Содержание:

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей, отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

  1. Сироты – несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей (обоих или единственного) в результате их смерти;
  2. Дети, оставшиеся без попечения – лица до 18-летнего возраста, чьи мать и/или отец не в состоянии выполнять родительские обязанности по следующим причинам:
    • лишения соответствующих прав;
    • ограничения этой функции;
    • признания не дееспособными;
    • заболевания, не позволяющие воспитывать и содержать несовершеннолетних;
    • назначения уголовного наказания в форме лишения/ограничения свободы;
    • уклонения от воспитания;
    • безвестного отсутствия, признанных умершими по суду.

Распространены ситуации социального сиротства, когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.
  • Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

    Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

    Законодательное регулирование вопроса

    Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

    Ее принципы регулируют:

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
  • При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства. Сотрудники попечительского ведомства занимаются устройством брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

    Как оформить данный статус

    Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

    Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

    Для чего это нужно

    Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально. И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить социальное жилье только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.
  • Как присвоить статус

    Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

    Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы:

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – свидетельство о рождении с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.
  • При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

    Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

    • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
    • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
    • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.
    • Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

      Действия госорганов

      Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

    • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
    • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.
    • Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

      Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

      Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

      После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных льгот, социальных пособий, пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

      При себе нужно иметь пакет документов:

    • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
    • свидетельство о рождении опекаемого;
    • документы, подтверждающие льготный статус.
    • Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

      Государственная поддержка данной категории граждан

      Пенсия по потере кормильца

      Пособие положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

      Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

      Образовательные льготы

      Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. Питание в столовой бесплатно.

      Путевки в лагеря отдыха также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

      Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

      Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

      Обеспечение жильем

      По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

      Но только при соответствии условиям:

    • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
    • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
    • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.
    • «Коммуналка» и ЖКХ

      Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

      В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

      В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь. При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

      Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

      Социальная помощь

      Государство гарантирует им повышенную правовую защиту, которая охватывают основные аспекты жизни:

    • жилищные вопросы;
    • получение образования различных ступеней;
    • трудовые гарантии;
    • медицинское обслуживание.

    Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

    Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

    О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

    КТО ТАКИЕ: «ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»?

    Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

    В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

    Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:
    • Родители (единственный родитель) умерли;
    • Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш);
    • Родители лишены родительских прав;
    • Родители ограничены в родительских правах;
    • Родители признаны недееспособными;
    • Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
    • Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
    • Родители уклоняются от воспитания детей;
    • Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
    • Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники);
    • Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
    • Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании);
    • Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка;
    • Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка;
    • Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
    • Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

    Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец – в местах лишения свободы. Или: отец – погиб, мать – помещена в больницу.

    Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей – отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

    Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

    Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка (т.е., например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передавать ребенка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

    Поскольку законом установлен тридцатидневный срок, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.

    Девочка родилась в мае 2018.
    Возможные формы устройства: усыновление, опека (попечительство).
    Братья/сестры: нет.
    Группа здоровья: III
    Опека: МО «Остров Декабристов» (куда обращаться).

    Альфия – совсем малышка. Как и положено детям ее возраста, она, в основном, спит, а просыпается, чтобы покушать и громким плачем попросить сменить подгузник.

    Малышка очень ждет своих родителей.

    Причина отсутствия родительского попечения матери: в графе «мать» свидетельства о рождении стоит прочерк
    Причина отсутствия родительского попечения отца: в графе «отец» свидетельства о рождении стоит прочерк

    Последние обновления

    Обновлен банк данных сайта отдела опеки и попечительства МО «Адмиралтейский округ»: в банк добавлены анкеты 2 новых детей, пополнены актуальной информацией анкеты еще 10 детей. Все эти дети — малыши не старше 4 лет, всем им нужны любящие и заботливые родители!

    © Благотворительный фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут». Все права защищены и охраняются законом. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только с разрешения администрации.

    Фонд «Дети ждут» занимается профилактикой отказов от детей и содействием семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей: переподготовкой специалистов сиротских учреждений для профилактики депривационных расстройств у детей; подготовкой приемных родителей на базе собственной школы для приемных родителей; психологическим сопровождением приемных семей; содействием социализации приемных детей; профилактикой отказов от детей неблагополучных матерей-одиночек, имеющих сиротский опыт.

    1) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также. — презентация

    Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВарвара Рупневская

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » 1) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также.» — Транскрипт:

    3 1) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 2) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью; 3) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; 4) несовершеннолетние, имеющие проблемы с законом и (или) оказавшиеся в трудной жизненной ситуации Право на получение бесплатной юридической помощи в рамках проведения Дня правовой помощи детям имеют следующие категории граждан: Федеральный закон от ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

    5 Защита прав и законных интересов ребенка

    Организация выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи в связи с жестоким обращением, нарушением их прав и законных интересов,

    Опекуном (попечителем) прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном (попечителем) требований.

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Информирование кадет 7 «В» курса КК (из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), о предоставляемых им льготах.

    Индикаторы эффективности деятельности специалистов органа опеки и попечительства по работе с замещающими семьями в городе Шарье.

    МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ Ватанская.

    ОБУСО «Хвойнинский СП» Адрес: Адрес: Новгородская область Новгородская область Хвойнинский район Хвойнинский район п.Юбилейный п.Юбилейный ул. Молодежная.

    КГБОУ «Кытмановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» Годовой отчёт.

    Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Тамбовской области В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 324-ФЗ «О бесплатной юридической.

    Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии.

    Фёдорова Е.В. НПЭК- 2009. Права несовершеннолетних детей в первую очередь закрепляются: Глава 11 «Семейного кодекса РФ» Глава 11 «Семейного кодекса РФ»

    Права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

    20 ноября – всероссийский День правовой помощи детям Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18 «Ладушки» Оренбургская.

    Организация социального обслуживания населения в Республике Мордовия в условиях нового правового пространства Саранск 2015 Министерство социальной защиты.

    Состояние дел состояние дел проблемы и перспективы развития данного направления проблемы и перспективы развития данного направления Министерство социально-

    ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Опека и попечительство форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, в целях.

    Проект: Юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи Руководитель: Курочкина Вера Александровна преподаватель обществознания.

    Реализация Федерального закона от 28.12.2013 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

    Министерство образования и науки РФ Лашкул Марина Валерьевна [email protected]

    ГБУСО «Центр социальной помощи семьи и детям Трубчевского района» Стационарное отделение.

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Бесплатная юридическая помощь сотрудниками.

    Презентация по обществознанию на тему «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей» ( 5 класс)

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1. Почему государство должно поддерживать семью? 2. Какой деятельностью занимаются социальные службы, центры социальной помощи семье и детям? 3. Кто такие социальные работники? 4. Что такое социальные приюты для детей и подростков? Расскажите о любом.

    О ком это стихотворение? Что вы почувствовали, когда его слушали?

    Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей Д/З: § 24, приведите примеры детей-сирот из известных кинофильмов и литературных произведений. Как они выходили из трудных жизненных ситуаций? Кто им помогал?

    Детство- закладываются качества личности: психологическая устойчивость, нравственные ценности, целеустремлённость

    Эти духовные качества не развиваются сами по себе, а в условиях родительской любви

    Именно в семье ребёнка учат радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других

    Чтобы ребёнок рос комфортно, ему необходимы социальные усло-вия, которые определяют быт, физическое здоровье, личные успехи

    Но не у всех детей есть родители, полноценная семья. Дети без родителей – дети-сироты. О них пойдёт речь сегодня на уроке

    Сиротство — социальное явление, когда дети остаются без родителей (умерли или оставили детей)

    Задание: на с. 175 прочтите определение понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и прокомментируйте его

    Сиротство существует столько, сколько существует человечество. Во время войны, стихийных бедствий сирот становилось больше

    Задание: с. 175 рубрика «Дополнительное чтение», расскажите, как в древности общество относилось к сиротам

    Проблемное задание: Но сейчас XXI век, войны нет, с эпидемиями человечество покончило. Почему же и в наши дни есть дети-сироты?

    Причины социального сиротства ?

    1) разводы, неполные семьи;

    2) нездоровый образ жизни родителей (пьянство, наркотики);

    3) жестокое обращение с детьми;

    4) психологические перегрузки родителей;

    5) неготовность супругов быть родителями

    6) ослабление ответственности перед семьёй

    Сегодня увеличивается социальное сиротство: искажение родитель-ского поведения. Сегодня в России от 100 до 700 тысяч сирот

    Социальная политика государства должна идти в двух направлениях профилактика социального сиротства -помощь семье -помощь одиноким мамам развитие системы защиты детей, оставшихся без родителей

    Помощь детям-сиротам защита их прав контроль условий их содержания помощь в трудоустройстве помощь в обеспечении жильём

    Формы устройства детей, остав-шихся без попечения родителей 1. Усыновление ребёнок получает все права родного, но лишается льгот сироты Если ребёнок старше 10 лет, требуется его согласие. Решается судом

    Формы устройства детей, остав-шихся без попечения родителей 2. Опека до 14 лет попечительство 14-18 лет на ребёнка выплачиваются средства на содержание, он может общаться с родителями Опекун (попечитель) воспитывает, заботиться о ребёнке

    Формы устройства детей, остав-шихся без попечения родителей 3. Детский дом семейного типа Обычная семья, где 5 и более (приёмных) детей. Взрослым дают за это зарплату, идёт стаж, пособие на детей В России с 1996 года. Им дают большее жильё, землю для хозяйства

    Семейный детский дом

    Формы устройства детей, остав-шихся без попечения родителей 4. Приёмная семья Детей в такой семье не более 8, родители получают зарплату Если ребёнку больше 10 лет, то с его согласия, запрещается, как и при усыновлении разъединять братьев и сестёр

    Уполномоченный по правам детей при Президенте РФ Павел Астахов Что вам известно о его деятельности?

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

    • Обществознание
    • Урок обществознания составлен в соответствии с УМК авторской линии Кравченко А.И.

      Цели и задачи: познакомить учащихся с положением детей, оставшихся без попечения родителей; с мерами по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; познакомить с понятиями и терминами: усыновление, опека, попечительство, приёмная семья.

      Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать положение детей, оставшихся без попечения родителей; называть и характеризовать механизмы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии

      Работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

      Для выполнения всех действий по защите прав мной разработана программа реабилитации для работы с детьми-сиротами. Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе — интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения, местонахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья) и оформление детей в школу-интернат. В учреждение направляются дети-сироты, родители которых умерли или признаны судом безвестно отсутствующими и дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения родительских прав, родители находятся в местах лишений свободы, в психиатрической больнице или эти дети были брошены родителями. Решению этих задач придается особое значение, т.к. разработка дальнейших мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защиты воспитанника непосредственно зависит от полученной информации. Именно поэтому в моей программе представлены основные направления в работе с документами необходимыми для оформления детей в школу-интернат, от которых зависит статус ребенка.

      В ряде случаев Я, как социальный педагог принимаю участие в процедуре сбора материалов к лишению или ограничению родительских прав родителей несовершеннолетних детей. Являюсь истцом по делу о лишении родительских прав, собираю материалы дела, заявляю ходатайство, предоставляю суду доказательства и участвую в их исследовании. Практика показывает, что категория осужденных родителей не интересуется своими детьми, материально им не помогает, а иногда и вовсе не известно место их отбывания наказания. Согласно разработанному алгоритму (приложение 1) работы по лишению родительских прав и оформления алиментов на ребенка, находящегося в школе-интернате порядок действий социального педагога следующий. В случае, если место наказания известно, то социальному педагогу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о выплате алиментов, а если место наказания неизвестно, то он обращается в областной информационный центр УВД с просьбой сообщить адрес места отбывания наказания.

      Одним из направлений моей деятельности в школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии является осуществление комплекса мероприятий по защите материальных, жилищных, гражданских прав детей.

      При защите материальных прав воспитанников школы-интерната, к которым относят право на получение алиментов с родителей, пенсии (по утрате кормильца, социальная), социальный педагог осуществляет взаимодействие с такими учреждениями, как отдел социальной защиты, прокуратура, главы администрации городов и районов, управление юстиции, пенсионный фонд, судебные приставы, суды, сберегательные банки.

      Моя социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Разработанная мной программа, представляет собой совокупность всех нормативных документов, которые использую в процессе своей работы, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школе-интернате. Особенностью представленных комплексных мероприятий социального педагога в системе социальной защиты детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, является разработка алгоритмов (приложение 1) работы применительно к основным направлениям социально-педагогической деятельности в школе-интернате, что способствует не только эффективности профессиональной деятельности, но и поэтапному (пошаговому) решению профессиональных задач специалиста. На данный момент в ГКОУ школе-интернате VIII вида с.Развильное проживают и обучаются 147 учащихся из них 26 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все дети сироты имеют статус. У каждого из ребят имеется лицевой счет в сбербанке, куда перечисляются пенсии, алименты. 13 ребят имеют пенсию по инвалидности, 11- по потере кормильца. С остальными проводится работа по оформлению пенсии (2 человека). Обеспечение жилым помещением — 13 поставлены на квартирный учет, 3 — имеют закрепленную жилую площадь остальные по достижению

      14 — лет будут поставлены на квартирный учет. За мой 11 летний стаж работы социальным педагогом родители 4-х детей восстановились в родительских правах. Счастливые ребята вернулись в родные семьи. В своей работе руководствуюсь и выполняю нормы, предусмотренные следующими нормативными документами: