Содержание:

Травмы в дтп на мотоцикле

Покупая мотоцикл, немногие из нас задумываются о серьезной профессиональной подготовке к управлению этой техникой. И, тем более, о покупке экипировки – одежды и предметов, способных защитить тело и голову от травм. Многие обходятся лишь одним (и дешевым!) шлемом, а иные и вовсе отказываются от какой бы то ни было защиты. Разубедить последних можно только реальным примером, когда мотоциклист оставался жив и более-менее цел исключительно благодаря обмундированию соответствующего уровня.

Какие же травмы могут подстерегать новоявленного байкера на большой дороге?

1) Травмы головы. Сотрясение головного мозга, перелом носа или даже основания черепа, скальпирование и многое другое может произойти даже при относительно мелком ДТП. Даже на скорости в 30-40 км/ч, въехав в бампер впереди идущего автомобиля, можно получить сотрясение не самой легкой степени. В случае падения мотоцикла или самого водителя не исключена «асфальтная болезнь» всего лица – когда на большой скорости обдираются кожный и мышечный покровы. Нередко после аварии теряют и зрение – вместе с глазными яблоками. Спасти от всего этого сможет только шлем, и чем дороже и мощнее ваша Хонда, тем дороже придется покупать шлем, так как обычные китайские «поделки» за 2-3 тысячи рублей не всегда смогут защитить.

2) Переломы позвоночника. Если мотоциклист перелетел через машину, либо вылетел из «седла», его позвоночник испытывает серьезную перегрузку, итогом которой может стать перелом позвонков, разрыв спинного мозга и паралич. Уберечь от такого обмундирование не сможет, к сожалению.

3) Разрывы внутренних органов. Желчный пузырь, селезенка и другие органы при перегрузке могут просто разорваться. Без срочной операции мотоциклист погибает.

4) Переломы ребер. Наиболее типичная травма тех, кто предпочитает полное профессиональное обмундирование. От более серьезных травм вроде открытых переломов мотоциклиста спасает куртка со специальными накладками на животе и спине.

5) Переломы и отрыв конечностей. Такие травмы встречаются не настолько часто, как указанные выше, но являются типичными именно для мотоциклистов. Автомобили более-менее защищают своих водителей, на мотоцикле же никакой системы безопасности в принципе не предусмотрено, от чего часто их владельцы теряют руки и ноги в серьезной аварии.

6) «Асфальтная болезнь». Травма, которая наиболее часто встречается у мотоциклистов (после детей). В некоторых случаях доставляет много неудобств и боль, а потому среди опытных байкеров популярны специальные рукавицы, обувь, штаны и куртка с налокотниками.

Вот неполный перечень травм, которые может получить абсолютно любой мотоциклист, вне зависимости от опыта, стиля вождения и вида техники. К сожалению, единственный способ уберечься от ДТП – это вовсе не садиться на мотоцикл.

Травмы мотоциклиста

Люди покупают мотоциклы для получения удовольствий и, конечно, не задумываются о возможных авариях и падениях. Но об этом стоит помнить: реалии таковы, что многие «прикладываются» о бренную землю. Готовы услышать подробности из жизни «героев асфальта»? Держитесь крепче. О типичных травмах мотоциклистов рассказывает заведующий отделением Федерального центра артроскопии, спортивной травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук Михаил Лисицын.

— Парадокс? Всегда считалось, что все технические виды спорта, в том числе и мотоспорт, очень травматичны. Неужели наша повседневность на дорогах куда опаснее? — Я не имею ничего против мотоспорта. Но между профи и любителем громадная разница. Спорт — это некое соревнование, постоянная работа на результат, это, в конце концов, особая философия. А когда люди просто покупают мощный байк, чтобы испытать некий экстрим, не готовясь к нему… Как врач, такой шаг я с трудом могу понять. Камикадзе…

— Ну, в последнее время мотоциклисты стали поаккуратнее, и экипировка хорошая, и шлемы для многих теперь обязательные атрибуты… Еще бы ездить научились! — Да, да. Но… Если уж мы говорим о безопасности, то на этот счет у меня есть свое мнение: уверен, что у многих мотоциклистов нет действительно высококачественной защиты. Хотя бы потому, что не все считают нужным тратить на это кругленькую сумму. Да и что тут лукавить — не имеют на это средств. Повторюсь, как ни странно, у профи меньше мелких травм. У любителей с этим дело обстоит хуже.

— А можно составить классификацию травм у мотоциклистов? Иными словами, какие повреждения считаются типичными? — Дело в том, что травмы при падении действительно достаточно типичны, и особым разнообразием не отличаются. Так, при перелете через мотоцикл кувырком часто происходят повреждения внутренних органов, разрывы мочевого пузыря, переломы таза, переломы нижних и верхних конечностей. Когда пациент… то есть мотоциклист падает набок, шансы получить повреждения позвоночника ниже. Когда при падении аппарат выскальзывает из-под седока, то человек летит назад, бессознательно пытаясь сгруппироваться. Он закрывает голову руками, сжимается, и страдают здесь, в первую очередь, колени и локти. Классический случай — та же «асфальтовая болезнь» — у меня был знакомый, который, падая, ободрал всю левую часть туловища и ногу.

— По сравнению с переломом позвоночника «асфальтовая болезнь» — цветочки. — Кстати, наиболее типичным является все-таки компрессионный перелом позвоночника. Если мотоцикл подскакивает вверх, и мотоциклист кувыркается, то удар о землю часто заканчивается именно компрессионным переломом.

— А вы можете объяснить, что представляет собой такой перелом? Ведь при переломах позвоночника дальнейшая судьба известна наперед: гипс, а потом на всю жизнь инвалидная колясочка… — Дело в том, что за счет определенного физиологического строения позвоночник имеет способность сжиматься и разжиматься, гася нагрузки, которые испытывает человек.

— То есть работает как амортизатор? — В общем, да. Он представляет собой некую синусоиду, которую можно чуть-чуть сжать или разжать, конечно, в определенных пределах. Если же давление слишком большое, и эта синусоида сжимается, то происходит сжатие не только межпозвонковых промежутков, которые заполнены фиброзными кольцами.

Тела позвонков упираются друг в друга, сжимаются, а вершиной искривления является тот позвонок, на который приходится основная нагрузка. Он находится под давлением с двух сторон, в результате чего и ломается. Наиболее же тяжелым переломом, вернее, осложнением перелома, является перелом позвонков с повреждением спинного мозга. Такая травма приводит к парализации. Причем, чем выше перелом, тем хуже. Я имею в виду переломы шейных позвонков и переломы у основания черепа.

— Может быть, поэтому среди мотоциклистов бытовало мнение, что, дескать, в момент аварии шлем может только навредить, что именно из-за шлема происходят переломы верхних отделов позвоночника? — Такое утверждение трудно комментировать, так как любая травма индивидуальна. Но по большому счету, это сильный удар головой с компрессионным переломом, либо хлыстовой удар, когда ломаются позвонки. Ведь водитель за рулем автомобиля ездит без шлема, однако хлыстовые переломы у него тоже бывают.

— Хлыстовой перелом — это когда резко дергается голова? — Да, представьте — мотоцикл тормозит, человек откидывается вперед, затем удар, и резкое движение назад головой. Так что травмы шейного отдела от наличия шлема ну никак не зависят. И не стоит забывать, что шлем защищает глаза, лицо, череп, предохраняет от повреждения кожных покровов.

— Ваша епархия — это травмы конечностей. В связи с этим вопрос… — В нашем отделении мы занимаемся переломами трубчатых костей, повреждениями всех крупных суставов, например, коленного, плечевого, тазобедренного, лучезапястного. Также мы занимаемся разрывами мышц и сухожилий. Это наша основная специальность. А в ракурсе мотоциклетных травм могу сказать, что очень часто встречаются закрытые повреждения коленного сустава, когда во время аварии происходит удар костей голени по направлению сзади, когда гонщик находится в согнутом состоянии. Это приводит к тяжелым нарушениям задних отделов структуры коленного сустава. В первую очередь травмы задней крестообразной связки, повреждения нервов, и т. д. Это достаточно характерные травмы.

— А какие могут случиться последствия? — Самые тяжелые. Если, к примеру, поврежден малый берцовый нерв, то нарушается работа мышц, которые позволяют двигать стопой. Такого человека можно сразу «инвалидизировать». При вывихе голени, тоже типичном, повреждается как сам нерв, так и артерии. Если этого не произошло, и смещение было не такое сильное, то однозначно повреждается задняя крестообразная связка.

Эта тяжелейшая травма приводит к нестабильности коленного сустава, в результате чего развиваются тяжелые нарушения функций сустава, как минимум — нестабильность походки и тяжелейшие артрозы. Все эти повреждения очень характерны для мотоспорта и, по идее, должны диагностироваться в первые сутки. При повреждениях нерва, по опыту могу сказать, несмотря на весь объем оперативного лечения, который проводим мы и наши зарубежные коллеги, очень трудно сохранить нормальные функции стопы. При таких травмах стопа буквально болтается, и пациент не может даже поставить ногу на землю.

— С мотоциклом, видимо, можно сразу распрощаться. — Увы, это так. Человек становится инвалидом. Вот, смотрите: недавно к нам в клинику поступил велосипедист. Он ехал по дороге, и вдруг решил затормозить. Нажимает на тормоза, встает на переднее колесо и перелетает через велосипед. При этом ноги у него находятся в фиксированном состоянии на педалях, и это приводит к тому, что кинетическая энергия бросает тело вперед. Поскольку стопы зафиксированы, в коленках происходит переразгибание, и человек повреждает заднюю крестообразную связку. Это очень приближенное сравнение, если учитывать последствия, какие могут произойти при аварии мотоцикла.

— А в вашей практике были случаи, скажем, поучительные? Чтобы, если о них рассказать, никто не захотел чувствовать себя будущим пациентом? — Что касается моей личной практики, то поучительные случаи довольно печальны. Я это знаю еще по моей работе в ЦИТО, где была создана специальная бригада скорой помощи, которая в летнее время, особенно ночью, выезжала преимущественно на мотоциклетные аварии. В основном у нас были смертельные исходы, вот что могу сказать поучительного. На это влияет, видимо, и недостаток опыта, и кураж…

— Бесшабашность. — А мотоциклы сейчас такие мощные, и летят как сумасшедшие… Кстати, вы заметили тенденцию: достаточно состоятельные люди, помимо машин, стали покупать мощные мотоциклы…

— И некоторые из них, кстати, ездить толком не умеют! — Есть такое, но они покупают их по другой причине — пробки. Мотоциклисты достаточно свободно двигаются в потоке машин. И я не соглашусь, что такие люди совсем не умеют ездить. Они, как правило, атлетичные и энергичные личности, достаточно психологически сильные. Тут проблема, на мой взгляд, в том, что мотоцикл, видимо, бередит кровь.

— Травматизм-то все равно растет. — Мне, честно говоря, не легко рассказывать об авариях, потому что это, действительно, страшно. Так, на Дмитровском шоссе, где в то время проводили ремонтные работы, ехали на спортивном мотоцикле молодые люди — парень и девушка. Ну не понимаю, как он не заметил железобетонный блок… И вот они на полной скорости въезжают в него, летят… и оба погибают. А было им меньше двадцати. Глупая, до невозможности, смерть… Я не понимаю людей, которые покупают мотоциклы, чтобы погибнуть ради запредельной скорости. А таких «странных» очень много. Если мы проанализируем количество мотоциклов и мотоаварий в сравнении с количеством автомобилей и автокатастроф, то, поверьте, окажется, что первых будет больше. И все это знают.

— Реабилитация людей с травмами средней степени тяжести проходит долго? — Считается, что травму получить — раз, два и готово. А следом начинается большой и сложный период восстановления утраченных функций. Даже если операция выполнена своевременно и правильно, «на пятерку», как говорится, все равно потребуется определенное время. Тут все зависит и от степени тяжести травмы, и от состояния сосудов и нервов. Если говорить о повреждениях коленного, плечевого суставов, где применяются эндоскопические методики операций, тогда восстановление проходит быстрее. Такие операции наносят минимальную нагрузку организму человека. И мы в нашем Центре успешно проводим такое лечение.

— Сейчас спорт стремительно молодеет. К примеру, если раньше мотокроссом занимались, начиная лет с восьми, то теперь все иначе. Считается нормой, когда ребенок четырех-пяти лет активно ездит на мотоцикле, совершает прыжки, в общем, в детском мотокроссе почти все как у взрослых. — Тут палка о двух концах — с одной стороны, чем раньше ребенок начнет заниматься, тем или иным видом спорта, тем больших результатов он достигнет с возрастом. Боюсь, тут немного другая опасность: ребенок не осознает того, что он делает. У него нет страха. Если у ребенка грамотный тренер, то он должен тщательно следить за строгим соблюдением техники безопасности. Это как минимум. На мой взгляд, здесь есть свои положительные стороны. Например, ребенок учится владеть своим центром тяжести, удерживать равновесие и так далее.

— Ну а нагрузки? Насколько хватит сил у ребенка? Не приведут ли травмы к необратимым последствиям? — Я все-таки не одобряю ранних тяжелых физических нагрузок: риск здесь достаточно велик. И мотокросс для детки четырех лет, на мой взгляд, не очень подходит, так как последствия травм могут быть жуткими. Объясню, почему. У ребятишек кости растут за счет кончиков, за счет так называемой зоны роста или экофизиолиса. Если происходит повреждение этой зоны роста, то очень часто бывает так, что косточка прекращает расти. Со всеми вытекающими для ребенка последствиями.

— Как вы думаете, существует ли какая-нибудь профилактика травм, которая действительно будет работать? — Разумеется. Нужна учеба в серьезной профессиональной школе вождения. И такие школы есть. Да, это стоит денег, но и является, по сути, школой сохранения собственной жизни.

— И последний вопрос: у вас никогда не возникало желания прокатиться «с ветерком» на мотоцикле? — Это желание осталось в глубоком детстве, когда я ездил на маленьком «ковровце». А сейчас однозначно скажу — ни малейшего желания «прохватить» у меня нет, тем более на мотоцикле. Жизнь — выше всего.

Автомобили

АвтоМеханика

«Русская рулетка» для байкера

Мотоциклисты гибнут на дорогах в 29 раз чаще автомобилистов

Мотоциклисты попадают в смертельные ДТП в 29 раз чаще, чем автомобилисты, вычислили эксперты. Шанс погибнуть за рулем байка оцениваются как 1 к 860. При этом путешествовать на автомобиле в 17 раз опаснее, чем на поезде. В России мотоциклы есть у 3% населения, при этом количество погибших в ДТП байкеров составляет не более 4% общего числа жертв.

Шансы погибнуть на дорогах в ДТП у мотоциклистов в 29 раз выше, чем у автомобилистов. К такому выводу пришел сотрудник Северо-Западного университета США экономист Ян Сейвидж, сообщает The Washington Post. Проведя глобальное исследование статистики аварийности с погибшими и пострадавшими с 2001 по 2009 год, он посчитал, что

мотоциклисты, которые ежедневно в течение года совершают поездки средней протяженностью 24 км, могут погибнуть с вероятностью 1 к 860.

Таким образом, на 1 млрд «пассажиромиль» приходится 213 смертей. Поясним, что понятие «пассажиромиля» используется для измерения пассажирских перевозок и исчисляется путем умножения количества перевезенных пассажиров на расстояние, которое они преодолели. При этом автомобили остаются одним из самых смертельно опасных способов, чтобы добраться из точки А в точку Б: на каждый миллиард пассажиромиль приходится 7,28 смерти.

Количество серьезных ДТП в России сократилось в январе — марте на 4,9%

Выходит, что в США риск погибнуть в автомобиле в 17 раз выше, чем в поезде (0,43 фатального случая на 1 млрд миль). Путешествовать в метрополитене, автобусе и самолете оказывается еще безопаснее. Для сравнения,

риск погибнуть в авиакатастрофе оценивается как 1 к 85 тыс. при условии, если человек каждый день будет совершать перелеты протяженностью 800 км.

Еще один важный вывод, который сделал Сейвидж, сводится к тому, что уровень смертности на всех видах транспорта значительно упал за последние десятилетия. «Уровень безопасности пассажирских перевозок значительно выше, чем в середине 1970-х годов, — пишет исследователь. — Особенно улучшения заметны в коммерческих перевозках — воздушных, морских и железнодорожных. Даже риск погибнуть за рулем на хайвее упал в два раза за последние 35 лет».

В России, согласно данным МВД, самым аварийным по итогам 2014 года был признан частный транспорт. Так, из 199 тыс. ДТП только 10 тыс. случаев произошли с участием автобусов, 7 тыс. — с лицензируемыми перевозчиками. Получается, что только 5% ДТП произошло с участием автобусов. Число пострадавших пассажиров, перевезенных за последние два года железнодорожным и автобусным транспортом (на 1 млн за последние два года), оказалось не более 0,2.

Отметим, что, согласно статистике ГИБДД,

мотоциклы имеются примерно у 3% россиян и более половины из них никогда не попадали в ДТП.

Полиция возбудила уголовное дело по факту гибели байкера в ДТП на Кутузовском проспекте

Более чем у 80% из них водительский стаж составляет более пяти лет, а в Москве более опытные мотоциклисты встречаются в два раза чаще, чем в регионах. В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что в России абсолютное большинство погибших мотоциклистов составляют мужчины (99%) в возрасте 22–38 лет (60%). Чаще всего такие ДТП происходят в теплое время года, но рост смертности мотоциклистов начинается уже в апреле и существенно снижается только к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов являются выходные.

Мотоциклистов в России не так много, как, например, в странах Юго-Восточной Азии, и доля жертв среди них составляет около 4% всех погибших в ДТП. С января по март 2015 года в России было зафиксировано 181 серьезное ДТП из-за несоблюдения ПДД водителями мотоциклов. Показатель снизился на 23% по сравнению с январем — мартом 2014 года. Также сократилось число погибших в авариях такого рода — на 28,9% (23 человека) и раненых — на 23,5% (186 человек). Всего, как посчитали в ГИБДД, за последние 12 лет количество ДТП с мотоциклистами сократилось в два раза.

Гибнут, потому что не замечают

Заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов рассказал «Газете.Ru», что чаще всего в ДТП попадают автомобилисты по той причине, что их просто больше. При этом количество смертельных случаев и случаев серьезного ущерба для здоровья фиксируется больше именно в ДТП с участием мотоциклистов, которых врачи в больницах уже давно называют «донорами».

Координатор проекта «Мотогорожане» Павел Сосков согласен со статистикой страховой компании.

«Для мотоциклиста любое, даже небольшое столкновение, небольшая травма могут нести смертельный исход, —

говорит Сосков «Газете.Ru». — Основная причина гибели мотоциклистов — несоблюдение водителями автомобилей правил маневрирования. Они до сих пор не могут привыкнуть к соседству с мотоциклами на дорогах, а за зиму вовсе забывают о существовании байкеров, поэтому пик аварий приходится именно на весну. Сейчас мы ждем, что система обучения и подготовки будущих водителей и мотоциклистов будет изменена, и они будут лучше готовы к выезду на дороги общего пользования и к экстремальным ситуациям».

Госавтоинспекция выявила наиболее частые нарушения ПДД, которые совершают мотоциклисты

Но и сами мотоциклисты признаются, что допускают ряд серьезных нарушений на дорогах. После опроса, проведенного ГИБДД среди байкеров и автомобилистов, выяснилось, что чаще всего мотоциклисты допускают такое нарушение, как движение между полос. Мотоциклисты также признались, что часто ездят с превышением скорости. Далее в списке нарушений следуют езда без шлема и перестроение без поворотников.

Отметим, что практически каждый теплый сезон в России происходит несколько громких ДТП, в которых мотоциклисты гибнут или получают серьезные травмы. Так, в мае в Москве находившийся на обочине дороги байкер попал под колеса неуправляемой BMW X6 из Чечни с «красивыми» номерами. Перед столкновением машина внезапно выехала на встречку и пересекла все полосы Кутузовского проспекта.

В мае 2014 года в центре столицы шофер руководителя ФАС Игоря Артемьева на седане представительского класса Volkswagen Phaeton сбил на перекрестке мотоциклиста. При проезде перекрестка водитель проигнорировал сразу несколько пунктов ПДД: двигался вне траектории полосы на запрещающий сигнал светофора.

Смертельные травмы можно получить и на скорости 20 км/ч

Именно в его отделении хирурги «принимают» со всей Москвы жертв ДТП и буквально по частям «собирают» людей заново. Владимиру Анатольевичу мы предложили пощупать экипировку, которую в мотосалонах предлагают байкерам, и попросили дать комментарий, насколько она нужна.

– Молодые люди полагают, что они бессмертны. Увы, был бы счастлив, если бы у меня поубавилось работы. Однако с развитием увлечения мотоциклами и скутерами по мере того, как усугубляются городские пробки, у хирургов нашего профиля забот только больше.

Эти виды транспорта – приходится вновь повторять – наиболее травмоопасны на дороге. В нашей врачебной практике 70% пациентов – жертвы ДТП. И доля жертв мотоаварий неумолимо растет, едва солнце начинает пригревать. Полученные мотоциклистами повреждения подчас гораздо тяжелее, чем у автомобилистов. Последних при ударе «ловит» короб машины, водитель же мото получает высокоэнергетические травмы – его ведь выбрасывает из седла, он летит, и кинетическая энергия возрастает, в итоге он получает повреждения и внутренних органов, и костей…

Нашему народу, увы, свойственно пренебрегать законами и рекомендациями, а ведь легкомыслие опасно, часто – смертельно опасно. С завистью отмечаю, что за рубежом человек понимает: собственную безопасность в силах обеспечить только он сам, поэтому приобретает экипировку… Однажды в Женеве видел старушку – сухонькую, седую. Она вышла из здания в, казалось бы, несуразном для своего возраста кожаном костюме. Представьте мое изумление, когда бабуля надела шлем, уселась на «Харлей» и с ревом отчалила! В ее годы, случись что, кости срастаются гораздо медленнее, чем у молодых, но в «коже» она, стало быть, уверена в собственной защищенности!

Смертельные травмы можно получить, начиная со скорости 20 км/ч!

При ее увеличении травмоопасность нарастает в геометрической прогрессии. А если мотоциклист без экипировки еще и наезжает на препятствие (тротуар, столб, врезается в другую машину), он обречен на гибель. Я разглядел, пощупал, оценил средства защиты – они безусловно помогают предупредить или хотя бы минимизировать последствия тяжелых травм. Мало выжить – надо еще и встать на ноги, восстановить функции травмированных частей тела. На это уходят месяцы. А нередко человек остается калекой.

Наибольшее число смертельных повреждений связаны с черепно-мозговыми травмами, так что голову необходимо прикрыть в первую очередь. Если вас выбросит из седла, вы полетите головой вперед. Повреждения мозга настолько тяжелы, что человек фактически обречен: он умирает на месте или в карете «скорой». Cовременные шлемы – это многопрофильные устройства, защищающие и шею, и лицо, и голову. И почему их не надевать, если они, к тому же, очень комфортны?!

Далее по сложности и опасности последствий идут повреждения грудной клетки и живота. В этой области тела расположены жизненно важные органы – сердце, печень, легкие, селезенка. При ударе тела возможны экстремальные повреждения таза: мотоциклиста буквально разрывает на две части – и таз раскрывается как книга! Мы это называем «перелом наездника»… Дальше – переломы костей нижних (бедро, голень, стопа) и верхних (плечо, предплечье) конечностей.

Почти половина переломов крупных костей – открытые, это когда рвется кожа, и кости выстоят наружу. Они опасны тем, что рана моментально инфицируется. Если спешно не оказать помощь, внутрь попадают куски одежды, грязь и пыль с мостовой, – и в организм проникает злостная инфекция. Возникает риск развития анаэробной, или, как еще ее называют, газовой гангрены.

В древности, многие это знают по текстам Библии, применяли страшную казнь – распинали на кресте: конечности прибивали к кресту ржавыми гвоздями. Несколько мучительных дней – и человек умирал от быстро развившейся инфекции…Примерно к тому же приговаривают себя неосмотрительные водители и сорвиголовы. Конечно, современная медицина чаще всего спасает от смерти, в крайнем случае, за счет ампутации конечности. Но скажите, кого такой исход устроит?

Любой здравомыслящий человек просто обязан усвоить необходимость мотоэкипировки. В моей практике были случаи, когда мотоциклист выживал в аварии и нам удавалось его «собрать» только благодаря тому, что на нем была специальная одежда. Даже мне, неспециалисту по части средств мотозащиты, но медику, понятно, что все в ней сделано продуманно и расчетливо.

Смотрите: на куртке есть защита локтевого сустава – при мототравмах от мощного удара локтем кость разлетается на мелкие осколки! Даже если хирург умудрится ее собрать, такое повреждение грозит ограничением подвижности, а то и полной неподвижностью сустава. На куртке жесткая предохраняющая пластина в области плеча защитит ключицу – ее может выбить.Та же пластина предупредит и внутрисуставный перелом головки плечевой кости – тоже очень опасный, так как осколки разбитой головки лишаются питания и в конце концов распадаются. Единственный способ лечения – вживить эндопротез, однако былую подвижность суставу вернуть все равно не удастся.

Грубую толстую кожу или прочную синтетику, из которых шьются куртки, штаны и комбинезоны, непросто стереть, а значит, пока вас тащит по шершавой мостовой, вы не получите многочисленные раны и кожный покров вместе с клетчаткой (подкожным слоем) не снимет, как это бывает, «чулком». Восстановить его трудно. Джинсы не защитят – говорю со стопроцентной уверенностью! Однажды к нам после полугодового лечения по месту жительства поступил пациент. Он ехал на мотоцикле в шлеме и в джинсах (хорошо, не в шортах!).

От удара о препятствие его отбросило от машины на 30 метров, а потом еще несколько метров парень «скользил» по асфальту на спине и ягодицах. Так у него по всей задней поверхности туловища содралась кожа, оторвались ягодичные мышцы. Мы с трудом смогли ему помочь восстановить функции организма. На теле так и остались жуткие рубцы, из-за повреждения нерва долго неподвижно висела стопа…

В голени большеберцовая кость лежит прямо под кожей, и, чтобы она вылезла наружу, достаточно повредить кожный покров. Поэтому 80% открытых переломов – в этой части ноги. Мотоботы с передним щитком – важнейший элемент защиты. К тому же в них жестко фиксируется голеностопный сустав, уязвимый при ударе о мостовую: стопа водителя может зацепиться за что-нибудь и круто вывернуться, при этом ломаются и плюсневые кости.

Должен заметить, что все мои предупреждения в равной степени относятся и к пассажиру – он получает травмы ничуть не менее сложные. Летом сплошь и рядом видишь: водитель едет в защите, а сзади сидит девушка в юбчонке, счастливая от того, что ее катает крутой парень. А иногда позади водителя сидит ребенок…

Случись авария, водитель, возможно, и останется жив, и, может, вообще не получит серьезных повреждений, но пассажир – обречен…

Любая травма – это вопрос жизни (причем еще неясно, насколько в перспективе полноценной) и смерти. Садясь на мотоцикл или мопед, водитель должен отдавать себе в этом отчет. Он же отвечает и за пассажира. Вовсе не ратую за то, чтобы мототранспорт запретить – жить вообще опасно. Я о том, что нельзя экономить на здоровье – его ни за какие деньги не купишь. Специальную экипировку необходимо рассматривать как неотъемлемую часть двухколесного транспорта.

Травма мотоциклистов от столкновения мотоцикла с неподвижными предметами

Повреждения участникам причиняют детали мотоцикла, неподвижных предметов и дороги. На основании морфологической картины, обусловлен­ной площадью поверхности и высотой расположения предмета, выделяют такие варианты травмы: столкновение мотоцикла с вертикально располо­женными предметами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья); столкновение мотоцикла с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаум и пр.); столкновение мотоцикла с предметами с распространенной поверхностью (задней поверхностью кузова грузового или пассажирского транспорта); столкновение мотоцикла с низко расположенными предметами (бордюры, ограничительные стол­бики и др.).

Столкновения мотоциклов с вертикально расположенными пред­метами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья)

Столкновения мотоциклов с вертикально расположенными пред­метами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья) характеризу­ются небольшим количеством ограниченных по площади повреждений, локальной черепно-мозговой травмой. Уровень и поверхность расположе­ния повреждений на теле, возникших от контакта с преградой, позволяют выделить три подварианта травмы:

— фронтальное столкновение передним колесом мотоцикла;

— касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла;

— касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла.

Фронтальное столкновение передним колесом мотоцикла определяется

по локализации небольшого количества повреждений от контакта с прегра­дой в области головы и верхней трети тела, взаимодействия с деталями мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов. Это столкновение наблюдается в случаях езды на большой скорости, когда водитель мотоцикла не справляется с управле­нием и прямым ударом контактирует с преградой.

След колес мотоцикла оканчивается у преграды, имеющей на высоте 30 см след удара передним колесом. Мотоцикл-одиночка лежит на боковой поверхности, передним колесом к преграде, иногда соприкасаясь с нею. Здесь же находятся осколки стекол мотоцикла. Водитель лежит на задней или заднебоковой поверхности тела рядом с мотоциклом ногами к прегра­де. На столбе или дереве обнаруживаются волосы, эпидермис и кровь мотоциклистов.

Удар о преграду причиняет прямые повреждения деталей мотоцикла, локализующиеся на передней поверхности, и непрямые, располагающиеся вдали от места приложения силы. Повреждения, вызванные ударом о доро­гу, наблюдаются на боковой поверхности мотоцикла.

Для этого подварианта травмы характерно катапультирование мотоцик­листов после удара о преграду. Характер, локализация и объем поврежде­ний определены местом нахождения участника и точками фиксации его с деталями мотоцикла.

Травма водителя мотоцикла . Для таких столкновений типична такая же локализация повреждений на одежде, как и для случаев столкновений мотоцикла со встречным транспортом. Повреждения образуются от пере­растяжения и трения, однако объем их мал. Механизм травмы (рис. 240) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 ( Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования ).

Травма пассажиров заднего сиденья . Пассажиры заднего сиденья мото­цикла, как правило, смертельной травмы не получают и остаются живы, что объясняется наличием своеобразного буфера — водителя мотоцикла, «смягчающего» удар.

Касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла

Касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла устанавливается по расположению повреждений, причинен­ных ударом о преграду в области лица и надплечья (рис. 241), скольжением по преграде — на переднебоковой поверхности тела, контактом с деталями Мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов, ударом рулем мотоцикла — в области живота. Характерны ссадины со следами скольжения на переднебоковой (наруж­ной) поверхности головы, шеи и конечностей с внедрением частиц прегра­ды и кровоподтеков, состоящих из внутрикожных точечных кровоизлияний в области надплечий. Такое столкновение наблюдается при езде на большой скорости, когда водитель пытается объехать преграду и скользящим ударом контактирует с ней.

След колес мотоцикла, дуговидно изгибаясь, оканчивается у преграды, где на высоте 30—50 см и около 100 см имеются следы скользящего удара деталей мотоцикла, наложения краски мотоцикла и тканей мотоциклистов

Иногда за преградой обнаруживается борозда, образованная подножкой наклонившегося мотоцикла Мотоцикл лежит за преградой, передней поверхностью перпендикулярно к ней или не­сколько наискось по отношению к прегра­де. Мотоводитель располагается рядом с мотоциклом, между ним и деревом, голо­вой к нему.

Повреждения на мотоцикле от взаимо­действия с преградой локализуются на переднебоковой поверхности мотоцикла, от контакта с дорогой — на одной из боко­вых поверхностей.

Травма водителя мотоцикла . Пов­реждения на одежде локализуются на таких же поверхностях и сторонах, как и в случа­ях нецентрального прямого столкновения мотоцикла со встречным транспортом, но объем повреждений значительно мень­ший. Повреждения образуются вследст­вие перерастяжения, зацепа и трения на стороне взаимодействия с преградой, а также трения на стороне контакта с дорогой. Механизм травмы (рис. 242) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 ( Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования ).

Травма пассажира заднего сиденья . Травма пассажира заднего сиденья значительно легче, чем у водителей мотоцикла, принимающих удар «на себя», в связи с чем пассажиры остаются живы.

Касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла

Касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла уста­навливается по локализации повреждений, причиненных ударом о прегра­ду, в основном на лице, скольжением по ней — на боковой поверхности лица, шеи и верхних конечностей. Повреждения, вызванные ударом о дета­ли мотоцикла и переломы костей не характерны для этого подварианта травмы. Такое столкновение происходит во время езды на большой скоро­сти в момент попытки объезда преграды, о которую мотоцикл ударяется концевой частью руля.

След колес мотоцикла начинается на некотором удалении от дерева, проходит рядом с ним и оканчивается на некотором удалении от него у лежащего мотоцикла, передним концом обращенного в сторону первона­чального движения. Параллельно следу мотоцикла за деревом проходит борозда, образованная подножкой мотоцикла или его дуги безопасности, свидетельствующая о наклоне мотоцикла. Водитель лежит рядом с мото­циклом, головой в сторону его движения. Скользящий удар рулем оставля­ет на преграде нарушения целостности коры, локализующиеся на высоте 80—100 см, и наложения тканей человека, указывающие на скользящий удар о преграду Повреждения на боковой поверхности мотоцикла причи­няются взаимодействием с дорогой.

Травма водителя мотоцикла . Повреждений на одежде, образованных контактом с преградами, не наблюдается, что объясняется местом прило­жения силы. Наряду с этим повреждения одежды в виде потертостей или протертостей выявляются на стороне контакта с дорогой. Механизм трав­мы (рис. 243) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 ( Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования ).

Травма пассажиров заднего сиденья . В этом подварианте травмы води­тели мотоцикла обычно остаются живы, а пассажиры заднего сиденья получают смертельную травму головы. Характер и локализация поврежде­ний в целом соответствуют таковым у водителей, но в отличие от них могут встретиться ссадины на спине, возникающие во время падения, удара и скольжения по дороге. В этом случае могут быть потертости материала плечевой одежды. Механизм травмы у пассажиров заднего сиденья анало­гичен таковому у водителей мотоцикла.

Травма пассажира коляски мотоцикла . При столкновении мотоцикла с коляской со столбом на дороге имеется след колес мотоцикла, оканчиваю­щийся у преграды. На преграде находится след удара кузовом коляски, который вдавлен от удара о преграду. Попытка объехать преграду удается не всегда. Резкий поворот влево вызывает наклон мотоцикла, приподнима­ние коляски и опрокидывание мотоцикла. В этом случае из бака выливается топливо, пропитывая почву. Кроме вдавлений на кузове коляски встречают­ся повреждения ветрового щитка, передней и задней тяг, рамы, передней вилки мотоцикла и зеркала заднего вида.

На плечевой одежде имеются повреждения, причиненные зацепом. Удар о подножку коляски, находящуюся внутри кузова, образует вколочен­ные переломы голеней, а катапультирование и удар о передний край коляски — переломы бедер вследствие изгиба. Иногда в этом месте выявляются дуговидные полосчатые ссадины или кровоподтеки, позволяющие решить вопрос о скорости движения мотоцикла. Повреждения левой верхней ко­нечности возникают в момент удара о мотоцикл, а нижней — во время выпадения из коляски при опрокидывании. Причиной смерти обычно явля­ется осложнение переломов длинных трубчатых костей — жировая эмбо­лия мозга.

Столкновения мотоциклистов с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаумы, натянутый в поперечном направлении трос, цепь и т.п.)

Столкновения мотоциклистов с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаумы, натянутый в поперечном направлении трос, цепь и т.п.) характеризуются локаль­ным, ограниченным по площади горизонтальным повреждением (ссади­ной, кровоподтеком, раной) от удара о преграду на передней поверхности тела в промежутке между средней третью туловища и головой. По ширине и морфологическим признакам повреждений судят о поверхности и шири­не контактирующей поверхности предмета.

В настоящее время такой вариант травмы встречается крайне редко, в то время как во время войны наблюдался часто. Белорусские партизаны при­меняли натянутый трос для борьбы с немецкими мотоциклистами.

При осмотре места происшествия обращает внимание разбитый шлаг­баум, разорванный трос, проволока, цепь, которые иногда могут быть и целыми, осколки ветрового щитка, лежащего под ними. Мотоцикл нахо­дится за преградой, передней поверхностью обращенный по направлению своего движения. Мотоциклист лежит на уровне преграды головой в сторо­ну, противоположную направлению своего движения. На преграде могут быть наложения тканей человека.

Механизм травмы слагается из удара о преграду, падения и удара о дорогу задней поверхностью тела.

Столкновения мотоциклов с предметами с распространенной по­верхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транс­порта)

Столкновения мотоциклов с предметами с распространенной по­верхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транс­порта) характеризуются наличием обширных повреждений, причиненных ударом о транспорт, на передней поверхности тела, расположенных выше уровня таза, а также «штампованных» повреждений, повторяющих ин­дивидуальные и групповые особенности деталей транспорта. По высоте расположения повреждений, возникших от удара о транспорт, и взаимодей­ствия с деталями мотоцикла могут быть определены следующие два подварианта травмы:

Столкновение мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта

Столкновение мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта определяется по расположению обширных повреждений от удара о транспорт на пере­дней поверхности туловища, шеи, головы и верхних конечностей, а от контакта с деталями мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов. Такое столкновение бывает при езде на большой скорости с неисправными осветительными приборами мотоцикла и стоящим, как правило, на проезжей части неисп­равным, без включенных габаритов автомобилем или его прицепом массой менее 5 тонн.

Следы торможения мотоцикла отсутствуют, но имеются следы тормо­жения транспорта. Мотоциклисты лежат головой в сторону, противополож­ную направлению движения мотоцикла на задней или заднебоковой по­верхности тела. Мотоцикл лежит на уровне задней поверхности кузова транспорта. Повреждения на мотоцикле от удара о транспорт располагают­ся на передней поверхности мотоцикла, а на транспорте — на задней. На боковой поверхности мотоцикла — повреждения от удара о дорогу. В месте столкновения лежит осыпь грязи и стекол мотоцикла. На задней поверхности кузова транспорта, как правило, в результате удара головой мотоциклиста остаются наложения тканей человека.

Для данного подварианта травмы характерно «катапультирование» мотоциклистов в момент столкновения переднего колеса мотоцикла с пре­градой.

Травма водителя мотоцикла . Типичным для травмы водителей мото­цикла является преобладание повреждений на плечевой одежде над тако­выми поясной, наличие «штампованных» повреждений на передней поверх­ности плечевой одежды. Они образуются при ударе о выступающие части и детали транспорта (торцы болтов, стоп-сигналы и т.п.). Удар о транспорт вызывает деформацию туловища в переднезаднем направлении, которая причиняет повреждения от перерастяжения. Иногда на одежде имеются повреждения типа колото-резаных и резаных, а также наложения краски, отображающие конфигурацию и размеры деталей транспорта. Удар о ребро детали транспорта причиняет повреждения типа рассеченных.

На задней и внутренней поверхностях штанин выявляются поврежде­ния, вызванные трением. Обувь иногда разрывается по швам. Локализация и морфология повреждений на мотошлемах аналогична таковым при фрон­тальных столкновениях мотоцикла со встречным транспортом.

Травма пассажира заднего сиденья . Повреждения на одежде образу­ются в результате перерастяжения и трения. Первые проявляются разры­вами по швам или вдоль нитей основы, вторые — потертостью опорной поверхности материала одежды. В случаях торможения ногами встреча­ются потертости на подошвенной поверхности обуви, а «катапультирова­ния» — на передней поверхности носков обуви и чулочно-носочных изделий.

У всех погибших повреждения локализуются на лице и в области на­ружных половых органов. Такое расположение повреждений объясняется «катапультированием» пассажира и ударом его о тело водителя. Попытка уменьшить силу удара выпрямленными руками сопровождается перелома­ми ключицы, вызванными изгибом и вколоченными переломами верхних конечностей. Причиной смерти может быть черепно-мозговая травма, травма легких, восходящего отдела аорты, печени, селезенки.

Характерным для такой травмы является отсутствие повреждений на передней поверхности туловища.

Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла; удара о тело водителя при пассивном положении; удара о детали транспор­та выпрямленными руками и водителя; падения и удара о дорогу.

Травма пассажира коляски мотоцикла . На дороге имеется след коле­са коляски. Следы торможения, как правило, отсутствуют. На передней поверхности кузова коляски — следы вдавлення, вызванные ударом о дета­ли транспорта. У мотоцикла согнут руль, разрушены стекла приборов, смещено сиденье. При столкновениях с транспортом с вагонной компонов­кой кузова на кузове транспорта — следы вдавлення и краски коляски мотоцикла.

Повреждения наблюдаются как на плечевой, так и на поясной одежде. Они возникают при зацепе о детали коляски мотоцикла. Удар о детали транспорта проявляется уплощением опорной поверхности материала пле­чевой одежды с внедрением краски кузова транспорта. Иногда эти повреж­дения передают полностью или частично конфигурацию и размеры дета­лей, что объясняется углом удара о кузов.

Повреждения у пострадавших, причиненные ударом о транспорт, лока­лизуются на лице, груди и конечностях; от падения и удара о детали мото­цикла — в затылочной и теменной областях головы, а также на спине. Причиной смерти является травма головного мозга и органов грудной полости. У пострадавших высокого роста возможна травма органов брюш­ной полости. При нахождении в активном положении образуются перело­мы конечностей.

Столкновение мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта

Столкновение мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта проявляется локализацией ограниченных повреждений в одной или смежной с ней областях туловища, причиненных ударом о транспорт, отсутствием по­вреждений на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов, от ударов о детали мотоцикла, повреждений в затылочной и теменной областях, вызванных ударом о дорогу. Это столк­новение наблюдается в случаях столкновений с транспортом массой более пяти тонн или при наклоне мотоцикла в сторону в мом ент маневра, когда меняется высота мотоцикла и он, падая, скользит по дороге передней поверхностью, ударяясь о детали, находящиеся под кузовом транспорта, передней поверхностью.

На дороге всегда имеются следы скольжения и наложения краски мото­цикла, оканчивающиеся у лежащего под кузовом мотоцикла. Следы тормо­жения мотоцикла на дороге отсутствуют, но имеются следы торможения и трения сломавшимися деталями транспорта.

Мотоциклисты обращены головой в сторону, противоположную движе­нию мотоцикла, на задней или заднебоковой поверхности, на некотором удалении от лежащего под кузовом мотоцикла на уровне задней поверхно­сти кузова транспорта. Место столкновения определяется по осыпи стекол и почвы, обычно располагающейся под транспортом. На кузове транспорта выявляются наложения крови, эпидермиса и волос мотоциклистов, остаю­щиеся после удара головой. Если мотоциклист пытался маневрировать, то на транспорте остаются следы скользящего удара. Аналогичные следы имеются и на мотоцикле, но возникают они при контакте с дорогой.

Типичным для рассматриваемого подварианта травмы является «сбра­сывание» мотоциклиста с седла.

Травма водителя мотоцикла . Типичным для травмы водителя мото­цикла является наличие повреждений на плечевой одежде и отсутствие их на поясной. Локализация повреждений на плечевой одежде такая же, как и в описанном предыдущем подварианте травмы. Иногда могут выявляться наложения масел, отображающих детали транспорта. Разрывов обуви по швам, как правило, не бывает. Механизм травмы (рис. 245) и дифференци­ально-диагностические признаки отражены в табл. 22 ( Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования ).

Травма пассажира заднего сиденья . Повреждения на одежде, обуви, передней поверхности туловища и в области наружных половых органов пострадавших отсутствуют, но всегда имеются на лице, спине и конечно­стях, что характерно для такой травмы. Механизм травмы состоит из удара о тело водителя и падения и удара о дорогу.

Характерным является отсутствие повреждений, отображающих инди­видуальные особенности отдельных деталей транспорта, а также отсут­ствие повреждений на передней поверхности туловища, меньший объем их и тяжесть в других областях тела.

Травма пассажира коляски мотоцикла . На месте происшествия может быть след колес мотоцикла Повреждения располагаются на передней по­верхности кузова коляски и деталях под кузовом транспорта.

На плечевой одежде возможны повреждения от перерастяжения. Пояс­ная одежда остается целой, что объясняется отсутствием поступательного движения тела вперед после столкновения. В отличие от предыдущего подварианта травмы контактные повреждения с деталями транспорта у пострадавших среднего роста локализуются на лице и в верхней трети груди. Причиной смерти является черепно-мозговая травма или переломы позвоночника в шейном отделе.

Травмы в дтп на мотоцикле