Статья 22 ГПК РФ. Подведомственность гражданских дел судам

Текущая редакция ст. 22 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Суды рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) пункт утратил силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ;
4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Комментарий к статье 22 ГПК РФ

1. Правила о подведомственности дают возможность определить круг гражданских дел, отнесенных к компетенции суда общей юрисдикции, а правила о подсудности позволяют распределить эти дела между различными судами данной судебной системы. Кодекс выделяет несколько видов производств по гражданским делам подведомственным судам общей юрисдикции (пп.1 — 6 ч.1 ст. 22 ГПК).

2. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Соответственно и в ст. 11 ГК РФ устанавливается приоритет судебной защиты гражданских прав.

В административном порядке защита прав осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, а решение, принятое в таком порядке, может быть обжаловано в суд. Причем по общему правилу от усмотрения заинтересованного лица зависит, обращаться ли ему за защитой права в административный орган или непосредственно в суд, а исключения из этого правила строго предусмотрены федеральным законом (см. комментарий к ст. 135 ГПК).

3. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, является прежде всего процессуальным. Оно предполагает обращение заинтересованного лица в суд, разрешение спора судом в установленной законом процедуре, а в случае необходимости и принудительное исполнение судебного решения. В судебной практике не всегда учитывается, что процессуальное право на судебную защиту не зависит от действительного наличия у заинтересованного лица субъективного материального права и нарушения его лицом, указанным в качестве ответчика, поскольку эти обстоятельства могут быть установлены судом лишь в результате рассмотрения и разрешения дела по существу.

4. Статья 46 расположена в гл.2 Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Однако процессуальное право на судебную защиту равным образом гарантируется также юридическим лицам.

Прежде всего за статусом юридического лица всегда стоит объединение граждан. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, обладают равными процессуальными возможностями для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов (ч.2 ст. 8, ч.3 ст. 123 Конституции РФ).

5. Конституционное право на судебную защиту исключает право законодателя ограничивать возможность защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций административным или иным несудебным порядком. Любые нормативные акты такого рода не должны применяться судами как противоречащие Основному Закону страны (ст. 15 Конституции РФ, ч.3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»*, ст. 1 ГПК).

________________
* СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

6. Поскольку защита прав, свобод и охраняемых законом интересов осуществляется преимущественно в судебном порядке, сформулированные в ст. 22 ГПК правила позволяют прежде всего разграничить компетенцию между судом общей юрисдикции, с одной стороны, арбитражным и конституционным судами — с другой. Соответственно и основной задачей института подведомственности является распределение дел о правовых спорах и правовых вопросах между названными судами с учетом специализации отдельных звеньев судебной системы страны.

Арбитражный и конституционный суды рассматривают лишь те дела, которые непосредственно отнесены федеральным законом к их ведению. Споры о нарушении прав, обусловленные процедурой расследования уголовных дел, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке уголовного судопроизводства. Подведомственные судам общей юрисдикции дела по заявлениям об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях, разрешаются по правилам гл.30 КоАП РФ в порядке административного судопроизводства. Все остальное относится к сфере гражданского судопроизводства, в порядке которого суды общей юрисдикции рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с федеральным законом их защита не подлежит осуществлению в ином судебном порядке.

7. По общему правилу арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются юридические лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (ч.1 и 2 ст. 27 АПК РФ). В отличие от этого к ведению суда общей юрисдикции относится, в частности, разрешение дел по спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений, сам характер которых предполагает обязательное участие гражданина вне зависимости от его статуса индивидуального предпринимателя в качестве хотя бы одной из сторон. Что касается дел по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, то они по общему правилу подведомственны суду общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности.

Таким образом, основными критериями разграничения компетенции между судом общей юрисдикции и арбитражным судом являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав. При определении подведомственности гражданских дел оба этих критерия должны учитываться в совокупности.

8. Само по себе наличие статуса юридического лица у обеих сторон не дает оснований для передачи возникшего между ними спора в арбитражный суд, если этот спор не является экономическим. В связи с этим суду общей юрисдикции подведомственны, в частности, дела об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций (объединений), а также о прекращении или приостановлении их деятельности; другие дела по спорам между юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями) о защите неимущественных прав. Не связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью и подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции дела об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой информации, о прекращении или приостановлении их деятельности.

9. Наличие у стороны в споре с юридическим лицом или у обеих сторон статуса индивидуального предпринимателя также не делает спор подведомственным арбитражному суду, если он не связан с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Например, спор гражданина-предпринимателя с организацией или другим предпринимателем о защите его прав потребителя в связи с приобретением или заказом товаров (работ, услуг) для удовлетворения личных (бытовых) нужд подлежит разрешению в суде общей юрисдикции.

10. По общему правилу дело независимо от характера спорных отношений подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции при отсутствии хотя бы у одного участника спора статуса юридического лица или приобретенного в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя. В частности, суду общей юрисдикции подведомственны споры с участием граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п. дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств (п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»)*.

________________
* БВС РФ. 1997. N 1.

Равным образом споры с участием объединения граждан, не имеющего статуса юридического лица, независимо от характера спорных отношений рассматриваются судом общей юрисдикции.

11. Приведенное общее правило содержит исключения, и в случаях, предусмотренных федеральным законом, к подведомственности арбитражного суда могут быть отнесены дела, участниками спорных отношений по которым являются организации, не являющиеся юридическими лицами, или граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, а также иные дела (ч.2 и 3 ст. 27 АПК РФ).

В частности, согласно ст. 33 АПК РФ к ним относятся дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности данного хозяйственного товарищества, общества, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разъяснения по вопросам определения подведомственности этих дел дается в пп.5-9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 9 декабря 2002 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в пп.3-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»*,в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». При этом должны учитываться также положения глав 28.1 и 28.2 АПК о порядке рассмотрения отнесенных к компетенции арбитражных судов дел по корпоративным спорам и дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

________________
* Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; БВС. 2003. N 3; Российская газета. 2003. 2 дек.

12. К компетенции судов общей юрисдикции относится рассмотрение дел по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК). Однако требования по правоотношениям с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей в предпринимательской и иной экономической сфере, основанные на письменной сделке (нотариальной или простой), на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, а также о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам с учетом общих правил о подведомственности разрешаются арбитражными судами. При наличии условий, предусмотренных ст. 226, 227 АПК РФ, дела по названным требованиям могут быть рассмотрены ими и в порядке упрощенного производства, являющегося в арбитражном процессе аналогом приказного производства.

13. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из публично-правовых отношений, но они связаны с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности (ст. 29 АПК РФ). При этом дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами, если федеральный закон непосредственно относит их рассмотрение к компетенции арбитражного суда (п.1 ст. 29 АПК РФ).

Разъяснения по вопросу отнесения к подведомственности арбитражных судов дел об оспаривании нормативных правовых актов дается в п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», разъяснения по вопросам подведомственности этих дел судам общей юрисдикции дается в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 (в ред. от 10 июня 2010 года N 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (см. также комментарий к ст. 251 ГПК).

________________ Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

14. Как и суды общей юрисдикции (см. п.1 ч.1 ст. 262 ГПК), арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении юридических фактов. Однако данные факты должны иметь значение для возникновения, изменения и прекращения прав юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30, 218 АПК РФ). Соответственно рассмотрение дел об установлении таких юридических фактов к подведомственности судов общей юрисдикции не относится.

15. Названные критерии, обусловленные характером спорных материальных правоотношений и их субъектного состава, должны учитываться также при разграничении компетенции между общими и арбитражными судами по рассмотрению дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений (ст. 31 АПК РФ), о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов (ст. 32 АПК РФ).

16. Общие критерии разграничения компетенции применяются и по делам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций (ч.5 ст. 27 АПК РФ). Однако в соответствии с международным договором РФ дела с участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут быть отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.

17. Заявленный в суде спор может содержать несколько связанных между собой требований, которые в отдельности относятся к ведению разных звеньев судебной системы, — суда общей юрисдикции и арбитражного суда. При невозможности разделения этих требований спор подлежит разрешению в одном процессе и приоритет в данном случае отдается суду общей юрисдикции.

Содержащееся в ч.4 комментируемой статьи правило чаще всего применяется при разрешении экономических споров между организациями, когда их участниками становятся также и граждане. Например, требование юридического лица к другому юридическому лицу о праве собственности на жилое помещение может быть связано с требованиями к гражданам, проживающим в данном помещении, и т.п.

В соответствии с ч.4 ст. 27 АПК РФ заявление по экономическому спору или иному делу, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

19. При принятии заявления с объединенными требованиями, каждое из которых по отдельности подведомственно разным судам, судья обязан вынести определение о совместном рассмотрении объединенных требований, одно из которых (или несколько), взятое в отдельности, не подведомственно суду общей юрисдикции. В определении должны быть приведены мотивы, почему разделение требований невозможно. Вопросы о принятии заявления и совместном рассмотрении объединенных требований могут быть разрешены в одном определении о возбуждении гражданского дела.

Консультации и комментарии юристов по ст 22 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 22 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Конференция ЮрКлуба

Иск или заявление в порядке гл 25 ГПК РФ ?

Sneezy 29 Окт 2009

Порядок рассмотрения вопросов, связанных с обжалованием задолженности, рассчитанной судебным приставом-исполнителем:

В соответствии с п.3 ст. 113 Семейного Кодекса РФ размер задолженности по алиментам рассчитывает судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с п.5 ст. 113 Семейного Кодекса РФ, при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
На первый взгляд, не вызывает никаких сомнений, что постановление судебного пристава-исполнителя оспаривается в порядке ст. 441 ГПК РФ «Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)». Такое оспаривание, в соответствии с ч.3 ст. 441 ГПК РФ рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, то есть по правилам рассмотрения дел, вытекающим из публичных правоотношений.
Однако как рассматривать спор, в случае если с произведенным расчетом не согласен должник, но согласен взыскатель?
В соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, регулирующей порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса.
И судебная практика идет по этому пути. Так, судебной коллегией Уральского областного суда, отменено решение суда первой инстанции, заявление об оспаривании постановления судебного пристава — исполнителя в порядке гл. 25 ГПК РФ оставлено без рассмотрения, т.к. коллегией установлено, что «…суд первой инстанции не вправе был разрешать требования Должника в порядке, предусмотренном нормами главы 25 ПIК РФ, поскольку по данному делу имеется спор о праве между должником и взыскателем по вопросу о наличии-отсутствии задолженности у Должника по алиментам перед взыскателем алиментов и по вопросу о размере ежемесячных платежей этих алиментов, разрешение которых должно про изводиться по правилам искового производства. ».
Данный вопрос не является пустой процессуальной формальностью, т.к. при исковом производстве бремя доказывания равномерно распределено между сторонами, в то время как при рассмотрении спора о задолженности по алиментам в порядке гл. 25 ГПК РФ, взыскатель у нас не является стороной и просто наблюдает за процессом, в то время как должник предъявляет суду сомнительные трудовые договоры и справки, подтверждающие его заработок напр.
Таким образом, полагаем, что в случае возникновения спора между должником и взыскателем по вопросу определенной судебным приставом-исполнителем задолженности по алиментам, он должен рассматриваться по правилам искового производства.

С таким вопросом уже как-то встречался и вопрос ч. 3 ст. 247 ГПК РФ достаточно тонкий. Что скажете, заранее спасибо за выраженное мнение

Sneezy 30 Окт 2009

Sneezy 10 Апр 2010

Вопрос №1 Процессуальный порядок рассмотрения жалоб на постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам.

При исполнении исполнительного производства по взысканию алиментных платежей, размер задолженности по алиментам рассчитывает судебный пристав-исполнитель (п.3 ст. 113 Семейного Кодекса РФ).
В соответствии с п.5 ст. 113 Семейного Кодекса РФ, при несогласии с определенной судебным приставом-исполнителем задолженностью по алиментам, любая из сторон может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
На первый взгляд, не вызывает никаких сомнений, что постановление судебного пристава-исполнителя оспаривается в порядке ст. 441 ГПК РФ «Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)». Такое оспаривание, в соответствии с ч.3 ст. 441 ГПК РФ рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, то есть по правилам рассмотрения дел, вытекающим из публичных правоотношений.
Однако как рассматривать спор, в случае если с произведенным расчетом не согласен должник, но согласен взыскатель?
В соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, регулирующей порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса.
Имеется случаи, когда судебная практика идет по этому пути.
Так, судебной коллегией Уральского областного суда, отменено решение суда первой инстанции, заявление об оспаривании постановления судебного пристава — исполнителя в порядке гл. 25 ГПК РФ оставлено без рассмотрения, т.к. коллегией установлено, что «…суд первой инстанции не вправе был разрешать требования Должника в порядке, предусмотренном нормами главы 25 ПIК РФ, поскольку по данному делу имеется спор о праве между должником и взыскателем по вопросу о наличии-отсутствии задолженности у Должника перед взыскателем алиментов и по вопросу о размере ежемесячных платежей этих алиментов, разрешение которых должно производиться по правилам искового производства. ».
Также судом было указано, что «…спорные правоотношения не носят исключительно публичный характер, определяющими и главными в деле являются имущественные отношения частноправового характера между должником и взыскателем, вытекающие из алиментных обязательств….»
Таким образом, полагаем, что в случае возникновения спора между должником и взыскателем по вопросу определенной судебным приставом-исполнителем задолженности по алиментам, такой спор должен рассматриваться по правилам искового производства.

АС отказался обсуждать, типа алименты, мы и не вникали, я зря, здесь дело не в алиментах.
А вот с судебной коллегией областного отлично пообщались. И что главное, они со мной согласились. Очень тонкая грань товарищ Sneezy, но правильно черт возьми. Когда спор о праве гражданском [U]даже при наличии требований проверки законности самого решения пристава это иск.
Солидарно пришли к мнению, что этот вопрос ТОЛЬКО в рамках сз, на стадии принятии ни ни. То есть суд прекращает публичку и разъясняет право на иск. Я полностью согласен, оценка норм материального права ТОЛЬКО в процессе, а не на стадии принятия заявления ( то есть отказ в принятии) .
Сообщение отредактировал Sneezy: 10 Апрель 2010 — 00:46

Valentin Sapiens 10 Апр 2010

в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса.

Эта фраза всегда вызывала улыбку.
Суд рассматривает споры о праве, установление юридических фактов опустим, хотя и там поспорить можно: был ли факт.
Если спор не о праве, легальная дефиниция которого отсутствует, а, например, о любви, вере, суд такой спор рассматривать не будет.

Статья 3 ГПК. Право на обращение в суд
1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ещё право надо отличить от свобод и законных интересов.

спорные правоотношения не носят исключительно публичный характер

Вот это — определяющее: публичка или исковое.
Разграничение по субъекту: публичный — глава 25, частный — исковое.

Особенности досудебного порядка урегулирования споров по ГПК РФ в 2018 году

Досудебное решение возникающих споров чрезвычайно важно в сегодняшних условиях, поскольку так можно избежать негативных последствий для обеих сторон и существенно сократить судебные расходы.

Рассмотрим особенности досудебного порядка урегулирования споров по ГПК РФ в 2018 году, этапы проведения процедуры и сроки рассмотрения вопросов.

Важные моменты

Судебные разбирательства требуют значительных материальных затрат как со стороны истца, так и ответчика.

И нередко стороны стараются разрешить возникшие разногласия в досудебном порядке, прибегая к досудебным процедурам согласно ГПК РФ.

Таким образом, можно в сжатые сроки достичь решения, которое удовлетворит все стороны конфликтной ситуации.

Что это такое

Досудебная процедура урегулирования спора представляет собой процесс ведения переговоров касательно договорных отношений или прочей деятельности, в ходе которой возникли конфликты или разногласия.

В результате досудебной процедуры разрешаются возникшие споры с максимальной выгодой для всех сторон гражданских правоотношений.

Понятие досудебной процедуры решения споров предполагает рассмотрение претензии или выполнение прочих действий для успешного разрешения спора без обращения в судебный орган.

Претензионная процедура решения споров является обязательной к выполнению в таких ситуациях:

Отметим, что отдельные законодательные положения требуют письменного обращения к второму участнику спора, однако такая процедура не является строго обязательной к выполнению и не влияет на дальнейшее рассмотрение поданного в судебный орган иска.

На основании норм ГПК РФ, прочих кодексов и федеральных законодательных актов предусмотрен обязательный порядок подачи претензии в случае разбирательства по следующим видам конфликтов:

  • внесение изменений или расторжение соглашения по желанию одной из сторон;
  • подписание соглашений в обязательном порядке;
  • разрывание соглашения об аренде;
  • расторжение соглашения о найме и выселении квартирантов;
  • внесение корректировок или расторжение алиментной договоренности;
  • выплаты по ОСАГО;
  • досудебный порядок урегулирования споров ГПК РФ по договору подряда;
  • договора о предоставлении услуг связи и туристических услуг.

Преимущества такого способа урегулирования вопроса

В процессе подписания договоров и соглашений граждане РФ в большинстве случаев прописывают в тексте договора условия мирного урегулирования возникающих споров.

Ключевой причиной для этого является то, что обязательная процедура досудебного разрешения конфликта обладает множеством неоспоримых достоинств.

К преимуществам досудебного решения конфликтных ситуаций относятся:

Также несомненным преимуществом для истца станет нюанс, что даже в случае попытки подписания мирового соглашения, непосредственное желание урегулировать возникшую конфликтную ситуацию послужит положительным фактором в его репутации.

Правовая норма

Досудебный порядок разрешения споров регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в редакции от 30.10.2017).

Претензионная процедура урегулирования споров регулируется АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ.

Также существует процедура медиации, то есть метод досудебного решения конфликтов при помощи посредника без обращения в судебный орган. Данная процедура прописана в ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ.

Досудебный порядок урегулирования спора по статьям ГПК РФ

Досудебный претензионный или прочий порядок решения конфликтных ситуаций предусматривает процесс, нацеленный на успешное разрешение споров с удовлетворением интересов обеих сторон.

В данном разделе рассмотрим виды досудебного мирного решения споров, этапы проведения процедуры и установленные законодательно сроки, досудебный порядок урегулирования споров по ГПК РФ по договору займа между гражданами и прочие виды.

Какие бывают виды разрешения вопроса

Гражданские споры являют собой разновидность конфликтов, где оба участника являются физлицами.

Методы урегулирования споров между гражданами прописаны детально в ГПК РФ, где такие споры разделяются на несколько видов:

Данные споры могут решаться в ходе судебного разбирательства. Но в большинстве случаев разрешается досудебное решение возникших конфликтов.

Такое досудебное мирное урегулирование допустимо в случае решения любых гражданских споров, если прочее не регламентируется действующими нормами законодательства и текстом соглашения, заключенного между сторонами.

Как забрать страховку по кредиту в Сбербанке, читайте здесь.

Иногда мирное урегулирование конфликтов является обязательным, это происходит в двух случаях – когда данная мера предусмотрена в тексте соглашения между участниками и в действующих законодательных актах.

В таких ситуациях обращаться с исковым заявлением в судебный орган можно, только если не удалось мирным путем решить разногласия.

Порядок проведения процедуры

Стадии урегулирования спора при проведении досудебной процедуры:

К претензии и ответному уведомлению необходимо прикладывать пакет документов, состав которого определяется в каждом случае индивидуально.

В обязательном порядке должна быть приложена доказательная документальная база.

Мирная договоренность должна быть составлена в письменном виде и заверена в нотариальной конторе, чтобы он обладала юридической силой и могла использоваться в суде в качестве доказательной базы.

Досудебная претензия являет собой документ, в котором детально излагается ущемление интересов и прав потерпевшей стороны по договоренности.

Структура претензии, в соответствии с которой необходимо ее заполнять для полноценной юридической силы:

  • реквизиты участника, к которому выставляется претензия (ФИО, телефон, адрес постоянного проживания, должность);
  • реквизиты и данные гражданина, который составляет претензию;
  • название документа, которое определяется причиной составления;
  • детальное изложение нарушений, повлекших ущемление прав и интересов;
  • предложения касательно мирного досудебного урегулирования спора;
  • указание желаемой суммы в качестве компенсации нанесенного ущерба;
  • перечень приложенных документов и доказательной базы;
  • срок, после истечения которого заявитель обратится с исковым заявлением в судебный орган;
  • дата написания претензии и персональная подпись заявителя.
  • Претензионный документ составляется в письменной форме, причем у каждого из участников договоренности должна быть отдельная копия.

    Ответчик обязан предоставить ответ на мирное письмо до указанного в нем срока, чтобы избежать урегулирования спора в судебном порядке.

    В положениях ст. 135 ГПК РФ определены последствия нарушения досудебной процедуры урегулирования конфликта. Суд вправе не принять иск, если истец не выполнил срок ответа на претензию.

    Также исковое заявление может быть отклонено в ситуации, когда заявитель нарушил прописанный в договоренности между сторонами порядок мирного решения спора.

    Если же процедура нарушается ответчиком (то есть он игнорирует претензию, уклоняется от отправки ответного уведомления), тогда с большой вероятностью виновник проиграет в судебном разбирательстве, после чего суд его обяжет выплачивать установленную сумму компенсации.

    Видео: обязательный досудебный порядок разрешения споров


    Как показывает практика, судебные решения в большинстве случаев принимаются в пользу гражданина, который предпринимал попытки решить конфликт в досудебном порядке.

    Установленные сроки

    Законодательно предусмотрены определенные сроки ожидания ответного уведомления на претензию.

    Данный период отсчитывается:

    Если на протяжении указанного срока или в разумный период не последовало ответного уведомления от ответчика, или же был прислан ответ, который не удовлетворяет заявителя, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

    Как проходит лечение зубов бесплатно по полису ОМС в Москве, читайте здесь.

    Про ОКВЭД прочая оптовая торговля, смотрите здесь.

    Однако в такой ситуации рекомендуется обратиться к опытному юристу, который поможет решить вопрос с максимальной выгодой.

    Итак, мы разобрались в специфике досудебного мирного урегулирования конфликтов между гражданами по различным вопросам.

    В материале были рассмотрены виды споров, которые можно решить при помощи досудебного соглашения.

    Также мы рассказали о сроках и особенностях составления претензии в гражданском праве при досудебном урегулировании конфликтов.

    НК_2_гл25.3_комм_Батяев_2006

    Подготовлен для системы КонсультантПлюс

    КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25.3 «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА»

    НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

    Материал подготовлен с использованием правовых актов

    по состоянию на 20 октября 2006 года

    Батяев Андрей Андреевич, практикующий юрист юридической консультации «Правозащита».

    Настоящее издание представляет собой научно-практический постатейный комментарий к главе 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ (с последними изменениями от 27 июля 2006 г.).

    В настоящем комментарии рассматриваются основные составные элементы института государственной пошлины: плательщики госпошлины; действия, за совершение которых уплачивается госпошлина; общий порядок уплаты госпошлины и особенности ее уплаты за совершение определенных действий; сроки уплаты госпошлины; льготы по уплате госпошлины.

    Особое внимание уделяется особенностям предоставления отсрочки и рассрочки для уплаты госпошлины, возврата и зачета сумм излишне уплаченной госпошлины, порядку проверки налоговыми органами рассчитанных и уплаченных сумм пошлины.

    Так же подробно рассматриваются юридические действия, за совершение которых главой 25.3 НК РФ установлена уплата государственной пошлины, а также изменения законодательства, связанные с введением в действие главы 25.3 «Государственная пошлина» и значительным расширением перечня указанных юридических действий.

    Книга главным образом предназначена как для тех, кто обращается за совершением действий, за которые установлена уплата госпошлины, — физических лиц, руководителей и юристов организаций, — так и для тех, кто указанные действия осуществляет, — судей, государственных и муниципальных служащих, работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, нотариусов и т.д.

    Настоящее издание также будет полезно всем, кто интересуется вопросами исчисления и уплаты государственной пошлины.

    5 августа 2000 года N 117-ФЗ

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19 июля 2000 года

    26 июля 2000 года

    Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

    (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

    Статья 333.16. Государственная пошлина

    Комментарий к статье 333.16

    Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная пошлина представляет собой определенный сбор, как и другие сборы, налоги, уплачиваемый в обязательном порядке в доходные статьи бюджета соответствующего уровня. Когда граждане и организации (налогоплательщики) заполняют платежные поручения и квитанции, то там среди прочих реквизитов они указывают код бюджетной классификации. Это не что иное, как «адрес» доходной части бюджета, в который поступят данные средства.

    Данный сбор уплачивается его плательщиками, плательщиками сбора будут являться граждане и организации (подробнее о плательщиках сбора сказано в комментарии к ст. 333.17 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается в случаях, когда плательщики обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать те действия, которые влекут изменение, возникновение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщиков. Собственно, сами действия плательщикам сбора для того и нужны, что бы как-то изменить свои правоотношения с третьими лицами, органами государственной власти, организациями и учреждениями. Юридически значимые действия выражаются в выдаче каких-либо правоустанавливающих документов, выдаче копий и дубликатов из материалов дела, хранящихся в судах, совершении действий по заверению копий документов, нотариальных действий, совершении действий по сборам за выдачу разрешений, других действий.

    Определенным категориям граждан комментируемая глава НК РФ предоставляет льготы по уплате государственной пошлины. Относительно государственной пошлины, которая устанавливается настоящей главой, можно отметить, что правила данной главы НК РФ распространяются на действия всех государственных органов, облагаемых государственной пошлиной, кроме консульских учреждений.

    Все те юридически значимые действия, которые облагаются государственной пошлиной, возникают не в произвольном порядке, а строго предусмотрены законодательством РФ. При этом законодательство на федеральном уровне, какие-либо нормативные и законодательные акты субъектов РФ или нормативные акты органов местного самоуправления устанавливать виды деятельности, за которые будет взиматься государственная пошлина, не вправе. А вот полномочия на совершения данных юридически значимых действий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального, и местного уровня.

    Также ч. 2 комментируемой статьи запрещает взимать какие-либо другие платежи за совершение юридически значимых действий, кроме той государственной пошлины, которая предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Увеличивать или уменьшать размеры государственной пошлины данные органы по своей инициативе также права не имеют.

    Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины

    Комментарий к статье 333.17

    Следует обратить внимание на то, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Среди физических лиц мы можем выделить граждан РФ, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Российское законодательство исходит из принципа, что и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства должны быть равны в правах. Если обратить внимание на те права, которыми обладают граждане РФ, то этот принцип соблюдается не полностью. Например, гражданское и арбитражное процессуальное законодательство позволяет обратиться в суд за защитой своих прав как гражданам РФ, так и иностранным гражданам. Однако о лицах без гражданства там не говорится ни слова. Например, купить земельный участок и зарегистрировать свое право собственности в органах юстиции (а именно в регистрационной палате) может как гражданин РФ, так и иностранец, но в то же время гражданин РФ может свободно купить любую землю (в т.ч. и сельскохозяйственного назначения) без каких-либо ограничений его прав, а иностранный гражданин может купить ту же землю с ограничениями его прав на покупку. Например, нельзя купить землю, которая находится ближе чем на 5 км к приграничной зоне РФ.

    Мы вовсе не пытаемся сказать о каких-либо ограничениях и дискриминации прав иностранцев, все существующие ограничения вполне обоснованны, аналогичные ограничения прав иностранцев существуют и в других странах. Комментируемая глава НК РФ не содержит каких-либо различий между размерами государственной пошлины в отношении граждан РФ и иностранцев, следовательно, их права ничем не ограничены. Однако заметим, что фактически такая категория физических лиц, как лица без гражданства, не может совершить многих юридически значимых действий на территории РФ.

    Часть 2 комментируемой статьи более подробно конкретизирует и разъясняет то положение, когда физические и юридические лица могут быть признаны плательщиками государственной пошлины. Законодатель предусмотрел два варианта (условия). Первый — когда плательщики обращаются за совершением именно тех юридически значимых действий, которые предусмотрены комментируемой главой Налогового кодекса, второй — когда плательщики выступают в качестве ответчиков в деле, рассматриваемом арбитражным судом, судом общей юрисдикции, мировым судьей. При этом существует обязательное условие — необходимо, чтобы решение суда было принято в пользу истцов, а не ответчиков. Данное положение комментируемой статьи не совсем совпадает с тем, которое можно увидеть в ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 27 декабря 2005 г.), ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изм. и доп. от 27 декабря 2005 г.). Дело в том, что уже при обращении в суд с иском истец должен приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Получается, что истец является плательщиком государственной пошлины на стадии обращения в суд. Если решение принимается в пользу истца, то он имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины, она будет взыскана с ответчика и возвращена истцу. Но комментируемая статья почему-то не учитывает данное положение процессуального законодательства. Кроме того, если решение суда потом будет принято не в пользу истца или дело так и не будет рассмотрено (прекращено производством, по иным причинам), то истец все равно останется плательщиком государственной пошлины. Однако законодатель в комментируемой статье не указывает в качестве плательщика госпошлины истца.

    Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

    Комментарий к статье 333.18

    Комментируемая статья определяет порядок и сроки уплаты государственной пошлины в зависимости от того, в какой орган плательщики обращаются за совершением каких-либо юридически значимых действий.

    Первый и второй случаи, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, связаны с обращением граждан и организаций (плательщиков налога) в суды с различного рода заявлениями. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает уплату государственной пошлины еще до обращения в указанные органы. Это связано с тем, что согласно гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному законодательству РФ документ об уплате государственной пошлины должен быть приложен к исковому заявлению. Сразу следует отметить, что в наши суды согласно процессуальному законодательству РФ можно обращаться с исковыми заявлениями, заявлениями по всем делам, возникающим из публичных правоотношений и делам особого производства. Также в процессе обжалования судебных актов подаются апелляционная, кассационная и надзорная жалобы, заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Что касается обращения в Конституционный Суд РФ, уставные (конституционные) суды субъектов РФ), то документ об уплате государственной пошлины тоже прикладывается к заявлению, которое подается в данные суды.

    Рассмотрим вопрос о том, каким образом уплачивается государственная пошлина. Подразумевается, что это должно быть сделано единовременным платежом через банк. Не имеет особого значения, каким именно образом была совершена оплата, главное, чтобы данный платеж поступил на счет соответствующей доходной строки федерального бюджета. Как правило, граждане уплачивают государственную пошлину через отделения Сбербанка России, которые принимают данный вид платежей. Юридические лица уплачивают государственную пошлину через свои собственные счета в банке, оформляя платежные поручения.

    Существует один случай, который представляется интересным. Это случай, когда государственная пошлина уплачивается не полностью либо ее уплата откладывается. В принципе, это нарушает требования комментируемой статьи, но тогда возникает закономерный вопрос — где же санкция за данное нарушение? Такое нарушение можно увидеть, если трактовать закон буквально. Гражданское и арбитражное процессуальное законодательства РФ предусматривают возможность для заявителя ходатайствовать в суд об отложении уплаты государственной пошлины или о рассрочке в ее уплате. Также можно просить суд уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате. Все это возможно в тех случаях, когда гражданин находится в тяжелом материальном положении или, например, расчетные счета фирма арестованы и нет возможности в настоящий момент произвести уплату государственной пошлины. Если государственная пошлина не уплачена при подаче заявления в суд, то суд вправе оставить дело без движения и назначить срок для исправления данного недостатка. По истечении определенного времени, если государственная пошлина не будет уплачена, суд вправе вернуть заявление заявителю.

    Статья 333.20 комментируемой главы НК РФ устанавливает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 комментируемого Кодекса. Эти положения будут рассмотрены в комментарии к ст. 333.41 НК РФ.

    Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность по уплате государственной пошлины в случаях, когда решение суда состоялось и исковое требование истца было полностью или частично удовлетворено. В таких случаях государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Процессуальным законодательством РФ предусмотрены различные сроки вступления в законную силу судебных актов (решений). Например, решения суда, вынесенные по первой инстанции, вступают в законную силу по истечении 10 дней со дня их принятия в окончательной форме. Что значит принятие судом решения в окончательной форме? Возобновляется ли этот срок при вынесении судом дополнительного решения? В практике судов вынесение решения в суде общей юрисдикции и арбитражных судов выглядит следующим образом: судья редко сразу выносит решение, чаще он лишь выносит резолютивную часть решения. Резолютивная часть представляет собой формулировку того, удовлетворил или отказал в удовлетворении требований истца суд. Изготовление других частей решения — описательной, вводной и мотивировочной вместе с резолютивной (т.е. полное готовое решение) — может последовать и потом. Однако у суда имеется только пять дней, чтобы принять и вынести решение в полном объеме. При этом закон не указывает, каких именно пять дней? Разные судьи устанавливают этот срок так, как им удобно (считают пять рабочих или пять календарных дней).

    Решение суда будет готово в окончательной форме, когда судья изготовит и подпишет, а также прошьет, в случае если оно не на одном листе, свое решение, закрепит его своей печатью. Именно от этого срока и следует считать десять дней. Но часто бывает и по-другому, например своевременно одной из сторон была подана кассационная или апелляционная жалоба. Согласно действующим правилам гражданского и арбитражного процесса жалоба подается в суд, вынесший решение. Следовательно, вашу жалобу может прочитать судья, вынесший решение, и если он увидит какие-либо существенные недостатки в своем решении, то просто вынесет дополнительное решение, в котором может более подробно мотивировать принятое решение данного вопроса либо разрешить вопрос, который не был достаточным образом разрешен в первичном (основном) решении. С этим ничего не сделаешь, можно только обратить внимание состава судей, рассматривающих вашу жалобу в кассации. Непонятно, как в этих случаях решение суда заново вступает в законную силу. На практике разрешения споров это выглядит так, что судья в очень срочном порядке в этот же день изготавливает дополнительное решение. Потому лучше всего отнести свою кассационную, апелляционную жалобу в последний день срока на вступление решения суда в законную силу.

    Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно (например, при вынесении решений по делам, возникающим из публичных правоотношений). Есть и такие случаи, когда вступление решения суда в законную силу может значительно затянуться. Самый распространенный случай связан с заочным производством. Согласно ст. 244 ГПК РФ заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков на его обжалование. Данные сроки установлены ст. 237 ГПК РФ. Согласно положениям данной статьи ответчик может подать в суд, принявший данное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Другие стороны, участвующие в рассмотрении дела, могут подать апелляционную или кассационную жалобы на заочное решение суда в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Возникает вопрос: а если ответчик не пойдет на почту и не получит данное решение суда, тогда когда оно вступит в законную силу? Согласно ст. 236 ГПК РФ копия заочного решения суда высылается ответчику в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении. Если уведомление не приходит, что тогда делать другим сторонам? На сегодняшний день почтовое отделение согласно инструкциям выжидает один месяц, а затем, если за решением суда никто не является, отправляет его обратно в почтовое отделение, обслуживающее данный суд. Работникам суда (а именно канцелярии) надо идти и получать почту. Делается это не бесплатно (для суда), за хранение письма надо платить. Только после возвращения уведомления обратно в суд начинают отсчитывать десять дней на вступление решения суда в законную силу.

    Во всех случаях следует учитывать, что на самом экземпляре решения суда, когда оно вступает в законную силу, обязательно ставятся штамп и другие реквизиты, указывающие на то, что данное решение вступило в законную силу. Поэтому десятидневный срок на исполнение обязанности по уплате государственной пошлины в добровольном порядке следует исчислять со дня (даты), которая стоит на самом экземпляре решения суда.

    Пункты 2 — 6 ч. 1 комментируемой статьи содержат положения о том, что государственная пошлина уплачивается до совершения соответствующих юридически значимых действий. Например, при совершении нотариальных действий нотариус не станет ничего делать, если вы не уплатите государственную пошлину. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий уплачивается прямо на месте на приеме у нотариуса. Сначала нотариус совершает нотариальные действия, затем требует их уплаты. Это единственный случай, когда государственная пошлина оплачивается не до обращения за совершением юридически значимого действия, а практически во время его совершения. Несмотря на требование комментируемой статьи о том, что плательщику государственной пошлины выдается документ, подтверждающий ее уплату (платежное поручение, квитанция), при совершении нотариального действия у нотариуса, занимающегося частной практикой, некоторые нотариусы могут и не выдать вам такого документа. Они ссылаются на то, что, например, при заверении копии документа, выдачи доверенности прямо на заверенной копии указывают, сколько взыскано по тарифу денежных средств.

    Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственную пошлину плательщики уплачивают непосредственно сами. Это нарушает те положения гражданского законодательства, которые позволяют совершать отдельные действия по доверенности за граждан. На практике получается так, что если в суд обращается ваш представитель, то он может и сам уплатить государственную пошлину, в суде ее примут. Но если уплатить государственную пошлину по доверенности за клиента при подаче от его имени заявления о регистрации организации, то платежный документ с указанием в качестве плательщика вас, а не вашего клиента налоговые органы могут и не принять. В этом случае они ссылаются именно на ч. 2 комментируемой статьи как устанавливающую требования о личной уплате плательщиком государственной пошлины. Вроде бы это и правильно, поскольку налогоплательщик должен лично исполнять обязанности налогообложения, но такое трактование закона налоговыми органами очень мешает в совершении юридически значимых действий по доверенности. Обычно в тексте доверенности специально оговаривают, что доверенное лицо может совершать все обязательные платежи при совершении действий, на которые выдана доверенность.

    Часть 3 комментируемой статьи определяет форму и способы уплаты государственной пошлины. В комментарии к данной статье мы уже говорили о том, как уплачивается государственная пошлина (через банк по безналичному, наличному расчету, лично нотариусу). Однако часто таким гражданам, как индивидуальные предприниматели, юридические лица, необходим документ для бухгалтерского учета об уплате государственной пошлины. Оставить для себя просто ксерокопию такого платежного поручения или квитанции будет недостаточно, данные документы не подтверждают факта уплаты государственной пошлины. Поэтому есть два пути, по которым можно пойти и сохранить для «своей бухгалтерии» документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. В первом случае подлинник платежного поручения прикладывается к исковому заявлению в суд при уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде. Здесь можно просто попросить второй экземпляр платежного документа у банка. Банки оказывают эту услугу своим клиентам бесплатно или за небольшую плату (около 10 рублей), все зависит от условий обслуживания клиентов в каждом конкретном банке. Во втором случае государственная пошлина уплачивается за внесение изменений в учредительные документы, подлинник платежного поручения обязательно прикладывается к заявлению о внесении изменений при его подаче в налоговую инспекцию. Здесь можно попросить у налогового инспектора, который принимает ваше заявление, заверить ксерокопию платежного поручения об уплате государственной пошлины.

    Частью 4 комментируемой статьи установлено, что правила по уплате государственной пошлины, предусмотренные настоящей главой относительно граждан РФ и организаций, должны применяться и в отношении иностранных граждан, организаций. Но это правило следует понимать не буквально, а с учетом того, что в нашей стране есть иностранные граждане и организации — резиденты и нерезиденты РФ. Со стороны норм международного права в отношении организаций и граждан некоторых иностранных государств могут действовать договоры, соглашения об устранении двойного налогообложения. Поэтому, если нет никаких соглашений с иностранным государством, чье гражданство имеют данный гражданин или организация, и они являются резидентами РФ, то на них распространяются правила комментируемой статьи.

    Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

    Комментарий к статье 333.19

    Положения комментируемой статьи определяют порядок уплат государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировых судах. Отметим, что для дел, рассматриваемых в арбитражных судах РФ, госпошлина устанавливается в ином размере и определяется отдельно по правилам ст. 333.22 НК РФ.

    Законодатель неслучайно собрал в одну статью правила уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировых судах. Оба суда судебной системы РФ рассматривают гражданские дела по правилам гражданского процессуального законодательства. Кроме того, согласно ст. 320 ГПК РФ решения (другие акты), вынесенные (принятые) мировым судьей, могут быть в последующем обжалованы в суд общей юрисдикции (районного уровня, первой инстанции). Обжалование будет проходить по правилам апелляционного производства, урегулированного гл. 39 ГПК РФ.

    Предусмотренная в комментируемой статье государственная пошлина уплачивается при обращении в суд общей юрисдикции по рассмотрению дел в первой инстанции или к мировому судье в связи с рассмотрением гражданского дела или дела, вытекающего из административного производства. Отдельными пунктами настоящей статьи и ст. 333.20 НК РФ предусмотрены и правила уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции в кассационную, надзорную инстанцию, однако они установлены в процентном отношении в зависимости от размера государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с данным делом по первой инстанции.

    Следует отметить, что в рамках гражданского процесса предусматривается и пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако исходя из содержания комментируемой статьи видно, что заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам не облагается государственной пошлиной.

    Комментируемая статья построена так, что практически полностью отражает содержание ГПК РФ. Уплата государственной пошлины предусмотрена по делам искового производства, которые разделены на имущественные и неимущественные, делам особого производства, производства по делам из административных правоотношений, принудительного исполнения решений третейского суда. По некоторым категориям споров, которые относятся к исковому или другому виду споров (категории дел), комментируемая статья предусмотрела отдельный порядок (размер) определения государственной пошлины.

    Комментируемая статья предусматривает размер государственной пошлины по делам искового производства, при этом отдельные размеры государственной пошлины предусмотрены по делам (по имущественным спорам), подлежащим оценке, и по делам, не подлежащим оценке, но имущественным по своему содержанию (предметом спора является имущество). По делам, спорное имущество в которых подлежит оценке, государственная пошлина установлена комментируемой статьей в зависимости от стоимости имущества.

    До 10000 рублей — 4% цены иска, но не менее 200 рублей;

    1) от 10001 рубля до 50000 рублей — 400 рублей плюс 3% суммы, превышающей 10000 рублей;

    2) от 50001 рубля до 100000 рублей — 1600 рублей плюс 2% суммы, превышающей 50000 рублей;

    3) от 100001 рубля до 500000 рублей — 2600 рублей плюс 1% суммы, превышающей 100000 рублей;

    4) свыше 500000 рублей — 6600 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 500000 рублей, но не более 20000 рублей.

    По имущественным спорам, которые не подлежат оценке, государственная пошлина установлена в зависимости от того, кто является ее плательщиком (100 рулей для физических лиц и 2000 рублей — для юридических). Такой же размер государственной пошлины предусмотрен и при обращении в суд по неимущественным спорам.

    Цена иска, если он подлежит оценке, указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Цена иска согласно ст. 91 ГПК РФ определяется по искам:

    1) об истребовании имущества — исходя из стоимости данного истребуемого имущества;

    2) о взыскании денежных средств — исходя из взыскиваемой денежной суммы;

    3) о взыскании алиментов — исходя из совокупности платежей за один год;

    4) о срочных платежах и выдачах — исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

    5) о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах — исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

    6) об уменьшении или увеличении платежей и выдач — исходя из суммы, на которую уменьшается или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

    Гл25 гпк рф