Содержание:

Закон рф об инвентаризации

тел:+7 495 645 67 65
факс:+7 495 645 67 66
ICQ: 228875699

О компании Виды деятельности Инновационные разработки

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО СКЛАДА Инвентаризация склада — очень популярная и востребованная услуга, но при этом достаточно трудоемкая и хлопотная, требующая от исполнителей четких, но однообразных действий. Множество компаний берут на себя осуществление процесса объективного учета имущества, но лишь некоторые имеют достаточный опыт в этом деле и предоставляют соответствующее качество услуг.

Инвентаризация другими словами — это аудит, то есть периодическая проверка наличия и состояния товаров или услуг, а также оценка их стоимости. Такие периодические проверки просто необходимы, особенно если дело касается материальных ценностей, которые поддаются климатическому воздействию. При неправильном хранении, товары могут сжаться, усохнуть, испарится или испортиться.

Инвентаризация склада — не только полезная, но и обязательная процедура для любого предприятия. В Федеральном законодательстве есть специальная статья № 129-ФЗ, которая обязывает все предприятия подвергаться регулярному аудиту. Сегодня есть также несколько актуальных причин, которые приводят к неотложной инвентаризации, одна из них – это смена руководства.

В действующем законодательстве не указано какой-то конкретной даты, когда нужно проводить плановую проверку, но наш совет: проводите инвентаризацию в день расчета сметы. По традиции — это первое число, когда выводится сальдо по всем счетам бухгалтерского учета. Если инвентаризация проводится не в этот день, то придется брать во внимание расчеты по промежуточным итогам и выводить дополнительно сальдо. Это дополнительная потеря времени.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Инвентаризация основных средств компании и инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей может проводиться в разных целях – от проверки наличия основных средств на балансе компании до подготовки компании к переезду. Соблюсти порядок и особенности проведения инвентаризации, автоматизировать процесс проверки основных средств, а также ответить на вопросы о том, как правильно заполнить или внести данные в инвентаризационные описи и провести учет результатов Вам поможет ОСГ.

Как проводят инвентаризацию основных средств
Во время проведения инвентаризации специалисты ОСГ присваивают каждому объекту уникальный штрих-кодовый номер с привязкой к типу объекта, его местоположению в офисе или департаменту компании.

Ваши выгоды:

Быстро, точно и просто
Вы не тратите своё время на инвентаризацию, не «придумываете велосипед» и получаете инвентарную опись в простом электронном формате для удобства работы с информацией. Таким образом, инвентаризация осуществляется нашими сотрудниками, которые максимально эффективно выполнят опись и сверку данных по предоставленной документации.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРОВ Инвентаризация товаров — процедура, являющаяся обязательной частью работы каждой торговой организации. Порядок документального оформления и бухгалтерского учета инвентаризации товаров часто вызывает вопросы у бухгалтеров-практиков. В данной статье В.В.Патров, член методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, д.э.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, комплексно освещает вопросы процедуры проведения инвентаризации, специфики ее документального оформления и составления бухгалтерских проводок по ее результатам.

Инвентаризация товаров — это проверка их наличия в натуральном виде. Целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон) устанавливается, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 1 ст. 12 Закона).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Перечень таких случаев содержит п. 2 ст. 12 Закона. Он гласит, что проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного и муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливается методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Согласно этому документу, инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и др.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственным лицам.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 и разработанной во исполнение его инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н.

Компания » ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ .РФ» поставляет решения для разных сегментов рынка автоматической идентификации: от промышленной маркировки и комплексных систем автоматизации в различных отраслях торговли. Тесное сотрудничество с заказчиком и глубокий анализ стоящих перед ним задач являются постоянными элементами корпоративной культуры компании » ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ .РФ». Каждое направление бизнеса компании » ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ .РФ» является самостоятельным направлением. Это дает возможность гибко подходить к обслуживанию клиентов, а так же решать широкий круг задач, стоящих перед клиентами, используя новейшие технологии, в том числе штрих-код идентификацию.

Деятельность компании » ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ .РФ» отмечена почетным знаком Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Разрабатываемое нами программное обеспечение » инвентаризация основных средств » на базе штрих-код идентификации рекомендует национальная ассоциация инновационной деятельности, созданная по указу президента Российской Федерации. Выданные высшие — золотые знаки качества РОСТЕСТ свидетельствуют о надежности и качестве программных разработок компании, среди которых «инвентаризация основных средств» , «инвентаризация склада» , «инвентаризация магазина» , «инвентаризация производства» . Медали и знаки отличия за разработанные программно аппаратные решения, неоднократно получаемые на международных салонах и инновационных форумах, подчеркивают большой вклад компании » ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ .РФ» в инновационную деятельность России.

Предприятие ООО » ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ .РФ» внесено в негосударственный Реестр Московских предприятий, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в г. Москве, Российской Федерации и за рубежом.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ ст 11 (ред. от 29.07.2018)

Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Инвентаризация при увольнении материально ответственного работника

Работники и должностные лица с материальной ответственностью перед организацией за счет своих расширенных полномочий имеют куда больше возможности повлиять на её деятельность. Именно поэтому увольнение материально ответственного сотрудника должно в обязательном порядке сопровождаться проведением инвентаризации, а также иметь соответствующее процессуальное оформление. О том, как проводится инвентаризация при увольнении материально ответственного лица и по отношению к кому применяется эта процедура, следует знать каждому работодателю.

Правовое регулирование инвентаризации при увольнении материально ответственного сотрудника

Действующее законодательство предписывает работодателю проведение инвентаризации в каждом случае увольнения материально ответственных работников. При этом таковое требование, а также порядок проведения инвентаризации и перечень лиц, обладающих полной материальной ответственностью, регулируются различными положениями и нормативными актами, что может значительно усложнить ознакомление с ними для кадровых специалистов, бухгалтеров и руководителей. В первую очередь, основными документами, на которые следует опираться при проведении означенной процедуры, следует считать:

  • Ст. 77 ТК РФ. Ей регулируется общий порядок увольнений и предоставляется перечень возможных оснований для расторжения трудового договора.
  • Ст. 242 ТК РФ. Она регулирует понятие полной материальной ответственности работников и её значение в трудовых взаимоотношениях.
  • Ст. 243 ТК РФ определяет ситуации, в которых может быть применена полная материальная ответственность к сотрудникам.
  • ФЗ №402 от 06.12.2011 регламентирует порядок проведения инвентаризации и дает определение такового процесса.
  • Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 обеспечивает предельно понятные и конкретные указания по проведению и порядку инвентаризации активов и имущества организации.
  • Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 устанавливает случаи, в которых инвентаризация является обязательной к проведению. В частности, он относит к таковым и смену материально ответственного лица на предприятии.
  • Приказ Минфина РФ №119н от 28.12.2001 также утверждает обязательность проведения инвентаризации, как элемента бухгалтерского учета при изменении материально ответственных лиц в организации.
  • Постановление Минтруда №85 от 31.12.2002. Данным нормативным документом устанавливается полный перечень лиц, с которыми допускается заключение договора о полной материальной ответственности.
  • Кто считается материально ответственным лицом на предприятии

    Прежде чем продумывать и реализовывать непосредственно процедуру увольнения или смены материально ответственного лица с инвентаризацией, следует определить круг лиц, в отношении которых вообще может применяться материальная ответственность.

    Законодательство запрещает устанавливать и привлекать по умолчанию к полной материальной ответственности несовершеннолетних, а также сотрудников, чьи должности или рабочие обязанности не входят в установленный законодательно перечень. Конечно, к данным категориям сотрудников в случае причинения умышленного ущерба или обусловленного рядом иных причин вреда активам предприятия, могут применяться нормативы о материальной ответственности.

    Но в целом, полная материальная ответственность в любом случае должна быть оговорена в условиях заключенного с сотрудником трудового договора. При отсутствии означенного условия, таковое привлечение не является необходимым, равно как и не будет являться необходимой инвентаризация при смене материально ответственного лица. В перечень должностей, которые могут обладать материальной ответственностью могут входить:

  • Высший руководящий состав предприятия. Руководители всех рангов, главные бухгалтера и их заместители.
  • Бухгалтерские и финансовые работники. Лица, которые осуществляют такую деятельность также могут нести полную материальную ответственность за свои действия.
  • Кассиры, продавцы, администраторы и работники зала, чья деятельность подразумевает возможность доступа к финансовым средствам предприятия или клиентов.
  • Кладовщики, лаборанты, библиотекари и иные лица, отвечающие за эффективное хранение материальных активов и ценностей.
  • Любые работники, чья рабочая деятельность связана с драгоценными камнями, ценными бумагами или непосредственным оборотом финансовых средств.
  • Как уволить материально ответственного сотрудника

    Вопросы непосредственного увольнения работников, как уже было упомянуто выше, в Российской Федерации преимущественно регулируются положениями ст. 77 ТК РФ, а также иных статей Трудового кодекса, на которые она ссылается. В отношении материально ответственных сотрудников в некоторых ситуациях могут присутствовать изменения в процедуре расторжения трудового договора. В целом же, трудовой договор с материально ответственным работником может быть расторгнут по разным причинам:

  • По соглашению сторон. Таковое расторжение предусматривает достижение между работодателем и трудящимся согласия с фактом увольнения. При этом соглашение может предусматривать определенные обязанности сторон друг перед другом или компенсации, а также порядок проведения инвентаризации.
  • По собственному желанию работника. Если материально ответственный сотрудник подает заявление на увольнение по собственному желанию, то работодатель обязан его принять и не может отказывать в удовлетворении данного увольнения. При этом за работодателем остается право потребовать от работника проработать 14 дней до фактического увольнения. За это время и необходимо провести инвентаризацию. Следует также отметить, что при увольнении материально ответственного пенсионера по его желанию в связи с выходом на пенсию могут возникнуть сложности – он не обязан отрабатывать две недели. Поэтому работодателю следует заранее подготовить и отработать процедуру инвентаризации при смене материально отвественного лица.
  • По инициативе работодателя. К таковым ситуациям относится как нарушение работником трудовой дисциплины – в том числе прогулы, хищения, утеря доверия, так и сокращение штата или иные ситуации. В данном случае нормативы различаются в зависимости от основания увольнения, однако в целом именно работодатель устанавливает конкретную дату увольнения, что позволяет эффективно произвести инвентаризацию до момента расторжения трудового договора.
  • По независящим от сторон обстоятельствам. В данном случае увольнение происходит в связи с событиями, на которые ни одна из сторон не может или не могла повлиять, или в которых нет инициативы ни одной из сторон. К таковым может быть отнесена смерть сотрудника, чрезвычайная ситуация, потеря работником трудоспособности. В данном случае инвентаризация должна быть проведена до назначения нового работника на замещаемую должность, но не обязательно – до фактического увольнения трудящегося.
  • Порядок действий для увольнения работника, в зависимости от разных оснований может изменяться, однако в целом выглядит следующим образом:

  • Получение основания для увольнения. Это может быть докладная в случае нарушения дисциплины, или же просто заявление самого сотрудника при его увольнении по собственному желанию.
  • Уведомление работника, если таковое требуется в соответствии с законодательством.
  • Издание приказа о проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственного лица.
  • Непосредственное проведение инвентаризации в установленном законом порядке.
  • Издание приказа об увольнении материально ответственного лица. Законодательные нормативы обязуют работодателя в данной ситуации также прилагать к приказу документацию, подтверждающую отсутствие претензий к работнику.
  • Выдача увольняемому копии приказа.
  • Расчет с сотрудником, выдача ему трудовой книжки и всех положенных пособий и компенсаций.
  • Вышеозначенный порядок является общим и в зависимости от каждой конкретной процедуры может требовать и дополнительных процессуальных действий. Кроме этого, рекомендуется проводить мероприятия, позволяющие четко зафиксировать документально факт исполнения работодателем и работником своих обязанностей при расторжении трудового договора. Например – при помощи актов об ознакомлении с документацией. Это позволит впоследствии избежать возможных проблем для каждой из сторон трудовых взаимоотношений.

    Порядок проведения инвентаризации при увольнении материально ответственного сотрудника

    Непосредственно проведение инвентаризации является обязательной процедурой не только при смене материально ответственных работников. Инвентаризация может производиться с определенной периодичностью и на определенных условиях, по инициативе самого работодателя или же по требованию контролирующих и надзорных органов. При этом смена материально ответственного лица, как одна из таковых ситуаций, практически не отличает саму процедуру инвентаризации на предприятии от аналогичных действий, производимых в иных случаях. Общий процесс инвентаризации выглядит следующим образом:

  • Работодатель издает приказ о проведении инвентаризации по причине смены материально ответственного лица.
  • Работодателем назначается или привлекается к проведению инвентаризации комиссия, проверяющая наличие ценностей, имевшихся в зоне доступа увольняемого работника. Необходимости производить инвентаризацию всей организации не обязательно – достаточно произвести проверку тех ценностей, к которым работник имел доступ.
  • Комиссия проверяет наличие имущества, составляя акт проверки, который в обязательном порядке фиксируется минимум в трех экземплярах. Один акт направляется в бухгалтерию предприятия, другой – передается увольняемому или покидающему должность ответственному лицу, а третий – вручается новому материально ответственному лицу.
  • В случае нахождения расхождений в процессе проверки, составляются акты описи недостачи по отношению к отсутствующим активам или же по чрезмерно найденным активам.
  • При выявлении недостачи или несоответствия проверенных активов имеющейся на предприятии документации, материально ответственный работник в двухдневный срок обязан предоставить объяснительную.
  • Работодатель устанавливает в случае недостачи размер ущерба и причинно-следственную его связь с действиями материально ответственного работника.
  • Работник обязан обеспечить компенсацию всего нанесенного его действиями ущерба. При отказе от предоставления таковой компенсации, за работодателем сохраняется право обращения в судебные органы для разрешения этого вопроса.
  • Оформление инвентаризации основных средств

    Обновление: 9 февраля 2017 г.

    ​Образец приказа о проведении инвентаризации основных средств

    Проведение проверки наличия основных средств (далее также – ОС) и правильность отражения информации о них на счетах бухгалтерского учета являются неотъемлемой и обязательной стороной финансово-хозяйственной жизни любого предприятия. В ходе такой проверки осуществляется сопоставление фактического наличия соответствующих ОС с показателями, отраженными в бухгалтерском учете. Независимо от ситуации и обстоятельств, при которых проводится такая проверка, ей должно предшествовать издание приказа об инвентаризации основных средств.

    ​Скачать образец приказа о проведении инвентаризации основных средств

    Инвентаризация ОС: основание и цели

    Порядок проведения инвентаризации ОС регулируется Рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49.

    Первым этапом такой проверки является определение членов комиссии, уполномоченной на сопоставление факта наличия ОС и данных бухучета.

    Состав такой комиссии определяет руководитель организации, который утверждает его путем издания приказа о проведении инвентаризации основных средств (форма ИНВ-22 ).

    Целями проведения рассматриваемой проверки являются:

  • установление факта существования основных средств на предприятии и их конкретизация;
  • сравнение полученных сведений о наличии основных средств с информацией, отраженной в регистрах бухгалтерского учета;
  • инвентаризация соответствующих обязательств в бухгалтерском учете;
  • приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с установленными сведениями путем внесения соответствующих изменений и уточнений.
  • Инвентаризация основных средств: документальное оформление

    Помимо приказа (форма ИНВ-22 ) в ходе проведения инвентаризации оформляются следующие документы:

  • инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1 );
  • сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18 ).
  • Обращаем внимание, что начиная с 2013 года унифицированные формы применять необязательно. Для того, чтобы учитывать результаты инвентаризации, организация вправе разработать и утвердить собственные формы документации с указанием всех необходимых для этой операции реквизитов. После этого организация вправе осуществлять оформление инвентаризации ОС с использованием собственных форм документации.

    Порядок проведения инвентаризации ОС

    В целом порядок проведения инвентаризации таков:

  • утверждение инвентаризационной комиссии, срока, основания инвентаризации (документальное оформление – приказ руководителя);
  • определение наличия ОС (в т.ч. выявление наименований ОС, их количества, номеров, стоимости, возможности использования по назначению). В процессе инвентаризации основных средств составляется опись ИНВ-1;
  • сверка полученных в результате вышеуказанных действий сведений с данными бухгалтерского учета (документальное оформление — ведомость ИНВ-18).
  • Если в ходе сверки были установлены разночтения в бухучете (по суммам, количеству ОС и т.п.), необходимо их устранить.

    В описи следует отражать верные данные об ОС вне зависимости от того, как именно эти данные были отражены в учете.

    Если в результате инвентаризации выявлено основное средство, которое не было учтено ранее, то оно также должно быть включено в опись.

    При оценке ОС следует руководствоваться рыночными ценами.

    При выявлении ОС, которые нельзя использовать по назначению, для их учета оформляется своя опись с указанием выводов комиссии об их непригодности.

    Арендованные ОС также подлежат инвентаризации. Ее результаты записываются в отдельную опись. Издание же отдельного приказа по инвентаризации арендованных основных средств не требуется, т.к. такая инвентаризация проводится одновременно с проверкой всех ОС в организации.

    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ ст 22 (ред. от 13.07.2015)

    Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

    1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

    2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

    4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности — образец

    Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности — образец можно найти далее — отдельно может создаваться на тех предприятиях, где задолженность контрагентов достигает существенных объемов и влияет на финансовое благополучие всего предприятия. Когда и как следует составить приказ, где скачать образец, узнайте из этого материала.

    Когда нужно инвентаризовать дебиторскую задолженность

    Периодичность проведения комплексной инвентаризации имущества и обязательств установлена ст. 2.1 Методических указаний по проведению инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49). Вместе с тем при определенных обстоятельствах может понадобиться инвентаризация отдельной составляющей активов предприятия — дебиторской задолженности (ДЗ). В качестве примеров таких обстоятельств можно привести следующие:

  • накопление непогашенных долгов контрагентов в течение длительного периода, обусловленного в договорах и характерного для правил делового оборота в конкретной сфере бизнеса;
  • специфика деятельности предприятия, при которой основную часть активов составляет ДЗ (например, деятельность по выдаче ссуд или инвестиционная деятельность);
  • нехватка оборотных средств в результате того, что средства зависают в долгах контрагентов;
  • ухудшение финансовых показателей по данным бухгалтерской или управленческой отчетности (например, коэффициента оборачиваемости ДЗ).
  • Формулу для расчета оборачиваемости ДЗ см. здесь.

    Какие цели преследует инвентаризация ДЗ

    Проведение инвентаризации ДЗ должно помочь решить такие задачи, как:

  • Определение фактического наличия ДЗ у предприятия — необходимо убедиться, что отражаемые в учете и отчетности суммы долгов реальны и являются действительно существующими долгами (а не, например, результатом бухгалтерских ошибок или неоперативного отражения данных в учете).
  • ВАЖНО! При проведении инвентаризации ДЗ анализируется дебетовое сальдо не только счета 62, но и прочих счетов, предназначенных для учета расчетов с контрагентами и персоналом: 60, 70, 71, 73.

    Как провести анализ дебиторской задолженности, читайте в этом материале.

  • Определение контрагентов, которые фактически не являются дебиторами: например, если у одного и того же контрагента есть и дебиторская и сопоставимая кредиторская задолженность и возможно сделать взаимозачет. Взаимозачет однородных требований
  • Отражение корректных данных по инвентаризации в учете предприятия.
  • Подробнее о том, как отразить результаты инвентаризации, узнайте из статьи «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

    1. Разработка методов получения (взыскания) реально существующей сомнительной задолженности:
      • претензионная работа;
      • согласование возможности рассрочки либо реструктуризации долга с контрагентом;
      • судебные иски, если досудебные мероприятия не дали результатов;
      • возможность продажи долгов.
        1. Выявление задолженности, которую взыскать уже нельзя, например, прошел срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) или дебитор-организация ликвидирован (ст. 419 ГК РФ). По такой задолженности идет затем отдельная процедура списания.
        2. Когда дебиторская задолженность признается просроченной, узнайте здесь.

        3. По итогам инвентаризации может также быть разработан и внедрен комплекс мероприятий по эффективному контролю и управлению ДЗ в дальнейшем.
        4. ВАЖНО! Помимо балансовых счетов при инвентаризации дебиторки должны быть охвачены и забалансовые счета. Счет 007 предназначен для учета списанных безнадежных долгов, по которым еще может появиться шанс что-то получить. При составлении общей картины по долгам данные по счету 007 тоже следует учитывать.

          Что должно быть указано в приказе об инвентаризации ДЗ

          В приказ об инвентаризации ДЗ в обязательном порядке включается информация:

        5. о том, что руководитель предприятия приказывает провести инвентаризацию;
        6. о том, что именно должно быть проинвентаризовано;
        7. о сроках и порядке проведения инвентаризации и представлении ее результатов;

      ВАЖНО! Порядок проведения инвентаризации может быть включен в сам приказ, а может быть оформлен отдельным приложением к приказу.

    2. о составе и председателе инвентаризационной комиссии;
    3. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для проведения инвентаризаций может быть создана постоянно действующая комиссия, члены которой привлекаются к проведению инвентаризаций на регулярной основе. В таком случае в приказе их можно поименно не перечислять, а сделать ссылку на отдельный приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Если же комиссия собирается разово, то в приказе следует перечислить должности и Ф. И. О. всех участвующих лиц.

    4. о лице, на которое возлагается ответственность за проведение предусмотренных инвентаризационных мероприятий;
    5. подпись руководителя с указанием должности и расшифровкой.
    6. Образец приказа о проведении инвентаризации дебиторки с назначением состава комиссии можно скачать на нашем сайте.

      О том, как оформляются результаты инвентаризации задолженности, читайте в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

      В отдельных случаях на предприятии требуется отдельно провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Подобная инвентаризация оформляется отдельным же приказом, составляемым по определенным правилам. Скачать форму приказа с примером заполнения можно на нашем сайте.

      Закон рф об инвентаризации