнее об особенностях ответственности различных категорий субъектов административного права изложено в настоящей статье.

    Виды субъектов административного правонарушения (общие, специальные…) и их признаки

    В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на людей, но и на целые организации, то есть юридические лица. Таким образом, сразу два вида субъектов административного правонарушения относятся к категории общих субъектов, а именно:

  • Физические лица, к которым относятся:
    • граждане России;
    • иностранцы;
    • лица, не имеющие гражданства (апатриды).
    • Юридические лица — как российские, так и иностранные учреждения, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

    • При этом физические лица как субъекты административной ответственности помимо гражданства классифицируются еще и по профессиональному признаку (тогда их еще называют специальными субъектами административных правонарушений):

      • должностные лица;
      • военнослужащие и приравненные к ним граждане.
      • Должностные лица

        В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения, имеющих специальные признаки.

        Иными словами, это руководители различного звена, в том числе занимающие должности на государственных и муниципальных предприятиях, в вооруженных силах и т. д.

        Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с рядовыми гражданами. Например, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (статья 14.15 КоАП РФ) продавец заплатит штраф как физическое лицо — в сумме от 300 до 1 500 рублей, тогда как должностное лицо, то есть администратор или руководитель торгового учреждения, — от 1 000 до 3 000 рублей.

        Важно: за правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД, мелкое хулиганство и т. д.), должностные лица несут ответственность как физические.

        Военнослужащие

        Статья 2.5 КоАП РФ относит к категории военнослужащих и приравненных к ним лиц не только кадровых военных, но и граждан, призванных на военные сборы (исключительно в период их проведения), а также сотрудников других организаций, предполагающих ношение погон и присвоение специальных званий:

      • Следственного комитета РФ;
      • Полиции;
      • Уголовно-исполнительной системы;
      • Таможни;
      • МЧС.
      • Важно: речь идет только об аттестованных работниках указанных учреждений.

        За большинство правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, военнослужащие и приравненные к ним лица несут дисциплинарную ответственность, то есть административному наказанию не подлежат.

        Исключение составляют нормы, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, когда военнослужащие выступают субъектами административного правонарушения. Среди них — нарушения в области избирательного права, противопожарной безопасности, ПДД и т. д.

        Субъекты административного правонарушения — физические лица

        В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

      • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
      • являются вменяемыми.
      • Возрастной ценз административной ответственности

        Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст. То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог. Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет.

        Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка.

        Вменяемость

        В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

        Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

        Когда юридические лица являются субъектами административных правонарушений

        Перечень санкций для юридических лиц гораздо уже, чем для граждан. В него входят:

      • предупреждение;
      • административный штраф;
      • приостановление деятельности на определенный срок;
      • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.
      • Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

        Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и граждане.

        Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

      • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
      • при присоединении — присоединившее юрлицо;
      • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).
      • Субъекты административного правонарушения коап