Статья 166 НК РФ. Порядок исчисления налога

СТ 166 НК РФ.

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками — иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

3.1. При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумма налога исчисляется налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

4. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.

5. Общая сумма налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 160 настоящего Кодекса.

Если в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 160 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящего пункта. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

6. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

7. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Комментарий к Ст. 166 Налогового кодекса

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, не ясно, как быть в случае, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу не определяет (не было операций, облагаемых НДС).

Ранее финансовое ведомство разъясняло, что в случае, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу не определяет, принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость оснований не имеется. В связи с этим указанные налоговые вычеты производятся в том налоговом периоде, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость (письма от 14.12.2011 N 03-07-14/124, от 08.12.2010 N 03-07-11/479, от 22.06.2010 N 03-07-11/260).

В письме же от 19.11.2012 N 03-07-15/148 Минфин России, рассмотрев обращение ФНС России о согласовании позиции, соответствующей выводу, содержащемуся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, по вопросу применения вычетов налога на добавленную стоимость при отсутствии налоговой базы в налоговом периоде, обращает внимание на то, что принятие к вычету налога на добавленную стоимость при отсутствии налоговой базы может спровоцировать недобросовестных налогоплательщиков на злоупотребления путем ликвидации организаций после получения вычетов налога, уплаченного при приобретении товаров, не используемых в деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налогообложения. Поэтому при осуществлении налогового контроля следует обращать особое внимание на применение налоговых вычетов в крупных суммах в отсутствие налоговой базы, чтобы максимально избежать подобных злоупотреблений.

Кроме того, принятие к вычету сумм уплаченного налога в налоговом периоде, в котором не исчисляется налоговая база по налогу на добавленную стоимость, создает для налогоплательщиков, применяющих ненулевые налоговые ставки, более выгодные условия по сравнению с налогоплательщиками, применяющими нулевую ставку налога на добавленную стоимость, поскольку у последних право на применение налоговых вычетов возникает только после подтверждения факта экспорта товара, а не после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).

Несмотря на указанные разъяснения финансовое ведомство приходит к выводу о том, что принятие решений налоговыми органами о применении налогоплательщиками налоговых вычетов в налоговых периодах, в которых не исчисляется налоговая база по налогу на добавленную стоимость, не должны являться основанием для отказа в принятии к вычету налога налогоплательщиками, которые руководствовались разъяснениями Минфина России о применении налоговых вычетов в налоговых периодах, в которых возникает налоговая база.

Кроме того, ФНС России также придерживается второго подхода: в случае если у налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по НДС, отсутствуют налогооблагаемые операции, данный налогоплательщик вправе заявить к вычету в этой декларации суммы налога, предъявленные ему при приобретении в истекшем налоговом периоде товаров (работ, услуг) (письмо от 28.02.2012 N ЕД-3-3/[email protected]).

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены пунктом 1 статьи 172 НК РФ; при соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.

Большинство арбитражных судов такой подход разделяют (Постановления ФАС Московского округа от 18.03.2013 N А40-44840/12-107-241, от 15.02.2013 N А40-50813/12-91-284, ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2013 N А43-11859/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.2013 N А67-2660/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2012 N А53-22521/2011).

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» разъясняется, что исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.

В письме ФНС России от 10.07.2014 N ГД-4-3/[email protected] дополнительно указывается, что постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм налога в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, а также письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, при реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, исчисление и уплата в бюджет налога на добавленную стоимость производятся налогоплательщиками-должниками. При этом вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества и (или) имущественных прав у должника, производятся покупателем в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, то есть на основании счетов-фактур, после принятия на учет приобретенного имущества и (или) имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

В Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба, в которой оспаривается конституционность положения пункта 4 статьи 166 НК РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2320-О разъясняется, что общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде (пункт 4 статьи 166 НК РФ).

Такой порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость установления факта изменения стоимости товаров (работ, услуг) для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, а также определения действительной стоимости их реализации. Это, в свою очередь, позволяет определить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате по итогам каждого налогового периода, в размере, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, оспариваемые положения пункта 2 статьи 153, пункта 1 статьи 154 и пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

В силу статей 53, 54, пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основе документально подтвержденных данных об объектах налогообложения.

Ошибки, допущенные при определении налоговой базы, не влияют на результат исчисления налога на добавленную стоимость, облагаемого по ставке 0%, так как сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 154, пункт 1 статьи 166 НК РФ).

Произведение налоговой базы на налоговую ставку, равную 0%, не влечет доначисления налога на добавленную стоимость.

Возмещение налога на добавленную стоимость является лишь следствием установленного статьями 171, 172 и 176 НК РФ порядка применения налоговых вычетов.

Следовательно, при отсутствии каких-либо претензий со стороны налогового органа к налогоплательщику в отношении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, оснований для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость не имеется.

К таким выводам пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.03.2011 N 13995/10.

Нижестоящими судами позиция Президиума ВАС РФ была воспринята при разрешении аналогичных дел (Постановления ФАС Московского округа от 08.09.2011 N А40-143777/10-20-852, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 18АП-3586/2011).

Данные выводы включены в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, принятым за период с 2010 года по первое полугодие 2011 года включительно, доведенный письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/[email protected] и рекомендованный для использования в работе налоговым органам.

Таким образом, позиция, закрепленная Президиумом ВАС РФ, поддержана ФНС России, в связи с чем количество споров налогоплательщиков с налоговыми органами по данному вопросу должно значительно уменьшиться.

Пунктом 7 статьи 166 НК РФ налоговым органам предоставлено право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам, но только в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения.

При этом исходя из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе определить суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о самом налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

При этом на практике возникают ситуации, когда налогоплательщик не представил (не полностью представил) необходимые документы, в связи с чем не ясно, правомерно ли применение налоговыми органами расчетного метода в такой ситуации.

Исходя из обстоятельств дела, рассмотренного ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.05.2013 N Ф09-3523/13, в связи с непредставлением индивидуальным предпринимателем — налогоплательщиком необходимых для расчета налогов документов суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, определены налоговым органом расчетным путем с учетом имеющейся информации на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Суды нижестоящих инстанций, установив, что налоговые базы по НДФЛ, НДС, ЕСН определены налоговым органом по данным налоговых деклараций предпринимателя, которые существенно отличаются от сведений о размере выручки по его банковскому счету; инспекцией не применен расчетный метод и не исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие отношение к вопросу определения налоговых баз по доначисленным налогам; налоговым органом не учтены подтвержденные выпиской с банковского счета предпринимателя его расходы по расчетам с поставщиками, со ссылкой на первичные документы не проведены встречные проверки, с учетом расчета предпринимателя, составленного на основании данных банковского счета, согласно которым размер доходов не превышает суммы расходов, сделали правомерный, по мнению ФАС Уральского округа, вывод о том, что размеры налоговых баз по НДФЛ, ЕСН, НДС налоговым органом определены не в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем не могут быть признаны достоверными, а поэтому основания для доначисления спорных сумм налогов, начисления соответствующих пеней и штрафов у налогового органа отсутствовали.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 12.04.2013 N Ф09-2932/13, установив, что налог на прибыль и НДС за спорные периоды доначислены налоговым органом с применением расчетного метода исчисления налогов по данным иных аналогичных налогоплательщиков, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, в связи с непредставлением налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, необходимых для проверки, пришел к выводу о правомерности применения налоговым органом подпункта 7 статьи 31 НК РФ, поскольку налогоплательщиком в ходе налоговой проверки не представлены документы, необходимые налоговому органу для определения его налоговых обязательств.

ФАС Московского округа в Постановлении от 05.04.2013 N А40-91357/12-91-492 (Определением ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9183/13 отказано в передаче дела N А40-91357/12-91-492 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), установив, что пункт 7 статьи 166 НК РФ применен налоговым органом при принятии оспариваемого решения в отношении налога на добавленную стоимость правомерно, тем не менее отметил, что нормами, закрепленными в подпункте 7 пункта 1 статьи 31, пункте 7 статьи 166 НК РФ, установлена обязанность налогового органа при применении расчетного метода использовать данные, выбирая из ряда аналогичных налогоплательщиков организацию, наиболее соответствующую параметрам налогоплательщика, в то время как для сравнительного анализа в качестве аналогичного налоговым органом выбран лишь один налогоплательщик, что само по себе ставит под сомнение корректность расчетов.

Как следует из материалов дела, являющегося предметом рассмотрения в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.10.2012 N Ф09-9822/12, на момент проведения выездной налоговой проверки в силу ряда причин индивидуальным предпринимателем — налогоплательщиком не были представлены первичные бухгалтерские и иные документы, позволяющие налоговому органу произвести соответствующие действия по осуществлению мероприятий налогового контроля и определению размера полученного дохода и произведенного расхода. Данное обстоятельство правомерно обязало налоговый орган применить положения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ и определить размер налоговых обязательств предпринимателя исходя из особенностей деятельности проверяемого налогоплательщика и сведений, полученных как из документов, находящихся в распоряжении инспекции, так и путем сопоставления таких сведений с информацией о деятельности аналогичных налогоплательщиков.

Кроме того, при использовании расчетного метода, по мнению ряда арбитражных судов, необходимо использовать данные об аналогичных налогоплательщиках.

Так, ФАС Уральского округа в вышеуказанном Постановлении N Ф09-2932/13 пришел к выводу о том, что выбор аналогичных налогоплательщиков при исчислении налога расчетным путем правомерно осуществлен налоговым органом на основании конкретного вида деятельности, размера выручки, численности персонала и других существенных факторов финансово-хозяйственной деятельности организации, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

По мнению ФАС Северо-Западного округа, как следует из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговый орган должен использовать расчетный метод исчисления НДС, основываясь не на частичных данных о налогоплательщике и результатах встречных проверок его контрагентов, а на основе данных по другому аналогичному налогоплательщику (см. Постановление от 10.04.2012 N А56-15329/2011).

В то же время в судебной практике находит отражение и позиция о правомерности использования данных о самом налогоплательщике.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 19.11.2012 N А63-5694/2011 отклонил довод кассационной жалобы о неправомерном применении подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ ввиду неиспользования информации об аналогичных налогоплательщиках, поскольку расчет доходов и расходов произведен налогоплательщиком на основании документов, представленных обществом в налоговый орган в ходе проведения выездных и камеральных проверок, результатов встречных проверок контрагентов, банковских выписок о движении денежных средств, в полной мере свидетельствующих о произведенных налогоплательщиком хозяйственных операциях, наличие которых документально подтверждено соответствующими доказательствами. В то же время, как указал налоговый орган, у него отсутствовала возможность определения аналогичных налогоплательщиков по причине противоречивых данных отчетности налогоплательщика. Суд подробно исследовал как доводы налогового органа о поступивших доходах и расходах налогоплательщика, так и доводы последнего об отсутствии у него первичных документов и дал им надлежащую правовую оценку, придя к выводу о том, что налоговый орган обоснованно исчислил налоги на прибыль и добавленную стоимость расчетным путем исходя из имеющейся у него информации о налогоплательщике на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Новости сентябрьского выпуска «1С:ИТС»

Цель данного обзора – проинформировать пользователя о новых и наиболее значимых материалах ИС 1С:ИТС, продемонстрировать возможности программы «1С:Предприятие», представить самые интересные вопросы пользователей программ 1С.

Изменения в законодательстве и отчётность – коротко о важном

Движимое имущество не будет облагаться налогом

В настоящее время движимое имущество организаций является объектом налогообложения. Причём по движимому имуществу III – X амортизационных групп, принятому на учёт с 2013 года, действуют льготы, которые устанавливаются региональными властями. Исключение из льгот установлено для имущества, полученного (п. 25 ст. 391 НК РФ):

в результате реорганизации или ликвидации;

от взаимозависимого лица.

Однако с 1 января 2019 года все движимое имущество не будет облагаться налогом, независимо от даты принятия на учёт и способа получения. Соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Таким образом, на 1 января 2019 года необходимо:

провести инвентаризацию всего движимого имущества (независимо от даты его принятия и способа получения);

в отношении имущества, которое ранее облагалось или являлось объектом, но по которому были установлены льготы, провести соответствующие мероприятия в учете.

В учётных решениях «1С:Предприятия» изменения, позволяющие исключить объекты основных средств из обложения налогом на имущество, будут внесены с выходом новых релизов.

Изменены ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет

Как известно, налог на прибыль распределяется по бюджетам: налог, исчисленный по ставке 2% (3% в 2017 – 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% (17% в 2017 – 2024 годах) – в бюджет субъекта РФ.

Причём региональные власти могут установить пониженную ставку налога, которая зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Однако эта ставка не может быть ниже 13,5% (12,5% в 2017 – 2020 годах). С 01.01.2019 это ограничение удалено из НК РФ, то есть нижний предел пониженной региональной ставки не ограничен. Вместе с тем законодатель уточнил, что пониженные ставки могут быть установлены не во всех, а лишь в некоторых случаях, которые прямо предусмотрены НК РФ. Например, ставка для резидентов ОЭЗ (абз. 5 п. 1 ст. 284 НК РФ) или участников региональных инвестиционных проектов (абз. 8 п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом прежние ставки, установленные законом субъекта РФ до 1 января 2018 года, могут применяться до окончания срока их действия, но не позже 1 января 2023 года. На налоговые периоды 2019 – 2022 гг. эти ставки могут быть повышены региональными властями (п. 15 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Указанные изменения внесены в ст. 284 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Принимающая сторона сможет самостоятельно снять иностранца с миграционного учёта

10.08.2018 вступили в силу очередные изменения в миграционное законодательство (Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ). Они посвящены снятию иностранного гражданина с миграционного учёта и предусмотрены Федеральным законом от 29.07.2018 № 257-ФЗ (далее – Закон № 257-ФЗ).

До 10.08.2018 Закон № 109-ФЗ не позволял принимающей стороне снять с регистрации иностранца, который сменил место пребывания в РФ, но по новому месту не был зарегистрирован. Поправкой эта проблема устранена.

Теперь принимающая сторона может самостоятельно снять иностранца с миграционного учёта в случае выбытия последнего из места пребывания. Напомним, сейчас местом пребывания считается жилое или иное помещение, в котором иностранец фактически проживает (использует для сна и отдыха). Кроме того, местом пребывания может быть и организация-работодатель, по адресу которой иностранец фактически проживает.

Таким образом, благодаря новым правилам владельцы помещений, в которых иностранец проживает, а также его работодатель больше не зависят от того, будет ли новая принимающая сторона соблюдать закон или нет. Соответствующее уведомление об убытии принимающая сторона вправе подать лично, через многофункциональный центр или направить почтой в территориальный орган МВД РФ. При этом форму такого уведомления МВД РФ утвердит в ближайшее время.

Новые правила действуют, только если миграционная служба не может сама снять иностранца с учёта по основаниям, указанным выше (т.е. предусмотренным п. 1-4 ст. 23 Закона № 109-ФЗ).

Изменены условия признания сделки контролируемой

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внёс изменения в список контролируемых сделок, приведённый в ст. 105.14 НК РФ (п. 11 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Во-первых, из числа контролируемых исключили сделки, сумма доходов по которым не превышает 60 млн рублей за календарный год, совершенные:

иностранными взаимозависимыми лицами;

с цепочкой посредников (которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств);

в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

В настоящее время суммовой порог для этих сделок не установлен. Это значит, что любая перечисленная сделка, совершенная даже на незначительную сумму, попадает в разряд контролируемых сделок.

Во-вторых, освободили от автоматического контроля внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами, сумма доходов по которым за календарный год составила более 1 млрд рублей. Если ранее получение такого дохода являлось самостоятельным основанием признания сделки контролируемой, то по новым правилам это дополнительное условие к иным условиям, перечисленным в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Вместе с тем к числу контролируемых отнесли сделки между взаимозависимыми лицами (с местом регистрации или жительства всех сторон в РФ), если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль, кроме установленных в пп. 2 – 4 ст. 284 НК РФ.

Новые правила применяются по контролируемым сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 01.01.2019. При этом дата заключения договора значения не имеет (п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).

ФСС России рассказал, как подготовить и отправить расчёт 4-ФСС в электронном виде

Работодатели со среднесписочной численностью работников свыше 25 человек обязаны сдавать расчёты по форме 4-ФСС в электронном виде. Работодатели с меньшей численностью сотрудников также вправе представлять расчёты в форме электронных документов.

ФСС России разместил на сайте Рекомендации с целью помочь страхователям подготовить и сдать расчёт 4-ФСС в электронном виде с использованием электронной подписи (далее – ЭП).

ФСС указал, что для сдачи расчётов в электронном виде с использованием ЭП страхователь должен иметь:

действующий адрес электронной почты;

установленное на компьютере сертифицированное средство проверки ЭП;

личный квалифицированный сертификат ключа ЭП лица, уполномоченного руководителем организации подписывать расчёт по форме 4-ФСС;

действующий квалифицированный сертификат открытого ключа уполномоченного лица для подписи квитанции о приёме расчёта и действующий квалифицированный сертификат открытого ключа Головного удостоверяющего центра ФСС.

В соответствии с Рекомендациями подготовка расчёта 4-ФСС в электронном виде состоит из трёх этапов:

регистрация на портале;

отправка расчёта в Фонд.

В Рекомендациях указано: если работодатель для подготовки расчёта использует программное обеспечение фирмы «1С», то для сдачи отчёта он может сразу перейти к третьему этапу.

Напомним, что расчёт по форме 4-ФСС в электронном виде за 9 месяцев 2018 года следует подать не позднее 25 октября.

У предпринимателей на УСН не осталось шансов отстоять право на уменьшение доходов при расчёте за себя пенсионных взносов

Когда доход предпринимателя за год превышает 300 000 рублей, взносы за себя на обязательное пенсионное страхование необходимо внести не только в фиксированном размере (установленном НК РФ), но и в размере 1% от суммы свыше лимита (п. 1 ст. 430 НК РФ).

Споры о том, может ли ИП на УСН (с объектом «доходы минус расходы») учитывать расходы при определении величины годового дохода, ведутся давно. Контролирующие органы (до 2017 года – Пенсионный фонд РФ, с 2017 года – Минфин и ФНС России) указывают на неправомерность таких действий. Специалисты ведомств обосновывают это тем, что по правилам НК РФ «упрощенцы» должны вести подсчёт дохода в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ). Каких-либо положений, предусматривающих учёт расходов такими плательщиками, Кодекс не содержит.

Арбитражная практика до недавнего времени складывалась в пользу предпринимателей. Однако решением от 08.06.2018 № АКПИ18-273 Верховный Суд РФ изменил эту тенденцию в правоприменении.

ВС РФ рассмотрел иск предпринимателя о признании письма Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369 (в котором говорится о неправомерности учёта затрат для ИП на УСН) несоответствующим закону. По мнению ИП, такой вывод противоречит нормам НК РФ и вынуждает его платить пенсионные взносы в большем размере.

ВС РФ не нашёл противоречий между выводами финансового ведомства и нормами НК РФ. Как отметил суд, Минфин России фактически продублировал положения НК РФ, согласно которым при установлении величины годового дохода для расчёта взносов на ОПС уменьшать доходы на расходы вправе только ИП на ОСН (которые платят НДФЛ). Плательщикам на УСН такая возможность не предоставлена.

Выводами ВС РФ будут руководствоваться налоговые органы на местах, так как ФНС России письмом от 03.07.2018 № БС-4-7/[email protected] довела до их сведения решение Верховного Суда РФ.

Таким образом, пока соответствующие поправки не будут внесены в НК РФ, «упрощенцам» следует вести подсчёт дохода без учёта понесённых расходов.

По какой форме исправлять счёт-фактуру?

В письме от 07.06.2018 № СД-3-3/[email protected] ФНС России ответила на вопрос, какую форму счета-фактуры использовать при внесении в него исправлений. По мнению налоговой службы, при исправлении счета-фактуры применяется та форма, которая действовала на дату составления первоначального счета-фактуры.

Например, если организация выставила счёт-фактуру в июне 2017 года, то при его исправлении следует использовать форму, которая действовала до 01.07.2017.

В обоснование ФНС России сослалась на п. 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Согласно этой норме исправления в счёте-фактуре вносятся продавцом в порядке, установленном на дату составления таких счетов-фактур.

Если исправленный счёт-фактура составлен по новой форме (добавлена строка «Идентификатор государственного контракта (договора, соглашения) (при наличии)» и графа «Код вида товара»), то в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ налогоплательщик может применить вычет на его основании.

Районный коэффициент начисляется на МРОТ

На работодателей возложена обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, а также оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением районных коэффициентов.

По смыслу норм, гарантирующих особые условия оплаты труда в таких регионах, повышение оплаты должно производиться только после выполнения требования об обеспечении работнику заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, то есть после начисления зарплаты не ниже МРОТ.

Включение районных коэффициентов в состав минимального размера оплаты труда противоречит целям введения этих коэффициентов (ст. 133, 133.1, 146, 148 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631, разъяснение Минтруда РФ от 11.09.1995 № 3).

На это указал Президиум ВС РФ в постановлении от 07.02.2018 № 4ПВ17. Ранее к аналогичному выводу пришёл Конституционный Суд РФ (постановление от 07.12.2017 № 38-П).

Если простить работнику излишне выплаченные отпускные, уточнённый расчёт по взносам подавать не придётся

При увольнении физлица до окончания года, в счёт которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, работодатель вправе удержать с него излишне выплаченные отпускные (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). В то же время эти суммы можно не взыскивать с увольняемого сотрудника, т.е. простить ему их.

В письме от 26.07.2018 № 03-15-06/52554 Минфин России отметил, что в этом случае расчёт по взносам за предыдущий период корректировать не нужно. Это объясняется тем, что при прощении сотруднику излишне выплаченных отпускных никаких изменений в выплатах прошлых периодов и, соответственно, страховых взносах не происходит.

Если работодатель решил удержать с сотрудника при увольнении упомянутые суммы, расчёт по взносам за предыдущий отчётный (расчётный) период корректировать также не нужно.

Согласно п. 1, 7 ст. 81 НК РФ обязанность представить уточнёнку возникает, когда в текущем периоде обнаружены ошибки, относящиеся к прошлому периоду, если они привели к занижению базы по взносам, а выплата отпускных сотруднику при предоставлении отпуска авансом такой ошибкой не является. Это объясняется тем, что отпускные в истекшем периоде были исчислены и выплачены правомерно. Соответственно, выплаты работнику с учётом удержания (либо неудержания) за неотработанные дни отпуска нужно отразить в расчёте по взносам за период, в котором сотрудник увольняется.

Обязательно ли проходить медосмотры работникам организации, торгующей непищевой продукцией?

Все сотрудники организации, деятельностью которой является торговля (независимо от вида продукции), обязаны проходить медицинские осмотры в установленные законом сроки. К такому выводу пришёл Верховный Суд РФ в постановлении от 06.12.2017 № 34-АД17-5. Обосновывается он следующим.

Законом закреплена обязанность прохождения медосмотров всеми работниками организаций торговли без указания на конкретные виды торговли (розничная или оптовая) и реализуемую продукцию (ч. 2 ст. 213 ТК РФ, п. 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников, утв. приказом Минздарвсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Это означает, что работники организации обязаны проходить медицинские осмотры вне зависимости от того, как и чем именно торгует организация (продуктами питания или машинами и оборудованием).

Должен ли арендатор платить налог на имущество?

В письме от 14.06.2018 № 03-05-05-01/40659 Минфин России указал, что налог на имущество в отношении арендованного недвижимого имущества необходимо уплачивать, если оно учтено на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Объектом обложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств для целей бухучета, то есть на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (п. 1 ст. 374 НК РФ). Следовательно, если арендованный объект недвижимости не числится на указанных счетах бухучета, он не является основным средством и налог на имущество платить не нужно.

Как быть, если инспекция не отзывает из банка решение о приостановлении операций по счетам?

Налоговая инспекция, приостановившая операции по счетам организации в банке, обязана разблокировать эти счета после погашения задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Соответствующее решение она должна вынести на следующий день после получения платёжных документов, подтверждающих уплату недоимки, а направить в банк на следующий день после принятия.

Однако из-за большого количества поступающих документов инспекции не всегда соблюдают указанные сроки, а банки отказывают организациям проводить операции по счетам (несмотря на то что недоимка погашена).

Во избежание таких последствий и для оперативного принятия решения об отмене приостановления операций по счетам Минфин России рекомендует организациям представлять в инспекцию оформленные в установленном порядке выписку по операциям на счёте и платёжное поручение, подтверждающие факт перечисления платежа (см. письмо Минфина России от 24.07.2018 № 03-02-08/51856).

Система «1С:Предприятие»– возможности программы

1. В программе «1С:Бухгалтерия 8» (с релиза 3.0.64) в состав форм регламентированной отчетности добавлена новая форма декларации по ЕНВД (рис. 1). Эта форма декларации рекомендована для применения письмом ФНС России от 25.07.2018 № СД-4-3/[email protected] в целях реализации права налогоплательщика на вычет на покупку ККТ до вступления в силу приказа ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/[email protected], который сейчас находится на регистрации в Минюсте. Форма декларации, рекомендуемая к письму, применяется с 3-го квартала 2018 года. При этом уточнённые налоговые декларации плательщикам надлежит представлять по той форме, по которой были представлены первоначальные декларации.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3) с релиза 3.1.7:

заполнение производственного календаря на 2019 год с учётом Проекта Постановления Правительства РФ.

уточнены тарифы страховых взносов, действующие после 2020 года.

ИС 1С:ИТС – информация на каждый день

Справочник хозяйственных операций «1С:Бухгалтерия 8»

В связи с выпуском новых релизов конфигурации «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) актуализированы статьи, посвящённые:

переходу неоплаченной доли в уставном капитале к обществу;

неотделимым улучшениям арендованного имущества;

увеличению уставного капитала ООО за счёт нераспределённой прибыли;

учёту готовой продукции с использованием счета 40.

Также добавлены новые статьи о том, как:

отразить в налоговом учёте неоплаченные остатки материалов, готовой продукции, принятых работ (услуг) при переходе с УСН на ОСН;

отразить в учёте возвратные отходы собственного производства и их реализацию на сторону.

Справочник «Учёт по налогу на добавленную стоимость»

В справочнике обновлены примеры, описывающие порядок применения НДС при реализации на экспорт несырьевых товаров, а также при выдаче и получении предварительной оплаты в «1С:Бухгалтерии 8» (редакция 3.0).

Кроме того, добавлены примеры с описанием порядка применения НДС при реализации на экспорт в государства-члены ЕАЭС несырьевых товаров в «1С:Бухгалтерии 8» (редакция 3.0).

Справочник «Налог на прибыль организаций»

В справочнике размещена статья, посвящённая порядку учёта расходов по методу начисления. В ней перечислены основные правила признания затрат, свойственные этому методу.

В новых статьях-рекомендациях рассмотрены особенности учёта при применении метода начисления расходов, связанных с покупкой лицензий для компьютерных программ и сертификацией продукции и услуг.

Справочник «Транспортный налог»

Угнанный автомобиль в период розыска не облагается транспортным налогом. При этом факт хищения нужно подтвердить документально. Какие документы для этого потребуются? Как часто их нужно представлять в инспекцию? Как платить налог, если автомобиль угнали в середине года?

Обо вёем этом в новой статье справочника.

Раздел «Отчётность»

В «1С:Бухгалтерию 8» добавлены статьи по составлению:

декларации по налогу на прибыль за январь-сентябрь 2018 года при уплате ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;

декларации по косвенным налогам за август 2018 года.

Справочник кадровика

Дополнены образцы должностных инструкций, представленные в справочнике.

Так, размещены должностные инструкции руководителя службы охраны труда, кровельщика, строительного слесаря, арматурщика, дорожного рабочего.

Из новой статьи справочника можно узнать, чем отличается средняя численность работников от среднесписочной, как её рассчитать.

Справочник «Кадровый учёт и расчёты с персоналом в программах 1С»

В справочнике «Кадровый учёт и расчёты с персоналом в программах 1С» актуализированы статьи до текущего релиза программ «1С:Предприятие 8».

Актуализированы практические примеры в рубриках «Расчёты с персоналом», «Кадровый учёт», «Налоги и взносы», «Расчёт заработной платы госслужащих», «Начисление заработной платы военнослужащих».

Добавлены новые статьи по программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (редакция 3):

«Оформление индивидуального графика работы»

«Начисление и выплата зарплаты умершего сотрудника»

«Формирование отчёта «Расчётный листок»«

Справочник «Онлайн-кассы»

В настоящее время распространены расчёты подарочными картами. В связи с этим в справочник добавлены статьи с описанием того, как нужно оформить кассовый чек при продаже подарочной карты, при последующей оплате товара с помощью такой карты, а также для некоторых иных случаев, возникающих на практике.

Отвечает аудитор

Все пользователи программ 1С, заключившие договор 1С:ИТС уровня ПРОФ, могут получать бесплатные консультации экспертов по вопросам бухгалтерского, налогового и кадрового учёта. Наиболее интересные из них публикуются в ИС 1С:ИТС.

Вопрос месяца: Нужно ли применять ККТ при выдаче денежных средств под отчёт?

При выдаче сотруднику денежных средств под отчёт применять ККТ не нужно. Также не требуется применять ККТ при возврате подотчётным лицом неиспользованных денежных средств. Дело в том, что контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при осуществлении расчётов. Исключение – случаи, установленные законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Расчёты для целей Закона № 54-ФЗ – это приём (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, приём ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также приём денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приёме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Также под расчётами понимаются приём (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачёт и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Исходя из этого, выдача сотруднику денежных средств под отчёт, а также последующий возврат неиспользованных сумм расчётом для целей Закона № 54-ФЗ не является.

По нашему мнению, способ выдачи (возврата) денежных средств значения не имеет.

(См. письма ФНС России от 10.08.2018 № АС-4-20/[email protected], УФНС России по г. Москве от 29.06.2018 № 17-15/[email protected], от 14.06.2018 № 17-26/2/[email protected]).

Другие интересные вопросы за последний месяц:

Включать ли выплаты, которые освобождены от взносов, в расчёт предельного размера базы по взносам?

Предельный размер базы по взносам ежегодно устанавливается Правительством РФ в отношении взносов на обязательное пенсионное (ОПС) и социальное страхование (ОСС), см. п. 3 ст. 421 НК РФ.

О предельном размере, действующем в 2018 году, см. статью справочника «Страховые взносы (с 2017 года)». С выплат свыше такого лимита (п. 1 — 2 ст. 426 НК РФ):

взносы на ОПС уплачиваются по более низкому тарифу (10% вместо 22%);

взносы на ОСС платить не нужно.

База для расчёта страховых взносов определяется в отношении каждого физлица как сумма выплат, начисленных в его пользу с начала года нарастающим итогом. Ее нужно определять по итогам каждого месяца. В базу включаются суммы, поименованные в п. 1 ст. 420 НК РФ (п. 1, 2 ст. 421 НК РФ).

Это суммы, которые относятся к объекту обложения взносами, т.е. выплаты:

в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров;

по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам о предоставлении права их использования.

Соответственно, начисления, которые не являются объектом обложения, не участвуют в определении лимита базы по взносам на ОПС и ОСС. Это выплаты, которые перечислены в п. 4 – 7 ст. 421 НК РФ. В частности, вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предусматривающих переход права собственности (иных вещных прав) на имущество (к примеру, арендная плата по договору аренды).

Суммы, которые признаются объектом обложения взносами, но освобождены от них, поименованы в ст. 422 НК РФ. Материальная помощь в размере не более 4 000 рублей за календарный год, а также суточные, выплаченные в пределах норм (700 рублей при командировках по РФ и 2 500 рублей при загранкомандировках), относятся к подобным суммам (пп. 11 п. 1, п. 2 ст. 422 НК РФ).

Значит, материальная помощь и суточные включаются в подсчёт лимита базы по страховым взносам, несмотря на то что взносы на них не начисляются. Это следует из формы расчёта по страховым взносам, утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected]

Так, исчисление взносов на ОПС отражается в подразделе 1.1 к разделу 1 расчёта, а взносов на ОСС – в приложении № 2 к разделу 1 расчёта. Причём в отношении обоих видов взносов предусмотрены отдельные строки для указания:

объекта обложения взносами;

сумм, освобождаемых от обложения;

базы по взносам.

Следовательно, строки, в которых отражены выплаты, относящиеся к объекту обложения взносами, а также база по взносам, не тождественны. Для заполнения строки «база для исчисления взносов» необходимо суммировать выплаты, облагаемые и не облагаемые взносами.

Должно ли малое предприятие проводить спецоценку условий труда?

Организация, относящаяся к малым предприятиям, обязана проводить спецоценку, причём вне зависимости от количества имеющихся у неё работников.

Обоснован такой вывод следующим.

По статье 212 ТК РФ проведение спецоценки условий труда – прямая обязанность работодателя. Специальная оценка условий труда (далее – спецоценка) пришла на смену аттестации рабочих мест. Порядок и условия проведения спецоценки регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Этим же законом установлены случаи, когда спецоценку можно не проводить. Так, не проводится спецоценка в отношении условий труда (ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

работников у граждан, не являющихся ИП.

Этот перечень является закрытым и не содержит ограничений по количеству имеющихся в организации работников. Поэтому спецоценка является обязательной, (в том числе для малых предприятий, имеющих 5 или менее работников).

Напоминаем, что за непроведение спецоценки установлен административный штраф в размере (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

от 5 000 до 10 000 рублей – для предпринимателей;

от 60 000 до 80 000 рублей – для организаций.

Напомним, что субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации и предприниматели, которые соответствуют условиям ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Сведения о них содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нужно ли применять ККТ, если на расчётный счёт поступил ошибочный платёж?

Контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при осуществлении расчётов. Исключение – случаи, установленные законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Расчёты представляют собой в том числе приём (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В данном случае расчёта за товары (работы, услуги) нет. Организация обязана вернуть неосновательно полученные денежные средства (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

В то же время представители ФНС России отмечают, что владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок в письменной форме сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счёте считаются подтверждёнными (п. 2.1 ч. III приложения к Положению ЦБ от 27.02.2017 № 579-П «О плане счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядке его применения»).

Таким образом, если организация вовремя сообщит в банк об ошибочном платеже, применять ККТ не нужно, так как отсутствует расчёт за товары (работы, услуги). При возврате ошибочного платежа применять ККТ также не следует.

Если организация своевременно не обратилась в банк с возражениями, применять ККТ необходимо. Однако следует учитывать, каким образом физлицо произвело оплату

Можно ли формировать одну платёжку на выплату заработной платы и пособий по нетрудоспособности и на уплату НДФЛ с этих сумм?

Работодатель обязан назначить пособие (в т.ч. по временной нетрудоспособности) в течение 10 календарных дней с момента обращения к нему сотрудника со всеми необходимыми документами. Выплатить пособие необходимо в ближайший день, установленный в организации для перечисления заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Обязанность формировать на каждый вид выплат отдельное платёжное поручение законодательно не предусмотрена. Таким образом, перечислить заработную плату и пособие можно одной платёжкой, обозначив оба вида выплат в назначении платежа.

Трудности могут возникнуть при оформлении платёжных поручений на уплату НДФЛ с указанных сумм. Это связано с тем, что в соответствии с НК РФ предельные сроки для перечисления в бюджет НДФЛ различаются в зависимости от вида выплат.

НДФЛ с зарплаты нужно уплатить в бюджет не позднее дня, следующего за днём её выплаты сотрудникам (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ).

НДФЛ с пособия организация должна перечислить в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором оно выплачено (абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).

Как поясняли специалисты ФНС России, если для налога предусмотрено более одного срока уплаты, нужно формировать несколько платёжных поручений по каждому сроку (см. письмо от 12.07.2016 № ЗН-4-1/[email protected]).

Правила заполнения платёжных поручений при перечислении налоговых платежей (далее – Правила) приведены в Приложении № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Согласно п. 8 Правил при перечислении в бюджет налогов в реквизите «107» платёжного поручения указывается значение показателя налогового периода. Этот показатель используется для отражения периодичности уплаты налогового платежа (месячный, квартальный, полугодовой, годовой) либо конкретной даты уплаты налога.

При уплате НДФЛ в этом поле указывается месяц, к которому относится доход, облагаемый НДФЛ. Так, если в сентябре перечисляется зарплата за август, поле будет иметь вид «МС.08.2018».

На практике пособие может быть выплачено как с заработной платой по итогам месяца, так и с заработной платой за первую половину месяца, т.е. вместе с авансом.

Допустим, в организации установлены следующие сроки выплаты зарплаты: 25-е число (аванс за текущий месяц) и 10-е число (зарплата по итогам истекшего месяца). Следовательно, возможны следующие варианты оформления платёжек для перечисления НДФЛ, удержанного с названных сумм:

пособие выплачивается вместе с авансом 25-го числа.

Формируется одно платёжное поручение для выплаты сотрудникам зарплаты и пособия.

НДФЛ удерживается только с суммы пособия. Соответственно, нужно сформировать одну платёжку для уплаты НДФЛ с пособия и уплатить налог не позднее последнего дня месяца, в котором произошла выплата пособия сотруднику.

10-го числа текущего месяца выплачивается пособие и зарплата за предыдущий месяц.

Если работодатель решит перечислить НДФЛ в срок не позднее 11-го числа сразу одной суммой (т.е. с пособия и зарплаты), нужно сформировать два платёжных поручения, поскольку выплаты относятся к разным периодам. Поле «107» в этих платёжках будет заполнено по-разному.

К примеру, если в августе перечисляется НДФЛ с июльской зарплаты, в поле «107» нужно указать «МС.07.2018», а если в августе перечисляется НДФЛ с пособия, выплаченного в августе, поле «107» нужно заполнить в виде «МС.08.2018».

Если работодатель решит уплатить НДФЛ по отдельности не позднее 11-го числа с зарплаты и не позднее последнего числа месяца с пособия, то для каждого платежа также составляется отдельная платёжка.

Можно ли выдавать подотчётные суммы из наличной выручки?

Порядок осуществления наличных расчётов утверждён Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.

Цели, на которые возможно расходовать выручку от реализации, поступающую в кассу, определены в п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У, среди них:

оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг (на сумму не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

выдача сотрудникам денег под отчёт (в т. ч. командировочных);

выплата денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг (если ранее они были оплачены наличными);

выплата страховых возмещений по договорам страхования граждан (если страховая премия была уплачена наличными);

выдача денег в качестве банковского платёжного агента (субагента);

использование денег индивидуальным предпринимателем на личные нужды.

В норме прямо предусмотрено, что наличную выручку от реализации собственных товаров (выполнения работ, оказания услуг) можно расходовать на выдачу подотчётных сумм.

При этом если организация является платёжным агентом (субагентом), то наличные деньги, поступившие от граждан в качестве платежей в пользу иных лиц (например, при посреднических договорах, оплате услуг мобильных операторов, комиссионной торговле), она расходовать не может и должна в полном объёме сдавать их в банк (п. 3 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У).

Указать статьи соответствующие налогам ст13 ст 14 ст 15 нк