Презентация урока для интерактивной доски по истории (5 класс) по теме:
Земельный закон братьев Гракхов

Данный материал можно использовать на уроках истории в 5 классе

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История Древнего мира ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ

План урока: 1.Разорение воинов -земледельцев . 2.Заступник бедняков Тиберий Гракх 3.Гай Гракх продолжает дело брата

Задание на уроке Объясните , почему земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал?

1.Разорение воинов -земледельцев . Причина №1 Длительные заморские походы.

Причина №2 Обработка земли и выпас скота стоил дорого.

Причина №3 Крестьяне не находили сбыта своим товарам.

Причина №4 Приток массы рабов.

2.Заступник бедняков Тиберий Гракх

Тиберий Гракх выступает перед римлянами

Принятие земельного закона Задание классу : Прочитать п. 3 стр. 231-232 и выяснить, Какой закон предложил Тиберий Гракх ?

133 год до н. э. – принятие земельного закона Тиберия Гракха .

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 1.Каждому владельцу разрешает- ся иметь не более 500 югеров зем — ли.Если у него есть сыновья, то на каждого сына приходится по 250 югеров,но на каждую семью не может приходиться не больше 1000 югеров земли.

1000 югеров= 250 гектаров= 2500000 м ²

Аренда — пользование чем- либо за плату ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 2.Излишки государственной зем — ли должны быть переданы в каз — ну и из них нарезаются участки по 30 югеров бедным гражда — нам в наследственную аренду. Продажа этих участков запрещается .

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 3. Для проведения реформы соз — дается специальная комиссия из 3-х человек,избираемая Народ- ным собранием сроком на 1 год с правом последующего переиз — брания . ТИБЕРИЙ ГРАКХ

Убийство Тиберия Гракха

Задание: Прочитать п .4 стр. 233 и ответить на вопросы:

Вопрос 1. В каком году Гай Гракх был избран народным трибуном?

Вопрос 2. Почему Гая Кракха называют продолжателем дела брата?

Вопрос 3. Почему сенаторы сопротивлялись принятию и проведению земельного закона?

Д/ з : Прочитать § 50, ответить на вопросы на стр. 234. Почему земельная реформа была обречена на провал?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему .

Данная работа содержит презентацию и конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе, которая познакомит учащихся с Тиберием и Гаем Гракхами, которые пмогли принять земельные законы. наделяющие рим.

Презентация по истории Древнего мира для 5 класса по теме «Земельный закон братьев Гракхов».

Презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме «Земельный закон братьев Гракхов».

Данный материал можно использовать на уроках в 5 классе.

Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса.

Пример урока «Земельный закон братьев Гракхов» (деятельностный подход).

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Земельный закон братьев Гракхов »

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: « Земельный закон братьев Гракхов» Материал подготовлен учителем истории МБОУ СОШ пгт Славный Панова Е.Л..

Сегодня на уроке: Выяснить, почему началась гражданская война в Риме; Рассмотреть причины разорения крестьян в Риме и его последствия; Познакомиться с реформой , выяснить её основные положения; Выяснить, каковы последствия этой реформы.

Задание на урок: Как вы думаете , почему земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал?

Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки. Факт 1.

Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку. Факт 2.

Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешёвле, поэтому крестьяне разорялись. Факт 3.

Каковы же причины разорения крестьян?

Длительные заморские походы Не было сбыта товара производимого крестьянами Приток массы рабов Причины разорения земледельцев

Тиберий и Гай Гракх

Тиберий Гракх. « Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»

Принятие земельного закона. 1.Каждому владельцу разрешается иметь не более 500 югеров земли. Если у него есть сыновья, то на каждого сына приходится по 250 югеров, но на каждую семью не может приходиться больше 1000югеров земли(250 гектаров)

Принятие земельного закона. 2.Излишки государственной земли должны быть переданы в казну и из них нарезаются участки по 30 югеров бедным гражданам в наследственную аренду. Продажа этих участков категорически запрещается.

Принятие земельного закона. 3. Для проведения реформы создается специальная комиссия из 3-х человек, избираемая Народным собранием сроком на 1 год с правом последующего переизбрания. ТИБЕРИЙ ГРАКХ

Принятие земельного закона. « Может ли трибун, действующий во вред народу, оставаться в своей должности?»

«После изгнания царей это был первый в Риме раздор завершившийся кровопролитием и избиением граждан: все прочие раздоры удавалось прекратить благодаря взаимным уступкам и власть имущих, и самого народа» Плутарх Подведём итог урока.

На «3»:прочитать § 50; На «4»: подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?»; На «5» : какой политический режим установился бы в Риме в случае победы Гракхов (диктатура или демократия)? Домашнее задание.

  • Панова Елена Леонидовна
  • 1922
  • 08.04.2016

Номер материала: ДБ-016983

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспект урока по истории древнего мира для 5 класса «Земельный закон братьев Гракхов»

Конспект урока по истории древнего мира

«Земельная реформа братьев Гракхов».

Жданова Светлана Владимировна

Тема: «Земельный закон братьев Гракхов».

Образовательная: ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; ввести новые понятия «югер», «аренда».

Воспитательная: воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям, действующим во благо своего народа; воспитывать такие качества как доброта, жалость, а так же смелость и отвага.

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп; развивать творческие способности учащихся, научить учащихся получать новые знания путём самостоятельного чтения текста учебника.

Оборудование: карта «Римская республика в III — I вв. до н.э.», презентация по теме: «Земельный закон братьев Гракхов», проектор, компьютер, тетрадь, учебник А.А. Вигасина, текст исторического документа.

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся, работа по группам, работа по парам, работа с новыми понятиями, творческое задание, игровое задание, опрос.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: — новые понятия «Гражданская война», «аренда», «югер»; исторические личности: Тиберий и Гай Гракхи.

В течение урока проверить знание терминов: «провинция», «имение», Ганнибал.

Орг. момент – 1 мин.

Подготовка к изучению новой темы – 3 мин.

Изучение новой темы – 20 мин.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас. Я от всего сердце дарю вам улыбку, и надеюсь, что вы ответите мне взаимностью. Я предлагаю сделать девизом нашего урока: «Удачи всем!» Согласны?

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мои коллеги из других школ г. Белгорода, давайте поприветствуем их.

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ.

1.Запись темы на доске: «Земельный закон братьев Гракхов».

3. Постановка проблемного вопроса: «Почему началась гражданская война в Риме?»

Итак, мы начинаем с вами урок. Давайте с вами вспомним: Какое государство мы изучаем? (Древний Рим). Где находится Древний Рим? (На Апеннинском полуострове). А что такое полуостров? (часть суши, частично омываемая водой).

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу в истории древнего мира «Гражданские войны в Риме». И тема нашего урока сегодня: «Земельный закон братьев Гракхов». (Откройте тетради и запишите тему урока).

Ребята, прежде чем начать новую тему давайте с вами выясним: что такое Гражданская война? (дети размышляют). Итак, Гражданская война — война между гражданами одного государства. (Давайте запишем это понятие в тетради).

План работы на урок (на доске). Сегодня на уроке мы с вами узнаем: — почему разорялись римские земледельцы, кто такие Тиберий и Гай Гракхи, почему они решили заступиться за беднейшие слои населения; узнаем какой закон предложил Тиберий Гракх и почему этот закон не получил всеобщего одобрения.

А что такое закон? (закон – это правила, обязательные для всех жителей страны).

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Кроме этого, знать скупала земли и рабов, создавала сельские имения, с которыми крестьяне не могли конкурировать на рынке и от того ещё больше разорялись. А что такое имение? (земельное владение богатого человека). Разорение крестьян ослабляло армию, поскольку она была ополчением граждан, а разорившихся крестьян, превращавшихся в городскую чернь, в армию не брали.

За обездоленных крестьян заступились Тиберий и Гай Гракхи (внуки знаменитого Сципиона). Кто такой Сципион? (римский полководец победивший Ганнибала в битве с Карфагеном в 202 г. до н. э) А кто такой Ганнибал? (Карфагенский полководец, который в 218 году д.н.э. перешёл через горы Альпы и напал на Рим).

— римские земледельцы разорялись;

— на землях богатых землевладельцев работали только рабы из провинций. А что такое провинция? (завоёванная область за пределами Италии);

— скапливалось огромное количество невольников;

— разорение земледельцев ослабляло римскую армию. Почему? В армию не брали не имущих, теряя землю, земледельца, выгоняли из армии.

Итак, как мы уже сказали, за бедных решил заступиться Тиберий Гракх он был известен римлянам как смелый и отважный военный, они доверяли ему и просили защитить их права в народном собрании. В 133 году д. н. э. Тиберий Гракх разработал и предложил свой земельный закон. Давайте перенесёмся с вами в 133 год до н.э. и представим, что мы члены народного собрания и перед нами выступает народный трибун Тиберий Гракх с предложением принять его земельный закон. Содержание этого закона вам изложит Булгаков Влад. Ему было дано задание, самостоятельно подготовить, и рассказать, в чём суть земельного закона. А вы ребята разделитесь на 2 группы разорившиеся земледельцы и крупные землевладельцы. Внимательно выслушайте содержание закона и скажите, почему необходимо его принять, а почему нет.

( В течение данного этапа работы записать в тетради понятия: «югер» (мера измерения площади в древнем Риме, равная четверти гектара. 1 югер = 25 соток), «аренда» (плата за пользование чем-либо)

БЕДНЫЕ: — мы проливали свою кровь, завоёвывая эти земли, а в конечном итоге не имеем ни чего;

— нам и нашим семьям нечего есть и негде жить;

— мы ночуем в Риме под открытым небом, голодуем и живём случайными заработками;

БОГАТЫЕ:- мы получили эти земли в виде заброшенных пустырей, а сейчас там ухоженные виноградники и оливковые рощи, и мы теперь должны их отдать?

— для обработки этих земель мы покупали дорогие орудия труда и тратили много сил и времени.

Народное собрание Рима приняло земельный закон Тиберия Гракха. Переделом земли руководил сам Тиберий, а помогал ему во всём его младший брат Гай Гракх. Но богачи стремились опорочить Тиберия, они заявляли, что его цель не благо бедняков, а смута и захват власти. В день выборов, когда Тиберий предлагал свою кандидатуру на должность народного Трибуна, сенат устроил против него заговор. Тиберий и ещё 300 его друзей погибли.

А теперь ребята, выслушав все «за» и все «против» я предлагаю вам выполнить творческое задание по изменению земельного закона. Работать вы будете по парам. Посмотрите внимательно на содержание земельного закона, и выберите те пункты, которые, по вашему мнению могли бы принять как бедные, так и богатые слои населения, обоснуйте свой ответ.

Рассказ учителя. (Гибель Тиберия Гракха).

Гибель Гая Гракха. Спустя 9 лет после гибели Тиберия его брату Гаю Гракху приснился сон, в котором он увидел, Тиберия. Он заявил ему: «Чего ты медлишь? Нам суждена одна и та же жизнь и смерть в борьбе за благо народа». Он был избран трибуном, он продолжил начатое дело брата. И Гай Гракх тысячи земледельцев получили участки. Богачи возненавидели Гая. Сенат ввел в Рим военные отряды, погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. Не желая отдаться в руки врагов, он кончил жизнь самоубийством.

Спустя несколько лет был отменён запрет на продажу земельных участков. Богачи снова стали скупать землю у бедняков.

. Итак, давайте ответим с вами на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему началась гражданская война в Риме?»

— Почему народ помнил о Гракхах, и чтили их память? Почему их противники торжествовали победу?

Подведение итогов урока.

50 Вигасина, Ответить на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?

5. Государство должно выдать денежную выплату владельцам, которые отдают свою землю, либо понизить налоги для богатейших владельцев земли.

(правильные ответы: 1, 3, 5)

1. Вигасин А.А., Г. И. Годер, Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2009.

2. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009.
3. Большая школьная энциклопедия Т.1. – М: ОЛ-МА-ПРЕСС, 2000.-591 с.

Конспект урока по истории древнего мира для 5 класса «Земельный закон братьев Гракхов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №12, г. Белгорода

Оборудование: карта «Римская республика в III — I вв. до н.э.», презентация по теме: «Земельный закон братьев Гракхов», проектор, компьютер, тетрадь, учебник А.А. Вигасина, текст исторического документа.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: — новые понятия «Гражданская война», «аренда», «югер»; исторические личности: Тиберий и Гай Гракхи.

Закрепление изученного – 10 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Рефлексия – 1 мин.

Проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка.

2. Запись на доске новых слов и понятий: «Гражданская война», «югер», «аренда».

Ребята, прежде чем начать новую тему давайте с вами выясним: что такое Гражданская война? (дети размышляют). Итак, Гражданская война — война между гражданами одного государства. (Давайте запишем это понятие в тетради).

План работы на урок (на доске). Сегодня на уроке мы с вами узнаем: — почему разорялись римские земледельцы, кто такие Тиберий и Гай Гракхи, почему они решили заступиться за беднейшие слои населения; узнаем какой закон предложил Тиберий Гракх и почему этот закон не получил всеобщего одобрения.

А кто создал первые законы? (Вавилонский царь Хаммурапи).

Задание на урок: «Что послужило причинами начала гражданской войны в Риме?»

Рассказ учителя. (Проблемный вопрос на доске, из рассказа учителя самостоятельно уяснить причины начала гражданской войны).

После того как римляне установили свою власть в Средиземноморье, в Римском госте вспыхнула вражда между различными группами его населения. Вражда привела к вооружённым столкновениям, наступило время гражданских войн

Военные походы приводили к разорению римских земледельцев. Поскольку воины земледельцы после нескольких лет военных походов возвращались домой, и видели необработанные, заросшие сорняков поля, так как их семьям не под силу было обрабатывать эти земли в одиночку, им приходилось продавать за бесценок свой участок и идти в Рим. Там им приходилось перебиваться случайными заработками, голодать.

А сейчас ребята, мы работаем с учебником.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитайте п.2 стр. 230-231 учебника Вигасина, и ответьте на вопрос: «Почему Т.Гракх решил поддержать бедные слои населения?»

— римские земледельцы разорялись;

— на землях богатых землевладельцев работали только рабы из провинций. А что такое провинция? (завоёванная область за пределами Италии);

— скапливалось огромное количество невольников;

— разорение земледельцев ослабляло римскую армию. Почему? В армию не брали не имущих, теряя землю, земледельца, выгоняли из армии.

БЕДНЫЕ: — мы проливали свою кровь, завоёвывая эти земли, а в конечном итоге не имеем ни чего;

— нам и нашим семьям нечего есть и негде жить;

— мы ночуем в Риме под открытым небом, голодуем и живём случайными заработками;

— для обработки этих земель мы покупали дорогие орудия труда и тратили много сил и времени.

Вывод: Закон, предложенный Тиберием Гракхом, учитывал интересы бедных слоёв населения и ущемлял интересы богатых людей, богатые землевладельцы не желали отдавать свои земли и потому жестоко сопротивлялись принятию данного закона.

(На каждый стол раздаются варианты возможных изменений в законе).

Итак, если бы Тиберий внёс в свой закон некоторые изменения, то он мог бы быть одобрен как бедными, так и богатыми слоями населения.

Гибель Гая Гракха. Спустя 9 лет после гибели Тиберия его брату Гаю Гракху приснился сон, в котором он увидел, Тиберия. Он заявил ему: «Чего ты медлишь? Нам суждена одна и та же жизнь и смерть в борьбе за благо народа». Он был избран трибуном, он продолжил начатое дело брата. И Гай Гракх тысячи земледельцев получили участки. Богачи возненавидели Гая. Сенат ввел в Рим военные отряды, погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. Не желая отдаться в руки врагов, он кончил жизнь самоубийством.

Разорение земледельцев Италии продолжалось. (А о том как изменялась социальная обстановка в Древнем Риме мы узнаем на следующем уроке).

Какие ко мне будут вопросы?

1.После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.

— Почему народ помнил о Гракхах, и чтили их память? Почему их противники торжествовали победу?

Рефлексия на уроке.

Возможные изменения в земельном законе.

(карточка на стол учащимся)

1.Повысить планку до 600 югеров (что бы под эту реформу попадали только наиболее крупные землевладельцы).

2. За выданные государством участки земли, бедные люди должны заплатить в казну государства большие налоги.

3. Каждый владелец должен разделить свою землю (которая превышает 600 югеров) на участки, и раздать их бедным за минимальную плату. И выплачивать бывшему владельцу небольшой налог в виде денег или продуктов.

4. За пользование земельными участками, отобранными у богачей, вся крестьянская семья должна была отрабатывать 3 дня в неделю на земле хозяина.

Список использованной литературы


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Мартьянова О.А. «Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, филворды, логические задания», CD , 2009г.
2. lesson – history . narod . ru

Методические рекомендации по использованию национально-регионального компонента в области истории и общественных наук в образовательных учреждениях Республики Адыгея Пояснительная записка

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Адыгейский республиканский институт повышения квалификации

Рекомендации по реализации

на уроках истории и общественных наук

по использованию национально-регионального компонента

в области истории и общественных наук

в образовательных учреждениях Республики Адыгея

Данные рекомендации предназначены для учителей общественных дисциплин нашей республики и призваны облегчить переход школ Адыгеи на новые Базисные учебные планы, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Адыгея (№ 496 от 03 июля 2007 г.). В области преподавания национально-регионального компонента историко-обществоведческого образования.

Рекомендации включают в себя тематическое планирование курсов истории Адыгеи для общеобразовательных учреждений, а также рекомендации по использованию тем национально-региональной направленности в рамках курсов обществознания, права и экономики.

Настоящие рекомендации призваны помочь учителям при планировании исторических и обществоведческих курсов более рационально включать местный краеведческий материал в рамки истории России, всеобщей истории, обществознания, экономики и права, более эффективно сочетать их изучение с изучением вопросов локальной истории и современного состояния общественно-политического, социально-экономического и культурно-духовного развития нашей республики.

Не вызывает сомнения тот факт, что эффективность образовательной политики, решение задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в значительной степени определяется оптимальным соотношением федерального и национально-регионального компонентов школьного образования. Интеграция молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Закон РФ «Об образовании» закрепляет три компонента содержания образования государственного образовательного стандарта — федеральный, национально-региональный и школьный. Изучение национально-регионального компонента связано с необходимостью учета национальных, экономических, экологических, демографических и других особенностей регионов, обеспечения потребностей и интересов отдельных субъектов РФ.

В условиях трансформации российского общества происходит возрастание роли этносов в экономической, политической, социальной и культурной сферах, что приводит к созданию в субъектах Российской Федерации новой образовательной среды, важной характеристикой которой является культурный плюрализм. Этому способствует и реализация принципа вариативности образования в государственной образовательной политике; разграничение полномочий федеральных и региональных органов управления образованием в определении содержания образования; выделение федерального и национально-регионального компонентов в содержании образования.

В условиях модернизации российского образования идет поиск возможностей улучшения качества содержания его национально-регионального компонента. В реализации этой задачи значительная роль принадлежит поликультурному образованию. Необходимость реализации данного положения в школьной практике обусловливает особые требования к деятельности преподавателя. Школа и учитель должны выступать не только как носители и передатчики национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и способными определить место национальной культуры в общемировой поликультурной системе.
Нужно использовать поликультурное образование для организации образовательного процесса в национальных школах и классах, обосновывая поликультурное образование как процесс контакта культур, как способ социализации личности многонационального общества.

Актуальность изучения национально-регионального компонента как фактора поликультурного образования школьников обусловлена противоречиями между объективной необходимостью формирования у обучающихся поликультурного познавательного интереса, потребности в национальной самоидентификации и отсутствием научных разработок по формированию и развитию целостного поликультурного мировоззрения личности. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между образовательной политикой, ориентированной на развитие федерального и национально-регионального компонентов в государственных образовательных стандартах и недостаточным научно-методическим обеспечением национально-региональных образовательных проектов. Ликвидировать такие противоречия призвана Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная Приказом Министра образования и науки РФ (№ 201 от 3 августа 2006 года). Национально-региональный компонент содержания общего образования школьников становится фактором их поликультурного образования, если созданы и реализованы на практике следующие условия:

— управление проектированием национально-регионального компонента опирается на системообразующие факторы социокультурного пространства;

— при проектировании педагоги исходят из комплекса принципов: диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой культуры; историко-культурной и цивилизованной направленности национального образования; диалога культур; объективного историзма в изложении основ национальной и мировой культуры; поликультурной идентификации и самоактуализации личности;

— национально-региональный компонент реализует ряд функций: философско-культурологическую, этико-гуманистическую, гуманитарно-гностическую, воспитательно-рефлексивную, личностно-развивающую.

Поликультурное образование — это процесс и результат формирования целостного поликультурного мировоззрения личности, сочетающего этническое самосознание и развитое чувство уважения и понимания различных этнических культур. Содержание поликультурного образования есть совокупность отражающих культурное многообразие знаний, способов деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения, опыта творческой деятельности.

Поликультурное образование современных школьников становится более эффективным, если реализованы следующие условия: проектирование национально-регионального компонента опирается на системообразующие факторы социокультурного пространства; при проектировании педагоги исходят из комплекса принципов: диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой культуры; историко-культурной и цивилизованной направленности национального образования; диалога культур; объективного историзма в изложении основ национальной и мировой культуры; поликультурной идентификации и самоактуализации личности; национально-региональный компонент реализует ряд следующих, довольно значимых функций: философско-культурологическую, этико-гуманистическую, гуманитарно-гностическую, воспитательно-рефлексивную, личностно-развивающую.

Под национально-региональной историей мы понимаем историю всех народов Адыгеи с древности до наших дней в их экономическом, социальном, политическом, конфессиональном, культурном взаимодействии и диалоге. Школьный курс национально-региональной истории, с одной стороны, отражает факты из жизни этносов и социальных групп региона, совпадающих с границами современной Республики Адыгеи, с другой стороны — он вмещает историко-культурное наследие более крупных региональных образований прошлого.

Изучение национально-региональной истории в основной школе станет эффективным, обеспечит понимание учащимися взаимосвязи истории нашего региона, населяющих его народов, с отечественной и всеобщей историей, позволит им осознать себя в контексте российской и национальной культуры, национального менталитета, региональных социокультурных реалий, а также осознать себя в качестве полноценных участников культурно-исторического развития страны, республики, своего города, села, если:

1) цели изучения национально-региональной истории отражают как цели изучения предмета «История» в целом, так и специфику субъекта РФ, региона;

2) отбор содержания национально-региональной истории будет осуществляться на основе многоуровневого подхода (соотнесение региональной истории и локальной истории с историей страны);

3) в качестве важнейшего средства обучения будет использоваться комплекс источников исторических знаний (от первоисточников до трудов историков, фрагментов художественной литературы), разносторонне раскрывающих историю и культуру региона;

4) будут определены и применены методические приемы, обеспечивающие приоритет самостоятельной и творческой деятельности учащихся, приобщение школьников к самостоятельному изучению истории Адыгеи.

Под национально-региональным компонентом обществоведческого, правового и экономического образования понимаются те вопросы и проблемы, которые напрямую связаны с современным состоянием дел в Республике Адыгея, с развитием социальной, экономической, политической, правовой и духовной сфер жизни общества в регионе, которые составляют своеобразие современной жизни Адыгеи как составной части современной общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Российской Федерации в целом.

Круг обществоведческо-правовых и экономических вопросов, затрагивающих проблемы современного развития нашей республики довольно обширен, но неравномерно распределен по учебным блокам в рамках указанных предметов. Кроме того, различна их учебная и практическая значимость для становления и развития личности школьника. Все это порождает неоднородный объем местного материала, включаемого в рамки базовых обществоведческих курсов, о чем будет подробно рассказано ниже.

^ Методические рекомендации по преподаванию истории Адыгеи

Изучение учебного предмета «История Адыгеи» должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание чувства любви и уважения к своей родине;
  • формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Республики Адыгея, ее истории и археологии;
  • освоение знаний о важнейших этапах исторического развития региона, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности.
  • Этими целями, а также задачами, поставленными государственным стандартом и программами по данному предмету, должен руководствоваться в своей повседневной практике педагог.

    С 2006-2007 учебного года, в соответствии с новым Базисным учебным планом в Республике Адыгея изменяются способы и формы преподавания истории Адыгеи. В течение трех лет, по мере поэтапного введения в действие новых БУПов, сокращается количество учебного времени, отводимого на изучение данного предмета. Так, в 2006-2007 учебном году было исключено из Базисного учебного плана преподавание истории Адыгеи как отдельного предмета в 5-ых классах, в 2007-2008 учебном году сокращается данный учебный предмет в 6-ых классах, а со следующего, 2008-2009 учебного года будет исключено преподавание истории Адыгеи как отдельного предмета в 7-ых классах общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Данные преобразования вызваны объективными причинами, связанными с введением в школах Российской Федерации предпрофильного и профильного образования и соответствующей оптимизацией учебного процесса на основе новых Базисных учебных планов РФ и РА.

    Но, несмотря на предпринятые изменения, изучение вопросов истории Адыгеи является обязательным и будет осуществляться в соответствии с рекомендациями МОиН РФ и РА в рамках курса истории в объеме 15 % учебного времени, т. е. – около 10 уроков в год в каждом из указанных классов. Преподавание будет осуществляться по уже существующим учебникам по истории Адыгеи, созданным в рамках конкурса учебников, проводившегося Министерством образования и науки Республики Адыгея.

    Хронологически изучение истории Адыгеи построено следующим образом:

    5 класс — вопросы по истории Адыгеи (с древнейших времен до V в. н.э. включительно) включены в курс истории древнего мира;

    6 класс — история Адыгеи освещается в рамках истории средних веков и истории России с V по XVI вв.;

    7 класс – в 2007-2008 учебном году история Адыгеи изучается как отдельный предмет, а с 2008-2009 учебного года – в рамках курсов новой истории и истории России XVII-XVIII вв.;

    8 и 9 классы — история Адыгеи изучается отдельным предметом в соответствии с Базисным учебным планом Республики Адыгея по существующим ныне учебникам.

    Синхронизация изучения истории Адыгеи в 5 – 7 классах с вышеупомянутыми курсами призвана способствовать складыванию у учащихся представлений о единстве исторического пространства и исторического времени; о том, что история Адыгеи есть неотъемлемая часть истории России и всемирной истории.

    В данном классе учащимся необходимо дать основополагающие знания, создать у них базовые представления о древнейшей и древней истории нашего региона с учетом особенностей детской психологии этого возраста. Особая роль при этом отводится рассмотрению деятельности отдельных личностей – героев и легендарных деятелей, а также изучению мифов, преданий, сказаний и т.д. Это объясняется тем, что пятиклассники еще не избавились от так называемого «сказочного мировосприятия», от интереса к деятельности ярких, выдающихся героев, полководцев и прочих видных личностей. Количество учебного времени, отводимого на изучение истории Адыгеи в данном классе, должно равняться 10 учебным часам (15% от годовой нагрузки). Изучение локальной истории предпочтительнее построить в виде двух единых блоков:

    I блок изучается в рамках раздела «Жизнь первобытных людей», после прохождения темы «Счет лет в истории», так как учебный материал данного блока неразрывно связан с хронологией. В рамках данного учебного блока рекомендуется дать следующие уроки по истории Адыгеи:

    Уроки № 1-2 – «Каменный век на территории Северо-Западного Кавказа», — на которых необходимо изучить появление человека в нашем регионе, основные стоянки и занятия людей эпохи палеолита, мезолита и неолита, особенности жизни древних людей в нашем регионе (глава 1. п. 1-4 учебника Ловпаче Н.Г., Панеша А.Д., Чич Б.П. История Адыгеи для 6 кл.).

    Уроки № 3-4 – «Медно-каменный и бронзовый век на территории Северо-Западного Кавказа» — на которых учитель должен рассказать о том, когда и при каких условиях в нашем регионе произошел переход от каменных орудий труда к бронзовым, о главных археологических культурах Северо-Западного Кавказа эпохи бронзы: майкопской, дольменной и северокавказской, о том как, когда и где жили народы, относящиеся к ним, чем занимались (раздел 1, п. 5-6; раздел 2, п. 1-5 вышеуказанного учебника).

    Эти четыре урока должны логически завершать изучение школьниками истории первобытного общества, и на них ученики должны повторять и закреплять в ходе изучения истории Адыгеи те знания, которые ими получены ранее.

    II блок истории Адыгеи можно изучать либо в разделе «Древняя Греция», либо по окончании изучения истории античности, т.е. по окончании изучения раздела «Древний Рим», в конце учебного года. При этом последний вариант изучения представляется методически более оправданным, так как не произойдет логического разрыва при изучении истории Античного мира. Одновременно с этим материал II учебного блока по истории Адыгеи будет служить базой для итогового повторения всех тех знаний, которые получены учащимися в ходе изучения истории Древнего мира на протяжении всего 5 класса.

    Во II блок должны входить следующие уроки: 1 урок – «Этническая история Северо-Западного Кавказа I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.», в ходе которого необходимо осветить причины перехода от бронзы к железу, условия и время такого перехода на Северо-Западном Кавказе, рассказать о тех народах, которые жили здесь в то время, – киммерийцах, скифах, сарматах, аланах, гуннах и т.д.

    2 и 3 уроки должны быть посвящены изучению политической и экономической истории синдов и меотов и иных народов нашего региона.

    4 урок должен быть посвящен рассмотрению культуры этих народов.

    5 и 6 уроки должны быть отведены для изучения истории греческих колоний в Причерноморье и истории Боспорского царства.

    Материал для этого блока содержится в вышеуказанном учебнике (раздел 2,п.6;раздел 3).

    Итого в 5 классе, в рамках этих двух учебных блоков, как уже и отмечалось, на изучение национально-регионального компонента отводится 10 уроков, которые выделяются за счет уплотнения учебного материала по истории Древнего мира, но при этом должны соблюдаться принципы доступности и соответствия обязательному минимуму содержания учебных программ для основной школы. Эти же условия должны соблюдаться и в 6-8 классах при планировании соответствующих курсов истории.

    Для примера ниже приведен один из вариантов тематического планирования курса истории Адыгеи во взаимосвязи с учебником Вигасина А.А. и др. «История древнего мира» (М. Просвещение, 2005-2007). В качестве источника материала по региональной истории использован учебник Ловпаче Н.Г.и др. «История Адыгеи с древнейших времён до конца XYв.» (Майкоп, 2002)

    1. Вводное занятие.

    2. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.

    3. Возникновение искусства и религии.

    4 Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.

    5. Счет лет в истории.

    6-7. Северо-Западный Кавказ в эпоху камня. 1

    8-9. Северо-Западный Кавказ в эпоху энеолита и бронзы.

    10. Повторение по теме “ Жизнь первобытных людей”.

    11. Государства на берегах Нила.

    12. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи.

    13. Военные походы фараонов.

    14. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.

    15. В древнеегипетской школе.

    15. Древнее Двуречье.

    16. Царь Хаммурапи и его законы.

    18. Финикийские мореплаватели.

    19. Библейские сказания. Царство Давида и Соломона.

    21. Персидская держава.

    22. Природа и люди Древней Индии.

    23. Индийские касты.

    24. Чему учил мудрец Конфуций.

    25. Первые властители единого Китая.

    26. Повторительно-обобщающий урок по теме “ Древний Восток”.

    27. Греки и египтяне.

    28. Микены и Троя.

    29. “Илиада”. “Одиссея”

    30. Религия древних греков.

    31. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

    32. Зарождение демократии в Афинах.

    33. Древняя Спарта.

    34. Основание греческих колоний.

    35. Северо-Западный Кавказ в I тыс. до н. э. – нач. I тыс. н.э.

    36 -37. Синды и меоты.

    38. Культура синдов и меотов.

    ^ 39. Греческие колонии в Северном Причерноморье.

    40. Боспорское царство.

    41. Олимпийские игры в древности.

    42. Победа греков над персами в Марафонской битве.

    43. Нашествие персидских войск на Элладу.

    44. В гаванях афинского порта Пирей.

    45. В городе богини Афины.

    46. В афинских школах и гимназиях.

    47. В театре Диониса.

    48. Афинская демократия при Перикле.

    49. Города Эллады подчиняются Македонии.

    50. Поход Александра Македонского на Восток.

    51. В древней Александрии Египетской.

    52. Повторение по теме: “ Древняя Греция.”

    53. Древнейший Рим.

    54. Завоевание Римом Италии.

    55. Устройство Римской республики.

    56. Вторая Пуническая война.

    57. Установление господства Рима над Средиземноморьем.

    58. Рабство в Древнем Риме.

    59. Земельный закон братьев Гракхов.

    60. Восстание Спартака.

    61. Единовластие Цезаря в Риме.

    62. Установление империи в Риме.

    63. В Риме при императоре Нероне.

    64. Первые христиане и их учение.

    65. Расцвет Римской империи во II веке.

    66. Рим во времена империи и его жители. Римская империя при Константине.

    67. Взятие Рима готами.

    68. Итоговый урок по курсу.

    69-70. Резервные уроки.

    При изучении курса истории в данном классе необходимо изучить 10 уроков по истории Адыгеи. В связи с тем, что в 6 классе изучаются 2 курса – история средних веков и история России – региональную историю рациональнее изучать в рамках российской истории, так как материал школьных учебников по истории средних веков не содержит тем, которые были бы связаны с историей Адыгеи, за исключением истории Османской империи.

    Материал по региональной истории наиболее рационально преподавать в данном классе тремя учебными блоками. I блок должен размещаться в конце раздела «Киевская Русь» и включать в себя следующие уроки: 1 и 2 – «Зихи и касоги» — должны повествовать об этих предках адыгов, об их хозяйственной и политической жизни, об их культуре, быте и т.д. 3 урок данного блока – «Соседи зихов и касогов. Тьмутараканское княжество» — должен рассказывать о взаимоотношениях зихов, касогов с другими народами — Византией, Закавказьем, но в первую очередь – с русскими. Подробно следует остановиться на кавказском походе Святослава и на истории возникновения и развития Тьмутараканского княжества, его роли и месте в российской истории и истории Кавказа.

    II учебный блок состоит из двух уроков и должен включаться в раздел «Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.)» и располагаться в конце этого раздела. Этими уроками должны быть: 1) «Монголо-татарское нашествие на Кавказ», в ходе которого должны быть освещены монгольские походы на Кавказ и борьба адыгов с монголо-татарами; 2) «Генуэзские колонии на Кавказе», в ходе которого ученики должны узнать об основании итальянских поселений на Северо-Западном Кавказе, их роли и значении в истории региона, о взаимоотношениях генуэзцев с адыгами и т.д.

    III учебный блок по истории Адыгеи должен быть расположен в конце раздела «Русь Московская (XIV – XVI вв.)», т.е. в конце изучения курса России в 6 классе, и одновременно служить цели обобщения и закрепления полученных в данном классе исторических знаний. Этот учебный блок включает в себя следующие уроки: 1) «Адыги в XIV – XVI вв.», на котором рассматривается расселение адыгских народностей, их хозяйственная жизнь, политическое и социальное устройство; 2) и 3) – «Культура адыгов в XIV – XVI вв.» — в ходе данных уроков ученики должны ознакомиться с духовной и материальной культурой адыгов, их обычаями и традициями; 4) и 5) – «Отношения адыгов с другими народами в XIV – XVI вв.». На этих уроках должны быть освещены взаимоотношения адыгов с Османской империей, Крымским ханством, Россией и иными государствами и народами.

    Следует особо отметить, что преподаватель может варьировать количество уроков, отводимых на три темы данного учебного блока, распределяя учебное время внутри него по своему усмотрению, при условии полного раскрытия данных тем.

    Материал для преподавания данного курса в 6 классе находится в вышеуказанном учебнике по истории Адыгеи для 6 класса (Ловпаче Н.Г., Панеш А.Д., Чич Б.П.) в разделах 4-8, а также в учебнике История Адыгеи: 7кл. (Булгаков С.Ю., Каракаев З.Х.) в п. 2-13, 16-31.

    Другой возможный вариант планирования курсов истории в 6 классе приводится ниже.

    История средних веков. 6 класс. (26 часов)

    ( Агибалова Е.В., Донской Г.М.“ История средних веков” 6 кл. -М., Просвещение, 2005-2007)

    2. Древние германцы и Римская империя.

    3. Королевство франков и Христианская церковь.

    4. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная

    5. Западная Европа в IX-XI веках.

    6. Культура раннего Средневековья.

    7. Византийская империя. Культура Византии.

    8. Образование славянских государств.

    9. Арабы в YI-XI вв. Культура стран Халифата.

    10. В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели.

    11. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

    12. Католическая церковь в XII-XIII веках. Крестовые походы.

    13. Как происходило объединение Франции.

    14. Что англичане считают началом своих свобод.

    15. Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии.

    16. Усиление королевской власти во Франции и Англии.

    17. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

    18. Усиление власти князей в Германии.

    19. Расцвет итальянских городов.

    20. Гуситское движение в Чехии.

    21. Завоевание турками Балканского полуострова.

    22. Культура Западной Европы в XI-XY веках.

    23. Раннее Возрождение в Италии. Научные открытия и изобретения.

    25. Америка и Африка.

    26. Итоговый урок.

    История России. 6 класс (44 ч)

    (Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XYI века” 6 кл.- М.,2006, Ловпаче Н.Г. и др. «История Адыгеи с древн. времен до конца XYв». — Майкоп, 2002, Булгаков С.Ю., Каракаев З.Х. «История Адыгеи XYI- XYII вв.» — Майкоп, 2002.).

    2. Восточные славяне.

    3. Соседи восточных славян.

    4-5. Формирование древнерусского государства.

    6. Владимир Святославич. Принятие христианства.

    7. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

    8. Культура Древней Руси.

    9. Быт и нравы Древней Руси.

    ^ 10. Северо-Западный Кавказ в эпоху раннего средневековья.

    11-12. Зихи и касоги.

    13. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя».

    14. Начало раздробления Древнерусского государства.

    15-16. Главные политические центры Руси.

    17. Нашествие с Востока.

    18. Борьба Руси с западными завоевателями.

    19. Русь и Золотая Орда.

    20. Русь и Литва.

    21. Культура русских земель в XII-XIII веках.

    22. Повторительно-обобщающий урок по теме: “ Политическая раздробленность на Руси”.

    23. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

    24-25. Москва-центр борьбы с Ордынским владычеством. Куликовская битва.

    26. Московское княжество и его соседи в конце XIY-середине XY века.

    27. Создание единого Русского государства и конец Ордынского владычества.

    28. Московское государство в конце XV- начале XVI вв.

    29. Церковь и государство в конце XY-начале XYI веков.

    30. Реформы Избранной Рады.

    31. Внешняя политика Ивана IV.

    33-34. Адыги в XV-XVI вв.

    ^ 35. Адыги и их соседи в XV-XVI вв.

    36. Адыги и Русское государство в XV-XVI вв.

    37-38. Культура и быт адыгов в XV-XVI вв.

    39. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

    40. Архитектура и живопись в XIY-XYI вв. Быт XY-XYI вв.

    41. Повторительно-обобщающий урок по теме “ Русь Московская ”.

    42. Итоговый урок.

    43-44. Резервное время.

    Так как в 2007-2008 учебном году история Адыгеи будет изучаться отдельным предметом (как уже указывалось выше), то авторы не видят необходимости подробно останавливаться на особенностях преподавания данного курса в означенном учебном году, ибо учителям учебник истории Адыгеи 7 класса (авторы – Булгаков С.Ю. и Каракаев З.Х.) хорошо знаком и работа с ним не вызывает сложностей ни у педагогов, ни у обучающихся. К тому же материал учебника разбит на 32 параграфа, что вкупе с двумя повторительно-обобщающими и одним резервным уроками легко укладывается в 35 учебных часов, отводимых на изучение данного курса в течение учебного года.

    Остановимся подробнее на преподавании истории Адыгеи в седьмом классе в 2008-2009 и последующих учебных годах, т.к. именно тогда произойдет изменение структуры преподавания данного предмета.

    В этом классе, в силу тех же причин, что были характерны и для шестого класса (о чем указывалось выше), историю Адыгеи можно изучать только в рамках истории России. В связи с тем, что по ряду объективных обстоятельств довольно трудно разделить при изучении историю Адыгеи на хронологические части в рамках изучаемого периода (XVII – XVIII вв.), наиболее рациональным и оправданным будет преподавание региональной истории единым блоком из 10 уроков в конце изучения курса истории России в 7 классе. Так же, как и в предыдущих классах, изучение истории Адыгеи в данном случае должно совмещаться с обобщением, закреплением и повторением учащимися знаний по истории России.

    Итак, учебный блок по истории Адыгеи в 7 классе должен включать в себя следующие уроки:

    1. «Территория и население адыгов в XVII – XVIII вв.» В ходе данного урока учащиеся должны будут запомнить расселение основных адыгских народностей, изучить расселение их соседей.

    2-3. «Экономическая жизнь адыгов в XVII – XVIII вв.» На этих уроках учитель должен объяснить особенности хозяйственной жизни региона, осветить развитие ремесла, сельского хозяйства и торговли у адыгов, их экономические связи с другими народами.

    4. «Политическое развитие адыгов» — в рамках этой темы семиклассники должны уяснить систему власти у адыгов, роль хасе в жизни общества, узнать основные события политической жизни адыгов того периода.

    5. «Социальная структура адыгского общества» — этот урок должен дать ученикам знания об основных сословиях и социальных группах адыгского общества, их роли и положении, а также о проявлении столкновения интересов трудящихся масс адыгского народа и его правящей верхушки в XVII – XVIII вв.

    6-7. «Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в XVII – XVIII вв.»

    На этих уроках необходимо ученикам объяснить особенности геополитического положения Северо-Западного Кавказа, отношений адыгов с Крымским ханством, Османской империей, Россией и другими государствами и народами в данный промежуток времени. Особо пристальное внимание следует обратить на политику Российского государства на Кавказе вообще и на Северо-Западном Кавказе в частности.

    8-9. «Культура и быт адыгов в XVII – XVIII вв.» В рамках данной темы необходимо осветить те изменения, которые произошли в культурной жизни адыгов и в их быту в рамках указанного исторического периода, выявить причины этих изменений и их последствия.

    10. «Появление казачества на Кавказе». Этот урок должен осветить причины переселения Запорожского казачьего войска на Кубань, роль Черноморского, Терского, Донского и иных казачьих войск в истории Кавказа того периода, быт и обычаи казаков.

    Следует отметить, что учитель может по своему усмотрению изменять порядок изучения тем в данном учебном блоке и менять количество отводимых на данные темы уроков в целях более эффективного изучения определенных разделов. При этом не допускается подробное изучение какой-либо темы вместо другой, означенной выше. Учитель может расширить учебный материал при условии полного изучения учениками вышеуказанных учебных тем. Материал для изучения истории Адыгеи в данном классе следует брать в учебниках Булгакова С.Ю., Каракаева З.Х. История Адыгеи: 7 класс и Чирга А.Ю., Емтыль Р.Х. История Адыгеи: 8 класс — п. 1-7, 9-13, 15-16, 23-32.

    Еще раз подчеркиваем, что изучение истории Адыгеи в 5 — 7 классах в указанных размерах осуществляется за счет уплотнения учебного материала по истории России и всеобщей истории, но при полном и неукоснительном выполнении требований Государственного учебного стандарта по истории для основной школы.

    По Базисному учебному плану Республики Адыгея в 8 классе преподавание курса истории Адыгеи осуществляется отдельным предметом в объеме 35 учебных часов в год, т.е. – оставлено без изменений.

    Хотелось бы обратить внимание учителей на тот факт, что в связи с тем, что материал по истории Адыгеи XVIII в. изучается также и в 7 классе, было бы целесообразно в процессе преподавания данного курса больше сконцентрироваться на событиях и явлениях, характерных для XIX века, тем самым дать возможность учащимся лучше разобраться в событиях тех лет. Особое внимание необходимо уделить тенденциям сближения адыгов и русских в указанный период, которые присутствовали наряду с противостоянием в годы Кавказской войны. Именно акцент на общности развития двух народов, на интеграционных процессах, наметившихся в это время, поможет развитию культуры межнационального общения в рамках поликультурного образования, что соответствует содержанию Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной Приказом Министра образования и науки РФ от 3 августа 2006 года № 201 по духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.

    Тематическое планирование курса истории Адыгеи для 8 класса составляется соответственно учебнику Чирга А.Ю. и Емтыль Р.Х. (33 параграфа из расчета 1 параграф – 1 урок плюс повторительно-обобщающие уроки) и не требует дополнительной проработки в силу этого.

    Земельный закон братьев гракхов конспект урока 5 класс