Содержание:

Социально-культурные права гражданина рф

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 76536

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Рассмотрим основные права и свободы человекаи гражданина:

Основные права и свободы человека и гражданина — понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы ( без слова «основные», то есть — все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина..

Перейдём к конституционным правам человека и гражданина:

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст.6 п.2 Конституции РФ) гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому, политические — «гражданам».

Однако все политические права и свободы(и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту — Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение.) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ.

Основные политические права и свободы:

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

1)право на свободу мысли, ст29 п.1

2)право беспрепятственно придерживаться своих мнений,ст 29 п.3

3)право получать и распространять информацию,ст 29 п.4

4)право печати и информации,ст29 п.5

5)право на объединения,ст 30 п.1

6)право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем,ст31п2

7)право на мирные собрания,ст 31 п.1

8)право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,ст 32 п.1

9)право избирать и быть избранными и др.,ст32 п.2

10)право равного доступа к государственной службе,ст 32п.4

11)право участвовать в отправлении правосудия ,ст32 п.5

12)право обращения ,ст33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий,представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний .

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является в полной мере правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

Личные права и свободы человека и гражданина (стр. 1 из 5)

1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина. …..….….4

2. Содержание и анализ некоторых личных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………..…………..………. …8

2.2. Право граждан на жилище………………………………………………….10

2.3. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность..…..…12

2.4. Право на частную жизнь………………………. ………..……. …16

2.5. Свобода передвижения и места жительства…. …….…………. …. 18

2.6. Свобода совести и вероисповедания………. ………………….…. ……20

2.7. Свобода мысли и слова………………………. ….……………. …. 22

Статья 2 Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства – человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью.

Цель данной курсовой работы составление представления о личных правах и свободах человека и гражданина. Поэтому в своей работе я поставил две задачи: во-первых, показать место человека в обществе и государстве, его правах, свободах и обязанностях. А во-вторых, поэтапно, используя различную правовую литературу и необходимые для этого документы, рассмотреть основные личные права и свободы человека и гражданина.

Над проблематикой личных прав и свобод работали и до сих пор работают многие ученые такие как: Е.В.Богданов, статью которого я использовал в данной работе; П.И.Седугин, наиболее полно раскрывший содержание права на жилище; А.В.Хованская ­­­­– преподаватель права Оренбургской государственной медицинской академии; и др.

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

1. общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя – в системе «человек – государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в России. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Важным является то, что основные (но только основные) права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения[1] , то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие). Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. Личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина относятся: (право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.)

2. Политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку[2] ). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.

3. Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:

свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права – на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни и др. Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993 года, в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они, главным образом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основных составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей. Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что: обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер – они устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный характер; Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности (обязанность, в отличие от права, которое является мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (как, например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (обязанность защищать Отечество).

68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку (ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995).

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — Равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999).

2. Гос. пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. РФ устанавливает федеральные гос. образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 60 Конституции РФ:

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

31. Социально-экономические и культурные права. Конституционные обязанности личности в рф

Социально-экономические права – права человека в сфере формирования, распределения, перераспределения и потребления материальных благ.

Выделяются следующие социально-экономические и культурные права:

1. Право на предпринимательскую деятельность.2. Право частной собственности, в том числе на землю.3. Право наследования.4. Право на труд, конституционно устанавливается запрет на принудительный труд, условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд должно осуществляться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного соответствующим ФЗ, закрепляется право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.5. Право на отдых.6. Право на защиту материнства и детства со стороны государства.7. Право на социальное обеспечение.8. Право на жилище.9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.10. Право на благоприятную окружающую среду.11. Право на образование, причем основное общее образование обязательно.12. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.13. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.14. Право на равный доступ к культурным ценностям. Государство должно способствовать ознакомлению людей с культурными ценностями современного общества, поддерживать и развивать учреждения культуры, заниматься охраной памятников истории и культуры, создавать льготные условия приобщения к культурным ценностям для неимущих граждан.15. Право на альтернативную гражданскую службу, вытекающее из обязанности граждан защищать Отечество, в соответствии с ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (2002 г.). Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза длиннее срока службы в Вооруженных Силах РФ – 42 месяца (для лиц, имеющих высшее образование – 21 месяц).

Выделяются следующие конституционные обязанности личности в РФ:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов.

2. Уважение прав и свобод других лиц.

3. Обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании.

4. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, заботиться о нетрудоспособных родителях.

5. Обязанность родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования.

6. Заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры.

7. Платить законно установленные налоги и сборы.

8. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

9. Защита Отечества.

32. Гражданство рф: понятие и общие принципы

В современной конституционно-правовой науке под гражданством подразумевается устойчивая правовая связь человека с государством, характеризуемая взаимными правами и обязанностями, взаимной ответственностью.

Правовые основы гражданства РФ определяются ст. 6, 61–63 Конституции, нормами международных договоров РФ (напр., международных договоров РФ о двойном гражданстве), ФЗ «О гражданстве РФ» (2002 г.), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным указом Президента РФ.

Некоторые республики в составе РФ имеют свое гражданство, что не ограничивает прав единого российского гражданства.

Принципы российского гражданства:

1. Свободное, равное и единое гражданство, независимо от оснований и времени его приобретения.

2. Признание права человека на приобретение, изменение и выход из гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства, выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

3. Принцип независимости гражданства от брака – изменение гражданства одним из супругов, расторжение брака по общему правилу не влечет изменения гражданства у другого супруга или детей от данного брака.

4. Принцип независимости гражданства от места нахождения лица (на территории РФ или вне ее).

5. Принцип покровительства и защиты российского гражданина за рубежом со стороны России (осуществляется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом).

6. Принцип сокращения безгражданства (уменьшения количества лиц без гражданства (апатридов) путем предоставления им российского гражданства).

7. Принцип двойного гражданства (возможность приобретения двойного гражданства была предусмотрена с 1991 г.) в соответствии с международным договором РФ и ФЗ. Двойное гражданство рассматривается как исключение, предоставляется указом Президента РФ на основании личного ходатайства заявителя. Наличие двойного гражданства не освобождает гражданина от исполнения конституционных обязанностей.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если судом будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Курсовая работа — Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Курсовая работа по конституционному праву России на тему: »Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ”

Международно-правовые и исторические основы Конституции РФ….. стр.5

Основы правового статуса личности по конституции РФ…………… стр.8

Классификация основных прав, свобод и обязанностей по Конституции Российской Федерации…………………………………………………… стр.14

Личные (гражданские) права и свободы………………………………… стр.17

Политические права и свободы………………………………………. . .. стр.21

Экономические, социальные и культурные права и свободы………… стр.24

Основные обязанности граждан………………………………………… стр.27

Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………………………………… стр.31

В настоящее время в Российской Федерации происходит активный

процесс преобразования устоявшейся политической системы власти и

закрепленных в нормах Конституции РФ института прав и свобод человека.

В условиях демократического, правового и социального государства этот

институт является фундаментом для существующих отношений в

государстве для каждого из его членов. Конституция РФ зафиксировала в

своих статьях наиболее важные и социально значимые принципы и начала,

дающие основу для других отраслей права и институтов. Для человека они

являются наиболее важными условиями обеспечения его естественных прав,

социальных и экономических прав, а также условий обеспечения его

достоинства и чести в условиях современного мира.

Актуальность выбранной темы определяется первостепенным

значением конституционных прав и свобод человека и гражданина для

существующего общественного и политического строя. В данной курсовой

работе анализируется сущность, содержание и гарантии прав, свобод и

обязанностей человека и гражданина, а также проблемы их практической

Международно-правовые и исторические основы Конституции РФ.

Свобода и неотчуждаемые и естественные права человека в своем современном виде в истории конституционного права впервые появились в Билле о правах 1776 года и Конституции США 1787 года, а также во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789г. Тогда же появляется категория прав человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности.

В настоящее время в мире и в Российской Федерации основными юридическими документами, являющимися международными гарантами прав человека являются: — Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; — Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; — Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года).

Эти документы были приняты на сессиях ООН после второй мировой войны и получили свое юридическое и фактическое признание в СССР и в России.

В Российской Федерации имеет место осуществление международной нормы при помощи внутренней, т.е. имплементация международной нормы. Как правило, такой процесс при котором происходит преобразование норм международного права в нормы внутреннего права именуют трансформацией. Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации” в ч.1 ст.6 перечисляет эти формы [1] : подписание договора, обмен документами, утверждение договора, принятие договора, присоединение к договору, применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

История российского конституционного права начинается с 17 октября 1905 года. Изданный Николаем II Манифест, провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Манифест был несомненной победой первой русской революции, и только большевики его проигнорировали, объявив ловушкой, пустым, формальным актом [2] .

В Истории России уже было 5 конституций; 1918, 1925, 1937, 1978 годов, а также ныне действующая конституция 1993 года. Принятие каждой из этих конституций знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, утверждало новые концепции или углубляло и совершенствовало прежние. Первые четыре были по своей сущности советско-социалистическими.

Конституция 1918 года была наиболее классовой, партийной и антидемократической. Среди всех конституций она была в наибольшей степени идеологизирована. Эта конституция открыто признавала признания и применения насилия для утверждения нового социалистического строя. Ставила задачу “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма” по ст.4.

В 1925 году была принята новая конституция в связи с принятием Конституции СССР. В ней были смягчены формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении паразитических слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

Конституция РСФСР была принята после принятия новой конституции СССР 1936 г. По этой конституции существенным было то, что в связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Впервые закреплялся принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. Равноправие граждан предусматривалось только “независимо от их национальности и их расы”. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституции только в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя. Таким образом, эти демократические установления конституций были классово и идеологически ориентированны.

Наиболее демократической была конституция 1978 года. Её принятие знаменовало этап “развитого социализма” в которое вступило советское общество. Превращение государства в общенародное, в котором народ полноправный субъект, которому принадлежит вся власть. Однако несмотря на это утверждение, конституция не утрачивала классового характера. В конституции подчеркивалась “руководящая и направляющая сила советского общества…” по ст. 6. Демократия оставалась социалистической. Закреплялись права на всенародное обсуждение, а также всенародное голосование. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, отношения к религии, рода и характера занятий, языка и других факторов. Постепенно проводились нововведения, ведущие к признанию приоритета прав человека и гражданина, признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказу от таких определений как социалистическая собственность, социалистическая демократия и др. Изменения привели к упадку социалистического строя и подготовили основу для создания современного государства Российская Федерация. Дальнейшие разделы посвящены конституции РФ 1993 года.

Основы правового статуса личности по Конституции РФ.

Центральное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Согласно гл.2 действующей Конституции РФ “ Человек, его права и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства” [3] . Нормы данного института также содержаться в системе законодательных актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок, закрепленных в конституции прав и свобод. К ним относятся такие Федеральные и Федеральные Конституционные законы как; “О гражданстве Российской Федерации”, и “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации”, “О Референдуме Российской Федерации”, “Об уполномоченном по правам человека в Российской федерации” и др. Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве. Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, а также ответственностью которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В ст.64 – заключительной статье главы 2 Конституции РФ записано: “Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации”.

К составляющим элементам правового статуса личности относятся:

1. Конституционные принципы.

2. Институт гражданства.

3.Содержание основ правового статуса личности

4. Гарантии основных прав и свобод личности

1 . Конституционные принципы

К конституционным принципам относят: a) Определение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности в демократическом государстве их признание и соблюдение, защита обязанность государства, осуществление этих прав не должно нарушать права и свободы других граждан; б) Принцип равноправия каждого человека и гражданина в использовании прав и свобод, который обязано признать, соблюдать и защищать государство (здесь раскрывается содержание ст.19 конституции: равенство всех перед законом и судом, равенство прав человека и гражданина и равенство прав мужчин и женщин.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания, в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд одинаково доступен для всех и должен руководствоваться только законами. Равенство прав и свобод человека и гражданина предполагает, что они признаются за всеми людьми в равной степени, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и её социального статуса. Это равенство должно быть независимым от пола, языка, нации, общественного положения, места жительства, отношения к религии и других факторов. В конституции установлен запрет на ограничения прав человека по этим признакам.); в) Неотчуждаемость этих прав, т.е. эти права не могут быть изъяты; г) Осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, т.е. правовой статус основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод (В конституции закрепляется, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Это положение зафиксировано в cт.55 конституции. Любое ограничение прав должно основываться на соблюдении общепризнанных и человеческих правилах общежития.); д) Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения; е) Права и свободы человека являются непосредственно действующими на всей территории Российской Федерации; ж) Признаются и осуществляются исходя из международных норм права зафиксированных в международных договорах ч.1 ст.17 конституции.

2 . Основание и порядок приобретения гражданства

Ко второму элементу системы основ правового статуса личности относится институт гражданства [4] . Институту гражданства присущи следующие принципы: 1) Равного права на гражданство независимо от основания приобретения; 2) Принцип единого гражданства независимо от места его проживания на территории Российской Федерации; 3) Сохранение гражданства России за лицами, проживающими за ее пределами; 4)Запрет на высылку за пределы РФ граждан России или произвольную выдачу иностранному государству; 5) Запрет на произвольную высылку за пределы России или запрет на ограничение права его изменения; 6) Принцип защиты и покровительства граждан России находящихся за пределами страны; 7) Принцип двойного гражданства.

Согласно ст.11 Федерального закона приобретение гражданства возможно; a) по рождению; б) в результате приема в гражданство; в) результате восстановления в гражданстве; г) по иным основаниям, предусмотренном в гражданстве.

Приобретение гражданства по рождению является постоянно действующим основанием пополнения граждан РФ. Данное основание

исходит из сочетания 2-х принципов приобретения гражданства; “права крови” (с учетом гражданства родителей) и “права почвы”, которое зависит от места рождения. Ребенок, родители или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является её гражданином независимо от места рождения. Ребенок становиться также гражданином РФ если один из его родителей состоит в гражданстве РФ и если оба родителя иностранные граждане или лица без гражданства.

Существует как общий порядок так и упрощенный порядок приема в Российское гражданство. Человек, достигший 18 лет вправе обратиться с заявлением о приеме в Российское гражданство в любом порядке. Прием в Российское гражданство осуществляет Президент РФ. В законе есть условия, которым должны отвечать лица, ходатайствующие о приеме: 1) Проживание на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение пяти лет непрерывно (срок не прерывается в случаях выезда лица за пределы РФ не более чем на три месяца в течение года); срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в страну до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. По закону сроки проживания в некоторых случаях могут быть сокращены; 2) Обязательство соблюдать Конституцию РФ и её законодательство; 3) Наличие законного источника средств к существованию; 4) Подача лицом заявления в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося гражданства (в указанном законом случае такой отказ не требуется); 5) Владение русским языком, уровень знания которого устанавливается “Положением о порядке рассмотрения вопросов Гражданства РФ”.

Лицо, имеющее заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в российское гражданство без соблюдения всех вышеуказанных условий. Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на лиц, для которых предусмотрены льготные условия приема. Льготы могут касаться снятия условия о сроках проживания либо условий, предусмотренных в ст.13 закона, кроме обязательства соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (это исключение не распространяется на детей и недееспособных лиц). Лицами, на которых в основном распространяется упрощенный порядок приема в российское гражданство, являются граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства государств, входивших в состав СССР; прибывшие в Российскую Федерацию, ветераны ВОВ, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в российском гражданстве при соблюдении тех же условий, которые предусмотрены для принятия в гражданство РФ. Отклонению подлежат заявления, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя, совершившими разного рода антиобщественные действия (выдворялись ранее из России, использовали подложные документы, имеют неснятую или непогашенную судимость, осуждены или отбывают наказание и проч.)

Прекращение и изменение гражданства Российской

Основаниями прекращения Российского гражданства являются выход из гражданства РФ и иные основания, предусмотренные законом и международными договорами Российской Федерации ст.18. Граждане, проживающие на территории иностранного государства, проходят процедуру выхода из гражданства в упрощенном порядке, а находящиеся граждане на территории РФ в общем порядке. В законе предусмотрены основания в отказе в выходе из гражданства РФ, если гражданин РФ: 1) имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения.

Органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации относятся: Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ находящиеся за ее пределами. Помимо этого существует Управление по вопросам гражданства в Администрации Президента. Российское законодательство регулирует положение иностранных граждан, лиц без гражданства, а также вынужденных переселенцев и беженцев.

Классификация основных прав, свобод и обязанностей по Конституции Российской Федерации.

В Российской Федерации, как и в других государствах сходного государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина — основная сущностная системообразующая всей системы демократического и правового государства. В этом контексте имеется ввиду закрепление норм, которые носят субъективный и объективный характер. Объективность означает независимость от сознания и воли людей характер. Субъективность в данном случае проявление объективных отношений, которые позволяют наиболее полно и последовательно проявиться. Субъективные отношения нуждаются в правовом признании, выражении и регулировании. Им соответствуют правовые нормы и правовые институты, закрепляемые в законах и иных нормативных правовых актах. Необходимость регулирования вытекает из сложившихся общественных отношений, из потребностей общества, его устремлений, требований, целей, программных и политических установок, различных форм и из других условий. Причины закрепления прав и свобод человека и гражданина;

1) Значимость данного права и данной свободы для человека и общества. Для каждого человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит. Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического так и правового; 2) Необходимость закрепления в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России;

3) Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Ст.17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются в конституции.

Конституционным правам и свободам присущи особые юридические свойства. Эти права и свободы; a) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде. Все права и свободы в той или иной степени производны от основных прав и свобод и именно поэтому они являются главными в характеристике правового положения; б) адресованы самому широкому кругу субъектов: закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, ответчиков и.т.д.; в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок; г) отличаются особым механизмом реализации. Основные права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения; д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеют высшую юридическую силу — в Конституции; е) обеспечиваются повышенной правовой охраной. Конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции без принятия новой. Граждане вправе обратиться в конституционный Суд с жалобами в случае нарушения их прав.

Ст.19 конституции раскрывает норму о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В этом контексте есть различие понятия “свобода “ и “право”. Разница между ними весьма условна. Понятие свобода увязано в большей степени с такими правомочиями личности, которые позволяют ему делать выбор. Понятие право предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических и хозяйственных структур, это есть возможность обладать чем-либо. Права и свободы классифицируют на; личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные. По зафиксированным в международных документах права и свободы принято делить на четыре поколения; гражданские, личные и политические права и свободы; социально-экономические и культурные; комплекс прав, включающих право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на развитие, право на природные ресурсы своей страны, право на общее наследие человечества и др.; и последнее — права в сфере технологии.

Личные (гражданские) права и свободы .

Особенностями гражданских прав являются; — права и свободы каждого гражданина, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; — неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; — необходимость их для охраны, жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20 Конституции.) Содержанием этой статьи является естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К факторам естественного права относиться политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов

разрешения социальных и национальных конфликтов, направленная борьба с

преступлениями против личности и проч. Имеют важное значение и мероприятия медицинского характера; надлежащее медицинское обслуживание, предоставление льготных лекарств, служба скорой помощи и т.д. Важнейшей нормой является подход к человеческой жизни как высшей ценности, пронизывающее все отраслевое законодательство; об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах пользования оружия; признания лица умершим и др. правила.

Плохое состояние окружающей среды, качества медицинского обслуживания, борьба с пьянством и беспризорностью — подобные факторы приводят к уменьшению продолжительности жизни, падению рождаемости, сокращению количества населения. Здесь могут сыграть роль федеральные целевые программы.

С правом на жизнь связано также и другие права и нормы. В настоящее время в России действует мораторий согласно указу Президента РФ “О смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы”. C 1 января 1997 г. введен в действие ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”. Частности он сохраняет возможность вынесения Верховным

судом смертных приговоров [5] , которые вопреки части 3 ст.50 Конституции РФ запрещалось обжалование в кассационном порядке.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями органов) государственной власти или их должностных лиц ст. 53. конституции. Помимо этого существует гарантия от самообвинения как разновидность личных прав.

Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя и своих близких (Ст.51 Конституции РФ). Впервые в Конституции было установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления ст.21. Понятие достоинство личности имеет специфическое по сравнению с другими личными правами содержание. В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или уничижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может подвергаться без добровольного на то согласия медицинским, научным и иным опытам. В связи с этим в ряде стран запрещено проводить исследования по клонированию человека.

Значительное место в системе личных прав занимают такие права как право на неприкосновенность [6] частной жизни и жилища, тайна телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.22-25) Конституции РФ. Право на неприкосновенность жилища — это логическое продолжение прав человека и свобод и личную неприкосновенность, на защиту от незаконного или произвольного вмешательства в частную жизнь. Охрана права на неприкосновенность жилища — обязанность государства. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (ст.25 конституции).

Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе, насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Предусматриваются различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени ст.23. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения и использования, распространения информации о его частной жизни (ст.24). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Каждый, кто законно находиться на территории РФ, имеет право свободно [7] передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Федеральный Закон “О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” раскрывает аспекты этой конституционной нормы. Федеральный Закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в ред. от 29 июня 2004 года) устанавливает правила пересечения границы при въезде [8] и выезде из страны. К личным правам относиться право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. В соответствии с этой статьей закрепление данного права означает свободу человека ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Свобода совести и свобода вероисповедания в соответствии со ст.28 каждому гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Это статья связана со ст.3 Конституции РФ, по которой Россия является светским государством. Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Свобода вероисповедания и распространения веры включает совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массой информации, миссионерскую деятельность [9] и другие права. Проблемам отделения религиозных объединений от государства был посвящен закон от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. Система государственного образования и воспитания носит светский характер. В конституции также записаны такие личные права как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ст.29 Конституции. Никто не может быть принужден поэтому к вмешательству в мысли человека в его мозг, подвергнуться неправомерному воздействию на его сознание.

Политические права и свободы.

В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения, политические права связаны как правило с

гражданством (ст. 30, 31, 33). Вместе с тем право на объединение ст.30, свобода мысли и слова ст.29 адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст.2 Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской федерации является её многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина . Референдум — форма прямого волеизъявления [10] граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Различают консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный. Данные права составляют политическую систему общественных отношений [11] .

Референдум [12] и выборы имеют сходные черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном и прямом и тайном голосовании граждан; их результаты обладают юридической силой. Отличия заключаются в характере решаемого вопроса: при выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент, при референдуме решается конкретный вопрос государственного и местного значения. Выборы проводятся строго периодически в установленные Конституцией и законами сроки, а референдум в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных случаях, оговоренных в Конституции и законах. На выборах действует мажоритарная и пропорциональная система избрания. На референдуме граждане голосует “за“ или “против”.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также и путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ст.33. Обращения делятся на заявления, жалобы или предложения (заявление — просьба об удовлетворении какого-либо права, жалоба- требование о восстановлении нарушенных прав, обращение или предложение- инициатива граждан по различным вопросам).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов ст.30 Конституции. Такие формы организации общества способствуют решению общих вопросов и достижению целей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем ст.30 ч.20 конституции.

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В России деятельность общественных объединений регулируется законом “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года. В зависимости от организационно-правовой формы и целей функционирования объединения разделяются на [13] : общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Отличительной формой общественной организации, а также и политической партии, является членство. В остальных формах состоящие в них лица именуются участниками. Среди общественных объединений выделяются политические партии, деятельность которых регулируется Федеральным законом “О политических партиях”. Партии создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных компаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. В России действует многопартийное демократическое начало.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31 конституции). Федеральный закон от 19 июня 2004 года “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” названные акции обобщил единым понятием

“публичное мероприятие” [14] . Оно представляет собой открытую, мирную, доступную каждому акцию, осуществляемую по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Экономические, социальные и культурные права и

Категория экономических, социальных и культурных прав и свобод включает такие важные сферы жизни общества как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны, обеспечить физические, материальные, духовные и другие и социально значимые потребности личности. Государственные гарантии социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию. Выделим следующие: 1) Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех её субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными правами и свободами в экономической и социальных сферах. 2) Установление гарантированного минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб.

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социальные и экономические права и свободы; 4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере; 5)эффективная защита социальных и экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социальным, экономическим и культурным правам и свободам, закрепленным в конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых и иные права, указанные в ст. 34-44. Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34). Конституция 1993 года закрепила права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц.

Конституцией закреплено право на труд в ст.37. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Конституция: 1) запрещает принудительный труд; 2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; 3) утверждает право на защиту от безработицы; 4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. С трудовым правом неразрывно связано право на отдых (ч.5 ст.37) . Здесь играет роль сам человек, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и государство, закрепляющее в федеральном законе разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Государство защищает юридическими гарантиями семью, материнство и детство в ст.38 Конституции. В этой сфере также устанавливается федеральным законодательством перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца и др. К социальным правам относится также право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и по другим основаниям. Содержание данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Государство устанавливает широкую систему льгот для различных категорий граждан. Законом устанавливается так называемая монетизация льгот, по которому лица имеющие льготы, получают установленные федеральным законом денежные суммы, которые должны компенсировать утрату материальных льгот.

Конституция закрепляет право на жилище ст.40. Оно включает в себя 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; 3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41 Конституции предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Каждый гражданин обладает правом на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением ст.42 Конституции.

Важным социально значимым правом является право на образование (ст.43 Конституции). Это право предоставляет гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и начального профессионального образования. Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. В соответствии со ст.44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они не проживали. Это обеспечивается общедоступностью отечественной и мировой культуры.

Основные обязанности граждан .

Основные обязанности человека и гражданина являются конституционной базовой частью современного государства. В основном законе РФ говорится об обязанностях каждого, о равных обязанностях каждого гражданина Российской Федерации, предусмотренных конституцией РФ, об обязанности давать свидетельские показания, о свободе обвиняемого (не обязан) от доказывания своей невиновности, о долге и обязанности гражданина российской Федерации защищать отечество, обязанностях родителей и детей, экологических обязанностях. В конституции речь идет об обязанностях, которые, с одной стороны служат гарантией свободы и прав иных лиц. Подобная институционализация обязанностей человека чрезвычайно значима, поскольку позволяет четко отграничить круг возлагаемых на граждан обязанностей, ограничивая тем самым возможности сужения рамок свободы личности государством. Речь идет о том, что обязанности очерчивают допустимые пределы государственных притязаний по отношению к личности, за пределами которых свобода индивида не подлежит ограничениям. В неменьшей степени в общественной жизни значимо разграничение сфер свободы самих индивидов, т.е. предупреждение конфликтов. Важнейшее место в таком разграничении имеют фиксированные в самой Конституции пределы основных прав и их ограничения; ориентирующее значение при этом принадлежит норме ч.3 ст.17, в равной мере адресуемой законодательной и исполнительной власти, правосудию, субъектам прав и свобод человека и гражданина: “Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Существенным является вопрос о связи обязанностей с правоотношениями. Одни обязанности вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом работника, служащего, учащегося, собственника, имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п. В конституционных основных обязанностях выражены важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством. Все конституционные обязанности можно разделить на: а) гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта пребывания под территориальным верховенством Российской Федерации); б) этико-социальные обязанности; в) социально-культурные обязанности; г) обязанности в сфере охраны окружающей среды.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового характера и общественного. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы. К основным обязанностям относятся;

1) Соблюдение конституции РФ и законов ч.2 ст.15; 2) Уважение прав и свобод других лиц ч.3 ст.17; 3) Обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании ч.2 ст.38; 4) Обязанность трудоспособных детей, достигших 18- летнего возраста, заботиться о нетрудоспособных родителях ч.4 ст. 38; 5) Обязанность родителей (лиц их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования ч.3 ст.44; 6) Забота о сохранении культурного и исторического наследия, о памятниках истории и культуры cт.57; 7) Уплата законно установленных налогов и сборов ч.1 ст.59; 8) Охрана природы и окружающей среды, обязанность бережно относиться к природным богатствам cт.58; 9) Защита Отечества ч.1 ст.59.

Конституция закрепляет в качестве основной обязанности соблюдение конституции и законов РФ. Режим законности – незыблемая основа порядка, стабильности в государстве. Для человека это означает необходимость выработки у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности. Конституционно закреплена обязанность каждого человека платить законно установленные налоги и сборы. В условиях, когда существует свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. Статья 57 конституции уточняет норму, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, налогообложение должно отвечать принципу равенства [15] и др. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам ст.58 Конституции. В данном случае природа как внешняя среда обитания человека в период научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Государство, регулируя эту сферу деятельности общества, исходит из необходимости сохранения природы и окружающей среды.

Для мужского населения страны важным является норма о воинской обязанности. Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” и Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” определяют условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва [16] , льготы по призыву, сроки службы, условия её прохождения, а в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч.3 ст.59 Конституции) замена военной службы альтернативной [17] . Право служить в армии на контрактной основе получили также и иностранные граждане, которые после этого могут приобрести российское гражданство. Существуют различные виды обязанностей; активные и пассивные, положительные и запретительные, прямые и косвенные и др.

Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина .

Гарантиями называются средства защиты государством общества и каждого индивида. Так в ст.2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы. В ст.17 и 19 также предусматривается, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Фактически каждое конкретное право и свобода сопровождается указанием на условия, способы их гарантии. Конституция в ст.45 закрепила, что каждый человек имеет право участия в защите своих прав всеми законными способами. Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии.

В Российской федерации существует следующий набор средств, способов и механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина: 1) Конституционно — судебный механизм [18] – т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.) ; 2) Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.); 3) Административные действия органов исполнительной власти; 4) Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах; 5) Помощь, оказываемая Уполномоченным по правам человека [19] ; 6) Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Социально-экономические гарантии связаны с вопросами материального обеспечения, права собственности, защитой здоровья, охраны труда, охраны природы и др. Политические гарантии подразумевают создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержание плюрализма и идеологического многообразия в обществе, борьба со взяточничеством и бюрократией и др. Юридические гарантии включают право на охрану и защиту прав и свобод человека. Это право на получение квалифицированной юридической помощи и право на защиту в суде, демократические принципы правосудия, право на помилование, защита от преступлений властью и др.

Российская Федерация с принятием новой Конституции 1993 года встала на демократический путь развития страны. В этих условиях необходимо обеспечить всевозможными гарантиями свободы и права человека и предоставить ему соответствующие условия для жизни и развития в современной мире. Законодательство должно опираться на общие принципы естественных прав человека по основным юридическим положениям статуса личности и человека. Государство и общество могут существовать в нормальных условиях только при наличии доверия каждого друг другу. Важную роль в процессе развития института прав и свобод человека и гражданина способно сыграть установление четкой подведомственности и юрисдикции каждого органа государства, органа власти субъекта, а также должностного лица осуществляющего деятельность в области прав и свобод человека и гражданина. Ещё в России происходит процесс признание международных правовых норм как частью современной российской правовой системы. Такое положение в дальнейшем возможно даст положительные результаты. Данная ситуации связана с правовой психологией общества, правовым идеализмом и научным правосознанием, выражающим те идеи, взгляды, установки общества, теории, представления, которые определяют правотворчество и правореализацию в государстве.

Таким образом на основании всего вышесказанного можно сформулировать следующее определение понятия основных прав и свобод человека и гражданина: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности в государстве.

Список использованных нормативно-правовых источников, учебной и научной литературы:

1) Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА .

2) Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 25 июля 2002 года №113 ФЗ.

3) Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 года (в ред. от 6 июля 2006 года) №103 ФЗ.

4)Федеральный закон РФ от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) «О гражданстве Российской Федерации».

5) Федеральный закон РФ “О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №318 ФЗ.

6) Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года №82 ФЗ.

7) Федеральный Закон “ О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25 июня 1993 года ( в ред. от 18 июля 2006) № 121 ФЗ.

8) Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года ( в ред. от 29 июля 2004 года) №58 ФЗ.

9) Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2006 года).

10) Федеральный Закон РФ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 19 июня 2004 года №54 ФЗ.

11) Федеральный Конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” (в ред. от 5 апреля 2005 года) от 21 июля 1994 года №1 ФКЗ.

12) Федеральный Конституционный Закон “О Референдуме в Российской Федерации” от 28 июня 2004 года №5 ФКЗ.

13) Федеральный Конституционный Закон “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12. 1996 ( в ред.от 5 апреля 2005 года №1 ФКЗ.

14) Федеральный Конституционный Закон “ Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 года №1 ФКЗ.

15) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 37.

16) Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. Б.С. Эбзеев.- M.: Норма, 2007.

17) Право на свободу личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М: Изд. Дело. 2000 г.

18) Конституционное право России: Учеб. пособие.- 4-е изд. С.А. Голубок- М.: Издательский Дом РИОР, 2007.

19) Конституционное право России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

[1] Федеральный закон РФ “О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №318 ФЗ.

[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 37.

[3] Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА

[4] Федеральный закон РФ от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) «О гражданстве Российской Федерации»

[5] Федеральный Конституционный Закон РФ “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12. 1996 ( в ред.от 5 апреля 2005 года №1 ФКЗ.

[6] Право на свободу личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М: Изд. Дело. 2000 г.

[7] Федеральный Закон РФ “ О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25 июня 1993 года ( в ред. от 18 июля 2006) № 121 ФЗ.

[8] Федеральный закон РФ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года ( в ред. от 29 июля 2004 года) №58 ФЗ.

[9] Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»(в ред. от 6 июля 2006 года).

[10] Конституционное право России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

[11] Конституционное право России: Учеб. пособие.- 4-е изд. С.А. Голубок- М.: Издательский Дом РИОР, 2007.

[12] Федеральный Конституционный Закон РФ “О Референдуме в Российской Федерации” от 28 июня 2004 года №5 ФКЗ.

[13] Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года №82 ФЗ.

[14] Федеральный Закон РФ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 19 июня 2004 года №54 ФЗ.

[15] Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. Б.С. Эбзеев.- M.: Норма, 2007.

[16] Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 года (в ред. от 6 июля 2006 года) №103 ФЗ

[17] Федеральный закон РФ “Об альтернативной гражданской службе” от 25 июля 2002 года №113 ФЗ.

[18] Федеральный Конституционный закон РФ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (в ред. от 5 апреля 2005 года) от 21 июля 1994 года №1 ФКЗ.

[19] Федеральный Конституционный Закон РФ“ Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 года №1 ФКЗ.

Комментарии

Смотрите также

Курсовая работа — конституционное право России. Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Презентация — Права и свободы человека и гражданина

Курсовая работа — Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина

Ответы на вопросы по Конституционному праву России

Ответы по конституционному праву

Дипломный проект — Конституционно-правовые основы статуса гражданина в РФ

Курсовая работа — Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки

Курсовой проект — Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России: понятие, классификация, содержание

Введение
Понятие конституционных прав и свобод
Содержание прав и свобод человека
Классификация конституционных прав и свобод
Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Основные обязанности человека и граж.

Социально-культурные права гражданина рф