Диссертация защита прав и свобод человека

Понятие прав и основных свобод человека в правовой системе Киргизской Республики. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в сфере защиты прав и основных свобод человека в правовой системе Киргизской Республики. Общепризнанные принципы и нормы международного права и правовая система Киргизской Республики. Международные договоры и правовая система Киргизской Республики 51 Глава III Международные механизмы контроля за соблюдением прав и свобод диссертация защита прав и свобод человека и правовая система Киргизской Республики.

Договорные органы контроля за соблюдением прав и свобод человека. Внедоговорные органы контроля за соблюдением прав и свобод человека. Судебная система защиты прав и основных свобод человека в Киргизской Республике. Внутригосударственные институты внесудебной защиты прав и основных свобод человека в Киргизской Республике. Вопросы защиты прав и свобод человека в международном и внутригосударственном праве в последние десятилетия являются одними из самых актуальных.

Киргизская Республика, ее правовая система не являются в этом отношении исключением. В Конституции Киргизской Республики нормам о правах и свободах человека отведено особое место. Так, в пункте 1 статьи 13 закреплено: Права и свободы человека являются всегда действующими.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовой системе Киргизской Республики только начинает свое развитие.

Благодаря диссертация защита прав и свобод человека положению международное право стало оказывать регулирующее воздействие в правовой системе Киргизской Республики на отношения с участием физических и юридических лиц, а 1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 апреля 2006г.

Немаловажную роль в защите прав и свобод человека играют международные межправительственные организации. Организация Объединенных Наций на сегодняшний день является самой влиятельной организацией в деле защиты прав и свобод человека.

Деятельность данной организации не может не влиять на правовую систему Киргизской Республики. Особую роль диссертация защита прав и свобод человека применении норм международного права в области прав человека играют внутригосударственные суды1. Ведь практически от них зависит эффективность норм международного права в сфере защиты прав и свобод человека.

Помимо судебной системы, в правовой системе Киргизской Республики существуют и внутригосударственные институты внесудебной защиты прав и основных свобод человека, такие как комиссии по правам человека институт омбудсмена. В настоящее время происходит становление правовой системы Киргизской Республики в части обеспечения реализации международно-правовых обязательств Киргизской Республики, в том числе, связанных с защитой прав и основных свобод человека.

Данное обстоятельство с необходимостью обусловливает не только теоретическую, но и практическую актуальность настоящего диссертационного исследования.

Объектом данного исследования являются отношения, складывающиеся диссертация защита прав и свобод человека процессе взаимодействия норм международного права 1 Согласно п. Судебная система Киргизской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Конституционного Суда, Верховного Суда и местных судов.

Предметом диссертационного исследования являются нормы международного права в сфере защиты прав и основных свобод человека, ставшие обязательными для Киргизской Республики; нормы внутригосударственного права Киргизской Республики, обеспечивающие имплементацию вышеуказанных норм международного права. Основные цели и задачи диссертационного исследования.

Целями исследования являются определение механизма имплементации в правовой системе Киргизской Республики норм международного права, связанных с защитой прав и основных свобод человека; выработка практических рекомендаций, имеющих своей целью более эффективное обеспечение прав и основных свобод человека в правовой системе Киргизской Республики.

Диссертация защита прав и свобод человека задачами диссертационного исследования являются: Анализ закономерностей взаимодействия внутригосударственного права Киргизской Республики и норм международного права в правовой системе Киргизской Республики.

Определение критериев международных договоров Киргизской Республики, формирующих правовую систему Киргизской Республики. Исследование международных механизмов контроля в сфере защиты прав человека и влияние их деятельности на правовую систему Киргизской Республики.

Изучение внутригосударственных механизмов контроля в сфере защиты прав и основных свобод человека. Теоретические и методологические основы диссертационного исследования. В работе использованы общенаучные и частно-научные методы системного анализа и синтеза, а также социально-правовой, логический, сравнительный и системно-правовой методы исследования. В российской и зарубежной научной литературе опубликовано довольно много монографий и статей о применении международного права в сфере внутригосударственных отношений.

  1. Данное обстоятельство обязывает всех субъектов внутригосударственного права Киргизской Республики руководствоваться в своей деятельности вышеизложенными категориями норм международного права.
  2. Анализ закономерностей взаимодействия внутригосударственного права Киргизской Республики и норм международного права в правовой системе Киргизской Республики.
  3. Внедоговорные органы контроля за соблюдением прав и свобод человека. В связи с нечеткостью, противоречивостью ряда положений внутригосударственного права Киргизии, регулирующих вопросы национально-правовой имплементации ее международно-правовых обязательств, касающихся прав и свобод человека, необходимо на уровне Верховного Суда Киргизской Республики или Конституционного Суда Киргизской Республики принять документ, четко определяющий механизм реализации норм международного права в правовой системе Киргизской Республики.
  4. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовой системе Киргизской Республики только начинает свое развитие.
  5. Договорные органы контроля за соблюдением прав и свобод человека.

В Киргизской Республике специальных работ, посвященных комплексному анализу проблем, связанных с применением норм международного права, в том числе, в сфере защиты прав человека, пока.

В процессе работы над диссертационным исследованием автор опирался на труды: В ходе диссертационного исследования также были использованы труды иностранных ученых: Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней впервые комплексно исследованы вопросы защиты в правовой системе Киргизии прав и диссертация защита прав и свобод человека свобод человека, предусматриваемых в нормах международного права, ставших обязательными для Киргизской Республики.

Диссертационные положения, выносимые на защиту.

При сопоставлении положений Конституции Киргизской Республики, иных источников права Киргизии с важнейшими универсальными международно-правовыми документами по правам и свободам человека, являющимися обязательными диссертация защита прав и свобод человека Киргизской Республики, обнаруживается текстуальное сходство многих положений.

Киргизская Республика надлежащим образом имплементирует свои международно-правовые обязательства в сфере защиты прав и свобод человека на стадии диссертация защита прав и свобод человека правотворчества.

В правовой системе Киргизской Республики имплементация норм международного права осуществляется через метод внутригосударственного правотворчества и метод отсылки. Для надлежащей реализации международно-правовых обязательств в сфере защиты прав и свобод человека Киргизская Республика должна принимать внутригосударственные акты.

Международный договор Киргизской Республики, формирующий ее правовую систему, должен быть заключен в письменной форме, вступить в силу для Киргизии, а также быть официально опубликован. В связи с нечеткостью, противоречивостью ряда положений внутригосударственного права Киргизии, регулирующих вопросы национально-правовой имплементации ее международно-правовых обязательств, касающихся прав и свобод человека, необходимо на уровне Верховного Суда Киргизской Республики или Конституционного Суда Киргизской Республики принять документ, четко определяющий механизм реализации норм международного права в правовой системе Киргизской Республики.

Конституционный Суд Киргизской Республики, Верховный Суд Киргизской Республики, нижестоящие суды Киргизской Республики при осуществлении правосудия не ссылаются на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Киргизской Республики, что не нарушает норм международного права.

Для более эффективной защиты прав и свобод человека целесообразно учредить региональный международный суд диссертация защита прав и свобод человека правам человека для государств Центральной Азии, в частности, для Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

На первоначальном этапе желательно ограничить юрисдикцию такого суда делами, вытекающими из фактов нарушения права человека на жизнь, права человека не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также права не находиться в рабстве.

Также, необходимо диссертация защита прав и свобод человека физических лиц правом непосредственного обращения в такой суд против вышеуказанных государств. Практическая значимость диссертационного исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе МИД Киргизской Республики и деятельности международных межправительственных организаций при решении вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека. Теоретические выводы исследования также могут быть использованы в научно-исследовательских институтах и в высших учебных заведениях.

  • The World Book Encyclopedia London, 1972 102;
  • Киргизская Республика добросовестно выполняет свои международные обязательства по соблюдению международных договоров на стадии внутригосударственного правотворчества;

Диссертационная работа выполнена на кафедре международного права Дипломатической академии МИД России. Основные выводы и результаты диссертация защита прав и свобод человека получили апробацию в форме: Блищенко 20 апреля 2007 г. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Защита прав и свобод человека в правовой системе Киргизской Республики является одним из способов сохранения ценности личности, ее права на жизнь, на личную неприкосновенность, на достойное существование, свободу от нужды и унижений, права на культурную, национальную, конфессиональную самобытность, иных неотчуждаемых прав и свобод человека.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права Киргизской Республики будет наиболее эффективным при взаимовлиянии норм международного и внутригосударственного права. При этом целесообразно учитывать практику в сфере защиты прав человека международных органов по защите и контролю прав человека, практику государств, и, исходя из комплексного анализа, развивать правовую систему Киргизской Республики в сфере защиты прав человека.

Проведенное диссертационное исследование позволило автору прийти к следующим основным выводам: Данное обстоятельство обязывает всех субъектов внутригосударственного права Киргизской Республики руководствоваться в своей деятельности вышеизложенными категориями норм международного права.

В связи с нечеткостью, противоречивостью ряда положений национального права Киргизии, регулирующих вопросы национально-правовой имплементации его международно-правовых обязательств, необходимо на уровне Верховного Суда Киргизской Республики или Конституционного Суда Киргизской Республики принять документ, четко определяющий механизм вышеупомянутой имплементации.

Указанные выше изменения в законодательстве, а также разъяснения высших судебных инстанций позволят эффективно обеспечивать в Киргизской Республике права и основные свободы человека.

Деятельность международных внедоговорных и договорных органов контроля за соблюдением прав и свобод человека благотворно воздействует на правовую систему Киргизкой Республики, в частности, на правовое положение женщин и детей.

Национально-правовая имплементаця международных обязательств, действующих, в диссертация защита прав и свобод человека числе, в сфере защиты прав и свобод человека, совершенствует и обогащает правовую систему Киргизии. Киргизская Республика добросовестно выполняет свои международные обязательства по соблюдению международных договоров на стадии внутригосударственного правотворчества.

Эффективность реализации норм международного права зависит от эффективности национально-правовой имплементации. Если речь идет о реализации норм международного права в сфере внутригосударственных отношений, то во избежание нарушения соответствующих норм, такая реализация должна единообразно осуществляться в государствах, юридически связанных данными нормами.

В связи с этим, представляется целесообразным основные вопросы национально-правовой имплементации регулировать не только на внутригосударственным уровне, но и в сфере межгосударственных отношений. Необходимо заключение договора, в котором были бы закреплены основные правила национально-правовой имплементации международно-правовых обязательств. Принимая во внимание общее правовое наследие, на диссертация защита прав и свобод человека этапе было бы желательно заключить такой договор в рамках Содружества Независимых государств.

Во многих отношениях полномочия омбудсмена Киргизской Республики практически аналогичны полномочиям комиссий по правам человека. Общей диссертация защита прав и свобод человека этих органов является защита прав отдельных граждан, и ни один из них не обладает полномочиями выносить обязательные для исполнения решения. Вместе с тем существуют некоторые различия между ними, которые объясняют учреждение и одновременное функционирование в некоторых странах таких учреждений.

Главная функция института омбудсмена Киргизской Республики заключается в том, чтобы обеспечить справедливость и законность действий органов государственной власти. В целом, основное направление деятельности омбудсмена состоит в рассмотрении жалоб граждан на государственные органы или должностных лиц. Комиссии по правам человека также как и омбудсмены наделены компетенцией получать и расследовать жалобы.

Однако основной функцией комиссий по правам человека является информационно-просветительская. Комиссии по правам человека, как правило, наделены полномочиями осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Комиссии по правам человека, действуя в рамках исполнительной власти, осуществляют внутренний контроль за работой государственного аппарата.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Венская конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года 6.

  • Большой юридический словарь под ред;
  • Для более эффективной защиты прав и свобод человека целесообразно учредить региональный международный суд по правам человека для государств Центральной Азии, в частности, для Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
  • Диссертация защита прав и свобод человека международных договоров СССР. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Доклад Совета по правам человека. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли институтов и обычаев, сходных с рабством. Женева, 7 сентября 1956 года. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.

    Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 rn. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

    Нью-Йорк, 7 марта 1966 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Париж, 15 декабря 1960 г.

    Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за. Нью-Йорк, 9 декабря 1948 года 16. Женева, 25 сентября 1926 года. Изменена Протоколом от 7 декабря 1953 года 17.

    Тема 10: Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в рф § 1. Понятие, виды, классификация конституционных гарантий прав и свобод

    Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина — это те способы, закрепленные в Конституции и законах, которые обеспечивают реализацию физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод, предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их нарушение.

    Во-первых, следует подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях. Во-вторых, конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина можно разделить на две группы.

    Первую группу составляют конституционные гарантии общего характера. К ним относятся следующие положения Конституции РФ:

    — в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией;

    — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

    — государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется;

    — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

    — каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

    — все равны перед законом и судом и другие.

    Что касается конкретных конституционных гарантий, то они могут быть классифицированы по тем же группам, что и основные права и свободы, то есть каждой из перечисленных выше групп конституционных прав и свобод соответствует группа конституционных гарантий, закрепленных в соответствующих статьях Конституции РФ.

    Гарантии гражданских прав и свобод: смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению, до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    Гарантии политических прав и свобод: гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем и другие.

    Гарантии экономических прав и свобод: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется; владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона; принудительный труд запрещен и другие.

    Гарантии социальных прав и свобод: работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; материнство и детство, семья находится под защитой государства; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений; в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования и другие.

    Гарантии культурных прав и свобод: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом и другие.

    Гарантии прав граждан в сфере правосудия: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно; каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом; государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.

    5. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

    Анализ законодательной базы, обеспечивающей реализацию и защиту основных прав и свобод человека в посттоталитарном Казахстане, позволяет установить законодательно закрепленных институтов и механизмы защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Неприсоединение и нератификация Казахстаном ряда основных международных документов в области прав человека исключает из числа реально действующих эффективных механизмов защиты прав человека международные межгосударственные институты и процедуры.
    Таким образом потенциально возможными институтами, способами и процедурами защиты и контроля за соблюдением прав человека в Казахстане можно считать только те, которые относятся к трем группам:
    государственные, смешанные (общественно-консультативные при государственных органах и система адвокатуры) и неправительственные (общественные, в том числе и международные и зарубежные организации).
    Статья 40 Конституции РК установила:
    «. 2. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. »
    Конституция РК гарантирует каждому судебную защиту его прав.
    Крайне важной является статья 77 Конституции РК, определяющая принципы правосудия:
    «. 3. При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:
    1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет призвана вступившим в законную силу приговором суда,
    2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
    3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
    4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;
    5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
    6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
    7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им ив исповеди;
    8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
    9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
    10) применение уголовного закона по аналогии не допускается. » Кроме того, статья 78 Конституции РК устанавливает:
    «Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным».
    Следующим государственным институтом защиты прав и свобод человека является прокуратура.
    Согласно статьи 83 Конституции РК:
    «I. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики.
    Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. ».
    К смешанным институтам защиты прав человека можно отнести Республиканскую Комиссию по правам человека при Президенте РК, которая, согласно Указу Президента РК от 3 июня 1996 года, «. является консультативно-совещательным органом при Главе государства.
    2. Основными задачами Комиссии являются:
    1) содействие Президенту Республики Казахстан в обеспечении его конституционного статуса гаранта соблюдения прав и свобод человека и гражданина,
    2) выработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
    3) подготовка предложений по обеспечению Республикой Казахстан покровительства в отношении своих граждан, находящихся за пределами ее территории, защите их прав и свобод;
    4) подготовка аналитических и экспертно-рекомендательных заключений и предложений по международно-правовым актам в области прав человека, затрагивающим интересы Республики Казахстан. »
    В соответствии с разделом П Положения о Комиссии она: «. 1) рассматривает направленные Президенту Республики Казахстан или непосредственно в Комиссию обращения граждан и организаций о нарушениях прав и свобод человека;
    2) изучает направленные в ее адрес местными представительными и исполнительными органами материалы об обращениях граждан и организаций по вопросам соблюдения прав и свобод человека, а также соответствующие публикации в средствах массовой информации;
    3) составляет специальные и ежегодные доклады о соблюдении прав человека и представляет их Президенту Республики Казахстан;
    4) анализирует текущее законодательство, вносит предложения по приведению его в соответствие с международно-правовыми актами о правах и свободах человека, призванными Республикой Казахстан, участвует в разработке проектов законодательных актов, затрагивающих вопросы прав и свобод человека;
    5) принимает участие в работе международных организаций по правам человека;
    6) оказывает организационно-методическую, информационную и иную помощь должностным лицам аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы республики, в ведение которых находятся вопросы прав человека. ».
    Одним из новых институтов защиты прав и свобод человека, которые планируется ввести в Казахстане в конце 2000- начале 2001 года является институт омбудсмена. Национальный Омбудсмен — должностное лицо, осуществляющее контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное полномочиями проводить проверки по обращениям граждан Республики Казахстан и других лиц на решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
    Создание института Национального Омбудсмена дополняет существующие национальные средства защиты прав и свобод человека и не влечет ограничения или пересмотра компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав человека в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан. Национальный Омбудсмен должен иметь право:
    1) требовать от руководителей и должностных лиц государственных органов, организаций и учреждений предоставления необходимых для рассмотрения жалобы или обращения сведений и других материалов, которые должны быть ему направлены в течение 10 рабочих дней после получения запроса;
    2) безотлагательного приема руководителями и другими должностными липами государственных органов и организаций, получать объяснения от конкретных лиц, по жалобам и обращениям, находящимся у него в производстве;
    3) направлять руководителям и должностным липам государственных органов и организаций, в решениях или действиях которых он усматривает нарушение прав человека, свои рекомендации о восстановлении нарушенных прав и устранении причин и условий, способствовавших нарушению законности;
    4) поручать государственным органам и организациям, подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению, привлекать специалистов к выполнению экспертных и консультационных работ. Такие поручения выполняются безвозмездно, в срок не позднее двух месяцев;
    5) обращаться в суд за защитой нарушенных прав и свобод человека, а также принимать иные действия и меры, предусмотренные законодательством;
    6) по вопросам соблюдения прав человека, по предъявлению служебного удостоверения, без предварительного уведомления, беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных органов и организаций, включая войсковые части и соединения, а также посещать места принудительного содержания, где находятся задержанные, арестованные и осужденные лица, встречаться и беседовать с ними, в том числе и конфиденциально;
    7) знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, решения по которым вступили в законную силу, а также с делами, находящимися в производстве;
    8) вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к установленной законом ответственности лиц, действиями которых вызвано нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также принятии мер к возмещению материального и морального ущерба;
    9) публиковать заключении и иные документы по результатам проведенных проверок в периодических изданиях;
    10) использовать помощь неправительственных организаций;
    11) предпринимать иные законные меры, необходимые для защиты прав и свобод человека и гражданина.
    По результатам проверки жалобы или обращения Национальный Омбудсмен вправе направить государственному органу или должностному липу, решениями или действиями которого нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для восстановления нарушенных прав.
    Руководитель государственного органа или должностное лицо, получившие рекомендации Национального Омбудсмена, обязаны рассмотреть рекомендации и направить Национальному Омбудсмеиу сообщение о результатах рассмотрения.
    В случае отклонения рекомендаций руководитель государственного органа, организации или должностное лицо обязаны мотивировать свое решение по существу. Ссылка на подзаконные акты не может рассматриваться в качестве отказа следовать рекомендациям Национального Омбудсмена.
    Копия решения Национального Омбудсмена должна направляться заявителю.
    В случае неисполнения должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а также любого воспрепятствоваиия правомерным действиям Национального Омбудсмена, должностное лицо должно привлекаться к дисциплинарной либо административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
    В обязанности Национального Омбудсмена входит:
    1) рассматривать жадобы и обращения граждан на действия (бездействие) или решения государственных органов, организаций и должностных лиц;
    2) своевременно извещать заявителя о результатах рассмотрения его жалобы или обращения;
    3) не разглашать информацию конфиденциального характера, ставшую известной в результате рассмотрения жалобы или обращения;
    4) быть внимательным и корректным в отношениях с заявителем;
    5) проявлять объективность и беспристрастность при рассмотрении жалоб и обращений граждан;
    6) не совершать каких-либо действий против интересов лица, обратившегося за защитой и не препятствовать осуществлению его прав;
    7) обеспечить средствам массовой информации по их просьбе возможность ознакомления с результатами проведенных проверок по фактам нарушений прав и свобод человека и гражданина.

    Институт омбудсмена достаточно широко рас1фостранен в различных странах, хотя эта должность имеет разные наименования: от уполномоченного по правам человека в России, народного защитника в Грузии до комиссара по правам человека в Новой Зеландии.
    Введение этого института в Казахстане позволит усилить государственные механизмы защиты прав и свобод граждан.

    § 46. Права человека

    Идея прав человека: история и современность. О свободе и справедливости люди размышляли всегда, потому идея прав человека имеет длительную предысторию. Ее истоки уходят в эпоху древности. Из античности пришли к нам и сами термины «политическая свооода», «равенство людей», «гражданские права», хотя тогда смысл этих слов был наполнен своим содержанием. Речь шла о свободе и равенстве свободных граждан, но не рабов.

    Люди давно задумывались над вопросом о том, являются ли права человека естественными, данными природой, или они дарованы ему государством, правителями. Однако впервые ответ на него был дан лишь в конце XVII — начале XVIII в. Прогрессивные мыслители выдвинули идею естественного права, т. е. признания того, что люди обладают неотчуждаемыми, свяпденными правами и свободами, вытекающими из самой природы человека. Это — право каждого человека на свою собственную жизнь, на свободу мысли и совести, на собственность и личный выбор. В конце XVIII в. данная идея получила закрепление в различных конституционных актах: в Декларации независимости США 1776 г., Билле о правах (поправки и дополнения к Конституции Соединенных Штатов Америки) и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Конституции во всех странах создавались с целью защитить человека от произвола власти, в них закреплялись права и свободы человека и гражданина.

    Сегодня идея уважения к правам человека прочно вошла в его сознание. Она отчетливо показывает взаимозависимость живущих на планете людей. Современные представления о правах человека сложились после принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот важнейший международный документ был принят на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. (ежегодно 10 декабря отмечается мировым сообществом как День прав человека).

    При голосовании Всеобщей декларации на Генеральной Ассамблее ООН делегация Советского Союза воздержалась, а текст документа

    Существует много международных договоров, посвященных отдельным правам человека. В их числе: Конвенция о предупреждении преступлений против геноцида и наказании за него от 9 ноября 1948 г.;

    Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г.; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10 декабря 1984 г;

    Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Истоки идеи прав человека прослеживаются и в Средневековье. Самый знаменитый в этом смысле документ той поры — Великая хартия вольностей 1215 г. Она четко определила пределы королевской власти: на это власть имеет право, а на это не имеет.

    Впервые был опубликован в СССР через 41 год после его принятия (1989). До этого времени само выражение «права человека» употреблялось крайне редко и то только с определением «социалистические» в противовес «буржуазным правам».

    Обратимся к основным идеям документа. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Значит, права и свободы признаются неотъемлемыми и присущими человеку от рождения.

    Очень важна идея, заложенная в статье 2, о запрете любых оснований для дискриминации в правах: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в настоящей Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

    И наконец, есть еще одна важная идея. Она касается вопроса о том, допустимы ли ограничения основных прав и свобод человека. Ответ дает статья 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

    Позднее, в 1966 г., были приняты еще два важных документа, в которых конкретизировались положения Всеобщей декларации прав человека. Это Международный пакт о гражданскйх и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Россия присоединилась к названным международным документам и в основном выполняет их.

    Конституция России о правах человека. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». Попробуем выделить в ней главное. Прежде всего обратим внимание на то, что Кон — [10] ституция признает, что основные права и свободы принадлежат человеку от рождения, они неотчуждаемы, и, значит, в пределах этих прав и свобод граждане вольны в своих действиях, не требуется никаких специальных дозволений от власти. Разрешено все, что не запрещено законом.

    Конституция признает также равенство прав и свобод человека: все равны перед законом и судом. Есть еще одна важная характеристика конституционно-правового статуса личности. Это — единство прав и обязанностей граждан. За гражданами закреплен минимум обязанностей, в основном они возлагаются на государство.

    Если попытаться обобщить все права и свободы, приведенные в нашей Конституции, то можно выделить три основные группы.

    Первая группа — это гражданские, или личные, права и свободы. Сюда относится право человека на жизнь, защиту достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни и жилища, на объединения. Это гарантированная каждому человеку свобода мысли и слова, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения и выбора места жительства.

    Важно иметь в виду, что каждый человек независимо от его гражданства и местонахождения обладает гражданскими правами и свободами. Государства, присоединившиеся к международным документам по правам человека, обязаны обеспечить на всей своей территории соблюдение гражданских прав для всех людей без исключения.

    Вторую группу составляют политические права и свободы. Они включают право граждан участвовать в управлении делами государства. Речь идет о праве граждан участвовать в формировании представительных органов государственной власти, а также местного самоуправления, т. е. об избирательных правах. К политическим относятся права на проведение шествий, митингов и демонстраций, что в той или иной мере дополняет основное право — участвовать в управлении делами государства.

    Именно поэтому политические права и свободы прямо связаны с гражданством человека. Право участвовать в управлении делами государства имеют только граждане данной страны.

    Гражданские и политические права человека ограничивают власть, определяют пределы вмешательства государства в жизнь человека.

    В третью группу входят социальные, экономические и культурные права. К ним относятся права, связанные с благосостоянием человека, его уровнем жизни. Что их отличает? Во-первых, то, что их гарантированность во многом зависит от участия государства, выполнения им так называемых социальных функций. (Вспомните наш разговор о России как социальном государстве.) Во-вторых, в отличие от гражданских и политических прав они могут быть осуществлены только в пределах экономических возможностей и культурных условий жизни страны.

    Перечислим некоторые из социальных, экономических и культурных прав: право на труд и свободный выбор профессии, защиту от безработицы; право на социальное обеспечение; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением; право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; свобода литературного, художественного, научного творчества и пр.

    Человек, его права и свободы есть высшая ценность для государства.

    Права личности абсолютны, интересы государства относительны.

    Прочитав этот перечень прав человека, возможно, вы скептически заметите, что все это существует только на бумаге. Действительно, в нашей стране процесс становления и реализации прав человека идет очень медленно, трудно и непоследовательно. Вы легко приведете примеры нарушения прав человека в экономической и социальной сфере. Это связано с кризисными ситуациями в различных областях жизни, падением производства, усиливающимся расслоением общества по уровням дохода, несовершенством российского парламентаризма, коррупцией во всех эшелонах власти и т. д.

    Права и свободы человека относятся исключительно к отношениям человека с государством, человека с властью. Государство на службе у человека, оно призвано защитить его права.

    Однако определенные надежды на улучшение ситуации в сфере прав и свобод человека все-таки есть. Россия вступила в Совет Европы, приняла на себя международные обязательства по соблюдению и защите прав и свобод человека. Это намерение закреплено не только в Конституции, но и в ряде других законов. А главное, появляется все больше общественных организаций, которые видят свою задачу в правовом просвещении людей и защите их прав.

    Пределы и ограничения прав и свобод. Конституция РФ вслед за Всеобщей декларацией прав человека допускает, что права человека могут быть ограничены. Главный критерий здесь таков: права и свободы одного человека не должны нарушать прав и свобод других людей.

    Права человека не абстракция, и некоторые из них имеют свои пределы. Однако любые ограничения должны осуществляться только на основании закона, а не чиновничьего усмотрения и применяться исключительно во имя значимых целей. Какие это цели, прямо ска — [11] зано в Конституции РФ — защита интересов граждан, общественной нравственности, государственной безопасности.

    «Свобода есть право делать все, \ что дозволено законом. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не ‘ было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

    Французский философ и правовед, 1689—1755 гг.

    Рассмотрим на примере. Свобода слова и печати, как и другие права человека, не абсолютна. Древнегреческие юристы говорили: «Cogitation poenam пето patitur», что значит «Никто не несет ответственности за свои мысли». А вот за выражение своих мыслей в форме слов человек должен нести ответственность. Так что же может подлежать ответственности? Клевета, оскорбления, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственной тайны, заведомо ложное сообщение о террористическом акте. Ответственность за эти действия предусматривает Уголовный кодекс РФ. Таковы правовые санкции за злоупотребление человеком свободой слова. Возможны законные ограничения и других прав и свобод человека.

    Вместе с тем в Конституции РФ выделена категория прав и свобод, которые не подлежат ограничениям ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения. Они названы в статье 56. Это — право на жизнь (нарушением права на жизнь является только произвольное лишение жизни), запрет пыток, свобода совести, запрет дискриминации, судебная защита прав и свобод и ряд других.

    Как видим, права человека — своего рода правила отношений, обязательные как для государства, так и для человека. Они позволяют найти золотую середину между свободой личности и порядком в обществе.

    Обязанности. Общепризнано, что права и свободы человека и гражданина существуют в неразрывной связи с обязанностями человека перед обществом и его членами.

    В статье 29 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и [12] возможно свободное и полное развитие личности». Обязанности — это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности.

    В Конституции нашей страны записаны основные конституционные обязанности. Их немного: платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; защищать Отечество (для граждан России).

    Есть еще одна обязанность. И хотя прямо она не названа, но весь текст Конституции говорит об этом. Пользуясь своими правами, никто и никогда не должен нарушать права и свободы других лиц.

    1. Что лежит в основе идеи прав человека? Как зародилась эта идея? Правомерно ли применять современное толкование прав человека к древним цивилизациям?

    2. Насколько актуальна проблема прав человека для демократического общества?

    3. Какие группы прав человека можно выделить на основании Конституции РФ? Приведите примеры.

    Что может служить основанием ограничения прав и свобод человека?

    Дайте свое определение понятию «права человека».

    Права человека иногда называют правилами игры, которым все стороны обязаны строго следовать. Кто, по вашему мнению, стоит за каждой стороной?

    Найдите подтверждение тому, что гражданские и политические права и свободы человека тесно взаимосвязаны.

    Как вы думаете, должно ли ограничение прав человека быть пропорциональным или адекватным целям, во имя которых оно производится? Или в данно. м случае цель оправдывает средства? Назовите три основных человеческих права, которые сформулировал английский философ Джон Локк в приведенном ниже фрагменте: «Человек рождается, как было уже доказано, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире, и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность, т. е. жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других».

    Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в комплексе взаимных прав п обязанностей. Декларация объявление, провозглашение. Декларация как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств, ее подписавших (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.).

    Конвенция — международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились (Конвенция о правах ребенка 1989 г.). Пакт — вид международного договора, обязательный для исполнения государствами, к нему присоединившимися (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.).

    Патернализм («патер» — отец) — один из подходов к природе отношений человека с властью. Согласно ему власть первична и по своей милости одаривает людей теми или иными правами, выступает в роли отца-добродетеля. Он характерен для понимания прав человека в тоталитарном государстве.

    Защита прав и свобод человека журнал