Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования примеры

Работ в текущем разделе: [ 649 ] Дисциплина: Муниципальное право На уровень вверх

Тип: Контрольная работа | Цена: 450 р. | Страниц: 18 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ dipmasters.com. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

§ 1 Понятие и система гарантий местного самоуправления . 5

§ 2 Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления . 7

§ 3 Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления . 10

§ 4 Судебные и иные правовые формы защиты местного самоуправления . 12

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3 (п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г.

5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4464.

6. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г., №42, ст. 5011.

7. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г., №41, 44, 46. Деловой вестник местного самоуправления №6. М. 1995 г.

8. Комментарии к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под редакцией Ю.А. Тихомирова. М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА М, 1999 г.

9. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997 г.

10. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчеев. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Былина, 1995 г.

11. Муниципальное право: вопросы и ответы. Под редакцией профессора А.И. Коваленко. М: Новый юрист, 1998 г.

12. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция, 1996, № 6.

13. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления // Российская юстиция, 1996, № 9.

Диссертация по полномочиям органов местного самоуправления

Введение к работе Актуальность темы диссертационного исследования. Деятельность органов местного самоуправления в жилищной сфере направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан. Роль органов местного самоуправления в обеспечении этих гарантий существенным образом изменилась. Это связано с диссертация по полномочиям органов местного самоуправления частной собственности на жилые помещения, развитием рынка жилья, многообразием форм реализации гражданами своего права на жилище.

Жилищная проблема остается одной из острейших проблем и ее решение, не в последнюю очередь, зависит от реализации органами местного самоуправления, закрепленных за ними полномочий. Актуальность вопроса о полномочиях органов местного самоуправления в области жилищных отношений обусловлена целым рядом обстоятельств.

  1. Далее отмечается, что такой курс определяет содержание государственной политики в сфере образования, которая представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений, государственных и муниципальных органов, объединенных общей целью — поступательным развитием российского образования и отражается в разного рода программах развития образования на всех уровнях власти и управления. Изложенные обстоятельства предопределили выбор и разработку темы диссертационного исследования.
  2. Криминологическая характеристика современной бытовой преступности.
  3. Об упорядоченном уплотнении жилой застройки города Челябинска. Методологическую основу исследования составили общенаучные, а также специальные научные методы познания в частности, логический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и системно-правовой.

Жилищный кодекс Российской Федерации1 ввел муниципальный правотворческий уровень в регулировании жилищных отношений. Жилищный кодекс РФ предоставил органам местного самоуправления более широкий объем полномочий, чем объем полномочий, определенный 1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. Данное обстоятельство может привести не только к коллизиям в законодательстве, но к невозможности для органов местного самоуправления наиболее полно и эффективно осуществлять свои полномочия в жилищной сфере. Органы местного самоуправления лишились полномочий самостоятельно определять пределы использования муниципального жилищного фонда, за диссертация по полномочиям органов местного самоуправления сохранены лишь организационные полномочия при предоставлении жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда социального использования.

Значительные изменения произошли в сфере управления жилищным фондом. С одной стороны, органы местного самоуправления, реализуя права собственника от имени муниципального образования, действуют на равных условиях с другими собственниками помещений в многоквартирном доме, с диссертация по полномочиям органов местного самоуправления стороны, они обладают контрольными и властными полномочиями в данной сфере: В этой связи есть необходимость в осуществлении всестороннего анализа, имеющихся точек зрения на полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, нормативных правовых актов этих органов и на основании сделанных выводов в формулировании научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.

Эти и другие аспекты предопределили выбор темы диссертационного исследования и круг решаемых в ней вопросов. Степень научной разработанности темы. Несмотря на актуальность и социальную значимость рассматриваемой проблемы, комплексного исследования полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений до настоящего времени не проводилось.

Это, очевидно, обусловлено тем, что до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации вообще не существовало муниципального уровня в регулировании жилищных отношений. Таким образом, исследование полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений следует признать новым и требующим серьезного научного осмысления. Диссертация по полномочиям органов местного самоуправления отечественной юридической науке появился целый ряд интересных работ, посвященных полномочиям органов местного самоуправления.

В то же время отсутствуют исследования полномочий органов местного самоуправления именно в жилищной сфере. В работе делается акцент на систематизацию и обобщение накопленного муниципальными образованиями опыта в регулировании жилищных отношений и на этой основе разработку предложений по совершенствованию законодательства.

диссертация по полномочиям органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Цель диссертационного исследования — комплексный анализ теоретических и практических проблем, возникающих при осуществлении органами местного самоуправления полномочий в области жилищных отношений и определение основных направлений совершенствования правового регулирования жилищных отношений муниципальными правовыми актами.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: Методологическую основу исследования составили общенаучные, а также специальные научные методы познания в частности, логический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой диссертация по полномочиям органов местного самоуправления системно-правовой. В работе используется индуктивный и дедуктивный способы исследования, движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

В диссертации проводится анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления около ста шестидесяти нормативных правовых актоврегулирующих жилищные отношения, и действующих в городах: Теоретической основой исследования явились научные достижения в области муниципального, гражданского и жилищного права.

Диссертация по полномочиям органов местного самоуправления конституционному и муниципальному праву в данной работе используются работы таких ученых, как М. По гражданскому и жилищному праву используются труды С. Мал юткинои- Алексеевой, И. В диссертация по полномочиям органов местного самоуправления использованы материалы статей, диссертаций и авторефератов В.

Конюха, В Костюка, А. Попова, А Рыжова, А. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с диссертация по полномочиям органов местного самоуправления органами местного самоуправления полномочий в жилищной сфере. Предметом исследования являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие жилищные отношения, а также основные теоретические подходы, касающиеся проблем регулирования жилищных отношений и полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является одной из первых работ теоретико-прикладного характера, посвященных комплексному изучению правовых и организационных основ осуществления органами местного самоуправления полномочий в жилищной сфере.

Автором впервые проведен комплексный анализ положений муниципальных правовых актов, регламентирующих условия и порядок реализации полномочий органов местного самоуправления, и на основании сделанных выводов сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу общественных отношений.

Научная новизна получила свое отражение в положениях, выносимых на защиту. Положения, выносимые на защиту.

Проведенное исследование позволило обосновать и вынести на защиту следующие основные положения и выводы: Жилищный кодекс РФ, определяя компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений, детализирует собственные полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, закрепленные в Федеральном законе от 6 октября 2003 г.

Наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется без указания на такое наделение и с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. Проведенный анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления показывает, что в них нашли свое место все, предусмотренные Жилищным кодексом РФ полномочия. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений включают правомочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда, полномочия органа, обеспечивающего условия для осуществления права на жилище, контрольные и организационные полномочия.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются представительными исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, компетенция которых определяется уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Для осуществления этих полномочий создаются отраслевые и территориальные органы местной администрации. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления встречается немало случаев конкурирующей компетенции: Проведенное исследование нормативных правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что отдельные акты включают положения: Муниципальные целевые программы по обеспечению жилыми помещениями направлены на обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы, молодых семей, граждан, проживающих в общежитиях.

Программы разработаны в рамках федеральных и региональных программ и являются их составной частью. В связи с этим реализация муниципальных программ зависит от выделения средств из федерального и регионального бюджета. Условием участия в программах является наличие у участника определённого уровня дохода, так как практически во всех программах приоритетным способом решения жилищной проблемы является ипотечное жилищное кредитование, с использованием механизма муниципальных льгот при расселении общежитий — участие в долевом строительстве жилья — с использованием региональных и муниципальных льгот.

Муниципальные целевые программы сноса и расселения ветхого и аварийного жилищного фонда реализуются во взаимодействии с региональными программами, ориентированы на достаточно большую долю средств муниципального бюджета для реализации программных мероприятий, не содержат четкой и, соответствующей целям принятия программ, процедуры расселения граждан-собственников жилых помещений.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его направленностью на разработку теоретико-правовых основ полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Выводы и предложения, сформулированные автором, могут быть использованы диссертация по полномочиям органов местного самоуправления совершенствования жилищного законодательства, нормативно-правовых актов муниципальных образований.

Результаты исследования можно применить в практической деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления, принимающих решения в определенной области жилищной сферы, а также в учебном процессе, научных исследованиях по вопросам жилищного и муниципального права.

Основные теоретические положения и практические выводы, рекомендации и предложения изложены автором в научных статьях. Отдельные положения работы используются в учебном процессе в ходе преподавания курса жилищного права в Омском государственном университете. Структура и объем диссертации обусловлены ее целями и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных диссертация по полномочиям органов местного самоуправления Современное жилищное законодательство1, не дает понятия жилищной сферы, но она может быть очерчена, исходя из положений ст. Жилищная сфера, если ее рассматривать как сегмент хозяйственной деятельности, — это сфера, связанная с управлением многоквартирными домами, содержанием и ремонтом жилых помещений, предоставлением коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Если же жилищную сферу рассматривать еще и как область управленческой деятельности по обеспечению условий для осуществления права на жилище, то она представляет собой сферу по предоставлению жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; содействию развитию рынка недвижимости в жилищной сфере; предоставлению субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулированию жилищного строительства и обеспечению контроля за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении такого строительства; обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилищная сфера является экономически самостоятельной сферой, деятельность которой направлена на обеспечение жизнедеятельности населения1. При этом, главным квалифицирующим признаком, позволяющим отграничить жилищную сферу от других сфер диссертация по полномочиям органов местного самоуправления и управленческой деятельности, является объект в отношении которого и осуществляется деятельность в данной сфере — жилое помещение.

Этот же критерий — по объекту положен в основу выделения жилищных отношений из массы других общественных отношений. Седугин отмечал, что общественные отношения, именуемые жилищными, по принятой жилищным законодательством терминологии, складываются по поводу, как правило, готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания2.

Жилищные отношения, перечисленные в ст. Некоторые из них являются гражданско-правовыми. Однако в ЖК РФ нет статей, посвященных соотношению гражданского и жилищного законодательства. Создается впечатление, что ЖК РФ исходит из признания жилищного законодательства в качестве диссертация по полномочиям органов местного самоуправления, а не комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы различной отраслевой принадлежности и регулирующего разного рода отношения в жилищной сфере2. Более того ЖК РФ регулирует не весь круг жилищных отношений.

ЖК РФ не определяет формы содействия развитию рынка жилья, не раскрывает возможных способов улучшения жилищных условий граждан за исключением предоставления субсидий для приобретения или строительства жильяне указывает какие меры могут предприниматься для стимулирования жилищного строительства. Представляется, что задачей Жилищного кодекса является создание основ правового регулирования отношений, связанных с удовлетворением потребности граждан в жилье, поэтому, включение возможных форм реализации права на жилище, в ЖК РФ является необходимым, при этом возможна ссылка на другие отрасли законодательства, регулирующие данные отношения.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в регулировании жилищных отношений В вопросах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в регулировании жилищных отношений накоплен определенный опыт, но следует признать, что этот опыт негативного характера.

Самым распространенным способом наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями являлось возложение на эти органы полномочий, которые являлись государственными, но без указания на то, что имеет место именно наделение государственными полномочиями.

В качестве примера можно привести Закон от 26 июня 1992 г. Сюда же можно отнести и положения ряда федеральных законов, устанавливающих для отдельных категорий граждан льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе Федеральный закон от 12 января 1995 г.

Следует также упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Такая же ситуация складывалась в отдельных субъектах Российской Федерации, в которых допускалась передача государственных полномочий не законом, а решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что послужило основанием для рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации положений Устава Курской области на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.

Такое положение дел получило негативную оценку в научной литературе2 и требовало внесения изменений в действующие законодательные акты. Ряд законов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, отменены, например, Закон Алтайского края от 8 октября 2001 г.

Полномочия органов местного самоуправления по учету муниципального жилищного фонда и контролю за его использованием Статья 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью, соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Новеллой федерального законодательства является правило, диссертация по полномочиям органов местного самоуправления ст.

Принятые в муниципальных образованиях нормативные правовые акты основаны на принципах обязательности учета и внесения сведений об объектах учета в реестры муниципального имущества, достоверности и достаточности информации о каждом объекте, открытости внесенных сведений для любых заинтересованных лиц. Эти акты представляют собой решения представительного органа муниципального образования, диссертация по полномочиям органов местного самоуправления утверждаются Положения о владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом например, СмоленскВладимирсодержащие, в том числе, правила ведения учета муниципального имущества.

Во исполнение этих Положений принимаются Положения о ведении реестра муниципального имущества, которые утверждаются Главой администрации города например, Краснодар3, Томск4. Кроме этого, либо решением представительного органа диссертация по полномочиям органов местного самоуправления образования, либо Главой администрации города утверждаются Положения о структуре администрации муниципального образования, определяющие конкретный орган комитет, департамент и т.

В отдельных муниципальных образованиях например, Костроме, Ульяновске, Иркутске представительными органами муниципального образования утверждены Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества, содержащие нормы о наделении конкретного органа полномочиями по учету имущества и ведению реестра, о порядке учета и процедуре ведения реестра муниципального имущества.

Особого внимания заслуживают нормативные диссертация по полномочиям органов местного самоуправления акты, принятые в Кемерово1 и городе Губкинскомпредусматривающие порядок ведения учета непосредственно жилищного фонда, а также Постановление Администрации города Костромыобязывающее проводить учет муниципального жилищного фонда по специально утвержденной процедуре, путем включения объектов этого фонда в отдельный диссертация по полномочиям органов местного самоуправления.

Все нормативные правовые акты разработаны в диссертация по полномочиям органов местного самоуправления с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.

Учет имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. При этом учет муниципального имущества может рассматриваться как деятельность, осуществляемая муниципальным образованием, и как результат деятельности, дающий возможность осуществлять управление имуществом. Однако следует учитывать то, что учет объектов не означает возникновения права собственности на них, так как учет не носит правоустанавливающего характера, диссертация по полномочиям органов местного самоуправления имеет лишь регистрационное информационное значение.

Поэтому, например, в Кемерово жилые дома включаются исключаются из справочника муниципального жилищного фонда после государственной регистрации на них права муниципальной собственности перехода права собственности. Учет муниципального имущества, в том числе жилищного фонда, осуществляется путем ведения реестра муниципального имущества.

Под реестром понимается информационная система, представляющая собой совокупность баз данных, построенных на единых методологических и программно-технических принципах, содержащих перечни объектов учета и данные о .

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками

II. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

1. В практике Арбитражного суда Свердловской области при рассмотрении споров, связанных с применением земельного законодательства, возникает проблема определения органа, компетентного до разграничения государственной собственности на землю осуществлять распоряжение земельными участками в Свердловской области. В правоприменительной практике имеются различные подходы к данному вопросу: согласно одной точке зрения органом, управомоченным распоряжаться земельными участками, является Правительство Свердловской области; согласно другому подходу, распоряжение землей является компетенцией органов местного самоуправления.

До недавнего времени в Арбитражном суде Свердловской области по данному вопросу складывалась следующая практика: органом, компетентным распоряжаться землей на территории Свердловской области признавалось Правительство Свердловской области.

В настоящее время практика Федерального арбитражного суда Уральского округа пошла по пути признания таких функций за органами местного самоуправления — Администрациями городов. Более того, в некоторых случаях такое право признается кассационной инстанцией также и за Администрациями районов в городах.

Разнообразие позиций вызвано неоднозначным толкованием норм действующего законодательства.

1). В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до разграничения государственной собственности на землю» распоряжение землей осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Учитывая, что формулировка указанной нормы закона не содержит определения того, законодательством какого уровня может быть установлен иной порядок распоряжения землями — федеральным или законодательством субъектов, или имеются в виду как федеральные законодательные акты, так и законодательные акты субъектов федерации, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 72 п. 1 пп. «в», «г» Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при разрешении споров, связанных с распоряжением земельными участками, а также иных категорий споров, возникают сложности с применением указанной нормы закона — п.10.ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Так, статья 2 Земельного кодекса РФ, наряду с федеральными законами, в понятие земельного законодательства включает и законы субъектов федерации.

На федеральном уровне Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.2002г. № 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, в соответствии с которыми, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 Правил).

В связи с этим, в судебной практике при рассмотрении соответствующих категорий споров возникает закономерный вопрос — может ли иной порядок распоряжения землей быть установлен нормами законодательства субъектов федерации?

В правоприменительной практике Арбитражного суда Свердловской области указанный вопрос обусловлен прежде всего тем, что на территории области действует Областной закон от 29 декабря 1995 года N 40-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» (в редакции Областного закона N 36-ОЗ от 19.11.1998), которым установлено, что земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью Российской Федерации и Свердловской области, вопросы владения, пользования и распоряжения которыми решаются Российской Федерацией и Свердловской областью в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также договорами (соглашениями) между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области. К компетенции Правительства Свердловской области данным законом отнесено распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности.

Реализация указанных положений Областного закона осуществляется на территории Свердловской области в порядке, установленном:

— Постановлением Правительства Свердловской области от 7.03.1996г. № 167-п «О реализации Областного закона «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области», которым также определено, что до передачи земель в муниципальную собственность весь земельный фонд Свердловской области находится в распоряжении Правительства области, предоставление земельных участков юридическим лицам производится Правительством Свердловской области;

— Постановлением Правительства Свердловской области от 14.05.2002г. № 317-ПП «О полномочиях исполнительных органов государственной власти Свердловской области по предоставлению в собственность и пользование находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, контролю по их использованию, изъятию и прекращению прав на них»;

— Соглашением от 12.01.96г. №6 между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области «О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Свердловской области».

Поскольку порядок распоряжения землей на территории области определен указанными нормативными актами Свердловской области, при рассмотрении земельных споров практика Арбитражного суда Свердловской области исходила из правомочий Правительства области по распоряжению земельными участками.

2). В обоснование иного подхода к данной проблеме приводятся следующие доводы. Возможность органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками, расположенными на территории муниципального образования, обосновывается несоответствием действующих нормативных актов Правительства Свердловской области Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Закону «О местном самоуправлении».

В соответствии с п.п.9,11 ст.6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления осуществляют решение вопросов местного значения, к которым, в частности, относятся: регулирование планировок и застройки территории муниципальных образования и контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Согласно ст.12 данного Закона, территорию муниципального образования составляют земли городских и сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования земли, в соответствии с п.1 ст.71 Закона РФ от 06.07.91г. «О местном самоуправлении», отнесено предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах городской черты, а также других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, право органов местного самоуправления предоставлять земельные участки в аренду, пользование, собственность и т.д., т.е. право распоряжение землями в пределах территории муниципального образования на основании генерального плана развития и проектов планировки и застройки, рассматривается как составная часть дееспособности муниципального образования, без которой орган местного самоуправления не имеет возможность реализовывать свои обязанности.

1. В качестве иллюстрации к вышесказанному можно привести следующие примеры.

(Дело № А60-19913/2002-С5) Прокурор Свердловской области, в защиту интересов МУГИСО обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга, 3 лица: Администрация г.Екатеринбурга, ООО, Правительство Свердловской области о признании недействительным постановления Главы Октябрьского района г. Екатеринбурга от 10.07.2001г. № 600-П «О предоставлении ООО в аренду земельного участка для установки объекта общепита».

Главой Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга принято постановление № 600-П о предоставлении в аренду с 01.07.2001г. ООО земельного участка для установки объекта общепита.

Статьей 18 Областного закона от 29.12.95г. № 40-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» (ред.19.11.1998г.) установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землями, не находящимися в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований и являющихся государственной собственностью Российской Федерации и Свердловской области решаются Российской Федерации и Свердловской областью в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также договорами (соглашениями) между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области.

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Свердловской области от 12.01.1996г. № 6 «О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Свердловской области» определено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Свердловской области, предоставление в пользование (в том числе в аренду), а также передача в муниципальную и частную собственность производятся Правительством Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Статьей 10 данного соглашения предусмотрено его действие до принятия федерального закона о государственных и муниципальных землях.

В целях реализации областного Закона «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» и «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Свердловской области» Правительством Свердловской области вынесено Постановление от 07.03.1996г. № 167-п которым установлено, что до передачи земель в муниципальную собственность весь земельный фонд Свердловской области находится в распоряжении Правительства области, предоставление земельных участков юридическим лицам производится так же Правительством Свердловской области.

Введенным в действие с 30.10.2001г. Земельным кодексом РФ установлено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Предусматривающий порядок разграничения государственной собственности на землю Федеральный закон Российской Федерации № 101-ФЗ от 17.07.2001г. «О разграничении государственной собственности на землю», в соответствии со статьей 8 Закона, введен в действие с 20.01.2002г.

Таким образом, на момент вынесения Администрацией Октябрьского района г.Екатеринбурга оспариваемого постановления № 600-П о предоставлении в аренду с 1 июля 2001г. земельного участка Земельный кодекс РФ и предусматривающий порядок разграничения государственной собственности на землю Федеральный Закон № 101-ФЗ не действовали.

Учитывая изложенное, полномочия по предоставлению в аренду земельного участка у Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга отсутствовали, в связи с чем постановление Главы Администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга от 10.07.2001г. № 600-П «О предоставлении ООО в аренду земельного участка для установки объекта общепита» следует признать недействительным.

Данное постановление отменено судом кассационной инстанции (Дело N Ф09-229/03-ГК). При этом суд сослался на то, что право городской администрации предоставлять земельные участки в аренду на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки является составной частью дееспособности муниципального образования и входит в понятие «ведения» наряду с правом владения и пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности.

Право городской администрации предоставлять земельные участки в аренду на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки является составной частью правосубъектности муниципального образования в качестве территориальных основ местного самоуправления.

(Дело № А60-32588/2003-С5) ООО обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области года полностью, как несоответствующему действующему законодательству и нарушающему права и законные интересы заявителя.

Приказом МУГИСО индивидуальному предпринимателю был предоставлен земельный участок в границах, установленных на местности в соответствии с планом границ земельного участка (категория земель — земли поселений) в аренду сроком на 49 лет.

В соответствии со ст. 71 Закона РФ от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города.

Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии с абзацем 3 п. 10 ст. 3 указанного Закона порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ.

В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 07.08.2002г. № 576 земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 11 Земельного кодекса РФ решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Право городской администрации предоставлять земельные участки в аренду на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки является составной частью правосубъектности муниципального образования в качестве территориальных основ местного самоуправления.

Кроме того, заявителями жалоб не доказано наличие на этом земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находящегося до его приватизации в собственности субъектов РФ.

При таких обстоятельствах, у МУГИСО отсутствовали полномочия по распоряжению вышеуказанным земельным участком.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 71 Закона РФ «О местном самоуправлении», к полномочиям муниципальных образований отнесено предоставление в аренду земельных участков, находящихся в пределах городской черты. Это же положение подтверждено и ст. 5, 6, 7 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

(Дело № А60-15013 /2003-С 2) ООО обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к МУГИСО, ООО «Р», Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, при участии в качестве третьего лица на стороне истца Администрации г. Екатеринбурга о признании недействительными договора № Т-101/0313 аренды земельного участка, заключенный 24.03.03 между МУГИСО и ОАО «Каменск-Уральский завод ЖБИ-Уральский ДСК» как не соответствующий законам и иным правовым актам (ст. 168 ГК) и признать недействительной государственную регистрацию данного договора, произведенную Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области 07.04.03 .

В связи с заключением 23.04.03 соглашения между ОАО «Каменск-Уральский завод ЖБИ-Уральский ДСК» и ООО «Регионпромснаб» о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды № Т-101/0313 и регистрацией данного соглашения 19.05.03 Учреждением юстиции, в предварительном заседании произведена замена ответчика — ОАО «Каменск-Уральский завод ЖБИ-Уральский ДСК» на ООО «Регионпромснаб».

В соответствии с указанным постановлением Главы города с истцом 10.10.02 был заключен договор № 7-292 аренды земельного участка сроком на пять лет. Фактически участок используется истцом с 01.01.00.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 71 Закона РФ «О местном самоуправлении», к полномочиям муниципальных образований отнесено предоставление в аренду земельных участков, находящихся в пределах городской черты. Это же положение подтверждено и ст. 5, 6, 7 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Таким образом, договор аренды № 18-к заключен администрацией г. Екатеринбурга на законных основаниях.

Заключая 24.03.03 договор аренды земельного участка МУГИСО не учло, что правом аренды на данный участок обладает законный правообладатель — ООО.

Общие положения Гражданского Кодекса об аренде — ст. 606, 607 — устанавливают, что в аренду может быть передано только то имущество, в том числе земельные участки, которое обладает индивидуальными признаками. Следовательно, наличие законного права аренды на индивидуально определенное имущество у одного лица, исключает возможность сдачи того же имущества в аренду другому лицу. Соответственно, договор аренды № Т-101/0313, заключенный между Министерством и ООО, является ничтожной сделкой, в силу ст. 168 ГК.

Данный вопрос обсуждался на Научно-консультативном совете при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, где были выработаны следующие рекомендации.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Указанное полномочие не тождественно по основанию своего возникновения и по содержанию правомочию распоряжения имуществом по своему усмотрению как элементу права собственности. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством.

Например, распорядиться земельным участком в пределах границ муниципального образования орган местного самоуправления вправе в соответствии с генеральным планом застройки населенного пункта.

Статьей 11 Земельного кодекса РФ решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования примеры