Статья 125. Порядок усыновления ребенка

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ в статью 125 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

См. комментарии к статье 125 СК РФ

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ в пункт 1 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ в пункт 2 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Абзац второй пункта 2 статьи 125 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ в пункт 3 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

О государственной регистрации усыновления (удочерения) см. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ

Пособие при усыновлении увеличится до 100 тысяч рублей

В конце января текущего года министерство образования и науки предложило ряд инициатив по упрощению процедуры усыновления. Большинство из них теперь закреплены законом.

Прежде всего, закон увеличивает размер материальной поддержки усыновителям: в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами единовременное пособие увеличивается до 100 тысяч рублей. На данный момент пособие составляет 13087,61.

Кроме того, закон избавит приемных родителей от необходимости вести учет расходов на мелкие бытовые нужды. Ведь до сих пор они обязаны отчитываться перед органами опеки и попечительства о любой мелочи — вплоть до покупки платочков и носков.

С одного до шести месяцев увеличивается срок передачи ребенка под предварительные опеку и попечительство с возможностью продления указанного срока до восьми месяцев. Кроме того, потенциальный усыновитель больше не обязан отчитываться о состоянии своего жилья.

Закон устанавливает требования к состоянию здоровья кандидата в усыновители и членов его семьи и оговаривает, что медицинское освидетельствование в этом случае должно проводиться бесплатно. Также уточняются нормы, касающиеся медицинского обслуживания детей.

Смягчается норма о разнице в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком. Минимальная разница по-прежнему составляет 16 лет, но теперь от этой нормы можно отступать — только по решению суда и по уважительной причине.

Социальные выплаты для усыновителей в России

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

В зависимости от возраста ребенка усыновители имеют право на федеральные выплаты:

— единовременное пособие при передаче ребенка в семью;

— пособие по беременности и родам при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

Единовременное пособие при передаче ребенка на усыновление, согласно Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, назначается одному из усыновителей, принявшим на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Базовый размер пособия — 8 000 рублей. Как и другие пособия, оно ежегодно индексируется. В 2013 году размер пособия составлял 13 087 рублей 61 копейку; с 1 января 2014 года пособие будет выплачиваться в размере 13 741 рубля 99 копеек в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 года «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, на каждого ребенка выплачивается 100 тысяч рублей. Эта повышенная выплата относится ко всем усыновлениям, решения по которым вступили в силу в 2013 году.

Для получения пособия следует обращаться в местное управление социальной защиты населения в течение шести месяцев с момента передачи ребенка в семью (со дня вступления в силу решения суда об усыновлении или удочерении).

Пособие по беременности и родам при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев, согласно постановлению правительства РФ от 11 октября 2001 года «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка», выплачивается за период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110 календарных дней) со дня рождения ребенка, установленного по решению суда.

Его размер составляет 100% среднего заработка. В расчете учитывается количество календарных дней за два года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. При этом в расчетный период не включаются дни, приходящиеся на декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, дни временной нетрудоспособности, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд не начислялись.

При расчете учитывают все выплаты, начисленные в пользу сотрудницы, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России.

Предельный размер базы для начисления взносов устанавливается ежегодно. В 2012 году данная сумма составляла 512 тысяч рублей в год, в 2013 году максимальная величина базы — 568 тысяч рублей, она будет применяться при расчете пособия и в 2014 году.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет составляет 40% среднего заработка за предыдущие два года, исключая календарные дни, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд не начислялись.

Законом установлен минимальный размер данного вида пособия. Оно не может быть меньше 2453,93 рубля за первого ребенка и 4907,85 рубля за второго и последующего (2013).

Право на получение материнского (семейного) капитала, согласно федеральному закону РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года, имеют женщины, усыновившие второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.

Размер материнского (семейного) капитала в 2013 году составляет 408 960,5 рубля, с 1 января 2014 года, согласно Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» он составит 429 408 рублей.

Помимо федеральных выплат для семей, усыновивших детей, существуют региональные выплаты.

Так, граждане РФ, усыновившие ребенка-сироту или оставшегося без попечения родителей в Москве не ранее 1 января 2006 года, имеют право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка (закон города Москвы от 30 ноября 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»). При усыновлении первого ребенка она составляет пять прожиточных минимумов на дату усыновления, при усыновлении второго ребенка — семь прожиточных минимумов, при усыновлении третьего и последующих детей — 10 прожиточных минимумов.

Тем усыновителям московских сирот, чье решение суда по усыновлению вступило в силу после 1 января 2009 года, выплачивается ежемесячные компенсационные выплаты (постановление правительства Москвы «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 года ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). При усыновлении ребенка супругами компенсация назначается одному из усыновителей. При усыновлении нескольких детей компенсация назначается на каждого ребенка. С 1 января 2012 года по 30 апреля 2013 года размер компенсации составлял 12 тысяч рублей. С 1 мая 2013 года выплачивается 15 тысяч рублей на каждого ребенка в возрасте до 12 лет, либо 20 тысяч рублей на ребенка от 12 до 18 лет, либо 25 тысяч рублей на ребенка-инвалида. При усыновлении одновременно троих и более детей выплаты в первых двух случаях увеличиваются соответственно до 18 тысяч рублей и 23 тысяч рублей.

Компенсация назначается с месяца усыновления ребенка, но не ранее 1 января 2009 года, при условии обращения за ней в течение 12 месяцев с даты усыновления (даты вступления в силу решения суда об усыновлении). Компенсация устанавливается до достижения ребенком 18 лет при условии ежегодного подтверждения совместного проживания усыновителя с ребенком.

Семья, усыновившая одного или нескольких детей, может получить статус многодетной и воспользоваться ее социальными льготами. Многодетной в РФ считается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные) до достижения младшим из них возраста 16 лет (18 лет, если он является учащимся образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы).

Семья, усыновившая ребенка-инвалида, пользуется государственными услугами по социальной поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Детей стали реже усыновлять, но чаще брать в опеку

Из-за экономического кризиса граждане России стали меньше усыновлять детей-сирот, предпочитая возмездную форму опеки. По данным Министерства образования и науки, число усыновленных детей в 2014 году впервые за последние три года снизилось, тогда как договоры о приемной семье заключили на 20% больше россиян по сравнению с 2013-м. Опекун получает пакет льгот и субсидий от государства — в частности, единовременную выплату из федерального бюджета около 14 тыс. рублей и ежемесячную «зарплату» (в Москве от 15 тыс. до 25 тыс.). Для усыновителей же оплата за воспитание не предусмотрена. Эксперты ожидают дальнейшего снижения числа желающих усыновить детей.

В минувшем году российские граждане усыновили 6616 детей — этот показатель впервые за последние несколько лет хоть и незначительно, но снизился (в 2013 году были усыновлены 6757 детей). При этом позиция Минобрнауки такова, что именно усыновление «является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью».

После принятия в январе 2013 года резонансного «закона Димы Яковлева» уменьшилось и число детей, усыновленных иностранцами. Всего в 2014 году были устроены 1038 детей в семьи иностранных граждан (Италия — 576 детей, Испания — 167, Франция — 123, Германия — 44, Израиль — 36, Мальта — 13 и др.). В 2013 году общее количество усыновленных детей составило 1488. При этом иностранцы гораздо чаще усыновляют детей-инвалидов — 7% от общего числа усыновленных, тогда как только 1% россиян берут детей с ограниченными возможностями.

Напомним, что в 2013 году депутаты также приняли поправки в Семейный кодекс, связанные с иностранным усыновлением. В них обязательным пунктом значится, что в страны, в которых признаются однополые союзы и браки, Россия передает детей только в исключительных случаях и только при наличии ратифицированного двустороннего договора, в котором гарантируется устройство ребенка в обычную семью без передачи в однополую. Сейчас подписаны договоры с Италией, Испанией и Францией. Готовятся проекты договоров о сотрудничестве со Швецией, Израилем, Ирландией, Новой Зеландией, Словенией, Кипром, Мальтой.

В то же время в России стремительно растет число желающих оформить возмездную форму опеки или попечительства (23 464 ребенка в 2014 году и 19 774 — в 2013-м). Рост наблюдается в первую очередь за счет увеличения количества договоров о приемной семье (21 264 ребенка в 2014-м и 17 740 — в 2013 году). А форма безвозмездной опеки, когда новым «родителям» не положена «зарплата» из бюджета города, напротив, теряет популярность (32 892 ребенка в 2014 году, 34 954 — в 2013-м).

В департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки отмечают, что «в течение последних 2 лет органами власти всех уровней были приняты и реализованы решения, которые позволили поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократить их численность в интернатных учреждениях».

При создании приемной семьи между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключается договор о передаче ребенка на воспитание. В отличие от усыновления приемными родителями могут стать как супруги, так и одинокие граждане. При этом их труд оплачивается, а воспитателю начисляется трудовой стаж. Приемным родителям и патронатным воспитателям выплачиваются единовременное пособие — около 14 тыс. рублей, пособие на содержание детей — 40% от заработной платы усыновителя, а также «зарплата» приемного родителя или воспитателя (ее размер зависит от региона проживания приемной семьи). Так, например, в Москве за воспитание ребенка платят около 15 тыс. рублей, за воспитание ребенка-инвалида — около 25 тыс.

Также детям-сиротам предоставляются путевки на отдых, бесплатный проезд в общественном транспорте, а их новым родителям — льготы по оплате ЖКХ.

При усыновлении или оформлении безвозмездной опеки «зарплата» гражданам не положена, им выплачивается только пособие при передаче детей и в дальнейшем деньги на их содержание.

Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты, руководитель проекта по поддержке приемных семей «Ванечка» Юлия Зимова отметила, что в связи с кризисом продолжит увеличиваться число приемных детей, а не усыновленных.

— Во-первых, больше чем у половины ребят, которые находятся сейчас на учете в банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, есть мама и папа, но они ограничены в правах, поэтому таких детей просто невозможно усыновить. Кроме того, около 60% — это дети с ограниченными возможностями или дети старшего возраста. Когда формируется приемная семья, за ребенком остаются все госгарантии — лечение, обеспечение жильем, обучение в вузах и пр., поэтому это наиболее оптимальная форма устройства. Это не какая-то корысть, это «правильная выгода», когда за приемными родителями закрепляется моральная составляющая воспитания, а за государством — материальная, — считает она.

По словам Зимовой, на содержание одного ребенка в семье государство тратит около 300–400 тыс. рублей в год.

— Государственные выплаты на содержание и оплату услуг родителей немаленькие, они устанавливаются в каждом регионе, но в среднем по России это 25–30 тыс. рублей в месяц, — говорит она. — Но всё равно в приемной семье государству содержать ребенка в три раза дешевле — на содержание в детдоме уходит около 1 млн в год на одного ребенка.

Юлия Зимова считает, что остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточное информационное сопровождение усыновления детей-инвалидов, низкая квалификация кадров в системе сопровождения семей, а также незакрепленный статус профессиональной семьи.

— Нужно, чтобы органы опеки правильно «презентовали» детей с ограниченными возможностями, рассказывали, например, о диагнозах и одновременно о фондах, которые помогают детям с такой болезнью. Директор детского дома в Сокольниках, где почти все дети ВИЧ-инфицированы, к примеру, читает лекцию в школе приемных родителей, после чего почти все слушатели меняют свое отношение к этому диагнозу, — отмечает она.

Зимова надеется, что осенью будет принят закон «О социальных воспитателях».

— Он закрепит статус так называемой профессиональной приемной семьи. Сейчас часто органы опеки, директора детдомов не хотят отдавать воспитанников в семью, где уже, например, восемь детей. Закон должен решить этот вопрос, узаконив новую форму устройства, — говорит она.

Директор одного из столичных детдомов считает, что нынешняя система усыновления несовершенна на всех ее этапах.

— Детей в детских домах не готовят к помещению в семью, с ними не прорабатывают ситуации встречи, отношений с кровной семьей. В результате чего в дальнейшем возникают проблемы и в приемной семье. У нас сложилась ситуация, что люди ходят и выбирают себе ребенка, то есть ведется работа именно с семьей. В то время как для каждого конкретного воспитанника детдома родителей не ищут, в итоге дети находятся в подвешенном состоянии: выберут — не выберут. При этом сам отбор происходит практически случайным образом — в базе и в детдоме семье предоставляют общие сведения без какой-либо детализации, — говорит директор. — Комиссии в органах опеки не учитывают информацию о детях при принятии решений об усыновлении, они формально проверяют бумажки, тогда как в их сферу внимания обязательно должны входить те, кто непосредственно работал всё это время с ребенком. Вообще у нас существует фрагментарная система, состоящая из отдельных элементов, единой же работы не ведется.

Профессор Международного института развития Алексей Скопин отметил, что, безусловно, экономическая ситуация влияет на принятие решения об усыновлении.

— Кризис, рост неуверенности в завтрашнем дне, сокращение доходов увеличивают ответственность родителей за усыновление — скорее всего, в этом году еще меньше будет желающих взять ребенка. В интернатах дети, как правило, имеют отклонения в развитии. Поэтому это не просто расходы на воспитание обычного ребенка, а дополнительные колоссальные затраты — на медобследования, лекарства, операции, — пояснил он.

Алексей Скопин считает, что в такой ситуации неправильно ужесточать правила международного усыновления.

— У нас слишком большое количество детей находится в интернатах, а в решении запрета усыновлять детей гражданами иностранных государств больше политики, чем заботы о детях. Конечно, были вопиющие случаи. Но в целом необходимо создавать максимально комфортные условия для усыновления — не важно, гражданами каких государств, главное, что все должны проходить экспертизу на способность быть родителями, — отмечает он.

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов отмечает, что во всем мире международное усыновление существенно снижается — так, в США за 10 лет почти в шесть раз уменьшилось число устроенных детей в иностранные семьи.

— В первую очередь необходимо предотвращать социальное сиротство, внутри страны нужно укреплять семьи, особенно сейчас, когда многие потеряли работу в кризис. Высвобождающиеся учреждения — те же детские дома, персонал и средства надо направлять на поддержку семей в кризисной ситуации, тогда у нас не будет такого количества сирот при живых родителях, — говорит он. — Должен быть баланс между действительно необходимыми мерами и иждивенчеством. Сейчас материальная поддержка находится на уровне минимума и очень сильно различается в регионах: в Ярославской, Владимирской областях — это 6 тыс. рублей, а в Ханты-Мансийске — 24 тыс. Где большая поддержка, там число устроенных детей выше. Но подчеркну, что детей берут не за деньги, это лишь небольшая поддержка новых семей. Сейчас надо сосредоточиться на двух вещах: обеспечить доступное и эффективное здравоохранение для детей с инвалидностью и сопровождение таких детей в дальнейшем, а также решать жилищный вопрос матерей из группы риска в качестве превентивной меры.

Павел Астахов подчеркивает, что Россия по числу детей-сирот находится на уровне развитых стран.

— В Испании, например, 30 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, в Японии — около 45 тыс., а в Америке — около 120 тыс. Хорошего показателя России удалось добиться за последние 5 лет как раз благодаря принимаемым мерам. У нас созданы школы приемной семьи и службы сопровождения приемной семьи — такого института нет в европейских странах, — поясняет он. — Кроме того, правильно смотреть не абсолютные показатели, а соотношение. Неизбежно каждый год будет уменьшаться число устроенных детей, потому что у нас сирот стало меньше. Если в 2009 году было выявлено 106 тыс. за год, а в 2014 году 61 тыс., то, конечно, в абсолютной величине усыновление падает, но в соотношении растет примерно на 2–2,5%.

Число детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно сокращается. В 2014 году было выявлено на 10,4% меньше детей-сирот по сравнению с 2013-м (61 621 ребенок и 68 770 соответственно). Всего на начало 2015 года на учете в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находилось 87,3 тыс. человек (в 2006 году их было свыше 180 тыс.).

Закон об усыновлении детей 2014

Иностранные граждане, желающие усыновить российского ребенка, теперь обязаны подать в органы опеки документ, который подтверждает, что законодательство их государства не позволяет заключать однополые браки. В постановлении отмечается, что этот документ «представляется в случае обращения лица, не состоящего в браке».

Кроме того, постановление исключает из перечня обязательных документов, представляемых потенциальными усыновителями, справки о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

Срок выдачи органом опеки заключений о возможности гражданина стать усыновителем или опекуном сокращается с 15 до 10 дней, упрощается и форма отчета опекуна о хранении и использовании имущества подопечного.

«Реализация постановления будет способствовать совершенствованию порядка передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации и иностранных граждан и обеспечению защиты прав и интересов таких детей», — говорится в правительственной справке к постановлению.

Напомним, что Россия ужесточила правила усыновления детей гражданами иностранных государств в качестве симметричного ответа на «акт Магнитского», принятый в США. Документ, запрещающий американцам усыновлять российских детей, известен как «закон Димы Яковлева» или «закон подлецов».

Летом 2013г. президент Владимир Путин подписал закон о запрете усыновления сирот гомосексуальными парами. Его авторы собирались «обезопасить психику и сознание детей от искусственного навязывания нетрадиционного поведения и возникновения душевных страданий и стрессов».

Однополые браки разрешены в Испании, Франции, Великобритании (кроме Северной Ирландии), Бельгии, Дании, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Исландии, Португалии, Канаде, Аргентине, Уругвае, Бразилии, Новой Зеландии и ЮАР, а также в нескольких штатах США.

Госдума приняла во втором чтении закон, позволяющий кочевникам усыновлять детей сирот

Депутаты Госдумы во втором чтении единогласно приняли законопроект Ямала, который разрешит кочевникам усыновлять детей-сирот. Об этом, сообщили Znak.com в пресс-службе губернатора ЯНАО, накануне рассказал депутат Госдумы РФ Григорий Ледков.

«В парламенте хорошее внимание к этому законопроекту, – отметил Ледков. – Достигнута договоренность, что в конце октября – начале ноября проект пройдет третье чтение». По мнению депутата, в этом вопросе важна скорость его решения, так как многие дети смогут вновь обрести семью.

«Этот вопрос связан с личным горем, когда ребенок остаётся без попечения родителей, а близкие родственники, соседи, как правило, равнодушными не остаются и хотят оставить сироту в семье, – пояснил Григорий Ледков. – Но у органов опеки есть свои законные процедуры. Бывает, ребенка увозят в другие города и даже государства. А мы говорим о том, что нужно сохранять генофонд, родной язык, традиционный уклад. Поэтому нам нужно действовать быстрее, чтобы закон был принят в третьем чтении и вступил в силу. Дальше мы будем отслеживать, чтобы ребенок обязательно остался на Ямале, в семье коренных народов».

По действующему закону, усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства. Соответствующий документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение, входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка. Согласно Жилищному кодексу РФ, традиционное жилище коренных северян – чум – к жилым помещениям не относится. В этой связи у представителей коренных малочисленных народов в РФ нет возможности усыновления детей. При этом Семейным кодексом РФ установлено, что при устройстве ребёнка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Законопроект ямальцев предлагает внести изменения для граждан, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, согласно которым вместо документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение, эта категория граждан сможет предоставлять документ, подтверждающий ведение кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципалитета.

Напомним, отменить требования о предоставлении документов о месте жительства для коренных малочисленных народов Севера, желающих взять на воспитание детей-сирот, предложил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин в 2014 году. «Ребёнок по закону будет обеспечен квартирой от государства. Надо лишь для тундровиков-кочевников упростить формальности его приёма в семью. Это существенно изменит ситуацию с семейным устройством сирот из числа коренных во всех северных регионах Российской Федерации», – комментировал инициативу Кобылкин.

Закон об усыновлении детей 2014