о нарушении требований пожарной безопасности ст.204 КоАП РФ

Басманный районный суд города Москвы

107078, Москва, ул. Каланчевская, д.11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ город Москва

Судья Басманного районного суда города Москвы Сперанская Н.Ю., с участием законного представителя Дерессе Амбайе, защитника Трехалина В.Т., рассмотрев административное дело по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Закрытого акционерного общества «АБАЙ», расположенного по адресу: , ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л :

Закрытое акционерное общество «АБАЙ» нарушило требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ в помещениях арендуемых ЗАО «АБАЙ» по адресу: , инспектором № РОГПН Управления по Центральному АО ГУ МЧС России по г.Москве, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами а именно:

1. Дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из здания (п. 52 ПБ 01-03);

2. Для отделки путей эвакуации применены горючие материалы (п.3, 53 ППБ 01-03; п. 6.25*СНиП 21-01-97*);

3. Автоматическая установка пожарной сигнализации выполнена с нарушением норм пожарной безопасности (п.п. 3.34, 97, 98 ППБ 01-03 НПБ 88-01);

4. В полу на путях эвакуации к основанному выходу из здания допускаются перепады высот менее 45 см. В местах перепада высот не предусмотрена лестница с числом ступеней не менее трех (п.3 ППБ 01-03 п. 6.28 СНИП 21-01-97*);

5. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренных конструкцией светильников (п. 60 ППБ 01-03);

6. Эксплуатация электрических сетей и электрических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ 01-03);

7. Аппараты предназначенные для отключения энергоснабжения склада расположены внутри складского помещения (п. 507 ППБ 01-03);

8. Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара ( п. 16, п. 102, п. 3 ППБ 01-03 таб. 2 п.3 НПБ 104-03);

9. Окна торгового зала закрыты панелями тем самым ухудшено удаление продуктов горения при пожаре (п.п. 3,34,38,40 ППБ 01-03);

10. Расстояние от светильников до хранящихся товаров менее 0,5 м (п. 503 ППБ 01-03);

11. Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности «Эвакуационный выход» с автономным питанием и от электросети на путях эвакуации отсутствуют (п. 61 ППБ 01-030);

12. Огнетушители не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (п. 108 ППБ 01-03; прил.3 п. 16);

13. Руководитель организации на объекте не имеет систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений (п. 4 ППБ 01-03);

14. Не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п.3 ППБ 01-03; п.4 НПБ 110-03);

15. Для складских помещений не определены категории взрывопожароопасной и пожарной опасности (п. 33 ППБ 01-03);

16. Двери складских помещений не выполнены противопожарными, с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

17. Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара выполнены с отступлением от действующих норм (п.3,16 ППБ 01-03; ГОСТ Р 12.2.143-2002; ГОСТ Р 12.4.026-2001);

18. Не проведен инструктаж с работниками организации в специализированной организации (п. 3.7.15 ППБ 01-03; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

19. Не произведен замер сопротивления силовой и осветительной электросетей (п. 3 ППБ 01-03; таб. 43 ПТЭЭП).

Защитник ЗАО «АБАЙ» Трехалин В.Т. в судебном заседании вину в совершении правонарушения признал в полном объеме, указав, что сигнализация в помещениях имеется, в рабочем состоянии. В настоящее время устраняют нарушения, повесили защитные колпаки. Просит не приостанавливать деятельность организации, поскольку у организации не большой доход, обязуются устранить нарушения до конца года.

Представитель Дерессе Амбайе в судебном заседании пояснил, что обучение мерам пожарной безопасности проходил в 2001 году, тогда же проводился инструктаж с сотрудниками. Не знали, что это надо делать замеры сопротивления силовой и осветительной электросетей каждые три года.

В судебном заседании инспектор № РОГПН Управления по Центральному АО ГУ МЧС России по г.Москве К. пояснил, что на момент проверки была явная угроза жизни и здоровью людей. Руководитель организации либо лицо, ответственное за пожарную безопасность, должно пройти обучение и получить удостоверение пожарно-технического минимума, которое дается на 3 года. Проводить инструктаж с сотрудниками указный руководитель обязан один раз в полгода под роспись в журнале.

Проверив представленные материалы, суд считает, что вина ЗАО «АБАЙ» нашла свое полное подтверждение совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-8), из которого следует в арендуемых помещениях ЗАО «АБАЙ» по адресу: выявлены нарушения требований пожарной безопасности; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим аналогичные сведения (л.д. 12-14); распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки требования пожарной безопасности в помещениях ЗАО «АБАЙ» по адресу: (л.д. 15-16); свидетельством о государственной регистрации и постановки на учет ЗАО «АБАЙ», учредительными документами (л.д. 9,47).

При таких обстоятельствах, суд считает факт совершения ЗАО «АБАЙ» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установленным и доказанным.

Суд принимает во внимание, что в арендуемых помещениях расположен магазин, характер выявленных нарушений, которые создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, непосредственно влияют на быстрое обнаружение и оповещение людей о пожаре, на начало и продолжительность процесса эвакуации, на дальнейшее распространение пожара по элементам конструкций здания, а также на возможность тушения пожара в начальной стадии, на успешное и быстрое проведение аварийно-спасательных работ.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства правонарушения, общественную опасность содеянного, связанного с нарушением требований пожарной безопасности, которыми создается угроза возникновения пожара, а соответственно опасность для жизни и здоровья людей, а также, что ЗАО «АБАЙ» ранее к административной ответственности не привлекалось, суд считает необходимым назначить ЗАО «АБАЙ» наказание в виде приостановления деятельности.

Довод защитников о том, что устранение выявленных нарушений требует значительных финансовых затрат, не может являться основанием для смягчения наказания, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Закрытое акционерное общество «АБАЙ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подвергнуть Закрытое акционерное общество «АБАЙ» административному наказанию по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации) в помещений арендуемых ЗАО «АБАЙ» по адресу: , на срок 90 (девяносто) суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд течение 10 дней через канцелярию Басманного районного суда города Москвы.

Статья 204. Коммерческий подкуп

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Ст. 204 УК РФ

1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

— незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);

— незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).

2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.

Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;

2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;

3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.

Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.

В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).

Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

Согласно примеч. к комментируемой статье лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Освобождение от уголовной ответственности на основании примеч. к комментируемой статье является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

При добровольном сообщении о коммерческом подкупе не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение.

При получении предмета подкупа совершение самих требуемых действий (бездействия) в интересах дающего рассматриваемым составом преступления не охватывается, поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает три квалифицирующих признака получения предмета подкупа:

— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— совершение преступления, сопряженного с вымогательством;

— получение предмета подкупа за незаконные действия (бездействие).

Как отмечалось выше, группу лиц по предварительному сговору могут образовать только исполнители.

Из содержания п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 следует, что в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных комментируемой статьей. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа.

О понятии незаконных действий говорилось выше. Здесь же необходимо обратить внимание на то, что в ч. 4 комментируемой статьи законодатель не использует понятия заведомости. Однако, на наш взгляд, очевидно, что для наличия квалифицированного состава преступления лицо должно осознавать фактор незаконности.

Квалификация действий посредника в коммерческом подкупе определяется тем, чьи интересы он представлял при совершении преступления. Поэтому если он представлял интересы лица, передающего предмет подкупа, его действия квалифицируются как соучастие в незаконной передаче подкупа или в противном случае как соучастие в получении предмета подкупа, но в обоих случаях со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК.

Арбитражный суд Курской области

РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявлений и материалов, передаваемых в арбитражный суд по делам о привлечении лиц к административной ответственности

Заявления в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подаются органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом (ст.28.3 КоАП РФ) составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – административными органами) в соответствии с нормами параграфа 1 главы 25 АПК РФ.

В силу ч.1 ст.202, ст.27, п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судом рассматриваются только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом (ст.23.1 КоАП РФ) к подведомственности арбитражных судов.

Абзацами 3 и 4 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ предусмотрено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, 14.50, 14.43 — 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями; судьи арбитражных судов рассматривают также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ.

Правила территориальной подсудности установлены ст.203 АПК РФ, согласно которой заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Статьей 204 АПК РФ установлены требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно быть подписано должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, либо руководителем органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях (административного органа). От имени административного органа в суд заявление вправе направить представитель, наделенный надлежаще оформленной доверенностью, содержащей полномочие лица предъявлять заявления в арбитражный суд (ст.ст.61-63 АПК РФ).

Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в порядке, предусмотренном главой 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.

В заявлении о привлечении лица к административной ответственности должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • наименование заявителя, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.1 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • необходимые для указания в резолютивной части решения сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (для юридического лица – в соответствии с сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ: полное наименование, место нахождения, сведения о регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ОРГНИП) (п.3 ч.1 ст.204, п.1 ч.3 ст.206 АПК РФ).
  • нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.4 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • требование заявителя о привлечении к административной ответственности (п.5 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • в случае, когда санкция за правонарушение предусматривает штраф – реквизиты для перечисления штрафа (наименование получателя платежа, номер расчетного счета и организацию, в которой открыт счет, БИК, ИНН и КПП получателя платежа, код бюджетной классификации платежа, ОКАТО получателя платежа); в случае, если в ходе производства по делу об административном правонарушении производилось изъятие объектов правонарушения и санкция предусматривает возможность применения конфискации – сведения о местонахождении изъятых объектов;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов (п.10 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ).

К заявлению о привлечении лица к административной ответственности прилагаются следующие документы:

1) документы, подтверждающие наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения (событие правонарушения, совершение правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его вину) (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.ст.26.2-26.10 КоАП РФ):

1.1: подлинный протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.28.2 КоАП РФ);

1.2: объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, либо документ, подтверждающий отказ лица, привлекаемого к административной ответственности, от дачи объяснений; такое объяснение или отметка об отказе от дачи объяснений может содержаться в тексте протокола об административном правонарушении (ст.26.3 КоАП РФ);

1.3: другие документы, подтверждающие факт совершения правонарушения и вину лица в его совершении (акты проверок; протоколы осмотра, изъятия; заверенные копии первичных документов, исследованных в ходе административного производства; заключения экспертов; документальные результаты исполнения поручений, запросов, определений административного органа об истребовании сведений; протоколы допроса свидетелей; другие доказательства);

2) документы, подтверждающие необходимые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности:

2.1: в отношении юридического лица – актуальная выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о полном наименовании, месте нахождения, ОГРН и дате регистрации в качестве юридического лица, о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

2.2: в отношении индивидуального предпринимателя – актуальная выписка из ЕГРИП, содержащая сведения и Ф.И.О. лица, дате и месте его рождения, месте жительства, наличии действующего статуса индивидуального предпринимателя и дате его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП; копии страниц паспорта лица, привлекаемого к административной ответственности, с установочными данными лица и данными о его регистрации по месту жительства);

3) документы, подтверждающие соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности:

3.1: документы, подтверждающие полномочия лиц, участвовавших в проведении проверки и выполнении действий по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, лиц, составивших протокол об административном правонарушении и подписавших заявление о привлечении к административной ответственности;

3.2: документы, подтверждающие обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, права на участие в производстве по делу об административном правонарушении и на защиту (документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о проверке, направление (вручение) лицу, привлекаемому к административной ответственности, акта проверки (при его наличии); уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, доказательства направления (вручения) лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии протокола; сопроводительные письма, реестры исходящей корреспонденции и уведомления о вручении);

3.3: документы, подтверждающие наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (п.4 ст.26.1, ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ); наличие (отсутствие) малозначительности совершенного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ); отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п.6 ст.26.1, ст.24.5 КоАП РФ); характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (п.5 ст.26.1 КоАП РФ); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п.7 ст.26.1 КоАП РФ).

4) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления и приложенных к нему документов лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204, ч.3 ст.125 АПК РФ).

В случае несоответствия заявления требованиям, установленным частью 1 статьи 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в части 2 статьи 204 АПК РФ, суд, руководствуясь статьей 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления о привлечении лица к административной ответственности суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Обращаем внимание на необходимость направления заявлений и привлечении лиц к административной ответственности в арбитражный суд с расчетом, чтобы при рассмотрении дела судом с соблюдением требований ч.1 ст.121 АПК РФ о заблаговременном извещении лиц, участвующих в деле, не менее чем за 15 рабочих дней, а также о процессуальном сроке подготовки и рассмотрения дела (2 месяца с возможностью продления на 1 месяц, ч.1 ст.205 АПК РФ), не истекли предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения лиц к административной ответственности.

В целях обеспечения оперативного уведомления рекомендуем указывать номера контактных телефонов, факсов, адреса электронной почты лица, привлекаемого к административной ответственности, и заявителя, а также исполнителя заявления.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в порядке упрощенного производства:

В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, либо если помимо административного штрафа, размер которого не превышает 100 000 рублей, в качестве административного наказания за совершение административного правонарушения установлено (назначено) также предупреждение (п.3 ч.1 ст.227 АПК РФ, ст.ст.3.2, 3.4 КоАП РФ, п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 08.10.2012 г.).

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ; при рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные параграфом 1 главы 25 АПК РФ (ч.1 ст.226 АПК РФ).

Заявление о привлечении лица к ответственности, поданное в порядке упрощенного производства, и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде (п.1 ст.228 АПК РФ). Заявление с приложенными документами размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Обращаем внимание, что в силу норм ч.2 ст.204 АПК РФ, 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подлежит представлению в суд в подлиннике (представление заявления с копией протокола в электронном виде с последующим представлением подлинного протокола в суд не противоречит нормам АПК РФ и КоАП РФ).

Суд, приняв заявление к рассмотрению в упрощенном порядке, в определении о принятии устанавливает сторонам срок для представления заявления дополнительных доказательств, а лицом, привлекаемым к административной ответственности, — отзыва на заявление и обосновывающих отзыв доказательств; указанный срок не может составлять мене чем 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде (ч.2 ст.228 АПК РФ).

Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем 30 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства (ч.3 ст.228 АПК РФ). Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом 15-дневный срок.

Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд (ч.4 ст.228 АПК РФ).

Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение (ч.4 ст.228 АПК РФ).

После истечения сроков, установленных судом для представления доказательств (30 дней или более), судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без проведения заседания по делу и без вызова сторон (п.5 ст.228 АПК РФ), на основании исследования изложенных в представленных сторонами документах объяснений, возражений и (или) доводов лиц, участвующих в деле, и представленных в течение указанных сроков доказательств.

При обращении в суд с заявлениями о привлечении лиц к административной ответственности в порядке упрощенного производства, при отсутствии спора между административным органом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, целесообразно административному органу отбирать от лица, привлекаемого к административной ответственности, заявление о признании факта правонарушения и вины в его совершении и отсутствии возражений по существу рассматриваемого в суде требования о привлечении к административной ответственности, а также об имеющихся у лица ходатайствах (например, об учете в качестве смягчающих обстоятельств иных, не предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельств).

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению (ч.2 ст.229 АПК РФ), вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (ч.2 ст.229 АПК РФ).

Такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (ч.3 ст.229 АПК РФ).

В отношении кассационного обжалования п.24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 62 от 08.10.2012 г. установлено, что решения по делам о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, составляет от 5 000 до 100 000 рублей и если такие решения являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса. При этом положения части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 АПК РФ не применяются.

Ст204 п4 коап