Комментарии к СТ 9.14 КоАП РФ

Статья 9.14 КоАП РФ. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами

Комментарий к статье 9.14 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — способствовать производству транспортных средств общего пользования со специальными устройствами, приспособленными для использования инвалидами, как одному из важных условий в системе государственных мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа этой категории граждан к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.

2. Под транспортными средствами общего (общественного) пользования понимаются виды транспортных средств, предназначенные для массовых перевозок пассажиров (автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны электро- и дизель-поездов, метрополитена, суда морского и речного флота, самолеты гражданской авиации). Такие транспортные средства должны оснащаться специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. В них необходимо предусматривать багажные отделения для хранения кресел-колясок и тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, иные ориентирующие устройства (см. Федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы», утвержденную Постановлением Правительства РФ N 832 (с изм. и доп.)).

3. Объектами административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Непосредственный предмет посягательства — право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования.

Объективная сторона правонарушения заключается в отказе изготовителя выполнять установленную законом обязанность по постановке на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для перевозки инвалидов. Эта обязанность изготовителя предусмотрена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Согласно ч. 6 ст. 15 названного Закона организации машиностроительного комплекса, которые выпускают транспортные средства, а также независимо от организационно-правовых форм осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами для создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования такими средствами.

Отказ изготовителя может выражаться в бездействии, т.е. в непринятии им мер, направленных на исполнение данного требования законодательства, или в действиях, нарушающих это требование.

4. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, характеризуется прямым умыслом.

5. Субъектами являются юридические лица — организации машиностроительного комплекса независимо от организационно-правовых форм. К ним относятся унитарные, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества и др. Административную ответственность за совершение данного правонарушения несут также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения.

Административные наказания налагаются и на руководителей указанных организаций, других должностных лиц, ответственных за выпуск транспортных средств общего пользования.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).

Статьями 832 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 8.32 КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 8.32 КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

    1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

    2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

    Решение Приморского краевого суда от 16 июня 2016 г. по делу N 21-832/2016

    Решение Приморского краевого суда от 16 июня 2016 г. по делу N 21-832/2016

    Судья Приморского краевого суда Римский Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алматова Е.А. на решение судьи Партизанского городского суда Приморского края от 16 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

    постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Партизанску Илларионова В.Г. N N от ДД.ММ.ГГГГ Алматов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере — 1 000 рублей.

    Решением судьи Партизанского городского суда Приморского края от 16 февраля 2016 года постановление должностного лица от 04 сентября 2015 года оставлено без изменения, жалоба Алматова Е.А. без удовлетворения.

    Не согласившись с данным решением, Алматов Е.А. подал в Приморский краевой суд жалобу, в которой ставится вопрос о необходимости отмены решения по мотиву его незаконности и необоснованности.

    Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Алматова Е.А., поддержавшего жалобу, прихожу к выводу, что оснований для отмены решения судьи не имеется.

    В соответствии со статьёй 12.6 КоАП Российской Федерации управление транспортным средством водителем, не пристёгнутым ремнём безопасности, перевозка пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в не застёгнутых мотошлемах влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

    Согласно пункту 2.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 10 минут в районе дома N 51 по ул. Анисимова в городе Партизанске Приморского края водитель Алматов Е.А. управлял транспортным средством марки . с государственным регистрационным знаком N не пристёгнутый ремнём безопасности, чем нарушил пункт 2.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.

    Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о наложении административного штрафа N от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснениями Алматова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, оценёнными судьёй в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

    Действия Алматова Е.А. правильно квалифицированы по статье 12.6 КоАП РФ.

    Довод жалобы о том, что после произошедшего ДТП, Алматов Е.А., был доставлен в городскую больницу с повреждениями позвоночника, испытывал болевой шок, находился под действием обезболивающих препаратов и не мог отдавать отчёт происходящим действиям, а сотрудники ДПС являясь заинтересованными лицами, воспользовались его состоянием, обманным путём предоставили ему на подпись административный материал ничем объективно не подтверждён.

    Более того, согласно объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ Алматов Е.А. около 09 часов 10 минут двигался на своём автомобиле марки » . с государственным регистрационным знаком N по ул. Анисимова в г. Партизанске и не был пристёгнут ремнём безопасности.

    Объяснения Алматова Е.А. получены уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.3 КоАП РФ, которые были прочитаны и собственноручно подписаны Алматовым Е.А.

    Сведения о невозможности представить Алматовым Е.А. объяснения в связи с плохим самочувствием в материалах дела отсутствуют.

    Представленные Алматовым Е.А. письменные свидетельские показания ФИО10 и ФИО11 не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные лица в судебное заседание не явились, об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний не предупреждались, кроме того из представленных материалов дела об административном правонарушении не следует, что эти лица присутствовали при описанных выше событиях.

    Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судья Партизанского городского суда Приморского края пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях Алматова Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 12.6 КоАП РФ.

    Иные доводы жалобы направлены на субъективную оценку представленных в деле доказательств, не содержат правовых аргументов опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняются.

    Постановление о привлечении Алматова Е.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

    Наказание за совершённое административное правонарушение назначено Алматову Е.А. в соответствии с санкцией статьи 12.6 КоАП РФ и с учётом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

    Таким образом, решение судьи Партизанского городского суда Приморского края, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Алматова Е.А. на постановление по делу об административном правонарушении, является законным и обоснованным.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

    решение судьи Партизанского городского суда Приморского края от 16 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Алматова Е.А. оставить без изменения, жалобу Алматова Е.А. — без удовлетворения.

    Судья Я.А. Римский

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Статья 13.4 КоАП РФ. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (действующая редакция)

    1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

    2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

  • URL
  • HTML
  • Текст

Комментарий к ст. 13.4 КоАП РФ

1. См. комментарий к ст. 13.3.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О связи» при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи — сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством.

Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (см. также п. 1 комментария к ст. 13.7).

Правила проектирования, строительства, установки радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств определены Положением о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 643 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 158), Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 832 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 157), и другими нормативными правовыми актами.

2. Регистрации подлежат средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения (ч. 5 ст. 22 Федерального закона «О связи»). Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории РФ с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ, и регистрации не подлежат.

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с Федеральным законом «О связи», не допускается. Регистрация радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения осуществляется Государственной радиочастотной службой при Минсвязи России (см. подп. «г» п. 4 Положения о Государственной радиочастотной службе при Минсвязи России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2000 г. N 1002).

3. Особый порядок использования установлен для радиоэлектронных средств, применяемых МВД России, Минобороны России, МЧС, ГТК, ФСБ, СВР, ФСЖВ, ФСО, Государственной службой гражданской авиации Минтранса России (в части средств обеспечения полетов и управления воздушным движением).

В случае использования радиоэлектронных средств указанных федеральных органов исполнительной власти в коммерческих целях на них распространяется действие Положения о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).

4. Организация разработки и утверждение норм параметров радиоизлучений и приема радиоэлектронных средств и норм допустимых значений индустриальных помех, выделение полос радиочастот для разрабатываемых, производимых в Российской Федерации и закупаемых за рубежом радиоэлектронных средств, определение основных технических характеристик, требований к радиоэлектронным средствам при их разработке, производстве и поставке на внутренний рынок отнесены к ведению Государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России.

5. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент неисполнения гражданином, должностным лицом, юридическим лицом правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

6. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 7 комментария к ст. 13.1.

Статья 7.22 КоАП РФ. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (действующая редакция)

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • BB-код
  • Комментарий к ст. 7.22 КоАП РФ

    1. Общие требования к правилам ремонта жилых домов определены ст. 82 ЖК.

    При производстве капитального ремонта жилого дома, когда ремонт не может быть произведен без выселения проживающих лиц, муниципальные органы обязаны предоставить указанным лицам другое жилое помещение. При отказе проживающих лиц от переселения в это помещение муниципальные органы вправе требовать их переселения в судебном порядке.

    Жилое помещение, предоставляемое на время капитального ремонта, должно отвечать санитарным и техническим требованиям.

    В тех случаях, когда жилое помещение, занимаемое его собственником (нанимателем) и членами его семьи, в результате капитального ремонта не может быть сохранено, указанным лицам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение до начала капитального ремонта. Если в результате капитального ремонта жилое помещение существенно уменьшится, по требованию собственника (нанимателя) ему и членам его семьи должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение до начала капитального ремонта.

    2. Согласно ст. 84 ЖК переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя (собственника), а также совершеннолетних членов его семьи и с разрешения исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (см. также комментарий к ст. 7.21 КоАП).

    3. Правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей, определяются по преимуществу законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

    Порядок проведения работ по ремонту жилого помещения (квартиры, комнаты (комнат) и мест общего пользования в квартире коммунального заселения), освобождающегося за выездом граждан и в связи со смертью проживавших, определен Инструкцией о порядке проведения работ по ремонту освобождаемого жилого помещения, утвержденной Приказом Управления городского заказа Правительства Москвы и Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы от 12 марта 2001 г. (Приказ УГЗ и УЖКХиБ от 12 марта 2001 г. N 55-48/1).

    Согласно п. 1.2 Инструкции наниматель, арендатор, собственник (далее — пользователь) жилого помещения обязан своевременно, но не реже одного раза в пять лет производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения: побелку, окраску или оклейку обоями стен и потолков, окраску дощатых полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, нагревательных приборов, а также при необходимости замену оконных и дверных приборов, разбитых стекол, ремонт внутриквартирной электропроводки, а также исправлять отдельные повреждения жилого помещения и его инженерного оборудования, если они произошли по вине пользователей.

    Порядок ремонта жилого помещения, находящегося в государственной собственности г. Москвы и занимаемого по договору найма, освобождаемого за выездом пользователя на другое место жительства, а также порядок ремонта указанного жилого помещения, освободившегося в связи со смертью пользователя, определены соответственно разд. II и III указанной Инструкции.

    4. Применительно к отношениям, возникающим в процессе управления жилищным фондом организациями различного организационно-правового статуса и связанным с повреждениями жилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы или в частной собственности физических и юридических лиц, порядок проведения ремонта, связанного с повреждениями указанных жилых помещений, утвержден Приказом УГЗ и УЖКХиБ от 12 марта 2001 г. N 55-48/1.

    5. Согласно распоряжению премьера Правительства Москвы от 11 сентября 1996 г. N 832-РП «О порядке финансирования работ по ремонту нежилых помещений (строений)» капитальный и текущий ремонт нежилых помещений и строений (кроме сдаваемых в аренду), находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, а также в собственности физических лиц, производится за счет средств названных лиц в соответствии с нормами действующего законодательства и в порядке, установленном нормативными актами Правительства Москвы.

    Капитальный и текущий ремонт мест общего пользования строения, его несущих конструкций, механического, электрического, санитарно-технического оборудования, инженерных сетей, систем и устройств, связанный с общим ремонтом строения, находящегося в общей собственности физических или юридических лиц или же в хозяйственном ведении, оперативном или ином управлении нескольких предприятий (организаций), производится за счет средств собственников (совладельцев) строения. Размеры и порядок участия сторон в ремонте должны устанавливаться соглашением, исходя из объемов работ, определенных проектно-сметной документацией, пропорционально доле собственности (владения) — общей площади помещений (если иное не установлено соглашением).

    Капитальный ремонт сдаваемых в аренду нежилых помещений (строений), связанный с общим капитальным ремонтом дома, производится за счет средств юридических и физических лиц, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которых находится строение (если иное не предусмотрено договором аренды).

    Указанный ремонт выполняется одновременно с капитальным ремонтом всего строения.

    Капитальный ремонт внутри сдаваемых в аренду помещений, связанный с улучшением их отделки, установкой дополнительного инженерного оборудования, выполняемый сверх объемов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией на общий капитальный ремонт строения, производится с разрешения предприятия (организации), в собственности, хозяйственном ведении, оперативном или ином управлении которого находится строение, за счет средств арендатора на основании договора между сторонами, в котором должны быть определены объем, виды, сроки выполнения дополнительных работ и порядок их оплаты:

    — либо путем внесения в проектно-сметную документацию соответствующих изменений и увеличения сметной стоимости работ с последующей ее оплатой арендатором;

    — либо путем выполнения работ силами арендатора и за счет его средств на основании проектно-сметной документации под контролем предприятия (организации), в собственности, хозяйственном ведении, оперативном или ином управлении которого находится строение.

    6. Общие требования к переводу в нежилой фонд в г. Москве жилых помещений (домов) независимо от нахождения их в государственной (муниципальной) собственности, собственности общественных объединений или частных лиц, а также жилых помещений (домов), находящихся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный и нежилой фонды), определены Порядком перевода жилых помещений (домов) в нежилой фонд в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 11 ноября 1994 г. N 560-РМ. Согласно п. 1.2 данного нормативного правового акта вопросы, связанные с переводом жилых помещений в нежилой фонд, рассматриваются межведомственной комиссией административного округа либо непосредственно на городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда (МВК).

    Временное положение об МВК утверждено распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 12 января 1995 г. N 15-РЗП (в ред. распоряжения мэра Москвы от 2 декабря 1999 г. N 1368-РМ). Основания для перевода жилых помещений (домов) в нежилой фонд, а также требования по оформлению соответствующих документов определены п. 2, 3 Порядка перевода жилых помещений (домов) в нежилой фонд в г. Москве.

    7. Согласно п. 3 распоряжения мэра Москвы от 11 ноября 1994 г. N 560-РМ «Об упорядочении перевода жилых помещений в нежилой фонд и оформления документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах» (в ред. распоряжения мэра от 31 июля 1996 г. N 166/1-РМ) перевод жилых помещений в г. Москве в нежилые с целью размещения в них офисов или использования для иной предпринимательской деятельности может осуществляться в исключительных случаях и только на первых этажах строений и в соответствии с указанным выше Порядком.

    8. Исчерпывающий перечень объектов общего пользования в жилых домах, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности граждан или юридических лиц, определен Законом г. Москвы от 9 ноября 1994 г. N 19-87 «О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений».

    9. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 6 комментария к ст. 7.21.

    Взыскание алиментов: не все вопросы решены

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений…», вступившим в силу с 15.07.2016, в КоАП РФ включена ст. 5.35.1, предусматривающая административную ответственность за неуплату алиментов. Сразу же после введения этой нормы возникло множество вопросов, связанных с ее практическим применением. Проанализируем и обобщим практику применения данной статьи за семь месяцев действия, выявим сложности, возникающие при привлечении к ответственности за указанное правонарушение.

    Материальная сторона дела

    Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

    Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:

    –период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов;

    –отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов,

    –а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.

    По поводу периода неоплаты алиментных платежей основными вопросами, которые возникли в первые же дни, после введения в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ, стали вопросы о том:

    –с какого момента возможно применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ: непосредственно с 15.07.2016 или не ранее, чем по истечении двух месяцев после 15.07.2016;

    –возможно ли применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ за факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, имевших место до 15.07.2016.

    Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения – срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.

    Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что по тем исполнительным производствам, по которым на 15.07.2016 имелись факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, привлечь должников к административной ответственности невозможно, поскольку норма ст. 5.35.1 КоАП РФ в силу ст. 1.7 КоАП РФ на данные правоотношения не распространяется.

    Значительное количество дел об административных правонарушениях прекращалось именно со ссылкой на положения ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку, как указывали суды, за факты неоплаты алиментных платежей, имевших место до 15.07.2016, должник не может быть привлечен к административной ответственности.

    Однако не все суды соглашались с указанной позицией, они распространяли действие ст. 5.35.1 КоАП РФ на правоотношения, возникшие до 15.07.2016.

    Так, одним из первых опытов применения положений ст. 5.35.1 КоАП РФ в Волгоградской области (после введения Федерального закона от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений…») явилось Постановление мирового судьи судебного участка № 25 Волгоградской области от 20.07.2016 (то есть вынесенное чрез пять дней после введения в действие Закона № 326-ФЗ) по делу № 5-123-429/2016, которым к административной ответственности привлечен должник за факт неоплаты алиментов с 2015 года.

    Аналогичное выражение позиции по данному вопросу можно найти и в судебной практике иных регионов (например, Постановление Тверского областного суда от 10.11.2016 по делу № 4А-547/2016).

    Окончательная точка в указанном вопросе поставлена Президиумом ВС РФ в Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 (2016), в котором указано, что в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15.07.2016 и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

    Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

    Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.

    Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.

    Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.

    Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ, могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которые выражаются в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.

    Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.

    Так, Постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2016 № 4а-1665/2016 по делу № 5-292/2016-15 отказано в удовлетворении жалобы должника, привлеченного к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ, на судебные акты нижестоящих судов ввиду того, что должником оплачена задолженность до рассмотрения мировым судом дела об административном правонарушении.

    Суд обратил внимание, что указание в жалобе на то, что до рассмотрения дела мировым судьей вся задолженность по алиментам была погашена, не может послужить основанием для освобождения последнего от административной ответственности, поскольку не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

    Уплата алиментов не в полном объеме (частичная оплата, независимо от суммы частичной выплаты). В настоящее время по указанному вопросу отсутствует единая судебная практика и термин «неуплата», используемый в конструкции правовой нормы, некоторыми судами понимается как полное отсутствие оплаты денежных средств. При этом в случае даже незначительных выплат, а также выплат, произведенных против воли лица (то есть в ходе принудительного обращения взыскания на имущество должника), дело об административном правонарушении прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    Например, Постановлением мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17.01.2017 по делу № 5-25/2017 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении Толмачева В.Н.

    В качестве фактических обстоятельств, в результате которых суд пришел к указанному выводу, послужили факты незначительных выплат (2000,00 руб.) со стороны Толмачева В.Н. в счет алиментных платежей, при том, что за вменяемый период должник ежемесячно обязан был оплачивать алименты в размере 8960,75 (а всего за два месяца – 17 921,50 руб.).

    Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 14.02.2017 по делу № 12-11/2017 жалоба судебного пристава – исполнителя на указанное Постановление мирового судьи оставлена без удовлетворения.

    Постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-31-432/2016 прекращено дело об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении должника Попова М.С. признавшего в ходе судебного заседания свою вину, имеющего задолженность по алиментным платежам в размере 12 666,96 руб., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    В качестве оснований для прекращения производства по делу явилось то, что в рамках исполнительного производства судебный пристав – исполнитель в результате применения мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства на счете должника взыскал 2 638,27 руб. Добровольно же должником алиментные обязательства не исполнялись.

    Вместе с тем суд указал, что добровольность или, напротив, принудительность уплаты алиментов не предусматривается конструкцией ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в качестве одного из условий для квалификации деяния. В таком случае факт неуплаты алиментов, то есть непоступление средств надлежащему взыскателю от обязанного родителя – должника, материалами дела не подтвержден, в связи с чем суд не усмотрел признаков состава административного правонарушения.

    В другом случае Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 22.11.2016 по делу № 5-62-808/2016 должник по алиментным обязательствам признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ при наличии ежемесячных частичных выплат в размере 3000–5000 руб.

    Более того, в производстве органов дознания уже находятся уголовные дела в отношении должников, ранее привлекавшихся к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в связи с неполной (частичной) оплатой алиментов.

    Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 133 Волгоградской области от 12.08.2016 по делу № 5-133-1144/2016 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ привлечена Пономарева С.В. не в полном объеме оплачивавшая алиментные платежи (частичная оплата составила 11 000,00 руб.).

    После привлечения к административной ответственности и отбытия назначенного ей административного наказания указанный должник мер по оплате алиментов в полном объеме не принял (также произведена частичная оплата в размере 2000,00 руб.). В связи с этим 14.02.2017 дознавателем Волжского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Волгоградской области в отношении данного лица возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 157 УК Российской Федерации.

    Уплата алиментов с нарушением сроков их оплаты. В обобщении практики по применению судами Волгоградской области ст. 157 УК РФ за 2012–2013 годы, доведенном Письмом Волгоградского областного суда от 08.09.2014 № 02-05-05-25/14, указано, что алименты, согласно ст. 81, 83, 86 Семейного кодекса РФ, являются ежемесячными платежами, для которых Законом № 229-ФЗ установлены соответствующие сроки уплаты, а именно:

    –если должник не состоит в трудовых правоотношениях, то должен перечислять алименты до окончания текущего месяца (ст. 15, 16 Закона № 229-ФЗ);

    –если должник состоит в трудовых правоотношениях, то должен перечислять алименты в течение трех дней со дня выдачи заработной платы (перечисление осуществляет работодатель (ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

    Таким образом, оплата алиментов, произведенная хоть и в полном объеме, но с нарушением сроков их оплаты, должна также рассматриваться как действия, образующие объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ.

    Например, если в исполнительном документе предусмотрено взыскание алиментов ежемесячно с 01.01.2016, то, если сумма очередного платежа поступает позднее первого числа очередного месяца, платеж считается просроченным, исполнение произведено с нарушением установленного исполнительным документом порядка исполнения.

    Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 23.09.2016 по делу №5-116/2016 должник привлечен к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ. При этом суд указал на то, что осуществление должником несистематических выплат денежных средств в счет оплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка следует рассматривать как действия должника, совершенные во избежание привлечения к административной и уголовной ответственности.

    Таким образом, ввиду наличия обозначенных разногласий в судебной практике при толковании понятия «неуплата» представляется необходимым:

    –внести в конструкцию правовой нормы соответствующие уточнения;

    –либо на уровне Верховного Суда РФ дать разъяснения в части единообразного толкования понятия «неуплата», используемого в ст. 5.35.1 КоАП РФ в ходе применения указанной нормы судами.

    Уважительные причины

    Факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.

    В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.

    Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 61 Волгоградской области от 30.09.2016 по делу №5-61-467/2016 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должника по исполнительному производству, имеющего задолженность по уплате алиментов в размере 34 000,00 руб. В качестве оснований для принятия указанного решения судом установлено, что должник забрал у взыскателя детей, дети зарегистрированы и проживают совместно с должником и находятся на его иждивении.

    Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что суды в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают следующие обстоятельства:

    –отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка. Так, в Постановлении мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 26.07.2016 по делу №5-133/2016 указано, что в силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Закон не ставит данную обязанность в зависимость от наличия или отсутствия у родителя необходимых для содержания денежных средств.

    По данному моменту представляет интерес также позиция, выраженная в Постановлении Орловского областного суда от 22.12.2016 по делу № 4А-244/2016, которым суд не признал в качестве уважительной причины тот факт, что задолженность по алиментам у обязанного лица образовалась в связи с его незаконным увольнением работодателем. Как указал суд, доказательств, подтверждающих, что после увольнения заявитель предпринимал какие-либо попытки к осуществлению самостоятельного поиска работы, а также к регистрации в органах государственной службы занятости населения в целях последующего трудоустройства, при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии уважительности причин неуплаты им алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка более двух месяцев;

    – отсутствие у должника сведений о банковском счете взыскателя, на который следует перечислять алиментные платежи (Постановление мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 17.11.2016 № 5-62-800/2016);

    – наличие у должника инвалидности и длительное пребывание на лечении в стационарном лечебном учреждении (Постановление мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 06.10.2016 № 5-133-1334/2016);

    – нахождение должника, обязанного уплачивать алиментные платежи, на иждивении третьего лица (Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 15.08.2016 № 5-110-235/2016);

    – неуплата алиментов в связи с уплатой денежных средств на содержание иного ребенка должника (Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 11.08.2016 № 5-134-509/2016);

    –наличие у должника официального места работы, о котором последний не сообщил судебному приставу – исполнителю для обращения взыскания на заработную плату в установленном порядке (Постановление мирового судьи судебного участка № 42 Волгоградской области от 24.08.2016 № 5-42-484/2016).

    В ряде случаев суды прекращают производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием соответствующего состава, ссылаясь на факт достижения ребенком, на содержание которого взысканы алименты, совершеннолетия (например, Постановление мирового судьи судебного участка № 71 Волгоградской области от 27.07.2016 по делу № 5-71-495/2016).

    Вместе с тем указанная позиция представляется ошибочной, поскольку:

    –даже после достижения ребенком совершеннолетия при наличии непогашенной задолженности, образовавшейся до достижения 18 лет, должник продолжает быть обязанным к выплате данных средств, которые являются не чем иным, как средствами (задолженностью) по алиментному обязательству (о чем Президиум ВС РФ указывал еще 23.11.2005 в ответах на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов (Бюллетень ВС РФ № 3, 2006);

    –срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет два года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) и не прерывается даже после достижения ребенком совершеннолетия.

    Процессуальные аспекты

    Должностные лица. Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

    Вместе с тем с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о котором должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находиться в производстве только судебных приставов – исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.

    Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в Приказе ФССП России от 22.11.2016 № 603.

    На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, протоколы составлять имеют право:

    –начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов – старшие судебные приставы, их заместители;

    –судебные приставы – исполнители;

    –судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

    –должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    Протокол об административном правонарушении. При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.

    Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.

    В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 КоАП РФ), как:

    –дата и место его составления;

    –должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

    –сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

    –фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

    –обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;

    –часть статьи и статья КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность;

    –объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.

    Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).

    Административный арест. Санкция ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.

    Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

    Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.

    Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Волгоградской области от 19.08.2016 возвращены материалы по делу об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в Котовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Волгоградской области в связи с недоставкой правонарушителя в судебное заседание.

    При этом в Постановлении суд обратил внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в присутствии лица, совершившего правонарушение.

    Доказывание состава правонарушения. Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

    Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:

    – копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);

    – документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);

    –объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);

    В качестве иных документов, подтверждающих вину в совершении административного правонарушения, могут прилагаться:

    –копии врученных предупреждений об административной и уголовной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и ст. 157 УК РФ;

    –копии ранее вынесенных (до введения в действие Закона от № 326-ФЗ) в отношении должника приговоров по ст. 157 УК РФ;

    –объяснения взыскателя по факту невыплаты алиментных платежей;

    –врученные должнику направление в органы службы занятости и требования об оплате алиментов.

    Присутствие потерпевшего лица. В ряде случаев суды не рассматривают материалы об административном правонарушении, возвращая их должностному лицу, составившему протокол, ввиду того, что при составлении протокола об административном правонарушении или рассмотрении дела в суде не присутствует потерпевшее лицо, каковым является взыскатель по исполнительному производству (Определение мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-72/2016).

    Вместе с тем указанная позиция представляется не вполне обоснованной.

    Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.

    Санкции. В качестве санкций за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, предусмотрены такие административные наказания, как обязательные работы, административный арест либо административный штраф.

    Как показывает практика, основным видом назначаемого наказания являются обязательные работы.

    Так, в 2016 году судами Волгоградской области рассмотрено 832 дела по ст. 5.35.1 КоАП РФ, по результатам которых применены следующие наказания:

    –в 641 случае (77,04%) – обязательные работы;

    –в 140 случаях (16,82%) – административные аресты;

    – в 12 случаях (1,44%) – административные штрафы.

    С учетом того, что лицо привлекается к административной ответственности за неуплату алиментных платежей, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ относятся к первой очередности удовлетворения требований по отношению к административному штрафу, который может быть назначен судом, в сопроводительном документе, которым протокол (и иные материалы) направляется в суд для рассмотрения, следует в порядке ст. 24.4 КоАП РФ заявлять ходатайство о применении в отношении должника таких видов наказания, как административный арест либо обязательные работы. Только в таком случае назначенное судом наказание может достигнуть цели.

    Таким образом, анализ складывающейся практики по применению ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает наличие еще до конца не разрешенных вопросов как материальной, так и процессуальной стороны, которые были обозначены выше.

    Приведение указанных вопросов к единому знаменателю, исключающему поводы для неоднозначного судейского толкования, завершит цельную конструкцию системы административной ответственности за нарушение обязательств по уплате алиментов и позволит более эффективно исполнять указанные исполнительные документы.

    Статьями 832 коап рф