Содержание:

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Ст. 18 закона «О полиции». Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Федеральный закон «О полиции» Российской Федерации принят с момента официальной смены названия данной структуры, в марте 2011 года. Но неверно думать, что закон, регулирующий работу сотрудников полиции, нужно знать только им самим. Любому человеку, гражданину РФ или иностранцу, пребывающему в стране, стоит ознакомиться с таким документом, как Закон РФ «О полиции» (N 3 ФЗ), по нескольким причинам. Нелишним, например, будет разобраться в вопросах, касающихся применения полицейскими оружия, спецсредств и просто силового воздействия по отношению к нарушителю. Какое поведение гражданина может вынудить сотрудника полиции на применение всего вышеперечисленного? И в связи с чем полицейский может принять решение об использовании оружия или имеющихся служебных специальных средств, не нарушая при этом закон? Про полицию в России и методы работы её сотрудников есть немало отзывов, плохих и хороших. Но прежде чем давать оценку, стоит разобраться, какие права дает сотруднику полиции действующий на сегодня закон.

Право на применение: кто из полицейских вправе применить служебное оружие (специальные средства)

Права и полномочия сотрудника (группы сотрудников) полиции на применение при выполнении профессиональных обязанностей специальных средств, служебного огнестрельного оружия и (или) физической силы определяет Федеральный закон «О полиции», глава 5 статья 18.

Законом «О полиции» установлен ряд требований к сотрудникам, имеющим право применять в процессе службы специальные средства и оружие. В соответствии со ст. 18 Закона «О полиции», получить право использовать все перечисленные средства сотрудник полиции может только после того, как пройдет специальную подготовку. В течение всей службы, сотрудник полиции, имеющий право применять служебное оружие и спецсредства обязан регулярно проходить проверку на способность действовать в условиях, когда применение оружия и (или) спецсредств наиболее вероятно.

Рассмотрим подробнее статьи закона «О полиции» РФ, регламентирующие применение специальных средств, силы, а также огнестрельного оружия полицейскими (группой полицейских) при несении службы.

В каких случаях полицейский получает право использовать служебное огнестрельное оружие

Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.

Право сотрудников полиции в определенной ситуации пользоваться служебным огнестрельным оружием, как и специальными средствами, закреплено в ст. 18 Закона «О полиции». Воспользоваться этим законным правом полицейский может, оказавшись в ситуации, когда выполнение его служебных обязанностей невозможно без применения силовых методов.

Цели, принципы, порядок и случаи применения служебных специальных средств, оружия и физической силы регулирует Закон «О полиции», ст. 18-24.

Исходя из статьи 23 рассматриваемого в этой статье закона, сотрудник (группа сотрудников) полиции обладает правом на применение огнестрельного оружия: для пресечения нападения, связанного с применением насилия, считающегося опасным для жизни и здоровья (в том числе вооруженного или группового нападения на здания, организации и прочее), освобождения удерживаемых лиц-заложников, для задержания гражданина, совершающего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление, пресечение побега из МЛС.

Есть и другие ситуации, когда применение оружия полицейским допустимо: предупредительный выстрел, для остановки движущегося транспорта, разрушения замков, препятствующих проникновению в здание, обезвреживания животного (при угрозе жизни и здоровью).

Нарушение оснований правил и (или) порядка применения специальных средств, силы или служебного оружия, которые регламентирует Закон «О полиции», ст. 18-24, совершенное сотрудником полиции умышленно, будет являться уголовно наказуемым превышением должностных полномочий.

Специальные средства: что к ним относится

Под специальными средствами (спецсредствами) понимаются технические предметы, устройства и вещества, а также служебные животные, официально состоящие у сотрудников полиции на вооружении. Исчерпывающий перечень данных средств и допустимый порядок их применения установлен в 2001 году постановлением правительства РФ.

Таким образом, специальными средствами полиции признаются:

1. Так называемые дубинки, значащиеся в перечне как «палки резиновые специальные».

2. Наручники (они же средства ограничения подвижности).

3. Электрошоковые и светозвуковые устройства.

4. Средства (или устройства) для принудительной остановки транспорта (далее — СПОТ).

5. Газовые средства и «химловушки» — маркирующие или окрашивающие устройства.

6. Комплект ССД – средства сковывания движения. Это уже не «браслеты», а сеть, которую набрасывают на задержанного при помощи спецустройства.

8. Служебные животные. Сюда входят не только обученные полицейские собаки, но и лошади.

Для чего и когда служебные спецсредства применяются полицией

Главное отличие специальных средств от служебного оружия в том, что оно применяется с целью задержать, временно нейтрализовать или обездвижить, но при этом без угрозы жизни или здоровью задержанного.

Применять служебные спецредства можно во всех случаях, когда легально огнестрельного оружия. Кроме того, специальные средства сотрудник (группа сотрудников) полиции могут применять в следующих случаях: чтобы отразить нападение, пресечения сопротивления или преступления, задержания гражданина, совершающего преступление или оказавшего вооруженное сопротивление, освобождения зданий или заложников, доставления задержанного лица в полицию, охраны зданий, противодействие массовым беспорядкам, выявление граждан, совершивших (совершающих) преступления или правонарушения, принудительной остановки транспортного средства.

Против кого применение оружия и специальных средств незаконно

Важно знать следующее: законом «О полиции» установлены категории лиц, применение к которым оружия и спецсредств полностью исключено и ограничения.

Незаконно применение оружия и специальных средств против малолетних (в случае с оружием и очевидно несовершеннолетних) граждан, беременных женщин и инвалидов (имеются в виду люди с явными внешними признаками инвалидности). Недопустимо применять оружие при большом скоплении людей.

Исключение: вооруженное сопротивление и нападение (в том числе групповое), представляющее угрозу здоровью и жизни самих полицейских и (или) других граждан.

Когда применение оружия и специальных средств незаконно

И ещё несколько важных ограничений, действующих при использовании специальных средств. Сотрудникам полиции запрещено:

• Наносить удары резиновой дубинкой по голове, ключицам, области живота, в область сердца, шеи, половых органов.

• Применять СПОТ для пассажирского транспорта, если там имеются пассажиры. Это же относится и к различному мототранспорту, а также иностранному дипломатическому (консульскому) транспорту.

• Использование СПОТ запрещается на мостах, ж/д переездах, в тоннелях, эстакадах, а также в «сложной» местности с ограниченной видимостью или горных трассах.

• Окрашивающие средства устанавливаются только с согласия собственника того объекта, где планируется размещение.

• Применять водяные пушки (водометы) на холоде (при температуре ниже 0 градусов).

Список, конечно, не исчерпывающий. Но для всех ограничений применения спецсредств действует исключение: сотрудники полиции вправе не следовать им в случаях, допускающих использование огнестрельного оружия. Например, для задержания гражданина, оказывающего вооруженное сопротивление или освобождения заложников.

Сотрудник полиции применил физическую силу: насколько это законно?

Ситуация, при которой сотрудники полиции могут применить при задержании или предотвращении преступления не оружие, а физическую силу, допустим, используют специальные приемы захвата или рукопашного боя, совсем не редкость. Но законно ли такое действие? Статья 18 (Закон «О полиции») право на применение физической силы полицейским во время несения службы допускает наряду с применением спецсредств и служебного оружия. Но и здесь всё не так просто.

Допускается применение физической силы полицейским (группой полицейских) при определенных обстоятельствах, только при возникновении ситуации, когда разрешено законом применять и другие методы, оружие или спецсредства.

• С целью пресечь административное правонарушение или совершаемое преступление.

• В случае сопротивления законному требованию сотрудника полиции.

• С целью задержания гражданина, совершившего преступление (административное правонарушение).

Стоит заметить, что ст. 18 закона «О полиции» указывает также на обязанность сотрудника полиции, который по роду выполнения служебных обязанностей может столкнуться с необходимостью применить силу, проходить специальную подготовку и тренировки, связанные с действиями в условиях применения силы.

«Подручные средства»: можно ли чем-то заменить оружие и (или) специальные средства?

В ситуации, когда у полицейского нет при себе оружия или спецсредства, статья 18 закона РФ «О полиции» предусматривает возможность заменить любыми подручными предметами состоящие на вооружении полиции огнестрельное оружие или специальные средства, но исключительно при крайней необходимости, или если сотрудник полиции производит задержание лица, совершившего преступление.

Полицейский вправе использовать огнестрельное оружие, не состоящее на вооружении, руководствуясь при этом основаниями и соблюдая порядок применения, установленный действующим законом.

Право на замену подручными средствами спецсредств касается только средств ограничения подвижности, то есть наручников. В этом случая используется предмет, пригодный для связывания, например веревка.

Не нарушая порядок: установленная законом процедура применения полицейскими оружия, специальных средств и физической силы

Даже имея право на применение оружия в определенной ситуации, сотрудники полиции обязаны соблюсти процедуру применения, описанную в действующем законе. Почему это так важно? Прежде всего потому, что один из главных принципов применения полицейским оружия, силы и спецсредств – минимизация причиняемого ущерба – зависит от этого в немалой степени.

Другая причина необходимости соблюдения порядка, установленного законодательством – ответственности за причинение любого вреда при применении оружия, спецсредств и силовые действия полицейский не несет исключительно при условии соблюдения порядка применения всего вышеперечисленного (п. 9 ст. 18 закона «О полиции») .

Рассматриваемый в статье федеральный закон устанавливает следующий порядок применения полицейским огнестрельного оружия, специальных служебных средств, физической силы к гражданам:

• Первое действие – сотрудник сообщает лицу (или лицам), к которым будут применены указанные средства воздействия, что он является сотрудником полиции.

• Следующий обязательный шаг – предупреждение о том, что сотрудник полиции собирается применять оружие, физическую силу или спецсредства.

Если действует группа полиции, то оба начальных этапа выполняет один из группы.

• И главное – нарушителю (группе нарушителей) обязательно дается время и возможность для выполнения требований полицейского.

У этого порядка, однако, есть исключение. Закон дает право сотрудникам полиции обойтись без предупреждающих мер, а сразу применить оружие (силы, спецсредства), если любое промедление может повлечь за собой тяжкие последствия для жизни и здоровья полицейского или граждан, которых он призван защищать.

И последнее: обоснованное и правильное применение оружия (силы, спецсредства), безусловно, освобождает полицейского от ответственности за вред, нанесенный гражданину. Тем не менее закон подразумевает и дополнительные обязанности сотрудника полиции в случае, если гражданину причинен вред: оказание или предоставление пострадавшему медицинской помощи, необходимость сообщить близким раненого о случившемся.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Консультации юриста по ст. 18 Закона О Полиции

  • Ответ юриста:
    • Федеральный закон Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

    Имеет право даже применить силу

    Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
    В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
    1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
    2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) , ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) ;
    3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
    4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
    5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
    Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
    Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
    1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника;
    2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
    3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
    4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
    5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.
    Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

    Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения

    1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники лично или в составе подразделения (группы), а командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать первую помощь пострадавшим в результате их применения.

    3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии перед применением физической силы, специальных средств, оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств, оружия, о том, что он является военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии. В случае применения физической силы, специальных средств или оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, входящий в состав подразделения (группы).

    4. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства, оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни или здоровью гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях и собственные объекты войск национальной гвардии.

    5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

    6. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, первую помощь, а также принять меры по оказанию ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

    7. О причинении гражданину ранений в результате применения военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляются близкие родственники или близкие лица гражданина.

    8. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления смерти гражданина в результате применения военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор.

    9. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

    10. О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину (организации), военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан немедленно доложить непосредственному командиру (начальнику).

    11. В составе подразделения (группы) военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями командира (начальника) этого подразделения (группы).

    12. Превышение военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии полномочий при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники влечет ответственность, установленную уголовным законодательством Российской Федерации.

    13. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии при отсутствии у него необходимых специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

    14. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Применение полицией отдельных мер государственного принуждения (ст.14 — 17 Закона «О полиции»)

    Задержание. Законодатель, наделяя полицию правом задерживать военнослужащих, граждан РФ, призванных на военные сборы (п.6 ч.1 данной статьи), не прописывает, с какого момента гражданин является военнослужащим и призванным на военные сборы.

    «Поскольку п.11 ч.1 указанной статьи закрепляет за полицией право на задержание лиц имеющих признаки выраженного психического расстройства, то необходимо в обязательном порядке проводить с ними соответствующие учебные занятия, чтобы избежать гибели как сотрудников полиции, так и задерживаемых граждан. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос об оборудовании служебного автотранспорта приспособлениями, позволяющими обеспечить безопасную перевозку граждан с указанными заболеваниями. » Интервью заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова газете «Комсомольская правда» от 28. 01.2011 г. №28.

    Вхождение (проникновение) в жилые помещения и иные помещения, на земельные участки и оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Указанные статьи являются фактически комментарием к правам полиции, закрепленным в п.34 и 35 статьи Права полиции.

    Формирование и ведение банков данных о гражданах. В этой статье законодательно закреплены права полиции по сбору и обработке данных о гражданах, необходимых для выполнения полицией возложенных на нее обязанностей. Ранее указанные права прописывались в ведомственных нормативно-правовых актах.

    «И резиновой палкой можно указывать путь» (Станислав Ежи Лец)

    Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.18-24 Закона «О полиции»)

    Право применения физической силы, спец. средств и огнестрельного оружия. В Законе полиция наделяется правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях выполнения возложенных на нее обязанностей. При этом Закон обязывает сотрудника полиции проходить проверку на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не реже одного раза в год. Ранее требования были более жесткими — проверку необходимо было проводить периодически. На практике это было в среднем раз в 2 месяца.

    Порядок и условия применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В п.5 и п.6 указанной статьи Законодатель вводит обязательное, в кратчайшее время уведомление полицией родственников или иных близких лиц гражданина, которому в результате применения физической силы, спец. средств или огнестрельного оружия причинены телесные повреждения и обязанность по сохранению без изменения места происшествия, если в результате применения физической силы, спец. средств и огнестрельного оружия гражданину причинены ранение либо смерть. Данные нововведения можно только приветствовать.

    Применение физической силы. Указанная статья по содержанию аналогична статье 12 Закона «О милиции».

    Применение специальных средств. Законодатель вводит ряд новых специальных средств и расширяет перечень случаев применения — во всех случаях задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться. Ранее было ограничение — преступления против жизни, здоровья или собственности.

    Запрет применения специальных средств. В Закон внесен запрет на нанесение человеку ударов палкой резиновой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократное нанесение ударов в одно и то же место. Однако, было бы целесообразно ввести такой запрет не только относительно палки резиновой, но и других специальных средств, предметов, а также относительно применения физической силы. Ранее, часть подобных запретов также содержалась в ведомственных нормативно-правовых актах ДСП (для служебного пользования).

    «Указанный Закон отменил право сотруднику полиции в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия использовать любые подручные средства. Это является положительным моментом, потому что практика показывает, что применение подручных средств нередко приводило к гибели задерживаемого или к причинению увечья.»

    Применение огнестрельного оружия. В Законе «О милиции», в ст.15 использовалось два понятия: применение и использование огнестрельного оружия. Фактически сохранив оба этих понятия, Законодатель заменил использование термином «применение огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека». Законодатель расширяет права полиции по применению огнестрельного оружия:

    вводит п.5 ч.1, согласно которому, сотрудник полиции вправе использовать огнестрельное оружие для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем огнестрельного оружия, взрывного устройства, взрывчатого или ядовитого вещества либо оказывающего вооруженное сопротивление;

    в части 7 настоящей статьи закрепляет за сотрудником полиции право при отсутствии огнестрельного оружия, состоящего на вооружении полиции применять иное оружие, находящееся у него на законных основаниях, с учетом порядка, ограничений и запретов, установленных настоящим ФЗ. К чему приведет указанное нововведение покажет практика.

    Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

    Законодатель расширил право сотрудника полиции на производство выстрела на поражение нападающего на него лица, если лицо пытается достать что-нибудь из одежды без команды сотрудника полиции, либо совершить другие действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения его оружием. Очевидно, что введение этого права продиктовано участившимися случаями нападения на сотрудников милиции с целью завладения их табельным оружием или просто, с целью причинения вреда здоровью. В сложившейся ситуации это возможно и оправдано, но поскольку акцент делается на субъективное мнение сотрудника полиции, то может иметь весьма негативные последствия.

    «Мундиры необходимы, иначе как отличить стражей порядка от его нарушителей?» (Ян Чарный)

    ФЗ 3 «О полиции» с последними изменениями

    Правовое регулирование взаимоотношений граждан с правоохранительными службами является основной задачей общего порядка законодательного права. Для наилучшего баланса между интересами общества и защитой этого общества от преступлений, любое правовое государство обязано находить оптимальный вариант решения проблемы. Правильная аранжировка этих аспектов позволит достичь здорового законного и социального климата, который основан на соблюдении прав человека и положений Конституции.

    Описание закона

    Раскрытие и предотвращение преступлений – одна из важнейших функций государства, осуществляется которая с помощью органов правопорядка. Все законодательные нормы прописываются в ФЗ 3 «О полиции». Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 г. был принят Государственной Думой 28 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 2 февраля того же года. Последние изменения вносились 18 июня настоящего года.

    Содержание Федерального закона номер 3 «О полиции» состоит из 11 глав и 56 статей:

    • 1 глава(статьи с 1 по 4). Общие положения №3-ФЗ «О полиции»;
    • 2 глава(ст с 5 по 11). Нормы деятельности полиции;
    • 3 глава(ст с 12 по 13). Основные обязанности и права полицейских (Больше о ст 13 ФЗ о полиции тут: );
    • 4 глава(ст с 14 по 17). Использование специальных мер государственного принуждения;
    • 5 глава(ст с 18 по 24). Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
    • 6 глава(ст с 25 по 33). Правовое постановление сотрудника полиции;
    • 7 глава(ст с 34 по 41). Служба в полицейском учреждении;
    • 8 глава(ст с 42 по 46). Гарантирование социальной защиты;
    • 9 глава(ст с 47 по 48). Материально-техническое и финансовое обеспечение;
    • 10 глава(ст 49 по 53). Контроль и надзор за деятельностью полиции;
    • 11 глава(ст с 54 по 56). Заключительные положения.
    • В России закон «О полиции» вступил в силу 1 марта и заменил устав от 18.04.1996 №1026-I-ФЗ «О милиции». Основа нового закона заключается в том, что сотрудники занимаются защитой свободы, прав, здоровья и жизни граждан Российской Федерации. А также предназначены для охраны общественного правопорядка и противодействию преступности.

      Кстати, а что вы знаете о войсках национальной гвардии? Текст закона здесь:

      Скачать ФЗ «О полиции»

      Когда в России вступил в силу закон «О полиции», это вызвало большой резонанс среди обычных граждан РФ. Был проведен опрос ФОМ, в котором 52% участника отнеслись безразлично к переменам, 33% проголосовали против нового законопроекта и лишь 11% респондентов были за переименование Федерального закона №3-ФЗ «О полиции».

      Широкий резонанс был вызван тем, что обновленный закон сильно урезал права обычных граждан, а с другой стороны наделял работников правоохранительных органов значительными полномочиями. Скачать новый закон «О полиции» в последней редакции от 18.06.2017 можно тут.

      Так же следует знать какими полномочиями обладают сотрудники полиции, занимающиеся ОРД. Подробности в ФЗ 144.

      Последние изменения, внесенные в закон о полиции

      Законодательством России было предложено исключить норму из постановления 3-ФЗ «О полиции», которая заключалась в обеспечивании доверия граждан и общества к себе. Ее заменили на другую, теперь полиция должна опираться на поддержку граждан. Поправки также затронули применения оружия полицией. Правоохранительным органам разрешено открывать огонь при необходимости в несовершеннолетних, инвалидов и женщин. В предыдущей редакции это было запрещено.

      Дополненный Федеральный закон номер 3-ФЗ запрещает полицейским предоставлять защиту гражданам, если те обращаются без предъявления документации. Согласно нововведениям было принято решение ввести изменения в правила досмотра граждан, их личных вещей или транспорта. По старым нормам, осуществлять данную процедуру сотрудник полиции имел право только при наличии конкретных данных о составе правонарушения, то по новым требованиям обыск и досмотр проводится даже при подозрении в правонарушении.

      Как уже было указано, закон №3-ФЗ включает всего 56 статей, некоторые из них следует рассмотреть отдельно:

      Статья 3

      После публикации закона «О полиции» в 2011 году, никаким поправкам и дополнениям ст 3 не подвергалась. Правовую основу также составляет Конституция РФ. В своей деятельности правоохранительные органы руководствуются законами РФ. Федеральная служба исполнительной власти в области внутренних дел самостоятельно разрабатывает и предоставляет Президенту и Правительству Российской Федерации варианты федеральных конституционных законов и других нормативно-правовых актов.

      Статья 11

      Устанавливает нормы и требования использования на службе достижений науки, современных технологий и информационных систем. Законодательство обязывает работников использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы и современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

      В обязательном порядке применяются электронные формы приема и регистрации документов. При совершении преступления полицейские силы вправе использовать технические средства аудио-, фото- и видеофиксации для установления обстоятельств происшествий. Актуальным является использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Никакие изменения в ст 11 не вносились.

      Статья 18

      Регулирует правовые вопросы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия во время преступления или задержания подозреваемых. Никаких дополнений статья 18 закона №3-ФЗ в 2017 году не претерпевала.

      Статья 19

      Соответствующая публикация регламентирует порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Статья 19 закона №3-ФЗ сохранила свой первозданный вид.

      Закон о полиции статья 18-24